ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

1. Сведения о св. ап. Тимофее

Тимофей, ближайший ученик и сотрудник ап. Павла, первый епископ Ефесский, был родом из г. Листры в Малой Азии. Отец его был эллин, мать – благочестивая иудеянка, по имени Евникия, которая, вместе с бабушкой Лоидой, воспитала Тимофея в иудейской вере (Деян.16:1–3; 2Тим.1:5). Вероятно, в первое миссионерское путешествие эта семья была обращена в христианство (Деян.14:6–21). Во второе путешествие ап. Павел, по совету тамошних христиан, пожелал взять Тимофея для совместных апостольских трудов. Но ради снискания доверия иудеев и тем самым для успеха проповеди среди них ап. Павел совершил над ним обрезание (Деян.16:3). С тех пор Тимофей сделался неотлучным спутником ап. Павла, разделяя с ним не только труды и славу апостольства, но и узы, заточения и многочисленные страдания.

Тимофей сопровождал ап. Павла вместе с Лукой в Македонии и Ахаии. Из Афин ап. Павел посылал Тимофея в Фессалонику и сам ожидал его в Коринфе. Результатом принесенных Тимофеем известий было написание первого послания к Фессалоникийцам (Деян.18:5; 1Сол.3:6). Тимофей был вместе с ап. Павлом в Ефесе в его третье путешествие, откуда был послан в Македонию для сбора милостыни (Деян.19:22; 1Кор.16:10). Оставался он вместе с Павлом и в Коринфе, откуда написано послание к Римлянам (1Тим.16:21). Затем мы встречаем Тимофея при ап. Павле во время первого заточения в Риме, почему его имя стоит в надписании посланий к Филиппийцам (1Тим.1:1),Колоссянам (1Тим.1:1) и Филимону (1Тим.1:1). Вероятно, Тимофей в это время тоже находился в узах (Евр.13:23).

По освобождении из римских уз в 64 г. ап. Павел осуществил свое давнее желание: посетить ранее основанные им Церкви. Ок. 65 г. он посетил Ефес, где, согласно преданию, рукоположил Тимофея во епископа Ефесского. Во время повторного заточения в Риме, предчувствуя свою скорую кончину, ап. Павел умолял Тимофея прийти к нему на последнее свидание (2Тим.4:8–9); вероятно, Тимофей и удостоился быть свидетелем мученической кончины своего учителя. Из Церковного Предания известно, что и сам Тимофей запечатлел свое 15-летнее епископское служение мученической кончиной в Ефесе.

2. Повод и цель написания Послания

Отойдя в Македонию, ап. Павел оставил в Ефесе молодого епископа Тимофея, надеясь скоро вернуться, туда (1Тим.3:14, 4:13). По его отшествии усилилась деятельность лжеучителей, угрожавших разложить Церковь изнутри. Тимофею пришлось столкнуться с еретиками, учение которых возникло на почве иудео-эллинских представлений (во II-III вв. вылилось в гностицизм). Они не признавали божественного достоинства Христа и Его воплощения (1Тим.2:5, 3:16), отвергали воскресение мертвых (2Тим.2:18–19), лицемерно вели аскетический образ жизни (1Тим.5:11–15), считали плоть началом зла в мире, с презрением смотрели на брачную жизнь (1Тим.4:3). Свои отвлеченные умозрения они облекали в одежду мифологических вымыслов: «занимались баснями и родословиями бесконечными» (1Тим.1:4), низведя Христа до уровня одного из бесчисленных эонов, – вечных божественных, сущностей, проистекающих из лона Божества. Против этих еретиков Апостол восставал, когда писал послания к Ефесянам и Колоссянам, против них восстал он и теперь, когда узнал, что они действуют в Ефесе.

Прямой целью послания было разоблачить лжеучение и наставить Тимофея «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» (1Тим.3:15), а также преподать ряд вероучительных истин о Церкви, ее сущности и ее иерархическом устройстве. Ап. Павел имел в виду также преподать целый ряд правил пастырского служения вообще, в чем и заключается непреходящее значение всех пастырских посланий Апостола и для современного пастыря.

Написано послание ок. 65 г. из Македонии.

РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ

1. Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 гл.)

После краткого апостольского приветствия ап. Павел напоминает Тимофею, «истинному сыну в вере» (1Тим.1:2) о пастырском долге хранения веры от лжеучителей: «увещать некоторых, чтобы они не учили иному» (1Тим.1:3), т. е. тех, кто любит заниматься «баснями и родословиями бесконечными» (1Тим.1:4), что было свойственно как язычникам, рассуждавшим о рождении своих богов, так и иудеям, гордившимся своими родословиями. Это приводило только к спорам, а не к назиданию в вере. Целью назидания пастыря должна быть любовь к Богу и ближним, «от чистого сердца и нелицемерной веры» (1Тим.1:5), т. е. совершаемая бескорыстно, из побуждений искренней веры в Бога. Уклонение от этой главной цели в «законоучительство» (1Тим.1:7) есть уклонение в «пустословие» (1Тим.1:6), как поступали иудействующие христиане. В отличие от них надо не спорить и не превозноситься законом, но «законно употреблять его» (1Тим.1:8), т. е. через закон приходить ко Христу.

Апостол признает за Моисеевым законом его относительное значение: он полезен для обуздания грешников, которые только и могут сдерживаться внешним предписанием. Для «праведников же» (1Тим.1:9), т. е. для оправданных и уверовавших во Христа-Искупителя, он бесполезен, так как они руководствуются высшим велением: воспринятой ими благодатью Духа Святого и чистой совестью. Живущий во Христе и без принуждения закона живет по закону.

Центром вероучительных наставлений пастыря должно быть раскрытие спасения грешников во Христе (1Тим.1:15). Суть этого спасения заключается в принятии верой искупительного подвига Христа, в признании Его своим Искупителем и Спасителем. Ап. Павел не стыдится привести в пример свое обращение от неверия к вере во Христа через чудесное призвание, чтобы тем убедительнее показать милосердие и долготерпение Божие (1Тим.1:16; Деян.9:1–8).

Обращаясь лично к Тимофею, ап. Павел призывает его мужественно бороться с врагами спасения, «как добрый воин» Христов, воинствовать согласно с бывшими о нем пророчествами (1Тим.1:18). По изъяснению св. И. Златоуста, под «пророчествами» о Тимофее понимается само его призвание к вере и затем рукоположение (1Тим.4:14). Все это совершилось «по внушению Св. Духа. Ибо пророчество состоит не в том только, чтобы предсказывать будущее, но и в том, чтобы указывать настоящее» (свт. И. Златоуст, цит. по еп. Феофану, Толк. пастыр. посланий св. ап. Павла, М., 1894, стр. 224). Оружие «воина Христова» есть «вера и добрая совесть», уклонение от которых в сторону рационализма и погрешений против совести ведет к «кораблекрушению в вере» (1Тим.1:19). Так произошло с Именеем и Филитом, отрицавшим воскресение мертвых (2Тим.2:17) и Александром, противником Павловым в вероучении (2Тим.4:14–15), которых Апостол «предал сатане» (1Тим.1:20), т. е. отлучил от Церкви. «Кораблекрушение в вере» происходит и со всяким христианином, который пытается представить или интерпретировать истины веры в «разумном свете», осовременить их в согласии с «наукой».

2. Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (1Тим.2:1–3, 13)

а) Относительно церковной молитвы (1Тим.2:1–8)

Ап. Павел преподает Тимофею и всем пастырям главнейшую заповедь: «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1Тим.2:1–2), т. е. совершать всякого рода молитвы: просительные, благодарственные, причем не только о себе и единоверцах, но и за языческие власти. Этим самым низлагаются ложные мнения о христианах как врагах государства, устраняется повод к ожесточению против них, и для христиан становится возможным проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:2). Сами враги христианства становятся лучше через молитву о них. Молитва за врагов есть выражение самой сущности христианства, ибо Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4).

Ради этого Христос, будучи Сыном Божиим, восприняв в Себя человечество и предав Себя «для искупления всех» (1Тим.2:6), стал «один Посредник между Богом и человеками» (1Тим.2:5). Христос назван «единым Посредником» (mesiahz) – посредник, по-славянски «Ходатай» – в смысле единого Спасителя всех, так как Он, восприняв в полноту Своего Божества полноту всей человеческой природы, смог и искупить ее. Христос стал посредником в деле примирения человечества с Богом. Но принятие «посредника» не вполне выражает значение подвига Иисуса Христа, потому что посредничество предполагает равенство примиряющихся, что исключается в данном случае. Поэтому более соответствует лицу Иисуса Христа понятие о Ходатае, Поручителе о виновных, Который принимает на Себя их ответственность. Назван же Он «человеком» потому, что Ходатаем (в искуплении) Он стал, восприняв человечество и пострадав в нем.

Апостол также указывает, что молитвы в церковных собраниях должны возглашать «мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8), т. е. твердые в вере и нравственно чистые, разумеется, получившие на это право и благодатный дар через рукоположение.

б) О поведении и участии женщин в церковных собраниях (1Тим.2:9–15)

Наставляя Тимофея как епископа Церкви, ап. Павел, среди прочего, касается также вопроса о женском служении. Вопрос этот рассматривается со стороны: 1) нравственного поведения женщин и 2) их иерархического служения.

1) Со стороны нравственного поведения женщинам заповедуется не увлекаться дорогими украшениями, нарядами и модными прическами, так как это свидетельствует о внутренней пустоте и суетности жизни, но украшать себя скромностью, смиренномудрием и «добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2:9–10, см. 1Пет.3:3–4).

2) Что касается роли женщин в церковных собраниях, то им позволяется участвовать в общественных молитвах, но запрещается участие в иерархическом служении: «Жена да учится в безмолвии..., а учить жене не позволяю» (1Тим.2:11–12). Не позволяется ей также превышать свою власть над мужем. Основания такого подчиненного положения женщин, по ап. Павлу, следующие:

– историческое: прежде создан Богом Адам, потом Ева, и не Адам для Евы, но Ева для Адама (Быт.2:7, 18, 22; 1Кор.11:9; 1Тим.2:13).

– онтологическое (природное): жена (Ева) происходила от плоти и кости своего мужа Адама (Быт.2:23); она же ввела мужа в преступление (Быт.3:6, 12; 1Тим.2:14). «Так учила однажды жена, и все ниспровергла. За то и подчинил ее Бог, и Апостол сказал: «да не учит» (Златоуст).

– иерархическое: по учению ап. Павла, иерархия супружеская есть отражение иерархии церковной. Как Христос есть Глава Церкви, а Церковь – Тело Его, во всем Ему послушна, так и муж есть глава жены, которая во всем ему повинуется (Еф.5:24, 32).

В возмещение этой подчиненности на женщину возлагается почетнейшая обязанность материнства и воспитания детей в вере и благочестии. Этим она участвует в Богочеловеческом акте приведения новых чад в Церковь, что и принесет ей спасение (1Тим.2:15). Конечно, не запрещено женщине любое общественное нецерковное служение.

3. О Церковной иерархии (1Тим.3:1–13)

Осветив сущность общественного служения пастыря Церкви, ап. Павел переходит теперь к лицам, осуществляющим это служение. У ап. Павла довольно часто упоминается трехстепенная иерархия: епископы, пресвитеры, диаконы. Упоминается также служение диаконисс.

Прежде всего Апостол говорит о епископах, под которыми разумеет и пресвитеров, так как четкого терминологического различия между ними в апостольское время не было – это были синонимы, как в настоящее время под «священством» можно подразумевать и пресвитерство, и епископство. Но различие в функциях существовало.

Ап. Павел называет желание епископства «добрым делом» (1Тим.3:1), потому что это желание выражает стремление человека к служению Церкви, высокому и трудному, которое тогда было часто связано с мученичеством.

Нравственные качества, предъявляемые к епископскому (пресвитерскому) и диаконскому служению, одинаково возвышенны и строги. Епископ должен быть непорочен, не двоеженец («одной жены муж», 3, 2, 12). Хотя ап. Павел хотел всех видеть «как он», т. е. неженатыми, но в то время таких просто было очень мало. С развитием стремления к безбрачной жизни избирать епископов предпочтительно из монахов. VI Вселенский Собор (680 г.) закрепил это каноническим постановлением, осудив одновременно практику Римской Церкви не допускать к пресвитерскому и диаконскому служению женатых.

Взгляд Церкви на второй брак в принципе отрицателен, так как в христианстве смерть не мыслится как небытие, умершая жена жива для мужа, и он должен жить для нее. Поэтому двоеженцы не допускаются к священству. Мирянам второй брак разрешается во избежание большего зла, но пастыри должны нравственно возвышаться над паствой.

Далее Апостол перечисляет целый ряд качеств, которыми должен обладать служитель Церкви: трезвенность, т. е. духовная рассудительность; целомудрие, благоговение перед Богом, чистота совести, учительность, страннолюбие, умелое управление своим домом, т. е. малой домашней церковью (1Тим.3:2–4). Из отрицательных качеств Апостол отметил лишь наиболее недопустимые: «не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив... не сребролюбив» (1Тим.3:3). Пастырь «не должен быть из новообращенных в веру, чтобы не возгордиться» (1Тим.3:6). Наконец, он должен иметь хорошую репутацию «от внешних», т. е. неверующих, потому что истинно высоконравственные люди, как правило, уважаемы всеми (1Тим.3:7).

Аналогичные качества предъявляются к диаконам (1Тим.3:9–10) и женам (1Тим.3:11), под которыми надо разуметь диаконисс (в русском переводе излишне прибавлено после «Равно и жены» местоимение – «их», отчего получается, будто речь идет о женах диаконов. Но тогда непонятно, почему Апостол оставил без внимания жен епископов и пресвитеров? Речь здесь и не просто о женщинах, т.к. непонятно было бы, к чему среди речи о служащих в Церкви вести речь о них? Значит, речь здесь о служащих женах, каковыми были в древности диакониссы. Шестой Вселенский Собор дает правила о их торжественном поставлении (А.П. Лопухин, Толковая Библия, т. XI, II., 1912, стр. 395). Диакониссы разносили по домам причастие, заботились о столах, служили при крещении, миропомазании женщин; они и сейчас существуют в роли псаломщиц, но с меньшими полномочиями (см. 5, 9). Апостол добавляет лишь те качества, которые наиболее нарушались диакониссами в связи со спецификой их особого служения: «не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1Тим.3:11).

4. Общие наставления пастырям (1Тим.3:14–4, 16)

а) Что составляет высшую вероучительную истину (1Тим.3:14–16)

Отлагая подробные наставления Тимофею до будущей личной встречи, ап. Павел кратко сообщает ему, «как должно поступать в доме Божием», который он называет «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Церковь, таким образом, есть «дом Божий», жилище Божие, поэтому она во всех своих действиях исполнена святости, благодати и истины. Основанная на Христе, абсолютной Истине, она есть «столп и утверждение истины», т. е. осуществление и хранение божественной истины в реальной исторической действительности. В ней открылась «великая благочестия тайна» – тайна спасения человеческого рода, которую Апостол изобразил в шести положениях о Христе: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).

Это своего рода символ веры апостольского времени, высшая истина, оберегаемая Церковью. Сама же Церковь является высшим авторитетом для пастыря в вопросах вероучения (1Тим.3:15).

б) О лжеучителях «последнего времени» (1Тим.4:1–10)

Ап. Павел, указывая на откровение Св. Духа Божия, начертывает общую нравственную картину мира «последнего времени»: отступление от веры, «внимая духом обольстителям и учениям бесовским» (1Тим.4:1). «Последнее время» не есть только время второго пришествия Господа, как время заключительное в истории мира, – оно началось после первого пришествия Христа, уже в век апостольский. Уже тогда появились предвестники «последнего времени», ложные поборники духа (гностики), которые «чрез лицемерие» (1Тим.4:2), т. е. под видом благочестия возводили безбрачие в закон, в материи видели начало зла, некоторые виды пищи считали оскверняющими человека (1Тим.4:3) (блаж. Феофилакт говорит: «Мы тоже, кто не хочет вступать в брак, направляем к хранению девства, внушаем, что оно честнейше. Но отсюда не значит, что брак бесчестен – из того, что золото честнейше, не следует, что серебро не честно. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака» (Цит. по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, изд. 2-е, М., 1894). Доходя иногда до крайнего фанатизма в умерщвлении тела, они прибегали к оскоплению себя, желая таким путем достичь высших откровений. Апостол называет их «сожженными в своей совести» (1Тим.4:2), наподобие того как беглые рабы и преступники носят на себе выжженные места, знаки своих преступлений.

Апостол же указывает, что все сотворенное Богом чисто и не предосудительно для употребления, лишь бы не было вредно для здоровья и принималось с благодарением и молитвою (1Тим.4:4–5). Конечно, если что-то соблазняет совесть брата, а также ради воздержания по уставу Церкви, христианин должен, по примеру Апостола, не есть того вовек (1Кор.8:13).

Истинный пастырь должен «негодных бабьих басен» отвращаться, а упражнять себя в благочестии (1Тим.4:7) («упражнение» – от gumgaxw – упражнять, Тимофей должен упражнять себя, вырабатывать навыки «в благочестии», наподобие гимнастических упражнений, содействующих укреплению телесных сил), питаясь «словами веры и добрым учением» (1Тим.4:6). «Баснями» (басня – muJoz) Апостол называет различные языческие верования, облекшиеся в христианские термины. «Телесное упражнение», которое требует больших трудов, мало полезно, даже если понимать под ним упражнения подвижников: пост, безбрачие – полезны лишь в том случае, если способствует благочестию – истинному Богопочитанию; благочестие же полезно как для души, так и для тела, потому что «имеет обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:8).

в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (1Тим.4:11–16)

Ап. Павел заповедует, чтобы Тимофей, как пастырь, был образцом для верующих как в учении, так и в жизни, т. е. не только наставлял и проповедовал на деле любовь к Богу и братьям, искреннюю веру в Бога, чистоту и непорочность в каждом своем слове и поступке.

«Образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1Тим.4:12 слова на иерейском кресте).

Пастырь должен вести себя так, чтобы не быть в пренебрежении, «должен вести речь и рассуждать властно» (Экумений). Но как же он заявит о своей кротости? На это св. И .Златоуст отвечает: «В тех вещах, которые лично его касаются, пусть он, перенесши пренебрежение, переносит сие, ибо таким образом долготерпение будет содействовать учению; а в том, что касается спасения других – нет, потому что это уже будет не кротость, а равнодушие».

Далее Апостол дает очень важное наставление Тимофею, а в его лице и всем пастырям, – наставление возгревать благодатный дар пастырства: «не не ради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства».

В этом стихе наиболее ясно выражена также природа христианского пастырства:

1) Оно есть особое «дарование» – carisma, т. е. особый дар Св. Духа и, как таковой, испрашивается молитвой и хранится молитвой. Во втором послании к Тимофею Апостол призывает «возгревать», т. е. поддерживать горящим этот дар Духа (2Тим.1:6).

2) Этот дар сообщается «по пророчеству» – dia Projhteiaz, т. е. по избранию Духа Святого, промыслительно устрояющего жизнь человека, приводящего его к принятию благодати священства (см. 1, 18).

3) видимым знаком, посредством которого сообщается этот дар, является «возложение рук священства». Тимофей сподобился епископской благодати через преемственное рукоположение от самого ап. Павла с участием и других епископов, названных здесь «священством» (tou presbnterion) в смысле старейшинства (блаж. Феодорит, Златоуст, Феофан).

5. Наставления Тимофею относительно церковного управления (гл. 5)

а) Отношения к старцам, старицам и вдовам (1Тим.5:1–16)

Преподав Тимофею правила жизни служителя Христова, Апостол преподает ему теперь частные наставления, научает кроткому и достойному обращению, сообразуясь с возрастом своих слушателей: «старца... увещевай как отца, младших как братьев, стариц как матерей, молодых как сестер со всякою чистотою» (1Тим.5:1–2). Особого почтения заслуживают вдовицы, под именем которых часто понимались и девственницы, так как «истинная вдовица и одинокая надеется на Бога, пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1Тим.5:5). Из таких беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение уход за больными, разнос Св. Даров, служение при крещении женщин. Возраст таких вдовиц должен быть не менее 60 лет (1Тим.5:9). Они вносились в список (katalegw – не только «избирать», но и «заносить в список», причислять) лиц, которые состояли на содержании общины (1Тим.5:16). Апостол требует от них такой же нравственной высоты и добродетельной жизни, как и от пресвитеров и диаконов. Молодым же вдовам, не состоящим в церковном клире, Апостол советует вступать в брак, дабы не подавать повода к соблазнам (1Тим.5:14).

б) Оказание чести пресвитерам, суд над ними (1Тим.5:17–25)

Особую заботу ап. Павел внушает проявлять к пресвитерам, особенно проповедникам: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17).

Оказание «сугубой чести» означает иерархическое подчинение пастырям, так как им дано право «вязать и решить» грехи людские. Кроме того, это относится и к обеспечению их необходимыми материальными благами, так как их служение поглощает все время. Апостол ссылается в этом на Ветхий и Новый Завет: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Втор.15:4) и «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк.10:7).

Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1Тим.5:19). Почему требуется такая предосторожность? Потому чти пресвитеры избирались из самых достойных верующих и обвинение их должно представляться маловероятным. Во-вторых, их пастырство, связанное с обличениями, естественно навлекает нарекания от обличаемых, и чем ревностнее пастырь, тем более это возможно. Но когда свидетелями вина будет доказана, тогда Апостол требует поступать строго, «чтобы и другие страх имели» (1Тим.5:20). Как необдуманно и несправедливо обвинять бывает вредно, так и оставлять без наказания явно согрешающих грешно, так как это не ведет к исправлению и дает повод другим грешить.

Говоря о избрании пресвитеров, Апостол заповедует Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» (1Тим.5:22). Что это за «возложение рук?«- Это хиротония, которую сам св. Тимофей принял от ап. Павла совместно с другими священниками (1Тим.4:14) и тем самым получил право рукополагать пресвитеров. Только такое священство, которое рукоположено епископатом, находящимся в цепи апостольского преемства, истинно.

6. Наставления Тимофею относительно гражданских обязанностей и другие (глава 6)

а) Наставления рабам и господам (1Тим.6:1–2; 17–19)

Относительно рабства ап. Павел всегда придерживался одного учения: он его не благословляет, но и не призывает к его ниспровержению насильственным путем: «дабы не было хулы на имя Боже и учение» (1Тим.6:1). В свете евангельского учения, дарующего внутреннее освобождение от рабства греху и вечной смерти, внешнее рабство казалось маловажным делом. Задачей служителей Христовых была проповедь не социального учения, – этим пусть занимаются те, кто к тому призван, – а возвещение новой жизни и свободы в Духе Святом. Христианство насаждает гуманные взаимоотношения между людьми, так что раб и господин делаются братьями по вере, обязанными любить и служить друг другу. А это само собой коренным образом меняло положение рабов. Таким образом, христианство вело к ниспровержению института рабства, только не путем насилия, а путем внутреннего преображения рабов и господ в духе христианской любви и братства.

б) О лжеучителях и о корнях лжеучений (1Тим.6:3–16)

Ап. Павел увещает Тимофея зорко следить за чистотой проповедуемого учения ввиду появления лжеучителей. Духовной причиной появления лжеучителей Апостол называет гордость, т. е. отсутствие истинного христианского благочестия, основанного на смирении. Гордость рождает страсть «к состязаниям и словопрениям» (1Тим.6:4). Это ведет, в свою очередь, к распрям, злоречиям, пустым спорам и т.д.

Другим поводом к лжеучительству является страсть любостяжания, корыстолюбие (1Тим.6:5), т. е. любовь к богатству, роскоши, невоздержной жизни; сребролюбие Апостол называет корнем всех зол (См. 6, 10).

Апостол советует не вступать в ненужные и бесполезные споры с лжеучителями, но «удаляться таковых» (1Тим.6:5), убегать всякого негодного учения и преуспевать «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1Тим.6:11), подвизаться добрым подвигом веры, держаться вечной жизни, к которой призван христианин, и соблюдать исповедание, объявленное пред многими свидетелями при рукоположении (1Тим.6:12). Все это пастырь должен свято сохранить «даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (1Тим.6:14), Который потребует у него отчета о вверенных ему душах.

в) Обличение богатых (1Тим.6:17–21)

Тимофею, как пастырю душ людских, Апостол заповедует также не лицемерить перед богатыми и сильными мира сего, но «увещевать», чтобы они «не высоко думали о себе» (1Тим.6:17), т. е. не возгордились своим богатством – или материальным, или богатыми способностями и дарованиями. Так возгордился диавол, почувствовав богатство полученных от Бога духовных даров. Впрочем, богатство не следует считать препятствием ко спасению и не в нем следует видеть источник зла, ибо оно тоже от Бога. Но на него нельзя надеяться, ибо оно «неверное», т. е. непрочное, ненадежное и недолговечное. Надеяться надо «на Бога живаго», дающего нам все обильно для совершения добрых дел, чтобы богатые других благодетельствовали и тем самым собирали себе «сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим.6:18–19).

Послание заканчивается напоминанием пастырям твердо хранить предание и отвращаться «лжеименного знания» (1Тим.6:20), отвлекающего от истинной и спасительной веры.

Вопросы для повторения первого Послания к Тимофею

I. 1. Что известно о жизни и миссионерской деятельности Тимофея?

2. Что послужило поводом к написанию Послания и какова его цель?

3. В чем состоит долг пастыря (1Тим.1:3)?

4. Кто эти «некоторые» и чем они занимались (1Тим.1:3–7)?

5. В чем полагает ап. Павел цель пастырского назидания (1Тим.1:5)?

6. Какую оценку дает ап. Павел Закону (1Тим.1:8–9)?

7. Что должно составлять главную тему проповеди пастыря (1Тим.1:15–16)?

8. Как должен «воинствовать» Тимофей и с каким оружием (1Тим.1:18–19)?

9. Что происходит с теми, кто отступает от правого пути (1Тим.1:19–20)?

II. 1. Какие наставления дает Апостол Тимофею как предстоятелю Церкви (1Тим.2:1–3, 13)?

2. Какие виды молитв должен совершать пастырь (1Тим.2:1)?

3. За кого должны возноситься наши молитвы (1Тим.2:1–2)?

4. На чем основана необходимость молитв за неверующих (1Тим.2:4–6)?

5. Что означает выражение: «один посредник» (1Тим.2:5)?

6. Кто должен возносить молитвы в церкви (1Тим.2:8)?

7. Какие нравственные наставления дает Апостол женщинам (1Тим.2:9–10)?

8. Какая роль женщин в церковной молитве и чем это аргументировано (1Тим.2:11–14)?

9. В чем состоит спасительная миссия женщины (1Тим.2:15)?

III. 1. Какие наставления дает ап. Павел относительно церковной иерархии (1Тим.3:1–13)?

2. Какие нравственные качества предъявляются к кандидату в пресвитеры (1Тим.3:2–4)?

3. Какие требования предъявляются относительно семейного положения пресвитеров (1Тим.3:4–5)?

4. Какими качествами должны обладать диаконы (1Тим.3:9–10) и жены (1Тим.3:11)?

5. В чем состоит критерий истины для пастыря (1Тим.3:15)?

6. В чем состоит сама эта истина (1Тим.3:16)?

IV. 1. Какие времена Апостол назвал «последними» и почему (1Тим.4:1)?

2. Какая причина распространения лжеучений (1Тим.4:1–2)?

3. В чем сущность лжеучений (1Тим.4:3)?

4. Каков истинный взгляд на пищу и брак (1Тим.4:4–5)?

5. Как должен вести себя истинный пастырь по отношению к лжеучениям (1Тим.4:6–8)?

6. В каких отношениях пастырь должен быть образцом для верующих (1Тим.4:12)?

7. О чем должен всегда беспокоиться священник (1Тим.4:13–16)?

8. Что надо разуметь под «пророчеством» и «возложением рук священства» (1Тим.4:13)?

V. 1. Как надо наставлять людей в зависимости от возраста и пола (1Тим.5:1–2)?

2. Как надо относиться ко вдовам:

а) истинным (1Тим.5:3, 5, 9–10, 16)?

б) имеющим своих детей (1Тим.5:4)?

в) молодым вдовам (1Тим.5:6, 11–15)?

3. Какие пресвитеры имеют право на «сугубую честь» (1Тим.5:17–18)?

4. С какой предосторожностью надо принимать обвинение на пресвитера и как судить их (1Тим.5:19–21)?

5. О чем надо помнить при поставлении новых священников (1Тим.5:22, 24–25)?

6. В чем выразилась забота ап. Павла о здоровье Тимофея (1Тим.5:23)?

7. Какие наставления даются Тимофею относительно рабов и господ (1Тим.6:1–2)?

8. Что сеют лжеучители, в чем корень всех ересей и как к ним относиться (1Тим.6:3–16)?

9. Как относиться к богатым (1Тим.6:17–21)?

Комментарии для сайта Cackle