прот. Александр Прокопчук

Источник

Одиннадцатая Глава

В первом стихе одиннадцатой главы говорится о болезни Лазаря: «А был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее». Лазарь пока просто «человек из Вифании», из селения, где живут сёстры Мария и Марфа, которые уже известны читателю из Евангелия от Луки (Лк 10:38 – 42), «Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен» (11:2). Второй стих указывает на событие, о котором евангелист Иоанн расскажет лишь в начале следующей главы, – помазание в Вифании (12:1 – 10). Сам Иисус объяснит его как преддверие его погребения. Таким образом, второй стих вводит тему смерти Иисуса Христа, которая соединяется во всём повествовании одиннадцатой главы с темой смерти и воскрешения Лазаря.

Сообщение о смерти Лазаря

Лазарь был братом Марии и Марфы. Оставшись в Вифании, они посылают сказать Иисусу о его болезни. Извещение не содержит имени Лазаря, сёстры указывают Иисусу на него как на того, кого Он любит: «Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен» (11:3). Мы не слышим просьбы прийти или даже просьбы об исцелении. В ответ Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез неё» (11:4). Итак, Господь сообщает пришедшим, что Лазарю не угрожает смерть, и остаётся «два дня на том месте, где был» (11:6).

Четвёртый стих важен для нас ещё по двум причинам. Во–первых, Иисус открыто называет себя Сыном Божиим. Во–вторых, вторая половина стиха указывает на смерть, которая приведёт к славе Божией и благодаря которой Сын Божий будет прославлен. И у нас создаётся полное впечатление, что речь здесь идёт не столько о болезни Лазаря, сколько о будущей смерти Самого Иисуса Христа.

«Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря» (11:5). И тем не менее смерть войдёт в их дом. Это та любовь, которая допускает смерть любимого для того, чтобы совершилось дело Божие. В этом ещё один прообраз смерти Иисуса Христа147.

Путь в Вифанию

По истечении двух дней Иисус обращается к ученикам: «Идем снова в Иудею» (11:7). Он не указывает на Вифанию как на конечную цель их путешествия; место не конкретизируется. Естественно, Иудея может вызвать у них единственную ассоциацию: «Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты Снова идешь туда?» (11:8). И это не только опасение за учителя, но и страх за собственную безопасность.

В ответ Иисус говорит, что пока человек идёт днём, он видит дорогу и не споткнётся, тогда как ночью может споткнуться. Днём ему нечего бояться148. Пока Сын Божий в мире, светит свет. Ученикам ещё ничего не угрожает149. Вопрос Христа «не двенадцать ли часов в дне?» (11:9) связан с тем, что иудеи, как и римляне, делили дневное время суток на двенадцать частей. Поэтому продолжительность часа составляла не шестьдесят минут, а изменялась в зависимости от времени года.

«Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его», – продолжает Иисус (11:11). Итак, целью их путешествия станет Вифания. Он идёт к Лазарю. Как и при воскрешении дочери Иаира, Иисус назвал смерть сном из–за её кратковременности (Мф 9:24; Мк 5:39). Несмотря на слова ободрения (о свете), ученики по–прежнему не хотят возвращаться в Иудею. Им непонятно, зачем нужно идти в Вифанию, расположенную недалеко от Иерусалима, только для того, чтобы разбудить уснувшего больного. В сне Лазаря им видится признак благоприятного поворота болезни к лучшему. «Но сказал Иисус о смерти его, а они подумали, что говорит Он о простом сне» (11:13). Причина буквального понимания слова о сне – ответ Самого Иисуса к посланным к Нему. Ведь Он сказал, что тяжёлый недуг Лазаря не приведёт к смерти. «Тогда и сказал им Иисус прямо: Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Я не был там, дабы Вы уверовали» (11:14 – 15). То, что они выражают несогласие с Его словами и сомневаются в целесообразности Его действий, показывает недостаточность у них веры в Него. В конце служения необходимо новое чудо, которое бы укрепило их веру. Но им по–прежнему кажется, что он идет на верную смерть. «Идем и мы, чтобы умереть с Ним», – прерывает Фома всеобщее молчание, призывая остальных к верности Учителю, даже перед лицом смерти.

Очевидно, что при подходе к Вифании кто–то встретил Иисуса Христа и сообщил Ему о том, что Лазарь уже четыре дня в гробнице. А затем, опережая Иисуса, этот человек пришёл в дом к Марфе и рассказал ей о встрече150. «Марфа, когда услышала, что Иисус идет» (11:20), спешит к Нему, не успевая ничего сообщить Марии.

Исповедание Марфы

В обращении Марфы мы можем услышать упрёк Учителю. Его ждали, когда Лазарь умирал и его можно было ещё спасти. Сёстры всё–таки надеялись, что Он придёт и исцелит его: «Сказала тогда Марфа Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (11:21). Но то же самое Иисус сказал Своим ученикам: если бы Он пришёл в Вифанию, смерти бы не было (11:15). Но наступившая смерть вызвана не бессилием Иисуса и не тем, что Он был не способен спасти Лазаря (4:50). И хотя больной умер, «Тебе возможно всё», – говорит Марфа Иисусу. «Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог» (11:23). Её вера не поколебалась происшедшим, и она продолжала верить в Него.

«Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой» (11:23). Эти слова кажутся ей лишь утешением в будущем воздаянии: «Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (11:24). Однако завеса будущего приоткроется ей уже сейчас. Но для этого недостаточно веры в Него только как во всемогущего целителя и чудотворца. Иисус призывает Марфу к более совершенной вере: «Сказал ей Иисус: Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли ты в это?» (11:25 – 26). В ответ Марфа выражает полное согласие со всем тем, что Он сказал о себе. Она верит, что Ему возможно не только исцелять, но и воскрешать: «Говорит она Ему: да, Господи, я уверовала и верую, что Ты – Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (11:27). Слова Марфы превосходят даже исповедание Петра151 (6:58 – 59) и обладают почти полным сходством с формулировкой цели Евангелия от Иоанна, где автор указывает, что он написал его для того, чтобы читающие пришли к такой вере152.

Марфа приводит к Иисусу Марию: «Учитель здесь и зовет тебя» (11:28). Следом за Марией идут иудеи, которые пришли из Иерусалима в дом к сёстрам, чтобы утешить их в горе о брате, думая, что Мария пошла ко гробу, чтобы плакать там. Падая в ноги Учителю, она произносит те же слова веры, что и Марфа: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат» (11:32). Ноги Христа ей предстоит помазать миром, готовя Его к погребению. Исповедание Марфы и то, что совершит Мария, показывает, что сёстры, как никто другой (разве что сам евангелист Иоанн), проникали в тайну Христа. На протяжении главы трижды говорится о любви Иисуса Христа к семейству в Вифании (11:3, 5, 36). Безусловно, эта любовь была взаимна. Любовь давала понять сёстрам то, чего не осознавали остальные. Любовь всегда расширяет границы познания153. Для неё значимо всё. Она видит и чувствует то, чего не замечают другие.

Итак, Иисус сначала убедился в вере Марии и Марфы и лишь затем совершил чудо154. «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, возмутился духом и пришел в волнение и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи, иди и посмотри. Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: вот, как Он любил его» (11:33 – 36).

Воскрешение Лазаря

Видя общий плач, Иисус тоже приходит в волнение и просит показать Ему место, где был погребён Лазарь. Он тоже плачет, как и те, кто Его окружают. Это не спокойнос осознание того, что должно произойти через несколько минут, когда Лазарь будет вызволен из уз смерти, а сопереживание человеческому горю. Слёзы Иисуса вызывают вопросу окружающих: что стало препятствием для исцеления? Почему оно не произошло? Ведь он мог бы это сделать: ...Не мог ли Он, открывший глаза слепому, сделать, что бы и этот не умер?» (11:37).

«Иисус, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице: это была пещера, и камень закрывал ее. Говорит Иисус: возьмите камень. Говорит ему сестра умершего, Марфа: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день» (11:38 – 39). Марфа думает, что Иисус хочет видеть Лазаря и для этого просит отодвинуть камень. «Говорит ей Иисус: не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? Тогда взяли камень. Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда Меня слышишь, но сказал ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты меня послал» (11:39 – 42). Смысл краткой благодарственной молитвы, которую Иисус во всеуслышание произносит перед открытой пещерой, – подчеркнуть, что совершающееся чудо есть дело Божие и что оно стало ответом на обращение Сына к Отцу.

«И сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь, выходи» (11:43). Громкий голос как будто будит спящего глубоким сном155. «И вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями, и лицо его было обернуто платком156. Говорит им Иисус: развяжите его и пустите его идти» (11:44). «Почудись чуду в чуде», – так пишет об этом свт. Василий Великий. «Связанному выйти казалось не менее чудно, как и воскреснуть. Итак, к чуду воскресения присоединялось ещё чудо, – то, что совершенно связанный двигался» (блж. Феофилакт Болгарский).

Заседание синедриона

Многие из очевидцев происшедшего уверовали во Христа. Другие спешат сообщить о нём религиозным властям. Но даже такое поразительное и необычное знамение не убедило тех, кто упорствовал в неверии. «Собрали тогда первосвященники и фарисеи совещание и говорили: что нам делать, потому что этот Человек много творит знамений (11:45 – 47). Обсуждение в синедрионе было посвящено знамениям. Первосвященники и фарисеи не сомневались, что Иисус способен творить чудеса. Их опасения были связаны с тем, что все (кроме них) уверуют в Иисуса, а это приведёт к мессианскому восстанию, которое вызовет ответные санкции римлян: «Если оставим Его так, все уверуют в Него, и придут римляне и уничтожат у нас и храм и народ» (11:48). Вера в Иисуса Христа, по их мнению, ставит под вопрос дальнейшее существование Иудейского культа157. Отметая всяческие колебания, председательствовавший в синедрионе первосвященник Каиафа заявляет, что смерть одного человека предпочтительней, чем гибель всего народа: «Один же из них, Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: Вы не знаете ничего, и не разумеете, что лучше для вас, чтобы один человек умер за народ, а не весь народ погиб. Это он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, пророчествовал, что предстояло Иисусу умереть за народ» (11:49 – 52). В древности первосвященник был непосредственным носителем Божиих откровений, которые сообщались ему через урим и тумим (Исх 28:30; Числ 27:21). Слова Каиафы звучат как благоразумный совет. Но для евангелиста Иоанна это прежде всего принцип замещения целого народа одним человеком, лежащий в основе новозаветного учения об искуплении.

Однако смерть Иисуса принесёт спасение не только иудейскому народу: «...предстояло Иисусу умереть не за народ только, но для того, чтобы и рассеянных детей Божиих собрать воедино» (11:52). Язычники станут детьми Божиими. Смерть Христа необходима для того, чтобы собрать единое стадо вокруг одного Пастыря.

«С этого дня они приняли решение убить Его» (11:53). Зная о происшедшем, Иисус ушёл «в страну близ пустыни, в город называемый Ефраим, и там остался с учениками» (11:54). Приближалась Пасха, и паломники начали собираться в Иерусалим. В связи с этим синедрион даёт указание сообщить сведения о местопребывании Иисуса, чтобы можно было захватить Его и казнить.

Глава начинается с подробного обсуждения опасности в Иудее, а заканчивается тем, что «Иисус больше не ходил открыто между иудеями». Воскрешение Лазаря не только становится причиной смерти Иисуса Христа, но и предвосхищает Его воскресение, так как содержит ряд прообразов:

– камень, закрывавший вход во гроб158;

– погребальные одежды с особо упомянутым платком159;

– плачущие женщины (обе Марии) перед гробом160;

– и тa и другая бросаются Иисусу Христу в ноги (20:16).

* * *

147

В ст. 10:17 говорится о любви Бога к Сынy, котopaя допускает Его смерть, предвидя будущее воскресение.

148

Здесь спотыкаться – бояться опасностей.

149

Опасности будут только после того, как Он покинет мир (16:4).

150

Это подтверждает, что Иисус уже не раз бывал в Вифании и был там известен (См. Лк 10:38).

151

В котором отсутствует окончание «грядущий в мир», Ср.: 6:14 «Тогда люди, увидев знамение. сотворенное им, стали говорить, что Он Воистину тот пророк, который грядет в мир».

152

Ин 20:31: «Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя его».

153

В 5–й и 3–й главах непонимание того, что Он делает и говорит, Иисус объясняет нелюбовью к Нему (5:34, 42; 8:42, 45 – 47).

154

Он пришёл не к ним, а к Лазарю, поэтому Иисус не входит в дом к сёстрам.

155

Ср. 5:29: «Приходит час, когда все, находящиеся в могилах, услышат голос Его, и Выйдут...»

156

Что касается погребальных одежд Лазаря, еврейский обычай состоял в том, чтобы, подстелив кусок полотна длиной в два человеческих роста, положить на него покойника ногами к краю, завернуть свободную часть полотна через голову и покрыть тело. Затем лентами связывали ноги и притягивали руки к туловищу, а лицо обвязывали платком.

157

Если у синоптиков это лишь обвинения, которые не могут быть признаны правдивыми (Мф 26:61, Мк 14:58), то у Иоанна первосвященики боятся разрушения храма и, желая избежать этого, выносят Иисусу Христу смертный приговор.

158

20:1: «Мария Магдалина приходит утром еще в темноте к гробнице и видит, что камень взят с гробницы».

159

20:6 – 7: «Приходит тогда и Симон Петр, следуя за ним. И вошел он в гробницу и видит, что пелены лежат, и что платок, который был на голове Его, не с пеленами лежит, но отдельно свернут на своем месте».

160

20:11: «Мария же стояла у гробницы снаружи и плакала».


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle