Особенности построения Евангелия от Иоанна
Отличие от синоптиков
Евангелие от Иоанна дополняет синоптиков, выделяя служение Иисуса в Иудее, и по большей части опускает притчи и тематику Царства Божьего. Евангелист также сообщает, что общественное служение Иисуса Христа продолжалось значительно дольше, чем можно было заключить, исходя из предшествующих Евангелий. Синоптики упоминают только последнюю Пасху, когда Иисус был распят. Но Иоанн говорит по меньшей мере о трёх (2:23, 6:4, 11:55), а может быть, и о четырёх (5:1) Пасхах за время служения Иисуса Христа; таким образом, оно продолжалось не менее двух с лишним лет, а возможно, заняло от трёх до трёх с половиной лет.
Иерусалим как географический и теологический центр
Большая часть речей Иисуса Христа, приводимых в четвёртом Евангелии, произносится во время религиозных праздников в Иерусалиме (Ин 3., 12 – 17.; а 2., 5., 7. – 10. – непосредственно в храме). Кроме того, почти все события, которые происходят вне Иерусалима, обязательно с ним связаны.1 При этом события вне Иудеи происходят либо накануне, либо после праздников.2 А пребывание Иисуса вне Иудеи всегда вынужденное и связано с грозящей там опасностью3.
Еще одним свидетельством особой роли Иерусалима являются паломничества. Помимо неоднократных указаний на приход Иисуса Христа в Иерусалим, мы встречаем в Евангелии также:
• Галилеян, возвратившихся с праздника Пасхи и видевших в Иерусалиме множество чудес Иисуса (4:45);
• жителей Галилеи, отправляющихся в Иерусалим на Пасху и по дороге встречающих Иисуса (6:3);
• братьев, собирающихся в Иерусалим на праздник Кущей и приглашающих Иисуса с собой (7:2 – 10);
• жителей Ефраима, пришедших в Иерусалим перед Пасхой, чтобы очиститься, и ожидающих Иисуса в Храме (11:54 – 56):
• множество людей, «пришедших на праздник», которые выходят из Иерусалима, для того чтобы торжественно встретить Иисуса (12:12 – 19);
• эллинов, которые приходят в Иерусалим вместе с многочисленными паломниками и желают там увидеть Иисуса (12:20 – 23).
Итак, в Евангелии неоднократно упоминается о людях, путешествующих в Иерусалим для поклонения и совсршения pелигиозных обрядов. Как мы видим, все Евангелие от Иоанна пронизано темой паломничества.
Связь повествования с ветхозаветным культом
Отмеченная нами роль Иерусалима как центра ветхозаветного богопочитания создаёт особый религиозный фон четвёртого Евангелия. Но этим связь повествования с ветхозаветным культом не исчерпывается. Обратимся к тем евангельским событиям, которые происходили вне иудейской столицы.
В первой главе, по окончании пролога, рассказывается о свидетельствах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. К Иоанну, сыну священника Захарии (Лк 1:67), приходят левиты и священники из Иерусалима, которым он указывает на Иисуса как на «Агнца Божия, который берет грех мира» (Ин 1:29). В этом указании соединяются в одном образе ежедневная жертва за грехи народа Израилева (Исх 29:38 – 42) и символика пасхального агнца.4 (Исх 12:11 – 13:1).
На брачном Пиру в Кане Галилейской вода, налитая в каменные сосуды, «стоящие для очищений иудейских» (2:6), оказалась вином высшего качества. А причиной нового свидетельства Предтечи об Иисусе Христе послужил «спор учеников Иоанна с иудеями по поводу очищения» (3:25).
Беседа с самарянкой происходит рядом с богослужебным центром самарян – горой Гаризим. Иисус так и не объяснил женщине, чем является та «вода живая», которую он ей пообещал (4:3 – 16). Диалог переходит к новой теме: где нужно поклоняться Богу – здесь, на горе Гаризим, или в Иерусалиме (4:20)?
Себе как о Хлебе жизни, сходящем с неба, Иисус учил во время синагогальной службы в Капернауме (6:58 – 59).
Воскрешение Лазаря приводит к совещанию синедриона, обеспокоенного дальнейшей судьбой храмового культа: «Этот человек много творит знамений? Если оставим это так, все уверуют в Него, и придут римляне и уничтожат у нас храм и народ» (11:47 – 48).
Следовательно, мы можем утверждать, что все события у евангелиста Иоанна соотнесены с ветхозаветным культом. Косвенным подтверждением этого являются слова Самого Иисуса Христа, сказанные Им на допросе у первосвященника Анны: «Я всегда учил в синагогах и в храме, где все иудеи собираются, и тайно не говорил ничего» (18:20).
О делении Евангелия
Вслед за Чарльзом Доддом (ум. 1973) в западной библеистике принято считать, что Евангелие от Иоанна состоит из двух больших частей: «Книги знамений» (1:19 – 12:50) и «Книги Страстей» (13:1 – 20:31), с Введением (1:1 – 18) и Эпилогом (21). Такое разделение представляется довольно формальным, хотя бы потому, что главным «знамением» для Иоанна является Воскресение (2:18 – 22), а не семь предыдущих чудес. Кроме того, и воскрешение Лазаря, после которого синедрион вынес Иисусу смертный приговор (11), и тем более торжественный вход в Иерусалим (12) напрямую связаны со Страстной Седмицей.
Куда более вероятно, что разделяет Евангелие на две части указание на возвращение Иисуса Христа на место, где прежде крестил Иоанн (10:41). В трёхчастном делении, предложенном еп. Кассианом (Безобразовым) в работе «Водою и Кровию и Духом», указание 10:40 завершает первую часть Евангелия, с заглавием «Водою»: «Отрывок 10:40 – 42 в плане Евангелия возвращает читателя к самому началу (1:28), и задача его показать, что служению Иоанна пришёл конец».5 Но дело здесь не только в том, что замыкается географический круг: Иисус пришел туда, откуда начал свое служение. Помимо стиха 10:40, в Евангелии от Иоанна ещё несколько раз указывается, что Иисус вновь возвращался туда, где был прежде (4:46, 12:1)6 В беседе на празднике Обновления храма Иисус доказывает своё богосыновство (10:31 – 39), за что иудеи хотят побить Его камнями. Несмотря на это, множество людей поверили в Иисуса Христа, вспомнив слова Иоанна о Нём (10:41 – 42). Тогда можно считать, что первая часть начинается со свидетельства Предтечи об Иисусе как о Сыне Божием (1:34) и им же завершается. Отметим также, что, начиная с 11–й главы, в повествовании появляются указания на молитву Иисуса Христа (11:42; 12:27 – 29; 14:16; 16:26; 17), о чём до этого ни разу не упоминалось.7
О связях в построении Евангелия от Иоанна
Мы уже отметили, что Евангелие от Иоанна – связанный текст. Это можно показать на ряде примеров.
O сдвоенности глав
О парности глав довольно много пишет еп. Кассиан, не выделяя, впрочем, это как одну из особенностей построения Евангелия в целом.8 Главы объединяются общими темами. Например:
3 – 4: темы воды (3:5, 4:9 – 15) и спасения мира (3:16 – 17, 4:42);
5 – 6: темы единства Отца и Сына (5:17 – 30, 6:37 – 46) и воскресения мёртвых (5:25 – 29, 57, 6:39 – 40, 54).
Однако эта сдвоенность распространяется не только на содержание текста, но и на его структуру. Так, в 3–й и 4–й главах вслед за продолжительными беседами (с Никодимом, с самарянкой) идут фрагменты, тематически с ними связанные, в которых сообщается, что Иисус покинул место, где произошёл разговор (3:22 – 36; 4:43 – 54). А в 5–й и 6–й главах центральныe беседы начинаются и заканчиваются одними и теми же словами («не может Сын творить Сам по Себе ничего» (5:19, 30), «Отцы ваши ели и умерли» (6:31, 49, 58). Таким образом, диалог отталкивается от некоторого утверждения и к нему возвращается.
Не останавливаясь здесь подробно на связях между главами, заметим, что, приступая к изучению каждой из них, мы обязательно будем говорить, как она связана с предыдущим повествованием.
Чудеса
Чудеса в четвёртом Евангелии называются «Знамениями» (2:12, 23) или «делами» (10:32), в отличие от синоптиков, именующих их «силами». Епископ Кассиан пишет: «Знамение есть тоже чудо, но не только чудо. Знамение есть чудо, в котором раскрывается высший духовный смысл. Чудо в значении знамения требует толкования символического или типологического, но не исторического». Знамение – это это не просто одно из многочисленных событий земной жизни Иисуса Христа. Оно становится Его самооткровением, приоткрывает завесу Его личности и объясняет Его учение (9:5; 11:25).
Если у синоптиков рассказывается о нескольких десятках чудес, то у Иоанна их гораздо меньше – всего восемь. Знамения, о которых рассказывает евангелист, связаны либо с восполнением недостатка пищи (вина, хлеба, рыбы), либо с исцелениями.9 Особенностью всех чудес, приводимых в Евангелии от Иоанна, является полная безнадёжность обстоятельств, которые предшествуют чуду, когда кажется, что здесь уже ничего нельзя сделать:
• где взять вино, запас которого закончился во время свадьбы?
• как можно накормить многочисленную толпу в безлюдном месте?
• возможно ли выздоровление паралитика, который уже 38 лет мечтает спуститься в купальню Вифезда, когда в ней возмущается вода?
• может ли прозреть юноша, родившийся слепым?
• возможно ли вернуть к жизни четырёхдневного мертвеца, труп которого стал разлагаться?
• возможен ли улов для рыбаков, которые за ночь ничего не поймали?
О каждом из этих евангельских знамений ещё раз упоминается в последующих главах, к ним вновь возвращается повествование. Поэтому чудеса в Евангелии от Иоанна являются предметом обсуждения в гораздо большей степени, чем у синоптиков. Их нельзя отделить от основного текста, потому что каждое из них обязательно имеет своё «продолжение»:10
• чудо в Кане Галилейской (2:1 – 1) → 4:4611
• исцеление расслабленного (5:1 – 15) → 7:21 – 25
• исцеление слепорождённого (9:1 – 7) → 10:21; 11:37
• воскрешение Лазаря (11:1 – 44) → 12:1 – 18
• насыщение пяти тысяч (6:1 – 15) → беседа о Хлебе Жизни (6:27 – 59).
Свет
Но самым ярким примером, показывающим уникальную связанность текста Евангелия от Иоанна, может служить тема Света.
Начнём с цитат.
1:9 «Был Свет истинный, который просвещает каждого человека, приходящего в мир».
3:20 – 21 «Ибо каждый человек, делающий зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не были изобличены дела его. А творящий истину идет к свету, чтобы были явлены дела его, что они в Боге со деланы».
8:12 «Я – Свет миру. Тот, кто следует за Мной, не будет ходить во Тьме, но будет иметь свет жизни».
9:4 – 5 «Нам надо делать дела Пославшего меня, доколе есть день: приходит ночь, когда никто не может делать. Пока Я в мире, Я – Свет миру».
11:9 – 10 «Не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем».
12:35 – 36, 46 «Еще малое время свет между вами. Ходите, пока имеете свет, чтобы тьма вас не объяла. И ходящий во тьме не знает, куда идет. Пока имеете свет, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света... Я в мир пришел, как свет, чтобы ни один верующий в Меня не пребыл во тьме».
При внимательном чтении этих высказываний становится очевидно, что каждое из них является прямым продолжением предыдущего. В стихе 1:9 говорится, что Свет просвещает каждого человека в мире. Он делает явным, добро или зло творит человек (3:20 – 21). Поэтому тот, кто делает добро, не боится света и выходит к свету, чтобы следовать за Ним (8:12). И уже никогда не вернётся к тьме, но останется в свете жизни. А пока светло, есть возможность действовать (9:4). При свете дня (9:5; 11:9) человек видит путь и не боится опасностей дороги. Но свет ненадолго в мире (12:35). Те, кто поверит в Свет, станут детьми света. В этом назначение прихода Света в мир – избавить верующих в Него от власти тьмы и смерти (12:46). Таким образом, тема света образует цепочку последовательных утверждений, каждое из которых является звеном связанного текста.
И наконец, хотелось бы отметить еще очень существенную особенность всего того, что произносит Иисус в Евангелии от Иоанна. Это обращённость большинства изречений в будущее. Из–за этого слова Христа были непонятны его слушателям. Поэтому для согласия с тем, что Он произносил, нужна вера. Евангелист сообщает, что Видел свою Цель в том, чтобы привести читателей к такой вере: «Это написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31).
* * *
Например: Ин 1:19: «И вот Свидетельство Иоанна, когда послали к нему иудеи из Иерусалима священников и левитов спросить его: ты кто?»; 4:20: «Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что Иерусалим то место, где должно поклоняться»; 11:18 – 19: «Была же Вифания близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешить» их в горе о брате».
Ин 2:13: «И близко была Пасха Иудейская»: 4:45; приняли Его Галилеяне... ибо сами они ходили на праздник»; 6:4: «А была близко Пасха, праздник иудейский»; 7:2: «А был близко Иудейский праздник Куцей»; 11:55: «А была близко Пасха Иудейская».
4:1 – 3: «Итак, когда узнал Господь, что услышали фарисеи о том, что Иисус больше приобретает учеников и крестит, чем Иоанн, – впрочем, Сам Иисус не крестил, но ученики Его, – (ставил Он Иудею и ушел снова в Галилею)»; 7:1: «И после этого ходил Иисус по Галилее; ибо по Иудее Он не хотел ходить, потому что иудеи искали Его убить»; 10:39 – 44); «Тогда искали снова схватить Его, но Он уклонился от руки их. И пошел Он снова на ту сторону Иордана, на то место, где Иоанн прежде крестил, и остался там»; 11:8: «Говорят Ему ученики: Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда?»; 11:54: «Поэтому Иисус больше не ходил открыто между иудеями, но пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там остался с учениками».
К ней евангелист ещё раз вернётся в 19–й главе, чтобы связать смерть Иисуса Христа с часом заклания пасхального агнца (Ин 19:14 – 31).
Еп. Кассиан (Безобразов). Указ. соч. С. 125.
4:46: «И так Он пришел снова в Кану Галилейскую, где Он претворил воду в вино»; 12:1: «И так Иисус за шесть дней до Пасхи пришел в Вифанию, где был Лазарь, которого Иисус воздвиг из мертвых».
Ведь в каждой из этих молитв Иисус говорит о славе Божией. Тема прославления Сына в Страстях начинает преобладать в евангельском тексте со стиха 11:4 и далее до конца Первосвященнической молитвы.
Хотя принятое в настоящее время разделение на главы было произведено лишь в XIII веке, в случае Евангелия от Иоанна, которое в новом состоит из пространных речей Иисуса Христа, такое деление, безусловно, отражает первначальный евангельский замысел.
При том все исцеления совершаются по слову Иисуса, в то время как у синоптиков подчёркивается необходимость прикосновения, даже в случае с прокаженным.
Здесь можно говорить не только о чудесах, но и о том, что большая часть повествовательного материала имеет свое продолжение в последующем тексте. Приведём лишь несколько примеров из первых Глав: Посланничество из Иерусалима – 5:33 («вы посылали к Иоанну»); беседа с Никодимом – 7:50 ( «Никодим, приходивший к Нему ночью»); встреча с самарянкой и нахождение в Самарин – 8:48 ( «Не правильно ли мы сказали, что Ты самарянин?»).
«Итак, Он пришел снова в Кану Галилейскую, где он претворил воду в вино».