С. Снессорева

Источник

Празднества иконам Пресвятой Богородицы в преходящие по пасхалии дни

Похвала Богородицы

Похвала Богородицы

В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; её враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Её были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Её икона, писанная св. евангелистом Лукой. В достопамятную ночь, когда соединённые силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Её жизни – риза и пояс Её; но в IX веке праздник сей внесён в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос – приветствием архангела: радуйся. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поётся на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Сладкое лобзание137

В царствование Феофила-иконоборца одна благочестивая женщина, Виктория, жена Симеона Патрикия, с опасностью жизни от гонений иконоборцев чтила св. иконы, и с благоговением сохраняла она в своей комнате икону, называемую Сладкое Лобзание. Муж её потребовал икону на сожжение. Но Виктория предпочла лучше пустить св. икону в море, чем

Сладкое лобзание

выдать её для поругания и уничтожения. Впоследствии сия икона явилась на берегу моря пред монастырём Филофеевским на Афоне. Игумен и братия приняли её и внесли в соборный храм. С тех пор и доныне каждый год в понедельник на Пасху совершается крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы; икона греческой работы, имеет длины 1 аршин и 12 вершков, ширина 1 аршин 31/2 вершка.

Иверская

Во вторник первой недели Святой Пасхи совершается празднество Иверскому чудотворному образу Пресвятой Богородицы, установленное по примеру Афонского Иверского монастыря в память явления сей иконы 31 марта.

Живоносный Источник

В пятницу первой недели Святой Пасхи совершается празднество обновлению храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносным Источником, воздвигнутого императором Львом I в V веке (в 457 г.) при источнике.

О первоначальном чудесном открытии Живоносного Источника повествует Никифор Каллист. Он же описывает и св. храм на источнике в лесистом и весьма заросшем кипарисом и платанами

Живоносный Источник

месте, с древних времён посвящённом Пресвятой Богородице. От сего источника были многие исцеления различных недугов силою Божией Матери. По прошествии многих лет, когда храм сей пришёл в ветхость, император Лев Премудрый возобновил его и установил торжественно праздновать освящение его в честь и славу Пресвятой Богородицы. Балаклий, или Живоносный Источник, лежит на западе, верстах в десяти от Константинополя. Из всех греческих церквей храм Живоносного Источника отличается изяществом и красотою. В XV веке Никифор Каллист составил исследование богослужения на праздник обновления храма Живоносного Источника.

Озерянская

Чудотворная икона Божией Матери, называемая Озерянскою, находится в Харьковской епархии, в Преображенском Куряжском монастыре, отстоящем от Харькова по дороге в Киев в 10 верстах. Икона Озерянская явилась в конце XVI столетия на месте, называемом Озерянкою, отстоящем от Харькова в 35 верстах на юго-восток, где впоследствии сооружена была и пустынь, называемая Озерянскою и существовавшая до конца прошедшего столетия в виде приписной обители к Харьковскому Покровскому училищному монастырю, ныне архиерейский дом. Святая икона имеет в длину немного более 9, в ширину 71/2 вершков; она украшена ризою из чистого червонного золота старинной работы. Риза эта возобновлена в 20-х годах XIX столетия усердием генеральши Глазенап.

Во время татарских набегов на Украину один крестьянин из села Озерянки вышел летом косить траву на лугу. Под одним ударом косы послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел свечку, горящую пред иконою Божией Матери. Икона была написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял обе половины и свечку, принёс домой и поставил подле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные части соединились, и так плотно, что едва слабый след разреза остался. От иконы стали совершаться многие чудеса.

На Украину сия икона принесена из-за Днепра, из Чермной Руси. Она написана на холсте, как это обыкновенно делается на западе, и уже впоследствии наклеена на кипарисовую доску.

В Озерянской пустыни пребывала святая икона до уничтожения этой обители, т. е. до конца прошедшего столетия, когда в одной Харьковской епархии было уничтожено до 20 монастырей. Тогда икона перенесена была в Куряжский монастырь, а по закрытии и этого монастыря – в Харьков, в Покровскую церковь. Но когда Куряжский монастырь восстал из развалин в начале XIX века, то по прошению иноков того монастыря чудотворная икона была им возвращена и до сего времени пребывает там. На поклонение сей иконе стекается множество жителей из Харькова и его окрестных селений. Икона поставлена в Преображенской церкви внутри монастыря, стоящего на горе; летом для богомольцев сносят её в церковь св. Онуфрия, стоящую под горою и устроенную на роднике. Родник под самым престолом, и от него проведена чугунная труба вдоль церкви под полом; вода проходит в недалеко устроенные купальни, в которых болящие нередко получают исцеление. Из купален вода течёт в виде ручья вдоль горы под монастырём.

30 октября ежегодно сия икона приносится в Харьков и остаётся там до недели Антипасхи, когда и совершается ей празднество в Фомино воскресенье.

Курская-Коренная

В пятницу девятой недели по Пасхе бывает празднество чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Курскою-Коренною138. Икона сия при многочисленном стечении народа с крестным ходом приносится пред девятою пятницею по Пасхе из Курска в Коренную пустынь на место явления её. Она явилась в 1295 г. одному охотнику в лесу на берегу р. Тускары при корне дерева, где жители Рыльска соорудили часовню и поставили в ней св. икону. Вторичное празднество сей иконе 27 ноября.

Страстная

В шестое после Пасхи воскресенье празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы, именуемой Страстною; в Москве оно совершается в Страстном девичьем монастыре в память достохвальных чудес, от сей св. иконы в сей день бывших. Название Страстной она получила оттого, что около лика Богородицы изображаются два ангела с оружиями страстей Господних. Вторично празднуется 13 августа.

Умиление

В седьмую неделю по Пасхе совершается празднество чудотворной иконе Богородицы, именуемой Умиление. Праздник сей установлен в 1601 г. в воспоминание избавления города Пскова от осады польского короля Стефана Батория. Икона сия находится в Псково-Печерском мужском монастыре, в 56 верстах от Пскова. В этот же день празднуется и Псково-Печерской иконе Богородицы. Вторично празднуется сей иконе 7 октября.

Кипрская139

Кипрская

Празднество чудотворной Кипрской иконе Пресвятой Богородицы совершается в день сошествия Святого Духа, а также 20 апреля и 9 июля в Москве, в церкви святителя и чудотворца Николая, что в Голутвине, где хранится и самая икона Кипрская.

Тупичевская140

В Тупичевском Свято-Духове монастыре в городе Мстиславле Могилёвской губернии есть чудотворная икона Богоматери, именуемая Тупичевскою. Празднество ей установлено в день

Тупичевская

сошествия Святого Духа и 15 августа. В 1847 году восстановлены три крестных хода с чудотворною Тупичевскою иконою. Празднество совершается и 15 августа.

Дехтяровская

В 15 верстах от г. Новгород-Северска, на берегу р. Десны, находится чудотворная икона Богоматери в каменной церкви, построенной в 1710 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На сей иконе Матерь Божия изображена обеими руками обнимающею шею Предвечного Младенца, Который наклонился с левой стороны к Её шее. Вышина иконы 7 вершков, ширина 51/2 вершков. Икона написана на доске и прославилась ещё в 1702 г.

В десятую пятницу после Пасхи народ многочисленными толпами стекается в с. Дехтяровку на поклонение чудотворной иконе.

Когда Мазепа в Дехтяровке писал в Стародубский полк воззвание отказаться от царя Петра I и присоединиться к шведскому королю Карлу XII, в народе пронеслась молва, что Мазепа вместе со шведами надругался над чудотворною Дехтяровскою иконою, и это оттолкнуло от Мазепы даже преданных ему людей, готовых уже следовать за ним.

Борщаговская

В10 верстах от Киева, к западу, находится казённое селение Борщаговка, именуемое братским, потому что некогда принадлежало Киевскому Богоявленскому братству, по дарственной записи гетмана запорожских войск Ивана Петрижицкого. Селение Борщаговка прославилось чудотворною иконою Божией Матери, которая находится в приходской церкви Живоносного Источника Пресвятой Богородицы. О времени и обстоятельствах явления сей иконы нет никаких сведений, но нередко совершающиеся от неё чудотворения привлекают к ней многочисленные толпы богомольцев. Каждую неделю по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери, и в 10-ю пятницу совершается празднество.

Табынская

Табынская

Первое явление Табынской иконы относится ко второй половине XVI века, до первого сеитского бунта, когда башкиры в 1676 году, под предводительством своего старшины Сеита, разорили селения в Уфимском и Казанском уездах. Монастырский дьякон первый увидел святую икону на большом камне у подошвы горы над источником, известным под именем «святого солёного ключа». Икону носили в Уфу и Казань, наконец, поместили в монастырской церкви. Затем край был охвачен бунтами, и сведения об иконе пресекаются.

В первой половине XVIII столетия совершилось второе обретение на том же камне; её нашли башкиры и со злобою ругались над святынею, рубили, кололи её, но она оставалась невредимою и несокрушимою. Башкиры наказание за своё святотатство, лишились зрения и долго блуждали в лесу, пока один из них не раскаялся в своём злодеянии и получил прозрение, а за ним и прочие раскаялись и были помилованы.

Икона была перенесена в храм села Табынского Стерлитамакского уезда, получила название Табынской Божией Матери и прославилась повсеместно в Приуральском крае многими чудотворениями.

Ежегодно, в девятую пятницу по Пасхе Христовой, в день обретения иконы, десятки тысяч богомольцев, большею частью пешком, стекаются в село Табынское, на Святые Ключи. В первое воскресенье после девятой пятницы по Пасхе чудотворную икону носят при крестном ходе на место её чудесного явления – Святые Ключи.

Издавна прославленная чудесами и знамениями Промысла Божия Табынская святыня в течение почти двух столетий являлась единственною утешительницею русского, православного населения среди дикой Башкирии, в её глухом крае.

Ревуцкая

Прославившаяся чудотворениями Ревущая икона Божией Матери находится в селе Ревуцком (Добровеличковке) Бобринецкого уезда Херсонской губернии; прославилась чудотворениями на Страстной неделе 1848 года.

Живоносный источник – в Саровской пустыни

Икона Пресвятой Богородицы с изображением Её явления на живоносном источнике принесена в Саровскую пустынь основателем церкви Живоносного Источника иеросхимонахом Иоанном в первых годах XVIII в. Икона сия украшена серебряным, в позолоте, окладом и прославилась чудотворениями. Старец Серафим часто заставлял своих посетителей молиться пред этою иконою и советовал искать утешения и исцеления в Божией Матери. Иконе Живоносный Источник празднуется в пятницу на Пасхе.

Живоносная источница

В 12 верстах от Пензы находится село Валяевка, в церкви которого хранится чудотворная икона, известная под именем Живоносная Источница. Обычай ходить туда на поклонение св. иконе пред экзаменами и после оных ведёт своё начало с давних времён и особенно исполняется неизменно и ежегодно воспитанниками духовных учебных заведений.

Думницкая

Думницкая

Чудотворная икона Божией Матери находится в Думницком Рождество-Богородицком монастыре. В память чудесной помощи от Думницкой иконы Божией Матери в избавлении города Борзны, Черниговской епархии, от чумы в 1771 году бывает крестный ход из г. Борзны в монастырь. Этой иконе совершается празднество в 10-ю пятницу по Пятидесятнице и 8 сентября.

Трубчевская

Свято чтимая икона называется Трубчевской, оттого что она написана, как видно из надписи, в г. Трубчевске Орловской губернии священником Евфимием. В честь этой чудотворной иконы построена церковь в монастыре и освящена 3 октября, почему и празднуется ей в десятую пятницу по Пятидесятнице и 3 октября.

Сверх сего находятся ещё изображения пресвятой богородицы, коих точное время явления и дни празднества не вполне известны

Благодатное небо141

Чудотворная икона Богоматери, именуемая Благодатное Небо, находится в Москве, в Архангельском соборе, по левую руку царских врат. Она принесена в Москву великой княжной Софией Витовтовной, супругою князя Василия Димитриевича.

Ктиторская, или Алтарница142

Ктиторская, или Алтарница

В 862 году, когда арабы разоряли Крит и другие острова Средиземного моря, тогда же они расхищали и Св. Афонскую гору. Одному иеродиакону удалось скрыть крест и чудотворную икону в колодце под помостом храма. Зажегши пред иконою свечу и надвинув сверху мраморную плиту, он бросился бежать, но был схвачен арабами и отведён в плен. Чрез 70 лет он возвратился опять в обитель, и по его указанию икона и крест были обретены с горящею пред ними свечою. В воспоминание этого обретения по вторникам каждонедельно совершается ей празднество, в понедельник за вечерней бывает молебен Пресвятой Богородице, а во вторник совершается торжественная Литургия. По преданию, крест сделан Константином Великим по образу виденного креста на небе. Крест стоит за престолом, а икона поставлена на горнем месте, почему и называется Алтарницей.

Умиление, что на Чёрных горах Целительница

В Москве, в Алексеевской женском монастыре, находится икона Богоматери, именуемая Целительницею. Она прославилась многочисленными чудотворениями в конце XVIII столетия. Царица Небесная изображается стоящею у одра больного; на устах больного видно млеко. Поводом к такому изображению было следующее событие. Один благочестивый клирик (Викентий

Умиление, что на Чёрных горах Целительница

Бульвиненский Наварнинской церкви) всякий раз, когда входил в церковь или выходил из нее, имел обыкновение преклонять колени пред образом Богородицы и говорить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь Бог, наш Спаситель!» Однажды этот клирик тяжко заболел: у него гнил язык, и от сильной

боли он терял даже рассудок. Пришедши в себя, он произнёс мысленно свою обыкновенную молитву и в ту же минуту увидел у своего изголовья прекрасного юношу – это был Ангел хранитель. Взирая с состраданием на больного, Ангел хранитель воззвал к Богоматери: «О Госпоже Премилосердая! Виновница благочестивых подвигов сего страдальца! Сей язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, ныне весь изъязвлен и произносит только безумные глаголы. О Премилосердая Госпоже! Обрати матерний взор Свой на сего страдальца и пощади его!» Вдруг явилась Богоматерь и, милосердуя о страждущем, открыла сосцы Свои и, источивши из них спасительную каплю млека в уста больного, стала невидима. Больной почувствовал себя совершенно здоровым, прямо пошёл в церковь и стал на клиросе с поющими. Изумлённому народу он рассказал чудо Богоматери. Это подало повод к изображению Богородицы Целителъницы. Празднество ей совершается также и 18 сентября.

Нерушимая стено

В главном алтаре Киево-Софийского собора под сводом над горним местом находится мозаический образ Пресвятой Богородицы, именуемый Нерушимая Стена. Пресвятая Дева изображена на золотом мозаическом фоне в исполинский рост, стоящею на четвероугольном золотом камне с воздетыми руками. В продолжение восьми веков (840 лет) сия чудотворная икона осталась неповреждённою, почему, вероятно, и названа Нерушимою Стеною.

Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь. На большой дуге полусвода, во всю её длину и почти во всю ширину, изображена греческая надпись чёрной мозаикой. Надпись эта так переводится: «Бог посреди ея и не по- движется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45, ст. 6).

Сырковская

В Сыркове Новгородском девичьем монастыре находится чудотворная икона Владимирской Богоматери, присланная из Москвы при основании сего монастыря в половине XVI века. Монастырь сей основан в 1548 году новгородским посадником Федором Сырковым, отчего и чудотворная икона называется Сырковской.

Спасительница утопающих – Леньковская

В восьми верстах от Новгорода-Северского, в селе Ленькове, лежащем на берегу Десны, есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы, Спасительницы утопающих. Против самой горы, на которой стоит церковь, на Десне есть опасный водоворот; переплыть его весьма трудно; часто случалось, что огромные барки гибли в нем. Вдруг явилась здесь икона Божией Матери; пловцы,

Спасительница утопающих – Леньковская

подъезжая к с. Ленькову, остановились, сошли на берег, пошли в Леньковскую церковь и молились пред явленною иконою Богородицы, да милует и спасает их Спасительница утопающих. Потом пловцы стали бросать жребий, кому оставаться кормчим на барке, прочие же выходят и идут берегом, пока суда не пройдут водоворота. Со времени явления иконы несчастья стали случаться редко. Этой иконе совершается празднество и на 20 декабря.

Живоприятная, или Предвозвестительница143

На Афонской горе, в монастыре Ватопедском, находится икона Божией Матери, именуемая Живоприятной. Она изображена снаружи соборной церкви с северной стороны пристроенного к оной храма св. великомученика Димитрия Солунского по следующему случаю: Плакидия, дочь

Живоприятная, или Предвозвестительница

Феодосия Великого, желая видеть брата своего Аркадия, царствовавшего тогда в Константинополе, отправилась в 382 году из Рима морем в Константинополь, причём положила намерение, чтобы на пути сем поклониться и чудотворной иконе Божией Матери, находящейся в монастыре Ватопедском, сооружённом её отцом, императором Феодосией Великим. Она повелела кораблю своему пристать к Афонской горе. Ватопедские иноки вышли к ней навстречу с приличными почестями. Узнав о её желании поклониться чудотворной иконе, они испугались, потому что видели в этом нарушение устава Афонской горы, запрещающего в неё вход женскому полу, но, не смея противиться воле сестры своего императора, решились вместе с нею идти в монастырь свой. Плакидия, сохраняя глубокое смирение, не последовала за иноками большими средними вратами в соборную церковь, а хотела взойти меньшими, северными, но едва только приблизилась ко вратам, как вдруг услышала пришедший свыше глас: «Стой! Не иди далее, иначе будешь строго наказана». Плакидия пришла в невыразимый ужас и, сознав важность вины своей в нарушении монастырского устава, пала на землю, проливала слезы в раскаянии и просила у Божией Матери прощения в грехе своём. Тут узнала она, что некоторые из женщин, дерзнувшие нарушить этот устав, были наказаны внезапною смертью, и потому в благодарность за полученное ею помилование приказала соорудить храм во имя великомученика Димитрия, а на том месте, где она услышала грозный голос, – изобразить икону Божией Матери, и притом завещала, чтобы пред сею иконою возжигалась неугасимая лампада, что и доныне наблюдается неизменно. Икона сия называется Живоприятная и Предвозвестительница. По прибытии же царицы Плакидии в Константинополь брат её, император Аркадий, узнав о бывшем с нею в Ватопедском монастыре чуде, немедленно отправил туда различные дары: подарил монастырю подворье, несколько торговых лавок и четверть приморского озера и повелел ежегодно выдавать сему монастырю жалованье от царских сокровищ по 12 литр золота и по 17 серебра. По древнему уставу положено не допускать женщин на Афон, и даже турки покоряются этому закону, когда назначаются на Афон для исполнения полицейских обязанностей.

Молдавская-Румынская

Молдавская-Румынская

Сия икона, находящаяся на Афоне в Молдаванском скиту, прославилась в 1863 году. Этот скит находится в области лавры святого Афанасия.

Иерусалимская

Иерусалимская

В 1825 году написана сия икона иеромонахом Нило-Сорской пустыни Никоном и препровождена им в монастырь св. Пантелеймона, где и находится над царскими вратами Покровского храма. Икона имеет 81/2 вершков вышины и 61/2 верш, ширины. Празднование в честь чудотворной иконы Иерусалимской совершается 12 октября очень торжественно.

Находящаяся над вратами144

На Афоне, над вратами Ватопедского монастыря, находится икона Божией Матери. На иконе и доныне видна рана от выстрела нечестивого агарянина в 1822 году.

Балыкинская

Явление сей иконы известно с 1711 года. Она явилась в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии и на месте явления празднуется Великим постом в субботу акафиста. Икона малороссийского письма отличается некоторыми особенностями, которых нет на других известных изображениях Пресвятой Богородицы. Праздник в честь св. иконы совершается 30 июня и в 10-ю пятницу по Пасхе.

Не сгоревшая во время пожара

Не сгоревшая во время пожара

В 1722 году страшный пожар истребил половину Хилендарской обители; много сгорело драгоценностей в ризнице; но святая икона осталась невредимою и доныне находится в дохиарной.

Не сгоревшая в огне

В Григориатском монастыре, на Афоне, находится сия чудотворная икона, которая два раза подвергалась опасности во время страшных пожаров и не сгорела.

Вразумившая экклесиарха

Вразумившая экклесиарха

Сия икона находится на Афоне в Хилендарском монастыре. Экклесиарх старался затеплить пред нею лампаду, но не мог от сквозного ветра из притвора. Потеряв терпение, он возроптал и хотел уйти, не засветивши лампады. Братия нашла его без чувств. Придя в себя, он сам поведал своё безумие.

Избавление от бед страждущих

Избавление от бед страждущих

Животодательница145

Дектоурская

Дектоурская

Не рыдай Мене, Мати

Не рыдай Мене, Мати

Споручница грешных

Сия икона находится в мужском монастыре Одрине в ловской епархии.

О, Всепетая Мати

О, Всепетая Мати

Жадовская146

В Симбирске находится эта икона.

Дубенская

Дубенская

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием Дубенской, принадлежала с давних времён к семейным святыням знаменитого дома князей Острожских. Доблестный защитник православия в Западно-Русской Церкви – князь Константин Острожский пожертвовал свою благоговейно чтимую икону Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенский монастырь, построенный его предками в городе Дубно, на Волыни. С тех пор много испытала перемен волынская земля. Спасо-Преображенский монастырь был захвачен униатами, впоследствии уничтожен и обращён в приходскую церковь; но невредимо сохранялась в продолжение трёх веков чудотворная икона, этот памятник благочестия князя Острожского, самоотверженного защитника православия.

Дубенская икона по своей живописи не уступает лучшим произведениям церковного искусства и является образцом иконописной красоты и изящества. Драгоценная жемчужная риза, украшающая святую икону, служит доказательством благоговейного почитания святыни православными жителями на Волыни.

Блаженно чрево, носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11, 27)

Блаженно чрево, носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие

Изображение Божией Матери поясное: над Её главою два ангела поддерживают корону одною рукою, а другою держат украшение вроде цепочки, ниспускающейся ниже лика Богоматери. На правой руке Её возлежит Спаситель, поддерживаемый левой рукою Пресвятой Девы. Празднуется этой иконе в неделю Всех святых и 26 декабря.

Сайданайская – в Сирии

Сайданайский девичий монастырь Рождества Пресвятой Богородицы пользуется особенной славою и уважением на Востоке из-за чудотворной иконы Божией Матери, известной под именем Сайданайской Шагуры-Владычицы. Ежегодно сюда стекаются тысячи богомольцев: христиан, магометан и друзов – из всех уголков Сирии, Палестины и Египта. Слава о чудесах явленной Сайданайской иконы Божией Матери пронеслась далеко за пределы Сирии и Египта. Подробное описание этой святыни и бывших от неё чудес и знамений, в виде небольшой рукописи на латинском языке, хранится в Риме, в Ватиканской библиотеке под заглавием: «Чудеса от иконы Приснодевы Марии близ Дамаска». Основание этого монастыря известно по историческим документам.

Император Юстиниан в 546 году совершил путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням Палестины. Везде, где он останавливался по дороге, он строил церкви и монастыри. Так остановился он и в селении Сайданаке, от которого начинаются голые скалы, постепенно идущие вверх и оканчивающиеся высоким каменистым холмом. Император Юстиниан во время охоты был озарён необыкновенным небесным светом, исходившим с вершины этой горы. Увлекаемый любопытством, он подошёл ближе к тому месту и увидел на вершине величественную Женщину с необычайным сиянием в лице. Она сказала ему, что, по воле Божественного Промысла, он является на эту гору и вот здесь должен устроить обитель, которой Она будет Покровительницею. Император приказал немедленно строить монастырь на указанном Пресвятою Богородицею месте. Основав Сайданайскую обитель, Юстиниан постоянно имел о ней отеческое попечение. Вскоре после основания монастырь приобрёл такую известность, что в него стремились инокини со всех концов Сирии, Египта и других стран.

В конце VIII века настоятельницею Сайданайского монастыря была преподобная Марина, прославившаяся благочестием и святостью своей жизни. Случилось египетскому иноку Феодору, отправлявшемуся в Иерусалим на поклонение его святыням, остановиться в странноприимнице Сайданайского монастыря, так как его путь был чрез Сайданай. Игуменья Марина просила его приобрести в Иерусалиме икону Божией Матери на данные ею деньги. Но в Иерусалиме инок Феодор забыл о данном поручении и собрался в обратный путь; но недалеко от города он был остановлен незнакомым голосом: «Не забыл ли ты чего-нибудь в Иерусалиме? Что сделал с поручением игуменьи Марины?» Он тотчас вернулся в Иерусалим и приобрёл икону Божией Матери, поразившую его своим светлым лучезарным ликом. На обратном пути инок Феодор был поражён совершавшимися от иконы Божией Матери чудесами: в первый раз она спасла его и товарищей от разбойников; во второй – от дикого зверя. Это возбудило в нем желание завладеть драгоценною иконою. Побывав у св. мест, он пришёл в Акру, чтобы, миновав Сайданай, морем отплыть в Египет, но не успел он войти на корабль, как поднялась такая сильная буря, что гибель казалась неизбежною. Совесть в нем заговорила, и он поспешил оставить корабль и возвращаться сухим путём чрез Сайданай. Там опять останавливается он в странноприимном доме Сайданайского монастыря; но тут им снова овладело непреодолимое желание присвоить себе икону Божией Матери, оказавшую ему столько знамений своего чудесного милосердия. Четыре дня прожил он в Сайданае, не показываясь на глаза игуменье Марине из боязни, чтобы она не узнала его. Собравшись тайно уходить из монастыря, он отправился к выходу, но крайне был удивлён, что никаким образом не мог уйти из монастырской ограды: подойдёт к воротам – и вдруг видит пред собою сплошную каменную ограду. Тут он понял своё преступление и, раскаявшись, поспешил вручить игуменье Марине приобретённую на её деньги икону Матери Божией и тут же с раскаянием сообщил ей все чудеса и знамения, от иконы бывшие. Игуменья со слезами благодарности прославила Господа и Пречистую Матерь Его. Слава о чудотворной иконе пронеслась по всему востоку христианскому и магометанскому; тысячи богомольцев стали прибегать под покров Матери Божией, где получают больные исцеление, печальные – утешение, нуждающиеся – полезные и назидательные уроки благочестивой жизни. Своё духовное влияние монастырь приобрёл благодаря многочисленным знамениям и чудесам от Сайданайской иконы Пресвятой Богородицы, которая находится в небольшой, богато украшенной часовне по правой стороне от монастырской церкви. Чудотворная икона помещается на восточной стене в золотом киоте на мраморной доске, на которой видно небольшое углубление в виде блюда, для истекающего по временам от иконы святого мира.

Беловежская

Беловежская

Свято чтимая Беловежская икона прославилась в Черниговской епархии в XVII веке.

Мельнинская

Мельнинская

Сия икона находится в с. Мельня на реке Сейме Конотопского уезда.

Плачущая – в Румынии

Из рассказа достойнейшего и просвёщеннейшего епископа Романского Мелхиседека Стефанеску заимствованы следующие сведения о необычайном явлении Плачущей

чудотворной иконы, находящейся в церкви Сокольского монастыря в Румынии. Свидетелем и очевидцем сего явления был в числе многих других 70-летний епископ Мелхиседек, в то время бывший 32 лет профессором семинарии при Сокольском монастыре.

1 февраля 1854 года, по окончании Литургии в семинарской церкви, вдруг прибежал причётник к иеромонаху Исайе, бывшему тогда экклесиархом, и говорит с испугом: «Плачет икона Божией Матери». Все бросились в церковь и действительно увидели ясные следы слез, тёкших из обоих глаз иконы. Донесли о том ректору семинарии, епископу Филарету Скрибану, который поспешил в церковь и увидел слезы на глазах иконы. Тогда он вынул её из киота, внимательно осмотрел её, вытер полотенцем и опять поставил в киот. Потом всем велел выйти из церкви, которую сам осмотрел и запер на ключ. С нетерпением все ждали вечерни, когда профессора и воспитанники с ректором во главе отправились в церковь, и все увидели слезы, текущие из глаз иконы; тогда же был отслужен молебен с акафистом Божией Матери. По всей Румынии разнеслась весть об этом чудесном явлении; народ во множестве стекался на поклонение чудотворной иконе. Слезы текли то ежедневно, то дня через три-четыре, так что не все удостоились видеть слезы на иконе Божией Матери и многие видели только следы засохших слез. Известие об этом явлении произвело сильное волнение, особенно в обществе учёных. В это время, по случаю Крымской войны, княжество Молдавия было занято австрийскими войсками. Главнокомандующий войсками генерал Паар сильно заинтересовался этим событием и послал своего полковника тщательно расследовать это чудо и донести ему. Полковник внимательно осматривал икону, которая в это время не проливала слез, вынимал её из киота, вытирал полотенцем – ничего не виделось на ней. Когда икона была опять положена в киот, полковник со свечою в руках стал всматриваться в неё, и вдруг, как два бриллианта, заблестели две капли слез на глазах иконы, и затем слезы начали обильно течь. Полковник в ужасе отскочил и воскликнул: «Плачет! Это великое чудо! Отцы, молитесь Богу!» Много есть и других свидетельств, и притом таких людей, которых нельзя заподозрить в неискренности. «С тех пор прошло более 35 лет (1854–1890), – говорил преосвященный Мелхиседек, – и я постоянно задавался мыслью, что означают эти слезы Божией Матери, и пришёл к убеждению, что и в древние времена существовали чудотворные иконы, по временам проливавшие слезы, что всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и отечества...» Последствия показали, что слезы Божией Матери предвещали тяжёлые испытания для молдовлахийских княжеств и те несчастья, которые обрушились на Сокольский монастырь и находящуюся при нем семинарию: по королевскому повелению семинария была переведена в Яссы, монахи и воспитанники распущены; монастырь, некогда цветущий, обращён в пустыню, а на месте славной исторической семинарии, в течение почти века служившей местом образования молдавского духовенства, ютится маленькая школа... Скорбь преосвященного Мелхиседека станет для всех понятною, если принять во внимание, что Сокольский монастырь и семинария при нём имеют такое же значение для румын, как Сергиева Лавра с Академией при ней – для нас, русских.

Чудесно Изобразившаяся

Икона эта чудесно изобразилась на доске в Яссах, и потом от неё совершались многие чудесные исцеления как в Яссах, так и на пути в Афон и на Афоне.

Косиницкая – в Македонии

В Македонии на горе Пагтее, близ древнего города Филиппа и Св. Горы Афона, возвышается

Косиницкая – в Македонии

древний, знаменитый монастырь Кошница, сооружённый во имя Пресвятой Богородицы в начале X века преподобным Германом. Главная святыня этого монастыря, существующего уже более 900 лет, заключается в чудотворной иконе Божией Матери. Многочисленные чудотворения, изливаемые от иконы на приходящих к ней с молитвою веры, привлекают в монастырь бесчисленное множество паломников из всех православных стран, греческих и славянских.

Тиносская

Тиносская

Свято чтимая икона Богоматери, обретённая в 1821 г. на острове Тиносе в Эгейском море, находится в церкви св. Исидора. В 1823 г. 30 января работники, уравнивая помост церкви Живоприемного Источника, так названной по причине воды, которая потекла при закладке церкви и названа была святою водою, нашли св. икону Богоматери неподалёку от колодца святой воды. Икона была разбита надвое ударом лома, но та её часть, на которой изображены Пресвятая Дева и архангел Гавриил, осталась нетронутою. Задняя сторона иконы была обожжена огнём сарацинов, которые в средние века сожгли здесь церковь и опустошили остров, жители которого бежали в горы. Длина Тиносской иконы около полутора футов, а ширина её один фут.

Позади алтаря церкви Живоприемного Источника, на перекладине двери, нашли следующую надпись: «Свет жизни; келья, принадлежащая господину моему св. Исидору». Полагают, что этот пастырь был епископом Тиносским. Со времени открытия этой благодатной иконы много совершается чудес, и многим больным подаётся исцеление.

Икона Божией Матери в Григориатском монастыре

Икона Божией Матери в Григориатском монастыре

В обители Григориатской находится древняя небольшая икона Божией Матери – приношение благочестивой деспотицы Молдавской, Марии Палеологини, что видно из сохраняющейся и доныне на этой иконе надписи. Икону сию благоговейно чтут и славят потому, что она два раза, быв в страшном пламени, осталась невредимою. Два раза монастырь этот подвергался разрушению от этой всепоглощающей стихии. Особенно разрушителен для обители был пожар в 1761 году 30 ноября: почти до основания сгорел монастырь. Известный путешественник Барский видел эту икону до пожара и так её описывает: «Тамо на столпе десном от предних обретох икону древнюю Пресвятыя Богородицы, не велику, яко на аршин, с венцем и руками позлащенными и с сребренным кандилом пред нею неугасимо горящим и с подписанием сицевым греческим – по-гречески подпись – си есть: молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господыни Молдавоволосской». Посетив эту обитель, Барский, по своему обыкновению, сделал ей подробнейшее описание, которое впоследствии было издано на греческом языке. Но описание Барского, составленное до прежде помянутого пожара, испепелившего обитель, во многом несообразно с состоянием и видимым теперь устройством вновь воздвигнутого Григориатского монастыря. Спасшаяся в огне, сия святая икона Божией Матери находится в соборном храме, при северо-восточной колонне левого клироса, по той причине, что, находясь на том месте и оставаясь в огне, она пребыла невредимою. Для вечного воспоминания этого чуда святая икона не поставляется в другое место. Подпись благочестивой Марии Палеологини находится не на самой иконе, но на приделанной к ней серебряной дщице.

Икона Божией Матери – в Дионисиатском монастыре

Икона Божией Матери – в Дионисиатском монастыре

По преданию, это та самая икона, пред которою, после поражения скифов, в первый раз был читан акафист Божией Матери, составленный патриархом Сергием. Государь Алексей Комнин, в бытность свою в Трапезунде, сам дал эту икону св. Дионисию, ктитору этого монастыря, как это написано сзади иконы на серебряной доске. В 1592 году икону похитили пираты. Ночью начальнику пиратов явилась во сне Матерь Божия и грозно сказала: «Зачем посадил Меня в темницу, лукавый человек? Отвези Меня в жилище Мое!» Пират не обратил внимания на сон и продолжал свой путь далее. Вдруг на море поднялась страшная буря, грозившая гибелью кораблю. Тут пират вспомнил об иконе, бросился к ящику, где она находилась, и, к своему ужасу, увидел его разбитым на несколько частей, а святую икону – всю омоченную миром. Пират взял икону в руки, и буря тотчас прекратилась. Тогда пираты поспешили возвратиться в монастырь, отдали икону инокам и рассказали о бывшем чуде. Многих из пиратов так поразило это, что они постриглись в монашество.

В 1767 году эту благодатную икону похитили турки, но греки отняли её у турок и не захотели возвратить её монахам, а отвезли её к себе на остров Скопелло. Вскоре весь остров был поражён язвою, и сами жители поспешили отвезти св. икону в её монастырь. Теперь каждый день, во время повечерия, пред нею читают акафист.

Мера святой иконы: 71/2 вершков вышины и шесть 1/4 вершков ширины.

Сионская и Нимоцминдская

Сионская

Сионский собор в Тифлисе построен царём Вахтангом Гургусланом в IV веке и во время своего многовекового существования перенёс много бедствий. В XIII в. султан Джелал Эддин овладел Тифлисом, приказал сорвать с храма купол и сделать из него трон, с которого он смотрел, как по его приказанию происходило в городе истребление грузин. В XIV в. Тамерлан опустошил Тифлис и вместе с тем разорил Сионский собор. В 1518 г. шах Измаил принялся разорять Тифлис, обратил в развалины церкви и все святыни, в том числе чудотворную Сионскую икону Божией Матери приказал бросить в р. Куру. Но благодатную икону течением принесло к берегу, в предместье города, так называемый Навтлуг. В 1795 г. ага-Магомед-хан сжёг внутри собора деревянные хоры и иконостас, причём копотью сильно была попорчена живопись храма. Теперешний иконостас и внутренние украшения собора сделаны в наместничество князя Воронцова русским художником, князем Гагариным. В настоящее время Сионский собор блистает благолепием и славится своими древними, драгоценнейшими святынями: Сионскою иконою Божией Матери, Нимоцминдскою иконою и ещё многими другими драгоценными святынями. Сионская икона, украшенная тысячами драгоценных камней, пожертвована сыном царя Вахтанга, Георгием.

Воргольская

Воргольская

В селе Ворголе Глуховского уезда Черниговской епархии явилась сия св. икона в 1751 году.

Коденская

Святая икона находится в Седлецкой губернии.

Кожанская

Сия икона славится в Гродненской губернии.

Аксайская

Аксайская

Многими чудотворениями прославилась Аксайская икона на Дону.

Сохомская

Сохомская

Численская

Яноборская

Яноборская

Сосновская и Хлебенная-Запечная

Сосновская

В Преображенском соборе, что в Соловецком монастыре, иконостас старинный, резной и золочёный, построен вместо прежнего, ветхого, в 1697 году повелением и иждивением императора Петра Великого после первого им посещения сей обители. Около двух столпов, поддерживающих своды, устроены в 1830 г. резные иконостасы, вызолоченные, с 12 витыми колоннами и с

Хлебенная-Запечная

балдахинами, а под ними на западной стороне поставлены две старинные чудотворные иконы Божией Матери; на правой стороне стоит Сосновская икона147, в древние времена явившаяся на сосне при морской губе, называемой Сосновскою, а на левой стороне другая икона, известная под именем Хлебенной или Запечной148. Икона эта явилась святителю Филиппу в то время,когда он был пекарем при хлебенном послушании в Соловецком монастыре в начале XVII века.

Владимиро-Волынская Мстиславова

Владимиро-Волынская Мстиславова

Удельный князь Мстислав Изяславович соорудил в 1160 г. Успенский собор во Владимире-Волынском. В этом храме хранится древняя святыня – чудотворная икона Божией Матери. Полагают, что эта икона пожертвована Мстиславову собору епископом Вассианом при восстановлении им в 1494 году храма после разрушения его татарскими полчищами. В XVII в. Была покрыта серебряной ризой, а в XVIII в. к ризе были сделаны некоторые украшения. Икона эта находится теперь во Владимире-Волынской соборной церкви и считается братской иконой.

Сейданая – в Иерусалиме

Сейданая – в Иерусалиме

Чудотворная икона Сейданая находится в Сретенском монастыре, что в Иерусалиме.

Якобштадтская

Якобштадтская

Селение, носившее название русской слободы, было переименовано немцами в Гольмгоф, а впоследствии было возведено герцогом Курляндским Яковом в город Якобштадт. В царствование Алексея Михайловича некоторые православные семейства, теснимые в Литве, бежали в Якобштадт и в 1673 г. устроили здесь деревянную церковь во имя сошествия Св. Духа на апостолов, и при ней рядом был основан мужской монастырь. С древних времён эта церковь славилась чудотворною иконою Божией Матери, которая и доселе привлекает множество богомольцев не только православных, но и других вероисповеданий. В 1878 г. Якобштадт был объят пламенем; пожар грозил уничтожить Свято-Духовскую церковь вместе с Никольскою. По обнесении с молебным пением Якобштадтской иконы вокруг опустелого места внезапно ветер подул в другую сторону, и церкви остались целы. Чрез три года при новом пожаре огонь уничтожил жилище настоятеля церкви, повредил Никольскую церковь, но Свято-Духовская церковь, близко тут же стоявшая, осталась целою. Благочестивые люди возобновили древний храм с его святынею; но чрез два с половиной месяца, от злодейской руки, последовал страшный взрыв внутри храма, отчего разнесло часть церковной крыши, и едва успели вынести главные святыни; храм сгорел до основания; но чудотворные иконы Божией Матери и святителя Николая остались невредимыми. Теперь вновь устроен прекрасный храм, и все стремятся с молитвой веры поклониться благодатной святыне.

Мироточивая149

Мироточивая

В алтаре Благовещенского собора в Москве находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Мироточивою. Икона эта была перенесена в 1368 г. из Царьграда в Москву митрополитом Пименом.

Ладинская

Ладинская

Близ г. Прилуки Полтавской губернии находится Ладинский Покровский девичий монастырь, который славится чудотворною иконою Божией Матери, именуемою Ладинскою.

Нерукотворенная Иорданская – в Иерусалиме

Икона, именуемая Иорданской, находится в Иерусалиме, в Старой Патриархии.

Икона в селе Дубоемцах

В селе Дубоемцах Смоленской губернии находится икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями.

Белоцерковская

В Белоцерковской Троицкой церкви Сенницкого уезда Могилевской епархии находится чудотворная икона Божией Матери, спасшая в 1170 году новгородцев от мести великого князя Суздальского Андрея Боголюбского. Список с этой иконы принёс в Смоленск епископ, а Смоленский епископ Мисаил, брат князя Михаила Пеструцкого, предка князей Сапег, пожертвовал её в Белоцерковский Троицкий храм, где икона прославилась чудотворениями. Знаменитый польский канцлер Лев Сапега воздвигнул здесь каменный храм.

Иорданская – в Гефсиманском скиту

В Успенском храме в Гефсиманском скиту Сергиевой Лавры находится замечательная икона Божией Матери, называемая Иорданской и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Дамаскину.

Репицкая

В Чернигове, в Борисоглебской церкви, над царскими вратами находится Репицкая икона Божией Матери. Название Репицкой икона получила потому, что чудесно явилась в селе Репках. Перенесена в Борисоглебскую церковь архиепископом Иларионом (Рогалевским).

Ратьковская

В селе Рудне, во владениях Леонтия Полуботка, прославилась чудесами в 1687 году Ратьковская икона Божией Матери. В древних памятниках замечено, что Ратьковская икона «уранена в лице бичом от еретиков»

Ржавская

Чудотворная икона, именуемая Ржавскою, находится в Ржавце (Иржавце) Полтавской губернии; принесена сюда запорожцами.

Рожецкая

Сия икона находится в Подольской губернии.

Икона богоматери – в с. Гидле

В Польше крестьянин Иоанн из села Гидла пахал на волах землю. Вдруг он увидел, что волы его остановились и пали на колени. Крестьянин поспешил посмотреть, что случилось, и увидел пред волами образ Божией Матери, вырезанный на камне. Волы встали, крестьянин взял образ и отнёс его домой; но от образа исходил такой необыкновенный свет, наполнявший его жилище, что он решился открыть о найденном образе жителям селения. По общему согласию найденный образ был поставлен в церкви за престолом, но вскоре неведомою силою был перенесён на то же поле, где нашёл его крестьянин Иоанн. Тогда жители поставили на этом месте деревянный столп и на нём поместили чудесно найденную икону Божией Матери. С того времени стали от иконы изливаться многие чудотворения.

Ахренские Шахматицы

Свято чтимая икона Ахренская явилась в 1491 году 17 октября в 15 верстах от г. Юрьевца-Польского на р. Вазузе преп. Косьме, игумену Ахренскому, чудотворцу. Тогда он был ещё молод и шёл со своим господином в г. Владимир. Вдруг он услышал от иконы голос, повелевавший ему постричься в монашество и основать монастырь во имя Успения Божией Матери, что он и исполнил. От этой иконы, поставленной им в новооснованной обители, совершались многие чудеса.

Орловская

В 1643 г. 21 мая эта благодатная икона явилась в Устюжской области. Один из жителей Орловской области, Григорий Павловец, пришёл во Владимир. Здесь ему явилась во сне Божия Матерь и повелела ему купить икону в торговом ряду у Ивана Калистратова и потом отнести эту икону в пустое место Орловской волости и там воздвигнуть церковь, что он и исполнил. Чудотворною почитается эта икона по многим благодатным знамениям милосердия Божия.

Свирская

В г. Смоленске, в Михайловской церкви, хранится чудотворная икона Свирская, принесённая в 1195 году Смоленским князем Давидом. На этой иконе есть надпись вязью на краю одежды, но доныне хорошо не разобранная. Полагают, что эта надпись значит: «Лета 1580, июня, Смольелияне».

Умиление – в Опочецком соборе

В Спасо-Преображенском соборе, в Опочке, Псковской епархии, находится чудотворная икона Умиления Божией Матери, несколько раз проливавшая слезы о бедствиях русской земли.

Себежская

Свято чтимая Себежская икона Богоматери находится в селе Липках Смоленской губернии.

Умягчение злых сердец

Умягчение злых сердец

Икона Пресвятой Богородицы с давних времён всем известна и всеми почитается чудотворною; но сведений о ней, к сожалению, никогда никаких не было, неизвестно даже, где и когда она явилась. На этой иконе Матерь Божия изображается одна, пронзённая семью мечами: три с правой, три с левой стороны, а седьмой меч посредине. Все прибегающие к ней с молитвою веры чувствуют, что при умягчении сердца умягчаются и облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают, что, когда молятся пред нею за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные отношения, уступая более великодушному чувству милосердия.

Исачковская

Густынская, или Ярмарковая*150

Близ г. Прилук Полтавской губернии находится в Троицкой церкви Густынского монастыря чудотворная икона Божией Матери и по изображению своему представляет снимок с чудотворной иконы, именуемой Смоленскою, но по месту нахождения в Густынском монастыре известна под именем Густынской. И кона поставлена в иконостасе с левой стороны царских врат Троицкого

Густынская

алтаря, в зимнее же время переносится в тёплую трапезную церковь во имя Воскресения Христова. К субботе же пятой недели Великого поста – день Похвалы Пресвятой Богородицы – на икону возлагается из искусственных цветов венок, который лежит на ней до субботы 5-й недели следующего года. Икона прекрасной живописи. В левой руке Предвечного Младенца изображено закрытое Евангелие как источник света и вечной жизни. Размер иконы 1 аршин 131/2 верш, в вышину и 1 аршин 21/4 верш, в ширину; икона покрыта серебряно-позолоченною ризою, на которой выбиты очень мелкие цветочки наподобие драгоценных камешков. Особого дня церковного празднования Густынской иконе не установлено, но в продолжение всего года по субботам пред нею отправляется молебное пение с акафистом Пресвятой Богородице.

Густынская икона Богоматери называется также Ярмарковой, потому что она выносится ежегодно на ярмарку, бывающую на монастырской площади, обносится вокруг всей ярмарки и поставляется в особой, для того устроенной часовне, где и пребывает во все время ярмарки.

Время прославления Густынской иконы неизвестно, но из древней летописи Густынского монастыря видно, что уже в 1670 году икона была прославлена великими чудотворениями, что она прежде была поставлена над колодцем и после многих чудесных знамений была перенесена в монастырь. И в настоящее время при этой святыне многие и великие чудотворения совершаются над страждущими душевно и телесно, которые прибегают с живою верою и горячею молитвою к Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Владимирская

Владимирская

В церкви святых праведных Захарии и Елисаветы, что в Кавалергардском Её Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полку, находится икона Богоматери, богато украшенная драгоценными камнями, именуемая Владимирской. На задней доске иконы помещены исторические сведения, из коих видно, что икона сия принадлежала искони старшему в роде князей Велико-Гагиных, тщанием коих оная украшена богатым серебряным окладом с позолотою, каменьями и жемчугом; по пресечении же фамилии сих князей вдовствующая княгиня Евдокия Феодоровна, из рода Салтыковых, благословила сей иконою старшего сына брата своего Василия Феодоровича, Петра Васильевича Салтыкова, по приказанию коего оная икона поновлена сыном его Василием Петровичем Салтыковым в лето от Рождества Христова 1789 в столичном граде Москве. 11 января 1897 года Сергей Сергеевич Салтыков в молитвенную память жены и сына пожертвовал сию семейную святыню вышеозначенной церкви.

* * *

Взирая на изображения святых икон Божией Матери, сердце исполняется благодарностью и умилением: в них видна беспредельная любовь Господа к человеку и неизреченное милосердие Матери Спасителя нашего к нам, грешным. И нам ли, воспитанным в Церкви Православной, не ублажать Преблагословенную Деву, нашу Всемилостивую Заступницу, Помощницу в напастях, Споручницу во грехах, Избавительницу от бед, Целительницу болезней душевных и телесных, умягчающую злые сердца? Нам ли не прибегать к Ней во всех скорбях и печалях, когда мы видим, что все люди и вся земля покрыты дивными знамениями Её милосердия? В тяжкие времена народных бедствий не погибло наше возлюбленное Отечество, потому что Царица Небесная осенила его благодатным покровом Своего предстательства. Можно ли умолчать о чудесных делах Её милосердия к оставленному Ей в наследие роду человеческому? Сколько раз избавляла Она от опасностей и спасала от врагов и бедствий каждого их нас! Матерь Божия по обещанию Своему не оставила мира и во успении Своём: Ею видимо сохраняются цари и царства, воздвигаются победы, сокрушаются враги. Она всюду является Радостью скорбящих, Охранительницею царей и царств, Заступницею обидимых, Защитницею беззащитных. Прошло почти два тысячелетия после Её благодатного успения, и не прекращаются знамения Её могущественного и милостивого ходатайства за нас, бедных грешников, к Ней прибегающих, на Неё возлагающих все наше упование! Да и к кому же прибегнуть, если не к указанной Господом Матери, Которая всех слышит, о всех милосердствует, никого не оставляет без помощи? Нет человеческой возможности исчислить все благодеяния нашей Заступницы, в молитвах не усыпающей!

Трудно и даже невозможно изобразить все чудотворные иконы, которые, как знамение попечения Царицы Небесной, сохраняются в городах и весях православной России и, как неисчерпаемый источник благодати Божией, изливают на всех людей дивную помощь и неисчислимые благодеяния.

При составлении описания святых изображений мы пользовались всем, что могли найти для своей цели в сказаниях летописцев и в других достоверных исторических источниках151.

Вполне сознаем недостатки нашего немощного труда, но и умолчать не можем выражения глубокого чувства благодарности и благоговейной хвалы, которыми преисполнены наши сердца к Преблагословенной Матери Господа нашего, к нашей премилосердой Заступнице и Покровительнице.

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати не достойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасавши присно от всяких лютых.

* * *

137

Приведён один из образов иконы Сладкое Лобзание – Ред..

138

См. 8 сент. Знамение – Курская. – Ред..

139

Ныне находится в собрании ГИМ – Ред..

140

Находится в Тупическом Свято-Духовом Успенском м-ре в г. Мстиславле – Ред..

141

Приводится чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля – Ред..

142

Приводится по изданию: Кондаков, 1902, №Х1Х – Ред..

143

Приводится по изданию: Кондаков, 1902, с. 160 – Ред..

144

Находится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне – Ред..

145

См. Вододательница, 11 октября – Ред..

146

Ныне находится в Казанско-Богородицком Жадовском мужском монастыре – Ред..

147

Приводится по изданию: Кондаков, 1910, с. 70 – Ред..

148

Чтимый список Соловецкого монастыря – Ред..

149

Возможно, речь идёт о Пименовской иконе, см. – 6 июня – Ред..

150

Чтимый список Густынского монастыря – Ред..

151

Для составления пРед.лагаемого описания событий земной жизни Пресвятой Богородицы и чудотворных Её икон служили следующие источники: Четьи-Минеи; Пролог; История Российского Государства Карамзина; Покров Пресвятой Богородицы над Росшею, 1843 г.; Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 1853 года; Сборник изображений явленных чудотворных икон Пресвятой Богородицы, 1866 г.; Ветхий и Новый Завет протоиерея Николая Попова, 1880 года; Месяцеслов Православной Церкви Ив. Косоланова, 1880 г.; Вышний Покров над Афоном, 1881 г.; Дни богослужения протоиерея Дебольского, 1882 г.; Изображения икон Пресвятой Богородицы, 1882 г.; Жизнь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, с прибавлением сборника изображений явленных и чудотворных икон, 1884 г.; Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, 1888 г.; Холмская Русь, 1887 г.; Описание царскосельской святой чудотворной иконы Знамения Божией Матери, составитель протоиерей придворной царскосельской церкви, магистр Иоанн Цвинев; Русский Паломник; Историческо-Статистические сведения СПб. епархии; Киев и его святыня Николая Сементовского, 1864 г.; Жизнь Пресвятыя Богородицы и сказания о чудотворных иконах Е. Тихомирова; Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Её святые иконы, Москва 1892 г.; Месяцеслов Святых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих; Церковные Ведомости; Опыт сравнительного описания 1877 г. Александра Виноградова. (В сноске сохраняется орфография подлинника, так как в ней приведены в основном библиографические сведения – Ред..


Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle