Шестнадцатая Глава
Рассказав ученикам, что впереди их ждёт ненависть мира (15:18), гонения (15:20), отлучения от синагог (16:2) и, наконец, насильственная смерть, Иисус увидел, что «печаль наполнила их сердца». До этого им ничего не угрожало, так как Он был с ними (16:4; ср. 11:12; 17:13). Но теперь Он уходит, а они остаются одни в мире. Состояние растерянности, завладевшее апостолами, не давало им возможности уяснить для себя всё то, что говорил им Иисус. Поэтому заключительная часть беседы посвящена теме понимания учениками Учителя.
Свидетельство Св. Духа
Им бы следовало вновь спросить Его: «куда идешь?» (16:5). Видя их печаль, Иисус объясняет, что для них будет лучше, если Он уйдёт: «Ибо, если Я не уйду, Утешитель не придет к вам, если же пойду, пошлю197 Его к вам» (16:7).
Только что Иисус предсказал апостолам, что наступит время, когда те, кто станет преследовать их, будут уверены, что совершают дело Божие (16:3). Но Утешитель «...придя, явит миру его заблуждение о грехе и о праведности и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (16:8). В заблуждении находится мир, а не Иисус198 и Его последователи.
Не желая верить в Сына Божия, люди не видят в этом своей вины, а значит, не способны отличить праведности от греха. Праведность Сына – в Его неразрывном единстве с Богом (16:32), которое непонятно миру199: «Не познали ни Отца, ни Меня» (16:3). Доказательством того, что это единство никогда не прерывалось на земле, станет вос соединение Иисуса Христа с Богом как свидетельство праведности: «...праведности же, что Я к Отцу иду, и больше вы не видите Меня» (16:10).
Не веря в то, что Иисус был послан Богом, мир не примет искупительного назначения Его смерти и не согласится, что князь мира сего осужден» (16:11), а вместе с ним и сам мир, который «лежит во власти лукавого» (1Ин 5:19). Осуждение мира – это отрицательный аспект спасения, осуществлённого Иисусом Христом: зло побеждено. Поэтому Прощальная беседа закончится словами: «Я победил мир» (Ин 16:33).
Зная состояние учеников и то, что Его слова во многом им сейчас непонятны, Иисус говорит: «Еще многое имею вам сказать, но теперь вам не под силу. Когда же придет Он, Дух Истины, Он введет вас во всю истину, ибо Он не будет говорить от Себя, но будет говорить то, что слышит, и грядущее возвестит вам» (16:12 – 13).
За несколько минут до этого Иисус сказал: «Я истину говорю вам» (16:7). А в начале беседы отождествил себя с истиной (14:6). Поэтому то, что Дух истины Введёт апостолов во всю истину, означает, что Он закончит то, что было начато Иисусом Христом. Но как Сын никогда не говорил от Себя, так и Дух будет передавать лишь то, что слышит. Мы уже отмечали одну очень существенную особенность всего сказанного Иисусом в Евангелии от Иоанна. Это обращённость большинства изречений в будущее. Поэтому, когда он сообщил ученикам, что Святой Дух возвестит Им будущее, конкретизация того, что же именно предскажет Утешитель, не имеет смысла. Иисус просто указал на то, что Святой Дух будет делать то же, что и Он.
Если Сын, выполнив поручсние Отца, прославил Его (17:4), то и Утешитель, продолжая дело Сына, прославит Его. Впрочем, между Лицами Св. Троицы не существует разделений. Эта предельная общность подчёркивается в заключение последнего пневматологического отрывка Прощальной беседы: «Все, что имеет Отец, Мое. Поэтому Я сказал, что Он от Моего берет и возвестит вам» (16:15).
Пришествие Иисуса Христа
После того как Иисус Христос рассказал ученикам о приходе Утешителя, Он вновь напоминает апостолам о предстоящей разлуке: «Недолго уже, и вы больше не видите Меня; и опять недолго, и вы увидите Меня» (16:16). Однако не случайно Он заметил, что им уже не под силу Его понять: «Сказали тогда некоторые из учеников друг другу: что это Он говорит нам: “недолго уже, и Вы не видите Меня; и опять недолго, и вы увидите Меня», и: «Я иду к Отцу. Итак, они говорили: что это такое, что Он говорит: “недолго“? Не знаем, что Он говорит» (16:17 – 18). Для них в словах Христа – явное противоречие. Он говорит, что уходит и они уже больше не увидят Его, и в то же время скоро они опять Его увидят. Им непонятно, каким образом это можно совместить.
Зная об этих недоумениях и о том, что ученики не решаются вновь спросить «куда идешь?», Иисус Сам обращается к ним: «О том ли вы рассуждаете друг с другом, что Я сказал: “недолго уже, и вы не видите Меня; и опять недолго, и вы увидите Меня»?» (16:19). Но Он не разрешает их недоумения: сейчас это бессмысленно объяснять, когда же совершится, всё и так станет ясно. Поэтому Иисус описывает лишь перемену в состоянии учеников. Хотя печаль, которая уже наполнила их сердца, дойдёт до предела, так что они будут рыдать и плакать, в то время как мир станет радоваться, она сменится радостью, которая уже никогда не оставит их: «...но Я снова увижу вас, и возрадуется ваше сердце, и радости вашей никто не отнимет у вас» (16:22). Эту будущую перемену Иисус сравнивает с тем, как женщина забывает о предродовых муках после того, как ребёнок появился на свет (16:21)200.
С возвращением Христа в мир наступит новый день – день Церкви201: «И в тот день Вы меня не спросите ни о чем» (16:23). Тогда ученикам уже не понадобится задавать вопросы, потому что Св. Дух научит их всему (14:26). Новизна этого дня (то новое, что преобразит их жизнь) связана с новыми взаимоотношениями с Богом. Они будут обращаться к Нему как дети к своему Отцу202: «Доныне вы не просили ни о чем во имя Мое: просите и получите, чтобы радость ваша была полна» (16:24). Получение просимого станет для них подтверждением их близости и единства с Богом. Это та другая радость, которая придёт к ним (в отличие от радости встречи с воскресшим Христом, ст. 16:22).
Однако, раскрывая апостолам будущее и рассказывая им о предстоящих переменах, Иисус знает, что сейчас они не могут Его понять. Его речь скорее новая загадка для них, чем объяснение недоумений. Но когда наступит время Церкви, они поймут то, о чём Он сейчас рассказал им: «Это я в притчах сказал вам: наступает час, когда Я уже не в притчах буду говорить вам, но открыто об Отце возвещу вам» (16:25). Явлением Отца было всё служение Иисуса Христа (1:18; 17:6). Но усыновление учеников Богу, посредством Его крестных страданий (16:21) и воскресения (14:19 – 20), откроет апостолам Бога как Его Отца (1:12; 20:17203), и Св. Дух доведёт до полноты их знание о Нём204.
Никому не надо заступаться за детей, просить об исполнении их желаний, когда родители любят их. Так и Иисусу Христу не придётся просить об учениках, потому что Отец любит их (а любовь всегда готова исполнить просимоe): «В тот день будете просить во имя Моe, и не говорю вам, что Я буду молить Отца о вас. Ибо Сам Отец любит вас» (16:26 – 27). Это не означает упразднения последующего ходатайства Иисуса Христа. Сам евангелист указывает на его необходимость в своём Первом соборном послании: «А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатаем перед Отцом Иисуса Христа, Праведного. И Сам Он есть умилостивление за грехи наши» (1Ин 2:1 – 2). Но эти слова должны были подчеркнуть для апостолов ту полноту любви, которую имеет к ним Отец: «Ибо Сам Отец любит вас, потому что Вы меня Возлюбили и уверовали, что Я от Бога иcшел. Исшел от Отца и пришел в мир; снова оставляю мир и иду к отцу» (16:27 – 28).
Ученики рады тому, что слова Иисуса им понятны. Наконец–то они узнали, во что им сейчас надо верить и какой веры Иисус ждет от них. Убедившись в Его всеведении, они отвечают Ему, что согласны со всем тем, что Он сказал о себе: «...вот теперь Ты открыто говоришь, и притчи никакой не говоришь. Теперь мы знаем, что Ты знаешь всё, и не имеешь нужды, чтобы кто Тебя вопрошал. Поэтому веруем, что Ты от Бога иcшел» (16:29 – 30). Ответ Христа «Теперь веруете?» (16:31) в нашей пунктуации оканчивается вопросом, то есть по сути не утверждением, а сомнением. Это оправдано последующими словами: «Вот приходит час, и пришел, что Вы рассеетесь, каждый к себе, и Меня оставите одного» (16:32). Непрочность их веры обнаружится в Гефсиманском саду, когда перед лицом опасности они покинут Ero и разбегутся.
Но через несколько минут после завершения беседы, когда Иисус начнёт молиться, Он скажет: «Слова, которые Ты дал мне, Я дал им, и они приняли и познали воистину, что Я от Тебя иcшел, и уверовали, что Ты Меня послал» (17:8). В данном утверждении вера учеников не только не ставится под сомнение, но, наоборот, она венчает посланничество Христа в мир: «Я прославлен в них» (17:10). Поэтому стих 16:31 можно понимать и как подтверждение того, что апостолы действительно теперь уверовали. Знак вопроса, следовательно, здесь не нужен.
Христос – Победитель мира
В заключение беседы Иисус ободряет учеников. Им не стоит страшиться враждебного к ним мира. Страдания, которые их ждут впереди, Он противопоставляет миру, который они смогут обрести в Нём: «Это сказал Я вам, чтобы вы во Мне мир имели. В мире скорбь имеете; но дерзайте: Я победил мир» (16:33). Этим победным возгласом205, раскрывающим смысл Его искупительного подвига, в котором будущее уже как бы совершилось, заканчивается Прощальная беседа.
Победа – это их вера: «...все, рожденное от Бога, побеждает мир. И то есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин 5:4).
* * *
Сp. 17:5 «Иду к Пославшему Меня». Теперь пославшим выступает Сам Иисус.
Вспомним, что фарисеи, а вместе с ними часть народа, считали, что Своим учением Иисус вводит народ в заблуждение (7:14, 47).
14:7, 17.
«Женщина, когда рождает, печаль имеет, потому что пришел час ее; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир».
См. 14:20: «В тот день узнаете вы...».
См. 1Ин 3:1 – 2: «Посмотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы мы были названы детьми Божиими; и мы уже дети Божии. Возлюбленные, мы теперь дети Божии, и еще не явлено, что будем. Знаем, что когда Он будет явлен, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
«Говорит ей Иисус: не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу, но иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему».
Гал 4:6: «А так как вы – сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, Духа взывающего: Авва, Отче».
Победа – это их вера: «...все, рожденное от Бога, побеждает мир. И то есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин 5:4).