ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1. Повод к написанию Послания
Поводом к написанию второго послания к Фессалоникийцам послужило то, что они неправильно поняли некоторые места из первого Послания к ним, а также и то, что появилось подложное, под именем Павла, послание (2Сол.2:2, 3:17).
Число праздных людей, ожидавших скорого второго пришествия Иисуса Христа, умножалось, и это вызвало беспокойство Апостола. Некоторые среди солунских христиан, пользуясь щедрой благотворительностью христиан, предпочитали жить за чужой счет вместо того, чтобы самим трудиться. Во втором послании ап. Павел раскрыл признаки второго Пришествия Христова и дал нужные советы относительно поведения и жизни, направленные, преимущественно против тунеядства, так как второе послание к Фессалоникийцам, как и первое, является эсхатологическим по главной теме. Оно отличается простотой, задушевностью и является откликом горячо любящего, попечительного сердца Апостола на конкретные вопросы его пасомых.
Второе Послание написано в тем же году, что и первое, т. е. в 53 году; в Коринфе вскоре после написания Первого.
Содержание послания
1. Похвала терпения солунян (гл. 1)
Апостол благодарит солунян за их веру и терпение в перенесении гонений. Эти гонения доказывают, что будет праведный суд Божий для наказания гонителей и для награды страдающих за имя Христово (2Сол.1:5–7). Апостол относит этот суд к будущему славному явлению Господа. Однако неизвестность этого дня, с одной стороны, и его неминуемость – с другой, при неправильном расположении духа порождают у человека томление и тревогу. В 1Сол. Апостол как раз и показал, что человек должен заботиться не о том, что ведомо только одному Богу (время парусии), а о том, чтобы бодрствовать и трезвится и всегда быть готовым встретить страшный час суда Божия. Но так как фессалоникийцы уже были введены в различные заблуждения, то Апостол специально раскрывает ряд признаков приближения этого дня.
2. Признаки второго пришествия Господни (гл. 2, 1–14)
Апостол увещает не слушать тех, кто пытается доказать, что пришествие Иисуса Христа уже наступает. Он просит солунян не смущаться никакими уверениями, мнениями или ложными посланиями, будто от имени ап. Павла написанными, относительно дня Господня (2Сол.2:2). Есть предположение, что лжеучители распространяли ложные, панические слухи, чтобы вызвать равнодушие христиан к земным благам и самим воспользоваться ими, а если не так, то, по крайней мере, истомить христиан ожиданием и тем подорвать вообще веру в пришествие Христово (А. Иванов, Цит. соч., стр. 392).
Несмотря на таинственность и сокрытость дня Господня, Апостол указывает некоторые признаки его приближения:
а) великое отступление от веры (2Сол.2:3). Так и Господь говорил об охлаждении любви многих (Мф.24:12) и оскудении веры на земле (Лк.18:8). «Отступление» понимается здесь не как некая слабость, а как полное попрание, пренебрежение и презрение к вере, как полное оставление ее (atwstasia) – отпадение от кого-то, мятеж, измена.
б) отступление от веры создаст условия для явления антихриста (это имя не встречается у ап. Павла. Так называет его св. ев. Иоанн (1Ин.2:18, 22, 4и др.). Он называется так не только потому, что будет всячески противиться Христу, но и потому, что будет полной противоположностью Христа по своим свойствам и действиям (см. 2, 4): человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Сол.2:4). Он будет противник Христу, провозгласит беззаконие правдой, а себя самого – Богом. Его пришествие будет «по действию сатаны» (2Сол.2:9), – по силе и злому характеру его деятельности (2Сол.2:9–10).
«Кто же будет он? Ужели сатана?– спрашивает свт. И. Златоуст, и отвечает: – Нет, человек некий, который восприимет всю его силу... Не сатаною будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый» (цит. по еп. Никанору, Толк. Апостол, ч. III, стр. 63).
На основании того, что Дан назван в Библии змием (Быт.49:17), заключают, что антихрист будет из колена Данова (см. у Богословского. Человек беззакония. История толкования 2Сол.2:1–12, «Прав. Собеседник», 1885, ч. II, стр. 261–297).
Хотя «тайна беззакония» антихриста «уже в действии», однако время антихриста еще не наступило окончательно, он не откроется, «пока не будет взят от среды удерживающей теперь» (2Сол.2:7) («откроется» – apokalu qhsetai, значит, его бытие мыслится и раньше (см. 1Ин.2:18; 2Ин.7), но обнаружится во всей силе он только при подходящих условиях, каковыми будут «беззакония», «безверие и изъятие» «удерживающего» начала (2Сол.2:7). Это таинственное «удерживающее» начало, по мнению блаж. Феодорита, есть «Божие определение», действие благодати Св. Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула злу. Иные видят в «удерживающем» государственный строй, который тоже пресекает зло и анархию.
Когда уже никто не пожелает обращаться к Богу, тогда Господь отнимет удерживающую руку, зло разовьется – «и тогда откроется беззаконник» (2Сол.2:8) антихрист. Он будет совершать ложные чудеса, чтобы прельстить «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Сол.2:9) тех, которые пренебрегали своим спасением. Но «ради избранных сократятся дни» (Мф.24:22).
Поэтому действие антихриста будет непродолжительным, – «Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Сол.2:8). Его сатанинское обольщение будет опасно для «возлюбивших неправду», «не верующих истине» (2Сол.2:12). «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» («пошлет» надо понимать как «попустит» это действие (см. также Рим.1:21–24). Так выражается Апостол, чтобы выразить всеведение Божие) (2Сол.2:11). В таком же смысле Божественного предведения сказал Апостол и об «избрании ко спасению» солунян, которое совершено «от начала, через освящение Духа и веру истине» (2Сол.2:13), т. е. в согласии с произволением самого человека. Значит, христианам необходимо быть неуклонными в добре, в вере и истине, «для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2Сол.2:14), а не тревожиться относительно времени пришествия Его.
3. Различные увещания (2Сол.2:15–3, 15)
Апостол увещает солунян стойко пребывать в вере и держаться преподанного им учения: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол.2:15).
Этот стих указывает на необходимость признания как Свящ. Писания, так и Свящ. Предания. Уже во время ап. Павла были среди христиан люди, которые не признавали устных наставлений учеников Христовых. Апостол советует не общаться с такими: «...удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Сол.3:6).
Апостол просит также солунян всегда молиться за него для успеха его благовествования, чтобы ему «избавиться от лукавых людей», т. е. тех, у которых лукавая, неискренняя вера.
На примере своего собственного бескорыстного служения и содержания себя своим трудом, Апостол и к другим предъявляет требование: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол.3:10). Это остается универсальным принципом отношения к труду и по сей день. Труд с точки зрения христианства – необходимое условие нормального духовно-телесного развития человека. Праздность, тунеядство всегда вредны и преступны – именно поэтому Апостол так сурово осуждает их. Не желающих трудиться надо «увещевать и убеждать... чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2Сол.3:12), т. е. трудились для собственного пропитания. Не следующего этим наставлениям Апостол советует иметь на замечании и не общаться с ними, «чтобы устыдить его» (2Сол.3:14). Чтобы такое отчуждение ослушника не удалило от веры, Апостол прибавил: «Не считайте его за врага, а вразумляйте; как брата» (2Сол.3:15).
Послание заканчивается обычным апостольским благословением, написанным собственноручно, причем Апостол указывает на него как на признак подлинности: «пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2Сол.3:18).
Вопросы для повторения Второго Послания к Фессалоникийцам
I. 1. Что послужило поводом к написанию 2Сол.?
2. Что доказывают страдания верующих (2Сол.1:4–10)?
3. Каким образом извращалось истинное учение ап. Павла о парусии (2Сол.2:1–3)?
4. Какие два главных признака парусии (2Сол.2:3)?
5. В чем будет проявляться деятельность антихриста (2Сол.2:3–9)?
6. Что мешает открыться антихристу в полной его силе (2Сол.2:7–8)?
7. Кого прельстит антихрист (2Сол.2:11–12)?
8. Почему необходимо хранить предание и как оно передается (2Сол.2:13–15, 3:6)?
9. Какой христианский принцип отношения к труду (2Сол.3:8–16)?
10. Какой признак подлинности посланий ап. Павла (2Сол.3:17–18)?