Источник

Агнец Божий

(Мф. 26:67–68)

«Повинен смерти!» – так решили один за другим все члены синедриона. Это был приговор, которым они отвергали Мессию поставленного им от Бога премудростью, праведностью и освящением и искуплением (1Кор. 1, 30). Вместе с этим приговором над беззащитным Узником разразилась ужасная буря поношений и побоев. Отвести Его к игемону для утверждения над Ним притвора было еще слишком рано. Ненависть врагов Христа должна была ожидать еще несколько времени, прежде чем она получила возможность усладиться кровью и смертью своей Жертвы. За это время они сделали все возможное, чтобы опозорить и измучить Узника.

Евангелист об этом рассказывает нам просто: «Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» Спросим прежде всего: «Кто это делал?» Если мы всмотримся внимательно в Евангелие, то увидим, что здесь ближайшим образом нельзя никого иного подразумевать, кроме членов синедриона. Они только что произнесли приговор – «повинен смерти», они же тотчас напали на Осужденного и таким образом подали знак ко всем тем побоям, каким Он затем подвергся. Нет ничего удивительного, что и слуги последовали их бесчеловечному примеру (как ясно говорит св. Марк), и, таким образом, между господами и слугами началось соперничество в жестокости и дикости. Разнообразны были поношения и побои, которым они подвергали Христа. Прежде всего они разразились язвительнейшими и гнуснейшими насмешками над Обвиненным, чтобы таким путем уязвить святую и любящую душу Божественного Страдальца. К насмешкам они присоединили затем оскорбления делом, ударяя Его по лицу и по голове. Но и этого им было мало, – они начали плевать Ему в лицо, чтобы предать Его самому чувствительному позору и бесчестию. Наконец, они стали насмехаться над пророческим даром Христа, когда, закрыв Ему глаза и ударяя Его по лицу, спрашивали: «Скажи нам, Христос, кто Тебя ударил?»«И много иных хулений произносили против Него» (Лк. 22, 65), добавляет св. Лука. Св. евангелисты не решились пересказать в подробностях и точно все то, что перенес в эту ночь Иисус Христос от Своих врагов. Они передают эти события в кратких и несложных чертах, ни малейшим образом не примешивая к рассказу своих мыслей и чувств, и предоставляют своим читателям самим вообразить и прочувствовать, что там произошло и о чем они лишь кратко упомянули. И все-таки из этих кратких и простых рассказов мы узнаем, что нашему великому и всехвальному Ходатаю и Примирителю отмерена тогда была добрая, утрясенная, нагнетенная и переполненная мера обид, поругания и бесчестия (Лк. 6, 38). В течение целых трех лет враги Господа поддерживали и раздували у себя в сердцах пыл своей ярости. Теперь пришел час, когда столь ненавистный им человек достался в руки беззащитным и беспомощным. Теперь их ненависть, подобно дикому наводнению, получила возможность прорвать все преграды и разлить свои гибельные волны во все стороны. Теперь им представился удобнейший случай отмстить своему смертному врагу за все бичующие и осуждающие речи, какими Он карал их лицемерие и греховность. Теперь они могли воздать Ему за все то унижение, какое они испытали при свете Его учения и образа жизни. Теперь они хотели Христу показать, что им нисколько не страшны Его речи о Своем Божественном могуществе и о Своем величии Небесного Судьи и что они, напротив, тем чувствительнее накажут Его, как они полагали, за Его упрямство и гордость. Теперь они старались наносимым Ему позором уронить и совершенно уничтожить Его в глазах народа. Над Христом должно было исполниться сказанное пр. Давидом: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21, 7), – и пророчество св. Исаии: «Он был презрен и умален пред людьми… и мы отвращали от Него лицо свое, Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53, 3).

Нас глубоко возмутило бы, мои возлюбленные, если бы нам где-нибудь пришлось видеть, что шайка злых и бесстыдных людей оскорбляет всеми уважаемого человека. А что должны чувствовать и говорить мы, когда такому позору предают Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого? Когда грешники и безбожники позорят и бьют Святого и Невинного? Многострадальный Иов был прав, жалуясь на то, что «люди отверженные, люди без имени, отребье земли» (Иов 30, 8) «не удерживаются плевать пред лицом моим» (Иов 30, 8; 10). Когда подобную обиду пришлось перенести одному знаменитому афинскому гражданину, именно мужественному и справедливому Аристиду, то из всех его врагов и завистников едва лишь один отважился на такой гнусный поступок. Как же должно нас возмущать и потрясать, когда дерзкая и безбожная толпа в первосвященническом дворце плюет в то лицо, пред которым и сами серафимы при всем блеске своего величия и славы даже закрываются, – плюет в то лицо, от которого во всей полноте, силе и неповрежденности воссиял нам образ Бога Невидимого, сияние Славы и образ ипостаси Его? Как должны мы ужасаться, когда шайка дерзких безбожников в первосвященническом дворце ударяет в то лицо, которое, как небесное солнце, просветилось на горе Фаворе? Как должны мы вознегодовать на то, что беззаконники своими заушениями и хульными вопросами – «Скажи нам, Христос, кто Тебя ударил?» – нагло издеваются над Его пророческим даром и дерзко осмеивают вечную мудрость, сошедшую с небес. Действительно! – не нужно быть слишком чувствительным, чтобы при таком зрелище не исполниться страха и ужаса! Вот наш Спаситель, Который одним лишь мановением Своей руки, одним только словом Своих уст повелевает буре и морским волнам, и они повинуются. Вот наш Спаситель: Он од ним Своим всемогущим словом из мрака и тления снова вызвал усопших к жизни и свету. Вот наш Спаситель, Который имел полное право возвестить: «Я и Отец – одно!» (Ин. 10, 30). «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9). И Его, Царя всех царствующих, Господа всех господствующих, Которому дана всякая власть на небе и на земле, осмеивают и бьют наглые беззаконники! Вечной любви они плюют в лицо; на своего милосердого Спасителя и Искупителя они набрасываются со своими грубыми кулаками! И все это они проделывают не один и не просто несколько, а множество раз! По всем признакам, они занимались этим в течение целой ночи, вплоть до того самого времени, пока не отдали Христа в руки прокуратора.

Когда восставшая шайка с Кореем во главе стала оспаривать право Ааронова первосвященничеетва, то земля открыла свои уста и поглотила их всех. Когда Оза легкомысленно и необдуманно, хотя и с добрым намерением, коснулся руками ковчега Божия, то возгорелся над ним гнев Господень, и он тотчас же пал мертвым на землю. Когда воины царя-идолослужителя Ахава хотели схватить пророка Божия, то упал огонь с неба и пожрал их. А здесь, где не только касаются, но оскорбляют и бьют самого Сына Божия, Который, неизменно, выше Аарона или Илии, здесь небо совершенно безмолвствует и не посылает ни единой молнии, чтобы стереть наглых нечестивцев с лица земли: Бог с высоты Своего правосудного престола как будто находил справедливыми все оскорбления и поругания людей над Его Единородным и Возлюбленным Сыном. И действительно, все это было естественным по определению Его божественного и святого милосердия, ибо «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53, 6), Его – «не знавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор. 5, 21). «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Святое лицо нашего Искупителя было оплевано, чтобы смыть с нашей души всю греховную грязь и нечистоту. Он был поруган, чтобы из унижения снова возвести и восставить нас в первоначальной славе. Его бесчестием мы избавились от нашего собственного позора, перенесенными Им заушениями мы освободились от нашей болезни и скорби. Единородный и Возлюбленный Сын Великого Бога за наш грех терпит глубочайшее унижение и мучительные страдания: здесь открывается гнев Божий на всякую неправду и нечестие (Рим 1, 18). За наши грехи так глубоко унижается и так тяж ко страдает Единородный и Возлюбленный Сын Божий, но в этом открывается вместе с тем и любовь Божия к нам, бедным грешникам. Те безбожные злодеи издевались над Христом, – скажи нам, кто Тебя ударил? – а мы, благодарные исповедники имени Христова, сами знаем правильный ответ на вопрос нашей совести и веры – кто ударил Христа? Мы знаем, какие заушения и побои терпит Он от наших грехов! Ввиду этого мы тем сильнее, пламеннее и искреннее будем любить Мужа скорбей, Который ради нас так много претерпел и пострадал. Что мир считает величайшим позором для Него, то в очах Божиих и Его верующих сделалось Его величайшей славой. Его осыпали заушениями, бедные грешники же пред Ним благоговеют и всегда будут благоговеть. Он был подвергнут осмеянию, основанная же им Церковь постоянно приносила и будет приносить Ему жертву хвалы. Лицо Его оплевали, ученики же Его, исполненные глубочайшего благоговения, дерзают лобызать Его. Униженный вознесен, опозоренный прославлен, заушенный и поруганный сделался Царем славы и господств. Воистину, великое и достопоклоняемое таинство уничижения Господа Иисуса Христа, в которое даже сами Ангелы желают проникнуть (1Пет. 1, 12) и в которое все глубже и глубже в благоговейнейшем изумлении погружаются бедные грешники на земле и святые на небесах. Таким образом, скорби и страдания Христа, перенесенные Им у Каиафы и пред синедрионом, служат для нас проповедью о Евангелии Спасения.

Но вместе с тем они являются нам и строгим предостерегающим воззванием.

Нередко для нас совсем бывает непонятно, как люди, носящие в себе образ Божий, могли плевать Богу в лицо, заушать Его, мы отказываемся постигнуть, как они дерзнули поругать предвещания Его пророков. А между тем это, к сожалению, постоянно случалось и случается до сих пор. Не будем говорить о людях, сотворенных только по образу Божию: христиане, искупленные драгоценною кровью Спасителя и облагодатствованные дарами Св. Духа, сами христиане и поныне совершают такое безбожное преступление. Целый потоп ругательств, насмешек и заушений беспрерывно изливался, и особенно теперь, за последние грустные годы, изливается со страниц безбожных газет и книг на главу нашего всехвального Спасителя, на Его святое тело – Церковь и на Его верных последователей. Может быть, вы кое-что из того прочли, видели или слышали и глубоко скорбели в своих сердцах. Бог в Своем бесконечном долготерпении попускает и терпит такую дерзость и безбожие. Но долго ли, коротко ли возгремит Его праведный суд – и все эти поношения и надругательства получат свой ужасный вечный жребий. Братья и сестры во Христе! Дай Бог, чтобы никто из вас не был увлечен пагубными речами, ибо за это грядет гнев Божий на сынов неверия. Соблюдайте в сердцах своих глубокое и искреннее благоговение к всесвятейшему лицу вашего Спасителя! Глубокое и искреннее благоговение сохраняйте и к Его святому и драгоценному евангельскому учению! Никогда не забывайте сказанного в Псалтири: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1, 1), и еще: «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10, 31).

Позор и скорбь, пережитые Христом на суде пред Каиафой и синедрионом, служат, наконец, для нас источником силы и утешения.

Сын Божий одним словом Своих уст или одним лишь мановением Своей руки, даже одним только взглядом Своих очей мог бы обратить в камни издевавшихся над Ним безбожников. Во «дни Своей плоти» Он бесчисленное число раз являл Свое могущество. Но Он даже совсем и не думал сделать что-либо такое. Он без малейшего колебания мужественно встретил на носимые Ему поругания. Христос ведал, что все эти поношения и заушения относятся к той чаше, которую уготовал Ему Отец. Посему-то мы и не замечаем в Нем никакого следа: ни огорчения, ни желания и стремления отмстить врагам, не слышим ни одного звука нетерпения, не видим ни одного знака противодействия и сопротивления. Он переносит этот позор с обычною Своею высотою духа, со святою кротостью и милосердною любовью. И в эти тяжкие минуты Он ведь, без всякого сомнения, взирал на небо, возносился душою к Отцу, молясь за Своих врагов. И та же самая молитва, которую Христос воскликнул на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают?» (Лк. 23, 34) – неслась от Его сердца, когда Он молчаливо переносил поругания. Так-то исполнилось сказанное о Христе в книге пр. Исаии: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50, 6).

Ученик, мои возлюбленные, не выше своего Учителя. Мы никогда не должны забывать, что многими скорбями подобает входить в Царствие Божие и что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3, 12). Поэтому исповедникам и последователям Христа не подобает избегать осмеяний и озлоблений, каким подвергнут был их Учитель и Господь. И мы раз только считаем себя верными Христу и Церкви, а не забавляемся лишь своими христианскими убеждениями, постоянно должны терпеть эти поругания в изобилии. Наше Богослужение и наши моления, наши книги, выражения наших лиц и манеры, даже самые дорогие и святые наши стремления все это пред нашими очами подвергается осмеянию и оплеванию со стороны сынов века сего. И горе нам, если их глаза откроют хотя самое маленькое пятнышко! Как скоро они находчивы и готовы тогда, чтобы покрыть нас всяким, какой только возможен, позором, со всем жестокосердием осыпать нас поношениями, оплевать и избить наше лицо. Ввиду этого будем держаться заповеди св. апостола Петра: «Вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет. 4, 13). Нам следует, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 2), поступать согласно Его святому примеру. В такой вере мы почерпнем силу – не отвечать бранью на поношения и не угрожать местью за мучения, а представлять все Праведному Судье. В такой вере мы почерпнем силу стать сынами Его Духа и Его истинными последователями в кроткой любви.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle