Источник

Путь в Гефсиманию

(Мф. 26:30–35)

Сын Божий и Сын Человеческий сделался во всем подобен братии, кроме греха. Он, подобно нам, с посохом в руке прошел мир. С небес был Его путь, который Он совершил здесь, в этой юдоли плача. Везде Он ходил: и по полям и пустыням; ходил Он по нивам Иудейским и полям Самарийским, был Он на берегу Галилейского озера, восходил и на горы.

По великому милосердию Своему Он показал нам особый путь, когда говорил Своим ученикам: «Видите, вот мы идем в Иерусалим, чтобы исполнилось все, написанное пророками о Сыне Человеческом». Куда же ведет тот путь? Идите по нему и вы придете в сад Гефсиманский к подножию горы Елеонской.

Путь в Гефсиманию начался с хвалебной песни Богу. Господь установил святую вечерю и преподал ее своим ученикам, как последний завет своей всепрощающей любви. Он знает, что час Его настал, и Он встает, чтобы идти тем тяжелым страдальческим путем, который Ему предназначен. Евангелист рассказывает об этом: «И воспевши пошли на гору Елеонскую». Эта хвалебная песнь состояла из четырех псалмов: 115, 116, 117, 118. Эти четыре псалма и воспел Господь со Своими учениками; Он ими, так сказать, опоясался на свой последний путь. Он знал, что Ему предстоит в эту ночь. Пред Его святым взором ясно раскрывался предстоящий путь страданий и смерти. Он начал этот путь прославлением и благодарностью за все те чудесные проявления всемогущества и благости, которые Господь совершил в народе. Вот слова псалмов, которыми Христос молился со Своими учениками: «Я возьму спасительную чашу и проповедую имя Господне». Он говорил с ними: «Не умру, но жив буду, и поведем дела Господни». Печаль часто сменялась небесным утешением: «сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвелимся в он». И затем Он закончил Свою песнь хвалебными словами: «Ты мой Бог, и Я благодарю Тебя; Мой Бог, и прославлю Тебя. Благодарите Господа, потому что Он благ, и милость Его пребывает вечно». Господь идет на вольную страсть и прославляет Отца; послушание воле Божией бесконечно! Спаситель мог с правом сказать о Себе: «Вот иду, в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 8–9). Да, действительно, Господь мог с правом сказать это, так как единственным желанием и стремлением Его было исполнить волю Своего Отца и то дело, которое Ему было предназначено.

«Каждый должен быть таким, каким был Христос», – говорит нам апостол Павел. Что бывает с нами, возлюбленные, если мы следуем крестному пути Христа? Ходим ли мы этим путем с таким же свободным и радостным послушанием, с каким шел Христос?

Научились ли мы с покорностью переносить свои страдания, как переносил их Спаситель? Если еще этого нет у нас, то постараемся научиться этому. Живой источник, из которого мы можем почерпнуть это знание, – Св. Писание. И чем чаще мы будем обращаться к этому источнику, тем скорее научимся от Него чрез терпение и утешение от Писании приобресть надежду. Тогда получим возможность и в печали воспевать псалмы и говорить в своей душе: «возблагодарю Бога за то, что Он Помощник Мой и Бог Мой». Благодатию Его мы тогда скажем вместе с апостолом: «Мы прославляемся и в скорбях, ибо знаем, что испытание при носит терпение, терпение же искусство, искусство же надежду, надежда же не посрамит».

Путь в Гефсиманию начинается хвалою и сопровождается проявлениями любви. Апостол Иоанн, возлежавший на персях Господа и слышавший биение Его любящего сердца, говорит о Нем в преддверии страстей Христовых: «Он возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1). Восчувствуем и мы эту любовь, взирая на настоящий путь! Христос знал, что в этот час ученикам предстоит великое и тяжкое испытание. В преизбытке любви Он желал, так сказать, дать посох Своим ученикам: пусть они опираются на этот посох, когда сила мрака обрушится на Господа и на них! Потому Он ведет их по этому пути к потоку Кедронскому (Ин. 18, 1), к горе Елеонской. Этот путь должен был им служить указанием того, где они в часы скорби должны искать себе утешение. Некогда к этому потоку бежал царь Давид, босый и с обнаженной головой, спасаясь от преследований сына Авессалома и некоторых восставших из народа. Теперь истинный Сын Давида грядет этим путем к темному потоку. Давид, однако, победоносно возвратился в Иерусалим и навеки утвердил там престол свой. Это было залогом того, что и Иисус Христос, Сын Давидов, победоносно претерпит все страдания и чрез них внидет в славу Свою. Милосердый и Любвеобильный Господь еще раз дает своим ученикам руководственный посох, когда говорит им: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу Пастыря и разыдутся овцы». Господь предвидел, что вскоре все оставят Его и разойдутся при Его взятии под стражу. Он предвидел, что ученики при виде Его страданий поколеблются в своей вере. Он предвидел, что они соблазнятся о Нем: и любящий Иоанн, и пылкий Петр, и энергичный Иаков и меланхоличный Фома. Нужно было подготовить их к предстоящему испытанию, возбудить их мечтательную настроенность. Любвеобильный Спаситель хочет подкрепить их, когда говорит: «Ибо так написано!», но тотчас же Он и успокаивает их: «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». Это яркая звезда утешения, на которую ученики Христовы должны были устремлять свой радостный взор. Он этим возвещает им, что смерть не возобладает над Ним, и Он вскоре восстанет к новой жизни. Он возвещает им, что если они в конце праздника Пасхи возвратятся в Галилею, то Он явится им воскресшим.

Так Христос по бесконечной Своей любви утешал своих учеников, идя с ними в Гефсиманию. Но Его любовь, как тогда, так и теперь, всегда обращена к тем, которые веруют в Его святое имя. Он еще ранее говорил: «Если кто хочет быть Моим учеником, пусть отвергнется себя, возьмет крест Свой и по Мне грядет». Он часто говорил, что путь, ведущий в Царствие Божие, – скорбный путь. Подобные предостережения нашего Спасителя являются великим знамением Его любви к нам. Теперь, выступая на путь следования за Ним, мы не можем оказаться обманутыми. В то же время Он даровал нам такие обетования, которые всегда, во всех скорбях должны служить для нас утешением. Мы постоянно обязаны с верою обращать свой взор к вышнему Иерусалиму, где уже пребывают сонмы праведных в белых одеждах и с пальмами в руках: они умыли свои одежды, они стали чисты кровью Агнца. Послушайте, что говорит нам Слово Божие: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 15–17). Тогда мы будем иметь силу, утешение, надежду и мир во всех наших скорбях. Мы найдем это в том уповании, что Христос восстал и уготовал нам место. Мы обрящем покой в надежде на блаженную и небесную страну, где все иное: и горы и деревья; где текут совершенно иные реки, чем в земной Галилее. Имея такую надежду, мы и среди страданий скажем: «Страдания этого мираничто в сравнении с тем блаженством, которое ожидает нас». Таковы любовь и милосердие нашего Спасителя, которые для нас и теперь служат утешением в такой же мере, как некогда они служили утешением для учеников Христовых на пути в Гефсиманию. Как воздать Ему за такую любовь?

Путь в сад Гефсиманский, начавшийся хвалой, кончился страданиями. Симон Петр не внял предостережению Своего Господа и Учителя. Он отвечал: «Если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Только согрешил этими словами апостол Петр против своего Учителя и Господа. Он упорствовал, он хотел быть умнее Своего Спасителя, он отвергал предостерегающие и утешающие слова Господа. Но Иисус говорит ему: «Истинно говорю тебе: в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Эти слова, без сомнения, окончательно должны были разбить самонадеянность апостола. Эти слова, как тяжкий удар молота, пали на гордое сердце ученика.

Это были слова величайшей любви, которые могли препобедить самомнение апостола. Любовь Спасителя указывает ему даже время и час испытания. Петр теперь знает, когда ему нужно бодрствовать и молиться. Любовь указывает ему грех, который он совершит, и говорит, когда он совершит, чтобы тем лучше он мог предостеречься. Но любовь не могла исправить апостола. Петр становится еще самоувереннее: «хотя бы мне надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Тоже сказали и прочие ученики: пример Петра заразил их высокомерием.

Правда, эти слова апостолов были выражением их любви, готовой даже до смерти пострадать за Своего Учителя и Господа. Но, строго говоря, апостолами руководило в данном случай греховное самолюбие. Они делали Господу некоторого рода упрек в том, что Он не ценил их любви и верности. Они этим выставляли Спасителю на вид, что Он обманывается в их силе и твердости, что они в сердце гораздо тверже и увереннее, чем как это кажется. Так они, ослепленные высокомерием, шли навстречу искушению, которое разбило их воображаемую твердость и пристыдило их. Это глубоко опечалило Господа. Для любящего сердца Христова, которое заботилось исключительно только о спасении других, не было больше скорби, как узнать, что все его заботы и труды оказываются тщетными. Таково было страдание, которое Господь понес в первый час Своего пути в Гефсиманию. Какую преданную любовь оказывал Господь в течение трехлетнего служения по отношению к апостолу Петру! Сколько Он употреблял наставлений и вразумлений, чтобы воспитать в апостоле правую, смиренную веру! Сколько заботливости Он проявил по отношению к Своим ученикам! И вот в этот решительный час Он должен узнать, что все Его труды и попечения оказались напрасными. Прискорбно было видеть Спасителю, как уже враги приближались к Нему, но горше Ему было видеть, как даже Его друзья презрели Его увещания и тщеславно шли на искушение. Спаситель молчал, предоставляя грешникам высказать последнее слово. Он знал хорошо, что всякое возражение сделает Петра еще упорнее и усугубит его падение. Он знал, что теперь Его слово и ко всем ученикам не принесет никакой пользы. Он молчал поэтому смиренно и терпеливо. Но какими глазами Он мог в ту минуту смотреть на Петра и его спутников! С полною, гордою самоуверенностью шли они прямо-таки на искушение, не подозревая, что их ожидает посрамление. Спасителю ничего не оставалось делать, как только молиться за них. Так, в молитве продолжал Свой путь среди учеников чрез поток Кедронский и к саду Гефсиманскому Сын Божий и Сын Человеческий.

Вот величественная картина, которую мы, братия, здесь можем созерцать. Да послужит она для нас назиданием. Как часто впадаем мы в грех гордыни и самопревозношения! Как часто мы, подобно ученикам Христовым, чрезмерно полагаемся на свою веру и добрую волю, не доверяем Слову Божию! Как часто мы с упорством идем навстречу искушению и потом к собственному стыду узнаем, что мы горько обманулись в своих силах. Подобно Петру и прочим апостолам вследствие своего непонимания, мы часто причиняем великую скорбь нашему любимому Спасителю.

Последуем же чистым, кротким и смиренным сердцем в Гефсиманию за Христом – Человеком любви и скорбей. Научимся от Него и в Нем быть спокойными и преданными Промыслу Божию. Будем и мы под тяжестью креста прославлять Бога. Научимся мы и той святой любви, которую Он питает к Своим, и даже грешникам. Его святая кротость да послужит « и для нас примером! Терпение пусть будет руководить нашими отношениями к ближним. Если мы не постараемся усвоить все это, то все назидания и созерцание страстей Христовых для нас окажутся тщетными. А если мы усвоим это, то тогда Слово крестное поистине будет для нас «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1, 24).


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle