Источник

Насмешки врагов

(Мф. 27:38–41)

«Тогда распяты были с Ним два разбойника: один по правую, а другой по левую сторону. Проходившие же злословили Его, кивая головами своими и говоря, разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами, насмехаясь, говорили».

Три креста воздвигнуты на Лобном месте. На каждом кресте видим мы умирающего страдальца, борющегося в невыносимых муках.

Учеными мудрецами дознано, что мучения распятия принадлежат к числу самых жестоких, невыносимых пыток. Уже по самому неудобству положения тела можно заключить о том, как жестоки страдания распятого. Трудно переносить в продолжение нескольких минут неестественное протяжение рук в горизонтальном направлении; каково же томиться целые часы, целые дни в этом положении! Притом каждое малейшее движение пригвожденных рук и ног производит нестерпимые муки, потому что гвозди вонзаются в место, где сходится множество нервов и жил, которые частью повреждены, частью раздавлены и истерты. Воспаление ран, подвергнутых постоянному влиянию свежего воздуха, задерживает правильное кровообращение и производит беспокойство и тоску, которые беспрестанно возрастают и умножаются; дыхание затрудняется, головные кровеносные сосуды переполняются, кровь усиленно приливает к голове и причиняет нестерпимую головную боль. В подобных муках, ежеминутно возрастающих, жили распятые иногда по нескольку дней.

Какие страшные пытки способен изобретать человек для наказания себе подобных! Этой изобретательностью и проявляющейся в ней жестокостью люди превосходят самых лютых диких зверей, самых кровожадных чудовищ.

Но вот наступает час, когда душа осужденного на смерть начинает бороться с телом в предсмертных муках и с силою вырывается из него. Это ужасная, потрясающая минута, способная смягчить душу зрителя и возбудить в ней сострадание к самому безбожному злодею. Когда умирающий чувствует, что последние силы его истощились, что страдания достигли крайней степени, и, испуская дух, поникает головою, в эту минуту глубокое сотрясение проникает тысячи людей, окружающих казни. Мы бы нашли совершенно естественным, а потому нисколько бы не удивились, если бы подобное же сотрясение и естественный ужас объяли присутствующих в минуту Христовой агонии, но увы! что мы здесь видим! Все тихо, все подавлено ужасом и состраданием под двумя крестами разбойников, распятых по правую и левую руку Спасителя и принявших достойное возмездие за свои преступления; между тем как под средним крестом, под Его крестом, толпится олицетворенная ярость и ненависть, извергающая наглые поругания. Мы видим, как проходящие кивают головами и отравляют последние минуты Божественного Страдальца разными неистовыми телодвижениями, всячески выражая свою ненависть к Христу. Мы с ужасом видим, что не только грубая, необузданная толпа народа, не только жестокие свирепые воины преследуют Спасителя поруганиями и язвительными насмешками, но что даже первосвященники и старейшины с учеными книжниками не уступают им в жестокости; стало быть, самые просвещенные и знатнейшие из народа заняты теперь злоречием и преследованием. Каждый по-своему выражает свою жестокость и ненависть, следуя внушению внутреннего ожесточения и злобы. Воины, слышавшие о царском достоинстве Христа и читавшие надпись на кресте Его, кричали: «Если Ты Царь Израильский, то сойди с креста, и мы уверуем в Тебя!» Первосвященники и книжники, которые не могли простить Спасителю Его чудес, праведной жизни и великих дел любви и милосердия, возбуждавших в них зависть к Христу, насмехались, взывая: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти!» Старейшины и верховные судьи, ожесточенные против Спасителя за то, что Он признал Себя Христом, Сыном Бога живого, издевались над Ним и восклицали: «Он уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему!» Народ, не знавший ничего превыше храма Иерусалимского, припомнил в это время пророчество Христа о воскресении Своем, выраженное в притче о разрушении и воздвижении храма, и восклицал: «Разрушающий храм и в три дня созидающий его, спаси Себя Самого, Если Ты Сын Божий, сойди с креста». Но, несмотря на все это, Спаситель не сошел с креста, хотя и имел власть отдать жизнь Свою или взять ее; нет, Он пребыл верен до конца Своему высокому назначению. Среди всех телесных мучений и безграничного душевного страдания, безмолвно, безответно и безропотно выдержал Он все пытки ради нашего спасения и испил до последней капли чашу страданий, позора и поруганий. Чтобы иметь понятие о том, как горьки и нестерпимы были эти поношения, мы можем прочесть описание Его страданий у апостолов, которые посреди Его пыток указывают главным образом на позор и поругания Его; они приводят нас к кресту и взывают: «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12, 2). И у пророков Ветхого Завета находим мы жалобы Мессии. Они говорят, что Христос более скорбит о посрамлении и поругании Своем, нежели о тернии, побоях, ранах, язвах и мучениях! В 21-м псалме Давида сказано: «Я червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс. 21, 7–9). В 30-м псалме сказано: «От всех врагов моих я сделался посмешищем даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице, бегут от меня» (Пс. 30, 12). Все эти описания единодушно свидетельствуют о том, что нравственные пытки Его превосходят все крестные страдания.

Ты изумляешься, душа моя, при виде этих истязаний и спрашиваешь, почему душевные муки Христа удручают Его с такою неукротимою силою, так жестоко томят Его? Почему отказано Ему в спокойствии смертного часа, которого не были лишены даже разбойники, распятые по правую и левую руку Его? Ты изумляешься, видя, что все великие, чудные дела Его искажены, извращены, осквернены хулою, горьким осмеянием, жестоким поруганием. Ты не постигаешь, как могли люди дойти до такой степени ожесточения, что уничтожали сан Его, лишили имени Христа, заклеймили названием лжи Его божественное учение, назвали Спасителя самозванцем, гнусным обманщиком? Ты недоумеваешь, как осмелились враги Христа попирать ногами Его царское величие, клеймить поношением и поруганием, злословить до такой степени, что изображают Господа бессильным спасти Себя, называют Его самоуверенным обманщиком, недостойным помощи Отца Небесного, тщетно взывающим к милосердию Божию. Ты спрашиваешь, душа моя, почему люди отвергли, а не признали возвышенных достоинств Сына Божия, почему не оставили Ему ни имени, ни чести, не поверили ни словам, ни делам Его, исказили и извратили самые великие и святые подвиги Его. Ищи ответа в себе самом, в своей совести! Что кроется в самых глубоких, сокровенных тайниках твоего сердца? Который между всеми грехами твоими составляет исходную точку отправления, служит основанием зла, присущего всем нам, всему роду человеческому? Это гордость, надменность, тщеславие! О люди, люди! Гордость губит вас. Она обольстила первых людей в раю и сделалась тою ядовитою змеей, которая ежедневно, ежеминутно прельщает всех нас. Гордость заслоняет сердце наше непроницаемою стеною, недоступною раскаяния и смирения; она удерживает нас от преклонения колен на молитве, от сознания зол наших, от любви и преданности ближнему. Гордость есть начало нашей гибели, преграда к вечному спасению. Для примирения нас с Богом, для прощения всех грехов, соделаннык этим постыднейшим пороком, для избавления нас от проклятия Божия Христос подверг Себя поруганию и поношению. Он должен был перенести величайшее унижение между всеми бывшими на земле, для того чтобы избавить нас от вечной погибели и даровать нам вечное спасение.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle