протоиерей Николай Попов

Источник

О книгах Священного Писания Ветхого Завета

Первые книги Священного Писания Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие – написаны пророком Моисеем.

Книга Бытия названа так потому, что описывает начало бытия видимого мира. Она содержит в себе историю сотворения мира и человека, историю первых людей и ветхозаветных патриархов до смерти Иосифа. Полагают, что Моисей написал ее до исхода евреев из Египта, в земле Мадиамской.

Исход содержит историю выхода евреев из Египта с обстоятельствами, предшествовавшими сему событию и последовавшими за ним до построения скинии.

Левит содержит в себе законы об обрядах, которые поручено было совершать левитам, и историю израильтян в первый месяц второго года по исходе из Египта.

Книга Чисел названа от двух народосчислений, описанных в ней. Содержит историю странствования евреев в пустыне Аравийской.

Книга Второзакония названа от повторения Моисеем закона. Описывает события последних двух месяцев сорокового года странствования евреев в пустыне.

После Моисея продолжал историю народа Божия преемник его, Иисус Навин.

Книга Иисуса Навина содержит в себе историю завоевания и разделения земли обетованной.

За книгой Иисуса Навина в Библии следуют:

Книга Судей. Книгу эту приписывают пророку Самуилу. В ней описана история народа Божия от смерти Иисуса Навина до смерти Самсона.

Руфь. Приписывается Самуилу. Содержит историю Руфи, бедной моавитянки, прабабки Давида.

Первая и вторая книга Царств. Написаны Самуилом (24 главы), Нафаном и Гадом. Первая содержит историю народа Божия от рождения Самуила до смерти Саула, вторая – продолжает историю евреев в царствование Давида.

Третья книга Царств. Содержит историю евреев от помазания Соломона на царство до смерти царя Иудейского Иосафата. Написана Ездрою.

Четвертая книга Царств. Продолжает историю евреев до плена вавилонского и оканчивается выведением Иехонии из темницы. Написана Ездрою.

Первая книга Паралипоменон (о том, что пропущено в книгах Царств). Содержит родословие еврейского народа от Адама, сказание о смерти Саула и об учреждениях Давида, относящихся к Богослужению; оканчивается смертью Давида. Написана Ездрою.

Вторая книга Паралипоменон. Содержит историю евреев от Соломона до разрушения Иерусалима халдеями и оканчивается указом Кира об освобождении иудеев из плена. Написана Ездрою.

Книга Ездры. Описывает возвращение иудеев из плена, создание второго храма и восстановление церковного и гражданского порядка. Написана Ездрою.

Книга Неемии. Описывает возобновление стен Иерусалима Неемиею и другие подвиги Неемии. Написана Неемиею.

Вторая книга Ездры. Составлена из первой книги Ездры и части книги Паралипоменон, с прибавлением повести о состязаниях трех телохранителей Дария о том, кто всего сильнее. Составитель неизвестен. Книга эта неканоническая539.

Книга Товита. Содержит историю Товита и сына его Товии и написана ими самими. Книга неканоническая.

Книга Иудифь. Содержит историю Иудифи. Книга неканоническая.

Книга Есфирь. Содержит историю Есфири. Признают писателем ее или Ездру, или первосвященника Иоакима, или Мардохея.

Книга Иова. Она содержит в себе историю Иова и написана, как полагают, самим Иовом.

Псалтирь. Книга псалмов, или священных песнопений. Большая часть псалмов (78 псалмов) написана Давидом. Кроме псалмов Давидовых, в Псалтири есть псалом Моисея (Пс. 89), псалмы Соломона (Пс. 126–131), левитов, сынов Кореевых (Пс. 41–48, 83, 84, 86), пророка Асафа (Пс. 49:72–82), Емана (Пс. 87) и Ефама (Пс. 88), современников Давида. 136-й псалом написан после плена вавилонского. Псалмы содержат в себе молитвы, правила нравственности, краткие исторические указания и пророчества. В псалмах особенно замечательны пророчества об Иисусе Христе, что Он будет Бог (Пс. 44:7–8; 109–1), Сын Божий (Пс. 2, 7, 109:3), что Он произойдет по человечеству от рода Давидова (Пс. 88:36–38), будет пророк (Пс. 2:7–12), первосвященник (Пс. 109–4), царь (Пс. 71:7–8), что Ему принесут дары (Пс. 71:10–11), что Он будет проповедовать в притчах (Пс. 77:2), что Он будет предан своим учеником (Пс. 40:10), умрет в мучениях позорною смертью (Пс. 21), сойдет во ад (Пс. 15:10), воскреснет (Пс. 70:20), вознесется на небо (Пс. 67:19), сядет одесную Бога Отца (Пс. 109:1).

Притчи Соломона. Написаны Соломоном. Содержат в себе мудрые изречения о страхе Божием и пророке, о поведении и судьбе человека.

Экклезиаст (церковный проповедник). Написан Соломоном. Раскрывает ту истину, что в мире все суета; только страх Божий и исполнение заповедей Божиих составляют самое высшее благо, которое успокаивает дух человека.

Песнь Песней (превосходная песнь). Написана Соломоном. Под образом любви жениха и невесты представляет таинственный союз Иисуса Христа с Церковью.

Книга премудрости Соломоновой. Написана неизвестно кем. Она проповедует сильным земли премудрость, происходящую от Бога, и обличает язычество. Книга неканоническая.

Книга премудрости Иисуса сына Сирахова. Содержит в себе мудрые правила для всех на разные случаи жизни. Книга неканоническая.

Книга пророка Исаии. В книге его содержатся обличения на иудеев, предсказывается наказание Божие им через ассириян и халдеев, плен и разрушение Иерусалима и храма, возвращение из плена при царе Кире, которого пророк назвал вперед по имени, и возобновление Иерусалима и храма. Исаия пророчествовал и о судьбе соседних народов. Пророчества Исаии об Иисусе Христе так ясны, что его называют ветхозаветным евангелистом. Он предсказал, что Спаситель мира будет Богочеловек (Ис. 7:14, 9:6–8), что на Нем почиет Дух Божий (Ис. 11:1–3), что Он родится из племени Давидова (Ис. 11:1–3), от Девы (Ис. 7:14), будет иметь предтечу (Ис. 40:3), что начнет Свою проповедь в пределах Завулона и Неффалима (Ис. 9:1–2), что будет творить чудеса, исцелять больных и воскрешать мертвых (Ис. 35:3–6, 26:19), что принесет Себя в жертву за грехи мира и восстанет от тесноты и суда (Ис. 53).

Книга пророка Иеремии. В книге Иеремии, кроме предсказаний о судьбах иудеев и соседних им народов, содержатся пророчества о Спасителе. Иеремия предсказал, что Спаситель произойдет от рода Давидова, что Он будет Царь праведный, во дни которого спасется Иуда и Израиль, что имя Его будет Господь (Иегова), (Иер. 23:5–7, 33:14–16), что Он завещает Новый Завет людям, давая законы в мыслях и в сердцах их (Иер. 31:31–35).

Плач Иеремии. Содержит в себе плач пророка о бедствиях, постигших его отечество.

Книга пророка Варуха. Книга эта содержит в себе послание из Вавилона к иудеям, оставшимся в отечестве. Писатель послания убеждает их молиться Богу о прекращении плена.

Книга пророка Иезекиля. Иезекиль предсказал плен и возвращение иудеев из плена и восстановление Иерусалимского храма. Кроме сего, он пророчествовал о царстве Мессии и призвании в него язычников (Иез. 34:23–31, 37:21–28).

Книга пророка Даниила. Первая половина ее содержит историю жизни Даниила и трех друзей его и описание некоторых приключений царей вавилонских. Вторая половина содержит пророчества Даниила о четырех всемирных царствах и о царстве Мессии.

Книга пророка Осии. Осия пророчествовал при Иеровоаме II, царе Израильском. Он особенно сильно изобразил беззакония иудеев и израильтян и предсказал им за них наказание Божие, но предвозвестил и обращение их к Богу и избавление людей от смерти и ада (Ос. 3:5, 13:14).

Книга пророка Иоиля. Иоиль пророчествовал при иудейских царях Озии и Иоафаме. По случаю опустошения полей саранчою, он убеждал иудеев прибегнуть к покаянию и молитве, предсказал излияние Духа Святого на всякую плоть и суд Божий над всеми народами (Иоил. 2:28–29, 3:1–3).

Книга пророка Амоса. Амос призван Богом к пророческому служению в царствование Озии, из пастухов. Книга отличается особенной простотой изложения. В ней сначала пророк предсказывает бедствия соседним народам, потом обличает израильтян, особенно богатых, в роскоши, притеснении бедных, в неправде на суде, в обмане в торговле и предсказывает рассеяние израильтян между народами. Но предсказывает и утешительные события: восстановление дома Давидова и обращение народов к истинному Богу (Ам. 9, 11, 12).

Книга пророка Aвдия. В своей книге пророк Авдий, живший при Ахазе, предсказывает гибель идумеян за то, что они радовались бедствиям Иерусалима.

Книга пророка Ионы. Содержит в себе историю посольства его к ниневитянам.

Книга пророка Михея. Он в царствование Езекии предсказывал падение Израильского царства, плен иудеев в Вавилоне и возвращение их из плена. Он предсказал рождение Спасителя в Вифлееме (Мих. 5:2).

Книга пророка Наума. Он предсказал падение Ниневии, а народу Божию – блаженные времена.

Книга пророка Аввакума. Аввакум предсказал разрушение царства Иудейского халдеями и падение Вавилона. Он также прославил в торжественной песне пришествие на землю Спасителя (Авв. 3).

Книга пророка Сафонии. Сафония, в царствование Иосии, предсказал разрушение царства Иудейского за идолопоклонство и погибель врагов народа Божия. Возвестил также блаженные времена Спасителя (Саф. 3:9–20).

Книги пророка Аггея. Содержит увещания иудеям продолжать постройку храма Иерусалимского, в котором должен явиться Мессия.

Книга пророка Захарии. Чтобы побудить иудеев к восстановлению храма, он предсказывал его благосостояние и восстановление Иерусалима. Он предсказал также, как Царь праведный и спасающий войдет в Иерусалим в простоте (Зах. 9:9), как Искупителя оценят в тридцать сребреников (Зах. 11–13), как после поражения Пастыря рассеются овцы (Зах. 13:7), как обращенные иудеи с верою будут взирать на Того, Его же прободоша (Зах. 12:10).

Книга пророка Малахии. Малахия, современник Неемии, обличал те же беззакония, какие обличал и Неемия, пророчествовал о явлении предтечи Господня и о явлении Самого Господа в храме Своем (Мал. 3:1, 4, 5).

Первая книга Маккавейская. Описывает гонение на иудеев от Антиоха Епифана и подвиги маккавеев. Книга неканоническая.

Вторая книга Маккавейская. Описывает бедствия и подвиги иудеев со времени покушения Илиодора ограбить храм и потом подвиги Иуды Маккавея до победы его над Никанором. Книга неканоническая.

Третья книга Маккавейская. Содержит повествование о гонении на иудеев от Птоломея Филопатора. Книга неканоническая.

Третья книга Ездры. Описывает откровения Ездре об Иудейской Церкви и о пришествии Мессии. Книга неканоническая.

* * *

539

Каноническими книгами называются те книги Святого Писания, которые введены в канон богодухновенных книг, а неканоническими книгами называются те книги Ветхого Завета, которые не введены в канон богодухновенных книг.


Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания / Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

Комментарии для сайта Cackle