епископ Димитрий (Вознесенский)

Источник

Глава II. Давида пророка и царя песнь

Кафизма I

I Псалом Давиду, не надписан у евреев

Два первых псалма, объединенных по внутреннему своему содержанию, сразу устанавливают то различие людей по коренной противоположности их религиозно-нравственной настроенности, то их разделение на два основных типа, которое является в истории человеческого рода самым древним и прямо изначальным, ибо еще допотопное человечество распределилось по этим двум типам – на „сынов Божиих‟ и „сынов человеческих‟ (Быт. 6:1–3). В частности, 1-ым псалмом законополагающе устанавливаются главным образом характерные черты первого типа: положительного, богоугодного, нравственного поведения человека.

Однако по содержанию своему, и сам этот небольшой первый псалом распадается на две половины. В первой (ст. 1–3) изображается данный положительный тип „блаженного‟ – праведного мужа, с не допускающим сомнения ручательством в благоуспешности всего, что ни будет творить он в своей жизни. Напротив, стихи 4–5 говорят о типе противоположном, – о нечестивцах, оттеняя всю пустоту и тщету жизненного их пути. Заключительный же 6-й стих и противопоставляет, коротко и объединяюще, такой завершительный исход пути жизни как того, так и другого типа.

1. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных – не ста, и на седалищи губителей не седе.

1. Блажен муж, который не идет на совет нечестивых, и на пути грешных не стоит, и на седалище губителей не восседает.

2. Но в законе ГОСПОДНИ – воля его и в законе Его – поучится день и нощь.

2. Но в законе Господнем – воля его, и в законе Его поучается он день и ночь.

3. И будет – яко древо, насажденное при исходищих вод: еже плод свой даст во время свое, и лист его – не отпадет. И вся, елика аще творит, успеет!

3. И будет он, как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его – не отпадет. И во всем, что бы он ни делал, успеет.

4. Не тако нечестивии, не тако! но – яко прах, его же возметает ветр от лица земли!...

4. Не то с нечестивыми, не то. Но – как прах они, что взметается ветром с лица земли.

5. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы – в совете праведных.

5. Сего ради не воскреснут нечестивые на суд (чтобы судить), как и грешники – в совете праведных.

6. Яко весть ГОСПОДЬ путь праведных и путь нечестивых погибнет!

6. Ибо ведает Господь путь праведных, путь же нечестивых погибнет.

Примечания к псалму I-му

Конечно, высшею и последнею целью жизни человека на земле, как и указал Сам Господь в Евангелии о Страшном Суде, является то, чтобы наследовать ему царство, уготованное „благословенным от Отца Небеснаго‟ еще от самого создания мира (Мф. 25:34), ибо для сего Богом любви и создан был человек. Но для того, чтобы получить это блаженство вечное, сам человек и должен приготовить себя тем правым и беспорочным путем своей земной жизни, о котором говорит первый псалом.

Ст. 1-й. В „Толковании на Псалтирь‟ арх. Иринея справедливо об этом первом псалме говорится: „прилично полагается сей Псалом в первом месте, так как беседует о блаженстве, которое есть основание и начало учения нравственного‟.

Ст. 2-й. Это значит, „что должен он, елико возможно чаще, дух свой обращать к правилам закона, и всегда памятовать о нем‟ (Арх. Ириней).

Важно и необходимо при этом, чтобы было всегда у нас искреннее желание – исполнять посильно этот закон Господень. И тогда, если и впадем мы в некое прегрешение, то, по слову арх. Иринея, „сие да бывает помимо благого произволения, сиречь (то есть) без греха против любви, которую имеем к Богу, и к закону Его, да так будет грех простительный, а не смертный‟. Так и апостол говорит: „любящим Бога вся поспешествуют во благое‟ (Рим. 8:28) (Арх. Ириней).

Ст. 3-й. В гористой, и на полгода не видящей дождей, Палестине влага особенно ценна, и дерево, растущее в береге реки, на особицу представляется там и многоветвистым, и плодовитым.

Ст. 4-й. Повторением слова „не тако‟ псалмопевец с силою утверждает, что в то время, как праведные люди, по множеству благодатной влаги, как древа, всегда зеленеют, и плод творят, – нечестивые, напротив того, быв лишены той благодатной влаги, иссыхают, и на подобие легчайшего праха, ветром возметаемого, исчезают, и даже следа по себе не оставляют, погибая вечно вместе со славой своею, богатством и пышностью (Арх. Ириней).

Ст. 5-й. В изменение общепринятого, совсем загадочного и трудного для понимания русского перевода, мы считаем более правильным перевести это место 5-го стиха словами „чтобы судить‟ – применительно к ясному пророчеству ап. Павла: „разве не знаете, что святые будут судить мир?‟ (Кор. 6:2). Да и по свойству поэтического параллелизма в Библии, вторая половина этого стиха – „ниже грешнии – в совет праведных‟, говорит за такое именно понимание слов: „не воскреснут нечестивые на суд‟. Подобным образом объясняет это место и арх. Ириней, по которому в этом случае слово „не воскреснут‟ одинаково относится как к словам: „в совет праведных‟, так и к утверждению: „на суд праведных‟. То есть: „когда Святые сядут с Христом судити миру, тогда грешники не устоят на суде, но падут: праведники же станут в дерзновении многом пред лицом оскорбивших их‟.

Ст. 6. „Ведает‟ в смысле: промышляет, сохраняет, укрепляет и благословляет.

II Псалом Давиду

Являясь продолжением псалма 1-го, 2-й псалом расширяет его содержание до изображения всемирной борьбы со стороны царства нечестия против Сиона – царства праведных, возводя предсказание торжества этого последнего до прямых и ясных пророчеств о той победе ХРИСТА над всеми противниками ЕГО, которою увенчивается содержание заключительной новозаветной книги – АПОКАЛИПСИС. Псалом этот – несомненно, мессианский.

Таким признают его не только все православные толкователи, но и само новозаветное Писание, где ст. 7-й псалма не один раз относится к Боговоплощению (Деян. 13:33, Евр. 1:5; 5:5), а два первых стиха – к восстанию и противлению против Христа и Его Церкви со стороны властей, еврейских и языческих (Деян. 4:25–28).

Однако, в том же тексте псалма 2-го есть и такие места, которые явственно относятся к самому Давиду, и которые, в связи с этим, можно принять, как повод к написанию псалма, а отсюда можно признать допустимым и то историческое объяснение происхождения псалма, по которому написание его ставится в связи с образованием союза против Давида сильных его соседей – аммонитян и сирийцев.

Примиряются эти два объяснения смысла псалма через признание его псалмом типологическим. В слове Божием очень много подобных мест, имеющих такой типологический характер. Типическая черта для всех их заключается в том, что какая-нибудь важная религиозная идея или определенно выраженный религиозный тип, приводится в слове Божием, а равно и выступает в истории Церкви Божией, не так, чтоб выявиться единократно – сразу и сполна, во всем объеме, а постепенно и повторно – в различных моментах и лицах, порою как бы прогрессивно подвигаясь и совершенствуясь в смысле такого выражения в нем данной идеи, чтобы, наконец, уже в законченном, полном виде выявиться в соответствующем месте или событии, и чаще всего – в связи с 1-м или 2-м пришествием Христа – Мессии.

Характерный в данном отношении пример отрицательного типа мы имеем у св. ап. Иоанна Богослова, когда он пишет: „антихрист грядет‟ – (о antichristos erhete), имея в виду последнего антихриста, как определенную, заканчивающую собой тот процесс развития, историческую личность, но затем тут же добавляет: „и ныне есть уже в мире‟ (1Ин. 4:3), разумея здесь так называемых, „предтеч‟ (ср. 2Ин. 7), то есть – предшественников его, выступающих в истории человечества, от эпохи апостольской и по наши дни, так же „многочастне и многообразне‟, как сказано это о пророках ветхого Завета в отношении к Иисусу Христу (Евр. 1:1), но уже по сравнению с этим о antichristos – в меньшем значении, осатанелости и силе.

Если мы с данной точки зрения приглядимся к нашей Священной Истории, то найдем в ней очень много лиц и моментов указываемого типологического характера. Сюда относятся и ряд событий из Евангельской истории, напр.: чудесный лов рыбы и укрощение бури; иссушение смоковницы; смысл слов Спасителя „вознесен буду от земли‟ (Ин. 3:14, 8:28, 12:32).

Но особенно много таких типологических мест находим мы в ветхозаветных прообразах, в их сопоставлении с новозаветными историческими событиями, когда они исполнились во всей силе. Возьмите манну в пустыне и таинство причащения; там воды Мерры и Чермного моря, – здесь крест и крещение; лествицу Иакова и – боговоплощение от Девы. Но особенно много таких прообразов в лицах: Мельхиседек, Исаак, Моисей, и много иных. И в этом ряду их – не меньше других – тот же святой псалмопевец, – Царь и Пророк Давид, и в особенности в наиболее личных своих пророчествах о Христе: об уничижении и страданиях Его (Пс. 21), о воскресении (65 и 67 пс.), и о славе и величии Его, каков и данный псалом 2-й.

И в частности, о ком говорит Давид в этом нашем псалме? Ближайшим образом – о себе, однако, – о себе, как о таком предке, который имел в себе, как было то открыто ему, и уже носил в чреслах своих, – Божественное „Семя о Котором благословятся все племена земные‟. И оттого самое сознание великого псалмопевца должно было преломляться здесь и как бы раздвояться в нем: в применении речи – то к себе самому, то к Мессии – Христу.

Беря за точку отправления такие типологические данные в ближайших и непосредственных переживаниях собственных, т. е. этой исторической своей личности, в гранях своего времени, в своих условиях и обстановке, Давид и ведет речь в данном псалме, прежде всего – к людям поколения своего, – и – о себе, о своих переживаниях, горестях и радостях, а равно и о том, как „я‟ его отзывается на них. Но затем тут же, в псалмах такого рода, сознание его переносится, в представлениях и чувствованиях своих, к тому, чем будет жить уже и Оно – это его, благоговейно чтимое им и всей полнотой сердца любимое, веками отдаленное, его благословенное „Семя‟ – вековечное чаяние всего древнего Израиля. И эти пророческие представления, как и чувствования, с ними связанные, в сем случае в такой мере захватывают и пленяют его, что заставляют говорить здесь как бы от своего лица – и о себе, – но возвещать то, что, как совершенно очевидно, относится к Его будущему Потомку, и что явится уже – Того переживаниями, событиями Его личной деятельности и жизни. И потому – то не напрасно и небезосновательно так охотно называли Иисуса Христа в евангельские дни „СЫНОМ ДАВИДОВЫМ‟ (см. особенно Лк. 18:38–40; Мк. 10:47–48). Ибо действительно, именно Давид из всех прообразов Спасителя стоял к Нему в особенно близких отношениях, так сказать – в личной реальности связывавших их между собою, т. е. отношениях возможного для грешного естественного человека отцовства к безгрешному Эммануилу – „Сыну Человеческому‟.

Развитие и последовательность речи во 2-м псалме представляет собой как бы четыре ступени. В начале (ст. 1–3) Давид, в тоне недоумения и скорбного возмущения, изображает бунт нечестивцев, в особенности царей и князей их, против Господа и Христа Его, приводя даже буквальные слова этой, от начала веков и до конца их идущей, „оппозиции‟ их по отношению к богоустановленным началам и нормам доброй нравственной жизни. И в противопоставление их, явно нелепым и позорным для „мира‟ человеческого, замыслам, категорическим тоном богодухновенного пророка, коему открыты и последние судьбы сего мира, он далее, в ст. 4–5, предрекает им, как „посмеется Живущий на небесах над ними, и смятет в ярости Своей всех их‟. Но так как во дни Давидовы тем историческим пунктом, где эта воля Господня признавалась и, насколько являлось это посильным, в жизнь проводилась, был Он, как святая гора Господня, на которой к тому же жил и сам Давид, помазанник Боной, верно служивший Ему: то дальше (ст. 6) он говорит в псалме и о себе, в данном случае – как поставленном от Бога царе, и именно – „возвещающем повеление Господне‟. И здесь-то сознание его и переносится к главным мессианским представлениям и словам псалма (ст. 7–9) – о предвечном рождении Сына Божия, и о том пасении Им концов земли жезлом железным, которое в полноте осуществится, как и предречено это в Апокалипсисе, и теми же словами (Откр. 19:15), – при изображении кончины этого мира, как последнем исходе всей нашей земной человеческой истории. А отсюда – и заключительный, естественно вытекающий из созерцания этих конечных судеб мира человеческого, призыв псалмопевца (ст. 10–12) ко всем вождям его – „царям‟ и „судящим земли‟: вразумиться – и уже служить Господу, приняв научение Его путей, ибо „блажени вси надеющиеся нань‟.

1. Вскую шаташася язы́цы и людие поучишася тщетным?!

1. Почто зашатались народы и люди стали искать поучения в тщетном?!

2. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе – на ГОСПОДА и на ХРИСТА Его.

2. Восстали цари, и князья собрались вкупе против Господа и против Христа Его.

3. „Расторгнем узы Их, и отвержем от нас иго Их‟...

3. „Расторгнем (говорят они) узы Их и отвергнем от себя иго Их‟.

4. Живый на небесех посмеется им, и ГОСПОДЬ поругается им.

4. Живущий на небесах посмеется им, и Господь поругается им (посрамит их).

5. Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростно Своею смятет я.

5. Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею в смятение приведет их.

6. Аз-же поставлен есмь Царь от Него, над Сионом, горою Святою Его: возвещаяй повеление ГОСПОДНЕ.

6. Я же поставленный от Него царь над Сионом, горою Святою Его, возвещаю повеление Господне.

7. ГОСПОДЬ рече ко мне: „Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

7. Господь изрек ко мне: „Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя.

8. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое – концы земли.

8. Проси у Меня, и дам Тебе народы в достояние Твое, и во владение Твое – концы земли.

9. Упасеши я жезлом железным: яко сосуды скудельничи, сокрушиши я‟.

9. Будешь пасти их жезлом железным (ср. Апок. 19:15); как сосуды горшечника, будешь сокрушать их‟.

10. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси – судящии земли!

10. И ныне (вы), цари, разумейте; научитесь, все судящие земли!

11. Работайте ГОСПОДЕВИ со страхом, и радуйтеся Ему – с трепетом.

11. Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему – с трепетом.

12. Приимите наказание, да не когда прогневается ГОСПОДЬ, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его.

12. Примите научение, дабы не прогневался когда Господь, и да не погибнете от пути праведного, когда возгорится ярость Его вскоре.

13. Блажени – вси надеющиися нань!

13. Блажены все те, кто надеются на Него.

Примечания к Псалму II-му

Ст. 2. „Так возмутившиеся говорили‟ (Юнгеров „Псалтирь‟, Пекин 1925 года, стр. 3). Здесь, таким образом, изображается боговраждебное направление земной человеческой культуры, как бы бунт сильных земли против законов Бога и Христа Его.

Ст. 3. „Закон Господень, – говорит арх. Ириней, – для нечестивых есть иго претяжкое, и узы – неудобь носимые, тогда как тот же закон для людей благочестивых сладше паче меда и сота, и вожделеннее паче злата и камене честна многа, как сказано в псалме 18:11‟.

Ст. 4–5. Прилично сказал: „Живый на небесех‟, дабы показать, что Бог над всеми есть, и вся видит, как и в земном порядке легко и много видит тот, кто смотрит сверху, тем более – с небесной высоты, и потому весьма легко разрушит и рассыплет все советы и все козни их. Пророчество этого стиха, по толкованию Иринея, исполнилось, и это он видит в том, что „синагога Иудейская и языческое суеверие ныне у всех в посмеянии‟. (Ср. Пс. 65:3).

Ст. 6. типологический: в нем начинает Давид речь о себе, но уже слова „над Сионом, горою святою Его‟ арх. Ириней правильно объясняет: сиречь над Церковью, которой изображение есть град Иерусалим, основанный на Святой горе Сионской‟.10

Ст. 7. Эти слова псалма „должно непременно разуметь о предвечном рождении Божия Сына. С этим согласно и слово „днесь‟, которое означает вечность, заключающую в себе прошедшее, настоящее и будущее время, – неделимое, непреходящее, но вечно пребывающее‟ (Ириней).

Ст. 8. „Имя достояние в Священном Писании берется за собственность или за всякую вещь, в наследство достающуюся. И так как наследство у евреев обыкновенно разделяемо было между братьями большею частью жребием, а разделенные части измеряемы были вервием или ужами, для того в Писании за одно и то же берутся сии слова: достояние, часть, у́же, наследие... Наипаче сии слова разуметь здесь должно о духовном Царстве Христовом, сиречь о Церкви, рассеянной по всей вселенной... по пророчеству Даниила, предсказанному во 2-й главе‟.

Ст. 9. Пророк означает здесь высочайшую власть Христову над Церковью и над всеми людьми, в силу которой имеет Он право как благих награждать милосердно, так и злых казнить с такою неограниченною властью, с какою скудельник (горшечник) может жезлом избивать негодные глиняные сосуды.

Ст. 10. „Разумейте царие‟ и „накажитеся судящие земли‟ – одно и то же, ибо цари суть верховные судии народов...

Ст. 11. „Чудным образом соединил любовь со страхом... Аки бы сказал: работайте Господеви, но работой свободною, сынам свойственною‟. При этом в последней половине стиха Он вначале положил радость сына любящего, а в завершении – трепет раба боящегося.

Ст. 12. Приимите наказание11 (научение), дабы не прогневался когда Господь, Которому подобает повиноваться со страхом и трепетом. Наказание – на вас, как бы на рабов нечестивых и непокорных, и вы тогда (если пребудете в сем упорными) погибнете от пути праведного, когда возьмет вас Господь – посредине течения вашей жизни. Слова: „егда возгорится вскоре ярость Его‟ означают день Страшного Суда Божия, „вскоре придти имущего, ибо и тысяча лет пред Ним, как один день вчерашний, который отошел мимо‟ (Пс. 79:5); да и не может быть названо долговременным то, что имеет конец.

Ст. 13. Проникновенное и восторженное, восклицание это, при краткости своей, представляет собой самый естественный и понятный, и в то же время – глубокожизненный и необходимый вывод сердечный из всего 2-го псалма, и особенно – конца его. Поистине, „сколь есть добро и полезно‟ любить Господа, и Ему от всего сердца – работать! Какое счастье – в Нем Одном укрепить всю свою надежду, к Нему направить все стремления души, и в этом крепком и непоколебимом уповании обрести щит и избавление от всяких сомнений, малодушия и сетований!

III Псалом Давиду

Ст. I. Внегда отбегаше от лица Авессаломова, сына своего.

Составляя этот – третий – псалом, в особенно печальных и трудных обстоятельствах жизни своей, Давид является в нем светлым образцом для нас на те случаи, когда и мы оказываемся в подобном же положении тяжелых испытаний. Люди в таких условиях слишком склонны бывают впадать в уныние и даже часто ропщут на Бога. Соблазн подобной настроенности должен был быть тогда особенно близок к Давиду, ибо он, среди великой и заслуженной славы, царственной мощи и долгого глубокого мира, оказался вдруг в положении изгнанного и осужденного на смерть, и от кого же? – От родного сына, крепко любимого и не так еще давно прощенного отцом в грехе братоубийства. Но Давид и в старости остается все тем же „отроком Божиим‟, как и перед помазанием своим, и вместо того, чтобы вместе с маловерами пошатнуться тут в своей надежде на Бога, он, напротив, с энергией духовной юности лишь оживляет, укрепляет и возвышает ее. Как в дни ранние, при гонениях от Саула, так и теперь, он всем существом своим прибегает к Богу, как Отцу своему, за спасением, и в непоколебимой надежде сердца знает, что будет услышан, и эту свою настроенность передает он и каждому, кто и в собственной беде со вниманием – и разумением – станет читать этот его псалом.

Псалом 3-й, единый по настроению и по общему содержанию, может быть разделен на три части. В первой из них (ст. 1–3) Давид в тоне сыновнем жалуется Господу на множество поднявшихся против него врагов, оттеняя, что в их восстании против него был и нарочитый религиозный уклон: открытое неверие тому, что Бог может спасти его.

В противоположность им, Давид во второй части (4–7 ст.) не только со всей твердостью выражает свою веру в заступление Божие, но и свидетельствует, что Господь уже и услышал его „от горы святыя Своея‟ почему он и спит спокойно, и не убоится даже и полчищ нападающих на него врагов. И наконец, в 3-й части (8–9 ст.) Давид молит Господа: „воскресни-возстань, спаси меня‟, ибо одно признает (и этим утешается) он: тем, что только „от Господа – спасение, и на людях Его, т. е. верных Ему, – благоволение Его‟...

Псалом 3-й, как известно, читается на утрени, (в соответствие – особенно – 6 стиху его) в составе шестопсалмия.

I. 2. ГОСПОДИ, что ся умножиша стужающии ми? Мнози возстают на мя.

2. Господи! Что это умножились злоумышляющие против меня?! Многие возстают на меня.

3. Мнози глаголют души моей: „несть спасения ему – в БОЗЕ его!‟

3. Многие говорят душе моей: „нет ему спасения – в Боге его‟.

II. 4. Ты же, ГОСПОДИ, Заступник мой еси, слава моя, и – возносяй главу мою!

4. Ты же, Господи, – Заступник мой, слава моя, – Ты возносишь главу мою.

5. Гласом моим ко ГОСПОДУ воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея!

5. Гласом моим я ко Господу воззвал, и (Он) услышал меня со святой горы Своей.

6. Аз уснух, и спах, востах, яко ГОСПОДЬ – заступит мя.

6. Я уснул, и спал, восстал: (ведь) Господь заступается за меня.

7. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7. Не убоюсь и тем (десятков тысяч) людей, со всех сторон нападающих на меня.

III. 8. Воскресни, ГОСПОДИ, спаси мя, Боже мой! Яко Ты поразил-еси вся враждующия ми всуе, – зубы грешников сокрушил-еси.

8. Воскресни (возстань), Господи, спаси меня, Боже мой, как Ты уже поразил всех враждующих против меня напрасно, сокрушил зубы грешников.

9. ГОСПОДНЕ есть спасение, и на людех Твоих – благословение Твое!

9. От Господа спасение, и на людях Твоих – благословение Твое!

1-я слава 1-й кафизмы.

Примечания к Псалму III-му

Ст. 3. Слова эти „лучше относить к мыслям людей, которые, видя злополучие Давида, мнили, что он оставлен от Бога. Ибо люди безумные обыкновенно так и мнят о тех, кому посылаются от Бога испытания‟.

Ст. 4. „Возношение главы, по свойству еврейского языка, есть знаменование радости и веселия, как, напротив, наклонение и посупление (хмурость) лица есть знаменование печали и сетования‟.

Ст. 5. Слова: „Гласом воззвах‟ „означают, что Давид не слабым молился гласом, и ни с холодностью, но взывал с жаром, и – вопль испускал, то есть молился и духовным и телесным гласом‟. – Гору Сион можно разуметь здесь и в земном, и в небесном Иерусалиме.

Ст. 6–7. Слова: „аз уснух и спах‟ означают у псалмопевца „и в самых бедственных и опасных обстоятельствах спокойное при покровительстве Божием пребывание‟.

Ст. 8. О воскресении Господа в псалмах говорится и в простом, и в переносном смысле. В последнем смысле Он воскресает, когда приходит на помощь, как, напротив, даже нарицается спящим (Пс. 43:27), когда помощи этой как будто не оказывает.

‟Враждующие всуе‟. – В том и была сила Давида и право его надеяться на помощь Божию, что сам-то он был пред врагами своими совершенно невинен, так что попусту (всуе) враждовали они против него, – что так хорошо нам известно из взаимных его отношений с Саулом. И Господь „сокрушил зубы грешников‟, очевидно, нападавших на него, подобно зверям кровожадным, с раскрытой пастью и с оскаленными зубами – в крайней злобе их.

Ст. 9. „Господне есть спасение‟... Как хорошо верующему человеку сознавать, отчетливо и твердо устанавливать в сознании своем (так, чтобы отзывалось на это и наше сердце), что, подлинно, только – в Господе наше спасение, и всегда оно готово для нас, даже – ждет нас! А равно и усматривать светлыми очами это „благословение Божие на людях Его‟: то есть то, что для духовных очей верующего открыто, а от мелко-рассудочного сознания утаено, – даже для „мудрых и разумных‟ века сего (Лк. 10:21).

IV Псалом

Ст. I: В конец (к исполнению) в песнях: псалом Давиду.

Псалом 4-й многие считают как бы продолжением предшествующего, и относят его также ко времени бегства Давида от Авессалома. В псалме этом также выражается крепкая надежда псалмопевца на Бога, и противоположении настроенности тех, кто увлекается земной суетой и ложью, и коих он также зовет к исправлению и к упованию на Бога. Сам же Давид к концу говорит о себе, что он в мире не только уснет, но и почиет – совершенно успокоится, ибо Господь единого его „вселил на уповании‟, т. е. как бы сделал его жителем града надеющихся на Бога.

Псалом 4-й можно разделить на 3 неравные части. Из них в 1-й и последней он говорит, о себе, а в средней – о других. Первая часть, хотя заключает в себя лишь один (2-й) стих, состоит из трех составных мыслей, переходя и по форме от выражения надежды на Бога – к молению к Нему о помощи. Во второй (ст. 3–6) Давид обращается к „тяжкосердым‟ сынам человеческим, и убеждает их оторваться от служения суете и лжи, оберегать от греха сердца свои и, уповая на Господа, жертву правды принести Ему. При этом здесь, в средине речи к ним, псалмопевец, открывая глаза их на то, как дивным соделывает Господь преподобного Своего, вставляет в стихе (4-м) опять свидетельство о себе самом, исповедуя всегдашнее и коренное убеждение свое: „Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему‟.12

И затем, переходя к заключительной – 3-й – части псалма (ст. 7–9) Давид – за точку отправления для своей речи берет обычные – и тогда, как и в наши дни – выпады неверия, слепого в предрассудках своих: „мнози глаголют: кто явит нам благая‟. И вот, в противоположность таковым, он и свидетельствует, что на нас (верующих) всегда ознаменован свет Лица Божия, как и в данном случае возвеселилось сердце его от неожиданного, как видно, умножения для Давида с его спутниками пшеницы, вина и елея. И потому-то, в таком настроении мира и покоя и водворяется он для сна. Однако, не усталость физическая и не какие-либо думки иль чувствования недружелюбные по отношению к врагам определяют собой основной фон, заканчивающего свой день, можно сказать – засыпающего, Давида: а все та же устремленность к Богу и упокоение сердца в Нем: „яко Ты, Господи, единого во уповании вселил мя еси‟, – завершает он свой Псалом.

I. 2. Внегда призвати ми, услыша мя БОГ правды моея. В скорби распространил-мя-еси, ущедри мя, и услыши молитву мою!

2. Как только призывал я Тебя, (Ты) слышал меня, Бог правды моей; из (тесноты) скорби выводил меня на простор; (и ныне) – ущедри и услышь молитву мою!

II. 3. Сынове человечестии! доколе тяжкосердии?! Вскую любите суету и ищете лжи?

3. Сыны человеческие! Доколе будете коснеть сердцем? почто любите вы суету и того ищете, в чем ложь?!

4. И уведите, яко удиви ГОСПОДЬ преподобного Своего: ГОСПОДЬ услышит мя, внегда воззвати ми к Нему!

4. Но познаете вы, как дивно прославит Господь преподобного Своего – Господь услышит меня, как только воззову я к Нему!

5. Гневайтесь, и не согрешайте; яже глаголете в сердцах ваших: на ложах ваших – умилитеся!

5. Гневаясь, не согрешайте; если же что (недоброе) глаголете в сердцах ваших, о том на ложах ваших (покаянно) умиляйтесь.

6. Пожрите жертву правды, и уповайте на ГОСПОДА!

6. Принесите жертву правде (дела добрые), и на Господа уповайте!

III. 7. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, ГОСПОДИ!

7. Многие говорят: кто явным сделает для нас благое? Но (ведь) свет лица Твоего, Господи, ознаменовался на нас!

8. Дал-еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася.

8. Ты дал веселие сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего наполнились они веселим.

9. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, ГОСПОДИ, единаго на уповании вселил-мя-еси.

9. В мире я усну и почию успокоюсь, ибо Ты один, Господи, вселяешь в меня упование и покой.

Примечания к Псалму IV-му

Ст. 1. Слово „в конец‟ в славянском тексте надписания псалма означает, что сей псалом есть один из полезнейших, и такой, который относится к кончине веков, сиречь, ко временам Христа – грядущего Мессии. Слово „в песнех‟ означает, что сей псалом должно петь и читать, сколько возможно, чаще (Арх. Ириней).

Ст. 2. От великой скорби у нас действительно сжимается сердце и стесняется в груди, а также как бы суживается и умственный кругозор человека, в особенности же, когда это связывается с возобладанием пороков в душе. Выходя из такого состояния, псалмопевец и свидетельствует о том, что Господь вывел его на свободу и на простор из этого духовного плена.

Ст. 3. „Сынове человечестии, доколе тяжкосердии?‟ То есть: „доколе будете иметь сердце каменное, жестокое, к земли пригвожденное, – не помышляя о небесных, но прилепляясь к земным... И присовокупляет: „вскую любите суету и ищете лжи?‟ – Нарицает земная благая суетой и ложью, потому что не тверды суть, непостоянны и обманчивы, и потому в сравнении с небесными, твердыми и постоянными благами, суть ничто‟ (Ириней).

Ст. 4.‟Удиви Господь преподобного Своего‟. Ибо не просто избавил меня от приключившихся бедствий, но и торжественно пред всеми прославил – чрез одержанную над врагами победу – на удивление всем.

Ст. 5. „Гневайтеся, и не согрешайте‟. „То есть: когда возникают в сердце какие-либо страстные движения иль чувство гнева, боритесь с ними и сопротивляйтесь им, и таким образом обращайте гнев, врожденный вам, против пороков, да тако избегнете греха: сего бо ради дан нам гнев, да воюем против греха... „Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся‟. То есть: во время нощное, когда бываете одни в ложницах (спальнях) и свободны от житейских попечений, войдите в сердца ваши и помыслите о согрешениях ваших, и яже глаголете, сиречь чувствуете „в сердцах ваших‟, о сих пред Богом „умилитеся‟. А что и сам Давид имел обыкновение на ложе так помышлять о грехах своих, в пору уединения и ночной тишины, сие можно видеть из оных словес его: „измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу‟. Что он сам творил, то творить и иных увещевает‟.

Ст. 6. „Пожрите жертву правды‟. Жертвой правды нарицает дела благая (начиная с милостыни), которые суть, как бы некая жертва, благоприятная Богу, ибо чрез них прославляется Бог (Мф. 5:16).

Ст. 7. „Кто явит нам благая‟, то есть: в чем состоит та правда, о которой ты предлагаешь нам, и кто может показать путь к ней, когда никто не возвращался из ада, и никто не сходил с неба?

Ответ пророка: „что мы имеем внутри нас наставника, который научает нас истинному благу, сиречь – свет естественного разума, который знаменовался на нас, ясно запечатлевая себя, в душе нашей, которой мы отличаемся от скотов, и свет сей произошел от лица Божия, так как Он творит нас быть по образу и по подобию Божию‟ (Ириней).

Ст. 8. В словах этого стиха некоторые видят указание на сообщаемый книгою Царств присыл Давиду с его спутниками съестных припасов, когда был он в пустыне за Иорданом (2Цар. 17:27–29).; однако, такое объяснение можно признать только вероятным и допустимым, но не установленным, и добавление „своего‟ к слову елея плохо вяжется с такой догадкой. Да и в перечисляемых яствах там и тут полного соответствия нет.

Ст. 9. „В мире...‟ „Аки бы сказал: пусть нечестивые остаются при своем жестокосердии и неблагодарности, я же в уповании на Господа спокойно поживу, приемля сладкий сон. Так – в светлом сознании пребывал Давид, что де имеет он покровителем Бога, Который хранит его и во уединении суща, аки в многолюдстве, и потому ничего не боится, как бы окружен был множеством телохранителей‟ (Ириней).

V Псалом

Ст. I: о наследствующем, – псалом Давиду.

В пятом, утреннем (как и в III-м) псалме Давида раскрывается молитвенно-праведная настроенность сердца его самого с противопоставлением ей состояния закоснелых в грехе беззаконников, удел которых всегда – погибель. Но призывая на них суд Божий, псалмопевец выражает желание, „да отпадут они от мыслей своих‟; и присоединяя к этому: „изрини их – по множеству нечестия их‟, мотивирует это тем, что они „Тя преогорчиша, Господи‟, показывая чрез сие, что отнюдь не личные счеты проводятся им здесь, а только – ревность о славе Божией. Заключительные стихи псалма со слов: „вниду в дом Твой...‟ положено читать входящим в алтарь (гл. обр. священнослужителям), чтобы с тем же, как, у Давида, настроением – всецелой устремленности к Богу и отрешенности от всякого нечестия – представали они пред лице Святейшего. Псалом заканчивается светлым свидетельством, как голосом глубоко-на́житого опыта, – о вечной радости и о похвале для „любящих имя Твое‟, праведников, ибо „оружием благоволения венчает‟ их Господь.

V Псалом по содержанию своему может быть разделен на пять почти равных частей, и последовательность переходов в них особенно определяется противопоставлением противоположных типов людей – верующих и праведных, как псалмопевец, и нечестивцев, являющихся таковыми – особенно по лицемерию и лжи самого сердца своего. 1-я часть (ст. 2–4) представляет собой утреннюю молитву Давида, с просьбой – услышать его, и с выражением обычной уверенности в том, что Бог, так внимая ему, милостиво и воззрит на него. Во 2-й части (ст. 5–7), в противоположность сему, оттеняется, насколько неприемлемы для Господа беззаконницы, коих ненавидит и гнушается Он, и предрекается погибель тех, кто ходит во лжи (ср. Апок. 21:8; 22:15). В 3-й части (ст. 8–9) псалмопевец снова говорит о себе, исповедуя Богу свою устремленность к Нему и прося наставить – „правдою Твоею‟, утвердив должный жизненный путь – ради врагов его. А потому и в 4-й части (ст. 10–11) он опять о тех же нечестивцах ведет свою речь, оттеняя их преданность лжи до степени духовной смерти, тленное дыхание которой уже и теперь исходит от них („гроб отверст – гортань их‟), почему и просит о суде Праведного Судию, но вместе – и о том, чтобы отпали они от таких мыслей своих.

Заканчивает он этот псалом, как мы сказали, светло и отрадно (ст. 12–13): свидетельством о блаженно-радостной участи праведных, о том, что „оружием благоволения венчает нас‟ Господь.

1.2. Глаголы моя внуши, ГОСПОДИ, разумей – звание мое!

2. Услыши, Господи, слова (молитвы моей), уразумей призывание мое!

3. Вонми гласу моления моего, Царю мой и БОЖЕ мой: яко к Тебе помолюся, ГОСПОДИ!

3. Вонми гласу моления моего, о, Царь мой и Бог мой, ибо к Тебе обращаюсь я с молитвою, Господи!

4. Заутра услыши глас мой! заутра предстану Ти, и – узриши мя.

4. Рано утром будешь Ты слышать голос мой, израна буду стоять перед Тобою, – и Ты будешь видеть меня.

II. 5. Яко БОГ – не хотяй беззакония, Ты еси; не преселится к Тебе лукавнуяй, –

5. Ибо Ты еси Бог, не хотящий беззакония: не преселится к Тебе лукавнующий.

6. Ниже́ пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел-еси вся делающие беззакония.

6. И не пребудут беззаконники перед очами Твоими: возненавидел Ты всех, делающих беззакония.

7. Погубиши вся глаголющия лжу; мужа кровей и льстива гнушается ГОСПОДЬ!

7. Ты погубишь всех, говорящих ложь: мужей кровожадных и коварных гнушается Господь.

III. 8. Аз же, множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

8. Я же, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему, в страхе Твоем.

9. Господи, настави мя правдою Твоею! – враг моих ради исправи пред Тобою путь мой!

9. Господи, настави меня в правде Твоей; врагов моих ради – праведным соделай путь мой пред Тобою!

IV. 10. Яко несть во устех их истины; сердце их суетно, гроб отверст – гортань их; языки своими льщаху.

10. Ибо нет в устах их истины; сердце их суетно; гроб отверстый – гортань их; обман – на языке их.

11. Суди им, БОЖЕ, да отпадут от мыслей своих! По множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, ГОСПОДИ!

11. Суди их, Боже! да отстанут от козней своих! За множество нечестии их низрини их, ибо преогорчили они Тебя, Господи!

V. 12. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, – во век возрадуются, и вселишися в них! И похвалятся о Тебе любящии имя Твое.

12. И да возвеселятся все уповающие на Тебя! – во век возрадуются, и Ты вселишься в них, и будут хвалиться о Тебе любящие имя Твое.

13. Яко Ты благословиши праведника, ГОСПОДИ, яко оружием благоволения венчал-еси нас!

13. Ибо Ты благословишь праведника, Господи: (ведь) оружием благоволения увенчал Ты нас!

Примечания к Псалму V-му

Ст. 1. Под наследствующей Евфимий Зигабен и особенно св. Иоанн Златоуст разумеют Христову Церковь, Ей усвояя и самое авторство псалма.

Псалом 5-й входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем богослужении всенощное бдение и утреня.

Ст. 2–3. Существуют три причины, препятствующие кому-либо быть услышанным от другого, – а именно: – a) когда тот, у кого просит кто, – или не слышит голоса его, – b) или не разумеет, о чем просит тот; или же – c) – не внимает ему, будучи занят чем-либо иным. Бог же, хотя и все слышит, и все разумеет, и всегда внемлет, однако и Он иногда является так, как бы не слышит, или не разумеет и не внемлет. – Не слышит Господь молящегося, когда сей так развлекается мыслию, что и сам слов своих не понимает, или с такою холодностью молится, что молитва его горе взойти не может. Не разумеет Господь просящего, когда сей не знает, чего просит, или просит неполезного. Не внемлет Бог, когда молящийся – недостоин, да услышан будет: или потому, что без подобающего смирения, упования и иных потребных к тому добродетелей, молится он; или – того ради, что грешен есть, но о покаянии не мыслит. Посему-то святой Пророк, наученный Духом Святым, как молиться (Рим. 8:15, 26), во-первых, просит Бога, да услышит молитву его; во-вторых, да не отвергнет оную; в-третьих, да уразумеет и внемлет. „Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего‟. – Сие повторение слов не есть многословие, но означает сильное движение духа, и – долговременное пребывание в молитве.

Стт. 5, 6, 7 – о беззаконниках.– Слова, по-видимому, несвязные и отрывочные, каковые часто употребляют святые в молитвах своих, немотствуя пред Богом, подобно младенцам: но сие немотствование их, сия несвязность приятнее Богу, нежели хитросплетенное риторов витийство. Впрочем намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог нечестивых и злых врагов Своей Церкви, когда дойдут они до самой крайней лютости и нечестия, не оставит без наказания... А так как нечестие и грехи творятся или словом, или делом, или помышлением, сего ради Пророк обособленно каждый грех и исчисляет: и первое говорит вообще о беззаконниках, то есть злых человеках; потом о говорящих лжу, то есть, о клеветниках; засим о мужах кровей, то есть, о людях бесчеловечных и кровожаждущих; наконец, о людях льстивых, то есть, лукавых и коварных.

Ст. 9. Все мы привыкли считать людьми, враждебными нам, тех, кто говорит нам что-либо неприятное, а особенно, когда указывают они нам на наши недостатки, и вообще говорят то, чем оскорбляется наше самолюбие. А между тем, в таких-то речах очень часто и бывает включено нечто для нас полезное, иль даже прямо необходимое. Напротив, и вредны, и прямо гибельны бывают для нас речи и вообще обращения с нами льстецов и всякого рода потатчиков нашим заблуждениям иль порокам, которые усыпляют своею угодливою речью нашу совесть и закрепляют хождение наше по гибельному пути. Вот эти-то человекоугодники и „льстивые мудрецы‟, по языку церковному, и суть наши истинные враги, и можно думать, их-то и разумеет Давид, когда молит Господа: „враг моих ради исправи пред Тобою путь мой‟!..

Ст. 10. „Гроб отверст – гортань их‟: то есть уста или язык, которыми произносят они слова через гортань, подобны отверстию гроба; внутренность же их, сиречь душа, или сердце, в котором сокрыты желания и помыслы, суть, аки трупы смердящие: ибо через гортань их не исходит слово здравое и спасительное, но – или Богу обидное, или ближнему вредное‟ (Ириней)... „Языки своими льщаху‟. То есть: глаголют не только ложное, потому что нет в устах их истины, но и льстивая, ибо под видом добра желают зла‟.

Ст. 11. „По множеству нечестия изрини я‟: то есть по мере и по числу нечестивых дел их, изжени от наследия вечных благ во тьму кромешную.13

Ст. 12. „Аки бы сказал: Господи, если мне подашь помощь на врагов и истребишь их в конец, то сие благодеяние не мне одному полезно будет, но распространится на всю Церковь Твою, на всех любящих Тебя: ибо через сие они больше утвердятся в вере, и прославят имя Твое‟.

Ст. 13. „Так как все благое наше, временное и вечное, оттуду (от Тебя) проистекает, ибо Ты благоволением Твоим, благодатию Твоею, милостью Твоей, аки оружием или щитом, ограждаешь нас‟.

VI Псалом

Ст. I: к исполнению, в песнях – о осмом. Псалом Давиду.

Шестой псалом – нарочито покаянный (7 первых стихов из 10-ти). Но Давид здесь говорит не столько о самых грехах, сколько о своем раскаянии в них и о своей богооставленности из-за них. Умоляя Господа не обличать и не карать его в гневе Своем, он смиренно указывает и на немощь свою, и на то, что пришли в смятение и кости, и душа его. В раскаянии своем он, оказывается, не только утруждал себя вздохами сердечными, но и омывал слезами постель свою, и это – на всякую ночь. От сознания этого гнева Божия пришли в смятение и взоры его, и как бы ветхим, бессильным стал он и пред врагами своими. Взывая к милости Господней – избавить душу его от всех этих бед и зол, Давид говорит и о смерти, может быть, в сознании, что ее заслужил (особенно, как нужно думать, грехом против Урии). И мы видим, что такая смерть страшит его, ибо она отнимет у него возможность покаяния, а с ним – и возвращения близости к Богу, почему он в средине псалма и говорит: „яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же – кто исповестся Тебе?!‟.

Но три последних стиха в этом псалме носят характер прямо противоположный этим семи покаянным стихам, – отрадный и восторженно-светлый. Сердцу Давида открылось, что Господь „услышал глас плача‟ его и принял его молитву. И как всегда, это приближение к Богу приводит его к отвержению всего темного мира, наседавших дотоле на него беззаконий, и людей беззаконных. „Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре‟. – Так на две части и делится этот VI Псалом: ст. 2–8 и 9–11-й.

I. 2. ГОСПОДИ, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже́ гневом Твоим – накажеши мене!

2. Господи! – да не обличишь Ты меня в ярости Твоей, и в гневе Твоем не накажешь меня!..

3. Помилуй мя, ГОСПОДИ, яко немощен есмь: исцели мя, ГОСПОДИ, – яко смятошася кости мои.

3. Помилуй меня, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо сотрясаются все кости мои!

4. И душа моя смятеся зело: и Ты, ГОСПОДИ, – доколе?

4. И душа моя сильно потрясена: – Ты же, Господи, доколе?!

5. Обратися, ГОСПОДИ, избави душу мою: спаси мя – ради милости Твоея.

5. Обратись (ко мне), Господи, избавь душу мою; спаси меня, ради милости Твоей!..

6. Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?!

6. Ибо в смерти (нераскаянного грешника) нет места памятованию о Тебе, и в аде – кто же будет славословить Тебя?!

7. Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.

7. Утрудил я себя воздыханиями своими, всякую ночь омываю ложе мое, слезами моими постель мою орошу.

8. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.

8. Помутились от (вида) ярости (окружающих меня) очи мои, обессилил я пред врагами моими.

II. 9. Отступите от Мене вси делающии беззаконие, яко услыша ГОСПОДЬ – глас плача моего!

9. (Но) отступите от меня все делающие беззаконие, ибо Господь услышал голос плача моего!

10. Услыша ГОСПОДЬ моление мое, – ГОСПОДЬ молитву мою прият.

10. Услышал Господь моление мое, – Господь молитву мою приял…

11. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и постыдятся зело вскоре!

11. – Да постыдятся и смятутся все враги мои, да обратятся вспять и посрамятся зело – вскоре!

2-я слава 1-й кафизмы.

Примечания к Псалму VI-му

Ст. 1. Первый из шести покаянных псалмов (6, 31, 37, 50, 101, 142) как приняла его Церковь от самых древних времен (Арх. Ириней).

Ст. 2. Наказание Божие бывает или воспитательным средством исправления, благодетельным для человека, или – заслуженной карою для него, когда Господь в правосудии Своем уже не терпит долее нечестия грешника, закосневшего в беззакониях своих. Это последнее „творит Он или в жизни сей, когда наказывает его духовною слепотой и ожесточением, да будет у него грех наказанием греха, или в будущей, когда по смерти погубляет в геенне‟. Этой-то кары за грех Давид и „трепещет, как зла, паче всех зол ужаснейшего... Впрочем, гнев и ярость берутся в сем месте за одно и то же, равно как и глаголы: обличиши и накажеши‟ (Ириней). В этом удвоении слов, выражающих одно понятие или представление, и состояла сущность так называемого синонимического параллелизма, применявшегося ветхозаветными пророками во множестве мест в псалмах и пророчествах их, как способ построения поэтической, соответствующей нашей стихотворной, речи.

Ст. 3–4. „Не зри на грехи мои, как на вины, преогорчевающие Тебя, но как на немощи, или паче на бедствия, происходящие из растленного грехом естества: и сего ради не накажи, как Судия, но исцели, как Врач...‟ Под именем костей означается крепость и сила; мятутся же кости тогда, когда изнемогает сила, что относится к внешнему чувствованию презельной болезни, проницающей самые кости. Слова же: „душа моя смятеся зело‟ означают величину иной болезни, – внутренней, каковую чувствует душа, поражаемая страхом Божия суда за грехи.

‟И Ты, Господи, доколе?‟ Сии слова хотя не полны, но имеют великую силу: ибо означают, что произнесены от души, зело смущенной, и не могущей составить цельного и упорядоченного слова от сильного волнения чувств.

Ст. 5. „Обратися, Господи‟ – воззри милостивым оком... ибо воззрение Божие есть причина всех благ. (Ср. – „Обрати лице Твое, и спасемся‟: Пс. 79:4). Спаси мя – „от последующего осуждения во ад и от предстоящей опасности смерти‟.

Ст. 6. „Если же осужден буду, пострадает отчасти память Твоя и хвала Твоя. Ибо осужденные не вспоминают о Боге, и не исповедают благодеяний и милостей Твоих‟.

Ст. 7. „Чувствуя всю тяжесть грехов моих, изнемог я, – говорит Давид, – от стенания и плача, – но и еще стенать и плакать не перестану: ибо измыю на всяку нощь ложе мое. То есть: во время ночное, когда все спят и покоятся, я, вместо сна и покоя, грехи мои изобильными слезами на ложе моем омывать буду, и ту постелю мою, на которой беззаконие содеял, потоком тех же слез омочу, и притом не единожды или дважды, но на всяку нощь сие творить буду... В каковом зеркале должны усматривать себя все те, которые, соделав преступление и весьма тяжкие грехи, едва малые капли слез испускают (а чаще и вовсе их не имеют), когда они отпущения грехов у Бога просят‟.

Ст. 9–11. Этими словами заканчивает псалмопевец изображение удрученного состояния своего, вызванного какой-то торжествующей злобой и нападениями его врагов, указывая, что смятение его от крайней ярости их отразилось и в самых очах его, и каким-то немощным, как бы сразу постаревшим, стал он под впечатлением столь неистовой ненависти и злобы этих врагов его, – Так тяжело и болезненно-остро переживал он, потрясенный пред тем глубоким раскаянием своим, лютые нападения этих беззаконников, так много перетерпел в эту пору посещения его и гневом Божиим, и яростью их. Перетерпел – и получил помилование и прощение от Бога, – как и исповедует он в заключительных стихах псалма.

VII Псалом

Ст. 1: Псалом Давида, который воспет Господу по поводу слов Хусия, сына Иемениина.

Из содержания седьмого псалма (ст. 4–5) видно, что написание было вызвано злой клеветой против Давида – якобы сам он был несправедливо-жесток и мстителен, чем псалмопевец был особенно обижен и огорчен. Судя по тому, как далее Давид говорит (видимо об этом своем враге): он „вырыл ров… и падет в яму, которую устроил‟, можно думать, что таким клеветником, чьи слова передал Давиду Хусий, был Ахитофел – душа восстания Авессаломова, над которым так явно и исполнились пророческие слова псалмопевца.

Изливая в псалме свое возмущение такою, возводимою на него, злою неправдой, Давид прежде всего просит Бога спасти и избавить его от 40 гонящих его, готовых, как лев, похитить душу – жизнь его. В форме заклятия выражает он готовность, чтобы враг попрал в землю жизнь его и в прах втоптал славу его, если сотворил он что-либо из того, в чем обвиняют его. Но затем, как всегда, он переходит к воодушевленному исповеданию действенного суда Промысла Божия, призывая Его – возвысить и явить до пределов врагов Своих правосудный гнев Свой, дабы исполнялись в людях заповеди Его, и все верные, как дружный хор, прославили Его.

‟Да скончается злоба грешных‟, – восклицает он, умея видеть в судьбах личной жизни своей общее разлитие в мире беззаконий и зла, и далее свидетельствует, в противоположность сему, что собственная его помощь – „от Бога, спасающего правыя сердцем‟. Ведь Господь, как – с одной стороны – „Судитель праведный и крепкий‟, так – с другой – долготерпеливый, „не наводящий гнева на всяк день‟. И далее, снова побуждая взбунтовавшихся грешников к раскаянию, он предупреждает их, что если не обратятся они, то Господь поразит их, ибо Он, как воин перед битвой, уже и оружие губительное против них приготовил, лук и стрелы в колчане, как сосуды смертоносные для сгораемых (пороками своими сожигаемых) из среды их. И далее, пророчески возвестив, как падет неправда на верх главы злобного клеветника – того, кто „заболел неправдою, зачал болезнь и родил беззаконие‟, Давид заканчивает псалом, как и свойственно всегда ему, словами: „исповедаюся Господеви по правде Его, и пою имени Господа Вышняго!‟...

Самое течение речи VII псалма свидетельствует о глубоко и сильно взволнованном состоянии псалмопевца. Отсюда – резкие переходы, повышенная энергия в выражениях, и в то же время ощутительное подыскивание им мыслей, которые бы дали успокоение его сердцу. В псалме можно указать 6 частей. 1-я часть (ст. 2–3) – вопль Давида о спасении, „не сущу избавляющу, ниже́ спасающу, видимо – и из числа самых близких ему – тех, кто дотоле казались вполне надежными. 2-я часть (ст. 4–6) – возмущенный отпор клевете – о мстительности Давида и неправде его. Давид здесь, в сознании своей невинности в этом, сам на себя призывает кары гибели и смерти, если бы оказалась правда в таких обвинениях против него. В 3-й части, (ст. 7–8) псалмопевец зовет Господа – восстать гневом Своим и, вознесшись победоносно до пределов врагов Его, в окружении людей Своих, тех, кои соблюдают повеления Его, установить на земле строй Свой, к небесной высоте привлекая сердца их.

В 4-й части (ст. 9–12) Давид успокаивает свое сердце мыслями о правосудии Божием, в светлом, утешительном сознании, что „помощь его – от Господа, спасающего правыя сердцем‟.

Исповедуя здесь, что „Бог – Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив‟, Давид далее обращается, в 5-й части (ст. 13–14), к противникам – своим и Божиим, – чтобы они обратились, с предупреждением, что если они не обратятся, то – лук Господа уже готов, и стрелы Его – будут старательны для них. И в заключение – обращается и к главному виновнику клеветы (т. е. Ахитофелу), тому, кто болел неправдой, зачал болезнь и родил беззаконие, и предсказывает ему, что сам он и впадет в ту яму, что приготовил, и там выявится неправда его. Псалмопевец же – Господу исповедуется по Его правде и „поет имени Господа Вышняго‟.

I. 2. ГОСПОДИ БОЖЕ мой, на Тя уповах! спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя!

2. Господи, Боже мой! На Тебя (все) упование мое! Спаси меня от всех гонителей моих и избави меня!

3. да не когда похитит, яко лев, душу мою, не сушу избавляющу, ниже́ спасающу.

3. Да не похитит (кто), как лев, душу мою, раз нет избавляющего и спасающего!

II. 4. ГОСПОДИ БОЖЕ мой! аще сотворих сие, аще есть неправда в руку́ моею, –

4. Господи, Боже мой, если я сотворил это, если есть в руках моих неправда...

5. Аще воздах воздающим мя зла, – да отпаду убо от враг моих тощ:

5. Если воздавал я воздающим мне злом14, – пусть ни с чем отброшен буду я от врагов моих.

6. – Да поженет убо враг душу мою, – и да постигнет и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит!

6. Пусть погонит тогда враг мой душу мою, пусть настигнет и повергнет на землю жизнь мою, и славу мою втопчет во прах.

III. 7. Воскресни, ГОСПОДИ, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих! И возстани, ГОСПОДИ БОЖЕ мой, повелением, им же заповедал-еси, –

7. Воскресни (возстань), Господи, в гневе Твоем, вознесись до (последних) пределов врагов Твоих. И, восстав, яви, Господи, повеление Твое, которое заповедано Тобою, –

8. И сонм людей обыдет Тя: и о том на высоту обратися!

8. И сонм людей окружит Тебя: над ними – поднимись на высоту!

IV. 9. ГОСПОДЬ судит людем: суди ми, ГОСПОДИ, по правде моей и по незлобе моей – на мя.

9. Господь суд дает людям: суди меня, Господи, по правде моей и (вынеси суд мне) по незлобию моему.

10. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, БОЖЕ, праведно!

10. И да настанет конец злобе грешников, а праведника направь (и поддержи) Ты, Боже, праведно испытывающий сердца и утробы!

11. Помощь моя от БОГА, спасающаго правыя сердцем!

11. – Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем.

12. Бог Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день!

12. Бог – Судитель праведный, и крепкий, и долготерпеливый, и не наводит Он гнев Свой изо дня в день.

V. 13. Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, – лук Свой напряже и уготова и́.

13. (Но) если вы не обратитесь, – Он оружие Свое разрядит: (уже) натянул Он лук Свой и направил его:

14. И в нем уготова сосуды смертные, стрелы Своя сгораемым содела.

14. В нем уготовал сосуды смерти, стрелы Свои – палящими соделал!

VI. 15. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие!

15. Вот (он) – тот, кто заболел неправдою, зачаль муку и родил беззаконие:

16. Ров изры, и ископа и́, и падет в яму, юже содела.

16. Ров он рыл, и ископал его, и упадет в яму, которую соделал.

17. Обратится болезнь его на главу его, и наверх его неправда его снидет.

17. Тягость его обратится на его же главу, и на темя его падет неправда его.

18. Исповемся ГОСПОДЕВИ по правде Его, и пою имени ГОСПОДА Вышняго!

18. Я же буду славословить Господа по правде Его, и петь буду имени Господа Вышнего!

Примечания к Псалму VII-му

Ст. 1. „Кто был сей Хусий, толковники между собой разногласны‟. Более приемлемым почитается то мнение (Августина и других), по которому то был „оный Арахиин сын, который, как повествуется во второй книге Царств, гл. XVI, возвестил Давиду о совете, данном Ахитофелом Авессалому против Давида, хотя там буква хет, а в псалме – каф‟ (Ириней).

Ст. 2. Начинает свой псалом Давид прямым воплем, вырывающимся из глубины его сердца, и вполне понятным для нас, когда представим себе, как царь, живший до этого вполне спокойно, вдруг, при бунте уехавшего якобы на богомолье родного сына, оказался в стане врагов, явно добивавшихся его смерти, и – где же? В собственной столице, среди подданных, до этого совершенно покорных ему.

Ст. 4–6. То ли от себя взводил такую напраслину какой-то, неизвестный в Писании, Хусий; то ли названный нами друг его передавал эту клевету, как взводимую на Давида злым Ахитофелом, – но только она до глубины души потрясла гонимого царя, и он призывает Бога в свидетели своей невинности, как бы давая в залог и жизнь свою, и имущество, и славу.

Ст. 7. Писание приписывает Богу в таких случаях воскресение, сиречь восстание, как и сон (см. Пс. 43), не в собственном, но в иносказательном смысле. Воскресает Господь, когда помогает, спит же, когда помощи не дает (Ириней).

Ст. 8. „И о том на высоту обратися‟. То есть: – если не меня ради, то хотя бы ради сонма людей оных, имеющих прославлять Тебя, на высокий престол правды взойди, и явися в концах врагов, да познают, что Господь судит людем, „сиречь, что это – Ты един верховный Владыка всех. Коего правосудия никто не избегнет‟ (Ириней).

Ст. 9. Подавляющее большинство людей, от помрачения грехами своими, совершенно не замечает, как творится Господом и над целыми народами, и над отдельными людьми, особенно выдающимися – то по праведности своей, то по своему нечестию, правый и порой грозный суд Господень. Напротив того – Давид, от непорочности своей имевший проницательными очи свои духовные, постоянно твердит в псалмах об этом суде Божием, которым охотнее всего себя и утешает, как и видим мы это и в дальнейших (10–12) стихах.

Ст. 13–14. Обращаясь теперь к самим слепотствующим грешникам, псалмопевец призывает их к раскаянию, предупреждая, что иначе их ждет скорая гибель, ибо Господь, как воин перед битвою, уже и оружие Свое на них очистил, лук уже натянул, а стрелы сделал разящими огнем.

Ст. 15–17. Здесь Давид из среды беззаконников выделяет одного, выдающегося по коварству своему и злобе, по всей вероятности – Ахитофела, и дает краткую, но наглядную и сильную характеристику этого изменника, предрекая ему, так быстро исполнившуюся потом над ним, погибель, сравнивая ее с могилой, которую рыл он для другого, а сам впал в нее, и со „стрелой или камнем, которые, будучи брошены в высоту, опять возвращаются на главу стреляющего или бросающего‟.

Ст. 18. „Исповедание повсюду в Писании берется вместо похвалы или прославления: ибо кто хвалит кого, тот и исповедует тем самым или признает, что хвалимый достоин похвалы‟ (Ириней).

VIII Псалом

Ст. 1: к исполнению – о точилех. Псалом Давиду.

Восьмой псалом – явно мессианский, ибо 3-й его стих Сам Господь привел о Себе Своим противникам (Мф. 21:16), при Входе Своем в Иерусалим, а стихи – 5–7-й в приложении к Нему же приведены св. ап. Павлом (Евр. 2:6–8). Небольшой по объему (9 стихов), он выделяется полным единством содержания, подкрепляемым и буквальным тождеством первого и последнего стихов. Характер его – благодарственно-прославительный. Созерцаемая псалмопевцем в вышине в ясную палестинскую ночь (почему о солнце он не вспоминает, а говорит только о небесах, луне и звездах) величественная и прекрасная природа палестинская вызывает в нем в эту пору благоговейно умиленное недоумение о том промышлении, какое дается от Бога человеку, и о том владычественном положении, каким наделил его Господь в отношении ко всему живому миру. И потому и восклицает он: „Господи, Господь наш (здесь уже „наш‟, а не мой, ибо Давид мыслит себя в этом псалме в единении со всем верующим человечеством)! Как дивно имя Твое по всей земле!‟

Таким образом, и в 8 псалме – две части., Из них первая (ст. 2–4) – прославление чудного имени Господа, от созерцания великолепия Его превыше небес – „в делах перст Его‟ – луне и звездах, кои сделаны Им. И здесь вставляется (ст. 3) пророчественно указание на хвалу „младенец и ссущих‟ – в посрамление врага и местника, слепотствующих в исступленной ненависти своей, что́ так явно исполнилось при торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим. А с 5-го стиха (и по 10-й) – вторая часть: благодарственное прославление Творца за то величие, за то царственное положение, какое Он дал „человеку и сыну человечу‟, поставив его над делами рук Своих и малым чем умалив его пред ангелами. И еще более того, по богодухновенному прозрению св. ап. Павла, – за то пренебесное величие, какое дано роду человеческому в Боговоплощении – в Сыне Человеческом, страданиями восшедшего в славу – не только для спасения, но и для приведения с Ним в славу и самих согрешивших.

I. 2. ГОСПОДИ, ГОСПОДЬ наш, яко чудно имя Твое по всей земли! яко взятся великолепие Твое превыше небес!

2. Господи, Господь наш! (Как) чудно имя Твое по всей земле! Вознеслось великолепие Твое – превыше небес!

3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушите врага и местника.

3. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, врагов Твоих ради, дабы сокрушить врага и мстителя.

4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси, –

4. (Как) только воззрю я на небеса, творение перстов Твоих, на луну и звезды, которые Ты утвердил, – (так восклицаю:)

II. 5. Что есть человек, яко помниши его?! или сын человеч, яко посещавши его?

5. Что́ есть человек, что Ты помнишь о нем, или сын человеческий, что (Ты) посещаешь его?!

6. Умалил-еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал-еси его:

6. Малым чем пред ангелами умалил Ты его, славою и честию увенчал его, –

7. И поставил-еси его над делы руку Твоею, – вся покорил-еси под нозе его.

7. И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его:

8. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, –

8. Овец и волов всех, еще же и скотов полевых.

9. Птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския!

9. Птиц небесных, и рыб морских, ходящих стезями морскими...

10. ГОСПОДИ, ГОСПОДЬ наш! яко чудно имя Твое – по всей земли!

10. Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое – по всей земле!

Третья слава 1-й кафизмы.

Примечания к псалму VIII-му

Ст. 1. Точилами назывались сосуды, в которые вливался сок из виноградных ягод. Толковники видят указание на осенний праздник сбора винограда, а отцы Церкви – на „приносимые в Христианской Церкви плоды преуспевающих во благочестии‟ (Юнгеров).

– В русском переводе: на Гефском орудии. (Арх. Ириней – Татифиф).

Ст. 2. „Аки бы сказал Пророк: Боже Самобытный (Егова), Источнике существа Своего, от Которого проистекают вся существующая, – Ты еси Господь наш, и вместе – всей твари... „Великолепие‟ есть величие, приличное великим государям, которые великим иждивением созидают дома и грады, содержат превеликое число рабов, устрояют флоты, вооружают воинства, и прочая сим подобная, великая дела творят: но все сие – ничто в отношении к величию Бога‟ (Арх. Ириней).

Ст. 3. „Под именем младенцев и ссущих разумеются здесь люди смиренные и низкие пред очами других; также и неискусные в учении и светском, каковы были пророки, апостолы, сонмы мучеников и исповедников, преподобных, дев и отроков, которые в юном возрасте так совершенно познали славу Божию и чудное имя Его, что и умереть за Него не отреклись... Чего ради совершил Бог хвалу Свою из младенец, сиречь кротких и смиренных, а не из уст мудрых и великих века сего? – „Враг Твоих ради‟, говорит, то есть – посрамлены ради гордых, которые суть враги Богу (ср. Премудр. Солом. Прем. 10:21; Мф. 21:10); и „еже разрушити врага и местника‟, то есть, – дабы упразднить премудрость главного врага Своего – диавола, и местника его, то есть поборника его, или полчища ангелов и последователей их‟ (Ириней). Однако правильней и лучше разуметь здесь того же сатану, сего противника и озлобленного мстителя – сатану, в озлоблении и ослеплении бунта своего вставшего на положение какого-то борца мстителя – той Правде Божией, которую в гордости своей он отверг и бесконечную милость которой возненавидел.

Ст. 4. „Не говорит – „узрю небеса, дела рук Твоих‟, но „дела перст Твоих‟, дабы показать, что небеса с великой премудростью устроены Богом, ибо перстами делаются вещи самые тонкие и драгоценные, к соделанию коих потребен разум, а не труд‟.

Но можно видеть в этой замене слова „рук‟ словом „перст‟ указание и на то, как легко и просто было для всемогущества Божия создание и устройство столь величественной и прекрасной вселенной.

Ст. 5. Посещение это означает особое провидение, которое Бог имеет о людях, наипаче же то, которое явил нам Бог, послав Сына Своего в мир, Который, восприяв на Себя человеческое естество, совершил дело спасения нашего (ср. песнь Захарии – Лк. 1:68).

Стт. 6–9. Три особенных благодеяния указывает здесь Пророк, „человеческому естеству оказанных. И, во-первых, говорит, что человек сотворен от Бога столь благородным, что не меньший есть Ангелов, разве малым чем. Во-вторых, что почтен славой и честью паче всех иных тварей, сотворен по образу Божию и по подобию, разумом и свободною волею одарен. В-третьих, наконец, что получил власть и господство над всеми делами Божиими, особенно же над животными, каковы суть овцы и волы и проч. – Ты же примечай, как и плавающие в глубине воды морей рыбы, и возносящиеся в высоту птицы покорил тебе Владыка посредством искусства. Зри, и буди благодарен!‟

* * *

10

Поразительна явно неправильная, прямо режущая пунктуация 6–7 ст. псалма. Стоит только вчитаться внимательно в переход от 6-го к 7-му стиху, который, как это, несомненно, должен начинаться строчкой ниже, нежели как печатается как будто во всех существующих изданиях. А между тем она очень выгодна и благоприятна для тех, кто не хочет признавать богосыновства Спасителя, о Коем идет здесь плавная речь.

11

Глагол ‟приимите‟ по силе еврейского значения, не просто означает „принять‟, но – с великим жаром восхитить, обнять и крепко удержать.

12

Этот сильнейший по молитвенной настроенности стих Святая Церковь Христова приняла в число будничных еженедельных прокимнов своих.

13

Сии и сим подобные клятвы благочестивого псалмопевца, изрекаемые им на нечестивых, не должно приписывать плотскому желанию мщения, но всецело – благочестивой ревности по Бозе, каковую производит Дух Святой в сердце его, за которой последует и самое исполнение, то есть, погибель нечестивых.

14

По-видимому – платил злом за зло.


Источник: Дмитрий (Вознесенский), еп. Псалтирь протолкованная. Харбин, 1941

Комментарии для сайта Cackle