Источник

Разделили ризы мои по себе и об одежде моей метали жребий

(Ин. 29:23–24)

Мы присутствуем теперь при последних минутах умирающего Господа, но увы! здесь все не так, как бывает обыкновенно около умирающего: нет ни тихой комнаты, ни покойного одра; нет ни преданных друзей, ни любящих его родных, напутствующих теплою мольбою дорогого умирающего, который покидает их с невыразимою тоскою о предстоящей разлуке; нет близких людей, способных усладить душу отходящего чистосердечными изъявлениями любви и преданности, и тем облегчить Его смертные муки. Место, где мы теперь находимся, называется Голгофою, Лобным местом. Мы видим здесь крест, на котором томится в предсмертных муках наш милосердый Искупитель. Нет дружеской руки, которая бы отерла капли пота, падающие с лица Его, облегчила последнею отрадою наболевшее сердце Божественного Страдальца. Кроме молитвы бедного разбойника, не слышно никакой другой; никто здесь не выразил ни приязни, ни любви; и воздыхания умирающего Господа сливаются с наглою хулою и возмутительными поруганиями.

Известно, что каждому из нас перед смертью предстоит окончательное устройство домашних и семейных дел. Кроме главной заботы о деле спасения человек должен посвятить последние минуты жизни конечным расчетам с землею, должен устроить дела, дом, распорядиться наследством. Какое же наследство оставляет после смерти Своей Спаситель наш Иисус Христос? Неисчислимы сокровища, завещанные умирающим на кресте Господом. Неоцененные дары наследия обретаем мы по словам Самого Спасителя: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам!» (Ин. 14, 27). «Примите Духа Святаго» (Ин. 20, 22). «И Я даю им жизнь вечную» (Ин. 10, 28). Одним словом: Он оставляет нам в наследие обильнейший источник драгоценных сокровищ и неистощимых богатств; множество благодати и небесных даров. Но не это духовное наследие, даруемое Спасителем всем чадам Божиим, составляет теперь предмет наших размышлений, потому что мы рассуждаем здесь лишь о вещественном наследстве Христа. Что же мог оставить в наследство после Себя Тот, Кто не имел места где преклонить главу Свою, Кто провел всю жизнь в нужде и лишениях и заповедал последователям Своим не собирать себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирать себе сокровища на небеси, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Можно ли ожидать, чтобы Спаситель оставил наследство после Себя? Конечно, нет! В час смерти при Нем не было наследников, оспаривающих один у другого право на Его наследство. Нигде не находим мы в Священном Писании указаний на вражду или процессы за Его имущество между оставшимися родственниками, что так часто случается среди нас и чему все мы видим множество примеров. Точно так же известно, что никто из наследников Его не был обманут ложными обещаниями и тщетными ожиданиями богатого наследства. Конечно, тот, кто привык ценить достоинства людей по мере материальных средств и наличных капиталов, будет иметь невыгодное мнение о Христе, как об умирающем, который оставил по Себе самое бедное и ничтожное наследство. И действительно, у Него ничего не было, кроме платья, которое носил постоянно, да даже и то не досталось Его ближним и родственникам, а сделалось добычею слуг палача. Нет сомнения в том, что этот пример не может нравиться тем малодушным, безрассудным богачам, в глазах которых бедность предосудительна, постыдна, достойна презрения, но зато сколько утешения и отрады находит бедняк при мысли, что Сам Спаситель родился, жил и умер в крайней бедности. Итак, блаженны все те, которые могут воскликнуть с Искупителем своим: «Царство Мое не от мира сего!» (Ин. 18, 36). Блаженны те, которые могут сказать с Петром: «Серебра и золота нет у меня» (Деян. 3, 6). Они знают, что Спаситель их был еще беднее и что бедностью Своею Он почтил, благословил и освятил их состояние. Пусть взглянут на Него и увидят под внешнею нуждою сокровенный источник обильнейших щедрот. И как любит Он бедных, нищих, нуждающихся, если Сам был тем же, что и они. Блаженны неимущие, знающие эти истины и потому благословляющие свое бедное состояние; они убеждены, что легче идти узким путем, легче преуспевать и восходить, когда нет на нас ноши, когда ничто не отягощает на пути. Если же плоть наша возмутится против бедности и нужды, то взглянем на Спасителя, и да послужит пример Его средством укротить и успокоить плоть нашу. Если бы иногда вздумалось сокрушаться о том, что Господь не наделил нас средствами и состоянием, а назначил в удел скромное поприще, трудовую жизнь, нужду и лишения, то вооружимся верою и утешим себя мыслью, что мы имеем величайшее из сокровищ – любовь Божию, Его милости и щедроты. Если станем сетовать на то, что лишены средств, доставляющих избыток, дающих возможность удовлетворять желаниям нашим, то вспомним, что Господь облечет нас в одежду нетления и дарует венец небесный; да утешит нас надежда исполнения этого обетования среди лишений и нищеты. Если вздумаем сожалеть о том, что не имеем собственности, поместьев, домов и богатых жилищ, то вспомним, что Спаситель наш не имел места, где преклонить главу, и утешимся убеждением в том, что «Господня есть земля и все, что в ней и вся твердь земная и что обитает на ней». Если станем сетовать на непрочность и непостоянство земных благ и радостей, на то, что лишены здесь постоянного жилища, то успокоим себя мыслью, что найдем вечное жилище в будущей жизни. Как бы ни угнетала нас нищета, как бы ни мучили недостатки и лишения, но если мы твердо веруем в Бога, если обратились к Нему всем сердцем, то никогда не будем роптать и сетовать на Него, а, напротив, будем благословлять наше бедное состояние, которое Сам Христос разделяет с нами; будем чувствовать, что через эту нищету достигаем славы небесной. И если бы можно было забыть это когда-нибудь, то каждый взор, обращенный к кресту, напомнит нам эту святую истину. Здесь распят наш Спаситель. Он родился бедняком, вырос в труде, в скорбях и лишениях провел праведную жизнь Свою, которую люди отняли у Него, подвергнув Его всевозможным мучениям. Умирая, Он ничего не имел, кроме тернового венца и гвоздей, которые вонзились в Его руки и ноги; не имея даже платья, чтобы покрыть нагое, измученное тело. Но эта многотрудная жизнь, эта мученическая смерть сделались путем нашего спасения, средством достичь вечной славы. Как же противиться Ему, как не покориться воле Его! Возможно ли жаловаться на нищету и лишения, зная, что Ему Самому угодно вести нас этим путем, на котором Он приобрел для нас обильнейший источник щедрот, дарующих доступ в небесные обители.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle