епископ Димитрий (Вознесенский)

Источник

Кафизма II

IХ Псалом

Ст. 1: к исполнению, о тайных сына. Псалом Давиду

Девятый псалом, довольно обширный по объему (39 стихов), не весь одинаков по содержанию. Первая – бо́льшая половина (ст. 2–21) – имеет характер главным образом хвалебно-благодарственный; вторая – сетующе-просительный. Некоторые думают (Толковая Библия А. П. Лопухина, т. IV, стр. 158), что написание первой части псалма было вызвано победой Давида над сирийцами, где Господь помог ему сокрушить напавших на него врагов. Разрушив их города, Давид и обещает поведать все чудеса Его и в радости воспевать имени Его, сознавая, что то Господь, как Суды на престоле, произвел по правде суд Его и тяжбу Его.

Однако, допуская с некоторой вероятностью известное (но очень и очень относительное) значение указанного отдельного исторического факта (поражения сирийцев, с разрушением их городов) для объяснения содержания этого псалма, в смысле возможного повода к написанию его, мы здесь, как и во многих других подобных случаях, отнюдь не можем преувеличивать значения такого повода, и должны сказать, что в данном случае основное содержание псалма представляется слишком мало привязанным к обстоятельствам той, местно-сирийской, войны. Нельзя не отметить при этом, что даже самая главная справка для сего: упоминание о „разрушении градов‟ далеко не сполна соответствует фактам, известным из истории взаимных, особенно военных, взаимоотношений царств – сирийского и израильского. По псалму, разрушение города и падение владычества врагов – окончательное и полное: „погибе память его с шумом‟. А на деле – расцвет могущества сирийцев для эпохи царя Давида был только еще впереди, и не столько их евреи, а наоборот – они евреев, не раз и не два, приводили потом почти к погибели. А главное: общая перспектива взаимоотношений между противопоставляемыми псалмопевцем двумя мирами: миром верных – „взыскующим Господа‟ и – „забывающим Бога‟ миром язычников – гораздо шире и глубже, и духовно-типичнее, чем данный, вовсе некрупный и сам по себе ничем особым не выдающийся, преходящий и частный исторический момент из дней царствования Давида. В псалме IХ-м, как и в ряде соотносительных других, псалмопевец созерцает, уже с первых же псалмов Псалтири очерченное, расслоение рода человеческого на праведных и грешных, как и страдает сердцем от того засилья нечестивых и злых, которое постоянно наблюдается в истории людской, а равно и от терпения нищих и убогих. И характеристика этих злых и гордых нечестивцев в данном псалме отличается особенною жизненностью и яркостью. Как, в свою очередь, и помощь обижаемым и защита их от Бога также оттеняются с особенной силой, а грядущий суд Божий изображается так, что его можно сопоставлять и с пророчеством Даниила, и с новозаветными речами о страшном Суде – в Евангелиях и в Апокалипсисе. И конечно, не торжество Давида над сирийцами предносилось здесь сознанию псалмопевца, а – победа веры над неверием, дело правосудия Божия в истории всего земного мира, особенно – когда Он „судити имать вселенней в правду, судити имать людям в правоте‟ (ст. 9). Но и теперь, и в эти наши земные дни: „взыскаяй крови их помяну, не забы званы убогих‟ (ст. 13), как непоколебимо твердит нам христианская наша надежда.

Ст. 14–21 представляют собой как бы переход к последней части, Давид здесь и молит о спасении своем, и обещает возвещать хвалу Богу „во вратах дщери Сиони‟, ибо уже и выявился суд Божий, когда язычники впали в ту яму и в ту сеть, что были приготовлены ими для праведных. – „Да возвратятся же грешницы во ад, – вси язы́цы, забывающие Бога‟, взывает Давид, потому что „не навсегда забыт будет нищий, и терпение убогих не погибнет до конца‟ и „пусть знают язычники, что человеки – они‟.

Вторую половину псалма, которую мы назвали сетующе-просительною, псалмопевец заканчивает пожеланием: „суди (Господи) сирому и смиренному, да не продолжится (высокомерное) величание человека на земле‟. И вот характеристикой такого гордого нечестивца по преимуществу и заполнена вся эта вторая часть. То – тип до конца закоснелого грешника, который сам о себе говорит: – „не подвижусь от рода в род без зла‟, тогда как о Боге в сердце своем сказал: „не взыщет‟. „Уста его полны клятвы, и горести, и лести‟. Цель его – „убить неповинного‟ и ради этого „очи его выглядывают нищего‟, и, как лев из засады своей, похищает он бедняка. В противоположность этому, как исповедание свое, Давид и говорит: „Господь – Царь во век и в век века: погибнете, язычники, от земли Его. Желание убогих услышал Ты, Господи, устремлению сердец их вняло ухо Твое‟.

Всего в IХ-м псалме можно выделить шесть более мелких частей.

I. 2. Исповемся Тебе, ГОСПОДИ, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя!

2. Буду славить (во исповедании) Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои.

3. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему, Вышний!

3. Возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, вознося песнь имени Твоему, Вышний!

4. Внегда возвратитися врагу моему вспять, – изнемогут и погибнут от лица Твоего.

4. Раз враг мой обращен вспять, то изнемогут они и погибнут от лица Твоего.

II. 5. Яко сотворил-еси суд мой и прю мою: сел-еси на престоле, судяй правду.

5. Ибо дал Ты мне суд, и тяжбу мою разрешил, сев на престоле (и) судя по правде.

6. Запретил-еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил-еси в век – и во век века!

6. Ты запрет положил язычникам, и погиб нечестивый: имя его (Ты) потребил в век и во век века.

7. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил-еси, погибе память его с шумом!

7. Оскудел враг оружием в конец, и грады его Ты разрушил, – погибла память его с шумом!

8. И ГОСПОДЬ во век пребывает: уготова на суд престол Свой.

8. Господь же пребывает во век! Уготовал Он на суд престол Свой.

9. И Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем – в правоте.

9. И будет судить вселенную по всей правде, рассудит людей по правоте,

10. И бысть ГОСПОДЬ – прибежище убогому, – Помощник во благовремениих, в скорбех!

10. Ибо соделался Господь прибежищем убогому, помощником (его) – и в благое время, и в скорбях.

11. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил-еси взыскающих Тя, ГОСПОДИ!

11. И да уповают на Тебя знающие имя Твое, ибо не покинул Ты ищущих Тебя, Господи!

12. Пойте ГОСПОДЕВИ, живущему в Сионе; возвестите во языцех – начинания Его!

12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте среди народов начинания Его!

13. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.

13. Ибо Тот, Кто взыскивает за кровь их, вспомнил, – не забыл вопля убогих.

III. 14. Помилуй мя, ГОСПОДИ: виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных!

14. Помилуй меня, Господи, воззри на унижение мое от врагов моих, Ты, Который возносишь меня от врат смертных, –

15. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем!

15. Дабы возвестил я все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой. Будем же радоваться о спасении Твоем!

16. Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша; в сети сей, юже скрыша, увязе нога их.

16. Погрязли народы в пагубе, которую соделали; в той сети, которую сокрыли, увязла нога их.

17. Знаем есть ГОСПОДЬ, судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник.

17. Познается Господь в судьбах, творимых Им: увяз в делах своих грешник.

18. Да возвратятся грешницы во ад, – вси язы́цы, забывающии Бога!

18. Да возвратятся грешники во ад,– все народы, забывающее Бога!

19. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.

19. Ибо не до конца забыт нищий, и – не вечно терпеть убогим...

20. Воскресни, ГОСПОДИ, да не крепится человек! да судятся язы́цы пред Тобою.

20. Воскресни (восстань), Господи! Да не надеется на крепость свою человек, да судятся народы пред лицом Твоим!

21. Постави, ГОСПОДИ, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко – человецы суть!

2 1. Поставь, Господи, Законоположителя над ними, да знают народы, что человеки они!

IV. 22. Вскую, ГОСПОДИ, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?

22. Почто, Господи, отстоишь Ты далече, скрывая лице Свое – и в благоденствии, и в скорби?!

23. – Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют.

23. Когда превозносится нечестивый, (то) разжигается (завистью) нищий – и увязают (они) в кознях, которые умышляют.

24. – Яко хвалим есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословим есть.

24. Ибо похваляется нечестивый в похотях души своей, и жадный стяжатель ублажает себя.

V. 25. Раздражи ГОСПОДА грешный, по множеству гнева своего: „не взыщет‟! – несть БОГА пред ним.

25. Презирает Господа нечестивый, (говорит), надмеваясь и ярясь: – „не взыщет‟: ибо – „нет Бога‟ – (вот в чем) все помышления его.

26. Оскверняются путие его на всякое время: отъемлются судьбы Твоя от лица его, всеми враги своими обладает.

26. Исполнены скверны пути его во всякое время: отошли от мыслей его суды Твои (, Господи,) пред лицом его; обладающим всеми врагами своими мнит он себя.

27. Рече бо в сердце своем: „не подвижуся от рода в род без зла‟.

27. Ибо сказал в сердце своем: „не поколеблюсь (в пути моем) в род и род и не приключится мне зла‟.

28. Его же клятвы уста его полна суть, и горечи и льсти: под языком его – труд и болезнь.

28. Уста же его полны проклятия, злобы и обмана, и под языком его (гнездятся) труд и тягота.

29. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его – на нищаго презирает.

29. Сидит в засаде с богатыми, в тайниках, чтобы убить неповинного: глазами своими высматривает бедняка.

30. Ловит втайне, яко лев в ограде своей: ловит, еже восхитити нищаго; восхитити нищаго, внегда привлещи и́ в сети своей.

30. Уловляет втайне, как лев в логовище своем, уловляет, чтобы похитить нищего, как только вовлечет его в сети (свои).

31. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.

31. Унижает его: наклоняется, пригибается к земле – только бы попал убогий в когти его!

32. Рече бо в сердце своем: „забы БОГ, отврати лице Свое, да не видит до конца‟.

32. Ибо сказал (он) в сердце своем: – „забыл Бог, сокрыл лице Свое, не увидит никогда‟...

VI. 33. Воскресни, ГОСПОДИ БОЖЕ мой! да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих – до конца!

33. Воскресни (восстань), Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца!

34. Чего ради прогнева нечестивый БОГА? Рече бо в сердце своем: „не взыщет‟.

34. Чего ради прогневал нечестивый Бога? Чрез то, что сказал он в сердце своем: – „не взыщет‟...

35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен-есть нищий, сиру – Ты буди помощник!

35. – Ты видишь, ибо взираешь на гнет и ярость (нечестивого), чтобы подать (мне) руку Твою: на Тебя (на Твое попечение) оставлен нищий, сирому Ты будь защитой!

36. Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется.

36. Сокруши мышцу грешному и лукавому: (так что) взыщется грех его, и – не найдется.15

37. ГОСПОДЬ – Царь во век и в век века: погибнете язы́цы от земли Его!

37. (А) Господь – Царь во век и в век века: исчезнете, язычники, с земли Его!

38. Желание убогих услышал-еси, ГОСПОДИ; уготованию сердца их – внят ухо Твое!

38. Желание убогих услышал Ты, Господи: устремлению (к Тебе) сердца их вняло ухо Твое!

39. Суди сиру и смиренну, да не приложит к тому величатися человеки на земли!

39. Дай суд сирому и смиренному, дабы не продолжал более величаться человек на земле!

Примечания к Псалму IX-му

Ст. 1. Архиепископ Ириней говорит, что и апостол Павел в послами к Колосс. нарицает это (пути промысла Божия, раскрываемые в IX псалме) „тайной, от века сокровенной‟ (Кол. 1:28). С сим смыслом можно согласить по нему и еврейскую надпись псалма – „о смерти Сына‟, когда чрез сие будем разуметь смерть Христа, Сына Божия, Который смертью Своей преславно победил князя тьмы, сиречь диавола.

Ст. 3. – Пою имени Твоему, Вышний... Имя Божие всегда обозначает в Библии силу Божию. Непостижимое, бесконечно-превышающее всякое человеческое разумение, Существо Божественное выявляет Себя пред верующим человечеством, как все мы знаем, и в нарочитом Откровении, и в природе, и во всей истории и жизни человеческой, особенно христианской. Это самообнаружение Божества пред нашими духовными очами и именуется всюду, начиная с христианских молитв, словом „ИМЯ Божие‟.

Ст. 5. Здесь отчетливо выявляется характерная для Давида, и вообще для псалмопевцев, благочестивая тенденция их – всегда усматривать в отрадных и успешных моментах жизни своей, в особенности в победе над врагами, не своей силы иль искусства проявление, как и не свою заслугу, а всецело – действие всемогущей и помогающей силы Божией, как потом и восклицает псалмопевец, видимо – после большой победы: „не нам, не нам, а имени Твоему даждь славу‟...

Ст. 6. В словах: „запретил Ты язычникам‟ (языческим народам) всего естественнее видеть пророчество псалмопевца об отхождении этих народов от древнего идолослужения в пору распространения в мире Новозаветного Царства Христова: в этом и „гибель нечестивого‟, то есть диавола, самое имя которого „потребится (и уже в преодолении его, укрепляемыми от благодати Христовой, праведными, потребляется) – в век века‟.

Ст. 7. „Под именем оружия врага-диавола должно разуметь различные коварства его, ухищрения и козни, которыми он действует, аки оружием, или еще – стрелами разжженными, как святой Апостол Павел их нарицает (Еф. 6:16). Ныне сия „оружия врагу оскудеша‟, ибо людям, вооруженным верою в Иисуса Христа, вредить не могут. В каковом смысле привел сие пророческое место святой Антоний в житии преподобного Афанасия, желая доказать, что искушения диавольские весьма удобно прогоняются знамением креста Христова. Под именем же градов диавольских должно разуметь людей неверных, в которых диавол свободно царствует. Разрушил Христос грады сии, когда истребил в них идолов. Ибо ведь несомненно, что доколе человек пребывает в неверии, дотоле во власти диавола обретается: но разорену бывшу двору, сиречь – царству диавольскому, чрез Христа, и воссиявшу свету истинного Богопознания, неверие исчезло, и диавол вся своя погубил‟... (Ириней).

Ст. 8–9. Говорится здесь, конечно, о Страшном Суде Христовом.

Ст. 10–11. Зовущее нас к надежде на Господа, как на прибежище убогому и как на помощь нашу в скорбях, место это также носит пророчественно-мессианский характер, так как говорит о времени, когда будут знать верующие имя Господа, и именно потому, что „не оставил Он взыскающих Его‟.

Ст. 11. Пременение лиц (2-е лицо вместо третьего) часто употребляется в псалмах, и рождается от нового чувствования, вдыхаемого свыше Давиду, когда пел он хвалы Божии.

Ст. 12. Нарицает Бога живущим в Сионе потому, что там был ковчег Завета и место молитвы Истинному Богу.

Ст. 13. Как не забыл Он крови Авелевы (Быт. 4:5), так не забудет и всякого убийства, но непременно отомстит, что и Моисей показует, говоря: крове вашея взыщу…

Ст. 15. Зело прилично противоположил врата дщере Сиони, сиречь – врата Иерусалима, вратам смертным: ибо врата смертные, или врата адовы, находятся в месте преисподнем, врата же Иерусалима – на горе высокой. Еще: „врата смертная изводят мятеж и брани, ведущие к смерти: врата же Иерусалима основаны на мире‟ (ибо Иерусалим положил пределы свои – мир, и имя его толкуется видение мира). (Ириней).

Ст. 16. Под именем „языков‟ в смысле – историческом разумеются иноплеменные народы, воевавшие против Израиля Божия; – „в смысле же нравственном – сонмы людей нечестивых; пагубой же – порок нарицает‟.

Ст. 17. „Тогда наипаче познается Бог истинным и великим, когда чудные судьбы творит, обращая оружие и коварства людей нечестивых в погибель им самим‟.

Ст. 18. Очевидно, здесь имеются в виду те грешники, которых называют „исчадиями ада‟: закоснелые, упорные, насадители нечестия и угнетатели нищих и убогих, о коих дальше и говорится в псалме.

Ст. 19–20. „Впрочем, не всегда же и терпеть будет Бог, дабы обидимые до конца жизни подвергались наветам и козням, но терпение их непременно свой плод получит. И сие подает не малое утешение – быть всегда о конце благонадежну... „Да не крепится человек‟, сиречь, да не превозмогает сильный бессильного, сам будучи прах и пепел – против Бога, Творца своего‟.

Ст. 21. „Законоположителя‟: „некоторые под сим разумеют антихриста, иные – Константина Великого, Иовиниана, Валентиниана, Феодосия и иных (лучших царей христианской истории). Мы же мним быти Самого Христа, яко верховного Законоположителя и Судии всех. Ибо Он произвел суд на языки, гонящие Церковь, и усмирил нечестивых царей жезлом железным, дабы познали, что человеки суть они, от земли созданные, немощные, и Христа превозмощи не могущие‟.

Ст. 22. Отсюда у евреев (ныне) – начинается следующий – 10-й псалом. Но толковники (70) читали псалом сей без разделения, и потому вероятно, что нынешнее разделение вымышлено после, того ради, что содержание сей части кажется различно от содержания первой; (что в псалмах бывает однако нередко).

„Презиравши... в скорбех‟: как бы пропускаешь скорби горемычных мимо очей. „О сем многие недоумевают, ибо зря нечестивого благоденствующим, себя же в нищете и утеснены сущим, и не проницая судеб Божиих, неравенством состояний соблазняются, и тем паче и паче в помыслах своих смущаются‟ (Ириней).

Ст 23–24. Указывает причину, а потом присовокупляет и другие. Того ради нечестивый благоденствием своим гордится, а нищий возгорается ревностью: так как-де богат он и силен, а потому уважаем бывает от всех, и хотя препровождает жизнь порочную и беззаконную, однако желания его исполняются, а дела от всех похваляются, так что и тогда, когда он обижает, грабит и разоряет, благословляем он бывает от ласкателей своих и притрапезников, хотя сам достоин проклятия…

Ст. 25. Ибо препровождая жизнь беззаконную и порочную, не только не мыслит об исправлении, а равно и не ищет примирения с Богом, но и говорит: „по множеству гнева Своего не взыщет‟, то есть: грехов моих строго истязать не будет. Ибо гордость и злоба так ослепляет его ум‟. . . По еврейскому тексту, с коего взят наш русский перевод, но который мы, в данном его виде, как и говорили, признаем более позднею, уже истолковательною передачей древнееврейского текста, как и текста 70-ти, далее читается: „несть Бога во всех помышлениях его‟. Это значит: хотя и о многом помышляет, однако Бог никогда на мысль его не приходит. Так-то забыл он Бога...

Ст. 26. „Отъемлются судьбы Твоя‟... „То есть: то, что могло бы обратить его к добродетели и заставить помыслить о страшных судьбах Твоих, далече отстоит от сердца его: и сего ради не любит он обличающих и исправляющих, но всех таковых почитает за врагов. Он их презирает, и надменно от себя прогоняет‟.

Ст. 27. Каждый из нас представляет в своей жизни как бы переходное звено в цепи нисходящих поколений: и вот такой отъявленный грешник и заполняет это свое историческое звено одним только злом.

Ст. 28. Описав, каково есть сердце нечестивого, теперь описует, каковы суть (чем наполнены) уста его; а засим покажет, каковы суть дела его... К клятве относится здесь хула на Бога, ропот и т. п.; к горести – грехи против ближнего, „яд ненависти и злобы изрыгающие‟; к лести – „ласкательство, ложь, клевета и прочее‟. – „Труд и болезнь‟: ибо к тому клонятся все намерения нечестивца, как бы причинить труд и болезнь, то есть: вред и пагубу, другому... И не говорит псалмопевец: „на языке‟, но – „под языком‟, дабы показать, что злоба нечестивого не извне только является, но и внутрь, сиречь в самом сердце, гнездится, наподобие змиев, кои яд под языком скрывают‟.

Ст. 29. „Пророк описывает здесь злые дела нечестивого‟... и „употребляет речь переносную, взяв подобие от разбойников или наветников, укрывающихся в тайных местах, и назирающих, дабы учинить нападение на путника, идущего неосторожно, и убить его. Планы нечестивца тем более вредны и опасны, что составляются они в сообществе таких же злодеев, но богатых и сильных, направляются же к убожеству невинных‟.

Ст. 30–31. Смысл этих двух стихов яснее раскрывается в объяснительном еврейском тексте, с которого, еще более упростив, напечатали их и в Синодальном Русском переводе: „сидит в фасаде за двором; в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного: хватает бедного, увлекая в сети свои‟.

‟Падет‟ означает то же, что нападет, и повторяется для объяснения вещи (дела). Прилично же относится к падению и самого нападателя или злодея. Ибо хотя и превозможет, и возобладает он убогими, однако и сам непременно погибнет.

Ст. 32–34. Ты же смотри, в коликую пропасть погибели нечестивый нисходит, и какие мысли в себе питает: ибо чего явно произнести не смеет, о том в самом себе размышляет, ополчаяся против истины, и то, что светлее солнца, помрачая в себе, по причине лишения ума своего.

Стихи 32 и 34 представляют собой одну последовательную и связную речь, раскрывая помышления сердца грешника. Стих же 33-й, один из торжественных воскресных прокимнов нашей Церкви, прерывая эту речь, как бы откликом в нем на содержание всего IХ-го псалма, передает основную молитву – желание сердца псалмопевца, да положен будет предел засилью нечестивцев и воспомянутся, „убогие‟ в победных путях Промысла Божия.

Ст. 35. Аки бы сказал: нельзя тому статься, чтобы Ты оставил злодея без наказания. Нет. Ты видишь злодеяния и дерзость его, видишь также и злострадание гонимых. Итак, да предан будет он в руце Твои, когда исполнится мера злодеяния его. Ибо Тебе, Отцу всех, принадлежит пещись о нищих, особенно же о тех, кои лишены всякой иной помощи, каковы суть сироты. Итак, Ты буди помощник сироте‟ (Ириней).

Но впрочем, по строю речи 35-го стиха, которому противопоставлен следующий (36-й стих – уже о грешных – „преданным в руце Твои‟ мыслится здесь сирый и нищий, а не злодей, как передается смысл сего 35 стиха у Иринея, как и в существующем русском переводе.

Ст. 36–37. Взыщется грех его – и не обрящется: по ближайшему смыслу – на земле, в лике живущих, не останется лукавый и грешный. Более, чем крепкое, убеждение в неизбежности и недалекости воздаяния злодействующим выражает здесь Давид в богопросвещенном сознании своем, и ручательство сего видит – во всемогуществе и правосудии Божием. – Господь – временный ли Судия?! Конец ли иметь будет царство Его?! Хотя бы и грешник и не приемлет ныне наказания, но непременно приимет: ибо пребывает Тот, Кто судить праведно, и царствует в век века.

Ст. 38. „Будучи в восторге, прошедшее Давид полагает за будущее, аки бы рек: верую, что услышишь Ты молитву убогих, и оком веры вижу, что Ты услышал – уже‟... „Желание и уготование сердца‟ – „одно и то же: ибо и то, и другое являет усердное расположение к молитве‟.

X Псалом – Давиду, к исполнению

Краткий десятый псалом (7 стихов) – типичная речь Давида в пору гонения на него от врагов, особенно при Сауле и Авессаломе. Псалом содержит ответ его на чьи-то слова: „привитай по горам, как птица‟. Были ли то слова друзей (как обычно думают), будто бы искренно заботившихся о безопасности гонимого; или, как склонны думать мы, судя по грубо-ироническому складу самого выражения, то была более или менее злая ирония, прямое издевательство врагов над человеком, оказавшимся по видимости в совершенно безвыходном положении (может быть, в ответ на жалобу с его стороны, вроде ст. 2-го: „вот грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтоб во мраке расстрелять людей, правых сердцем‟): во всяком случае псалмопевец дает в псалме этом им отповедь, исповедуя в таком положении свою крепкую надежду на Бога, как и непоколебимое чаяние, что будет воздаяние самим злым грешникам (а с ними, может быть, и насмешникам его).

Псалом 10-й распадается на две части. Из них первая (от ст. 1-го по средину 3-го) изображает опасное положение праведника, против коего уже и лук натянут врагами – грешниками, и разрушено у него то, что дал ему Бог. 2-я часть (ст. 3–7), в прямую противоположность сему, раскрывает утешительные пути Промысла Божия, по коему – „очи Господни милостиво призирают на нищего, вежди же Его – испытают всех сынов человеческих‟. И тогда оказывается, что тот, кто любит неправду, лишь ненавидит собственную душу, ибо сети, огнь и жупел, и дух бурен‟ – неизбежная доля таковых. Так, во всем и над всем – исповедуется Давидом – правосудие Божие.

I. 1. На ГОСПОДА уповах, – како речете души моей: „привитай по горам, яко птица‟?

1. Уверился я в Господе (помощи Его и правосудии): как же можете вы говорить душе моей: „привитай (вей гнезда) по горам, как птица‟?

2. Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, – состреляти в мраце правыя сердцем.

2. Ведь вот грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы перестрелять во мраке правых сердцем.

3. Зане, яже Ты совершил-еси, они разрушиша: праведник же что сотвори?

3. Ибо то, что Ты совершил, – они разрушили: а праведник – что сотворил?

II. 4. ГОСПОДЬ – во храме святем Своем. ГОСПОДЬ, – на небеси престол Его!

4. Господь – в храме святом Своем! Господь – на небеси престол Его!

5. Очи Его на нищаго призираете, вежди Его – испытаете сыны человеческия.

5. Очи Его обращены на нищего, вежды Его испытующе взирают на сынов человеческих.

6. ГОСПОДЬ испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду – ненавидит свою Душу.

6. Господь испытует и праведного и нечестивого: тот же, кто любит неправду, – ненавидит свою душу.

7. – Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен – часть чаши их!

7. Сетью дождя низведет Господь на грешников огонь и серу, и ветер бурный – удел чаши их.

8. Яко праведен ГОСПОДЬ, и правды возлюби, правоты виде – лице Его!

8. Ибо праведен Господь и возлюбил правду, лице Его видит прямых (сердцем).

1-ая слава второй кафизмы.

Примечания к Псалму Х-му

Ст. 1–2. См. во введении.

Ст. 3-ий. Отрывочная и явно-неполная речь на первый раз представляется более чем загадочной, даже темной. Думается, некоторый свет прольется, если мы допустим, что написан был этот Х псалом тогда, когда началось открытое и жестокое гонение Саула на Давида, после попытки Ионафана заступиться за него (1Цар. 19–22). Тогда рухнуло для Давида все, чего достиг он благодаря помощи Божией (‟яже Ты совершил‟), начиная с победы над Голиафом. И тогда встал в душе его горький вопрос: „праведник что сотвори?‟ – Конечно, лучше отнести слова эти к первосвященнику Ахимелеху, погибшему безвинно из-за Давида, а не к самому Давиду, который едва ли бы смог так выразиться о себе.

Ст. 4 „Господь во храме святом Своем‟ – подразумевай: живет иль пребывает. „Нарицает же святым Божиим храмом небо, которое есть храм нерукотворенный‟ (Ириней).

Ст. 5–6. Не просто зрит Бог на людей... но и купно испытует сердца их, помышления их... „Любяй бо неправду – ненавидит свою душу‟, и чрез то самое наказуется. Чудно сие изречение, и вместе истинно! Ибо любящий неправду, хотя, по-видимому, и любит свою душу, ибо для того и грешит, чтобы удовольствовать оную: но на самом же деле – только ненавидит ее, потому что, любя неправду, погубляет ту самую душу свою (ср. Ин. 12:25): то есть, кто зле себя любит, тот себя ненавидит.

Ст. 7. То есть: пошлет на них различные казни, и притом в таком множестве, в каком капли дождевые падают с неба... Дух бурен, сиречь, ветер смертоносный и жгучий, каковой бывает в странах Африканских.

Ст. 8. С особенной силой устанавливает ту коренную догматико-нравственную истину христианской религии, которая в настоящее время как-то затемняется и ослабляется в значении своем у многих, односторонне и поверхностно воспринимающих другую, не менее важную и коренную истину нашей веры (о любви и благости Божией): то – истина о Правде Божией, о которой говорится во многих местах Псалтири. Обычно оба эти основные свойства Существа Божия и мироправления Его в псалмах объединяются, и даже как бы сливаются между собой, ибо возвещается одновременно тогда в этих псалмах и о милости Божией, и о правде Его. Наиболее типично, наглядно и отчетливо передается это в известном псаломском стихе: „милость и истина сретостеся (встретились взаимно), правда и мир – облобызастеся‟ (Пс. 84:11), где ясно указывается на гармоническое, даже как бы органическое, единство милости и правды в Боге, и наиболее – в промыслительно-спасающей деятельности Его.

Однако, в то время как учение о благости и милости Божией в мире христианском как будто усвоено верующими полно, глубоко и отчетливо, ибо вся жизнь и смерть Спасителя нашего паче солнечными лучами осветило и согрело истину эту для нас, – о правде же, наоборот, и о суде Божием большинство совсем мало и говорит, и даже думает в себе, еще меньше – сердцем своим считается с ними. И потому-то так необходимо всем нам жизненно-прочно, осознанно и во всей силе воспринимать и этот 8-й псаломский стих, где речь идет именно о праведности или Правосудии Божием, и притом так, что становится совершенно ясным, что как не можем мы мыслить Бога-Отца своего без спасающей милости Его и любви, так не должны мы мыслить Его и без абсолютной и все собою проницающей истинности и правды. То как бы две, взаимно одна другую проникающие, духовные атмосферы, так что жить в Боге, войти в общение с Ним, может только тот, кто и сердцем возлюбил, и в равной мере, любовью осиянной, волей своей установился в крепком желании служить Божией правде, в исполнении заповедей Его. Ибо как бесконечно праведен Сам Господь, так и в творениях Своих Он эту правду (в человеческих отражениях ее) возлюбил, и этой любовью сих праведных (по устремленности сердца их) и созерцает, все осияющее и все согревающее, Лице Его.

ХI Псалом

Ст. 1: к исполнению, о осмей, псалом Давиду.

Одиннадцатый псалом тесно примыкает к предшествующему. С одной стороны, мы видим в нем сетования на порчу основной массы человечества, и главным образом тоже на основе лжи людской и гордости. С другой – и утешительные стихи: о спасении и сохранении верующих силою Божией (ст. 6 и 8). Эти стихи избраны св. Церковью для прокимнов на воскресных всенощных, чем ею внушается нам, что так и живут, и так должны жить – под покровом Промысла Божия, верные чада ее, в то время как окрест – в том мире, что „во зле лежит‟, – „нечестивые ходят‟, т. е. бродят они своими путями заблуждения и гибели духовной.

Псалом ХI-й при небольшом его объеме, также можно разделить на две части: 1-я (ст. 2–5) – речь о грешниках, с указанной характеристикой их. Во второй (ст. 6–9) – оттеняется промыслительная помощь Божия нищим и убогим, с отмеченными двумя отрадными прокимнами: „ныне воскресну...‟ и „Ты, Господи, сохраниши ны…‟.

I. 2. Спаси мя, ГОСПОДИ, яко оскуде преподобный! Яко умалишася истины от сынов человеческих.

1.2. Спаси меня, Господи, ибо оскудел лик преподобных, ибо умалилась истина в сынах человеческих.

3. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивая – в сердце, и в сердце – глаголаша злая!

3. Суетное говорит каждый к искреннему своему: из уст их – лесть (якобы) от сердца, в сердце же – изрекли (они) злое.

4. Потребит ГОСПОДЬ вся устны льстивыя, язык велеречивый, –

4. Истребит Господь все уста коварные, язык велеречивый, –

5. Рекшыя: „язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам ГОСПОДЬ есть?‟

5. Рекших: „язык наш возвеличим, уста наши – при нас: кто Господь нам?!‟

II. 6. Страсти-ради нищих и воздыхания убогих, – „ныне воскресну, глаголет ГОСПОДЬ: положуся во спасение, не обинюся о нем‟.

6. Ради страдания нищих и воздыхания убогих ныне воскресну (возстану), говорит Господь, предамся делу спасенья, не обинуясь (открыто и прямо) возвещу о нем...

7. Словеса ГОСПОДНЯ, словеса чиста, сребро разжжено, – искушено земли, очищено седмерицею.

7. Слова Господни – слова чистые, серебро разожженное, для земли испытанное, семь раз очищенное.

8. Ты, ГОСПОДИ, сохраниши ны, и соблюдеши ны – от рода сего и – во век!

8. – Ты, Господи, сохранишь нас, и соблюдешь нас – от рода сего и во век.

9. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил-еси сыны человеческия.

9. Окрест ходят нечестивые: (но) Ты, по высоте Твоей, превозрастил (верных Тебе) сынов человеческих.

Примечания к Псалму ХI-му

Ст. 2. Прекрасна есть добродетель, но и трудна: и сама по себе нелегко дается, наипаче же – когда любящий ее будет жить между малым числом добрых. Ибо если в мореплавании трудно бывает, когда волны устремляются „вопреки‟, направлять корабль против них: то насколько труднее это в рассуждении добродетели! Потому и Пророк здесь в подобном положении – к Промыслу Божиему прибегает, взывая: „Спаси меня, Господи!‟ Аки бы сказал: мне потребна рука свыше, потребна помощь оная, небесная. Ибо, шествуя путем, противоположным пути прочих, обретаю нужду во многом промысле, да спасусь от опасностей порока и от растления века сего лукавого. „Яко оскуде преподобный‟, сиречь: мало обретается людей благочестивых, праводушных и правдолюбивых. „Яко умалишася истины от сынов человеческих‟, сиречь: что мало есть людей, говорящих истину, паче же – что и самая истина взятся (отошла) от сынов человеческих.

Ст. 3. Сиречь: „иное языком провещевают, а иное на сердце имеют, и так прельщают простодушных‟.

Ст. 4–5. Аки бы рекли: не хотим никого признавать за высшего, – кто может господствовать над нами? Языком нашим всех превозможем. Таковы были придворные льстецы во времена Давидовы при Сауле; таков был Фараон, таков был Рапсак, военачальник Сеннахирима в дни Езекии.

Ст. 6. То есть: не закосню помощию Моей, но вскоре востану, аки от сна, и приду помочь им (Ириней).

‟Посмотри, какова сила смиренномудрия‟, – говорит Иоанн Златоуст в объяснении этого стиха. Сила нищих... есть заступление Божие за их страдания... Велика сила воздыхания: она призывает высшую помощь... Что значит: „положуся во спасение, не обинюся о нем‟? – „Смело, открыто и явно, говорит, буду защищать их, так, чтобы узнали все‟.

Ст. 7. Благоговейное восхваление словес Господних – небесного Откровения Его является здесь ответом сердца псалмопевца на только что записанное им пророчество Господне о воскресении и о спасении людей. Давид и удостоверяет здесь всех верующих, что сомнения тут быть не может: ибо слова Бога-Спасителя – слова чистейшие, как расплавленное серебро, прошедшее горнило искушений во всем земном, и так – седмижды очищенное, абсолютно не имеющее никакой примеси... И затем, в полной ясности и спокойствии просветленного Духом Святым сознания, голосом полной и непоколебимой убежденности дальше и говорит: Так Ты, Господи, сохранишь и соблюдешь навсегда – от сего поколения и во век, тогда как нечестивые ходят вовне, кругом, то есть – за оградой виноградника Божия – Его Церкви, не входя во врата Ее, открытые для всех, ходят, глухие к зову Ее, и сами себя лишая спасения...

XII Псалом

Ст. I: к исполнению, псалом Давиду.

Также небольшой, типичный по содержанию, двенадцатый псалом Давидов, почти весь (5 из 6-ти стихов) содержит в себе сетование с его стороны на свою как бы богооставленность (и этим как бы дает уста всем тем, кто переживает состояние подобной же скорби). И, тем не менее, последний его стих выражает такую крепкую надежду на спасение, с пением благодарности за полученное уже благодеяние, что некоторые переводчики и самое надписание псалма изменяют на слова: „победная песнь‟ (Симмах) или „на победу‟ (Феодотион) (см. в Толков. Библии Лопухина: IV, стр. 145–146). И тогда и самая мысль о такой богооставленности и о забвении нас Богом, с особой силой выраженная в начальной части этого псалма, по разъяснению Златоуста, имеет для нас уже положительное значение – и важное, и в высшей степени благотворное.

Для нас, изгнанников земли Русской, а тем более – для тех, кто на родине изнемогает под давящей пятой безбожной коммунистической власти, псалом „Доколе, Господи‟ имеет особенное, исключительное значение. – Трудно бывает слушать его без слез, в особенности в умилительном пении за скромной будничной службой!..

Итак, стихи 2–6-й – первая, бо́льшая половина 12-го псалма; последний – 7-й – стих – вторая его часть.

I. 2. Доколе, ГОСПОДИ, забудеши мя до конца? Доколе отвращавши лице Твое от Мене?!

1. 2. Доколе, Господи, Ты будешь в конец забывать обо мне?! Доколе будешь отвращать лице Твое от меня?

3. Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь?! Доколе вознесется враг мой на мя?

3. Доколе мне слагать советы (измышлять Выходы) в душе моей, болеть в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему превозноситься надо мною?

4. – Призри, услыши мя, ГОСПОДИ – БОЖЕ мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть;

4. Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи, да не усну когда-нибудь в смерть!

5. – да не когда речет враг мой: „укрепихся на него‟.

5. Да не скажет когда-нибудь враг мой: „укрепился я против него‟.

6. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Аз же на милость Твою уповах!

6. Ведь притеснители мои будут злорадствовать, если я сдвинусь (с крепкого стояния моего).

II. 7. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем! Воспою ГОСПОДЕВИ, благодеявшему мне, и пою – имени ГОСПОДА Вышняго!

7. Я же на милость Твою уповаю. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем. Воспою Господу, благодетельствовавшему мне, и пою имени Господа Вышнего!

Примечания к Псалму XII-му

Ст. 1. По смыслу историческому, Давид, в крайнем несчастии своем, взывает о помощи к Богу – Спасителю своему, а в смысле духовном псалом сей содержит вообще молитву человека, сущего во искушении, или борющегося со грехом.

Ст. 2. Здесь Давид „по собственному чувствованию жалуется, что Бог его забыл, – однако не потому, аки бы в душе его угасла вера и твердое упование на обетование Божие... но лишь потому, что трудно человеку, борющемуся в течение долгого времени с бедствиями и никакого знака Божией помощи не видящему, не поколебаться и не помыслить иногда, что он забвен от Бога... Однако же, и при таковых обстоятельствах, он, руководствуемый светом веры, мысленными очами проникал сквозь завесу Божиих судеб, хотя они сокрыты были‟... и „сколько понятие человеческого разума простираться могло, благонадежно взывает: „доколе отвращаешь лицо Свое от Мене‟: – И сею самой жалобой свидетельствует, что он верою своею возносится выше, и, несмотря на мудрование плоти, спасение свое в руце Бога поставляет. Иначе – каким бы образом воздыхания и вопли свои к Нему воссылал! – И нам – так со искушениями бороться надлежит, чтоб в самой борьбе вера нам вещала, что должно преодолевать зло, влекущее нас в отчаяние.

Ст. 3. Чрез деннонощную болезнь сердца означает источник такового беспокойства. Ибо, как корабль, из пристанища исшедший, обуревается волнами, и человек, света лишившийся, о многое спотыкается: так и впадший в напасти удручается непрестанно заботами, попечениями и болезнями. – Хотя же и обещает Господь верным Своим дать духа совета и крепости: однако не всегда дает его мгновенно, но часто косвенными путями приходит к ним, а между тем искушает их, и оставляет как бы в терния запутываться... Конец стиха: „Бог ничего меньше не терпит, как сию лютую злость, когда враги не только гонят и угнетают нас, но тем еще и превозносятся – утешаются и гордятся‟.

Ст. 4–5. „Так как Бог того ради, по-видимому, людям Своим не скоро помощь подает, что не зрит на нужды их: сего ради на первом месте просит Давид, чтобы Он воззрел на него; на втором – дабы помощь подал. Хотя в Боге нет ни того, ни другого... однако говорится так для нашего понятия. Ибо Дух Святой образцы молитв с намерением приспособляет к понятию нашему... Бог тогда, наконец, помогает нам, когда наперед помилует‟. – „Просветить очи‟ у евреев то же значит, что дать жизненный дух: ибо особенная сила жизни в очах является... („Ныне прозреша очи мои‟, Ионафан, вкусив меда – 1Цар. 14:29). „Да не усну в смерть‟: разумеется здесь то состояние уныния и безнадежности, когда отчаянием своим человек может впасть в смерть духовную, смерть вечную и уже безусловно непробудную.

Ст. 6. Злобе врагов нечестивцев желанно бывает одно: чтобы праведный и твердый в вере своей сдвинулся, наконец, с непоколебимой надежды и веры своей, поскользнувшись каким-нибудь падением в нравственной жизни и добром поведении своем. Но, не дает им такой злой радости псалмопевец: голосом ясной совести свидетельствует он, что так и надеялся, и будет он надеяться на Божию милость и впредь – в непоколебимой настроенности своего сердца.

Ст. 7. „Возрадуется... о спасении Твоем‟. – Видишь ли благонадетельную душу? – Просил, и прежде, нежели получил, аки бы получивший, уже благодарит и воспевает Богу, как и говорит в завершении псалма... „За благодеяния Его, на меня излиянные, не ныне только воспевая оные и в мыслях воображая, но и в грядущее время воспою и пою имени Господа, незабвенно имея в душе моей величие благодеяния‟ (Ириней).

ХIII Псалом

К исполнению, псалом Давиду.

Равный по объему предшествующим, тринадцатый псалом также близок к ним и по содержанию – по еще более усиленной, крайне отрицательной характеристике тогдашнего человечества, в религиозном и нравственном отношении. Не только безумный говорит: „несть Бог‟, но, по псалму и единого в людях не находилось такого, который бы „творил благостыню‟, а „делающие беззаконие‟ – прямо поедали народ „в снедь хлеба‟. Но псалмопевец не колеблется в своей вере в то, что достояние Божие – Израиль и сохранится, и будет иметь радость, и этой надеждой заканчивает свой псалом: „когда возвратит Господь пленение людей Своих‟, (по связи речи, разумеется плен не политический, а духовно-нравственный: все в той же сфере религиозно-нравственного порабощены вредоносной силе, – движущей силе и человеческого нечестия) – „тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль (конечно, как тот, так и другой: в Ветхом Завете то был – Израиль веры и крови; а в Новом – Израиль веры и духа).

Таким образом, 13-й псалом ощутительно распадается на две части: мрачную и отрицательную первую (ст. 1–3) и светло-вразумительную вторую (4–8 стихи). В последней можно усматривать при этом как бы намек‟ с характером упрека, на какой-то „совет нищего‟ (видимо с призывом и надеяться на Бога, и у Него помощи просить; вероятно, совет самого псалмопевца), однако отвергнутый теми, кто вершил тогда дела. Однако сам Давид знает, а потому и свидетельствует, что спасение Израиля придет – от Сиона (т. е. от Святого, в нем Живущего), и пророчеством о веселии об этом он и заканчивает этот псалом.

I. 1. Рече безумен в сердце своем: несть БОГ. Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню!

1. Сказал безумец, в сердце своем: „нет Бога‟. Развратились (они), мерзкими стали в начинаниях (своих), нет (между ними) делающего доброе.

2. ГОСПОДЬ с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй БОГА?

2. Господь приник с неба к сынам человеческим, чтобы увидеть, есть ли (между ними) разумеющий Бога и взыскующий Его?

3. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго!

3. Все уклонились, сплошь (все) стали непотребными, нет творящего добро, нет ни единого.

II. 4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающие люди моя в снедь хлеба.

4. Неужели не вразумятся все делающие беззаконие? поедающие народ мой в ядении хлеба?

5. ГОСПОДА не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх; яко ГОСПОДЬ в роде праведных!

5. Господа они не призывают, и там устрашались страхом, где не было страха: ибо Господь (пребывает лишь) в роде праведных.

6. Совет нищаго посрамисте, ГОСПОДЬ же упование его есть.

6. Совет нищего вы посрамили... – А ведь Господь – упование Его.

7. Кто даст от Сиона спасение Израилево?

7. Кто даст с Сиона спасение Израилю?

8. Внегда возвратит ГОСПОДЬ пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

8. Когда прекратит Господь пленение людей Своих, – тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

2-ая слава II-ой кафизмы.

Примечания к Псалму XIII-му

Ст. 1. Так и во дни Давида, три тысячи лет тому назад, были уже атеисты, и притом, такого законченного и убежденного типа, что в самом сердце своем говорили: „нет Бога‟, как до полного растления доходили они и в нравственной жизни своей.

Ст. 2–3. Все уклонились от Божия Закона, от соблюдены Святой Его воли; все утратили всякую нравственную цену – и вместе все, и каждый в отдельности, даже – до единого. И это – пред правосудными очами Самого Господа, желавшего, даже как бы наклонившегося с неба, чтобы увидеть между ними такого, кто бы не потерял разума и искал бы сердцем Бога. – Эту печальную и до крайности мрачную картину духовно-нравственного состояния человечества очень не мешает помнить всем тем, кто чересчур унывает за свое время, ибо и по наши дни история человечества идет, так сказать – волнами, с чередующимися повышениями и понижениями, как и далеко уходящими в сторону от прямой линии зигзагами.

Ст. 4. „Снедающие люди Моя‟... Сим обстоятельством еще больше увеличивается и недостоинство и растление сынов Израилевых, что и самые вожди и пастыри их вверенное им стадо бесчеловечно пожирают, и людей Божиих, особенно Ему любезных, не щадят...

Слова: „Господа не призваша‟ лучше отнести к следующему, 5-му, стиху, потому что они имеют логическую связь не только с пятым, но и с 6-м стихом, тогда как с предшествующими стихами связи этой не имеют. – Поистине, коренным и исходным началом охарактеризованного в первых стихах псалма безумия человеческого, является – совершенное забвение Бога и отсутствие страха пред Ним, ибо и сказано: „начало премудрости – страх Господень‟ (Пс. 110:10, Притч. 1:7). Зато, взамен этого, воспитывающего и умудряющего, страха Божья, охватывает вовсю таких „нестрашливых‟ страх человеческий, уже отупляющий и омрачающий, о котором далее и говорится в 5-м стихе: „тамо убояшася страха, идеже не бе страха‟, как и обещал Моисей Израилю, что если отступит он от Бога, то „будут бегать они, ни единому же гонящу, и страшиться и листвия, падаюшего с древа‟ (Лев. 26:17).

Ст. 6. „Плотским людям ничто так не кажется нелепо, как прибегать к Богу, когда Он в бедствиях их не помогает им: так как обыкновенно судят о Боге по внешне-явным знакам милости Его. И потому, когда видят сынов Божиих, обремененных бедствиями, то поносят суетную, по мнению их, надежду, и с язвительными насмешками нападают на них, аки бы они всуе уповают на Бога, от Которого помощи себе не видят‟ (Ириней).

Ст. 7–8. По этим двум стихам мы прежде всего можем иметь представление о характере того священного патриотизма, который на такую высоту поднимал глубочайшие и живейшие чаяния лучших сынов ветхозаветного Израиля. Ибо верою своей он твердо и ясно сознавал, что спасение людям придет от Сиона, и в этом спасении даст Господь „пленным свобождение‟, как предсказывал пр. Исайя (Ис. 61:1–2), и как подтвердил это на Своем примере Спаситель в Назаретской синагоге (Лк. 4:18). С другой стороны место это нельзя не признать явным пророчеством, точно до буквального исполнившимся в Новом Завете, где из Сионской горницы Иерусалима и пошла вся спасающая деятельность Святой Церкви Христовой, – на радость верующему Иакову и на веселье всем истинным потомкам, бывшего и по вере своей богоборцем, Израиля. Так и по толкованию арх. Иринея. „Пленение ст. 8 не есть Вавилонское и ни оное рассеяние по всем народам‟. Но лучше понимать – „в высшем смысле‟. „Пророк молится о скорейшем пришествии Христа Спасителя, дабы избавил человеческий род от пленения диавольского, в котором находился весь человеческий род, растленный грехом, как выше описал его Пророк‟, и таким образом в этом будет полное соответствие содержанию всего 13-го псалма.

ХIV Псалом

К исполнению, псалом Давиду

Четырнадцатый, тоже краткий, псалом по содержанию своему уже сильно отличается от предшествующих, и носит почти целиком нравоучительный характер, приближающийся к типу сборника правил морали. Ни обличений, ни выражений упования здесь нет. Кратко и просто, в конкретных, преимущественно отрицательных по форме, чертах, рисуется образ нравственно-добропорядочного человека, в смысле правдивости и честности, неделания ни в чем ближнему зла, твердости в слове и в справедливом отношении к другим. Единый по содержанию, и совсем краткий по объему, псалом 14-й не нуждается в делении на части.

1. ГОСПОДИ, кто обитает в жилище Твоем, или кто вселится во святую гору Твою?

1. Господи, кто обитает в жилище Твоем, или кто вселится во святую гору Твою?

2. – Ходяй непорочен и делаяй правду: глаголай истину – в сердце своем.

2. – Тот, кто ходит непорочно и делает правду, (кто) истину говорит в сердце своем.

3. Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.

3. Кто не клеветал языком своим и не делал искреннему своему зла и (сочувственно) не принимал поношения на ближних своих.

4. Уничижен-есть пред ним лукавнуяй, боящия-же-ся ГОСПОДА славит: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся.

4. (Тот, пред кем) ничтожен лукавнующий (и кто) боящихся Господа славит; клянется искреннему своему и не нарушает клятвы.

5. Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият: творяй сия не подвижится во век!..

5. (Кто) серебра своего не давал в рост и мзды против неповинных не принимал. Делающий (все) это – не поколеблется во век.

Примечания к Псалму XIV-му

Ст. 1. „Все это, как кажется, потому, что многие из евреев святость свою, как богоизбранного народа, полагали почти всецело лишь в исполнении одних наружных обрядов и жертвоприношений, как обличали их пророки, особенно Исайя, и чрез то одно надеялись получить награду на небеси‟. А между тем, Бог избрал Себе в достояния народ Иудейский, и Свое святилище поставил посреди его – для того именно, дабы Израиль праведным и благочестивым житием своим засвидетельствовал, что он достоин именоваться посвященным Ему народом, ибо в Боге, как нет правды без милости, так нет и милости без правды.

Псалмопевец, в противовес таким заблуждениям своего народа, и вопрошает с самого начала псалма: кто же достоин обитать в святом жилище Его и быть принятым на святую гору – и Небесного Иерусалима Его? В дальнейших стихах псалма архиепископ Ириней и видит ответ Самого Бога на эти вопросы.

В ст. 2–3 псалмопевец раскрывает, что удостоится такого избрания от Бога тот, кто „а) ни сердцем, б) ни языком, в) ни делом зла не творит‟. О первом сказано в ст. 2-м: „глаголяй истину‟ в самом сердце своем. То есть: кто имеет мысли чистые и дорожит одной правдой, не боясь ни ненависти злых, не стараясь угодить сильным, – тот лишь разумеется здесь. Ибо всякий, творящий противное сим, не говорит правды в сердце своем. – К сему роду не держащих истины в сердце принадлежат и те, которые почитают временные вещи выше небесных... Ибо у таковых не истина на сердце их, но ложь: так как предпочитают бесполезное полезнейшему. – К языку относятся оныя слова: „иже не ульсти‟... То есть: кто не льстит, не клевещет, не злословит и не поносит ближнего языком (ибо то суть обыкновенный грех языка), – „тот может быть гражданином в горнем Сине. Следующие слова относятся к делам: „не сотвори... зла‟.

Ст. 4. „Уничижен... славит‟. Не только сам не творит он искреннему своему зла, но и не терпит, насколько ему то возможно, чтобы другие озлобляли его... Не только не попускает, чтобы кто в присутствие его оскорбил ближнего делом, но даже и словом, ибо затыкает уши свои от всякого поносного слова, лжи и клеветы, соплетаемой от людей злоязычных и праздных, которые ни в чем другом не упражняются, как только в переговорах и пересудах ближних своих. Таковые злонамеренные и „лукавые‟ люди в очах его мерзки: он удаляется от них, презирает и ни во что вменяет... Великая есть похвала ненавидеть зло – как в себе, так и в других!...

Ст. 5. О трех пороках говорится здесь: о клятвопреступлении, о лихоимстве и о мздоимстве... „Особенно же упоминает о трех сих пороках или потому, что сребролюбие корень есть всем злым (1Тим. 6:10), ибо оттуда происходит и клятвопреступление, ложь, и обман, и лихоимство, и мздоприимство; или потому, что пороки эти всегда были, как и ныне свойственны суть, иудеям‟.

XV Псалом

Столпописание Давиду

Мессианский по своей собственно-пророческой стороне, псалом 15-й по общему своему содержанию представляет собой то же излияние чувств надежды на Бога, всецело сердечной преданности Ему, какие мы уже отмечали, как наиболее типичные для псалмов Давида. Но в этом псалме есть подробности, которые связываются с историческими обстоятельствами написания его. Является общепризнанным теперь, что псалом ХV-й написан в пору пребывания Давида среди язычников, всего вероятнее – в Гефе или в Секелаге (см. 1Цар. 27–28). Указание на это и видят в стихах 3–5, особенно в русском переводе с еврейского, где говорится и об устремлении сердца Давида к „святым‟ и „дивным‟ в земле еврейской, и о порицании с его стороны почитателям идолов („чужих‟), с заверением, что сам он не примет участия в кровавых излияниях им, ибо его часть наследия и чаши его – Господь, Который всегда „одесную его есть‟. Особенное значение для нас имеют в этом псалме 9 и 10 стихи, где ясно выражена надежда Давида на воскресение и на вывод души из ада – слова, прилагаемые первоверховными апостолами – как Петром, так и Павлом – к чуду воскресения Иисуса Христа из мертвых (Деян. 2:25–28, 13:35).

Псалом ХV-й можно разделить на две части. Из них в 1-й, главным образом и связанной с пребыванием Давида среди „чужих‟, изливается крепкая и верная преданность его Богу, как и тому достоянию, которое Давид получил от Него. Во 2-й (7–11) такая же надежда его на Бога, переносимая им и в область загробную, с пророчеством об изведении души его из ада.

I. 1. Сохрани мя ГОСПОДИ, яко на Тя уповах!

1. Сохрани меня, Господи, ибо на Тебя надежду я возложил.

2. Рех ГОСПОДЕВИ: „ГОСПОДЬ мой еси Ты, яко благих моих не требуеши‟.

2. Сказал я Господу: „Ты Господь мой, и не имеешь Ты нужды в благах от меня‟.

3. Святым, иже суть на земле Его, удиви ГОСПОДЬ вся хотения Своя в них.

3. Святым, которые пребывают на земле Его, (Господь) дивно явил (раскрыл) все хотения Свои в них.

4. Умножишася немощи их, иже ускориша к богом чуждим. Не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.

4. Умножились немощи тех, которые поспешили к богам чужим. Я не буду созывать собраний их с кровями (с кровавыми излияниями идольскими), не произнесу имен их устами своими.

5. ГОСПОДЬ – часть достояния моего и чаши моея: Ты еси устрояяй достояние мое мне.

5. Господь часть достояния моего, (доля) чаши моей: это Ты устрояешь достояние мое.

6. Ужя падоша ми в местех красных (ранее: ужа впадоша в державных моих), ибо достояние мое державно есть мне.

6. Межи выпали для меня в прекрасных местах, ибо удел мой – в крепком владении моем.

II. 7. Благословлю ГОСПОДА, вразумившаго мя: еще же и – до нощи наказаша мя утробы моя!

7. Благословлю Господа, вразумившего меня: даже и до ночи учат меня недра мои (то есть сокровенный дух).

8. Предзрех ГОСПОДА предо мною выну, яко одесную мене есть, – да не подвижуся.

8. Всегда заранее вижу Господа моего пред мною, ибо (Он) одесную меня пребывает, да не поколеблюсь.

9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой; еще же и плоть моя вселится на уповании.

9. Сего ради возвеселилось сердце мое и возрадовался язык мой; да и самая плоть моя вселится (в землю) в уповании.

10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления!

10. Ибо не оставишь ты душу мою во аде и не дашь преподобному увидеть тления.

11. Сказал-ми-еси пути живота; исполниши мя веселия с лицем Твоим! Красота в деснице Твоей в конец.

11. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня веселия в свете лица Твоего: (ибо) в деснице Твоей блаженство, ему же нет конца.

Примечание к Псалму XV-му

Ст. 1–2. В сих словах содержится молитва, в которой Давид просит Бога не о помощи в известной некоей опасности, как часто творит в других псалмах, но вообще просит и умоляет, да будет ему Господь хранителем во всю его жизнь, как и при самой смерти. При этом – под „благими‟, которых от него Бог не требует, принято подразумевать законные жертвы, которых-де Давид в изгнаны не мог принести.

Ст. 3. Все почти толковники место сие согласно разумеют так, что единственный Богопочтения образ состоит в том, ежели мы святым служителям Божиим благотворительствовать тщимся. В самом деле: так как Бог в благотворении нашем Сам нужды не имеет, то вместо Себя поставляет служителей Своих, дабы мы благотворили им, яко Ему, по оному: „понеже сотвористе единому от братий Моих меньших, Мне сотвористе‟ (Мф. 25:40). Хотя же любовь наша и к недостойным простираться должна, по примеру любящего небесного Отца, „иже солнце аяет на злые и благие, и дождит на праведных и неправедных‟ (Мф. 5:45): но Пророк по справедливости святых предпочитает другим, и поставляет их на степени высшей. Он еще далее простирается, и хочет сам присоединиться к числу святых Божиих, и с ними в сообществе быть аки спутник их, как и должно всем сынам Божиим, – сопряженным быть между собою союзом братской любви, дабы все с равною любовью и усердием чтили Небесного Отца.... Отсюда научаемся, что нет ничего приятнее Богу, как когда мы всем сердцем прилепляемся к сообществу верных, дабы, сопрягаясь святым благочестия союзом, имели между собою братскую любовь… (Ириней).

Ст. 4. „Не вкушу жертв их от кровей‟.16 Вкушать кровь при жертвах был общепринятый языческий обычай. Некоторые под именем жертв кровавых „разумеют жертвы человекоубийственные или от грабительства приносимые. Но так как Пророк говорит здесь не о людях бесчеловечных и кровожаждущих, но вообще осуждает ложное и порочное богослужение, и притом не просто говорит о жертвах, но упоминает обряд вкушения крови, употребляемый при жертвоприношениях: то без сомнения, противополагается у него вкушение крови закону церемониальному или обрядовому.., Давид провещевает о себе, что не будет участвовать в тех жертвоприношениях, которые в употреблении были у идолопоклонников‟. (Ириней).

Ст. 5. По поводу этого стиха арх. Ириней говорит: „так и мы не иначе можем стяжать Бога, как разве тогда, когда будет Он частью достояния нашего, то есть: если мы будем придерживаться Его, как нашего собственного удела, так, чтобы никакая иная мысль нас не колебала... „Под именем чаши разумеется не только наследие, состоящее в вещах, наипаче в пищи и питии, но также и удовольствие, происходящее оттуда. Аки бы сказал Пророк: все мое богатство, вся моя собственность, все мое стяжание и все мое наслаждение – в Боге состоят‟.

Ст. 6. У Пророка здесь та же мысль, что и в предыдущем стихе, то есть: что он спокойным и радостным духом наслаждение полагает в едином Боге... Подобие слов взято от разделения недвижимых стяжаний, как то: земли, полей, лесов и прочих угодьев, которые по обыкновению, принятому у иудеев, разделяемы были ужами, или межевыми веревками или цепями. И так как разделение происходило по жребию, то когда кому доставался жребий в выгоднейших пред прочими местах, о таком говорили, что он получил свою часть по счастливому жребию (чему соответствует и конец 6-го стиха).

Ст. 7. „Вразумившего мя‟, сиречь, давшего мне разум, да поступлю премудро во избрании жребия моего... „В нощи поучают мя утробы моя‟: „поучение, о котором упоминает здесь Давид, есть внутреннее Духа Святого просвещение, вразумляющее человека, дабы по слепоте плоти не отвергал он того света, к которому Бог призывает его... Потом, когда говорит, что сие поучение происходило во утробе его, то без сомнения, означает чрез сие те таинственные вдохновения, которые принимал он по вся нощи, будучи наставляем Богом‟.

Ст. 8. Представлять Бога пред собою (тем паче – выну – Е. Д.), и как бы зреть Его очами не что иное есть, как свои чувства иметь связанными, дабы никуда они не устранялись. Этим Давид свидетельствует о себе, что он „никогда из виду не выпускал Бога, но очами веры взирая на Него, аки на присутствующего, во всех опасностях к Нему прибегал, что и видно из дальнейших слов: „яко одесную мене есть, да не подвижуся‟.

Ст. 9–10. Пророк в этих стихах, прежде всего, описывает тот несравненный плод веры, о котором повсюду говорит Священное Писание, то есть: что вера не только делает нас спокойными, но и радостными и благонадежными... Люди нечестивые, сколько ни торжествуют и сколько ни веселятся, однако никогда истинною радостью не наслаждаются, ни могут похвалиться твердым спокойствием мысли: ибо всегда чувствуют внутрь беспокойство и мятеж. Давид, напротив, не только радуется сердцем, но и язык свой и плоть свою делает участниками радости сей.

И выявляя эту мысль в своем сознании и глубже, и выше, пророк переходит, в своем боговдохновенном, созерцании, к пророческому изложению и открытой ему от Бога истины о грядущем воскресении и для самой Его, дотоле смертной, плоти, говоря, что и плоть его пойдет в могилу – в надежде, что не оставит Господь душу его во аде, и не даст Своему преподобному увидеть истление, что и начало осуществляться, как указал ап. Петр (Деян. 2:27), с воскресения его Божественного Потомка.

Исполнившись во всей силе в историческом факте воскресения Иисуса Христа из мертвых, пророчество это, столь ясное в такой определенности верования в воскресение для Ветхого Завета, нашло свое осуществление и для самого Давида. Особенно ясно это для слов: „не оставишь душу мою во аде‟, ибо всех праведных Спаситель, при сошествии Своем во ад, вывел из ада (см. 1Пет. 3:13–19). Но и нетление плоти дано было ему – в неистленном Семени его, которое было тогда в чреслах его, являясь частью и его физического „я‟. И далее Арх. Ириней к этому добавляет: „посему мы и надеемся с Давидом, что как души наши по смерти тела не останутся во аде, так и плоть не узрит вечного истления, но на уповании на милосердие Божие воскреснем в живот вечный‟.

Ст. 11: Сие показание жизни, без сомнения, относится к блаженному оному бессмертию, где путь жизни обретает один только тот, кто так сопряжен с Богом, что всегда живет в Боге, а не вне Его. Засим присовокупляет, что к полному благополучию человеческому, как на небеси, так и на земли, ничего больше не требуется, как одна только милость Господня, состоящая в лицезрении Бога. „Исполниши мя веселия пред лицем Твоим‟. Хотя в Свящ. Писании зрение лица Божия берется в двояком смысле, сиречь: иногда за действительное, а иногда за страдательное воззрение (то есть и – когда Бог любезным взирает на нас оком, и, когда мы взаимно взираем на любезное лице Его). Но здесь то и другое соединяются воедино, как причина с своим действием: ибо без сего взаимного взирания Бог не увеселяет. Ибо откуда сие, что большая часть человеческого рода, при всех благах и веселых, коими Бог весь мир преисполнил, объемлется печальным унынием мрака, если не оттуда, что не все равномерно зрят к Богу, и Бог взаимно не на всех кроткими и отеческими взирает очами, как и не у всех равномерно отверзает их очи, чтобы искать им предметов веселия не где-либо инде, как только в Нем едином‟.

ХVI Псалом

Молитва Давиду

Шестнадцатый псалом, как и надписывается, представляет собою молитву Давида, и именно просительную молитву, – о защите и помощи, с обычной для него характеристикой коренного различия нравственного состояния, с одной стороны его самого, с другой – врагов его. Это – как два противоположных полюса, почему и борьба между ними, в особенности со стороны Давида, – не личные его отношения, не самолюбивые счеты его с противниками, а глубокое его отвращение к их нечестию и вытекающее из его верности Богу отчуждение от них. Таким образом, в первой и большей части псалма (1–8 ст.) Давид взывает о защите и милости – на основе сознания полной своей невинности, до́знанной и Богом. Во второй части (ст. 9–12) он описывает врагов своих и – в их нечестии и гордости, в их зверски-ожесточенной настроенности, в уже сложившейся в них готовности к нападению на него, приравнивая их то к рогатым животным, пред нападением опускающим голову и смотрящим в землю, как бывает особенно с бодливыми быками, то к львам и прячущимся в засаду их скимнам (молодым львам). К концу (со ст. 13–15) он оттеняет, что противники его – люди такого типа, для которых вся жизнь – в насыщении чрева, тогда как для него вожделенно одно: в правде созерцать лицо Господа, а потому и насыщение ему будет тогда, когда предстанет он (очевидно – после смерти) пред славой Божией.

Этот 16-й псалом входит в состав 3-го часа пред литургией.

I. 1. Услыши, ГОСПОДИ, правду мою, вонми молению моему! – внуши молитву мою не во устнах льстивых.

1. Услышь, Господи, правду мою, внемли молению моему! вложи в уши молитву мою, – (она) не в льстивых устах.

2. От лица Твоего судьба моя изыдет: очи мои – да видита правоты!

2. От лица Твоего выйдет мне суд: очи мои да увидят прямоту (прямую стезю).

3. Искусил-еси сердце мое, посетил-еси нощию, искусил-мя-еси, и – не обретеся во мне неправда.

3. Испытал Ты сердце мое, посетил (меня) ночью, и не обрелось во мне неправды.

4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих! за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

4. И да не возглаголят уста мои дел человеческих: ради словес уст Твоих я сохранил (в жизни моей) пути жестокие (суровые).

5. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя!

5. Управь стопы мои по путям Твоим, да не поколеблются стопы мои.

6. Аз воззвах, яко услышал-мя-еси, БОЖЕ! Приклони ухо Твое мне, и – услыши глаголы моя!

6. Я воззвал, – и Ты услышал меня, Боже! Приклони ухо Твое ко мне и услышь слова мои!

7. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя – от противящихся деснице Твоей!

7. Яви чудо милости Твоей – Ты, спасающий тех, кто уповает на Тебя, от противящихся деснице Твоей.

8. Сохрани мя, ГОСПОДИ, яко зеницу ока!

8. Сохрани меня, Господи, как зеницу ока!

II. 9. В крове крилу Твоею покрывши мя – от лица нечестивых, острастших мя.

9. Кровом крыл Твоих покроешь Ты меня от лица нечестивых, измучивших меня.

10. Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.

10. Враги мои овладели душею моей, замкнулись они в туке (жире) своем, уста их изрекают гордыню.

11. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю.

11. Изгнавшие меня ныне окружили меня, очами своими уставились (они) в землю.

12. Объяша мя, яко лев, готов на лов, и яко скимен, обитаяй в тайных.

12. Охватили меня, как лев, приготовившийся к лову, и как молодой лев, укрывающийся в засаде.

III. 13. Воскресни, ГОСПОДИ, предвари я, и запни им! Избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея!

13. Воскресни (восстань), Господи, предвари их и запни их (помешай им)! Избавь душу мою от нечестивого, оружие Твое – (предохрани) от врагов руки Твоей.

14. ГОСПОДИ, от малых от земли раздели я в живот их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

14. Господи, Ты от малых земли отделил их (нечестивых) в жизни их, и сокровищами Твоими наполнилось чрево их: (достало их, чтобы) насытили они сынов и оставили остатки потомкам своим.

15. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити-ми-ся славе Твоей.

15. Я же в правде явлюсь лицу Твоему; (тогда) насыщусь когда Ты явишь (приобщишь) меня славе Твоей...

Конец 3-й славы и II кафизмы.

Примечания к Псалму XVI-му

Ст. 1. Аки бы глаголет: да подвижит Тебя, Господи, правда; да подвижит прошение; да подвижит молитва искренняя.

Ст. 3. „Нощию‟: ночью, когда человек один, сам с собой, ему особенно естественно быть непритворным и искренним. „Не обретеся во мне неправда‟... Сие говорит в рассуждении невинности своей пред Саулом и пред другими врагами, которых он ничем не обидел; а не в рассуждении добрых дел, которыми никто пред Богом похвалиться не может‟ (Ириней).

Ст. 4–5. Так велика – и строга – была преданность Давида Господу, что он зарекается – и не говорить о делах людских, так – чтобы отзывались уста (а в них – и сердце) его всецело лишь на дела и пути Божии. И так возлюбил он, выраженную в словах, волю Господню, что как бы жесткими и трудными ни представлялись ему жизненные пути по требованию ее, он твердо и преданно хранил их в поведении своем. А потому и в дальнейшем молит усовершить стопы его, да не поскользнутся они в искушениях мира.

Ст. 6–7. Услышь меня, как уже и услышал, и спасаешь от противящихся деснице Твоей, то есть – от злых людей, противляющихся власти Твоей и причиняющих вред покровительствуемым от Тебе.

Ст. 8. – Сохрани меня от них со тщанием, как мы храним зеницу ока... И как покрывает кокош птенцов своих, да невреждены будут они от хищных птиц: так Ты покрой меня в крове крыл от нечестивых, обидящих (точнее – заставляющих страдать) меня...

Ст. 9–10. „Тук затворить‟, по свойству языка священного, означает то же, что утробу заключить, то есть – никакой милости не иметь (ср. 1Ин. 3:17). А так как утроба затворяется тогда, когда тук умножается и возрастает: сего ради Пророк лучше рассудил употребить слово тук, нежели утроба, дабы вместе показать и причину, от коей затворяется утроба; причина же есть умножение тука, сиречь временного богатства. Ибо как тук естественный затворяет утробу телесную: так умножение имений производит надмение и презрение к ближним, затворяя духовную утробу.

Ст. 11–12. См. объяснение во введении в сей псалом.

Ст. 13. В стихе этом, как громкий вопль, горячее и энергичное моление Давида о помощи, дабы опередил Господь и как бы запнул стопы уже направившихся против него врагов. И в то же время пред нами здесь – особенно яркий пример того, что эти враги Давида – нечестивцы, „враги руки Божией‟, а оружие, обороняющее его, – тоже „оружие Твое‟.

Ст. 14. Смысл слов сих есть следующий: разлучи множество нечестивых от малого числа избранных Твоих, сущих на земле, да не развращают беззаконным житием своим нравы незлобивых... Бог сокровенными благами Своими исполняет чрево их, и этих неверных из народа Его, как и на самом деле видим их не только общим светом, дыханием и пищей, но и другими лучшими выгодами наслаждающихся так, как бы Господь носил их в недрах Своих, аки любезнейших пред прочими сынов. Сокровенными же благами нарицает здесь псалмопевец редкие и изящнейшие удовольствия, хотя сии неблагодарные и во зло употребляют таковое снисхождение Божие... „Наелись они свиней‟. Псалтирь Епископа Порфирия.

Ст. 15. См. во введении.

* * *

15

Вследствие гибели нечестивого.

16

Стихи 4 и 6 в виде исключения приводятся нами в след за издателями славянской Псалтири 1900 г., применительно к переводу Русской Библии (с еврейского подлинника), ибо текст ее здесь понятнее и как будто вернее, чем ранее принятый текст славянский – ‟умножишася немощи и их, по сих ускориша, не соберут их от кровей‟.


Источник: Дмитрий (Вознесенский), еп. Псалтирь протолкованная. Харбин, 1941

Комментарии для сайта Cackle