«Бодрствуйте, ибо не ведаете, когда Христос приидет»

Источник

Содержание

Учительная апостасия Религиозная, или церковная, апостасия «Соль обуевает» – знамение приближения конца Святой Ипполит Римский Преподобный Ефрем Сирин Святой Кирилл Иерусалимский Блаженный Феофилакт Болгарский Святитель Игнатий Брянчанинов Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1906 г.)  

 

Учительная апостасия

Наше пристальное всматривание в происходящия события и сопоставление их с предреченными судами Божиими вменяются нам в обязанность Самим Господом. От смоковницы же научитеся притчи, – поучал Спаситель учеников Своих, – егда уже ваия (ветви) ея будут млада, и листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва: тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех (Мф. 24:32–33). За невнимание же к знамениям времени Господь строго обличал иудеев: Лицемери, лице небу и земли весте искушати, времене же сего како не искушаете? Что же и о себе не судите праведное (Лк.12:56). На протяжении всей истории христианской Церкви действует противоборствующая ей тайна беззакония (2Сол.2:7), старающаяся увлечь людей к отпадению от уготованного нам Сыном Божиим спасения. Хотя главным виновником ея является диавол, но он действует через сынов противления (Ефес. 2:2), которые и являются проводниками и исполнителями его злой воли на земле. Тайна беззакония (2Сол.2:7), над которой деятельно трудится «князь тьмы», проходит известное развитие по мере ослабления сопротивляемости ей верующих, восходя от силы в силу, и достигает своего предельного роста в ту последнюю, особенную эпоху, называемую апостасией, которая устраняет все препятствия для появления антихриста и завершается им.

Греческое слово апостасия означает отступление от Бога (1Тим. 4:1; Деян. 21:21; 2Пар. 29:19; Иер. 2:19). Но, употребляемое с определенным членом, оно имеет в виду не всякое отступление вообще, а отступление особенное по своей силе и по своему широкому распространению, отступление громкое, достигшее крайней степени своего развития. Апостасия является последним этапом развития тайны беззакония (2Сол.2:7), непосредственно выдвигающим антихриста, имеющим на себе его мрачную тень. Полная апостасия делает приход антихриста неизбежным. День Христов не придет, аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели (2Сол.2:3).

Будет бо время, егда здравого учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом(которые льстили бы слуху) (2Тим.4:3). И мнози последствуют их нечистотам, ихже ради путь истинный похулится. И в преумножении льстивых словес вас уловят (2Петр. 2, 2–3). Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих вовек, зане суть плоть (Быт. 6, 3).

Сущностью учительной апостасии является извращение здравого учения (2Тим.4:3) и постепенное отвлечение всей учительной и воспитательной деятельности от истинного христианства, наполнение сознания человеческого всякою ложью, а сердец – исключительным стремлением к получению одних чувственных удовольствий. По выражению святых отцов: «Одна мысль ложная способна низвести во ад». Сколь же чреватой великими потрясениями может оказаться замена единственно здравой и спасительной морали всякими произвольными учениями, провозглашающими цветущее здравие там, где болезнь и повреждение, где глубокое нравственное падение.

Поток всевозможных ложных учений должен покрыть всю землю, подобно всемирному потопу. Должны быть широко распространяемы такие учения, которые будут внушать человеку горделивое и лестное сознание возможности неограниченного развития своих сил, возможности устроения социальной жизни без Бога, без подвига самоотречения. Христианская мораль возможна лишь на основе смиренного сознания своей личной и общечеловеческой греховности, сознания глубокого повреждения всех наших природных сил грехом и возможности нашего исцеления только при содействии Божественной благодати, дарованной нам Искупителем. Христианская мораль внушает страх Божий и требует подвига. Для новой безрелигиозной морали Христос становится ненужным. Зачем Спаситель тем, которые не признают своего неисцельного никакими человеческими усилиями духовного повреждения и не чувствуют нужды в божественном содействии. Все ложные учения будут только льстить самолюбию и гордости человека и совершенно заглушать страх Божий, а вместе с ним и веру в воздаяние в будущей загробной жизни.

Когда фарисеи отступили от Господа, тогда Господь сказал ученикам Своим, что признаком близости кончины мира и Второго пришествия Его будет необыкновенное вещественное развитие. Люди, яко же бысть во дни Ноевы, тако будет и во дни Сына Человеческого (днями Сына Человеческого названо то время, которое будет предшествовать пришествию Его) – ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до него же дне вниде Ное в ковчег; и прииде потом и погуби вся. Такожде и якоже бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху (Лк.17:26–28). Такой широкий разлив практического материализма столь удобен для диавола и его брани против Бога, что диавол особенно постарается «употребить его в последние дни мира для полного отвлечения всего мира от Бога. Употребит диавол этот род брани и употребит с решительным успехом» (свят. Игнатий Брянчанинов).

По объяснению святых отцов, диавол, присужденный судом Божиим пресмыкаться по земле (на персех своих и чреве ходити будеши и землю снеси вся дни живота твоего (Быт. 3, 14), употребляет все усилия, чтобы и человек постоянно пресмыкался по земле, чтобы он исключительно предавался заботам об устроении своего земного положения и погружался в искания одних удобств и наслаждений, вовсе забывая о Боге и об ожидающей его вечности. «Диавол, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – нападает снизу и... побеждает нас по той именно причине, что мы не стараемся сами подняться туда, где бы он не мог нас ранить. Ибо он не может подняться высоко, но пресмыкается по земле, и потому змей есть его образ. Что значит нападать снизу? Значит, одолевать посредством земного, посредством наслаждений, богатства и всего житейского. Посему если диавол видит кого парящим к небу, то, во-первых, не в состоянии напасть на него, а во-вторых, если и отважится напасть, тотчас сам падает; потому что, будь безопасен, у него нет ног... Не имей ничего общего с землей, тогда не нужен будет и труд. Диавол не умеет сражаться открыто, но как змей скрывается в терниях, так он всего чаще притаивается в прелестях богатства». Такой святоотеческий совет совсем не означает осуждения всякому земному попечению, всякому труду, имеющему своею целью обезпечение своего существования. Грех и опасность не в труде, а в исключительной и всецелой погруженности человека в одне материальные заботы при полном устранении интересов и запросов духа. Не означает он также и того, что якобы одни только богатые могут подвергаться искушениям всецелого пристрастия к материальным благам. Эти стремления не в меньшей степени могут быть свойственны и самым бедным. При полной нищете человека может охватить непреодолимое влечение к богатству, которое может развиться у него в болезненную страсть, не желающую знать никаких препятствий для своего удовлетворения и готовую на всевозможные преступления. Конечно, в такой душе при такой исключительной ея устремленности к материальным благам Бог жить не может. Нужно помнить, что Бог не столько отрицаем, сколько вытесняем из сердца человека пристрастием к материальным попечениям. Всякий человек, занявшийся всецело устройством своего временного положения по плоти и для плоти, непонятным и неприметным образом для себя развивает свое падшее естество; свою невещественную душу соделывает как бы вещественною... становится весь грех, весь – плоть, где уже нет места пребыванию Божию.

«Люди забудут Бога, забудут небо, забудут вечность и в обольщении своем... все внимание устремят на землю, на доставление себе низменного благосостояния» (свят. Игнатий Брянчанинов). На почве ложной морали, заглушающей страх Божий, и на почве всецелого погружения людей в плотскую жизнь обильно вырастут чудовищный разврат и всякие пороки. Греховные примеры и соблазны так умножатся, что увлекут в греховную жизнь безчисленное множество людей. Картину морального развращения человечества в эпоху апостасии святой апостол Павел изображает так: Сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы, паче нежели боголюбцы, имущие образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся (2Тим.3:1–5). Господствующим тоном жизни станет небывалая повсеместная злоба. Евангельская любовь между людьми совершенно иссякнет. Взаимоотношения людей будут лишены всякого доверия и полны коварства. Друг друга предадят, и возненавидят друг друга (Мф. 24, 10). Злоба охватит людей с небывалой силой и разольется повсюду – во всех слоях общества и даже в самых тесных кругах семейных. Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их (Марк.13:12).

«Когда приблизится конец сего века, – писал Лактанций, – тогда необходимо изменится состояние человеческих дел и по причине возрастающей неправды сделается худшим, так что даже настоящия наши времена, в которые неправда и злоба возросла до величайшей степени, в сравнении с тем временем неисцельного зла могут быть признаны счастливыми и почти золотым веком. Потому что правда тогда сделается столь редкой, а несчастие, жадность, страсти и распутство до того умножатся, что если и будут некоторые добрые, то они сделаются добычею злодеев и будут ограблены беззаконниками. Одни только злые и будут богаты, а добрые подвергнутся всяким поношениям и впадут в нищету». Но, как бы люди ни утопали во зле, они никогда не пожелают открыто объявить себя последователями зла, они постоянно будут стремиться выказать себя с внешней стороны добродетельными. И чем более люди будут позволять себе беззаконие, тем более они будут заботиться оправдать себя ложными учениями и покрыть себя благовидною личиною (Лк.16:15). Наряду со злобой разольются в небывалых размерах ложь и лицемерие. Такая лицемерная показная добродетельная внешность совершенно вытеснит потребность истинной праведности.

Жизнь немногих благочестивых и добродетельных людей в обстановке апостасии – среди торжества практического материализма, среди всеобщей злобы, коварства и лицемерия – соделается мученичеством, подобным томлению Лота в Содоме. Но верующий человек должен помнить, что и самое малое усилие сопротивления разлагающему духу века будет иметь цену пред Богом. На весах Божиих будут взвешены немощь наша и средства наши, и обстоятельства, сопутствующия нам, и самое время.

«Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, истребившего род человеческий, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовы потопить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на земле Его Царство, повреждают нравы, притупляют, унижают совесть, устанавливают владычество всезлобного миродержца». Так видел только первые начальные признаки надвигающейся апостасии святитель Игнатий Брянчанинов. У всего человечества есть, несомненно, предощущение грядущей катастрофы. Но, как во время потопа, все продолжают есть, пить и веселиться, пока не придет бедствие. Развитие техники помогает современным людям ускорить темп жизни, чтобы заглушить внутреннюю тоску, которая гложет их сердце. Человечество, томимое тяжелыми предчувствиями, не хочет остановиться и задуматься над своею судьбою. Оно стремится как бы убежать от самого себя, или, лучше сказать, от той бездны небытия, которая уже начинает притягивать его к себе.

Религиозная, или церковная, апостасия

Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым и учением бесовским (1Тим.4:1).

Отступление от истинной веры может проявляться в следующих формах: 1) в извращении (искажении) истинного содержания вероучения, в изменении ея догматов, т. е. в ересях; 2) в лжеверии или в отрицании всего христианства, но с сохранением веры в Бога (как у магометан, иудеев, язычников...); 3) в неверии или в полном равнодушии ко всякой вере, в атеизме, т. е. в отрицании предметов веры: бытия Божия, бессмертия души; 4) в богоборчестве, т. е. в активной борьбе со всякой религиозной верой и ожесточенном восстании против Бога и всего святого.

Самой распространенной формой отступления, как полагает святитель Феофан Затворник, будет извращение истинного христианства – ереси или так называемое ложное христианство. «Евангелие будет всем известно, – пишет он, – но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру своим измышлением, хотя на основании слова Божия... И все такие будут присвоять себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она передана святыми Апостолами и хранится в Православной Церкви, но из этих немалая часть будет только по имени православными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век... Хотя имя христианское будет слышаться повсюду и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление полное. На этой почве (на почве ложного и лицемерного христианства) народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и... всех, не содержащих христианства в истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога». Здесь важно отметить тот мало примечаемый закон, в силу которого всякое ложное и лицемерное христианство неизбежно приведет своих последователей к признанию антихриста или к тому течению, которое будет приготовлять его явление. Во всяком лжеучении, как и в фарисейском отношении к истине, таится семя вечной погибели. Напрасно многие не придают должного значения догматам. По учению Церкви, в деле спасения нет ничего важнее исповедания Богооткровенной Истины. Само слово Божие свидетельствует, что Богу духом и истиною достоит кланятися и что только таких поклонников Бог ищет и приемлет (Иоан.4:23–24). Истина совсем не такая малозначащая вещь, с которой можно было бы обращаться как угодно. В Истине реально присутствует и Дух Истины, Иже от Отца исходит. А во всякой лжи реально присутствует и отец лжи, сиречь диавол. И потому человек, исповедующий истину, принимает и Духа Истины, а исповедующий ложь непременно усваивает и духа лжи, духа отверженного.

Вне Единой Православной Церкви нет и не окажется ни средств для верного познания антихриста, ни благодатных сил для стойкого противостояния ему и всем его искушениям. Этот закон неизбежного обольщения и вечной погибели всех, любве истины не приявших, во еже спастися им, – отмечает святой апостол Павел. – И сего ради пошлет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде... Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2Сол. 2:10–12, 15). Тот же самый закон выражен и в символе святого Афанасия: «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет» (Псалтырь с восследованием). Об истинной же Церкви в это время (в эпоху апостасии) можно будет сказать словами пророка: Бысть пуста весьма (Иез.38:8). Стойкость и самоотверженность в борьбе за Истину станет чрезвычайно редким явлением. Любовь к миру и к его благам будет превозмогать над любовью к Истине. Церковные иерархи со своим клиром и своею паствою, порвавшие связь с Христовой Истиной, но продолжающие лицемерно выказывать себя членами истинной Церкви, составят общество, именуемое в Писании церковь лукавнующих (Пс.25:5).

Так как в эпоху антихриста должно совершиться объединение всех религий или слияние их в одну религию поклонения человеко-богу, то и подготовка к антихристу в эпоху апостасии должна состоять в постепенном объединении всех христианских вероисповеданий в одну церковь лукавнующих (Пс.25:5) при одновременных стараниях разрушить истинную Церковь Христову. Все это мы видим в наше время. Теперь совершается самая ужасная подделка Церкви отвлеченным христианством. Большинство все значение Христа усматривает в Его учении, забывая о том, что Христос приходил на землю вовсе не для того только, чтобы сообщить людям несколько новых истин. Нет, Он приходил, чтобы создать совершенно новую жизнь человечества, т. е. Церковь. Это новое общество человеческое, по мысли Самого Создателя его, существенно отличается от всяких других соединений людей в разные общества. Господь Иисус Христос дал не только Свое учение, но и необходимые силы благодатные для исполнения Его учения. Последния сообщаются верующим только в Церкви через Святые Таинства и жительство по уставу Церкви. Благодать Божия, или Духа Святого, и созидает в сердце человека Царствие Божие. Поэтому только в Церкви, а не в отвлеченном христианстве устанавливается и поддерживается единение человека с Богом, а в Боге и тесное единение друг с другом. Святой апостол Павел, говоря о единении людей, всегда говорит о Духе Святом как об источнике этого единения, хранимого в Церкви. Таким образом, в Церкви живущий Дух Святый дает каждому члену Церкви силы быть новою тварью. Безцерковное же христианство – это не что иное, как принижение и искажение Христовой идеи Церкви, убивающее всякую подлинно христианскую благодатную церковную жизнь... И это мы должны твердо помнить, чтобы не соблазниться современной пропагандой общего христианства взамен якобы разделившейся Церкви. Нет христианства, нет благодати, нет Истины, нет жизни, нет спасения – ничего нет без Церкви, и все это есть только в Единой Церкви.

* * *

Указав грозные признаки современной апостасии, которая должна завершиться приходом антихриста, мы должны воздерживаться от всяких попыток определения каких-либо сроков его явления. Подготовка к его появлению может развернуться и очень быстро, но может и быть задержанной неожиданными событиями. Задержка решительной развязки вызывается милосердием Божиим ради покаяния и желания спасения хотя бы и небольшого остатка верующих. Но когда истощаются в сердцах людей спасительный страх Божий и способность покаяния, тогда быстро наступают все казни, предреченные судами Божиими.

От западного мира трудно ожидать самостоятельного пробуждения покаянного подвига и стремления к восстановлению христианской жизни; чрезмерное погружение в одни материальные интересы приводит людей к полному равнодушию к вере и погружает их в духовную слепоту, не позволяющую им видеть все извилистые пути, ведущие к антихристу; благодать Божия отходит от суетящейся и служащей миру толпы, предоставляя ее падению. Его можно ожидать только от того русского народа, который при самых жестоких гонениях на Церковь Христову и на веру не отошел от Христа, не изменил Святому Православию. И недаром наши благочестивые предки, называвшие Москву «третьим Римом», считали ее последним и единственным оплотом Церкви Христовой на земле, недаром и наш великий молитвенник и чудотворец отец Иоанн Кронштадтский ни в каком народе не видел возможности задержки и отсрочки надвигающегося царства тьмы, кроме одного народа русского. По его словам, когда у русского народа не будет покаяния, тогда конец мира близок.

Теперешняя жизнь требует от каждого из нас самого внимательного и высокого духовного отношения ко всем явлениям, чтобы предохранить себя от ошибочного принятия лжи за истину, чтобы удержаться от ошибочных шагов в направлении неотвратимой погибели. Для этого необходимо всякое свое рассуждение проверять словом Божиим и разумом святых отцов. Нужна правильная духовная жизнь по указаниям Святой Православной Церкви. «Надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм, по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает в нем окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство. Кто примет внутрь себя Царство Божие, тот сможет иметь ясное понятие о Втором пришествии Богочеловека, тот сможет узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не примет внутрь себя Царствия Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно непонятным для себя образом соделается его последователем, тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного Второго пришествия Христова (Лк. 17:20–21; 2Петр. 3:3–4), оно застанет его неготовым. Никакое человеческое учение, никакое учение словом недостаточно для наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший внутри себя Царство Божие имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет на всякую истину (Иоан.16:13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призраки истины» (свят. Игнатий Брянчанинов).

Современная эпоха апостасии является для нас последним предупреждением о том грозном бедствии, которое может очень скоро охватить весь мир. Она же является для нас и сильнейшим побуждением к сохранению своей теснейшей связи с Истинной Христовой Церковью, в которой мы только и можем стяжать спасительную благодать Божию, не допускающую нас до невольных губительных ошибок в распознании верного пути.

«Соль обуевает» – знамение приближения конца

«Наше время походит на последнее. Соль обуевает... Но это – попущение Божие. Сущии во Иудее да бежат в горы!» (Мф.24:16) – такими словами характеризовал церковную жизнь еще свыше ста лет тому назад наш великий российский светильник, подвижник и духовный писатель, наставник православно-христианского благочестия святитель Игнатий Брянчанинов.

Нарисовав положительную картину духовно-нравственной христианской жизни в целом ряде своих назидательных творений, как она отобразилась в житиях святых угодников Божиих, на протяжении всей христианской истории, а в особенности в наставлениях святых подвижников веры и благочестия первых веков христианства, святитель Игнатий переходит к «последним временам», причем признаки этих «последних времен» указывает уже в современной ему эпохе. Для нас ценно то, что святитель Игнатий, как он сам подчеркивает, на все ищет ответов и руководства у древних отцов-подвижников и мало что говорит «от себя», излагая в своих рассуждениях их мысли и приводя порою дословно их изречения.

Вот как, например, говорит он о современной эпохе в «заключении» своего «Отечника»: «От зрелища, представляемого древностью, обратимся к зрелищу, представляемому современностью. Что должны сказать мы о себе? Как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, – сказал один из них, – те, которые поистине будут работать Богу благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями».

Чрезвычайно важно это указание! Там, где много шума, саморекламы, искания популярности, т. е. где явно отсутствует смирение, а видно стремление к славе, к возвеличению себя в глазах других действительными или только дутыми, воображаемыми, мнимыми трудами и заслугами, – там нет истинного угождения Богу. Там «одно лицемерство», приводит святитель Игнатий слова святителя Тихона Задонского.

«Убойся этого лицемерства, – поучает далее святитель Игнатий, – убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом – в других; убойся потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение... Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям». Вот одна чрезвычайно характерная черта, особенно свойственная нашему времени, которую как опытный знаток духовной жизни вскрывает святитель Игнатий, предостерегая нас от нея.

Вторая черта, на которую не раз в своих творениях указывает святитель Игнатий, это иссякновение благодатных руководителей подлинной духовно-нравственной жизни, а в связи с этим, что особенно важно в наше время знать и помнить каждому искренно ищущему спасения души, – умножение лжеучителей, обманутых бесовской прелестью и влекущих весь мир в этот обман. Сугубая осторожность нам нужна, как многократно предостерегает нас в своих писаниях святитель Игнатий, чтобы «не принять волка за пастыря» и не довериться легкомысленно тому, кто может погубить твою душу, поведя ее ложным путем. По словам святителя Игнатия, наше время есть время крайнего оскудения духоносных наставников, а потому гораздо безопаснее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими.

Третья характерная черта нашего времени – это необыкновенное умножение соблазнов всякого рода, самых разнообразных, которые все будут отвлекать человека от искреннего и нелицемерного служения Богу. Горе миру от соблазн: нужда бо есть приити соблазном (Мф. 18:7) – предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине умножения беззакония иссякнет любы многих (Мф. 24:12), и Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли (Лк.18:8)?

Жительство по Боге соделается очень затруднительным, потому что живущему посреди и пред лицем соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость и превращается в мягчайшую воду, так и сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется.

«О, бедственное время! О, бедственное состояние! – восклицает святитель Игнатий, созерцая это губительное зрелище соблазнов. – О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно большее всех вещественных, громких бедствий! О, бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность! О, бедствие из бедствий, понимаемое только одними истинными христианами и истинными иноками, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит!»

Уже сейчас мы стоим пред лицом всех этих безчисленных многообразных соблазнов, которые так затрудняют современным людям «жительство по Боге», а многие ли в наше время отдают себе ясный отчет во всей крайней губительности этих соблазнов? Как и духовная слепота едва ли не большинства современных людей, даже именующих себя христианами, так и все с каждым днем умножающиеся соблазны, по словам святителя Игнатия, – явное знамение уже начавшегося и быстро прогрессирующего в наши дни отступления, о котором предрек святой апостол Павел в своем Втором послании к Солунянам (2Сол.2:3).

«Сделается жительство по Боге, – говорит святитель Игнатий, – очень затруднительным по обширности, всеобщности отступления (2Сол.2:3). Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности «христианами», тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат безчисленными кознями истинных христиан, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает святитель Тихон Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми... в последнее время истинный инок (конечно, это относится не только к инокам, но и ко всем истинным христианам!) едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием отступления и отступников в служение сатане...

Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человеческой, предоставляя его («мир») падению его». Здесь в этих словах очень важно отметить, что отступления как бы не видят, не замечают те люди, которые принадлежат к «суетящейся и служащей миру толпе», те, которые сами настолько осуетились, предавши себя служению этому миру, во зле лежащему, по слову апостола (1Иоан.5:19), что потеряли духовное зрение, и потому все происходящее ныне в мире кажется им совершенно естественным, нормальным, с чем нужно примиряться. И они страшно сердятся на тех, кто пытается открыть им глаза.

А вот что далее говорит святитель Игнатий: «Совершается предречение Писания об отступлении (2Сол.2:3) от христианства народов, перешедших от язычества к христианству. Отступничество предсказано со всею ясностью Священным Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании». Вот почему у истинного, подлинно верующего христианина не может быть никакой «паники» при созерцании этой мрачной картины отступления, чего как-то совсем наивно и неразумно боятся некоторые, предпочитая поэтому «не замечать» отступления и молчать о нем. Истинный христианин ведь знает со слов Самого Христа Спасителя, что всему этому надлежит быть (Марк. 13, 7; Лк.21:9), и он не должен закрывать глаза на это, а обязан вполне сознательно относиться к происходящему, правильно оценивать и взвешивать все события, в которых проявляется отступление, дабы знать, как вести себя, дабы не быть самому увлеченным потоком отступления, что может случиться незаметно для него самого при его небрежении и недостаточном внимании. В руководство нам святитель Игнатий говорит: «Отступление попущено Богом; не покусись остановить его немощною рукою твоею»... Что же? Разве это значит, что нужно примириться с отступлением и самому «включиться» в него? Отнюдь нет, конечно! «Устранись, охранись от него сам; и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».

Как важно в наше время помнить, носить в уме и сердце это драгоценнейшее наставление нашего великого российского светильника! И хотя мы не в силах «остановить отступление немощною рукою своею», долг христианской любви повелевает нам не только самим «устраниться», «охраниться от него», но и ближних наших предохранить, предостеречь от него, если они сами не видят, не замечают. Тут надо всегда помнить замечательное изречение одного из величайших столпов нашей святой Церкви – святителя Григория Богослова: «Молчанием предается Бог». Нельзя молчать о том, что является делом первостепенной важности, как дело спасения душ человеческих!

Обратимся к дальнейшим мыслям святителя Игнатия, которые открывают нам глаза на то, что сейчас происходит в мире: «Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден; делается скуднее и скуднее... Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке... Одна особенная милость Божия может остановить нравственную всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ея, нежели остановят».

Послушайте, что вы говорите, – скажут некоторые, – о каком «падении Церкви» можно говорить, когда мы имеем такое решительное обетование Христово, как: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18)? Совершенно верно, и слова Христовы, конечно, непреложны. Но почему-то забывается о том, что ведь в этих словах Христовых не указывается пределов Церкви, врата адова которой не одолеют. Не сказано, какая именно это будет Церковь: Константинопольская, Русская, Сербская, Болгарская или еще какая-либо иная: сказано просто – «Церковь», то есть, что до скончания века и Второго пришествия Христова истинная Церковь не исчезнет с лица земли, а будет существовать. Церковь останется Церковью со всеми принадлежащими ей высокими обетованиями и благодатными полномочиями и правами и в том случае, если в ней останется хотя бы один епископ и самое малое количество верующих. А все остальное «поколеблется» и «падет», будет «одолено вратами адовыми», хотя бы и впредь продолжало именовать себя «церковью». Вот о чем говорит здесь святитель Игнатий и вот что надо иметь в виду для правильной оценки происходящих в наше время событий!

«Не от кого ожидать восстановления христианства, – говорит святитель Игнатий, – сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а Тело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановлено только Его орудиями. Милосердное долготерпение Бога продлевает срок решительной развязки для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть», и от всякого из нас переход в вечность недалек. К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно понимать его. Это – попущение свыше.

Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись». Наставления, как будто непосредственно к нам направленные, чтобы мы не унывали, не падали окончательно духом, видя, что делается. Тяжелее всего, конечно, как отмечает это не раз и святитель Игнатий, переносить в такое время духовное одиночество. «Себя спасай! блажен, если найдешь хотя одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно». Вот какое трудное будет для спасения время. «Спасаяй да спасет свою душу, – сказано остатку христиан, – сказано Духом Божиим», – подчеркивает эту трудность святитель Игнатий, желая внушить нам особенную бодренность, особенное внимание себе.

Отступление, в эпоху которого мы, по многим признакам, как свидетельствует об этом и святитель Игнатий, уже вступили, должно предшествовать явлению в мир противника Христова – антихриста; оно должно подготовить приход и воцарение антихриста и «увенчается» им, после чего наступит страшный период последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его. Об этом, основываясь на предречениях многих отцов Церкви, говорит святитель Игнатий в своей книге «О чудесах и знамениях».

Антихрист явится естественным последствием «оскудения в людях духовного знания и рассуждения» и «отсутствия истинного Богопознания», которое «принимает дела диавола за дела Божии». Вся обстановка в мире перед приходом антихриста будет такова, что антихрист явится как бы необходимым следствием всей этой подлинно антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира. Вот почему еще святой апостол Иоанн Богослов говорил о многих антихристах (1Иоан.2:18), вот почему можно говорить о проявлении в мире духа антихриста еще задолго до воцарения самого антихриста. И говорить об этом – никак не значит брать на себя смелость «предсказывать» время явления антихриста, которое, согласно учению слова Божия, никому с точностью неизвестно, хотя многие признаки его и указываются. А говорить об этом нужно, чтобы не дать себя увлечь антихристу, который будет чрезвычайно искусным обманщиком-прельстителем, способным даже творить ложные знамения и чудеса.

Вот как говорит об этом опасном и губительном для душ прельщении на основании учения слова Божия и святых отцов святитель Игнатий: «Пред Вторым пришествием Христовым, когда христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, востанут лжехристы и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно и избранные (Мф. 24, 24). В особенности сам антихрист будет обильно расточать чудеса, поражать и удовлетворять ими плотское мудрование и невежество; он даст им знамение с небесе, которого они ищут и жаждут. Его пришествие, – говорит святой апостол Павел, – совершится по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды в погибающих: зане любве истины не прияша, во еже спастися им (2Сол.2:6–10). Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления, немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей, признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением силы Божией, и антихрист будет принят очень поспешно, необдуманно (преп. Ефрем Сирин). Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта.

«Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об антихристе, общий восторг, непреодолимое влечение к нему» (преп. Ефрем Сирин).

Не странно, что чудеса антихриста будут приняты безпрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами истины, врагами Бога; они приготовили себя к открытому, деятельному принятию посланника и орудия сатаны, его учения, всех действий его, благовременно вступив в общение с сатаною в духе. Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самих избранников Божиих». Эти последния предостерегающия слова святителя Игнатия особенно важны для тех, кто легкомысленно смотрит на современную подготовку мира к принятию антихриста, кто остается слепым, несмотря ни на что, и не хочет видеть явных признаков этой бешено ведущейся подготовки к воцарению антихриста со стороны его слуг, уже продавших сатане свои души за земные блага: за свободное безпрепятственное удовлетворение похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, то есть сластолюбия, сребролюбия и славолюбия (1Иоан.2:16)!

Нужно знать и помнить, сколь велико будет лукавство антихриста и как хитро будет действовать он, если даже «избранники Божии», то есть истинные христиане, окажутся «в затруднении», не будучи в состоянии сразу «раскусить» и изобличить антихриста – не смогут сначала узнать его. Причина этого затруднения и сильного влияния антихриста на людей, по словам святителя Игнатия, «будет заключаться в его адском коварстве и лицемерстве, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло, в его необузданной и бесстыдной дерзости, в обильнейшем содействии ему падших духов, наконец, в способности к творению чудес, хотя и ложных, но поразительных. Коварство и лицемерие – особенно характерные черты нашего времени. Воспитанием их в людях человечество и подготовляется к легчайшему и безболезнейшему принятию антихриста».

«Воображение человеческое, – говорит далее святитель Игнатий, – бессильно для представления себе злодея, каким будет антихрист; несвойственно сердцу человеческому, даже испорченному, поверить, чтобы зло могло достичь той степени, какой оно достигнет в антихристе. Он вострубит о себе, как трубили о себе предтечи и иконы его, назовет себя проповедником и восстановителем истинного Богопознания; непонимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему. Вострубит он, назовет себя обетованным Мессиею; воскликнут в сретение его питомцы плотского мудрования; увидят славу его, могущество, гениальные способности, обширнейшее развитие по стихиям мира, провозгласят его богом, соделаются его споспешниками (преп. Ефрем Сирин).

Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели; признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от нея для правды Евангелия (преп. Макарий Великий). Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения; искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкою».

Вот живая картина того, что и теперь мы уже наблюдаем, хотя самого антихриста как определенной конкретной личности еще и нет. Однако «предтечи» его уже действуют в мире подобным же образом, как будет действовать он сам. С этой точки зрения понятными становятся все современные течения в церковно-религиозной жизни, вроде «экуменизма», эти пламенные призывы к взаимному единению «во имя христианской любви», весь этот расцвет чисто земной, тешащей человеческие страсти и похоти внешней культуры и цивилизации, все это увлечение «благотворительностью». И сколько осторожности и мудрой предусмотрительности нужно, чтобы отличить тут настоящее от поддельного, искреннее от лукавого, лицемерного, действительного благодетеля от расставляющего свои сети служителя грядущего антихриста! Как опасно в наше время истинному христианину иметь дело с «благотворителями» и пользоваться «благодеяниями!»

Но это еще не все! «Откроет антихрист пред человечеством подобное ухищренным представлениям театра позорище поразительных чудес, необъяснимых современной наукой; он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все люди, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю (Апок.13:8)». Начало всего этого мы видим и теперь и можем ясно себе представить, что будет, когда явится сам антихрист.

«Знамения антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое (преп. Ефрем Сирин): в этом слое преимущественно господствует сатана (Ефес. 2:2, 6, 12). Знамения будут действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его (преп. Симеон Новый Богослов). Святой Иоанн Богослов, созерцая в Откровении события мира, долженствующия предшествовать кончине его, говорит, что антихрист совершит дела великие, да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки (Апок.13:13). На это знамение указывается Писанием как на высшее из знамений антихриста, и место этого знамения – воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем». И это мы уже видим теперь в предначатии – в виде всяких необыкновенных, неслыханных прежде изобретений, развивающих свое действие как раз «в воздухе». «Знамения антихриста дополнят действие его ухищренного поведения: уловят в последование ему большинство человеков. Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням». И это нам уже знакомо! Не только сам антихрист, но и предтечи и слуги его в наше время уже воздвигали «прикрытое и открытое» преследование всех истинных христиан, а кое-где, как, например, у нас на Родине, дошло и до кровавых гонений, пыток и казней.

«Многими чертами изобразило Писание тяжесть последнего гонения на христианство и жестокость гонителя. Чертою решительною и определенною служит название, которое дается Писанием этому ужасному человеку: он назван зверем (Апок.13:1), тогда как падший Архангел назван змеем (Быт. 3, 1). Оба наименования изображают с верностью характер обоих врагов Божиих. Один действует более тайно, другой – более явно; но зверю, который имеет сходство со всеми зверями (Апок.13:2), соединяя в себе их разнообразную лютость, даде змий силу свою, и престол свой, и власть великую (Апок.13:2). Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерие, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть и обольстить их; утонченные, придуманные и прикрытые коварною изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя поставят их в самое затруднительное положение; малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством, и мнению их будут придавать особенную немощь; общее презрение, ненависть, клеветы, притеснения, насильственная смерть соделаются их жребием. Лишь при особенном содействии Божественной благодати, под руководством ея, избранные Божии возмогут противостать врагу Божию, исповедать пред ним и пред человеками Господа Иисуса».

Но как и почему люди отвергнут Христа и примут антихриста? И на этот вопрос дает прекрасное объяснение наш святитель Игнатий. Так же, как они отвергли Христа девятнадцать с лишним столетий тому назад и распяли Его на кресте.

«Христианство преподано с такой определенностью, что нет оправдания для тех, которые не знают его. Причина незнания – одно произволение. Как солнце светит с неба, так светит христианство. Закрывающий произвольно глаза да приписывает свое невидение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света. Причина отвержения Богочеловека человеками заключается в человеках, как в них же заключается и причина принятия антихриста.

Аз приидох во имя Отца Моего, – засвидетельствовал Господь иудеям, – и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Иоан.5:43). Они названы вместе и отвергающими Христа и принимающими антихриста, хотя об антихристе упоминается, как о имеющем прийти. Отвергая Христа по настроению духа, они сопричислялись к принявшим антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многия столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его: богоубийство. Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния. Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу, так находился он в состоянии общения с антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени, достигающим ныне конца второму тысячелетию. Всяк дух, – говорит Богослов, – иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже по духу (1Иоан.4:3).

Водящиеся духом антихриста отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. Сего ради послет, – то есть попустит, – им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи; да суд приимут вси неверовавшии Истине, но благоволившии о неправде (2Сол.2:11–12).

В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе обличением и судом для человеческого духа. Придет антихрист в свое, предопределенное ему время. Пришествие его предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры. Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своем. В самом настроении человеческого духа возникает требование, приглашение антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение, раздается призывный голос в человеческом обществе, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние в высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков».

Поистине богомудрые, пророческие слова нашего великого российского светильника-прозорливца! Ведь писал он все это более ста лет тому назад, когда жизнь в России была относительно спокойной, когда и в помине не было ничего того, что судил пережить нам Бог потом, за время истекшего с тех пор столетия, а в особенности за последния страшные, подлинно «апокалиптические» семьдесят лет, когда многим вполне естественно начало казаться, что кончина мира совсем близка, вот-вот при дверях (Мф.24:33). И все то, что мы теперь наблюдаем в мире – в церковной и общественно-политической жизни людей, вполне отвечает вышеизложенным предречениям нашего святителя. Ведь если серьезно вдуматься во все то, что сейчас происходит, явно станет, что еще никогда за всю свою прошлую историю мир не был так близок к антихристу, как в настоящее время. Вопрос только в сроках, которые нам не открыты.

Бесконечно благодарны должны быть мы, сыны и дщери Русской Православной Церкви, святителю Игнатию за то, что он еще более ста лет тому назад так ярко начертал пред нашим мысленным взором картину всего того, что на наших глазах теперь происходит и что еще должно произойти, быть может, в недалеком будущем. Мы предупреждены обо всем. Современная культура и вся человеческая жизнь, направленные лишь на обезпечение внешнего, чисто земного благосостояния людей, усиленно и поспешно подготовляют мир к воцарению антихриста.

Итак, время для каждого из нас определить, где мы и с кем мы: со Христом, в малом остатке истинно верующих, в этом малом стаде Христовом, по слову Самого Христа Спасителя (Лк.12:32), или с его врагом антихристом?

* * *

Святой Ипполит Римский

«И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию... Царь Христос (Иоан.18:37), царь и антихрист; Спаситель показал Себя агнцем (Иоан.1:29), подобным образом и он явится, как агнец, будучи внутри волком (Мф. 7:15). В обрезании пришел Спаситель в мир, так и он придет. Господь послал апостолов во все языки, подобным образом и он – лжепророков. Спаситель собрал расточенные овцы (Иоан.11:52), и он также соберет расточенный народ. Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм (Иоан.2:19), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм».

«О нем (антихристе) говорит пророк и апостол: зде мудрость есть, иже имать ум, да почтет число зверино, число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть (Апок.13:18)».

Преподобный Ефрем Сирин

«Антихрист придет притворно благоговейным, смиренным кротким, ненавидящим, как скажет о себе, неправды, отвращающимся идолов, предпочитающим благочестие, добрым, нищелюбивым, в высокой степени благообразным, весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающим особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия... Человеком придет он не из язычников, но из самого народа израильского, не в необрезании, а в обрезании, дабы под предлогом своего происхождения и обрезания пленить народ израильский, который ожидает его пришествия именно в таком виде».

Святой Кирилл Иерусалимский

«Сам наблюдай, что уже исполнилось и чему остается еще исполниться, и оберегай себя... Мы, церковные, поищем нашего церковного признака пришествию. Спаситель говорит: и тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга (Мф. 24:10). Если услышишь, что епископы идут против епископов и клирики против клириков, и миряне против мирян, и дело доходит даже до крови, не смущайся, потому что наперед было сие написано. Обращай внимание не на то, что ныне делается, но что написано... Если в апостолах нашлось предательство, то чему дивиться, если в епископах находится братоненавистничество? Но признак сей относится не к начальникам только, но и к народу. Ибо сказано: и за умножением беззакония иссякнет любы многих (Мф. 24:12). Похвалится ли кто из предстоящих, что имеет нелицемерную приязнь к ближнему? Не бывает ли нередко, что уста лобызают, лице осклабляется, очи радостны, а сердце строит козни и, изрекая мир, уготовляет зло?»

«Ныне уже есть отступление, потому что люди отступили от правой веры... Прежде еретики были явные, а ныне наполнена Церковь еретиками скрытыми, потому что люди отступили от истины и льстят слуху (2Тим.4:3–4). Если слово потворствует им, слушают с удовольствием, а если слово о обращении, все отвращаются. Большая часть отступила от правых учений; скорее избирают худое, нежели предпочитают доброе. Это и есть отступление; посему должно ожидать врага, и он начал уже отчасти посылать своих предшественников и готов прийти за добычею. Поэтому наблюдай за собою, человек, и охраняй душу. Церковь свидетельствует тебе ныне пред Богом живым и предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли он будет, не знаем, или после тебя, тако же не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться».

«Господь, зная великую силу сопротивника и снисходя к благочестивым, говорит: тогда сущие во Иудеи да бежат в горы (Мф. 24:16). Но если кто сознает в себе, что действительно он тверд и может противоборствовать сатане, то (не теряя надежды на крепость Церкви) да станет таковый и да скажет: кто ны разлучит от любви Христовы... (Рим.8:35). Боязливые, приведем себя в безопасность, а благоотважные станем твердо, будет бо тогда скорбь велия, какова же не бысть от начала мира доселе, ниже имать быти. Но благодарение Богу, который великость скорби ограничит немногими днями! Ибо говорит: избранных же ради прекратятся дни оны (Мф. 24:21–22). Антихрист будет царствовать только три с половиною года».

«Кто же тот блаженный, который по благочестию будет тогда мучеником за Христа? Ибо выше всех мучеников поставлю мучеников тогдашних. Бывшие доныне мученики боролись с одними людьми. При антихристе же будет вести брань и лично с самим сатаною. И прежние цари-гонители убивали только, а не представляли себя воскрешающими мертвых, не показывали мечтательно знамений и чудес; здесь же побуждением на злое будут и страх, и обольщение, якоже прельстит, аще возможно и избранных (Мф. 24:24)... Попускает же сие Бог и в другия гонения и тогда попустит, не по невозможности воспрепятствовать, но желая, по обычаю, подвижников Своих увенчать подобно Своим пророкам и апостолам, чтобы, потрудившись малое время, наследовали они Небесное Царство».

«Будь осторожен, человек, знаешь признаки антихриста; не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро. Имеешь ли чадо по плоти, наставь его; и если родил кого оглашением, предостереги и сего, чтобы ложного не принял он за истинное. Тайна бо уже деется беззакония. Устрашают меня брани народные, устрашают меня церковные расколы, устрашает меня взаимная ненависть братий. О если бы, хотя и сказано это, но дал Бог, чтобы не исполнилось сие над нами! По крайней мере будем осторожны».

Блаженный Феофилакт Болгарский

«Он (антихрист) будет страшен повсюду своею властию, потому что все будет делать с жестокостью, чтобы прельстить людей и причинить им зло, разрушая их спасение. Но чтобы кто не пришел в недоумение, говоря: для чего Бог попустил прийти ему, когда люди должны потерпеть столько вреда? Апостол отвечал: не бойся! Он возобладает над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, остались бы неверующими».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Рационализм со своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большего и большего развития болезни... Из окончательного, всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев, как из францусской революции родилось его предъизображение – колоссальный гений, Наполеон. Что меня поражало больше, нежели нынешния обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто бы оно было вечно, забвение вечного, как бы несуществующего, насмешки и ругательства над христианством, утонченное и лютое гонение на Церковь, гонение на жизнь ея, на Святого Духа – заменение Духа и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца, общая всесветная молва, как бы при столпотворении... работа, подобная столпотворению... Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народы, чтоб лишить людей возможности все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединенного человечества... Тогда, при столпотворении, нисшел Бог, говорит Писание, взглянуть на дела человеческие и остановил безумное начинание смешением языков; теперь близок час, в который снова сойдет Бог воззреть на дела человеческие и положить им конец уже не смешением языков, а заменением мира, созревшего и обветшавшего в беззакониях, миром новым и неиспорченным».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1906 г.)

«Вера слову истины – Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать, именующая себя гордо шестой великой державой в мире подлунном, в большинстве изолгалась; для нея не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки; не стало повиновения детей родителям, учащихся – учащим и самих учащих – подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует, ученики и учителя в большинстве побросали свои настоящия дела и судят о политике; все желают автономии – едва не всякий ребенок мнит быть автономом; даже средния и высшия духовно-учебные заведения позабыли о своем назначении: быть слугами Церкви и спасения людей. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям; уже не говорю о том, что не стало у нея веры в Церковь, возродившей нас для Бога и небесного отечества; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал в прямую противоположность Евангелию культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством; расхищение и воровство казенных и частных банков и почтовых учреждений и посылок; и враги России готовят разложение государства. Правды нигде не стало – и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? – Нет; полно глумиться над Богом; полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам его... Человек, именующийся христианином, одумайся, возвратись к вере, к здравому смыслу, к Слову Божию!»


Источник: Молчанов Борис, прот. «Бодрствуйте, ибо не ведаете, когда Христос приидет» // Православное чтение. 1991. № 3.

Комментарии для сайта Cackle