прот. Александр Прокопчук

Источник

Двенадцатая Глава

Помазание в Вифании

За шесть дней до Пасхи Иисус снова приходит в Вифанию. В год смерти Иисуса Христа Пасха совершалась в пятницу вечером. Следовательно, посещение Господом Вифании за шесть дней до пятницы падает на предшествующую субботу. Евангелист Марк пишет, что Иисуса приняли в доме Симона прокажённого (Мк 14:1), где Марфа, Мария и Лазарь были гостями. «Тогда Мария, взяв фунт мира из нарда чистого, многоценного, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием мира» (Ин 12:3). Речь тут идёт о благовонном масле, которое получали из стеблей ароматной травы, растущей в северной Индии. Это было очень дорогое благовоние; его привозили на Ближний Восток в запечатанных алебастровых сосудах, которые открывали в особых случаях. Этим щедрым даром Мария выразила свою любовь к Иисусу Христу и благодарность за воскрешение Лазаря. Упоминание о благоухании, наполнившем дом, – выразительная подробность, свидетельствующая о том, что сам евангелист был очевидцем происходящего. Бескорыстию Марии противостоит алчность Иуды: «И говорит Иуда Искариот, один из учеников Его, которому предстояло предать Его: почему не продали это миро за триста динариев и не дали нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали» (12:4 – 6). Часть денег, предназначенных для раздачи нищим, Иуда хотел присвоить себе. Появление женщины с распущенными волосами в собрании мужчин было нарушением иудейских обычаев, но в случае Марии любовь оказалась сильнее условностей. Помазание предвосхищает будущую смерть: «Сказал тогда Иисус: оставь ее; нужно было, чтобы сберегла она миро на день погребения Моего. Ибо нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» (12:7 – 8).

Торжественный вход в Иерусалим и последующие события

В рассказе Иоанна о торжественном входе Иисуса в Иерусалим отмечается многочисленность толпы, вышедшей из города, чтобы встретить и приветствовать Иисуса и сопровождать Его в шествии как Царя Израилева (12:13 – 15), о чём свидетельствуют атрибуты – пальмовые ветви, которые изображали на иудейских монетах того времени. Озлобленными фарисеями это шествие воспринимается так, словно за Ним идёт весь мир (12:19). И в самом деле, многочисленность толпы предвосхищает грядущее распространение Евангелия во всём мире, в том числе среди язычников, что подтверждается следующей сразу за этим моментом просьбой греков увидеть Иисуса. Эти греки были прозелитами из язычников или боящимися Бога. Будучи греками, они обратились со своей просьбой к Филиппу, носящему греческое имя, а Филипп рассказывает об этом Андрею, у которого имя тоже греческое (12:20 – 21). Иисус отвечает, что час Его страданий и славы наконец пришёл. Он сравнивает свою смерть, погребение и воскресение, а также принесённую Им вечную жизнь для всех верующих с тем, как пшеничное зерно падает в землю, прорастает и во множестве порождает новую жизнь (12:23 – 25). Смерть Сына Человеческого не согласуется с представлениями иудеев о Мессии (12:34). Поэтому Иисус призывает их к вере: «Пока Имеете свет, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света» (12:36). Неверие иудеев предсказывал Исаия (Ис 53:1, 6:1). Отвержение Иисуса Христа станет отвержением Отца, так как именно от Него Он получил Своё учение (12:49). Те, кто не принимает Христа и Его учение, лишаются «жизни вечной» (12:50) и обрекают себя на суд «в последний день» (12:48).


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle