прот. Александр Прокопчук

Источник

Седьмая Глава

Общая структура седьмой главы

Прежде чем непосредственно перейти к анализу седьмой главы, следует отметить особенность построения беседы на празднике Кущей. Она не является собственно диалогом. Иисус отвечает не на вопросы к Нему, а на ситуации, которые возникают среди Его слушателей в связи с тем, что Он сказал107. Так, словно в ответ на удивление иудеев, которое они выражают друг другу, тем, что Он так хорошо знает Писание, Иисус произносит: «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня» (7:16). Зная, что фарисеи послали служителей Его арестовать, Иисус, в это момент находясь в храме, говорит о бесполезности этой затеи: «еще малое время Я с вами, будете искать Меня, и не найдете» (1:33 – 34). Таким образом выявляется всеведенье Иисуса Христа, Который отвечает на удивления, недоумения, сомнения, адресованные присутствующими друг другу, а не на слова, сказанные Ему Самому.

Связь седьмой главы с предыдущими пятой и шестой главами

Глава начинается с указания на стремление иудеев убить Иисуса (7:1), что сразу переносит нас к исцелению расслабленного при Купальне Вифезда. Очевидно, что беседа, происшедшая после исцеления, не была до конца ими понята, по крайней мере, желание убить Его у них не ослабло. Из–за опасности, грозящей в Иудее, Иисус не хочет туда идти и остаётся в Галилее. При приближении праздника Кущей108 братья Иисуса предлагают Ему пойти вместе с ними в Иерусалим. Видимо, им неизвестно о грозящей Ему там опасности. Их приглашение связано с просьбой о явлении новых чудес для учеников, которые находились в Иудее. Скорее всего, они знали, что часть учеников, сопровождавших Его в Галилее, покинула Его. Поэтому хотят Его всеобщего признания, а для этого Иисус не должен скрываться, а быть «на виду». Уже во время беседы на празднике Он скажет, что не ищет для себя славы (7:18). По–видимому, просьба братьев была связана не столько с вниманием к ученикам (ср. 12:37), сколько с желанием самим оказаться «на виду».

Поэтому требование братьев Иисуса пойти в Иерусалим и явить там новые знамения евангелист объясняет их неверием в Него (7:5). Оно совпадает с обращением толпы в предыдущей главе: «...какое же Ты даешь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» (6:30). В самом этом требовании люди, нашедшие Христа в Капернауме после насыщения пяти тысяч, выказывают свое неверие. «Вы и видите Меня и не веруете», – с грустью отвечает им Иисус. Для веры было достаточно тех чудес, которые они уже видели (6:1, 14) или о которых могли слышать (4:45). Поэтому, придя в Иерусалим на праздник Кущей, Иисус не совершает там тех чудес, о которых просили братья. Несмотря на это, после разговора с Ним «...Многие уверовали в Него и говорили: Христос Когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем этот сотворил?» (7:31) Следовательно, знание людьми Его прошлых чудес оказалось для них вполне достаточным, чтобы поверить в него. Никакой необходимости в дополнительных знамениях не было.

Связь седьмой главы с предыдущей можно увидеть уже в её начале. Неверию братьев противостоит вера Двенадцати, которую формулирует Петр: «Ты – Христос, Святой Божий» (6:69). После того как апостолы в конце шестой главы исповедали Иисуса Христом, в следующей, седьмой главе мы становимся свидетелями споров о Нём в Иерусалиме – Христос ли Он? Можно сказать, что окончание шестой главы является введением в седьмую. В седьмой главе представлен своего рода «срез» иерусалимской среды. В центре внимания свангелиста находится толпа народа, встречающая праздник Кущей и слушающая Христа. Она разнородна: это и паломники, пришедшие издалека, и жители Иерусалима. Многие в толпе готовы уверовать. Ей противостоят начальники и фарисеи. Они не хотят верить и неоднократно пытаются арестовать Иисуса. Их неверие ещё более выделяется, во–первых, из–за готовности поверить в Иисуса служителей–левитов, посланных ими Его схватить (7:46 – 47); во–вторых, из–за защиты Иисуса Никодимом в синедрионе (7:50 – 52) и, в–третьих, благодаря надежде народа на то, что начальники поняли: Иисус и есть Христос (7:26).

На обращение братьев явить себя миру Иисус отвечает так же, как и на просьбу Матери в Кане Галилейской: «время Мое еще не пришло» (2:4; 7:6). Эти слова Христа можно понять только как то, что час Его Страстей ещё не наступил и Ему преждевременно подвергать Cебя смертельной опасности. Братья ждут одобрения Иисуса Миром – примет ли Его мир? В контексте этого отрывка мир сближается с иерусалимской средой. Для братьев Иисуса «явить Себя миру» означаст прийти в Иерусалим109. Они не знают, что его там разыскивают, чтобы убить. Не испытывая ненависти к братьям, сопричастным этому миру, мир ненавидит Христа, так как Он обличает его: «Не может мир ненавидеть вас. Меня же ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его лукавы» (7:7).

Если мир не принимает проповеди Христа, то, стало быть, и не согласится принять и Ero чудес. Иисусу надо изобличать мир за его лукавые дела, а не совершать для него знамений. Поэтому Он от казывается сопровождать братьев. Они уже сейчас могут пойти на праздник, а Он пока «ещё» останется в Галилее (7:9). Однако вслед за братьями Иисус тоже идёт на праздник, но «не явно, а как бы тайно» (7:10).

Необходимость незаметно прийти в Иерусалим вызвана тем, что Иудеи уже ищут Его там, спрашивая друг у друга: «Где Он?» (7:11). В 25–м стихе поясняется – «Ищут убить». У народа о Нём противоречивое мнение. Одни считают Его добрым из–за Его исцелений, а другие – обманщиком, вследствие того что Он говорит о себе (7:12). Впрочем, из–за страха перед религиозными начальниками обсуждение не велось открыто (7:13).

Беседа в половине праздника Кущей

Лишь когда прошла половина праздника и иудеи, скорее всего, перестали Его ждать и прекратили поиски, Иисус обнаружил Cебя и, войдя в храм, начал учить (7:14).

Реакция иудеев на учение Христа обратна той, которую можно было от них ожидать. Они изумлены Его знанием Писаний, хотя Он ни у кого не проходил учения. Иисус отвечает, что то, чему Он учит, не является Его учением, но учением Того, Кто Его послал. Однако понять это могут не все, а лишь те, кто согласны исполнять волю Божию. И продолжает, что Он ищет не собственной славы, а славы Для пославшего Его Отца (7:16 – 18).

Подведя в Первосвященнической молитве итог Своему служению, Иисус скажет: «Я Тебя прославил на земле, совершив дело, которое Ты дал мне сотворить» (17:4). А до этого, в Прощальной беседе, Он обратился к апостолам: «В том слава Отца Моего, чтобы Вы много плода приносили» (15:8). Из этих слов видно, что искать славы Отца означает исполнять Его волю. Следовательно, когда Иисус на празднике Кущей говорил, что ищет славы Пославшего Его, Он подразумевал, что исполняет волю Своего Отца во всем, чему учит и что совершает. Поэтому Его учение не может вводить в заблуждение, как считали фарисеи (7:47) и вслед за ними часть народа (7:13). Так как Пославший Его Отец истинен, а Он «от Него» (7:29), то, значит, и Сам Иисус «истинен, и неправды в Нём нет»110.

После того как Господь сказал, что во всём исполняет волю Своего Отца и только те, кто тоже к этому стремится, смогут согласиться с Ним, Он задаёт вопрос толпе: почему же вы сами, имея от Моисея Закон, не исполняете закона и хотите Меня убить? Это обвинение вызывает резкую реакцию у народа: «бес в Тебе, кто Тебя ищет убить?» (7:20). Они не понимают, в чём Он их обвиняет. По–видимому, большей части слушателей были неизвестны планы религиозных начальников и фарисеев в Иерусалиме111.

Но сам Закон, продолжает Иисус, допускает возможность совершения дел в субботу. Обрезание, которое было «дано отцам» ещё до Моисея, обязательно происходило в восьмой день по рождении ребёнка, даже если он приходился на субботу. Необходимость обрезания превышала закон субботнего покоя. И наоборот, если восьмой день совпал с субботой, а младенца не обрежут, то это станет грубым нарушением Закона. Почему же они так озлобились на Христа за то, что Он «всего человека»112: исцелил в субботу? Нужно судить не по видимости, а правильным судом (7:24).

После того как Иисус напомнил народу о совершённом Им в Иерусалиме чуде и о намерении Его убить, некоторые из иерусалимлян начинают понимать, Кто перед ними. Он Тот, Кого искали накануне праздника. Но почему же тогда фарисеи никак не препятствуют Ему говорить? «Нежели же воистину узнали начальники, что это – Христос?» (7:26). Но сами себе возражают на это. Ведь Иисус – уроженец Галилеи, а согласно традиционным взглядам приход Мессии должен быть окутан тайной113. На эти слова Иисус «возгласил»: «Меня знаете, и знаете, откуда Я, и не от Себя Я пришел, но истинен Пославший меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я – от Него, и Он Меня послал» (7:29). Иисус не опровергает мнение народа. Действительно, о происхождении Мессии люди не могут ничего знать. Однако их сведения о Нём ограниченны. Им хорошо известно, что Он родился и вырос в Галилее114, в то же время о Его небесном происхождении им ничего не известно. Поэтому им неведомо, откуда на самом деле Он пришел и Кто Его послал. Но среди Ero слушателей нашлись те, кто захотел «Его схватить». Сделать этого они не смогли, «Потому что еще не пришел час Его» (7:30). История в Евангелии от Иоанна всецело подчиняется Богу и не зависит от человеческих решений.

Чудеса, ранее совершённые Христом в Иерусалиме115, о которых вспомнили Его слушатели, не вызывают у них неприятия, как у религиозных начальников, напротив, они задаются вопросом: «Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем Этот сотворил?» (7:31). Множество знамений, уже совершённых Им, приводит их к вере. Очевидно, обсуждение велось открыто, без страха перед фарисеями, ведь Иисусу никто не препятствовал говорить. Поэтому фарисеи смогли услышать эти «толки о Hём в толпе». Такое мнение o Нём для них неприемлемо. Они боятся распространения веры в Него. Их реакция незамедлительна: они сразу же посылают служителей, чтобы Его схватить (7:32).

Зная об этом, Иисус говорит, что время Его пребывания в мире подходит к концу и Он уйдёт к Пославшему Его. И так как иудеи ещё не поняли, Кто Его послал, им неизвестно, куда Он пойдёт. Господь возвратится к отцу, а там они уже не смогут Его найти, так как не смогут пойти вслед за Ним.

Услышав, что Он намеревается от них уйти, иудеи задаются во просом: «...Куда Он собирается идти, что мы не найдем Его?» Они думают, что Он хочет покинуть Палестину и пойти «в рассеяние, учить еллинов» (7:35).

Беседа в последний день праздника Кущей

С праздником Кущей был связан один специфический ритуал. Его участники должны были взять «Ветви красивых деревьев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» (Лев 23:40). Саддукеи считали, что из этого материала следовало строить Кущи, а фарисеи говорили, что эти ветви народ должен принести с собой в храм.

Каждый день люди приходили в храм со своими пальмовыми и вербными ветвями и шествовали с ними вокруг большого жертвенника. В это время один из священников брал золотой кувшин, вмещавший три лога (около полутора литров), спускался к Силамскому источнику и наполнял его водой. Народ при этом пел: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис 12:3). Воду приносили в храм и выливали на жертвенник как приношение Богу. Присутствовавшие кричали и махали своими пальмовыми вствями. Эта драматическая церемония представляла собой яркое благодарение Богу за Его чудный дар – воду, драматизированную молитву о дожде и воспоминание о воде, ударившей из скалы в пустыне. В последний день эта церемония была ещё более торжественной: люди обходили вокруг жертвенника семь раз в память о том, что иудеи семь раз обходили стены Иерихона, после чего они пали и город был взят.

Присутствуя в это время в храме, Иисус провозгласил: «...если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет. Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой» (7:37 – 38). И евангелист поясняет: «Это сказал Он о Духе, которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39). Прославлением евангелист Иоанн называет крестную смерть Иисуса Христа (17:1).

Некоторую проблему представляет здесь ссылка на Писание, поскольку никакой определённый отрывок из Ветхого Завета не удовлетворяет данному контексту. Другая проблема в том, к кому относится выражение «из чрева»: к Самому Иисусу Христу или к верующим в Него. Древние рукописи не содержали знаков препинания. Традиционное прочтение ст. 37 и 38 подразумевает, что Господь обещает всем тем, кто придёт к Нему, дать воды, чтобы утолить жажду. Однако если в ст. 37 мы поставим точку после слова «Меня», смысл станет иным: «Кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет, кто верует в Меня. Как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой». Отделяя слово «реки воды живой» от обещания верующим, мы можем отнести слово «его» к Самому Иисусу Христу. Рассмотрим обе эти возможности.

1) Обетование относится к тем, кто уверует в Иисуса Христа: В них будет река живой воды. Мы упоминали об этом высказывании, когда разбирали слова, обращённые к самарянке: «...вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14). Возможно, что 38–й ст. – это переложение слов пророка Исаии: «И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и тyчнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, которого воды не иссякают» (Ис 58:11).

2) Выражение «Из чрева потекут реки воды живой» относится к Самому Иисусу Христу116. Евангелист Иоанн указывает, что от удара копья римского солдата из ребра Иисуса истекла кровь и вода (Ин 19:34). В Ветхом Завете часто встречается символ животворящей воды, получаемой от Бога (Пc 104:4; Иез 47:1, 12). У пророка Иоиля есть такая картина: «Из дома Господня выйдет источник» (Иоил 3:18).

Часть толпы считает, что так мог сказать только пророк. Другие уверены, что Он Христос. Однако, как и до этого, галилейское происхождение Иисуса не даёт уверовать всем. Но если раньше решающим было мнение, что о происхождении Мессии вообще никто не может ничего знать, то теперь они вспоминают, что Христос, как потомок Давида, должен, согласно пророчеству Михея (Mиx 5:2), прийти из Вифлеема, города, откуда был родом Давид. Очевидно, что читателям Евангелия было известно, что Иисус родился в Вифлееме. Однако толпа в Иерусалиме этого не знала. Между людьми происходит спор. В такой ситуации арест Иисуса оказался невозможен, и храмовые служители ни с чем возвращаются к первосвященниками фариссеям. Это вызывает у них недоумение: «...Почему Вы не привели Его?» (7:45). Сила и необычность слова Христа помешали им это сделать. «Никогда еще так не говорил человек, как говорит Этот человек», – отвечают они. Начальники и фарисеи уверены, что это толпа ввела их в заблуждение. Народ не знает закона, поэтому его легко обмануть, «прокляты они» (7:49). При этом никто из них самих не поверил Ему. Их самомнение и уверенность в собственной правоте оспаривается Никодимом. Никодим, безусловно, верил в Христа, и был в этом не одинок117. Но только он бесстрашно выступает в Его защиту. В отличие от посланных служителей (и самого Никодима), фарисеи и первосвященноик даже не слышали Иисуса. Как же они могут Его осуждать? Ведь закон требует, чтобы человек был выслушан, прежде чем его осудят. Никодим указывает им, что они нарушают тот закон, знатоками которого они себя считали.

«Разве ты из Галилеи, чтобы защищать Его?» – удивлены они его словам118. Язвительное замечание о Галилее, отпущенное в адрес Никодима, показывает презрение иерусалимских начальников к провинциалам. В ответ на слова Никодима о том, что они поступают не по закону, они предлагают ему самому повнимательнее изучить закон, чтобы убедиться в том, что из Галилеи пророк не приходит» (7:52).

Тема суда

«Судите праведным судом» (7:24), – говорит Иисус народу, собравшемуся в Иерусалиме на празднике Кущей. Но это призыв не к ним, а к тем фарисеям, которые находились в толпе (7:15). Это их Он спрашивает: «Почему ищете Меня убить?» (7:19). Это им, знатокам закона (ср. 7:49), на примере из Писания Он доказывает Свою невиновность (7:22 – 23). Это ни один из них не соблюдает закона, потому что хотят Его убить без всякого судебного разбирательства. Таким образом, разговор ведется в двух плоскостях: Иисус посредственно общается с толпой паломников, но обращается при этом к членам синедриона, которые присутствовали в толпе119 (7:32). Поэтому простые люди, большинство из которых видели Иисуса Христа впервые, не понимают, в чём Он их обвиняет: «...бес в Тебе, Кто Тебя ищет убить?» (7:20).

Беседа в половине праздника Кущей, по сути, становится выступлением Иисуса Христа на суде. Фарисеи обвиняют Его в нарушении закона, но сами при этом не желают его выполнять. Они готовы осудить Иисуса на смерть, даже не выслушав Его, без необходимого расследования. Поэтому Иисус просит их: «Судите праведным судом». Исцеление расслабленного было нарушением закона лишь «по наружности», ведь сам закон допускал возможность несоблюдения субботы.

Писание и закон

Иисус Христос знает Писание (7:14) и ссылается на него (7:38). Следовательно, Его невозможно, как толпу, обввинить в незнании закона. А Его учение может быть принято только теми, кто, как и Он, живёт в послушании Богу.

Хотя в четвёртом Евангелии термины «Писание» и «закон» подразумевают весь корпус книг Ветхого Завета, в евангельском тексте они противопоставлены друг другу. Ссылки на закон носят «негативный» характер. С помощью закона иудеи осуждают Христа. В то время как Писание на стороне Христа. Иисус неоднократно ссылается на него в подтверждение сказанного Им.

Вера

Глава начинается с того, что Иисус находится в Галилее, своей родной области, в окружении братьев, которые ещё не поверили в Него.

Беседа во время праздника показывает, как меняется отношение людей к Иисусу в результате общения с Ним. Превосходство чудес (7:31) и учения Иисуса (7:46) над всем, что было до Него, приводит к вере сначала множество людей, а затем и храмовых служителей, посланных для Его ареста. Те, кто не верит, ссылаются на галилейское происхождение Иисуса (7:27, 41): по их мнению, «Из Галилеи пророк не приходит» (7:52). Но в действительности Его подлинное божественное происхождение никому не известно 7: 29, 35). Хотя тот факт, что Иисус пришёл из Галилеи, не согласуется с Писанием, народ всё таки верит (7:31,40 – 42), а религиозные начальники – нет (7:48).

Смерть Иисуса Христа

Иисус отказывается идти вместе с братьями в Иерусалим, потому что иудеи хотят Его там убить. Когда Он всё–таки приходит туда, Его дважды пытаются арестовать (7:30, 44). Евангельское повествование связывает предстоящую смерть со следующими причинами:

– с нарушением Иисусом Христом закона (7:23, ср. 19:7),

– с неверием и неприязнью к Нему иудейских начальников (7:48, ср. 12:37),

– с наступлением «часа» Его возвращения к Отцу (7:6, 30, ср. 13:1),

– с прославлением Иисуса Христа и необходимостью передать Св. Дух верующим в Него (7:38 39, ср. 16:7).

* * *

107

Исключение ст. 7:21.

108

Праздник Кущей (то есть шалашей или палаток) выпадал на конец сентября – начало октября. Это был один из трёх обязательных праздников, на который должны были явиться все взрослые мужчины, жившие на расстоянии до двадцати четырех километров от Иерусалима. На него с радостью приходили и иудеи, живущие за пределами этих двадцати четырёх километров. Он был связан с воспоминанием сорокалетнего странствования израильтя по пустыне и благодарением за собранный урожай. Праздник продолжался 30 семь дней, в течение которых люди ночевали в «кущах» под оrкрытым небом.

109

В Иерусалиме Иисус скажет иудеям: «Вы от нижних, Я от вышних; Вы от сего мира, Я не от мира сего» (8:23).

110

В следующей, 8–й главе эти положения – истинность учения Иисуса и происхождение этого учения от Отца – станут предметом подробнего обсуждения. Например, стих 8:26: «но истинен Пославший Меня, и что Я слышал от Него, это говорю миру».

111

В пятой главе собеседниками Иисуса являются фарисеи, которые посылали делегацию к Иоанну, то есть религиозные начальники (ср. 7:26). Следовательно, простой народ, большая часть которого пришла в Иерусалим издалека, мог и не знать Его.

112

Слова «всего человека» (значают, что речь идёт не только о физическом исцелении, но и о духовном, связанном с прощением расслабленному тех грехов, которые стали причиной его болезни).

113

Иудеи полагали, что Мессия где–то скрывается и должен внезапно появиться в мире. Они знали, что Он родится в Вифлееме, но кроме этого, по их мнению, о Нём ничего не должно быть известно. У раввинов существовала такая поговорка: «Три вещи приходят совершенно неожиданно: Мессия, удача и скорпион». Мессия явится так же неожиданно, как к человеку приходит удача или как он вдруг наступает на спрятавшегося скорпиона. Когда, много позже, Иустин Мученик говорил с иудеем Трифоном о вере, иудей сказал о Мессии; «Хотя Мессия уже родился и существует где–то, Его тем не менее никто не знает, и Он Сам не знает о своём Мессианстве. Кроме того, до тех пор пока не придёт Илия и не помажет Его и не возвестит о нём, у него нет никакой силы и власти».

114

См.: 6:42 «И говорили: не Он ли Иисус, сын Иосифа, отца и мать которого мы знаем?»

115

2:23; 4:45; 5:8.

116

Параллель представлению о воде, вытекающей из человека, можно увидеть в образе скалы, давшей израильтянам воду в пустыне (Исх 17:16). Эту аналогию применил к Иисусу Христу ап. Павел (1Кор 10:4).

117

В начале своего разговора с Христом он говорит мы» (3:2). В ст. 12:42 евангелист скажет: «Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, но из–за фарисеев не исповедовали, чтобы не быть oтлyченными от синагоги».

118

Они не допускают возможность веры.

119

Точно так же в 3–й главе: «И свидетельства нашего вы не принимаете». Иисус здесь обращается не столько к Никодиму, сколько к тем, кого он представляет.


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle