Источник

Спор учеников

(Лк. 22:24–30)

Не успел Господь еще и высказать своего искреннего и глубокого желания «есть с учениками пасху», желания, проникнутого скорбию о предстоящей с ними разлуки, как ученики уже нарушили святость этой минуты своими земными думами. Евангелист Лука горестно замечает: «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». В этих словах рассказана нам весьма печальная история. Ученики постоянно носились с превратным понятием, что Иисус Христос должен основать среди своего народа царство земного величия и мирского господства, каковым было царство Давида и Соломона. Как ближайшие и верные Ему последователи, они ожидали себе высокого и блестящего положения в этом царстве. Охваченные такими мыслями, они еще раньше спрашивали у Господа: «Кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18, 1). А мать сынов Зеведеевых даже коленопреклонно просила Его: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем!» (Мф. 20, 21).

Теперь они знали, что Господь и Наставник их должен отлучиться от них – и между ними возникает вопрос, кто из них первый и больший, чтобы ему занять место Иисуса и стать главою двенадцати. Вот спор, о котором повествует нам слово Писания.

Все мы, конечно, чувствуем, что этот спор должен был произвести необыкновенно печальное и удручающее впечатление на Спасителя. Ученики своим спором опечалили и оскорбили сердце Своего Учителя. Это было также страдание, и страдание, в тысячу раз тягчайшее других, потому что нанесено Ему было Его собственными последователями и приверженцами. Честолюбивые помыслы и горделивые думы о первенстве – не свойственны истинным ученикам Христа. Истинный последователь Христов не тот, кто думает о том, как бы ему все служили, но тот, кто сам всем служит без ропота и скорби.

Смирение есть первая и лучшая христианская добродетель. Но никогда не думайте, что научиться этой добродетели и свободно упражняться в ней легко для нас, бедных сынов праха, ежечасно познающих свою слабость и бессилие, для нас, бедных грешников, которым совесть указывает бесчисленные грехи и преступления! Наоборот – очень и очень трудно. Природа человеческая не хочет знать о смирении и не может никогда его постигнуть. Языческая древность, когда искала мудрости и правды, буквально ничего не знала об этой добродетели, не было даже слова для выражения этого понятия. Но с тех пор, как Иисус Христос произнес в этом гордом мире слова: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29), – с тех пор, как Он потребовал от своих прежде всего смиренного младенческого настроения, с этих пор смирение сделалось высочайшим и прекраснейшим цветком в венке христианских добродетелей. Оно то, что своим тихим сиянием украшает благословенную среди жен Марию, матерь Иисуса. Оно то, что с неизменной и неизмеримой силой украшает величайшего из апостолов, святого Павла. Да и прочие апостолы научились ей впоследствии в обществе своего Господа и Наставника. После Пятидесятницы мы уже не находим в них никакого следа зависти соревнования, гордости и высокомерия. Со смиренным духом и сердцем стоят и работают они один около другого и один с другим. В смиренной любви следуют они образу Спасителя и становятся одним сердцем и одною душою. Для Церкви Христовой грустно и прискорбно, когда мы гордимся своим положением и состоянием, своими имуществами и приобретениями, своими делами, добродетелями и заслугами. Но еще больше эта скорбь увеличивается от того, что мы на том или ином основании свысока смотрим на братьев своих и выступаем пред лицом нашего Господа с самодовольною молитвой фарисея: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди». Ведь только тогда, когда в своих собственных глазах мы ничего не значим и не хотим значить, может Бог обратить на нас свею милость и излить на нас полноту своей благодати. Только тогда могут быть благодатны для нас Его Таинства и Слово. Вода с высоких гор стекает в низменные долины. Точно так же и реки благодати Святого Духа могут изливаться только на смиренные сердца. Вера наша может только тогда возрастать, когда она все более основывается на смирении. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Петр. 5, 5), что и видно из ответа Господа Своим ученикам по поводу спора.

Он говорит им: «Цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так; но кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий, как служащий». В мире существуют различные степени положения и состояния. Здесь большое различие между господами и слугами, между предстоящими и подчиненными, между царями и подданными. Но в Царстве же Божием, напротив, все мы равны, между нами нет никакого различия. Бог наш не лицеприятен. Будь то молодой, богатый или старый, почетный или бедный, образованный или необразованный: все мы одинаково бедные грешники в очах всеведущего и пресвятого Бога, все мы одинаково чада Божии по милости Его во Христе Иисусе. Вот почему Господь и сказал: «Но вы не так». В Царстве Божием имеет силу только одно основное положение, которое выставил и высказал апостол Павел: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4–6). И только тот больший и более почетный, который служит братьям в сердечной и преданной любви. Поэтому и указывает Иисус Христос далее на свой собственный пример, говоря ученикам своим: «Ибо кто больше: возлежащий или служащий, не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». И что Он засвидетельствовал словом Своим, то подтверждает и непосредственно за этим в деле, когда Он, сложив с Себя одежды Свои, опоясывается полотенцем, наливает воду в омывальницу и начинает омывать Своим ученикам ноги. «Я посреди вас, как служащий». В этих словах изображена вся жизнь Спасителя от Его рождения до вознесения Его на небо. Он и Сам в одном месте сказал о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).

Да, Он был среди нас, как служащий. В самоотверженной любви Он служил Своим братьям чрез Свое слово, чрез обитание среди людей, чрез чудеса, чрез молитвы и заступления и, наконец, чрез горькие страдания и смерть. Господь господствующих, который по Своему высокому и недоступному величию мог на вопрос Пилата, римского наместника: «Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь» (Ин. 18, 37); Единородный Сын Отца, Который есть сияние славы Его и образ ипостаси Его – послужил для нас не только Своим делом и Своими Дарами, но и пролил за нас кровь Свою и жизнь Свою оставил за нас. Потому-то Он и по человеческой природе Своей сделался величайшим и высшим в Царстве Божием. Посему Бог превознес Его и дал Ему имя выше всяко го имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь, во славу Бога Отца.

«Я посреди вас, как служащий»; так засвидетельствовал Спаситель Своим ученикам. И это Он показывает Своей Церкви поныне, так как и теперь восседает по правую сторону Всемогущего Отца Бога. Он служит нам чрез Свое Слово и Таинства и чрез всю полноту Своей милости. Мне последуйте, говорит Христос, наш Владыка; Мне последуйте, все вы, христиане! По Его божественному примеру и мы должны стараться служить нашим ближним в духе преданной и самоотверженной любви. Охотно и свободно мы должны предоставить для этой цели те дары Духа и даяния этой земли, которые мы получили от нашего Бога. Мы должны помогать и приносить ближним нашим пользу и своими молитвами, и молениями за них, своим запасом божественного слова и тою опытностью веры, которую мы приобрели. Свою собственную личность и собственную жизнь мы не должны ценить столь высоко, чтобы закрыть для себя возможность радостной жертвы на пользу ближним. Ученик, возлежавший на перси Иисуса, стоявший под Его крестом и созерцавший больше и лучше других глубину Его дивной любви, пишет: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин. 3, 16). Если в нас еще нет этой самоуничижающей и уступающей, готовой к услугам и жертвам братской любви, то нет в нас и никаких даров Духа Христова, и мы не принадлежим еще к Его истинным ученикам и последователям. Но еще одной смиренной любви для нашей веры мало. Вера наша возрастает еще и тогда, когда она без колебаний пребывает в надежде. Пред сим Иисус унизил учеников; теперь же Он снова возвышает их в любви Своей. Он хвалит их постоянство и верность, говоря им: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пьете за трапезой Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». Как вожделенен Спаситель в эту минуту и при этом обетовании! Он, бедный Назарянин, Который не оставил Своим ученикам и малой лепты, Которого одежды сделались достоянием воинов у креста, обещает верным Ему более чем царское наследие! Он, никогда в течение всей Своей жизни не имевший, где преклонить главы Своей, и теперь вступавший на прискорбный путь унижений, страданий и смерти, обещает им высочайший почет в Царстве Божием. И как блаженны оказались ученики чрез это царское завещание! Он обещает им блаженную радость, так как они должны будут есть и пить за трапезой в Его Царстве, Он обещает им высшие почести, так как они должны будут судить двенадцать колен Израилевых. Это завещание могло укрепить и ободрить учеников в предстоящей ночи страданий и на всех их жизненных путях. Они поверили этому увещанию Господа Своего и Наставника и держались его с твердой и радостной надеждой. В силу этого они с радостью выступили на проповедь к целому миру, пребыли верными Его учениками среди поношений и поруганий, в цепях и узах, в страданиях и гонениях, в жизни и смерти и остались таковыми до конца. Для нас нет оснований завидовать ученикам Иисуса из-за этого совещания. Последование Спасителю и доныне сопряжено с великими и тяжкими искушениями. И поныне имеет силу то, что возвестили некогда апостолы, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22) и что засвидетельствовал св. Павел возлюбленному ученику своему Тимофею: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3, 12). И поныне имеет силу то, что возвестил Сам Спаситель: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Поныне же имеет силу и царственное обетование Его, данное верным Ему. Блаженная радость уготована там, вверху, за трапезой Его в Его Царстве, где «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 17). Великие почести уготованы нам вверху, как пишет апостол: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1Кор. 6, 2) и свидетельствует в другом месте: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим. 2, 11–12).

Не падайте же духом среди трудов и забот, среди борьбы и страданий на грешной земле, ― не падайте духом, а боритесь и идите неуклонно вперед, взирая с радостною надеждой на уготованное наследие. Небесная гостья – надежда осушит слезы наших глаз, она – путеводная звезда, освещающая нас на неровном и темном пути; она – свежий прохладительный источник среди жизненной усталости, она – верная и твердая союзница даже в смертной агонии. Поэтому «утешайтесь надеждою!» (Рим. 12, 12). Тогда мы будем в состоянии и в труднейших часах жизни и в несчастнейших путях ее утешать себя вместе с апостолом: «Я думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18), и «Я уверен, что ни смерть, ни жить, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38–39). Тогда и смерть наша совершится в мире Божием и сделается для нас приобретением. И бесконечная радость наполнит нас тогда там, вверху, когда Спаситель и нам скажет: «Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как Мне Отец Мой, Царство». «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!»


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle