И. Григорьев

Источник

3аключение

1) Образ Мессии по книге пророка Исаии

Образ Мессии, начертанный человечеству в откровениях пророка Исаии, поражает таинственным величием и необычайным соответствием действительной личности явившегося Мессии, Христа Иисуса. Многочисленные откровения о Мессии в ветхозаветных пророчествах, возвещаемые по закону строгой постепенности в пророчествах Исаии соединяются в один цельный образ и дополняются многими неизвестными подробностями. Лучезарный образ Мессии, Спасителя человеческого рода, ярко сияет среди непроницаемого мрака, покрывающего ветхозаветную историю. Личность Мессии воплощает в себе все высшие общечеловеческие идеалы, стремления и желания. Все, о чем может мечтать чистое воображение человека, к чему стремится святая воля и чего может желать святое и невинное сердце, находит полнейшее осуществление в личности Мессии.

Мессия по откровению пророку Исаии есть истинный Бог и действительный, идеальный человек. По Божественной сущности Он, Сын Божий, рождается от Бога Отца и есть Его Сын (Ис. 9:6). По человеческой природе Он, Сын человеческий, происходит от чистой, безмужной Девы также посредством рождения (Ис. 7:14). Соединение двух естеств в личности Мессии происходит в момент непостижимого зачатия от Св. Духа, почему новорожденное дитя называется ״Еммануил“ или ״с нами Бог“ (Ис. 7:14).

Непостижимое Богочеловеческое Существо получает знаменательные наименования. Оно называется: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Божественная власть и владычество оказываются на раменах Его; умножению владычества Его и мира нет предела. Он восседает на престоле Давида и в царстве Израиля и укрепляет его судом и правдою (Ис. 9:6–7). Но будучи истинным Богом, принявший человеческую природу Мессия делается и истинным человеком. По человечеству Мессия происходит от корня Иессея, из потомства Давида. На Нем почивает Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11:1–2).

Всемогущий Иегова поддерживает Его в многотрудной деятельности всесильной десницей (Ис. 42:1), покрывает тению руки Своей, хранит Его в колчане Своем (Ис. 49:2).

Трудная задача и высокое служение возлагается на Богочеловека Мессию. Бог Отец посылает Его благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленникам освобождение и узникам открытие темницы; посылает проповедовать лето Господне благоприятное, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда (Ис. 61:1–3).

В момент, определенный советом Св. Троицы, выступает Мессия на дело служения грешному человечеству. Он открывает людям истинное учение о Боге и правде Божией, говорит о необходимости спасения и тайне искупления (Ис. 2:3–4; 11:5); Он провозглашает великое учение о любви к человеку, заповедует разрешить оковы неправды, развязать узы ярма, угнетенных отпустить на свободу, разделить с голодным хлеб, скитающихся ввести в Дом свой и нагих бедняков одеть своей одеждой (Ис. 58:6–7 ср. Mф. 5 гл.). Небесный Учитель божественное учение распространяет соответственным образом. Он не проповедует громко на улицах и даже не возвышает Своего голоса, подобно ложным проповедникам ложного учения; Он нежно прикасается к душе грешника и не убивает его суровым обличением; трости надломленной не сокрушает и льна курящегося не угашает; между тем не ослабевает и не изнемогает в трудных подвигах распространения божественного откровения (Ис. 42:2–4), Божественный Пророк сначала обращается к погибающему Израилю. Но напрасно Он здесь трудится и без пользы истощает Свои силы. Израиль не понимает нового учения, не хочет признавать новой жизни и отвергает Проповедника (Ис. 49:4). Тогда Бог Отец говорит Возлюбленному Отроку: мало того, что Ты будешь рабом Moим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (ст. 6). Божественный Учитель, не оставляя неблагодарного Израиля, обращается с проповедью к отдаленным островам и дальним народам (ст. 1). Как жаждущая земля принимает благодатный дождь, как голодный вкушает подкрепляющий хлеб, так покинутые языческие народы принимают благовестие Мессии. С неописанной радостью стремятся они из далеких стран на Сион послушать дивного Учителя, слова Которого признают непреложным законом (Ис. 2:2–3). Все они идут к истинному свету, стремятся к восходящему над Иерусалимом сиянию. Множество верблюдов покрывает дороги, ведущие к Сиону; по ним идут караваны из Мадиама и Ефы; все они везут золото и ладан и безмолвно возвещают славу Божию. Овцы Кидарские возносятся на алтаре, овны Неваиофские приносятся в дар Господу (Ис. 60:3–7).

Но пророческая миссия не исчерпывает призвания Богочеловека Мессии. Для удовлетворения оскорбленной Божественной правды и для духовно-нравственного возрождения падшего человечества Господу угодно было поразить Его страданиями и предать Его мучению (Ис. 53:10). Не было человека, который мог бы совершить великое дело искупления, и не находилось заступника, который спас бы погибающий человеческий род. И явился тогда Искупитель Сиона и сынов человеческих, обратившихся от нечестия; и взял на Себя первосвященническое служение Сам Господь (Ис. 59:16, 20; 63:9). Тяжела была вина человечества, велико всеобщее преступление, почему требовалась великая жертва для восстановления нарушенной гармонии. И вот Богочеловек, Отрок Господень Мессия, приносит Себя в жертву за грехи людей, потому что бесконечно любит их и щадит их (Ис. 63:9). Он берет на Себя первородный грех прародителя и бесчисленные личные преступления мира; высочайший Праведник, всем богочеловеческим существом отрицающий грех, страдает за грехи людей. Он страдает одновременно Своим праведным духом и чистым непорочным телом. Все те неисчислимые страдания, которые должны были обрушиться на виновников греха, начинают терзать Его чистый дух. Его тело также подвергается жестоким мучениям. Ни один смертный не был безгрешен и не испытывал тех страданий, которые переносит Невинный Отрок Иеговы. Все видящие Его, обезображенного невыносимыми пытками, приходят в изумление. Никто не хочет верить, что это Богочеловек-Мессия, так как вид Его обезображен больше всех сынов человеческих. Он является миру Страдальцем, униженным до последней степени. Своим бесславным видом Он напоминает слабый отпрыск виноградной лозы и худосочный росток, выросший из сухой земли. В Нем нет признака величия, нет даже вида, который мог бы привлекать людей. Презренным и умаленным предстал пред миром Великий Провозвестник истины и добра; мужем скорбей, пораженным страшными болезнями, казался Он окружающим, которые стали презирать Его и считать ни во что. Все думали, что за тяжкие преступления поразил и унизил Его Всемогущий Господь. Но не за Свои грехи страдает Безгрешный Сын Божий. Наши немощи взял Он на Себя и наши болезни принял на пречистое тело Свое. За наши грехи Он весь изъязвлен был, за наши беззакония предан был на мучения. Для примирения нас с Богом принял Он наказание, чтобы Его ранами мы исцелились.

Мы все блуждали, как потерявшие пастыря овцы, каждый из нас совратился на свою дорогу, и Бог Отец возложил на Единородного Своего Сына грехи всех нас (Ис. 52:14; 53:1–6). Божественный Страдалец, повелевающий вселенной, предает хребет Свой биющим и ланиты поражающим; не закрывает Своего лица от поруганий и оплевания, не стыдится незаслуженного оскорбления, держит лице Свое как кремень (Ис. 50:6–7).

Он страшно истязается служителями зла, но страдает добровольно. Ни одного слова ропота или упрека не слышат мучители: Он даже не раскрывает уст Своих. Как смиренная овца ведется Он на заклание, как агнец пред стригущим его Он безгласен. Его не заключают в оковы, не совершают над Ним беспристрастного суда, но предают Его смерти, за преступления рода человеческого подвергают смертной казни. Сильная злоба врагов Его не прекращается, однако и в это время. Ему назначают гроб со злодеями, но погребается Он у богатого, потому что не сотворил Он греха, и не было лжи в невинных устах Его (Ис. 53:7–9). Но бессильна была смерть удержать в своих объятиях Владыку жизни. Всемогущий Страдалец побеждает смерть, встает из гроба и на веки уничтожает власть смерти (Ис. 25:8). Одновременно с Ним оживают праведники, поднимаются из гроба мертвые тела: поднимаются и торжествуют все, поверженные в прахе; роса божественной благодати оживотворяет мертвые тела, и земля извергает мертвецов (Ис. 36:19). От края земли слышится радостная песнь: ״Слава Праведному“ (Ис. 24:16). Вот почему на подвиг души Своей Он смотрит с довольством; вот для чего Господу угодно было поразить Его и предать мучению. Так как чрез совершение его Он, Праведник, оправдывает многих, так как Он понес на Себе грехи многих и к злодеям был причислен, Бог Отец назначает Ему в награду часть между великими и с сильными определяет делить добычу (Ис. 53:11–12). Пострадавший добровольно, принесший великую жертву умилостивления правды Божией, Он видит у Себя потомство долговечное (Ис. 53:10). Как многие изумлялись, видя обезображенный лик Страдальца, так многие народы приходят в изумление, видя Его прославление среди людей. Цари в благоговейном трепете встают пред Ним, князья преклоняются пред Ним ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Его. Они закрывают пред Ним уста свои, потому что видят то, о чем не говорили им, узнают о том, чего не слыхали прежде (Ис. 52:14–15; 49:7). Господь Саваоф на горе Сионе предлагает для всех народов трапезу из чистых вин и из тука костей; уничтожает покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах; отирает Господь Бог слезы со всех лиц и снимает поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:6–8). Многие народы пойдут и скажут тогда: приидите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его (Ис. 2:3). И скажут в тот великий день: Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис. 25:9). Тогда излиется на всех Дух свыше, и пустыня сделается садом, а сад будут считать лесом (Ис. 32:15); возвеселится пустыня и сухая земля, возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля в источники вод (Ис. 35:1, 7). Тот Дух, Который почивал на отроке Иеговы, и слова, которые вложил Господь в уста Мессии, не отступят от уст Спасителя, и от уст потомства Его, и от уст потомков потомства Его (Ис. 59:21). Так узрит душа воскресшего Страдальца потомство долговечное (Ис. 53:10); так получит Он в награду часть между великими (ст. 12). В то время откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся; тогда хромой вскочит как олень, и язык немого будет петь, так как пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Большая дорога будет посреди жаждущей пустыни, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить но нему; идущие этим путем, даже неопытные, не заблудятся (Ис. 35:6–8).

Восставший из мертвых Победитель ада во веки не оставит Свое долговечное потомство. Солнце не будет служить членам Его царства светом дневным, сияние луны не будет служить ночью. Сам воскресший Господь будет вечным светом, и вечною славою. Это Солнце правды не зайдет никогда, эта сияющая луна не сокроется более. Вечным светом будет служить Господь для всех искупленных сынов Своих (Ис. 60:19–20). Однако пребывание Богочеловека в царстве благодати не служит препятствием Вездесущему вознестись к престолу Бога Отца и явиться судиею всех. В том виде, в каком совершает Мессия великое дело искупления, в соединении двух естеств – Божественного и человеческого, иначе: Богочеловеком предстает Он престолу Вседержителя. Все бесплотные силы небесных обителей приходят в священный трепет при виде этого непостижимо таинственного Существа. – ״Кто это идет от Едома, в недоумении вопрошают они, в червленых ризах от Восора, столь величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы своей?“ – ״Я – изрекающий правду, отвечает Богочеловек, сильный, чтобы спасать“. ״От чего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?“ – ״Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое. Ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. Попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их“ (Ис. 63:1–6).

Выше всякого сомнения, что Проповедующий, Страдающий и Побеждающий Сын Девы и Раб Иеговы, Богочеловек Мессия, предуказанный откровениями Исаии, есть Сын Девы Марии, воплотившийся Сын Божий, Богочеловек Христос Иисус, являющийся в первое и второе Свое пришествие для спасения и суда над всеми людьми, над всякою властию и силою, даже над смертию и адом (Мф. 25:31–46; 1Кор. 15 гл.).

2) Благодатное и прославленное царство Мессии по книге пророка Исаии

По мессианскому откровению пророка Исаии время явления Мессии и открытие благодатного царства предваряется проповедью Предтечи, или гласа, вопиющего в пустыне. Голос говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему; всякий дол наполнится, всякая гора и холм понизится, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими, явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие (Ис. 40:3–4). Торжественный момент открытия благодатного царства Мессии возвещается благовестниками, проповедующими мир, благовествующими радость. Как прекрасны на горах ноги этих желанных благовестников, возвещающих мир, благовествующих радость, проповедующих спасение, говорящих Сиону: “воцарился Бог твой!“ (Ис. 52:7). В тот день Отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли в величии и славе (Ис. 4:2). По духу мессианских откровений пророка Исаии благодатное царство начинает постепенно открываться и приобретать членов со времени выступления Мессии на дело проповеднического служения. Когда Сын Девы придет к жестоковыйному Израилю, Израиль не примет Его (Ис. 49:4 ср. Ин. 1:10). Но отдаленные племена и народы с радостию поспешат к Нему слышать божественное учение и воспринять Спасительный закон (Ис. 2:3). Мессия проповедует учение о Боге и спасении, но в тоже время со властию судит народы и обличает многие племена (Ис. 2:4). Непосредственно после воспринятия Спасительного откровения языческие воинственные народы переменяют мечи свои на орала и копья свои на серпы; не поднимает народ на народ меча и не учатся более воевать (ст. 4). Мессия судит не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих. Он судит бедных по правде, и дела страдальцев земли решает по истине; жезлом уст Своих поражает землю, и духом уст убивает нечестивого (Ис. 11:3, 4). Непосредственным результатом этой обличительно-проповеднической деятельности являются перемены во внешней природе и среди людей. Волк начинает жить вместе с ягненком, барс лежать с козленком; теленок, вол и молодой лев спокойно ходят вместе; младенец играет над норою аспида, дитя протягивает свою руку на гнездо змея. Никто не причиняет вреда живущим на святой горе Господней, ибо земля наполняется ведением Господа, как воды наполняют море. В тот день к корню Иессея, Сыну Девы, обращаются язычники и Он делается знаменем для всех народов (Ис. 11:6–10). Языческая Галилея прежде других стран встанет в благодатное царство Мессии. Прежнее бедственное время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличивает приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языков. Народ, ходящий до сего времени во тьме, видит великий свет; на живущих в стране тени смертной проливается свет. Народ веселится, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи, потому что ярмо, тяготевшее над ним, и жезл, поражавший его, Еммануил сокрушает, как в день Мадиама; потому что всякая обувь воина во время брани, и одежда, обагренная кровию, отдаются на сожжение, в пищу огню (Ис. 9:1–5).

Относительно вступления в царство Мессии сынов Израиля в этот начальный период существования благодатного царства откровение Исаии совершенно умалчивает. Возвышенное учение Еммануила, учение духа, свободы, любви, очевидно, является полнейшим отрицанием всех религиозно-нравственных понятий избранного народа, сводящихся к бездушному формализму в области религии и нравственности. Огрубело сердце народа сего, говорит пророк, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, не видят очами, не слышат ушами, не разумеют сердцем, и не хотят обратиться, чтобы Я (Господь) исцелил их (Ис. 6:10). В пророчествах, изображающих первый проповеднический период существования мессианского царства, встречаются лишь краткие выражения о будущем спасении ״благочестивого остатка Израиля“ (Ис. 6:13; 10:20– 22; 4:3).

Полной благодатной жизнию, свободной от страданий и исполненной священных восторгов, мессианское царство начинает жить со времени совершения Спасителем искупления, со времени принесения великой жертвы умилостивления (53:10). Только теперь незначительное по объему мессианское царство добра распространяется по всей вселенной. Только теперь одновременно с язычниками, как безусловно преобладающим элементом, вступает в царство Искупителя остаток уцелевших сынов Израиля. Лишь с этого момента дары божественной благодати многоводной рекой нисходят на жаждущих членов царства. Возвеселись неплодная, нерождающая, говорит Господь Своей церкви; воскликни и возгласи, немучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои, ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами, и населит опустошенные города. На малое время Я оставил тебя, но с великой милостию воспринимаю тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя (Ис. 54:1–3, 7, 10). Так определенно изображается универсальный характер мессианского царства, обнимающего все племена мира. Также решительно и определенно говорит откровение после изображения искупительных страданий Мессии о вступлении в царство лучших сынов Израиля. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион, восклицает Иегова, обращаясь к избранному остатку Израиля. Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый (Ис. 52:1). Застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разорённые, оставшиеся в запустении с давних родов. Придут иноземцы, и будут пасти стада ваши; а вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их (Ис. 61:4–6). Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет как свет правда его, и спасение его как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царской диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя оставленным, и землю твою не будут более называть пустынею, но будут называть тебя: ״Мое благословение к нему“, а землю твою замужнею, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается (Ис. 62:1–4). Вот Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их (язычников) народом святым, искупленным от Господа, а тебя (Иерусалим) назовут взысканным, городом неоставленным (ст. 11–12). Так исполняются слова Бога Отца, сказанные Рабу Иеговы незадолго до искупительных страданий: Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых, и для возвращения остатков Израиля: но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли... Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные (Ис. 49:6, 8). Искупительные страдания Мессии открывают в новом царстве неистощимые потоки божественной благодати. Основатель царства обращается ко всему миру с торжественным приглашением: жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком (Ис. 55:1–2). Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на изсохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение на потомков твоих. И будут расти между травою как ивы при потоках вод (Ис. 44:3–4). Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их. Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце, ибо Милующий их будет вести их, и приведет их к источникам вод (Ис. 49:9–10). Пустыня и сухая земля возвеселится, возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона. Ослабевшие руки укрепятся, дрожащие колена утвердятся. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки (Ис. 35:1–6). На всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, польются потоки вод (Ис. 30:25). В тот Спасительный день Господь Саваоф сделает трапезу из тука костей, из самых чистых вин для всех племен и народов, тогда ״даст в снедь верующим“ бессмертную трапезу (Ис. 25:6–8).

Внутренняя жизнь членов благодатного царства вполне отвечает многочисленным внешним преимуществам. Разнообразные дары Божественной благодати возрождают падшее человечество, вливают новые силы для совершения духовных подвигов. Открою на горах реки, говорит Господь, и среди долин источники; пустыню сделаю озером, и сухую землю источниками воды. Посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели, и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие (Ис. 41:18–20).

Оправдание, совершенное Божественным Страдальцем, является базисом новой, мессианской жизни и источником религиозно-нравственного развития членов. В царстве Мессии ״оправдание“ – движущий нерв всей жизни членов. Им проникается сознание всех искупленных; оно побуждает забыть прежнюю греховную жизнь и начать новую, святую. По духу откровения ״оправдание“ принимается искупленными в смысле ״правды“; но эта ״правда“ по содержанию совершенно тожественна с ״оправданием“ и обозначает восстановления путем страданий Отрока Иеговы справедливых, идеальных отношений между человеком и Богом. Не следует, впрочем, забывать, что ״правда“ в смысле обыкновенной справедливости, так плохо соблюдавшейся ветхозаветным человечеством, также служит постоянным качеством членов благодатного царства. Ты утвердишься правдою, говорит Господь церкви, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе (Ис. 54:14). Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево (Ис. 45:23–25). Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы. Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: небеса исчезнут как дым, и земля обветшает как одежда, а Мое спасение пребудет вечным и правда Моя не престанет. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь; правда Моя пребудет во век, и спасение Мое – в роды родов (Ис. 51:5–8). Кто из нас может жить при огне пожирающем, спрашивает пророк; кто из нас может жить при вечном пламени? Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки от взяток (Ис. 33:14–15). Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет как свет правда его, и спасение его как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа“ (Ис. 62:1–2).

В царстве оправданных и живо сознающих оправдание водворяется истинный мир, этот неразлучный спутник мессианского царства согласно всем ветхозаветным христологическим откровениям. И нарекут имя Еммануилу: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить судом и правдою отныне и до века (Ис. 9:6–7). И перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2:4). Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев как вол будет есть солому, а для змеи прах будет пищею (Ис. 65:25 ср. 11:6–9). Все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих (Ис. 54:13).

Более возвышенным свойством членов благодатного царства служат святость и нравственная чистота искупленных. Там будет большая дорога, говорит Господь, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему (Ис. 35:8). Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! Ибо уже не будут более входить в тебя необрезанный и нечистый (Ис. 52:1). И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему (Ис. 60:21) И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом неоставленным (Ис. 62:12). В тот день, когда Отрасль Господа явится в красоте и чести, оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме (Ис. 4:2–3).

Святость и нравственная чистота до такой степени будут проникать искупленных, что они получат славное имя ״священников“ Бога Всевышнего. Вы будете называться священниками Господа, говорит Божественный Помазанник 61 главы, служителями Бога будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их (ст. 6). Представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на копях и на колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору мою, в Иерусалим, говорит Господь, подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты (Ис. 64:20–21). Нельзя сомневаться, что в первом случае Господь говорит о духовном священстве, свойственном каждому истинному члену благодатного царства, а во втором – о священстве таинственно-благодатном.

Постоянная готовность принимать желающих в свое священное недро является новым характерным качеством благодатного царства. Распространи место шатра твоего, взывает Господь, расширь покровы жилищ твоих: не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами (Ис. 54:2–3). Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить в слух тебе: ״тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить“. Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах (Ис. 49:20, 22). И будут всегда отверсты врата твои, и не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева (Ис. 60:11, 14).

Истинный смысл и цель существования члены благодатного царства полагают в едином любящем и всесвятом Боге. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом (Ис. 60:19–20). На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, которые не будут умолкать, день и ночь поминая Господа (Ис. 62:6). Работающие Мне возрадуются, а вы (нечестивые) будете в стыде; работающие Мне будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби (Ис. 65:14). И будут расти между травою как ивы при потоках вод. Один скажет: ״я Господень“, другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: ״я Господень“, и прозовется именем Израиля (Ис. 44:4–5). Искупленные мессианского царства так близки к Богу, что их взаимные отношения представляются тожественными с отношением детей к своему отцу. Ныне, Господи, Ты Отец наш, восклицает пророк от лица искупленных; мы глина, а Ты образователь наш, и все мы дело руки Твоей. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззакония. Воззри же: мы все народ Твой (Ис. 64:8–9, ср. Отче наш, иже еси на небесех Μф. 6:9–13). Призри с небес, говорят искупленные язычники, посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. Только Ты – Отец наш, ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: ״Искупитель наш“ (Ис. 63:15–16). Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе, ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу (Ис. 65:23–24).

Бесчисленное множество благодатных даров в царстве, святость и чистота искупленных, необычайная близость к всемогущему Небесному Отцу создают новое преимущество мессианского царства – нетление тел праведников. Разрушительное действие естественных законов природы парализуется божественной благодатию и дыханием Всесильного Искупителя, непрестанно обитающего в царстве. Господь твой будет с тобою всегда, и насытишься, как только желает душа твоя, и кости твои утучнеют, и будут как напоенный сад, и как неиссякаемый источник; и кости твои прозябнут, как трава, и разботеют, и наследуют роды родов (Ис. 58:11). Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его (Ис. 64:13–14). Это чудесное нетление праведников в царстве благодати служит залогом будущего всеобщего воскресения, которым открывается славное царство Мессии.

Святое и непрестанно освящаемое благодатное царство остается непоколебимым среди многочисленных нападений служителей злобы. Оно существует вечно и до конца настоящего мира вводит своих членов в небесные обители. Когда же Всемогущий создаст ״новое небо и новую землю“, оно переходит в безусловно вечное царство славы. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших, говорит пророк; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется (Ис. 33:20). На малое время Я оставил тебя, восклицает Господь, обращаясь к церкви, но с великою милостию восприму тебя, вечною милостию помилую тебя. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя. Вот будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто-бы ни вооружился против тебя, падет. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобой на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня (Ис. 54:7, 9–10, 15, 17 ср. Мф. 16:18). Переходным моментом от времен благодатного царства к блаженным временам царства славы является всеобщее воскресение мертвых. Оживут мертвецы Твои, говорит откровение, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе; ибо роса Божия – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19). Откровение не делает определенного указания на воскресение праведников и дает полное основание предполагать здесь идею всеобщего воскресения (ср. Ин. 5:28–29). Теперь наступает в собственном смысле праздник вечной жизни; теперь вполне оправдываются слова откровения: ״поглощена будет смерть на веки, и отрет Господь слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа своего“ (Ис. 25:8). В порядке постепенной последовательности всеобщее воскресение принадлежит однако к явлениям благодатного мессианского царства, так как восстание из гробов по соображениям разума возможно в условиях настоящего мира и но прямому смыслу божественного откровения происходит до создания ״нового неба и новой земли“.

Прославленное царство Мессии-Искупителя по своей внутренней жизни не может отвечать условиям настоящего мира, оскверненного бесчисленными преступлениями, и потому Господь Вседержитель создаст новую вселенную. Вот Я творю новое небо и новую землю, торжественно говорит Всемогущий, и прежние уже не будут вспоминаемы, и не прийдут на сердце (Ис. 65:17). Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, так будет семя ваше и имя ваше (Ис. 66:22 ср. Ис. 43:18; 2Петр. 3:13; Откр. 21:1).

Воскресение из мертвых, приближающееся по своей сущности к новому творению человека, изменяет соответственно объективным условиям личные качества членов мессианского царства. На новой земле и под новым лучезарным небом открывается царство искупленных, обновленных чудесным воскресением. Трудно изобразить слабым человеческим языком неземную красоту нового царства. Идеальные свойства членов благодатного царства при наиболее благоприятных внешних условиях вступают в процесс бесконечного развития и постепенного уподобления божественным свойствам. Сам Господь как бы восторгается дивной красотой и совершенством прославленных членов царства, когда говорит святой церкви: бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине, и сделаю основание твое из сапфиров; сделаю окна твои из рубинов и ворота твои из жемчужин, и всю ограду твою из драгоценных камней (Ис. 54:11 –12). И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем, и не услышится в нем более голос плача и голос вопля (Ис. 65:19). Неслышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои славою (Ис. 60:18).

Условия времени, определяющие настоящий мир, исчезнут там навсегда. Не будет там более малолетнего и старца, который не достигал, бы полноты дней своих, ибо столетний будет умирать юношею (Ис. 65:20). Поднимите глаза ваши к небесам и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут как дым, и земля обветшает как одежда, и жители ее так же вымрут, а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет (Ис. 51:6).

Непрестанное служение Богу будет наполнять всю жизнь прославленного царства. Тогда из месяца в месяц, из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Божие на поклонение, говорит Господь (Ис. 66:23).

Высочайшая радость и истинное блаженство будут служить общей наградой членов царства славы. Источником неизреченной радости является Сам Бог, не пощадивший Своего Раба для спасения мира, и Его возлюбленный Раб Мессия, пострадавший за грехи человечества. Радость прославленных достигает степени блаженства вследствие непосредственного созерцания Божества. Свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, когда Господь обвяжет рану народа своего, и исцелит нанесенные ему раны. Там будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего с свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой (Ис. 30:26, 29). Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших: глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию. Там у нас великий Господь вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш (Ис. 33:20–22). Вместо солнца и луны Господь будет вечным светом (Ис. 60:19–20).

3) Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве в общей системе ветхозаветных мессианских откровений

Откровение о Мессии и Его царстве сообщались в Ветхом Завете в порядке строгой постепенности. Умственное развитие и нравственный уровень избранного еврейского народа слишком мало отвечали высоте, таинственности и непостижимости содержания мессианских откровений. Нужны были целые столетия, многочисленный сонм провозвестников божественного учения, целый ряд разнообразных исторических событий для религиозно-нравственного развития еврейского народа до степени необходимого понимания великих тайн Спасительного домостроительства. Если разум христианина, просвещенного божественной благодатию и пережившего фактическое исполнение предсказаний, весьма часто отказывается постигнуть мессианское домостроительство и его Виновника, то неизмеримо труднее было усвоение мессианских откровений для ветхозаветного еврея. В силу этих причин божественному Промыслу угодно было сообщать непостижимые истины о будущем Избавителе человечества, постепенно их уясняя. Всегда соединяя откровение с исторической судьбой Израиля, Господь сообщает первоначально избранному народу отдельные черты Богочеловеческой личности Мессии и мессианского царства. Господь милостиво открывает, что Мессия-Спаситель будет человек, происходящий от жены, победит царство зла, приобретет Себе многочисленных поклонников, произойдет из колена Иуды, явится в момент прекращения у евреев царствующей династии. Далее прообразовательно внушает, что Мессия Своим неземным смирением и Своими страданиями будет походить на кроткого пасхального агнца, закланного евреями в первый раз при выходе их из Египта. В следующий период также прообразовательно открывается, что служение Мессии-Искупителя будет аналогично с служением еврейских первосвященников. Потом отмечается, что Мессия по своей пророческой деятельности будет подобен пр. Моисею. Дальнейшая псаломская эпоха обогащается новыми мессианскими откровениями. Мессия должен произойти из потомства Давида и царствовать вечно. Мессия победит смерть и воскресит умерших. Мессия-человек есть в тоже время истинный Бог, Предвечный Сын Бога Отца. Он отвергается еврейским народом и принимается язычниками, переносит страшные мучения, подчиняется действию смерти и, восстав из мертвых, побеждает смерть. В период пророков общие мессианские черты освещаются и дополняются новыми многочисленными подробностями. – Но при этом должно заметить, что другие ветхозаветные книги, каждая в отдельности, лишь на некоторых страницах украшаются мессианскими откровениями. Собранные вместе, эти разрозненные предсказания весьма определенно воспроизводят Спасительный образ Мессии и картину мессианского царства и обнимают все стороны Богочеловеческой личности Спасителя и Его церкви. Мессианские же пророчества, содержащиеся в книге пр. Исаии, по нашему предположению, тем существенно и отличаются от мессианских откровений других священных книг, что всесторонне обнимают личность Искупителя и во всех деталях изображают картину Его царства. Категорически можно утверждать, что мессианские откровения Исаии не опускают почти ни одной черты, ни одного штриха или подробности. Все, сообщаемое человечеству в христологических пророчествах других священных писателей, определенно и с большей подробностью воспроизводится в аналогичных откровениях пр. Исаии. Отсюда христологические пророчества Исаии относятся к соответствующим откровениям предшествующего и последующего периодов, как целое относится к своим частям. Но эта мысль не дает права предполагать, что мессианские откровения Исаии только повторяют отдельные положения других пророков. Прежде всего не следует забывать, что, соединяя мессианские пророчества различных писателей, пророчества Исаии создают определеннейший образ Мессии и освещают неясные или непонятные в нем стороны; а затем, в откровениях пр. Исаии содержатся безусловно новые христологические мысли, неизвестные другим ветхозаветным пророкам. Кратко показать отношение пророчеств Исаии к мессианским предсказаниям предшествующего и последующего времени и составляет нашу настоящую задачу.

Откровение Исаии о рождении Мессии от непорочной Девы (Ис. 7:14–16) является безусловно новым пророчеством, неизвестным в предшествующий период и не повторяемым последующими пророками. В Первоевангелии (Быт. 3:15) говорится только о происхождении Великого Потомка от ״жены“ (הָאִשָּׁה). Пр. Михей в 5:3 (Мих. 5:3) Матерь Христа-Старейшины называет также неопределенным именем ״имеющей родить“ (יוֹלֵדָה). Пр. Иезекииль в видении о заключенных вратах храма (Иез. 44:1–3) хотя символически проводит мысль о приснодевстве матери Старейшины-Мессии, но говорит слишком таинственно. Один пр. Исаия определенно называет Пречистую Матерь Мессии ״непорочною Девою“ (עַלְמָה). Откровение о Богочеловеческом достоинстве Спасителя, о соединении в момент рождения от Девы двух естеств в одном лице Мессии также является единственным определенным предсказанием Ветхого Завета. В откровениях о природе Мессии обыкновенно раскрываются мысли или о человеческом достоинстве Избавителя с точным указанием племени (Быт. 12:2–3), рода (Быт. 49:8–12), места и времени рождения (Мих. 5:2; Дан. 9:24–27), или о Божестве Его (Пс. 2:7–8; 109:1–3 и др.). Если в некоторых пророчествах и можно находить мысль о Богочеловеческой природе Мессии (Пс. 39:7–9; 44:6–8; 48:8; Иез. 1:26 и 8:22; Дан. 9:24–27), то везде, во-первых, эта мысль является лишь выводной, в-вторых, нигде не определяется момент соединения двух естеств. Пр. Исаия, предсказывая в Ис. 7:14–16 о рождении Мессии от Девы, прибавляет: ״и нарекут имя Ему: Еммануил“ (с нами Бог) и этим добавлением определенно указывает время неслитного, неизменного и неразлучного сочетания Божества с человечеством.

В мессианском откровении Ис. 9:1–7 предсказание о распространении Спасительного учения Мессии в стране Завулоновой и земле Неффалимовой не имеет себе аналогии в других пророчествах. Предсказание Михея о рождении Старейшины в бедном Вифлееме (Мих. 5:2), которое многие экзегеты ставят в параллель с пророчеством о прославлении униженной Галилеи, представляет слишком отдаленную аналогию. Пророчество третьего стиха о необычайном размножении искупленных воспроизводит обетование, данное Аврааму и повторенное Исааку и Иакову (Быт. 12:2; 26:4; 28:14), слова 106 псалма (ст. 38) и пророчество Иезекииля (Иез. 38:26). Пятый стих хотя раскрывает общее мессианское положение о прекращении войн с пришествием Мессии, но раскрывает несравненно определеннее и рельефнее. Следующий стих, содержащий предсказания о будущих наименованиях Мессии, является беспримерным откровением всего Ветхого Завета, В наименовании ״Чудный“ (פֶּלֶא) заключается идея о непостижимом вочеловечении Бога Слова; наименование ״Советник “ (יוֹעֵץ) предполагает догматическую истину о Триедином Боге; наименование ״Бог крепкий“ (אֵל גִּבּוֹר) категорически подтверждает общемессианское положение о божественном достоинстве Мессии; эпитет ״Отец вечности“ (אֲבִיעַד) раскрывает идею о совершенном равенстве божественного существа Еммануила с Богом Отцом. Последний стих пророчества воспроизводит мессианскую мысль Быт. 49:10 (שִׁילֹה), Пс. 71, Мих. 5:2, 5 и их аналогичные предсказания.

Откровение первого стиха 11 главы о происхождении Мессии из царствующей династии Давида в период униженного состояния последней находит аналогию в Быт. 49:10; Мих. 5:2; Дан. 9:24–25 и Ам. 9:11. Пророчество о ниспослании на личность Искупителя разнообразных даров Св. Духа (ст. 2) можно считать единственным, если не иметь в виду довольно отдаленных по прямому содержанию Пс. 44:8 или Иоиля 2:28. Второе полустишие четвертого стиха: ״жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого“ определенно раскрывает мысль Первоевангелия о поражении диавола, мысль, которая во всем Ветхом Завете лишь предполагается. Предсказание об идеальной праведности Мессии повторяет многочисленные аналогичные пророчества псалмов (Пс. 15:10; 44:8; 71:1–19), предсказания Иеремии (Иер. 23:5–6; 33:15–16) и Дан. 9:24 (״Правда вечная“).

Пророчество 42 главы (ст. 1) о сыновней близости Мессии-Отрока к Богу Отцу содержит общую мысль об отношении Спасителя к Иегове, но раскрывает положение с значительной ясностью и определенностью. Параллельными местами можно считать Пс. 2:7–8; 109:1, 3; Иер. 32:21–22; Иез. 34:23; Ос. 11:1. Предсказание третьего и четвертого стихов о кротости и смирении Мессии-Пророка, проявляющихся в способе распространения мессианского учения, не имеет точной аналогии в христологических пророчествах. Откровение Втор. 18:17–18 замечанием: ״и вдам слово Мое в уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему“ (ст. 17) скорее указывает на содержание мессианской проповеди, чем на способ распространения учения. Выражение 21 псалма: ״повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя“ (ст. 23) также нельзя считать определенной параллелью. Мысль о распространении мессианской проповеди среди языческих народов и об утверждении закона среди язычников (Ис. 42:4–6) встречается довольно часто в христологических откровениях (Быт 9:27; 12:2; 17:5; 49:10; Чис. 24:17–19; Дан. 2:44; Иер. 3:17; Соф. 3:9; Зах. 2:11, 8:20). Однако универсальный характер мессианского царства изображается в пророчествах Исаии (Ис. 2:2–4; 49:5–6; 54:1–17 и др.) с такой ясностью и поразительной верностью фактической истории христианской церкви, что все относящиеся сюда пророчества представляются написанными как бы в христианские времена. Выражение седьмого стиха, часто повторяющееся в пророчествах Исаии (ср. Ис. 49:9; 9:2): ״чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы“ принадлежит к числу характернейших мест ветхозаветных мессианских откровений. Вторая половина первого стиха 49 главы: ״Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей назвал имя Мое“ содержит совершенно новую мысль, не повторяемую и позднейшими пророками. Выражение второго стиха: ״и соделал уста Мои как острый меч... и соделал Меня стрелою изостренною“ отдаленную аналогию находят во Втор. 18:18; Иер. 23:5. Учение о Рабе Иеговы, Отроке-Израиле, так подробно и глубоко раскрытое в пророчествах Исаии (40–66 гл.), хотя находится по содержанию в связи с общим учением Ветхого Завета о прообразовательном значении израильского народа, однако не имеет во всем откровении ясно выраженной параллели. Наиболее характерное из подобных мест выражение кн. Исход (Исх. 4:22): ״сын Мой, первенец Мой Израиль“ говорит только об отеческой любви Господа Иеговы к избранному народу. Мысль четвертого стиха об отвержении Мессии евреями можно находить во многих ветхозаветных пророчествах, особенно у Захарии (Зах. 11:4–14; 12:10), а также во многих выражениях 21 псалма (Пс. 21:8, 13, 14, 17), в 9 и 10 стихах XL псалма, в 9 стихе 68 псалма. Пророчество пятого стиха о призвании Мессии для искупления Израиля является предсказанием, согласным с общим духом мессианских откровений. По смыслу всех мессианских предсказаний Мессия посылается на землю любящим Иеговой прежде всего для спасения заблудившихся и погибающих израильтян. Мессия по пророчествам есть Мессия евреев, слава Израиля. Идея следующего стиха о возвращении только ״остатка Израиля“ с особенною настойчивостью раскрывается в пророчествах Исаии (Ис. 4:3; 6:13; 10:21, 23; 49:6 ср. Рим. 9:27) и нигде не проводится с такою ясностью и определённостью (см. Мих. 5:7–8; 7:18; 2:12; Соф. 2:7–9; Зах. 8:11; 13:9; Aм. 5:15; 9:8). Выражение: ״Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концев земли“ почти буквально аналогично откровениям Валаама о ״звезде, имеющей возсиять от Иакова“ (Чис. 24:17), пр. Иезекииля ״о дивном существе, имеющем как-бы подобие человека, окруженном необычайным светом“ (Иез. 1:26–27), и обетованием, данным Аврааму, Исааку и Иакову (Быт. 12:2; 26:4; 28:14 ср. Агг. 2:7; Зах. 11:10).

Великое откровение о страданиях Мессии (Ис. 50:4–7; 52:14–15; 53:1–12) находит многочисленные аналогии в пророчествах предшествующего и последующего времени. Прежде всего мысль четвертого стиха 50 главы о безусловной и постоянной готовности Мессии-Раба исполнять волю Отца небесного находится в неразрывной связи со всеми христологическими предсказаниями, так как самый будущий факт пришествия Искупителя представляется выражением безусловной преданности воле Бога Отца. Частнее пророчество стоит в связи с постоянной готовностью исполнять волю Божию ветхозаветных пророков, служивших живыми прообразами Пророка-Мессии. В Свящ. Писании параллельным местом следует считать слова Господа: ״Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово Мое в уста Его, и возглаголет им, яко заповедаю Ему“ (Втор. 18:18), и слова Сына Божия: ״Тогда рех: се прииду; в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю твою Боже мой восхотех и закон твой посреде чрева моего“ (Пс. 39:8–9). Откровение о страданиях Отрока Мессии, во-первых, находится в тесной связи с историей страданий ветхозаветных пророков, прообразующих Мессию Искупителя; во-вторых, с откровением о пасхальном агнце (Исх. 12:1–14), закалаемом в знак будущего заклание Богочеловека, с прообразовательными обрядами в день очищения (Лев. 16:1–34) и с страданиями праведного Иова, имеющими также преобразовательный характер. В свящ. откровении аналогичными местами следует считать пророчества: Быт. 3:10; 49:11; Пс. 21; 39:7–9; 40:9–10; 68:1–37; Иер. 20:2; 26:8–11; Дан. 9:26; Зах. 9:9; 12:10; 11:13. Выражение шестого стиха L главы: ״Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“, буквально предвозвещающее подробности страданий Иисуса Христа (Mф. 26:67–68; Лук. 22:64–65), не имеют аналогии даже в 21 псалме. Мысль четвертого стиха 53 главы об отношении грешного мира к страданиям Искупителя: ״И мы вменихом Его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении“ раскрывается лишь в пророчестве Исаии. Все аналогичные откровения изображают только самый факт будущих мучений Спасителя. Учение 53 главы об искупительном значении страданий Отрока Господня имеет отдаленные параллели в ветхозаветных пророчествах. Аналогичная идея предполагается еще Первоевангелием (Быт. 3:15). Пр. Даниил говорит: ״семьдесять седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос“ (Дан. 9:24–26 ср. Мих. 7:18–19; Зах. 3:9). Но чудные слова пр. Исаии: ״Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились“ (ст. 5) можно считать наилучшим формулированием догмата об искуплении. Первое предложение восьмого стиха: ״от уз и суда Он был взят“ также предсказывает, подробности страданий Искупителя, которых нет в аналогичных пророчествах. Мысль 53 главы о мученической смерти Страдальца Мессии находит аналогию в словах 21 псалма: ״ископаша руце Мои и нозе Мои: исчетоша вся кости Моя“ (Пс. 21:17–18), в словах Захарии: ״воззрят нань, его же прободоша“ (Зах. 12:10) и в пророчестве Даниила о смерти Христа (Дан. 9:26). Предсказание о новой подробности будущих страданий: ״Ему назначили гроб со злодеями, по Он погребен у богатого“ (ст. 9 ср. Ин. 19:41) встречается только у пр. Исаии. Тоже самое следует сказать относительно выражения последнего стиха: ״Он к злодеям причтен был“ (ср. Mф. 27:44).

Откровение о необычайном размножении ״чад у неплодной“ (Ис. 54:1–3; 2:2–4; 9:3; 11:10; 19:18–21; 25:6–7; 60:1–22) находит аналогию в пророчествах об, универсальном характере мессианского царства (Быт. 9:27; 12: 2; 17:5; Дан. 2:44; Иер. 3:17; Мих. 4:1–2; Соф. 3:9; Зах. 2:11).

Пророчество о ниспослании в царство Мессии разнообразных и многочисленных даров Св. Духа (Ис. 55:1–2; 25:6–7; 30:23–20; 32:15; 35:1–10: 41:18–21; 44:3; 61:3) определенную параллель находит в откровении пр. Иоиля: ״и будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть: Ибо на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего“ (Иол. 2:28–31 ср. 3:18), в пророчестве Захарии: ״излию на дом Давидов, и на живущие во Иерусалиме дух благодати и щедрот“... (Зах. 12:10), в пророчестве Иезекииля: ״и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших: и очищу вас, и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам“ (Иез. 36:25–26). Закон относительно обрезания (Быт. 17:11–14), чудесный переход евреев чрез Черное море (Исх. 14 гл.), многочисленные обряды жертвоприношений и очищений (кн. Левит и Числ) прообразовательно содействовали раскрытию того же учения о необходимости и Спасительности божественной благодати.

О наступлении всеобщего мира с пришествием Мессии согласно с пр. Исаии (Ис. 2: 4; 9:7; 11: 6–9; 32:18; 33:20; 54:13; 60:17; 65:25) предсказывают патр. Иаков (49:10), псалмопевец Давид (Пс. 33:20; 36:16; 76:2; 71:1; 94:11), пророки: Иеремия (Иер. 30:10; 31:32–34), Иезекииль (Иез. 37:25–26), Михей (Мих. 5:5), Аггей (Агг. 2:3), Захария (Зах. 9:10) и Малахия (Мал. 2:5). Но никто не предсказывает с такою подробностью и определённостью, как пр. Исаия.

О водворении в благодатном царстве Мессии идеальной правды вместе с пр. Исаией (Ис. 9:7; 16:5; 28:17; 32:16–17; 40:4; 51:7; 54:14; 61:3; 62:12) предсказывают весьма многие вдохновенные писатели (Пс. 111:6; Иер. 22:3; 33:15–16; Дан. 9:24; Соф. 3:13). О чудесном нетлении мощей (Ис. 58:11; 66:14), хотя с меньшею определенностью, предсказывают Иисус, сын Сирахов (Екк. 46:14–15; ср. 49:12) и Псалмопевец (Пс. 138:17 и 115:6).

Откровение о вечном существовании благодатного царства (в смысле существования до открытия славного царства: Ис. 33:20; 54:7, 9–10, 15, 17; 60:15; 61:7–8) имеет определенную аналогию в обетовании, сообщенном Давиду (2Цар. 7:12–16), в многочисленных выражениях псалмопевцев (Пс. 44:3, 7, 18; 71:17; 88:29, 30, 37; 109:4; 131:12), в пророчествах Иеремии (Иер. 31:35; 32:40; 50:5), Варуха (Вар. 2:35; 4:29), Иезекииля (Иез. 37:26), Даниила (Дан. 2:44; 3:100; 7:14, 18, 27; 9:24).

Идея воскресения пострадавшего Искупителя, всеобщего воскресения мертвых и уничтожения смерти, определенно раскрываемая в пророчествах Исаии (Ис. 53:12; 25:8; 26:19), довольно ясно предполагается и в других мессианских пророчествах. Исповедание многострадального Иова (Иов 19:25–26), мессианское исповедание псалмопевца Давида (Пс. 15:9–10 ср. Деян. 2:28), пророчество Иезекииля о всеобщем воскресении (37 гл.) и аналогичное откровение Осии (Ос. 6:2; 13:14), откровение Даниила (Дан. 12:2) вместе с прообразовательным трехдневным пребыванием Ионы во чреве кита (Ион. 2:1–11) раскрывают эту мессианскую Спасительную истину.

Пророчество 63 главы о Герое, грядущем от Едома, имеет, кажется, единственную параллель в 23 псалме и словах 67 псалма: ״возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяние в человецех“ (Пс. 67:19).

Откровение о царстве славы в отдаленные мессианские времена (Ис. 65:17; 66:22; 43:18), изображающее даже внутреннюю жизнь прославленных членов, находит отдаленные параллели у других свящ. писателей (Зах. 14:5–6; Авв. 2:13–14; Иер. 51:58 ср. 1Кор. 7:31).

 

********

 

Предлагаемое исследование мессианских пророчеств Исаии приводит к несомненному выводу о Богочеловеческом достоинстве Христа, Спасителя человечества. Откровенная личность Мессии и реальная личность Христа Иисуса являются единой личностью Искупителя. Человеческий разум отказывается признать случайным это поразительное совпадение откровения с действительностью. За несколько столетий до пришествия Искупителя открывается человечеству образ Спасителя с необычайною определённостью. Открывается Его Богочеловеческая природа, тайна воплощения, чудо рождения, предсказывается Его пророческое служение, отвержение евреями, распространение учения среди язычников; предвещаются Спасительные страдания, искупительная смерть, славное воскресение и вознесение на небо. Одновременно открывается будущая история мессианского царства сначала благодатного, а потом прославленного; предсказывается утверждение царства в отверженном мире язычников, ниспослание даров благодати и внутренняя жизнь благодатного царства. Открывается истина всеобщего воскресения, абсолютного торжества вечной жизни. Раскрывается картина прославленного царства и жизнь его прославленных членов. И все это буквально оправдывается действительностью, решительно подтверждается христианским откровением! Отсюда вполне понятно значение этих евангельски-христологических предсказаний. Среди ветхозаветных времен мессианские пророчества Исаии, обобщающие и дополняющие все христологические предсказания, открывали завесу и показывали чадам Ветхого Завета светлейшие обители мессианского царства и лучезарный образ Спасителя; в те времена мессианские пророчества Исаии сообщали верующим новый дух жизни, давали новые силы и возможность стремиться к Богу Крепкому, Живому, вступать верою в благодатное царство Мессии. Правда, о Мессии и счастливых мессианских временах предсказывали почти все священные ветхозаветные писатели. Но древнему еврею было слишком трудно выбирать из общего пророческого откровения драгоценные крупицы мессианских обетований. Эта трудность достигала иногда высшей степени, так как в разных местах различными священными писателями излагались откровения, различные по содержанию. В одном пророчестве сообщалось, что Мессия будет царь; в другом предсказывалось, что Он будет простой человек. Одно пророчество открывало, что Мессия есть Возлюбленный Сын Иеговы; другое свидетельствовало, что Спаситель смиренный страдалец. Не подлежит сомнению, что ветхозаветный еврей с большим трудом мог совместить эти разрозненные по месту и различные по содержанию откровения, с большими усилиями мог создать полный образ Мессии или же картину Его царства. Весьма легко он мог поддаваться соблазну относить к личности Спасающего Иеговы все откровения о божественном достоинстве Мессии-Искупителя. Также легко все откровения о мессианском царстве мог рассматривать в смысле пророчеств о будущем благосостоянии еврейского народа в случае исполнения всесвятой воли Иеговы (подобно благословениям Моисея: Втор. 28:1–13). (Мессианские пророчества Исаии, всесторонне изображающие Богочеловеческую личность Искупителя и картину мессианского царства, обобщая с новыми подробностями почти все христологические откровения, как бы создают общий образ Мессии и картину Его царства. Здесь не остается места сомнениям, колебаниям или недоразумениям. Единая нераздельная личность Спасителя определенно совмещает в себе самые противоположные качества. Мессия – не только Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира, но и Страдалец, презираемый людьми, Страдалец, со беззаконными вменяемый; Искупитель мира – не только царь вселенной, Победитель смерти и ада, Герой, смущающий величием небожителей, но и слабая отрасль от корня Иессея, отросток, выросший из сухой почвы, человек, не имеющий вида и величия. Справедливо, что личность Мессии-Богочеловека, родившегося от непорочной Девы, по откровениям пр. Исаии представляется непостижимо таинственной, однако она является безусловно единой личностью Сионского Искупителя. Ветхозаветный еврей мог благоговейно трепетать пред этим таинственным Существом, но не мог безнадёжно теряться в сомнительных догадках. Мессианские пророчества Исаии давали ему полную возможность определить действительную личность Искупителя и сказать подобно Иоанну Крестителю: ״се Агнец Божий, вземляй грехи мира“ (Ин. 2:29). В момент пришествия на землю Мессии Спасителя христологические пророчества Исаии исполняют также весьма важную задачу. Вместе с другими мессианскими откровениями они указывают миру Христа и разрешают многочисленные сомнения относительно искупительного служения Мессии. Это великое значение мессианских пророчеств вообще и откровений пр. Исаии в особенности признает Сам Христос, когда говорит ученикам: ״о несмысленная и косная сердцем еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы. Не сие ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою?“ (Лук. 24:25–26).

В настоящее время всеобщего скептицизма и неверия мессианские пророчества Исаии приобретают еще большее значение. По нашему мнению, они являются неопровержимым доказательством божественного достоинства Христа и сверхъестественного происхождения христианства. Если личность Иисуса Назорея открывается миру за несколько веков до Его пришествия; если откровенная личность Мессии и реальная личность Христа Иисуса оказываются совершенно тожественными, то премирное происхождение Христа и сверхъестественный характер христианства являются непреложной истиной ״Испытайте писание, говорит Христос Иисус, и та суть, свидетельствующая о Мне” (Ин. 5:39). ״Аз есмь путь и истина и живот, продолжает Он: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною” (Ин. 14:6).

 

Пророчества Исаии о Мессии и Его Царстве


Источник: Пророчество Исайи о Мессии и Его Царстве: библейско-экзегетическое исследование / И. Григорьев, Казань, типо-литография Императорского университета, 1901 г. 334 с.

Комментарии для сайта Cackle