Источник

Вестники воли Божией

(Лк. 22:7–13)

Наступали часы Голгофских страданий. Предвидя это, Спаситель посылает Петра и Иоанна, сказав: «Пойдите, приготовьте нам есть пасху». Они же сказали Ему: «Где велишь нам приготовить»? Он сказал им: «Вот при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими». Или как передают евангелисты Матфей и Марк: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф. 26, 18; Мк. 14, 14).

Эти слова ясно и определенно говорят нам, что Сын Человеческий во время своей земной жизни пребывал в бедности. Тот, который уничижил Себя, приняв на Себя зрак раба, Тот, который обнищал ради нас, чтобы мы Его нище тою обогатились, Тот и теперь не имеет, где преклонить свою главу, но должен был искать Себе пристанища в чужом доме, где бы Он мог со своими учениками вкушать пасхального агнца. «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф. 26, 18). Эти же слова свидетельствуют и о славе и величии Спасителя. Как Он недавно, перед торжественным входом в Иерусалим, кратко и с достоинством приказал: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их» (Мф. 21, 2–3).

Так и теперь Он распоряжается кратко, но с достоинством. «Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими». Эти слова сказаны так, как это свойственно говорить Господу и Владыке, Который имеет власть и право назначать для Себя горницу. «У тебя совершу Я пасху с учениками Моими», ― и этого достаточно, даже слишком достаточно, и кто осмелился бы воспротивиться Его желанию? Эти слова сказаны так, что всякий с радостью должен был открыть для Него свой дом и предложить и приготовить для Него горницу.

С этим Христовым поручением в Иерусалим отправляются два ученика – Петр и Иоанн. Они и только они как нельзя лучше и могли выполнить поручение Господне. Петр побеждал сердца людей своим пламенным духом, Иоанн же приковывал их к себе через свою внутреннюю и горячую любовь. Поручение Учителя, данное ученикам, было не из легко выполнимых. Главная трудность заключалась в том, что надо было идти и хлопотать о горнице не у хороших знакомых, а у первого человека, которого они встретят. Но апостолы не рассуждали и не колебались: чтобы исполнить приказание и поручение своего Господа и Учителя, «ученики сделали, как повелел им Иисус» (Мф. 26, 19). Без всякого рассуждения и промедления отправились они в путь. Без всякого ропота и сопротивления исполнили они приказание. Поэтому-то они и «нашли, как сказал им; и приготовили пасху» (Мк. 14, 16).

Спаситель и по сей день еще посылает вестников своей воли к христианам и говорит через них: «Время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими». Такими вестниками по отношению к христианам являются прежде всего служители алтаря среди христиан и миссионеры среди язычников. Поскольку священники в дни страстей возвещают вам слово крестное; поскольку и в другое время проповедуют об этом же самом; поскольку и в храме Божием, и в жилищах ваших, и даже на могилах близких вам людей являются утешителями вашими в скорбях, проповедниками со словом призыва к покаянию и очищению от грехов; поскольку они убеждают вас быть твердыми в вере в Господа нашего Иисуса Христа и пребывать в послушании Его воле; поскольку они, как пастыри добрые, берегут вас в ограде Православной Церкви – постольку они являются среди вас посланниками Божиими, как об этом пишет апостол Павел: «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор. 5, 20). И дай Бог, чтобы и о всех пастырях можно было сказать то же, что сказано о Петре и Иоанне: «Ученики сделали, как повелел им Иисус» (Мф. 26, 19). Тогда пастырское служение будет благоприятно для Господа и принесет плодов много. Но у Спасителя есть и другие посланники, которые приходят к нам во имя Его и возвещают нам Его волю. Во дни плоти своей Он посылал своих учеников все по два (Мк. 6, 7; Лк. 10, 1). Это делает Он и в настоящее время, чтобы посланники Его в согласии между собой могли настоятельнее и плодотворнее действовать. Мы знаем таких посланников, которые и в наши дни по два, как Петр и Иоанн, шествуют среди христиан и возвещают им волю Господню. Такими посланниками являются Закон и Евангелие. Первый раскрывает нам нашу греховную испорченность; последнее же указывает нам спасение в Иисусе Христе. Закон приходит к нам с обоюдоострым мечом, проникает до разделения души и духа, мозгов и костей и судит наши мысли и помышления сердца нашего, чтобы возбудить нас к покаянию; Евангелие же приходит к нам с целительным бальзамом и успокаивает наши истерзанные сердца через веру в Спасителя. Такими же посланниками являются проповедь и таинства. Первая возвещает нам о спасении, которое приобрел нам Иисус Христос; таинства же удостоверяют нас в действительном усвоении благодати. Такими посланниками являются еще церковь и школа. Первая возвещает Слово Божие и волю Его взрослым, а вторая должна просвещать наших малых детей. Есть еще наконец два посланника Божиих, которые являются каждому из нас на нашем жизненном пути. По внешнему виду они совершенно различны, ибо один из них приходит со светлым взором и веселым лицом, а другой носит на челе своем морщины печали и скорби, и глаза его постоянно в слезах. Имя им – радость и горе. Нам они очень хорошо известны и много раз встречались они нам в нашей жизни. Но как бы различны они ни были по своему виду, тем не менее они совершают одну и ту же службу, исполняют одно и то же Христово поручение. Радость говорит каждому: не знаешь ли ты, что Бог, одарив тебя своими благами, призывает тебя к покаянию? И горе приходит и умоляюще произносит: Владыка твой призывает тебя; поэтому «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразили перевяжет наши раны» (Ос. 6, 1), чтобы приготовить достойным образом наши души к полному восприятию Спасителя.

Иерусалим был злым и безбожным городом. Иисус Христос должен был произнести о нем очень горький приговор: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23, 37).

Да, Он проливал горькие и сердечные слезы за этот город, потому что Иерусалим не хотел узнать, что служило к его миру. И тем не менее и в этом злом и безбожном городе нашелся один человек, который охотно и с радостью исполнил волю Спасителя, нашелся один дом, в котором Он мог совершить пасху с учениками Своими. Мы не знаем, кто был этот человек, к которому Спаситель послал Своих учеников. Но мы знаем, что он с радостью принял в свой дом Спасителя и приготовил для Него комнату. Начальники иудейские, по всей вероятности, угрожали отлучением от общества всякому, кто уверовал в Иисуса Христа (Ин. 12, 42; 9, 22). Но этот человек не боялся ни угрозы, ни наказания. Он охотно принял в свой дом Спасителя и Его учеников и никогда не раскаивался, что поступил так! После он много раз в тихой скорби входил в эту горницу своего дома и с благоговением воскрешал в своей памяти торжество тайной вечери. Эта горница стала для него любимым и священным местом, сделалась святилищем его дома. Здесь он, без сомнения, переживал самые счастливые и блаженные часы. Здесь он часто и охотно предавался молитве. Здесь он получил благословение Божие и вкусил от силы будущего века. Здесь обрел он себе милость и благодать для жизни и смерти, для времени и вечности.

Кто из нас, дорогие слушатели, не желал бы быть на месте этого счастливого человека! Сын Человеческий во всякое время обращается к каждому из нас со словами: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Знает Господь своих (2Тим. 2, 19), как Он знал человека, носившего кувшин с водой. В Его глазах все мы равны, богаты мы или бедны, великие ли мы или ничтожные, образованные ли мы или необразованные. Для него совершенно безразлично, живем ли мы в огромном доме и в блестящих и роскошных покоях, или же ютимся мы в жалких и убогих хижинах. Он смотрит на то и требует только того, чтобы с искренним покаянием, со смиренной верой и с благодарною любовью были готовы открыть для Него наше сердце и наш дом. Тогда придет Он и ученики Его с Ним, а вместе с этим снизойдет на нас спасение и благословение. Один известный проповедник говорил о себе: «Мое сердце не должно служить пристанищем для всех и всякого, но для Одного и больше ни для кого!» Да, для Одного и больше ни для кого! Пусть в нашем благодарном сердце обитает только Спаситель наш Господь Иисус Христос.

Итак, позаботимся быть всегда готовыми предоставить наши сердца и жилища Господу, как это сделал иерусалимский муж. Благодать и мир в бедствиях, защита и укрепление в напастях, сила и благословение на всех путях наших, утешение в печали, жизнь в самой смерти вот что тогда принесет нашим сердцам Христос! Итак, друзья, на вопрос Господа, Который и ныне спрашивает нас: «где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? (Мк. 14, 14) – Ответим и мы едиными устами и единым сердцем: у меня, Господи, у меня! «Войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? Я приготовил дом» (Быт. 24, 31). Аминь.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle