Источник

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Малахии

Введение

АвторАвторство Книги пророка Малахии является предметом споров. Исследователи расходятся во мнениях относительно того, является слово «Малахия» именем собственным или названием. И в арамейском Таргуме (переводе), и в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) подразумевается, что это не собственное имя. В первом из них слово «Малахия» относится к Ездре. Во втором «Малахия» переводится как «рукою ангела (или «посланца») Его». Главным аргументом против того, что Малахия собственное имя пророка, считается отсутствие определенных сведений о его отце и какого-либо упоминания о месте его рождения. Кроме того, выражение «пророческое слово», которым начинается Книга Малахии, встречается и в Книге пророка Захарии (9,1 и 12,1) и считается анонимным добавлением, и потому в Книге Малахии рассматривается аналогичным образом. Эти доводы недостаточно убедительны, чтобы считать, что «Малахия» не имя собственное. К тому же во всех других пророческих книгах слово «Малахия» употребляется как имя пророка. Как и почти обо всех пророках, мы мало знаем об обстоятельствах жизни Малахии. Он был «посланцем Божиим», и принесенная им весть исходила от Бога (Ам. 3,7).

Время и обстоятельства написания

Малахия, живший в одно время с пророками Ездрой и Неемией, уделяет особое внимание закону (4,4), так же как Ездра, чья проповедь была направлена на восстановление значимости и авторитета закона (Езд. 7,14.25.26; Неем. 8,18).

Упоминание о «князе» (1,8) позволяет отнести книгу к эпохе персидского владычества. Основываясь на этом факте, некоторые исследователи полагают, что книга была написана в период между пророческими служениями Ездры и Неемии. Другие же относят Книгу Малахии к интервалу между двумя приходами Неемии в Иерусалим, т.е. приблизительно к 433 г. до Р.Х.

Обстоятельства и проблемы, с которыми сталкивались Ездра и Неемия, также нашли отражение в пророчеств Малахии. Все они выступали против браков с иноплеменницами (напр., 2,11–15; Неем. 13,23–27). Все они обличали пренебрежение десятиною (напр., 3,8–10; Неем. 13,10–14). Наконец, все они бичевали пороки духовенства, пренебрегавшего законом (напр., 1,6 2,9; Неем. 13,7.8), и обличали греховное поведение в общественной жизни (напр., 3,5; Неем. 5,1–13).

Характерные особенности и темы

Завет составляет одну из главных тем Книги пророка Малахии. В ней содержится четыре явных указания на завет: это завет с Левием (2,5–9), «завет отцов» (2,10), брачный завет (2,15) и «Ангел завета» (3,1). Сама книга начинается с темы заветной любви Божией (1,2–5). Некомпетентность священников и их неверность Богу становятся очевидными по причине утраты веры простыми людьми, которые «нарушают завет» (2,10), поступая вероломно друг с другом как в супружеских отношениях (2,11.14), так и в своих общественных и хозяйственных делах (3,5). До тех пор, пока они не раскаются (3,7), над ними тяготеет проклятие Божие, обусловленное заветом (3,9; Втор. 28,15–68; Лев. 26,14–46).

Малахия обращался к разочарованным, отчаявшимся и сомневающимся людям, обстоятельства жизни которых совершенно не соответствовали их пониманию тех обещаний, которые давались прежними пророками. Предсказанное наступление царства Мессии никак не становилось явью. Народ пребывал в бедности, а хозяйство в упадке и расстройстве. Народ отступил от Бога и утратил свою веру. Слова Малахии обращены к людям, которыми овладели скепсис и апатия. Они не верят обетованиям и не стремятся жить соответственно им. Цель служения пророка зажечь светильник веры в упавших духом людях, напоминая им об избравшей их любви Божией (1,2), и укрепить решимость тех, кто поистине знает Бога, выполнять свои обязанности в соответствии с заветом (3,16–18).

Одна из характерных особенностей книги состоит в «дискуссионном» стиле. Вначале говорится о том, что Господь завета выдвигает обвинение против Своего народа. Народ отвечает на обвинение циничными вопросами. В ответ на такую дерзость пророк развивает и уточняет суть первоначально выдвинутых обвинений. При изучении книги следует ориентироваться на ее четкую структуру, которую образуют шесть диалогов-диспутов.

Содержание

I. Сомнение Израиля в любви Бога к нему (1,1–5)

II. Отступление духовенства от закона (1,6 2,9)

А. Пренебрежение к имени Божиему перед алтарем (1,6–14)

Б. Пренебрежение законом Божиим в поучении народа и суде (2,1–9)

III. Отступление израильтян от закона в брачных союзах (2,10–16)

А. Браки с язычницами (2,10–12)

Б. Разводы с женами-израильтянками (2,13–16)

IV. Бог не приемлет грех (2,17 3,5)

А. Ангел завета вершащий суд (2,17 3,1; 3,5)

Б. Ангел завета очищающий (3,2–4)

V. Желание Бога благословить народ (3,6–12)

А. Неизменность обещания Бога простить раскаявшихся (3,6.7)

Б. Израильтянам необходимо раскаяться в том, что они обкрадывают Бога (3,8.9)

В. Обетования Божий тем, кто раскается в том, что обкрадывает Его (3,10–12)

VI. Различие между праведными и нечестивыми (3,13 4,6)

А. Оскорбительные речи и дерзостное отношение циников (3,13–15)

Б. Богоугодное поведение верных (3,16)

В. Участь праведников и нечестивцев в грядущий день суда Господня (3,17 4,3)

Г. Два заветных основания: закон и пророчество (4,4–6)

Глава 1

1:1–5 Израиль разуверился в любви Бога к нему. Данный раздел содержит ответ Бога на эти сомнения. Господь напоминает Израилю, что Иаков, его предок, был избран Богом, тогда как Исав, предок Едома, был Им отвергнут. Если Израиль испытывал на себе гнев Божий только в отдельные короткие периоды своей истории, то на народ Едома «Господь прогневался навсегда» (1,4). Более того, если Израиль находится под сенью непреходящих обетовании Господа, давшего ему завет, то Едом никогда уже не воспрянет. Дело Господне, свершившееся в Едоме, исторгнет хвалу из сердца Иакова.

1 Пророческое слово. Ср. Зах. 9,1 и 12,1; Авв. 1,1; Ис. 13,1; Наум 1,1. Обычно пророчество об осуждении. Данное выражение может свидетельствовать о том, что пророк произносит речь не по своей воле, но по повелению свыше. См. также Иер. 20,9 и Ам. 3,8.

1:2 См. статью «Божий замысел: предопределение и предвидение».

Я возлюбил вас. Любовь Божия свободна в своем выборе и не связана никакими условиями. Эта истина изложена наиболее полно во Второзаконии, где глаголы «избрать» и «любить» употребляются параллельно, в частности, Втор. 7,6–8. Любовь Бога нашла свое выражение в завете, который Он заключил со Свои народом. Близость Бога к Израилю должна была служить для последнего источником благоговейного трепета и непреходящего изумления (Втор. 4,7.8). Любовь Бога берет начало в вечности (Иер. 31,3) и проявляется в Его завете с Авраамом, Моисеем и Давидом (Быт., гл. 12; Исх. 19,5.6; 2 Цар., гл. 7). Избрание Богом Иакова определяло Его отношения с Израилем и во времена пророческого служения Малахии. Любовь Бога, при условии ее верного понимания, порождает стремление к нравственному совершенствованию. С Израилем произошло то, что его самоудовлетворенность, с одной стороны, и циничные сомнения в Божией любви к нему, с другой, взаимно подпитывали друг друга и привели к тем нравственным кризисам, на которые устремлено внимание Малахии.

Иакову. Одно из имен Господа, упоминаемое в псалмах, «Бог Иакова» (Пс. 19,2; 45,8; 74,10; 75,7; 83,9). Любовь Бога не имеет аналогов, потому что Он любит грешников, тех, кто по своей природе должны вызывать у Него неудовольствие и гнев (Еф. 2,3.4; Лк. 15,2). История патриарха Иакова и Исава в книге Бытие ясно показывает, что Бог избрал Иакова не по его личным достоинствам. См., в частности, Быт. 25,21–34.

1 возненавидел. Бог ненавидит идолопоклонников (Иер. 44,4; Ос. 9,15), делающих зло (Пс. 5,6), нечестивых и любящих насилие (Пс. 10,5). Ему ненавистны также шесть пороков, которые перечислены в Притч. 6,16–19. В некоторых местах Священного Писания слово «ненавидеть» фактически означает «любить в меньшей степени». См. Быт. 29,30.31 и Втор. 21,15–17; Лк. 14,26. В данном же случае это слово подразумевает активное неприятие, неудовольствие и немилость, которые проявляются в справедливом возмездии. Исав (Едом) не только наказан лишением или уменьшением благословений, но он испытывает на себе также в полной мере тяжесть свершившегося осуждения. См. также 2,16; Пс. 5,6; Ис. 61,8; Иер. 44,4; Ос. 9,15; Ам. 5,21.

опустошению. Больше всего, это выражение относится к занятию Едома набатейскими арабами. В Ам. 9,12 Едом олицетворяет все народы, на которые распространятся спасительные Божий обетования.

1 над пределами Израиля. Бог есть Всесильный Господь, Которому подвластна история. Цели Его спасение людей, становятся явью как для народа завета, так и для других народов. См. ст. 11 и Быт. 12,3.

12,9 Одна из главных причин, по которым Господь прогневался на Израиль, заключается в отношении священников к имени Бога, которое они проявляют перед алтарем, и к закону Божию при обучении народа и отправлении правосудия. Перед алтарем священники приносили в жертву больных или увечных животных, таким образом, превращая свои действия, по сути, в их полную противоположность, что влекло за собой проклятие и скверну, тогда как должно было бы нести благословение и очищение. Обучая народ и верша суд, они нарушали завет с Левием тем, что вводили народ в заблуждение и поступали пристрастно. Левитам следовало знать, что, если они и дальше будут нарушать свои обеты преданности завету, Господь отвергнет их и изберет достойное духовенство из всех народов.

1 почтение. Слава Бога беспредельна (Пс. 56,6.12). Почитать Господа долг Его народа (Пс. 28,1.2).

бесславящие. Поведение, противоположное почитанию Господа и страху пред Ним (1,6.7.12.13). Это слово часто встречается в Притчах Соломона (1,7; 15,20; 23,22), где оно переводится как «презирают», «пренебрегают», «не пренебрегай» или «презрит» (23,9). См. 2Цар. 12,9.10.

1 нечистый хлеб. По-видимому, эти слова относятся к жертвенным животным, см. ст. 8 (слово «хлеб» в Ветхом Завете иногда обозначает всякую жертву вообще, ср. Лев. 21,6; Чис. 28,2). «Нечистый» означает ритуально нечистое и потому неприемлемое. Оскорбления Богу наносятся не только нарушениями ритуала, но, в еще большей степени, тем отношением к Нему, которое стоит за такими нарушениями (Быт. 4,3.5 и ком.; Евр. 11,4).

трапеза Господня. Это выражение применительно к алтарю употребляется в Ветхо Завете только здесь и в 1,12.

1 больное. Закон строго запрещал подобные жертвоприношения (Лев. 22,22; Втор. 15,21).

1 велико будет имя Мое между народами. Бог обещает грядущее торжество Его царства славы. Выражение «от востока солнца до запада» часто указывает на Его эсхатологически предопределенное явление всему миру (Пс. 49,1; Ис. 45,6; 59,19).

на всяком месте. Прославление Бога «на всяком месте» противопоставляется поклонению, которое, по слову Господа, должно быть в Иерусалиме (Ис. 2,2–4; 66,19–21; Зах. 14,16–21). Недостойные Бога жертвоприношения, которые совершаются в настоящем, противопоставляются чистым жертвоприношениям в будущем. Обетование, данное в этом стихе, исполняется ныне, когда Христос собирает Свое Царство священников из всех народов (Откр. 5,9.10); окончательно же оно свершится в будущем, когда народы соберутся воедино, чтобы прославить Бога (Откр. 21,27).

1 Я Царь великий. Бог есть не только Отец (1,6; Исх. 4,22) и Владыка, и Царь. Представление о Боге как о Царе сформировалось в ветхозаветной религии уже в ранние времена (Исх. 5,18; Чис. 23,21; 24,7; Втор. 33,5). См. Пс. 92–99.

Проклят лживый. Законы, регулирующие добровольные жертвоприношения, требуют, чтобы приносимые жертвы были без изъяна. Здесь говорится о попытке обмануть Господа и о том, что произошло в период между обетом и его исполнение (Пс. 75,12).

Глава 2

2 Я пошлю на вас проклятие. См. Втор. 28,20.

прокляну ваши благословения. Это либо те благословения и материальные блага, которые были обещаны священникам, получающим десятину (Чис. 18,21), либо благословения, произносимые священниками во время жертвоприношений (Чис. 6,24–26). И то, и другое обернется проклятиями.

2 завет жизни и мира. Во Второзаконии главный упор делался на том, чтобы показать связь между покорностью воле Господней и жизнью. Преданность Богу ведет к полноте жизни. Некоторые комментаторы видят в словах «завет... мира» указание на завет с Финеесом, о котором говорится в Чис. 25,10–12.

2 уста священника должны хранить ведение. См. Ос. 4,6 и Езд. 7,10. Связь между истинным знанием Господа и наставлением в законе, которое дают священники, красноречиво выражена в 2Пар. 15,3: «Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона».

2 вы уклонились от пути сего. См. Неем. 13,29. Настроения и поведение духовенства подавали народу дурной пример. Священники пренебрегли своим истинным призванием в том, что касалось обучения народа и сохранения истинного знания. См. Пс. 1,6; 17,22.23; Рим. 1,5; Деян. 6,7.

2 вы... лицеприятствуете в делах закона. Подосновой этого порицания служит представление о сущности Бога, Который «не смотрит на лица и не берет даров» (Втор. 10,17; ср. Лев. 19,15). Возможно, дело обстояло так, что священники не применяли закон ко всем беспристрастно, но избирательно подходили к выяснению истины, когда дело касалось представителей богатых и влиятельных слоев общества.

2:10–16 Отсутствие надлежащей преданности Богу приводит к нарушениям во взаимоотношениях между людьми. Малахия сурово осуждает браки с идолопоклонницами в ст. 10–12 и разводы с женами-израильтянками в ст. 13–16. Неверность прогрессирует: начавшись с неверности Господу (осквернением завета, ст. 10), затем проявляется в вероломстве по отношению друг к другу (ст. 10) и, наконец, приводит к вероломству в отношении «жены юности» (ст. 14).

2 один... Отец. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис. 51,2). Но скорее, они относятся к Богу (1,6; Исх. 4,22.23; Втор. 32,6; Ис. 63,16; 64,8; Иер. 2,27; 3,4.19; 31,9).

2 Вероломно поступает. Это выражение пять раз встречается в данном разделе (ст. 10,11,15,16). Оно употребляется также в Иер. 3,20 по отношению к супружеской неверности.

мерзость. Еврейское слово в этом значении употребляется главным образом во Второзаконии, где речь идет о религиозной практике идолопоклонников (Втор. 7,25.26; 12,21; 13,14; 18,12). Оно также может относиться к нарушениям норм сексуального поведения (Лев. 18,22.26.29.30; Втор. 24,4).

унизил... святыню. Слово «святыня» может также относиться к израильскому народу (ср. Ис. 6,13; Езд. 9,2). Именно народ, возлюбленный Богом, осквернился из-за того, что нарушал закон в своей матримониальной практике.

женился на дочери чужого бога. Эти слова означают брак с женщиной, сохранившей веру в иного бога, т.е. идолопоклонницей, находящейся вне завета (ср. Быт. 24,3.4; Исх. 34,12–16; Втор. 7,3.4; Нав. 23,12; 3Цар. 11,1–10). Это выражение употребляется и в Новом Завете (1Кор. 7,39; ср. 2Кор. 6,14).

2 женою юности твоей. См. ст. 15; Притч. 5,18.

законная. Верность Божиему завету должна наглядно проявляться Его народом в брачных отношениях (Притч. 2,17). Апостол Павел наставляет народ Божий нового завета в том же духе (Еф. 5,22–33).

2 один. См. Быт. 2,24.

2:16 См. статью «Брак и развод».

Если ты ненавидишь ее, отпусти. См. Ис. 50,1; Втор, 24,1–4.

одежду. Вступление в брак и обзаведение женой иногда символически уподоблялось надеванию одежды. См. Втор. 23,1; Руфь 3,9; Иез. 16,8.

23,5 Религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. В ответ на это Бог обещает, что пошлет ангела, чтобы приготовить путь для Него Самого, а затем Он вернется в Храм Свой. Его пришествие повлечет осуждение грешников, но милость Его дарует им очищение. Он очистит сердца левитов, и они вновь станут приносить жертвы праведные. Суд этот будет суровым. Господь выступит главны свидетелем обвинения против Своего народа.

2 прогневляете Господа. См. Ис. 43,24: «беззакониями твоими отягощал Меня». Малахия говорит о том, что наносимые Богу оскорбления связаны с циничным отказом признавать Его нравственное руководство, и о сопутствующем этому духе дерзости. Утверждение, что Бог якобы благоволит к творящим зло, есть крайняя степень богохульства.

Глава 3

3 Ангела Моего. Ср. 4,5 и Ис. 40,3, где также есть слова «приготовьте путь». По традиции Ближнего Востока: впереди идущего царя заранее посылали гонцов, чтобы предупредить о его приближении и устранить с пути все препятствия. Подразумевается, что упоминаемый здесь ангел является последним и предвещает непосредственное пришествие Господа как «Ангела завета».

внезапно. Ассоциация с несчастьями и бедственными обстоятельствами (напр., Чис. 12,4; Ис.47,11; ср. 2Пет. 3,10).

Ангел завета. В ответ на заявление, что Бог будто бы не проводит различия между добром и злом (2,17), здесь указывается на исправляющее и очищающее служение Ангела завета. На выпад: «где Бог правосудия?» (2,17), ответ дается в ст. 5. Иудеи ожидали, что Бог будет судить другие народы, но Господь говорит: «приду к вам для суда» (ст. 5). «Ангел завета» означает иное лицо, нежели «ангел Мой», потому что Он исправит и очистит священников, левитов, равно как и все царство. Он изменит укоренившуюся у народа практику жертвоприношений и свершит преобразование самого священства (ст. 2–5). Одним словом, сей «Ангел завета» есть Мессия. Это пророчество исполняется в Иисусе.

Пришествие Христа (Книга пророка Малахии 3,1).

3 очистит сынов Левия. Священники увели народ с пути истинного. Работа по очищению должна начаться с них, а затем она распространится на весь народ. Левиты были образцом для народа, которому надлежало стать «царством священников» (Исх. 19,6).

жертву Господу в правде. См. 1,11: «чистую жертву». Трудами Ангела завета жертвоприношения вновь станут достойными Бога, когда очистятся и сердца, и жизнь совершающих их (ср. Пс. 4,6; Соф. 3,9).

3 приду к вам для суда. Этот раздел начинается с того, что религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. Заканчивается же он обвинениями, которые Господь предъявляет Своему народу. Те грехи, которые перечисляются в ст. 5, были ясно указаны в Законе Божием. Первопричиной этих грехов явилось отсутствие страха Божия (ст. 5).

3:6–12 Народ не только приносил неполноценные жертвы, но также утаивал десятину, формально по причине скудных урожаев, собираемых с полей. Но утаивание десятины означает кражу у Господа. И Господь по справедливости лишил народ Своего благословения. Народ согрешил также неверием в то, что Господь даст людям все необходимое, если только будут исполняться Его повеления. Итак, Господь призывает народ испытать Его. Если народ поступит по слову Божию, благословения ему будут столь обильны, что все люди, увидев их собственными глазами, провозгласят Израиль блаженным.

3 Я Господь, Я не изменяюсь. Неизменность воли Божией проявляется в Его цели благословить Свой избранный народ. Благодаря этому народ Божий уцелел (Исх. 34,6.7; Иер. 30,11).

3 обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам. Повеление Божие раскаяться связано с Его обетованиями (ср. Зах. 1,3; Иак. 4,8). Грех служит преградой между Богом и людьми и причиной того, что Бог отвращается от них (Ис. 59,2).

3 Десятиною. Т.е. десятой частью (Иез. 45,11.14). См. жизнеописания патриархов Авраама (Быт. 14,20) и Иакова (Быт. 28,22). Десятина получила свое официальное закрепление в законе (Лев. 27,30; Чис. 18,28; Втор. 12,4–19; 14,22–29; 26,12).

приношениями. Речь идет о частях жертвенных животных, которые предназначались священникам (Исх. 29,27.28; Лев. 9,22). Это дары, добровольно приносимые с определенной целью (Исх. 25,1–7). См. Неем. 13,10.

3 дом хранилища. Т.е. помещение внутри храма, предназначенное для хранения приношений (2Пар. 31,11; Неем. 10,38.39; 12,44; 13,12).

испытайте Меня. Обычно в Библии говорится о том, что Бог испытывает людей (Пс. 10,5; 25,2; 65,10; Притч. 17,3; Иер. 11,20; 12,3; 17,10). В данном же случае смысл этих слов прямо противоположный. Есть очень немного примеров того, что людям предлагается испытать Бога, т.е. подвергнуть проверке Его требования и найти оправдание Его повелениям (Ис. 7,11; Суд. 6,36–40; 3Цар. 18,22–46).

отверстий небесных. См. Быт. 7,11.

34,6 Последний раздел возвращает к пророчеству о предтече и грядуще пришествии Бога (3,1–5). Начало его напоминает горестный псалом. Но сетования, содержащиеся в нем, приобретают оскорбительный для Господа смысл. Люди по-разному переживают тяготы и невзгоды: одни богохульствуют в своих речах и навлекают на себя гнев Божий, другие пребывают в страхе Божием их Господь записал в «памятную книгу». Он обещал им, что они будут Его достоянием.

Упоминанием о «дне» (ст. 17) вновь затрагивается тема последнего дня суда Божия, который станет днем гибели для нечестивых и спасения для праведных. В заключительных стихах еще раз повторяется обетование предтечи. Народ призывается к соблюдению закона Моисеева. В последние времена, предшествующие «дню Господню, великому и страшному», люди разделятся на праведников и нечестивых. Если же народ не отзовется на пришествие нового Илии, Господь поразит всю землю проклятием.

3 тщетно. Т.е. попусту.

пользы. Желание получить от своего служения личную выгоду полностью противоречит стремлению к правде Божией (Пс. 118,36).

3 Но. Речи и поведение богобоязненных людей являются их ответом на роптание сомневающихся и составляют им полную противоположность.

боящиеся Бога. См. 1,6–14.

памятная книга. Это выражение встречается только здесь, но указания на особую книгу можно найти и в других местах Ветхого Завета (ср. Исх. 32,32; Пс. 68,29; 138,16; Ис. 4,3; 65,6).

3 они будут Моими. Те, кто сохранил верность Господу.

собственностью. Т.е. народ Израиля «удел», «собственный народ» Господа (Исх. 19,5; Втор. 7,6; 14,2; 26,18).

3 увидите различие между. Те, кто составляет «собственность» Господа, наделены шестью отличительными чертами: 1) чтут и боятся Бога (1,6.14; 2,2.5; 3,16); 2) хранят завет (2,8; 3,14); 3) следуют завету в своих брачных отношениях (2,11–15); 4) способны различать добро и зло (3,5); 5) почитают Бога приношением десятины (3,9–12); 6) служат Богу (3,18).

Глава 4

4 попалит. Огонь очищающий (3,2) и огонь пожирающий (4,1) ассоциируются с благословляющей и карающей волей Господа. Ср. Пс. 20,10; Ис. 10,16; 30,27; Иоил. 2,3.10; Соф. 1,18; 3,8; Евр. 10,27.

ни корня, ни ветвей. Символ полного уничтожения.

4 Солнце правды. Образ солнца прилагается к Господу в нескольких случаях (Чис. 6,25; Пс. 83,12; Ис. 60,19). Царь из дома Давидова будет царствовать по правде (Ис. 32,1) и назовется «Отраслью праведной» (Иер. 23,5.6).

исцеление. См. Исх. 15,26; Втор. 32,39. Исцеление в некоторых случаях является синонимом прощения (2Пар. 7,14; Пс. 102,3; Ис. 53,5; Иер. 17,14).

4 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка. Посланец Бога должен привести людей к раскаянию («приготовьте путь» в 3,1 аналогично по смыслу «обратит» в 4,6) в ожидании грядущего дня Господня. Поэтому принято считать, что «новый Илия» то же самое лицо, что и «Ангел Мой». В Новом Завете Илия идентифицируется с Иоанном Крестителем (Мф. 17,10–13; Мк. 9,11–13; Лк. 1,17).

4 обратит сердца отцов к детям. Раскаяние и обращение к Богу проявятся в восстановлении добрых отношений в семье (Лк. 1,17).

чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Книга пророка Малахии начинается с возвещения любви Божией, даруемой Им избирательно, заканчивается же она угрозой проклятия. Пророчество Малахии, в котором говорится и о милости Божией, и об осуждении от Господа, имеет сходство со словами Павла: «Итак видишь благость и строгость Божию» (Рим. 11,22).


Источник: Новая женевская учебная библия /под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с.

Комментарии для сайта Cackle