Источник

Омовение ног

(Ин. 13:1–15)

«Знаете ли, что Я сделал вам?» – вот вопрос, с которым обратился к Своим ученикам Спаситель после того, как омыл им ноги.

Тяжело Спасителю было слушать разговор учеников о первенстве, но Он все покрыл Своей любовью! Об этом свидетельствует нам ученик, возлежавший на перси Его и глубже других людей проникший в Его сердце. Имя этому ученику Иоанн Богослов. Он говорит выразительно: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Об этом же свидетельствуют все те разговоры, которые вел Христос в этот вечер, и те блаженные откровения, которые Он дал при прощании с учениками. Об этом свидетельствует и дело, которое Он совершил среди них, то дело любви, которое Он проявил по отношению к ним. Иоанн рассказывает нам об этом так прямо и просто, но вместе с тем так медленно и торжественно, что для нас становится ясным, какими внимательными очами следил он за Господом и Наставником Своим, как неизгладимо запечатлелось в его памяти и сердце все это событие. Иоанн пишет: «И Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в омывальницу и начал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На Востоке был обычай омывать ноги гостям, которых любили и желали почтить. Вот почему и Авраам сказал трем странникам, пришедшим к нему в рощу Мамврийскую: «Принесут немного воды, и омоют ноги ваши» (Быт. 18, 4).

И Господь Иисус, упрекая Симона фарисея, принимавшего Его в доме своем и проявившего мало любви к Нему, сказал: «Ты воды Мне на ноги не дал» (Лк. 7, 44). На Пасхальной вечери, которую праздновал Господь с учениками Своими, вероятно, не было слуги, который мог бы сделать это дело. Конечно, кому-нибудь из учеников следовало бы оказать это дело любви к Наставнику и товарищам. Но этого нельзя было ожидать от тех, которые еще незадолго пред сим спорили, «кто из них должен почитаться большим» (Лк. 22, 24). Тогда встает Иисус Христос и совершает это служение любви. Тот, кому Отец предал все в руки, умывает этими Своими руками их ноги. Он, Сын Божий, сияние Его славы и образ Его ипостаси, делается слугою Своих учеников и, тем самым, делом доказывает истину сказанного Им некогда: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).

С благоговейным удивлением взираем мы на это смиренное служение любви, которое проявил Святейший в Израиле, Единственный Сын Божий к бедным рыбакам и мытарям галилейским. Но это умовение ног имеет для нас и другое высокое значение. Оно служит примером Его спасительной любви. Как здесь встал Он со Своего стула, снял с Себя верхнюю одежду, опоясал Себя поясом и омыл Своим ученикам ноги: так же точно при исполнении времен Он встал с престола Своего Божества, снял с Себя одежды Своего божественного величия и опоясал Себя поясом бедности и уничижения, и принял образ раба. Бедно и незнатно жил Он на этой земле: «Он не имел угла, где преклонить Свою голову, Он был распят, Он умер, чтобы Своею святою и драгоценною Кровью омыть нас от наших грехов. И подобно тому, как Он тогда, омыв ноги у учеников, взял Свои одежды и воссел; точно так же воссел Он одесную (престола) величия на высоте (Евр. 1, 3) после того, как совершил дело нашего спасения. Вот то, что засвидетельствовал нам св. Павел в словах: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 5–7). Вот то, о чем повествует нам проповедуемое среди нас, особенно в страстные дни, Евангелие Иисуса Христа. На вопрос Господа Спасителя нашего, который Он обращает и к нам теперь, как тогда к ученикам: «Знаете ли, что Я сделал вам?» мы, взирая на Его тяжкие страдания и смерть, не можем дать иного ответа, как: да, Господи, мы знаем это и благодарим Тебя и теперь и неустанно будем благодарить за то, что Ты сделал нам!

Но омовение Христом Иисусом ног у учеников не есть только пример Его спасительной любви, оно есть и доказательство Его освящающей благодати. Ибо то, что совершил Он однажды в Своих страданиях и смерти для нас, бедных грешников, производит Он ежедневно и изобильно в каждом из нас в отдельности. Мы должны согласиться, что мы много согрешаем ежедневно и повинны тяжкому наказанию. Потому и нуждаемся мы в ежедневном и изобильном прощении наших грехов и омовении наших преступлений. Все это совершает в нас Спаситель по Своей беспредельной и неизреченной спасающей милости. Столь же часто, как мы в святой молитве «Отче наш», просим: прости нам долги наши! или взываем с мытарем: Боже, будь милостив ко мне, грешному! и Он дает то, о чем мы просим в покаянной вере. И когда мы на исповеди с искренним сердцем исповедуем пред Ним свои согрешения и просим у Него прощения их, «Он, будучи верен и праведен, прощает нам грехи наши и очищает нас от всякой неправды» (1Ин. 1, 9). Чем чаще мы с верующим сердцем приступаем к трапезе святого причащения, тем чаще дает Он нам снова прощение грехов, жизнь и блаженство, чтобы мы могли с радостным сердцем и устами прославлять Его: «Благослови, душа моя, Господи, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами» (Пс. 102, 3–4).

Со своей стороны мы должны только не препятствовать Спасителю, но в смирении держаться Его исцеляющей и освящающей милости. К тому приглашает нас и Евангелие разговором Иисуса с Симоном Петром. Господь проявил уже дело любви Своей к нескольким, быть может, ко всем прочим ученикам, теперь Он приближается к Симону Петру. Все прочие, глубоко пристыженные, дозволили совершить то, что хотел Иисус. Но Петр решительно отказывается и говорит Ему: «Господи, Тебе ли умывать мои ноги?» Ты мне? Ты, Господь, мне, непотребному рабу? Никогда. Боже сохрани, чтобы я допустил Тебе сделать это»! С первого взгляда все это кажется очень благочестивым, смиренным, но на самом деле это было неповиновение и своеволие. Иисус, жалея Петра, кротко, но вместе с тем и уверенно отвечает ему: «Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после». Он требует от Своего ученика, чтобы тот смиренно предал себя воле и намерению своего Господа и Наставника и обещает ему за это то, что в свое время он все узнает и испытует. Но Петр остается своевольным и не повинуется. Он еще раз восклицает: «Не умоешь ног моих вовек». Тогда Господь строже и с угрозой говорит: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Петр приходит в ужас: этого не желает он ни теперь, ни в вечности! И в порыве любви к Спасителю он взывает: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову!»

Вот он хочет совершить уже больше, чем от него требует Господь. Как пред сим недавно он слишком далеко удалялся налево, так теперь простирается он слишком далеко направо. Спаситель еще раз направляет его на истинный и узкий путь, говоря ему: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». Петр теперь понимает, что хочет сделать ему Господь и Наставник Его, и дает совершиться всему в смиренной и благодарной любви.

«Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». Вот слова Спасителя, на которые мы должны обратить свое внимание и которые мы должны удержать в своем сердце. Однажды в своей жизни мы были омыты от всех наших согрешений, это – в святом крещении. Вот основание, на котором мы утверждаемся, вот завет благодати, которым мы можем утешаться в радостной вере. Но никто из нас не живет так свято и чисто, чтобы пыль и грязь мира и грех не коснулись его ног. А посему мы и нуждаемся в том, чтобы ежедневно оплакивать свои грехи слезами покаяния и сокрушенной молитвой просить Господа – не оставлять нас, но подкреплять своей всесильной благодатью! Иисус Христос взывает к каждому из нас в отдельности, как тогда к Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Но ведь все мы и желаем только того, чтобы быть причастными Его спасения и Его славы и теперь, и в вечности. А посему будем взывать к Нему каждый день вместе с Давидом: «Омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня!» (Пс. 50, 4).

Господь окончил Свое дело. Теперь Он берет Свои одежды, одевает их и садится снова. И тогда говорит Он Своим ученикам: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Господь Иисус требует этими словами, чтобы мы оказывали такую же смиренную, кроткую, терпеливую и милосердую любовь к своим ближним, как Он к Своим ученикам.

Всмотритесь внимательно, как унижал Себя Господь и Спаситель наш, когда Он нагибался пред каждым Своим учеником и умывал их ноги, хотя и знал, что Он Господь и Наставник и что «Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит» (Ин. 13, 3). Как, напротив, горды мы, когда наблюдаем за тем, чтобы с нами обращались сообразно нашему положению и состоянию, чтобы все без исключения чтили и хвалили наши дела и силу, нашу мудрость и добродетели так и настолько, как и насколько мы заслуживаем этого в своих собственных глазах. Поистине, при взгляде на Спасителя у нас должна была бы пропасть эта гордость, и мы должны были бы дать себе истинный труд научиться и знать, что предписывает всем нам апостол: «В почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12, 10). Взгляните, какую кроткую и терпеливую любовь проявил Спаситель к Симону Петру, чтобы привести Его от своенравия и своеволия к послушанию веры! И в каком блестящем сиянии светит эта Его кроткая и терпеливая, эта дружеская и милосердая любовь даже к самому Иуде Искариотскому! Он знал хорошо, с какими лукавыми планами носится предатель. И, несмотря на это, Он умывает ноги и у этого ученика. Как нетерпеливы, напротив, бываем мы, когда нам приходится иметь дело со своенравием или своеволием, с прихотями и странностями наших ближних! Как непощадны мы, когда нас оскорбляют или обижают; мы никогда не хотим прощать и забывать обид. Как немилосердны мы, когда стараемся открывать всякую малейшую слабость у наших ближних, разносим их ошибку из дома в дом и судим их! Спаситель учит нас оказывать кроткую и терпеливую любовь к ближним, носить слабости наших ближних, от всего сердца прощать им то, в чем они согрешили против нас. «Братья, – увещевает нас апостол Павел, – если и впадет человек в какое-нибудь согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6, 1), а апостол Иаков добавляет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19–20).

Господь требует от нас, как своих последователей, только того, чтобы мы делали то же, что Он Сам сделал, чтобы мы смиренною и кроткою, терпеливою, дружескою и милосердою любовью проповедовали добродетели Того, Кто вызвал их из тьмы невежества и направил их к чудному свету. Да поможет же нам Господь, наш Бог, в том, чтобы мы оказывали членам наших семей и домов, а равно и всем людям и даже врагам ту милосердую, дружескую, смиренную и терпеливую любовь, каковую Христос проявил в отношении к нам! Аминь.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle