Глава шестая
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр.6:1–2). История Церкви начинается с того, что Агнец Божий – Иисус Христос – становится жертвой за грехи мира. Христос открывает первую из семи печатей, и начинается первая эпоха Церкви. Мы видим, что вся мировая история существует на основании великой иерархии, начало которой полагает Бог Отец, Его Сын и Святой Дух, – Святая Троица правит вселенной. Приказ Бога, повеление Иисуса Христа приводится в исполнение первым из живых существ, первым из Серафимов, стоящих у трона Бога, и он говорит Иоанну Богослову, кто должен выйти: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр.6:2). Первый, кого выпускает Христос в этот мир, – это великий белый всадник, имеющий в руках колчан, полный стрел, и увенчанный белым венцом. Это святые апостолы, победоносная апостольская проповедь, направленная на то, чтобы сокрушить силу сатаны.50 Апостолы увенчаны венцом еще до начала битвы, потому что они вышли, чтобы победить; и не победить они не могли, ведь главная победа уже состоялась, они просто продолжают наступление. Генеральная битва состоялась в день распятия Господа на Голгофе и окончилась абсолютной и полной победой Бога. Венец, венчающий апостолов, – это венец Святого Духа, почившего на их головах в день Пятидесятницы.
В руках у всадника лук со стрелами. Стрела – это слово Божие. В Псалтири сказано: «Остры стрелы Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя» (Пс.44:6). И в другом месте, у пророка Аввакума, иными словами предсказана эта великая атака Бога: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» (Авв.3:2). Пророк Аввакум просит, чтобы Господь Свое великое дело совершил не в конце времен, а в середине временного потока. И далее пророк говорит: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные» (Авв.3:3–6). Почему горы падают перед Его глазами? Это горы, на которых приносились жертвы бесам. Горы гордыни, ненависти и злобы – Бог смотрит на них, и они рушатся. Когда Сам Господь выходит, то зло прекращается мгновенно.
Далее Аввакум продолжает: «Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» (Авв.3:7–13). Господь выступает с решающей силой и обнажает диавола, пронзает голову его и вождей его копьями, когда они, «как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод» (Авв.3:14–15). Что предсказал Аввакум, то и сбылось; как обещал в древности Бог этому пророку, так и произошло. Бог выходит и проводит великую «военную операцию»: начинается захват великого моря вселенной – моря человечества. Море народов выходит, чтобы победить. Идут апостолы – это те самые всадники в сияющих одеждах, увенчанные венцом Святого Духа, с раскаленными пылающими стрелами евангельского слова, поражающего народы. Они вышли для победы, и они победили – создали Церковь. Это была первая печать и первый всадник, вышедший по воле Господа. Его видел и пророк Захария за много лет до написания Откровения: «Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, – и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю» (Зах.1:8–10). Великий поход еще не закончился, первая эпоха началась, но не завершилась, потому что когда путь первого всадника будет завершен, то придет к своему концу и история мира. Еще есть страны, ожидающие прихода великого белого всадника, который должен победить смерть и у них: это Китай, Индокитай, многие островные государства, ждущие прихода вестников Бога. Но замысел Господа этим не исчерпан, это только начало.
«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр.6:3–4). Второй Серафим, сидящий у трона Бога, повелевает Иоанну смотреть, что будет дальше. И тот видит второго коня, но не рыжего, как написано в русском переводе, а огненно-красного – «пиррос» (πυρρος) в греческом подлиннике. Начинается то событие, которое нам известно как Великое переселение народов. Бог изменил Своей могущественной дланью все цивилизации мира, Он произвел великое потрясение вселенной и сделал так, чтобы люди на земле не смогли построить идеальное общество. Началось внезапное, ничем не мотивированное движение огромных масс людей. Ничего подобного никогда раньше в истории не случалось. По Божиему замыслу грешники получали возмездие от грешников же – это принцип, о котором Господь сказал еще пророку Аввакуму. Злодей будет наказан таким же злодеем, вор будет обворовывать вора. Бог поэтому и зажег огни мировых воин, великого переселения народов, чтобы грозные империи, противившиеся проповеди Христа, были сметены с лица земли или рассеяны. Глобальное «перемешивание» народов закончилось созданием христианских государств. Но как только христианские государства рухнули, рыжий всадник вернулся.51 Его задача – крушить все, что поднимается против Бога. Он ополчается на могущественные империи, на властелинов, выступающих против Создателя.
«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр.6:5–6). На землю приходит третий, черный, всадник, у которого в руках – весы, он держит малую меру муки, меньше килограмма. Этот всадник разрушает все системы «глобальной сытости». Когда люди пытаются создать идеальную экономическую систему, он посылает голод. Но при этом всадник не трогает елей и вино, чтобы люди могли совершать Литургию (мы знаем, что причащать можно и одной только Кровью Христовой, поэтому без хлеба можно обойтись, без вина – никак). Третий всадник, по воле Бога, не дает людям обустроиться на земле, но при этом им всегда дается возможность участвовать в жертве Христа.
«...Хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр.6:6). Динарий – это дневная плата наемника, то есть человек должен очень ограниченно питаться, чтобы не создать себе «царство сытости». А такие царства возникали очень часто. Например, Рим – это было настоящее, классическое царство сытости, где человек мог комфортно жить и не работать. Любой гражданин Рима каждый день получал бесплатную, достаточно большую норму еды: ему выдавали виноградное вино, пшеницу, масло. И черный всадник скачет туда, где появляется подобное, и пресекает такие вещи, чтобы не было на земле идеального царства.
Есть еще одно объяснение этого третьего, черного, всадника. Как сказал Бог через пророка Амоса: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:11–12). В наказание за то, что люди отказались от Бога, наступает еще более страшный голод.
«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр.6:7–8). Четвертый конь – бледный. Хотя это не совсем точный перевод с греческого языка: если переводить дословно – всадник зеленоватый. Это цвет разлагающегося трупа. Это живой разлагающийся конь, на котором едет соответствующий всадник по имени «смерть». Четвертый всадник, которого выпускает Бог, – это смерть и ад, он направлен на людей-отступников.
Заметьте, все происходит постепенно: сначала идет проповедь Христова, затем – великое переселение народов, потом – ограничение в продовольствии, разрушение экономической системы, и одновременно с этим замолкает слово Божие. Наступает страшный дефицит, хотя Таинства при этом совершаются. И наконец приходит смерть52.
Вышел бледно-зеленый, цвета разлагающегося трупа, всадник, на котором сидела смерть, и ад следовал за ним. Зачем вышел этот всадник? Ему дана власть над четвертью земли, чтобы убивать ее мечом, голодом, бедствиями и зверями земными. Например, если мы проанализируем результаты религиозных войн в Европе, то увидим, что они были ужасающими: в Германии в живых остался лишь каждый третий немец, в Ирландии, когда туда пришли протестанты, выжил только каждый четвертый католик. А скольких потеряла Россия за XX век!
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9–10). Даже мученики решили, что настолько велико зло, совершаемое из-за адского натиска на землю, что уже надлежит прийти концу, надлежит совершиться великой мести Бога. Но Господь успокаивает их и говорит, что еще рано. И вот под престолом на небесах находятся мученики – так же и у нас в православных храмах: обязательно на каждом престоле должна быть частица мощей мученика. Само слово «мученик» («свидетель» в переводе с греческого) означает того, кто свидетельствует своей жизнью и смертью о подлинности воскресения Иисуса Христа. Почему мучеников называют этим словом? Потому что их смерть за Христа – это исповедание того, что смерти бояться не следует. Ведь Бог Живой воскресит нас, как Он воскресил Христа.
«И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:10–11). Мученики видят все, что происходит на земле, и они возмущены существующим напором зла. Мученики просят о возмездии за невинно пролитую кровь, за злодеяния, которые совершили люди, воинственно выступающие против Бога. Человек мстить не может, потому что месть – привилегия одного лишь Бога. Он абсолютный мститель, Который воздаст врагам Своим в день Страшного Суда, Второго Пришествия.
«И даны были каждому из них одежды белые» (Откр.6:11). Мученики уже в белом, их праздник уже предначинается, им Господь сразу дает в награду белую одежду радости, чистоты и невинности, поэтому часто мучеников на иконах изображают в красивых одеждах. Белые одеяния потому, что святые убелили свою жизнь Кровью Агнца, крестились мученичеством. И у священников светлое облачение – подризник.
«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр.6:12). Наступило время конца вселенной, когда вскрылась шестая печать, однако она еще не последняя – есть и седьмая. Ведь замысел Бога не завершается с концом вселенной, он идет дальше. Шестая печать пока еще не открылась, но когда откроется, то мир мгновенно, по слову Бога, изменится, случится великое землетрясение. Как говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое» (Евр.12:26–27). Весь мир из тленного станет нетленным, из смертного станет бессмертным, вместо мира зла созиждется мир блага, вместо мира ненависти – мир любви. Необходима переделка всего мира, и вот когда шестая печать откроется, начнутся его «родовые схватки» – он будет перерождаться. И солнце сделается черным, как мешок власяной.53 И луна сделается, как красная кровь, потому что она будет отражать не солнце – солнце потухнет, а землю, которая будет гореть огнем великого пожара.
«И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:13–17). Звезды падают с небес, и небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Когда свиток сворачивается, открывается то, что за ним – так же, когда небеса сворачиваются, открывается небесная реальность, мир Ангелов открывается перед глазами всего человечества. Эти стихи в особых комментариях не нуждаются, здесь все открыто очень ясно.
* * *
Мы слишком часто забываем о воинской природе христианства, а ведь Православная Церковь на земле называется воинствующей, сражающейся, а только на небе – торжествующей.
В XX веке, когда люди отреклись от христианства, огненный всадник пришел немедленно: люди начали убивать друг друга. И эти чудовищные бойни XX века еще не прекратились, и, похоже, что впереди нас ждет новая вспышка. Она связана с тем, что великий огненный всадник имеет в своих руках меч, чтобы не позволить людям создать никакого другого общества, кроме Божиего.
В XIV веке «черной смертью» охвачена почти вся Европа. Такой жестокой эпидемии чумы люди еще не знали. Средневековый человек близкое присутствие смерти в своей каждодневной жизни чувствовал и сознавал очень остро. Смерть не взирала на чины и звания. В то время умерли примерно 25 миллионов человек. Это равенство перед смертью нашло отражение в искусстве. Популярный средневековый сюжет – «Пляски Смерти». Люди верили, умершие в полночь встают из своих могил и, прежде чем потребовать новых жертв среди живых, исполняли на кладбище свой танец. Появляется культ ада и смерти; начинается массовое беснование, целые деревни объявляют себя ведьмами и колдунами. Почему инквизиция лютовала? Она захлебывалась от людей, которые сами себя называли ведьмами. Культ смерти был развит у волхвов в России, богомилов в Болгарии, павликиан в Византии, катар и альбигойцев во Франции, вальденсов в Германии. Их называли разными именами в странах Европы, но общая их символика – красная пятиконечная звезда. Они всегда ломали Кресты и на их место ставили пятиконечную звезду. Православные христиане без инквизиции умели противостоять диаволу, потому что Дух Святой – это самое лучшее противодействие злу. Католики из-за раскола потеряли Святого Духа, и поэтому пытались человеческими силами противодействовать нападению сатаны – тому нападению, которое Иоанн Богослов предвидел заранее. И действительно, адские силы вышли на землю. В конце XIX века Папа Римский Лев XIII, предупреждая о неотвратимости обожествления сатаны, воскликнул: «Знамена властителя ада продвигаются вперед». Он говорил о наступлении великой эры революций, и этот страшный натиск смерти начался – мощный, смертоносный, глобальный натиск, движимый ненавистью к материальному миру и к Творцу материального мира.
Для нас это не очень понятно, но вот на Востоке из шерсти делают такие мешки.