Источник

Слезы дщерей Иерусалимских

(Лк. 23:27–31)

Когда царь Давид должен был бежать из Иерусалима по случаю восстания Авессалома, сына своего, то он «пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2Цар. 15, 30). И сын Давида по плоти, Господь наш Иисус Христос, также со слезами вошел в Иерусалим и при слезах был из него выведен. Когда Он во время своего торжественного входа в Иерусалим достиг горы Елеонской, с вершины которой открывался чудный вид на святой град Иерусалим, то Он, «смотря на него, заплакал о нем» (Лк. 19, 41). И теперь, когда Он вышел за врата города и шествовал на Голгофу, дщери иерусалимские плакали и рыдали о Нем и о Его печальной кончине. В этих слезах исполнилось отчасти древнее пророчество: «Л на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10). Эти слезы вещали народу израильскому, что настало время принести покаяние и в твердой вере в Спасителя обрести свое спасение. И для нас в высшей степени поучительны и слезы, пролитые дочерьми иерусалимскими, и слова Спасителя, сказанные им.

Во всей евангельской истории нам не рассказывается ни об одной женщине, которая относилась бы к Спасителю враждебно. И эта любовь не покидала Спасителя и во дни Его страданий и смерти. Мария в Вифании помазала Его драгоценным миром, чем приготовила Его для погребения. Жена Понтия Пилата заступается за невинного Спасителя перед своим мужем. В то время как почти все ученики Его разбежались, кроме только Иоанна, при Его кресте стояли жены, верно и самоотверженно любившие Спасителя. В Великую Субботу вечером на Его гробе последними были жены. Наутро же дня воскресения они были там первые. Также и в этом случае рассказывается, что, когда Спаситель шествовал на вольную смерть, «шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем». Они видели, что Тот, Который так часто возвещал им благодатные слова жизни и утешения, теперь в немом молчании шествует на смерть. Они видели Того, Который, так многим облегчив бремя страданий и печали, теперь гнется под тяжестью креста. Они видели, что Тот, Который всегда и везде только благодетельствовал, теперь как злодей ведется на смерть вместе с двумя разбойниками. Они видели, что Тот, Который часто говорил о небесной славе, откуда Он пришел и куда Он должен был идти, теперь идет к Лобному месту. На их глазах шел на горькую и позорную смерть Тот великий Пророк, Который так много возвестил слов истины, Тот милосердый Заступник и Утешитель, Который совершил много чудес и осушил многие слезы, Тот любвеобильный Друг детей, Который прижимал к сердцу их малюток и благословлял их, Тот святой Муж, Который никогда не сделал греха. И их сердца не выдержали! Забыли еврейские жены про закон, запрещавший под страхом тяжелого наказания оплакивать преступника, осужденного высшей властью на смерть, забыли… и громким плачем огласили улицы Иерусалима! Нам всем очень хорошо известно, что в часы скорби и печали участие сострадательного сердца действует на нас как целительный бальзам. Поэтому с большою вероятностью мы можем думать, что слезы тех женщин ободрили и обрадовали Спасителя, перенесшего столько насмешек, позора и страданий. Это была жертва благодарности и любви, принесенная Ему во время пути Его на смерть, и эта жертва была для Него так же благоприятна, как и драгоценный нард, которым помазала Его Мария. Слезы жен останавливают на минуту шествие Христово. Он выпрямляет свой согбенный и измученный стан, поворачивает в сторону жен Свою голову в терновом венце и к ним обращается кротко, но серьезно с прощальными словами.

Возьмите себе в пример вы, христианские жены и девы, дщерей иерусалимских, которые с плачем и рыданием провожали Спасителя на страдания. Соединитесь и вы, мужи, воедино в чувстве сострадания к Спасителю, страдающему под тяжестью креста.

Но для нас недостаточно этих слез и плача. Они лишены правильного основания, потому что Христос через крест и страдания вошел в славу Свою. Они часто лишены правильного достоинства, потому что во многих случаях проистекают от минутного настроения и свидетельствуют о природной мягкости духа. Они поэтому часто не приносят плода, потому что обыкновенно скоро высыхают и не оставляют после себя спасительного действия. Все это знал Спаситель лучше нас, и поэтому Он обращается к рыдающим женщинам со строгим увещанием. Слова, которые Он сказал им, имеют и для нас огромное и благословенное значение. Иисус же, обратившись к ним, сказал: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших!» «Не плачьте обо Мне!» – так начал Свое увещание Спаситель. Он не желал того, чтобы за Него проливались слезы сострадания. Ибо если Он и носил тяжелый крест, то Он имел и в сердце своем мир Божий, который облегчает всякий крест и делает приятным всякое страдание. И если Он шел даже очень горьким путем, то Он шел по нему во имя послушания воле Отца и из любви к своим братьям и знал, что он окончится славно. «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Этими словами Он указывал, что им и их детям предстоит более горькая и более скорбная участь. И затем Он возвещает поразительно строгую кару Божию, которой должен подвергнуться народ израильский, многие члены которого незадолго до этого в преступном упрямстве и в безумном ослеплении кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27, 25). Эта кара Божия будет до того тяжела и ужасна, что бездетные женщины будут считаться тогда счастливыми, потому что они будут испытывать только свои страдания и не увидят мук и погибели своих детей. «Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» Кара Суда Божиего будет до того ужасна, что люди будут жаждать смерти как благодеяния. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» Никто не получит тогда помилования и никто не избегнет этой кары. Что эта кара всенепременно разразится на них и их детях, ручательством тому должны быть Его страдания и смерть. «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Если Он, как зеленое дерево, полное силы и жизни красовавшееся среди своего народа, если Он должен был претерпеть такие невыразимые муки, потому что Он понес грехи своих братьев; народ израильский, который из-за грехов своих сделался сухим деревом, не приносящим никакого плода, потерпит в силу этого еще большие скорби и страдания. Если же Христос есть зеленеющее дерево, то верующие в Него могут назваться Его ветвями, тесно и неразрывно соединенные с Ним. Они оживлены силою, истекающею из обильного источника благодати Божией, заключающегося во главе их – Христе. Как овцы, слышащие голос своего Пастыря, они знают Его и известны Ему. Следуя примеру Спасителя, они идут тернистым жизненным путем вслед за Ним на Голгофу, взывая с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Эти-то последователи Христа суть зеленеющее дерево. Если же, отвергнувши Его Израиль, уподобляется сухому дереву, то тем более уподобляется Ему весь неверующий мир, отвергающий своего Спасителя. А потому каждый из нас, кто уклоняется от исполнения заповедей Божиих, не слушает воли Его, идет своим путем, ищет радостей мира, увлекается его обольщениями и суетностью, тот не может назваться зеленеющею веткою, а, напротив, заслуживает название и участь сухих ветвей, не заимствующих жизненной силы от зеленеющего дерева. Это те овцы, которые не следуют за своим добрым Пастырем и не слушают Его голоса. Каждый из них, кто не желает и не стремится заслужить имени чада и избранника Божия; кто не помнит и не ценит великой жертвы Его, принесенной ради нас, грешных; кто забывает, какие святые дни мы переживаем в настоящее время и не помышляет освящать их достойным образом; каждый из нас, кто не сочувствует крестным страданиям Спасителя и равнодушно следит за Ним в то время, когда Он, обремененный тягостною ношею, приближается к Голгофе; каждый из нас, кто не любит и не чтит Христа, как должно, уподобляется сухому дереву. Сказано: «Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Что же делают с зеленым деревом? Душа моя, взгляни на Царя царствующих, идущего крестным путем, и ты прочтешь самый верный ответ на лице Страдальца. Посмотри, какое изнурение, изнеможение, какое страшное страдание выражается во всем Его образе. Посмотри, сколько скорби, мук и грусти в Его взорах среди окружающего ожесточения, несправедливости и ярости. Вспомни, сколько поруганий, сочти, сколько язв перенесло Его измученное сердце. Вот как поступили с зеленеющим деревом! Какова же должна быть участь всех ветвей Его? И они должны идти тем же скорбным путем, как члены одного тела, глава которого Христос показал им первый пример Собою. И действительно, мы видим, что последователи Его неуклонно следуют этому примеру. Иаков, брат Божий, предается преследованиям и мучительной смерти. Против апостолов воздвигаются гонения, народы ополчаются против них и осуждают на мучения, истязания, пытки и крестную смерть. Стефана побивают камнями; Павла поносят, преследуют и мучают всевозможными кознями до последней минуты многотрудной жизни, прекращенной рукою палача. Таким образом, удар меча исполняет его пламенное желание, высказанное словами: «имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1, 23). Мы знаем также из жизнеописаний мучеников, какой участи подверглись тысячи юных ветвей небесного зеленеющего дерева. Страшные, возмутительные картины жестоких мук являются здесь перед нами. Одних ввергали в горячую смолу и растопленное масло; других сжигали на кострах; обвивали звериными шкурами и бросали голодным псам на съедение. Множество первых христиан было распято в садах бесчеловечного римского царя Нерона и другими гонителями веры в Христа; сколько мучеников погибло в ужаснейших пытках, изобретенных и придуманных зверством и ожесточением гонителей христианства! одних раздирали на части, так что члены отрывались от тела, прежде нежели душа покидала его; других на публичных зрелищах бросали на растерзание диких зверей. Нет пыток, которым бы ни подверглись благочестивые христиане в эпоху их преследования, нет мук, которых бы ни изведали они; нет мученической смерти, которой бы ни подвергли их. И при всем том они были не злодеи, не предатели, не изменники, не убийцы, а верующие проповедники учения Христа, ревнители правды, святые распространители Слова Божия; то были герои терпения, любви и великодушия, молившиеся среди пыток за своих мучителей, как, например, Стефан, взывавший, умирая: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60), или радостно восклицали в минуту смерти, слыша уже рыкающих львов: «Подобно Божиему зерну ячменному, меня сокрушат зубы диких зверей прежде, нежели соделаюсь очищенным хлебом Божиим». Апостол Павел говорит: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43, 23). «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 37). Та же самая участь, которой подвергались тогда зеленеющие ветви, постигает и поныне чад Божиих, хотя проявляется и не в столь ужасных видах. По сие время они, «как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1Кор. 4, 13). Есть ли злоба, в которой бы их не обвиняли? Есть ли преступление, в котором бы не подозревали? Есть ли муки, от которых бы избавили? Есть ли унижение, презрение и оскорбление, от которых бы их пощадили? Как древние времена, так и настоящие могут поведать историю этих мук. Пока овцы будут следовать за своим пастырем, им придется идти скорбным путем; ветви зеленеющего дерева должны разделять участь того дерева, которому принадлежат. С сокрушенным сердцем следим мы за вашею скорбною долею, видя гонения и муки, которым вы подвергаетесь непрестанно. Пример ваш не остается для нас бесплодным; не медля, не колеблясь, присоединимся и мы к вам, возьмем крест свой и последуем вашим путем вслед за Христом. Не страшны муки, гонения и горести, ожидающие нас на этом пути; страшно слово Спасителя: «Ежели с зеленеющим деревом сие делают, то с сухим что будет?» Увы, все вы, боящиеся временных страданий, все отвергающие Крест Христа; вы, которые не сочувствуете страданиям Его, равнодушно взираете на великую жертву Его, не слушаете призывов и напоминаний Его, воспрещаете Ему привлечь вас к Себе, отказываетесь вкусить и видеть, как благ Господь, вы пребываете чужды жизни, исходящей от Господа, уподобляетесь сухим ветвям, мертвым членам, срезанным сучьям. На что же годны вы? Произнесите сами суд над собою: «Годны лишь на сожжение!»


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle