протоиерей Николай Попов

Источник

История Церкви первобытной

Сотворение Богом мира и человека (5508 год до Рождества Христова)1

Один Бог вечен: всегда был есть и всегда будет. Кроме Бога все имеет начало, все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога.

Бог есть Дух святейший и всесовершенный2.

Бог один, но в трех Лицах. Он есть Пресвятая Троица единосущная и нераздельная. Три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

В начале Бог сотворил из ничего3 небо и землю4.

Земля первоначально была безводна и пуста (неустроенна)5. Тьма была над бездною; и дух Божий носился над водою.

Бог дал устройство миру вещественному в шесть дней Словом Своим.

В первый день Бог создал свет.

Бог сказал: «да будет свет»; и стал свет. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро: день один6.

Во второй день Бог создал твердь, или видимое небо.

Бог сказал: «да будет твердь посреди воды». И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом7.

В третий день Бог отделил воду от земли и создал собрания вод на земле, сушу и растения.

Бог сказал: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями8. Потом сказал Бог: «да произрастить земля зелень9, траву, сеющую семя10, и дерева плодовитые11». И произвела земля зелень, траву и дерева.

В четвертый день Бог создал светила небесные: солнце, луну и звезды.

Бог сказал: «да будут светила на тверди небесной». И стало так12.

В пятый день Бог сотворил животных пресмыкающихся, рыб и птиц.

Бог сказал: «да произведет вода пресмыкающихся13, душу живую, и птицы да полетят над землею по тверди небесной». И сотворил14 Бог рыб, и животных пресмыкающихся, и всякую птицу. И благословил их Бог, сказав: «плодитесь и размножайтесь».

В шестой день Бог создал животных четвероногих, живущих на суше.

Бог сказал: «да произведет земля душу живую, скотов, гадов и зверей земных». И стало так.

Наконец в шестой же день Бог сотворил15 человека, мужчину и женщину.

По сотворении мира, Бог воззрел на все, что он создал, и увидел, что все хорошо весьма.

В седьмой день Бог почил от всех дел своих16, благословил день седьмой и освятил его, то есть назначил, чтобы разумные твари в этот день особенно прославляли Его. (Быт. 1–2, 1–6.)17

Сотворив мир, Бог стал промышлять о мире, то есть хранить его и управлять им. Такое действие Божие называется промыслом Божиим. Посему Бог называется Вседержителем и Царем неба и земли.

Сотворение человека. Рай земной. Заповедь Божия. Имена животных. Сотворение жены. Благословение Божие мужу и жене

Бог при самом сотворении человека благоволил показать Особенное Свое попечение о нем. Прежде сотворения человека был совет между Богом Отцом, Сыном Божиим и Духом Святым. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему И по подобию Нашему18, и да владычествует он над рыбами Морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею». После сего совета Бог сотворил человека по образу своему19. Бог создал тело человека из праха земного20, и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою.

Для человека Бог насадил рай (прекрасный сад) в Эдеме21, на востоке22; и произрастил в нем всякое дерево приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла23. И поселил Бог человека в этом раю с тем, чтобы он возделывал его и хранил.

И заповедал Бог человеку: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь; потому что в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь»24.

И сказал Бог: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Бог привел к человеку всех животных, чтобы он дал им имена. Человек нарек имена животным25, но для него не нашлось помощника подобного ему.

Навел Бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, Бог взял одно из ребер его, из этого ребра создал жену26 и привел ее к человеку. Тогда человек сказал: «вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо она взята от мужа27. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть28».

Бог благословил мужа и жену и сказал им: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». И назначил Бог в пищу людям траву с семенем29 и плоды дерев30, а зверям, птицам и пресмыкающимся – зелень травную.

Адам и жена его были наги и не стыдились31. (Быт. 1, 26 – 30; 2, 7 – 25.)

Грех прародителей и последствия его. Суд Божий и обетование о Спасителе. Наказание за грех

Прежде человека Бог сотворил бесплотных духов, которые называются Ангелами, то есть вестниками Божиими.

Один из этих светлых духов ложно вообразил себя равным Богу, возгордился, не стал повиноваться Богу и возмутил против Бога многих других духов. Возмутившихся духов, которые сделались злыми духами, Бог лишил света и блаженства и низверг с неба. Главный из них называется диаволом и сатаною32.

Диавол позавидовал блаженству людей и захотел погубить их. Однажды жена была близ запрещенного дерева познания добра и зла. Диавол вошел в змея, который был хитрее всех животных, и сказал ей: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни от какого дерева в раю»? Жена отвечала: «плоды с дерев мы можем есть; только плодов дерева, которое среди рая, Бог сказал, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Искуситель сказал жене: «нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И увидела жена, что это дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и что привлекательно это дерево, потому что дает знание, и она взяла плодов его и ела; также дала мужу своему, и он ел. Тогда у них обоих открылись глаза, и они узнали, что они наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания.

Когда наступила вечерняя прохлада дня, услышали они голос Бога, ходящего в раю, и скрылись между деревьями. Бог воззвал к Адаму: «где ты»? Он отвечал: «я услышал голос Твой в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог спросил его: «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть»? (Бог спрашивал человека, как бы незнающий, чтобы расположить его к раскаянию) Адам, думая сложить часть своей вины на жену, даже на самого Бога, сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод с этого дерева, и я ел». Бог спросил жену: «что ты это сделала»? Жена сказала: «змей обольстил меня, и я ела».

Тогда Бог произнес такой суд на искусителя, на жену и на мужа.

Он сказал змею: «за то, что ты сделал это, проклят ты. Будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту».

Этими словами Бог сказал змею: «ты будешь низким, презренным и ненавистным животным33»; – сказал диаволу, который был в змее: «ты будешь вечно мучиться в удалении от Бога; у тебя будет постоянная борьба с людьми; Семя жены, Спаситель, Который родится от Пресвятой Девы, победит тебя совершенно, а ты сделаешь Ему ничтожное зло34». Эти слова Господа в горестном состоянии согрешивших, но каявшихся во грехе, прародителей были первою утешительною, радостною вестью, первоевангелием о Спасителе.

Жене Бог сказал: «ты в болезни будешь рождать детей; будешь иметь влечение к мужу твоему, и он будет господствовать над тобою».

Адаму сказал: «за то, что ты послушал голоса жены твоей, и ел от дерева, от которого Я запретил тебе есть, проклята земля за тебя35; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы36 произрастит она тебе, и ты будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб (до пота будешь трудиться, чтобы приобрести хлеб), доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ты прах, и в прах возвратишься».

Адам, веря обещанию Божию, что от жены произойдут все люди, которые будут жить на земле, и Сам жизнодавец, Спаситель, нарек имя жене своей: Ева (жизнь).

Чтобы люди тверже помнили и верили, что придет на землю Спаситель и прольет кровь Свою за грехи их, Бог повелел им приносить Ему в жертву животных. Жертвы эти должны были прообразовать крестную жертву Иисуса Христа.

И сделал Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их37.

Чтобы люди не вкушали более плодов дерева жизни, Бог изгнал их из сада Эдемского, поставил у него Херувима и пламенный обращающийся меч, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт. 3 гл.)

От Адама и Евы, зараженных грехом, произошли все люди, потому все люди родятся во грехе, который называется первородным грехом, и, кроме того, сами грешат (Рим. 5, 12.).

Обещав грешным людям Спасителя, Бог стал постепенно приготовлять их к принятию Его, а люди для спасения своего должны были веровать в обещанного Спасителя и ожидать Его. Это приготовление Богом людей к принятию Спасителя и спасение их верою и обещанного Богом Спасителя называется Ветхим Заветом (древним, старым союзом Бога с людьми).

* * *

1

Православная Церковь издревле считает от сотворения мира до Рождества Христова 5508 лет. Это число лет от сотворения мира до Рождества Христова принимали отцы пятошестого собора (Деян. Соб. т. XVII, р. 123). Такое летосчисление основывается на греческом переводе Библии, сделанном 70 толковниками. Посему здесь годы от сотворения мира считаются по летосчислению 70 толковников, как оно означено в русском переводе Библии

2

О существе и существенных свойствах Божиих Божественное откровение сообщает нам такое понятие: Бог есть Дух вечный, неизменяемый, вездесущий, всеведущий, премудрый, всеблагий, который дает всем столько добра, сколько кто принять может, всеправедный, всемогущий, вседовольный и всеблаженный. Как чистейший Дух, Бог не имеет тела и ничего вещественного в Себе

3

В еврейском тексте книги Бытия здесь употреблено пророком Моисеем слово бара, которое значит: сотворил из ничего, произвел что-либо совершенно новое и не бывшее

4

Небо и земля, вместе взятые, обыкновенно означают целое творение Божие. В этом месте под небом, основываясь на толковании блаженного Августина, святого Григория Богослова и святого Иоанна Дамаскина, разумеют небеса небес, мир невидимый, духовный и жилище блаженных, а под землею – первоначальное вещество, из которого потом Бог создал мир вещественный (Запис. на кн. Быт. М. Ф., Начерт. Биб. Ист. М. Ф. Догм. Богосл. М. Макария, § 64)

5

Землею здесь названо вещество видимого мира вообще. Эта первоначальная земля, то есть всеобщее вещество мира, была, по свидетельству книги Бытия, безвидна и пуста (по русскому переводу), невидима и неустроенна (по славянскому переводу), была нечто пустое и ничтожное, изумляющая пустота (по некоторым другим переводам). Это значит, что первоначальное вещество мира не имело определенных качеств, видов и форм. Далее в книги Бытия это же вещество названо бездною, потому что занимало собою необъятное пространство, не разграниченное разнообразием вещей, и названо водою, потому что не имело никакой твердости и постоянных образов, и в этом отношении приближалось к свойству жидких веществ. (Зап. на кн. Быт. Начерт. Биб. Ист.)

6

Полагают, что вместе с созданием света последовало некоторое движете в первосозданном веществе, подобно тому, какое ныне примечается в телах небесных, разделившее вещество на множество частей и отделившее светлое вещество солнца от вещества темных тел небесных, то есть планет. Первый период сего движения, вместе с предшествовавшим ему мраком, составил то, что в Святом Писании в первый раз названо вечером и утром, и днем не только первым, но единым, и как бы единственным. В первый день мира, равно и в следующие два дня, те действия, которые ныне производит солнце, производил первосозданный неустроенный свет, занимавший часть небесного пространства, то есть та масса светлого вещества, из которого в четвертый день Бог создал солнце. (Начерт. Библ. Ист. Запис. на кн. Бытия М. Ф.)

7

Во второй день Бог разделил воды твердью. Можно думать, что то были воды, содержавшие в себе вещество темных тел небесных, то есть планет, которые теперь, плотнее сложась около своих центров и заключась в постоянных пределах, оставили более удобопроницаемое для света пространство, или твердь. Твердь же означает у священного писателя не только воздушное небо, которое носит облачные воды, но и звездное, на котором в продолжение творения поставлены и утверждены на определенных друг от друга расстояниях светила. (Начерт. Библ. Ист. М. Ф.) Впрочем, на повествование книги Бытия о первых двух днях творения мира существуют и другие толкования. В виду различных толкований библейского повествования о сотворении Богом мира, должно помнить, что творение мира есть тайна, которую мы, по слову Апостола, разумеваем верою (Евр. 11, 3.), что достоверность Святого Писания простирается далее пределов нашего разумения (блаженный Августин)

8

Вода по своей плотности и тяжести занимает средину между воздухом и землей, поэтому при первоначальном образовании земного шара, естественно, должна была покрывать всю поверхность его. Но, по слову Творца, одни части земной поверхности понизились, а другие поднялись, вследствие этого вода собралась в низменный части земной поверхности, а возвышенный части земной поверхности осушились

9

Низшие породы растений, не имеющие ни листьев, ни цветов, ни плодов, каковы: водоросли, лишаи, мхи

10

Сюда относятся и хлебные растения

11

Сюда относятся и кустарники

12

В четвертый день созданы светила, по всей вероятности, через совершенное сосредоточение в определенных местах и чрез совершенное образование масс светящегося вещества, с утверждением для этих небесных тел постоянных законов и круга деятельности (Начерт. Биб. Ист. Запис. на кн. Быт.)

13

Собственно – многородящих, под которыми разумеют животных микроскопических, насекомых, животных, живущих в воде, и земноводных

14

Здесь пророк Моисей в другой раз употребляет слово бара – сотворил, и тем свидетельствует, что животная жизнь не сама зародилась из безжизненного вещества, а получила свое бытие от Бога чрез новое, особенное творческое действие

15

Здесь пророк Моисей в третий раз употребляет слово бара – сотворил, и тем свидетельствует, что человек не произошел от какого-либо прежде него сотворенного Богом животного, а есть новое, особое творение Божие, отличное от бессловесных животных

16

Покой Божий не есть бездействие. Бог доныне делает (Иоан. 5, 17.), то есть производит новые твари, но не новые виды тварей, сохраняет законы природы, но не поставляет новых. (Зап. на кн. Быт.)

17

В конце каждой главы указываются книги Святого Писания, из которых взято содержание ее. Цифрою с запятою означаются главы книг, а цифрою с точкою или точкою с запятою – стихи глав

18

По объяснению святых отцов церкви образ Божий состоит в духовности, в разуме, в свободной воле и бессмертии души человеческой, а подобие Божие – в добродетели и святости (Григ. Нис, Клим. Алекс, Иоан. Дамаск.)

19

По образу Божию мы сотворены, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. При сотворении мы получили только возможность быть подобными Богу (Григ. Нис.)

20

Посему первый человек назван Адамом, что значит красный, сотворенный из красной земли, земной

21

Эдем – приятность, наслаждение

22

Из Эдема выходила река для орошения рая и разделялась на четыре реки: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат. Какие реки назывались Фисоном и Гихоном, достоверно неизвестно. Одни полагают рай в Армении, и под Фисоном разумеют реку Фазис, а под Гихоном реку Аракс. Другие полагают рай в южной Месопотамии, и под Фисоном (Пишон) разумеют Паллакопас, рукав Евфрата, выходивший из него около Вавилона и протекавший по правую сторону Евфрата, до Персидского залива, ныне уже высохший; а под Гихоном разумеют реку Арахту, рукав Евфрата, отделявшийся от него и протекавший по левую сторону его. Тигр и Евфрат, полагают, соединялись к северу от Багдада, где и ныне эти реки приближаются одна к другой

23

Дерево жизни было такое дереве, плодами которого, питаясь, человек был бы безболезнен и бессмертен. Дерево познания добра и зла названо так потому, что человек, вкусив плодов его, узнал самым опытом, какое добро повиноваться Богу, и какое зло не исполнять заповедей Божиих

24

То есть после того, как вкусишь, сделаешься смертен (Иерон., Авг., Феодор.)

25

Из этого видно, что дар слова человек получил от Бога вместе с бытием

26

Бог создал жену из ребра человека для того, чтобы она была всегда близка сердцу мужа, расположена была слушаться его, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом, и чтобы потому люди по природе расположены были любить и беречь друг друга

27

Муж по-еврейски иш, жена – иша. Адам не мог сам собою знать того, что происходило с ним вовремя сна, потому он произнес эти слова, по мнению святого Иоанна Златоуста, пророческим даром, движимый Святым Духом

28

Слова эти можно принимать или от лица Адама, или от лица Моисея, но Иисус Христос приписывает их Богу (Мат. 19, 5.). Это показывает их важность, через кого бы они ни были произнесены. Ими запрещается многоженство и своевольное расторжение брака и указывается высокое значение жены по отношению к мужу

29

Хлебные растения

30

Из этого можно видеть, что животные вначале не были назначены в пищу человеку

31

Адам и жена его до греха не носили одежды, потому что, будучи безбоязненны и бессмертны, не имели нужды защищать себя от внешних влияний; будучи прекрасны, не имели нужды в украшениях; будучи невинны, ничего не имели скрывать

32

Слово диавол значит клеветник или обольститель, сатана – противник. Подчиненные диаволу злые духи называются бесами

33

Святой Василий Великий полагает, что при этом Бог отнял у змея часть естественного совершенства. Святой Иоанн Златоуст говорит, что, проклиная змея, Бог уподобляется отцу, который, наказывая того, кто убил его сына, разбивает меч, который послужил орудием смерти

34

Диавол искушал Спасителя, внушил Иуде предать Его, внушил врагам Его убить Его. Но убиение Спасителя было для него уязвлением только в пяту, потому что он воскрес из мертвых во славе

35

Через проклятие земли Бог отнял у ней первоначальное плодородие и всю тварь земную лишил части совершенства

36

Терновник и колючие, иглистые растения

37

Откуда взяты кожи, и почему Бог сделал людям одежды из кож, это объясняется тем, что Бог заповедал людям приносить в жертву Ему животных, и научил из кож их делать себе одежды, чтобы они в этих жертвах имели прообраз той жертвы, которую имел принести за грехи людей Спаситель, тверже верили в эту жертву, и верою облекались в заслугу Спасителя


Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания / Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

Комментарии для сайта Cackle