протоиерей Николай Попов

Источник

История Церкви Патриархальной. Патриархи рода человеческого

Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство. Сиф (230 год от сотворения мира). Потомки Каина и Сифа

Первый сын Адама был Каин (приобретение), второй – Авель (плач, суета, ничтожество). Каин был земледелец, Авель пас овец.

Однажды Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель – от первородных стада своего. Бог видел, что Авель приносил жертву свою с усердием, с сокрушением сердца, с верою в будущего Искупителя, а Каин без усердия и без благоговения38; потому Бог милостиво принял дар Авеля39, а на дар Каина не призрел. Каин сильно огорчился. И сказал Каин Авелю: «пойдем в поле». И когда они были в поле, Каин восстал на Авеля, брата своего, и убил его40. После сего Бог спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет41 ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня»42. Бог сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение43, чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился Бог людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего44.

От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни.

Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема45.

Вместо Авеля у Адама родился сын Сиф46. После Сифа у него родилось еще много сыновей и дочерей. Адам жил на земле 930 лет. От Сифа произошло племя людей благочестивых, которые назывались сынами Божиими. От него произошли допотопные патриархи (Енос, Каиван, Малелеил, Иаред, Энох, Мафусал, Ламех и Ной). Из них особенно замечательны: Энох, Мафусал и Ной (утешитель). Энох всегда помнил, что с ним везде Бог, и благоугождал Богу, потому Бог взял его47. Мафусал, сын Эноха, жил 969 лет. Вообще люди жили в это время до 900 лет и более48 (Быт. 4, 5).

Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова)49. Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда Бог сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет».

В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда Бог увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц.

В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег50, с отверстием вверху51 и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых52 по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского53. Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему Бог.

В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег54. Бог затворил за ними ковчег55. В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами56. Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел Бог ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним57.

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима58, дни и ночи». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови59. Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил Бог завет60 с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. (Быт. 6, 7, 8, 9, 1 – 17.)

Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди.

Неуважение Хама к отцу своему. Пророчество Ноя о судьбе детей своих

По выходе из ковчега, Ной начал обрабатывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного вина, не зная его силы61, опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Хам, сын его, увидел его и сказал двум братьям своим. Сим и Иафет взяли одежду, положили ее на плечи свои, вошли задом в шатер и покрыли отца своего, не видев его. Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним Хам, тогда пророчески сказал: «проклят Ханаан (сын Хама), раб рабов будет у братьев своих»62. Потом продолжал: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Этими словами Ной предсказал, что потомки Хамовы будут рабами потомков Симовых и Иафетовых; в потомстве Сима благословится Бог, будет сохраняться истинное Богопочитание, и от этого племени воплотится Бог; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли, покорят под свою власть и Симовых потомков и вступят в истинную Церковь63.

От сыновей Ноевых весьма скоро люди умножились и стали распространяться по земле. (Быт. 9. 18–29; 10 гл.)

Столпотворение Вавилонское, смешение языков, рассеяние людей (2793 год от сотворения мира, 2716 до Рождества Христова)64 и появление идолопоклонства

Сначала все люди говорили одним языком и одним наречием65. Распространяясь по земле, люди поселились на равнине в земле Сеннаар66. Здесь особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказал им рабство, и, не желая, чтобы исполнилось это пророчество, они сказали; «построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде, нежели рассеемся по всей земле», и начали строить. Вместо камней, которых нет в земле Сеннаар, стали употреблять кирпичи, а вместо извести – земляную смолу. Вовлекли в это предприятие многих и из других племен67. Но Бог сказал: «сойдем и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого»68. И смешал Господь язык их и рассеял их по всей земле. Городу дано было имя Вавилон (смешение)69. Так произошли разные народы, говорящие разными языками70.

Рассеявшись по земле, люди мало-помалу стали забывать истинного Бога и стали почитать вместо Бога: солнце, месяц, звезды, людей, животных, растения, демонов, вымыслы своего воображения и идолов (изображения ложных богов). Вера в истинного Бога сохранилась только в потомстве сына Симова, Арфаксада.

От Арфаксада преемственно произошли патриархи, которые хранили и распространяли почитание истинного Бога: Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор и Фарра. Они жили менее патриархов допотопных. Ной жил 950 лет, Сим 600 лет, Арфаксад 465 лет, Фарра 206 лет. (Быт. 11 гл.)

* * *

38

Святой Златоуст замечает, что Авель принес Богу лучшее из своего стада, а Каин то, что мог получить скорее всего (на Быт. 18, 5.)

39

По мнению некоторых святых отцов, Бог послал огонь с неба на жертву Авеля и тем показал, что он милостиво принял жертву его (Ефр. Сир.)

40

Иисус Христос говорит об Авеле, как первом убитом праведнике и пророке (Матф. 23,35.). Гроб Авеля указывают недалеко от Дамаска в Авилинии, близ развалин города Авилы

41

То есть требует отмщения (Апок. 6, 9. 10.)

42

Полагают, что Каин убил Авеля незадолго до рождения Сифа, когда Адаму было 230 лет жизни (по греческому переводу), когда, следовательно, Адам имел уже много сыновей, дочерей и дальнейших потомков, непоименованных в Библии

43

Таким знамением могло быть выражение на лице Каина скорби, ужаса и отчаяния. По переводу семидесяти и славянскому, Бог определил наказание Каину: «стеня и трясыйся будеши на земли» (Быт. 4, 12.)

44

Иудейское предание приписывает Каину изобретение мер и весов (Древн. Иуд. кн. 1; 2, 2)

45

Ноема (прекрасная) считается изобретательницею женских рукоделий, как-то: пряжи льна, тканья полотен и приготовления женских нарядов

46

Сиф (основание). Ева назвала его так в надежде, что он будет основанием благочестивого племени

47

Энох был пророк (Иуд. 14.). За свою святость он удостоился, не испытав смерти, перейти в селения блаженных (Начерт. Биб. Ист.). Иудейское предание приписывает Эноху изобретение письмен, науки счисления и астрономии

48

При суждении о долговечности патриархов рода человеческого нужно иметь в виду, что внешняя природа до потопа была богаче жизненными силами; природа человеческая была менее испорчена; не было многих болезней; люди жили ближе к природе, проще; не употребляли в пишу и питье таких веществ, которые ныне отравляют жизнь людей; не имели таких занятий и таких развлечений, которые сокращают жизнь. Еще и теперь жизнь человеческая достигает до 200 лет, и между африканскими арабами даже нередко. Известно, что некоторые животные, особенно птицы, и теперь живут 300 – 400 лет. Поэтому несомненно, что и люди до потопа в стране своего первоначального происхождения, при образе жизни, сообразно с природою и, главное, при помощи Божией, могли доживать почти до тысячи лет

49

Адам жил до рождения Сифа 230 лет. Сиф до Еноса – 205 лет, Енос до Каинана – 190 лет, Каинан до Малелеила – 170 лет, Малелеил до Иареда – 165 лет, Иаред до Эноха – 162 года, Энох до Мафусала – 165 лет, Мафусал до Ламеха – 187 лет, Ламех до Ноя – 188 лет; в конце 600 года жизни Ноя начался потоп (Быт. 5, 3 – 29; 7, 6. 11.). Следовательно, потоп был в 2262 году от сотворения мира

50

Ковчег Ноев не был подобен судну, а имел простую правильную фигуру, от которой и получил свое имя (Начерт. Биб. Ист.). Он построен был из дерева гофер, по мнению большей части толковников, из кипариса, который в Вавилонии обыкновенно употреблялся для кораблестроения. Он имел 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Если принять локоть в 101/2 вершков, то ковчег в длину был 65 сажень 1 аршин 14 вершков, широтою 10 сажень 2 аршина 13 вершков, высотою 6 сажень 1 аршин 11 вершков. Мерами длины у евреев, как и у других древних народов, служили различные части руки. Эти меры были следующие: перст (digitus, дюйм), то есть широта пальца указательного или большого. (Наш дюйм равняется широте большого пальца). Длань, ладонь, то есть широта ладони, или четырех пальцев. Пядь стопа ноги (πους, фут), равняющаяся широте трех ладоней, или 12 пальцев, или расстоянию между концом большого и концом среднего пальцев, когда они раздвинуты до возможной степени. (Наш фут равняется широте двенадцати больших пальцев. Локоть, то есть длина передней части руки от локтя до конца среднего пальца. Локоть был народный – 101/2 вершков, и священный – 121/2 вершков

51

Отверстие для воздуха и света, в локоть широтою, простиравшееся под крышею во всю длину, или кругом всего ковчега

52

Чистыми животными здесь называются жертвенные животные, из которых после потопа Ной принес всесожжение Богу (Быт. 8, 20.)

53

Насчитывают до 300 родов животных, которых Ной должен был взять в ковчег

54

Ной вошел в ковчег в 17 день второго лунного месяца, считая с осеннего равноденствия. Этот день падает на конец нашего ноября (Св. Ист. прот. М. Богословского)

55

То есть Бог сделал ковчег недоступными и безопасным от воды, людей и зверей

56

Происхождение всеобщего потопа ученые стараются объяснить: а) перемещением точки равновесия земли; б) замедлением обращения земли около своей оси; в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. На вопрос, откуда взялось столько воды, что она покрыла всю землю, не трудно ответить: а) всеобщий потоп можно представлять перехождением воды с одной половины земного шара на другую; б) до третьего дня творения мира, когда воды еще не были собраны в свои места, вся земля была покрыта водою; в) одна атмосфера может дать воды более, нежели, сколько нужно для потопления всей земли. (Зап. на кн. Быт.)

57

Ной вошел в ковчег в 600 год своей жизни, в 17 день 2-го месяца, а вышел из него в 601 год, в 27 день 2-го месяца; значит, пробыл в ковчеге один год лунный и 10 дней, или круглый солнечный год

58

Полагают, что во время потопа от разлива воды по всей земле температура на земном шаре повсюду была почти одинакова

59

После потопа Бог разрешает людям кроме растений употреблять в пищу животных потому, может быть, что плодотворная сила земли уменьшилась, ослабление человеческого тела потребовало питательнейшей пищи, и люди еще до потопа привыкли употреблять в пишу животных. Бог запретил только есть кровь животных, потому что жизнь животного находится в тесной связи с кровью его, и потому что кровь назначена была для жертвоприношений (Лев. 17, 11.)

60

Договор, обязательство, союз

61

Так думают святой Иоанн Златоуст, Амвросий, Василий Великий

62

Ной не проклял Хама, потому что Хам получил благословение Божие по выходе из ковчега, но проклял сына его Ханаана, потому что провидел, что он будет наследником нечестия Хама. У Евреев есть предание, что Ханаан первый увидел наготу Ноя и сказал об этом Хаму

63

Пророчество Ноя исполнилось со всею точностью. Потомки Сима, Евреи, покорили себе Хананеев, в ветхом завете были хранителями истинного Богопочитания, от них родился по плоти Иисус Христос. Потомки Иафета, Европейцы, распространились по всей земле, вошли в Церковь Христову, господствуют не только над потомками Хама, но и в странах Семитов, преобладают на всем земном шаре, сосредоточивают в себе всю умственную деятельность, все движение к совершенству и управление народами земли. Потомки Хама хотя первые основали знаменитые царства на земле: Вавилон, Египет, Эфиопию, Финикию, Карфаген, но потомки Иафета, греки и римляне, стерли эти царства с лица земли, и теперь Хамиты, несмотря на старания Иафетидов, все еще пребывают в рабстве и нравственном унижении

64

Через 2 года после потопа родился Арфаксад. Арфаксад жил до рождения Каинана 135 лет, Каинан до Салы – 130 лет, Сала до Евера – 130 лет, Евер до Фалека – 134 года; Фалек (разделение) получил свое имя от того, что во дни его земля разделилась. (Быт. 11, 10 – 16; 10, 25.) Иосиф Флавий прямо говорит что Фалек родился во время разделения народов (Древн. Иуд. 1, 6.). Значит, разделение народов последовало в 2793 г. от сотворения мира или в годы от 2793 г. до 3132 г., в течение которых жил Фалек

65

Первым и всеобщим языком человеческого рода считают еврейский, не отвергая того, что и он потерпел изменение. Мнение это утверждается на следующих основаниях: из Библии не видно, что предки народа Еврейского принимали участие в столпотворении; еврейский язык более других имеет чистоты, простоты и правильности; из еврейского языка объясняются древнейшие имена людей, народов, стран, языческих божеств и многие другие слова, которые не могут быть объяснены из других языков

66

Равниною Сеннаар, Месопотамиею (Междуречьем), называлась страна на низовьях Тигра и Евфрата. Равнина эта была чрезвычайно плодородна. Урожай пшеницы доходил здесь до сам 200, сам 300. Будучи бедна строевым лесом, она была богата ивами и пальмами по берегам рек. Плодородие ее зависело от весенних наводнений Тигра и Евфрата. Разлив Тигра иногда превращал равнину в широкое море. Чтобы обезопасить свои жилища от наводнений, жители строили плотины, проводили каналы, рыли бассейны

67

Главными деятелями в этом предприятии были потомки Хама (Иос. Флав. Древн. Иуд. кн. 1; 4, 2.). Построением каменного города и огромной башни потомки Хама, конечно, хотели обезопасить себя от порабощения другими племенами и господствовать над ними, вопреки воле Божией, определившей им быть рабами.

68

Это совет трех лиц Святой Троицы (Злат.)

69

При раскопке развалин Вавилона найдены в огромном кургане Борсиппы развалины Вавилонской башни и найдена надпись, сделанная Навуходоносором, в которой он говорит: «я восстановил башню, которую не мог кончить первый царь. Люди оставили ее, произнося слова в беспорядке. Землетрясение и гром потрясли кирпичи, они обрушились и образовали холмы»

70

Потомки Иафета двинулись на восток и север Азии, в Индию, преимущественно населили Европу и проникли в Америку. От сыновей Иафета производят: от Гомера – Германцев, от Магога – Скифов, Туранцев; от Мадая – Миаян, от Иавана – Ионян, от Еираса – Фракиян. От внуков Иафета, сыновей Иавана, производясь: от Елисы – Эллинов, от Фасиса – жителей Тартесса в Испании, от Киттима – Македонян и Латинян. Потомки Хама частью остались в средней Азии, а большею частью пошли на юг, основали свои поселения по юго-западному берегу Азии и заняли Африку и восточный берег Средиземного моря. От сыновей Хама производят: от Хуша – Кушитов, Эфиопов, которые населили берега Азии от устьев Инда до каменистой Аравии и Абиссинию; от Мицраима – Египтян, от Фута – Ливийцев, занимавших северный берег Африки; от Ханаана – Хананеев и Финикиян, занявших восточный берег Средиземного моря и прославившихся промышленностью и торговлею. Потомки Сима остались в средней Азии и распространились только на восток, на запад и в Аравию. От сыновей Сима произошли: от Елама – Еламитяне, от Ассура – Ассирияне, от Арфаксада чрез праправнука его Евера – Евреи, а через сына Еверова Иоктана – многие племена южной Аравии; от Арама – Арамеи или Сирияне. В Месопотамии, по рассеянии народов, остались остатки различных племен. Из них особенно сильны были Кушиты и Туранцы. Здесь же обитали и потомки Евера. Над этими племенами воцарился внук Хама, сын Хуша, Ниирод, который прославился звероловством. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне (Ур). (Быт. 10 гл.)


Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания / Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

Комментарии для сайта Cackle