прот. Александр Прокопчук

Источник

Вocьмая глава

С праздником Кущей была связана ещё одна церемония. В первый вечер праздника во дворе женщин совершалась иллюминация храма. Посреди двора, окружённого глубокими галереями для зрителей, устанавливали четыре огромных подсвечника. После наступления темноты их зажигали, и всю ночь старейшины и учителя Израиля плясали пред Господом и пели псалмы радости и хвалы. А люди смотрели на это зрелище.

Беседа по окончании праздника Кущей. О достоверности слов Иисуса Христа

По окончании праздника Кущей Иисус по–прежнему находился в Иерусалиме и обратился к той же аудитории120. «Итак, снова говорил им Иисус: Я – свет миру. Тот, кто следует за мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (8:12). Назвав себя Светом, Иисус призывает слушателей к следованию за Собой. На языке четвёртого Евангелия следование обозначает ученичество (а учеником нельзя стать без веры). Но Иисус не только предлагает выйти из тьмы мира. Те, кто перейдет к Нему, будут «иметь свет жизни». Следовательно, пойти за Светом необходимо, чтобы получить жизнь. Как и в прежних беседах (3:17, 6:51), будущее спасение обращено ко всему миру.

«Тогда сказали Ему фарисеи: Ты о Себе Самом свидетельствуешь. Свидетельство Твое не истинно» (8:13). Вместо того чтобы поверить, фарисеи объявляют слова Иисуса неправдой. Они не оспаривают их. Но уверены, что всё, что Он сказал о себе, никто не сможет подтвердить, а следовательно, Его свидетельство нельзя считать истинным.

Как и в седьмой главе, этот диалог напоминает разбирательство в суде. У ответчика отсутствует свидетель, значит Его слова суд принять не может. По закону Моисееву на суде имело силу только единогласное показание по крайней мере двух свидетелей (Втор 17:6, 19:15). «Мы не можем тебе верить», – заявляют иудеи, тем самым отвергая обетование Иисуса Христа о спасении.

«Ответил Иисус и сказал им: хотя Я и свидетельствую о Себе Самом, истинно свидетельство Мое, потому что Я знаю, откуда Я пришел и куда иду, Вы же не знаете, откуда Я пришел или куда иду» (8:14). Иисус связывает достоверность сказанного Им с тем, «откуда Он пришел». Для иерусалимских иудеев это Галилея. Они не верят, что Он пришёл от Бога. Если человек нам неизвестен, невозможно с полной уверенностью сказать, правда ли всё то, что он сказал о себе, или нет. Если иудеи не знают, кто Иисус, могут ли они оспаривать Его слова? Их мнение о Нём поверхностно: «Вы по плоти судите» (8:15). И хотя, в отличие от них, Иисус никого не судит, суд над людьми уже начался: «Если же и Я сужу, то суд Мой истинен, ибо Я не один, но Я и Пославший меня» (8:16). Это та оценка, которую он даёт иудеям. И всё, что Иисус говорит о них, истинно, потому что Он не один. По закону нужно свидетельство двоих: «Я свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Пославший Меня Отец» (8:18). Никакого второго свидетеля перед иудеями нет. «Где Отец Твой?» – спрашивают они у Него. «Ответил Иисус: ни Меня вы не знаете, ни Отца Моего. Если бы Вы Меня знали, то и Отца Моего знали бы» (8:19). Он повторяет (7:28), что по–прежнему им неизвестен. Чтобы понять, кто Его Отец, нужно сначала выяснить, кто же Он Сам. Неверие в Него не даёт им узнать Его Отца.

Значение веры

«Снова сказал Он им: Я иду, и будете искать меня, и в грехе вашем умрете: куда Я иду, вы не можете пойти» (8:21). Время близится к развязке. Религиозные начальники постоянно пытаются схватить Иисуса, а Он возвещает, что уйдёт от них. И хотя арестовать и осудить Его им все–таки удастся, это станет возможно лишь потому, что Он Сам намерен покинуть их через осуждение и смерть. Его уход – это возвращение к отцу. И то, каким образом он совершится, зависит исключительно от Него. Тем самым Иисус подчёркивает Свою полную независимость от человеческих решений.

Иудеи по–прежнему озадачены тем, куда Он может от них уйти. Человека невозможно найти на земле, только если его там уже нет. Но Иисус ещё молод. Поэтому иудеи думают: «Уж не убьет ли Он Себя, что говорит: “Куда я иду, Вы не можете пойти»?» (8:22). Их догадка верна. Он на самом деле выбрал для себя смерть, и она неминуема для возвращения на небо. «И Он говорил им: вы от нижних, я от вышних; вы от сего мира, Я не от мира сего. Сказал же Я вам, что вы умрете в грехах ваших; ибо если вы не уверуете, что Я есмь, умрете вы в грехах ваших» (8:23 – 24). Начальники хотят убить Иисуса Христа как грешника, но сами умрут во грехе. Их грех – это продолжающееся неверие. Поэтому спасти их может только вера в то, что Иисус – «Я есмь». Обозначая себя как «Я есмь», Иисус Христос указывает на Свою равнобожественность. Бог Сам назвал себя Моисею «Я есмь Сущий» (Исх 3:14). В книгах пророков словосочетание «Я есмь» неоднократно выступает как одно из имён Божиих (Ис 43:25, 45:18, 51:12, 52:6; Ос 13:4; Иоил 2:27).

«Говорили Ему тогда: Ты кто?» (Ин 8:24). Иисус не даёт ответа на поставленный вопрос. Ведь только что Он сказал им об этом. Поэтому не видит необходимости в продолжении разговора. Он не намерен рассказывать им о себе. Наоборот, Ему следует говорить о них. Но, присутствуя в мире, Он сообщает лишь то, что слышал от Отца. А так как Пославший Его Отец истинен, то, стало быть, истинно всё Им сказанное: «О чем Мне вообще говорить с вами? Много надо Мне говорить и судить о вас; но Пославший Меня истинен, и что я слышал от Него, это и говорю миру» (8:25 – 26).

Указание на Отца им по–прежнему непонятно: «Не поняли они, что говорил Он им об Отце». Отца нельзя увидеть. Но Иисус выполняет Его волю и излагает Его учение: «И от Себя не делаю ничего, но как научил Меня Отец, так говорю». Отрицая это, иудеи приговорят Его к смерти. Голгофа станет способом откровения для мира. «Поэтому сказал Иисус: когда вы вознесете121 Сына человеческого, тогда узнаете, что Я есмь» (8:28).

На Кресте иудеи смогут увидеть доказательство Его Мессианства, в котором они сомневаются сейчас: «И сделал надпись на доске Пилат и поставил на кресте. Было же написано: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись на доске многие прочли из иудеев, потому что близко было от города то место, где был распят Иисус» (19:19 – 22). Вознесение на Крест подтвердит всё, что Он сказал о себе – верующие в Него получат жизнь (8:12): «Должен вознесен быть Сын Человеческий, чтобы каждый верующий имел в Нём Жизнь вечную» (3:14 – 15).

Крест – это вершина послушания, доказательство того, «что Я делаю всегда угодное Ему»122 Уход подтвердит Его праведность123. Благодаря смерти произойдёт воссоединение Иисуса Христа с Богом, связь с которым не прекращалась никогда на земле: «И Пославший Меня со мною: Он не оставил меня одного» (8:29).

Обетование уверовавшим

Призыв Иисуса Христа к вере (8:24) не остался неуслышанным: «Когда Он это говорил, многие уверовали в Него» (8:30). Обращаясь к тем, кто поверил, Иисус говорит, что если и дальше они не будут сомневаться в Его словах, то станут Его учениками.

Для того чтобы понять это требование, вспомним окончание беседы о Хлебе жизни: «Трудно это слово, кто может его слушать?» (6:60) – говорят многие из учеников Иисуса Христа. Им неясна Его проповедь, Его слова для них настолько необычны и странны, что слушать их дальше они уже не способны. И поэтому покидают Его и уходят. Но Пётр на вопрос, обращенный к Двенадцати: «Не хотят ли и они уйти?» – отвечает: «Ты имеешь слова жизни вечной. Мы уверовали...» (6:69). Это, разумеется, не значит, что всё, что говорил Господь, было понятно апостолам и не нуждалось в разъяснении124. Но в отличие от тех, кто ушёл, они поверили Его словам, даже во многом не понимая их. Поэтому Иисус скажет о них в Первосвященнической молитве: «Слово Твоё они соблюли... слова, которые Ты дал Мне, Я дал им, и они приняли и познали воистину, что Я от Тебя исшел, и уверовали, что Ты меня послал» (17:6, 8, 14). Следовательно, апостолы не ограничились лишь согласием с учением Иисуса, но и постарались Его понять125. Поэтому в беседе после праздника Кущей вслед за требованием доверия к Своим словам Иисус говорит о необходимости их понимания: «Говорил же Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если вы пребудете в слове Моем, воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина освободит вас» (8:31).

Вспомним, с чего началась беседа: иудеи отказывают Иисусу в истинности сказанного о Себе. Здесь Он снова повторил, что Его слова приносят знание истины – о предназначенном им спасении.

Указание на освобождение вызывает неожиданный протест: «Мы семя Авраамово, и никому не были рабами никогда. Как же Ты говоришь: “Вы сделаетесь свободными»?» (8:34). Сразу же вспоминаются не только многочисленные случаи пленения иудеев за их многовековую историю, но и то, что мессианские чаяния современного Христу иудейства в первую очередь были связаны с обретением политической независимости.

Возражая Христу, иудеи говорят о своей религиозной свободе. Являясь потомками Авраама, они сохранили истинную веру, то есть не отреклись от истины и не покорились другим религиям. Рабство же, на которое указал им Иисус, – это подчинение греху (8:34). Если человек грешит, значит он не свободен. Без избавления от греха не возможно спасение, то есть обретение свободы.

Для объяснения этого Господь обращается к области правовых отношений. Имеющий права наследника резко отличается от бесправного раба: «Раб не пребывает в доме вовек; сын пребывает во век» (8:35). Речь здесь идёт о необходимости стать сынами, чтобы остаться в доме Отца. Указание «вовек» предполагает, что усыновление Богу означает переход в вечность Сына Божия, то есть полное освобождение от рабства греха и смерти: «Итак, если Сын вас освободит, вы действительно свободны будете» (8:36).

Вернёмся к ст. 21, 24. Иисус призывает иудеев к вере: если они уверуют в Его божество, то будут избавлены от греха и смерти. Этот призыв был услышан. Многие из присутствующих поверили. Затем Иисус Говорит «уверовавшим», что если они и впредь сохранят веру в Его слова, то станут детьми Божиими. Однако далее перед нами развертывается одно из самых драматических мест евангельской истории, потому что для иудеев сыновство Божие – это данность, а для Христа – дар, который верующие в Него смогут получить лишь в будущем.

Отец иудеев – диавол

Иисус соглашается, что Его слушатели – потомки Авраама. Но Авраам верил Богу, а они – нет. Иудеи не принимают правды Его слов, она кажется им оскорбительной: «Знаю, что вы cемя Авраамово; но вы ищете Меня убить, потому что слово Мое не вмещается в вас» (8:38). Родство «по плоти» ещё не означает духовного родства126. Для этого дети должны следовать примеру своего отца: «Теперь же вы ищете Меня убить: Человека, который сказал вам истину, а услышал Я её от Бога. Этого Авраам не делал» (8:38 – 40). Если среди них есть те, которые хотят Его убить, значит они не вправе считать себя детьми Авраама, ведь Авраам таких дел не делал. Как и в седьмой главе, Господь обращается здесь не ко всем Своим слушателям, а к фарисеям, которые находились в толпе (8:41). Истину, которую Он возвещает им, Он услышал от Бога. Тем самым впервые за время беседы Иисус назвал Своим отцом Бога. Вспомним, что с темы отцовства она началась. Господь сослался на Своего отца в подтверждение истинности Своего свидетельства (8:17 – 19). Но кто Его Отец, так и не было понято иудеями (8:26).

Иисус проводит различие между Своим Отцом и отцом иудеев: «Что Я видел у Отца Моего, то говорю. Вы, что слышали у отца вашего, то делаете» (дважды 8:38, 41). Они возражают: «Мы не были рождены в блуде... у нас Отец: Бог». В книгах пророков отношение между Богом и Его народом рассматривалось как брак. Поэтому религиозная измена считалась прелюбодеянием. Эти слова можно понимать не только как указание иудеев на законность своего происхождения, но и на верность Ягве.

Если бы Бог в действительности был вашим Отцом, возражает им Иисус, то вы любили бы Его. Любовь к Богу означает, что человек принимает и доверяет всему, что исходит от Бога127: «Я не сам от Себя пришел, но Он меня послал» (8:42). Здесь нам следует вновь вернуться к началу беседы. Господь объясняет истинность Своего свидетельства тем, что Он знает, откуда пришёл и куда идёт. Те, кто Ему не верит, этого не знают. Таким образом, в 42–м стихе Иисус открывает иудеям то, о чём до этого прямо не говорил, – Своё небесное происхождение: «Я от Бога иcшел и пришел».

Он пришёл для того, чтобы люди получили спасение и обрели жизнь (8:12). Для спасения необходимо поверить Ему. Но иудеи не соглашаются с Его словами и не хотят их слушать: «Почему вы речи Моей не понимаете? Потому что не можете слышать слова Моего. Вы – от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего. Он человекоубийца был от начала и в истине не стоял, потому что нет истины в нем. Когда кто говорит ложь, говорит то, что ему свойственно. А Мне, потому что Я говорю истину, вы не верите. Кто из вас обличит Меня в грехе? Если Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» (8.43 – 46). Человека, который желает грешить, бесполезно убеждать в его несвободе и призывать к избавлению от греха. Иудеи не принимают Его слов об освобождении от греха, потому что хотят исполнять похоти диавола. Это видно по их склонности ко лжи, к совершению грехов и к человекоубийству. Находясь в плену у диавола, они не соглашаются с истиной и не верят ей: «Кто от Бога, слова Божии слышит; вы потому не слышите, что вы не от Бога» (8:47).

Предсуществование Иисуса Христа

В ответ на то, что Иисус отказал иудеям в праве считать себя потомками Авраама и детьми Божиими, они заявляют, что Он одержимый и еретик: «Ответили иудеи и сказали Ему: не правильно ли мы сказали, что Ты – самарянин, и бес в Тебе?» (8:48). Вот в чём, как им кажется, причина такого отношения Его к ним, «Ответил Иисус: во Мне беса нет, но я чту128 Отца Моего, а Вы бесчестите Меня» (8:49). Для Него не важно человеческое унижение. Он не ждёт от них славы: «Я же не ищу славы Моей: есть Ищущий и Судящий» (8:50). Только Бог должен сообщать славу людям129. Поэтому–то Иисус не ищет признания от людей. Его прославит Отец. А иудеев осудит за то, что они бесчестят Сына и не верят Ему. Те же, кто иначе отнесется к Его словам, никогда не увидят смерти: если кто Мое слово соблюдет, не увидит смерти вовек» (8:51).

Эти слова кажутся иудеям лишним доказательством Его безумия. Ведь умерли и Авраам, и пророки, а Иисус утверждает, что всякий, кто будет соблюдать Его слова, не умрёт: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли» (8:53). Они считают, что Он непомерно возвышает себя. «Кем Ты Себя делаешь?» – спрашивают они. «Ответил Иисус: если я Сам Себя прославляю, слава Моя – ничто: Отец Мой – вот Кто прославляет Меня, Он, о Ком вы говорите, что Он – Бог ваш» (8:54). Величие и превосходство Сына определяются Отцом. Всё, что Он имеет, дал Ему Бог. Но иудеи не хотят этого принять. Поэтому Иисус отказывает им в знании Бога. «И вы не познали Его, Я же знаю Его. И если я скажу, что не знаю Его, Я буду подобный вам лжец». Он уже указал им, что если бы они познали Его, то узнали бы и Его Отца. Их неведение Бога вызвало отвержение Его Сына, Который в отличие от них и знает Бога, и только Его дела исполняет: «Но Я знаю Его и слово Его соблюдаю» (8:55).

Отношение к Нему Авраама, которого иудеи считают своим отцом, было прямо противоположно тому, что Он встретил у них: «Авраам, отец ваш, возликовал, оттого что ему предстояло видеть день Мой: и увидел, и возрадовался» (8:56). «День» – это время присутствия Иисуса Христа в мире. Аврааму было известно, что Бог обратит спасение к миру (Быт 12:3), и это наполнило его радостью. Если Иисус сказал, что Авраам видел Его, то, следовательно, и Он видел Авраама. «Тогда сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? Сказал им Иисус: истинно, истинно говорю вам: прежде чем Авраам был, Я есмь» (8:57 – 58). Он ссылается на Своё предсуществование. Но иудеи видят в этом богохульство и решают побить Иисуса камнями: «Тогда взяли они камни, чтобы бросить в Него». Они намерены убить Его, отвергая истину. «Иисус же скрылся и вышел из храма» (8:59).

Разбирая содержание главы, мы не раз возвращались к её началу. Сделаем это вновь. Повествование начинается с обетования Иисуса о даруемом Им спасении: те, кто последует за Ним, получат жизнь и выйдут из тьмы к свету (п. 1, 8:12). Иудеи отрицают истинность слов Иисуса Христа, так как никто не может их подтвердить (п. 3, 8:13). Но Иисус отвечает, что вместе с Ним свидетельствует Его Отец. Однако кто Он – им не ведомо (п. 2, 8:17 – 19). В стихах 12 – 20 содержатся три темы, которые раскрываются в последующем повествовании:

– Приносимое Иисусом Христом спасение.

– Кто является Его Отцом?

– Почему истинны Его слова?

Разберём каждую из них.

Спасение понимается как избавление от греха и смерти (8:20, 24). Его даёт Тот, Кто Сам безгрешен (8:46) и вечен (8:59). Спасение обращено ко всему миру, но получить его можно только через веру в божество Иисуса Христа. Те, кто примет Его слова, будут избавлены от греха (8:31 – 32) и смерти (8:51). Освобождение от греха и смерти означает переход к образу бытия Сына Божия, то есть усыновление (8:34 – 35). Cтать детьми Божиими будет возможно лишь в будущем, через искупление Сына человеческого.

Иисус объявляет иудеям, что им неизвестно, откуда Он пришёл и куда идёт (8:14). А затем указывает, что они не познали Его отца (8:19). Господь открывает своим слушателям, что Его Отец – Бог и что Он от Бога пришёл и исшёл (8:42, 54). Если бы иудеи были от Бога, они любили бы Его и понимали Его учение. Но они хотят Его убить. Их отец диавол, и они выполняют его волю. Иудеи не могут считать себя потомками Авраама, ибо, желая Его убить и не веря Его словам, они делают совсем не то, что делал Авраам. Глава заканчивается тем, что, не понимая, как Он мог знать Авраама, они хотят бросить в Него камнями, тем самым на деле показывая, что они вовсе не дети Авраама, потому что Авраам возрадовался, увидев Иисуса.

Отцом иудеев является не Авраам и не Бог, а диавол. Они отрицают истинность слов Иисуса Христа, которые он услышал от Бога. Иисус заявляет, что они не могут судить об истинности Его учения, так как истина как таковая не может быть им доступна. Иудеи не вправе даже претендовать на неё. Они способны говорить лишь то, чему научил их диавол. Он – лжец, и они лгут вслед за ним.

Тема суда

Как мы уже отметили, «разбирательство в суде» происходит и в восьмой главе: «Тогда сказали Ему фарисеи: Ты о Себе Самом свидетельствуешь. Свидетельство Твое не истинно» (8:13). У ответчика отсутствует свидетель. Значит, Его слова суд принять не может. Иисус возражает на это: «Вы по плоти судите» (8:15). Суждение религиозных начальников о Нём поверхностно. Если им неизвестно, «Откуда Он пришёл», вправе ли они подвергать сомнению истинность его высказываний о Себе?

Но, в отличие от них, Он не судит никого. «Если же и Я сужу, то суд Мой истинен, ибо Я не один, но Я и Пославший Меня» (8:16). По закону необходимо свидетельство двоих. Вместе с Ним свидетельствует Его Отец. Но Кто Он, они не знают. Никакого второго свидетеля перед ними нет.

Иисус заявляет, что это Ему следовало бы судить иудеев, но Он делает лишь то, что поручил Ему Отец (8:26). Они хотят убить Его как грешника, но сами умрут во грехе: «...ибо если вы не уверуете, что Я есмь, умрете вы в грехах ваших» (8:24).

Как и в предыдущих главах, из обвинителей иудеи превращаются в подсудимых. Они не хотят признать истинность учения Иисуса Христа и Его происхождение от Бога. В ответ Иисус заявляет, что иудеи всецело порабощены диаволом и доступ к истине для них полностью перекрыт.

* * *

120

Рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин 7:55 – 8:1), не рассматривается в лекции, поскольку он отсутствует в самых древних и лучших рукописях, а следовательно, не входит в первоначальный текст Евангелия от Иоанна. В поздних рукописях его вставляли после стихов: Ин 7:36, 7:52, 21:24, либо Лк. 21:38. Сам рассказ исторически достоверен и был сохранен в устной традиции по своей интерполяции в канонический текст Нового Завета. В нём иудеи, стремящиеся обвинить Иисуса, пытаются поймать Ero в ловушку казуистической дилеммы. Если Он посоветует в соответствии с законом Моисеевым предать женщину смертной казни, Его можно будет обвинить в выступлении против римских властей, которые запрещали Иудеям выносить смертные приговоры. Если Он не советует предать женщину смертной казни, можно будет пустить о Нем дурную славу, объявив народу, что Он не привержен закону Моисееву. По обычаю первым кидал камень старейщий из обвинителей. Центр внимания, таким образом, перемещается на старейшин, когда Иисус предлагает им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Каждый из обвинителей уходит, как только становится старшим после ухода предыдущего старейшины. Среди разнообразных предположений относительно того, что Иисус писал на земле, нет убедительных. Завершающее наставление «Иди, отныне больше не греши» подразумевает, что Иисус не учит легкомысленнему отношению к греху прелюбодеяния.

121

Здесь, как и в 3:14, распятие названо вознесением.

122

«Но чтобы мир узнал, как заповедовал Мне Отец, так творю» (14:31).

123

«Но Я истину говорю вам: лучше вам, чтобы Я ушел. Ибо, если Я не уйду, Утешитель не придет к вам; если же пойду, пошлю Его к вам. И придя, Он явит Миру его заблуждение о грехе и о праведности и о суде: о праведности же, что Я к Отцу иду, и больше вы не видите Меня» (16:7 – 10).

124

Вспомним, как в синоптических Евангелиях они просили объяснить им притчи о Царствии Божием.

125

См. 16:30: «Теперь мы знаем и веруем, что Ты от Бога исшел».

126

Ср. Мф 3:7 –9: «Увидев же, что многие из фарисеев и салдукеев идут к нему креститься, он сказал им: отродье змеиное, кто указал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод, достойный покаяния. И не думайте говорить самим себе: «Отец у нас Авраам», ибо Говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть детей Аврааму».

127

Если любишь кого-то, то дорого и значимо всё, что с ним связано.

128

Здесь «чту» значит «почитаю».

129

B 5:42 прославление иудеями самих себя расценивается как отказ от поиска славы Божией.


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle