Источник

Истинное последование Иисусу Христу

(Ин. 13:33–35)

Когда расстается с нами дорогой нам человек, безразлично: уезжает ли он от нас в дальнюю сторону, или внезапная смерть похищает его из нашего общества, чувства любви и привязанности к нему вспыхивают в нас с необычайною силою. Мы начинаем глубже сознавать, чем были ему обязаны и что в нем теряем; всеми зависящими от нас средствами мы стараемся поэтому выразить ему нашу благодарность и привязанность…

Ученикам Господа также предстояла разлука со своим Божественным Учителем. Своими словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается… Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая в оставление грехов!» Он Сам ясно указал им на близость разлуки. Вполне естественно, что обоюдная любовь их в часы разлуки должна была проявиться еще сильнее. Это и слышим мы из тех сердечных слов, с которыми Господь обратился к Своим ученикам. Это же чувство беспредельной любви просвечивается для нас и в словах апостола Петра, сказанных им от лица всех апостолов: «Я душу мою положу за Тебя». Подобными же чувствами безграничной любви и преданности Спасителю должны преисполниться и мы в торжественные дни Страстной седмицы. В эти дни мы также должны чувствовать всю глубину и величие подвига любви Христовой и, взирая на Плащаницу Его, должны в свою очередь оказать Ему свою любовь и благодарность. Он Сам сказал, что нужно нам делать и как поступать. Каждому из нас слышен зов Его: следуй за Мною! А в чем должно заключаться это последование Господу, Он Сам же выяснил в Своей прощальной беседе с учениками.

На тайной вечери в кругу своих учеников Иисус Христос созерцал уже ясно то великое дело искупления грешного человечества, которое Он имел совершить. Сознавал Он всю глубину страданий и оскорблений, на которые Он добровольно благоволил предать Себя. А вместе с этим сознавал и ту высоту славы, на которую Отец Его Небесный должен был возвести Своего Сына возлюбленного после Его добровольного уничижения. Потому-то и начал Он свою речь торжественным восклицанием: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин. 13, 31–32). И вслед за этим мысль Его обращается к верным ученикам Его, с которыми предстояла Ему разлука, которых Он должен был оставить сирыми и беспомощными. В словах Его слышится самая искренняя дружба и нежная заботливая любовь: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь» (Ин. 13, 33). Можно представить себе, что должны были почувствовать ученики Господа, когда Он сказал им: «Не долго уже быть мне с вами!» Целых три года они провели с Ним неразлучно. Целых три года имели они возможность не только внимать Его Божественному учению и созерцать дивные чудеса Его, но и самолично испытать на себе всю глубину и крепость Его сердечной, терпеливой и снисходительной привязанности к ним. Глубокая скорбь охватила их душу, когда они услышали, что их любимому Учителю не долго уже осталось быть с ними; эта скорбь увеличивалась еще больше от слов Его: «Будете искать Меня». Да, уже в этот миг они чувствовали, как необходимо для них присутствие Господа, как дорога для них Его кроткая любовь. Они все решились бы лучше пойти за Ним и умереть, чтобы быть только там, где и Он. Но это невозможно для них по словам самого же Учителя: «И, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь» (Ин. 13, 33). Этими словами окончательно разрушалась надежда их быть всегда с Ним вместе. Им ничего больше не оставалось, как только подготовиться к терпеливому перенесению предстоящей разлуки.

Но почему сказал Спаситель ученикам Своим: «Куда Я иду, вы не можете придти?» – Ответ на это не труден. Они должны были сначала пойти в мир весь и проповедовать Евангелие всей твари, должны были выполнить то великое дело, которое поручал им их Господь и Учитель. Это было их призвание, их святое назначение… Это был трудный путь страданий, который был им предназначен свыше и о котором они уже раньше слышали от своего Учителя: «И будете ненавидимы за имя Мое» (Мф. 10, 22). На той же тайной вечери Он снова подтвердил им это: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). «Изгонять вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16, 2). Им оставалось только запастись мужеством и непоколебимою верностью: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). На это и указывает им теперь Божественный Учитель: «Как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти». Иудеям Он раньше ясно говорил: «Будете искать Меня, и не найдете» (Ин. 7, 34). Этих слов Он не говорил Своим ученикам, значит, они когда-нибудь снова могут найти Его. Он еще раньше дал им обетование: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). И это же обетование Он снова подтвердил им: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14, 3). «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).

Обетование это должно было служить им светлой звездой, озарявшей мрачный горизонт их земной жизни, посохом и опорой, поддерживающими и укрепляющими их на их многотрудном жизненном поприще. Если будут они всегда иметь пред очами своими эту звезду-руководительницу, если будут всегда иметь в руках своих этот посох спасения, легко и бодро они могут проходить свой жизненный путь и в борьбе и страданиях всякого рода выполнять свое великое назначение, пока волею Божиею не окончится течение жизни их и они не войдут в радость и блаженство вечное.

Для нас, христиане, понятно становится теперь, в чем должно для нас состоять правое и истинное последование Спасителю. Вовсе не требуется от нас, чтобы мы оставляли непременно свое жизненное призвание (если оно только честно и достойно христианина). В какой бы должности мы ни были, какой бы пост ни занимали, мы всегда можем оставаться учениками и последователями нашего Господа и Спасителя! Всякое состояние или призвание человека есть путь, указанный ему Самим Богом, и на этом пути всякий может выполнять свой долг, подражая при этом Тому, Кто говорил о Себе: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4). Всякому из нас надлежит поэтому с утра до вечера верно и тщательно выполнять свой долг или обязанности, положенные на нас нашим положением, и тогда каково бы ни было наше положение, как бы ни казалось оно низким и маловажным в очах людей, мы можем быть учениками и последователями Спасителя.

Господь говорил ученикам Своим: «Будете искать Меня». Так, всякий из нас, выполняя свое назначение, должен при этом «искать» своего Спасителя. Ищите Его в Писании Божественном, свидетельствующем о Нем. Благоговейно ищите Его Евангелие. Всем сердцем и всею душою, со слезами покаяния припадайте к Нему, с молитвою веры – особенно во время богослужений, когда Он благоволит невидимо присутствовать среди верующих по слову Своему: «Где два или три собраны во имя Мое, там Я посреди их». И чем ревностнее будем мы искать своего Спасителя, тем больше можно нам быть уверенными, что мы исполняем правильно свое назначение и поистине следуем стопам Христовым. Если же среди трудов и забот повседневной жизни из груди нашей вырвется стон и сильнее почувствуется жажда того покоя, которой уготовал Господь любящим Его, если наступят тяжелые минуты в жизни, когда мы готовы будем воскликнуть вместе с пророком Илией – «довольно! Возьми от меня душу мою, Господи. Я не лучше отцов своих!»   будем помнить и смирять себя словами Господа: «Куда Я иду, вы не можете придти!»

Не настало, значит, еще время покоя нашего, еще не пройден жизненный путь наш, снова надлежит нам по воле Божией работать и трудиться! С терпением и верою будем исполнять свое назначение свыше. И если гнетут нас крест и страдания, остается только радоваться тому, что предстоит нам возможность последовать Христу и по пути крестных страданий. Мысль о Начальнике спасения нашего, чрез крест и тяжкие страдания увенчанном славою неизглаголанною, ободрить нас и исполнить сердца наши надеждою непреоборимою: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем!» (2Тим. 2, 11–12). Не лишено значения для нас и то, что Господь называет апостолов Своих на тайной вечери «детьми» (чего раньше Он никогда не делал). Здесь также лежит основание надежды нашей: «Если мы дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17).

Есть еще условие истинного последования Христу. Оно состоит в неуклонном исполнении той «новой заповеди», которую Он дал Своим ученикам на той же тайной вечери. Что это за новая заповедь, ясно видно из слов самого же Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34–35). Новою заповедью Спаситель называет здесь братскую любовь между людьми. В сущности заповедь эта имеет глубокую древность; еще в законах Моисея написано: «люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь» (Лев. 19, 18). Но любовь, которою Он возлюбил нас, служит для нас вечным примером и образцом нашей любви к ближним. Потому-то Он и говорит: любите друг друга, «как Я возлюбил вас», и с полным основанием заповедь, известную уже в Ветхом Завете, назвал «новой заповедью», ибо мы только в Его школе и в Его духе можем научиться правильно исполнять эту заповедь. Для Нового Завета, утвержденного на тайной вечери, это была действительно «новая» и самая важная заповедь!

«Как Я возлюбил вас!» – Чем иным, как не любовью побуждался Он к страданиям и смерти? Связанный воинами, незаконно осужденный нечестивыми судьями, терпеливо вынесший грубые насмешки и оскорбления служителей синедриона и воинов римского претора, добровольно понесший на плечах своих тяжелое орудие проклятия и позора, пригвожденный, наконец, к кресту, Он молится за Своих врагов и убийц: «Отче, отпусти им: не знают они, что делают». Поистине мог Он сказать: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих!» (Ин. 15, 13). Потому и апостол, возлежавший на вечери на персях Христовых и больше других чувствовавший глубину любви Христовой, пишет в своем послании: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев!» (1Ин. 3, 16). Итак, Сам Христос Своим примером поучает нас исполнению этой «новой» заповеди. Больше того, всякий христианин, от всей души верующий в любовь Спасителя к человечеству, испытавший эту любовь на самом себе, будет иметь не только добрую волю, но и непреоборимую силу к истинному выполнению заповеди Христовой! Пример тому представляет первенствующая христианская церковь в Иерусалиме: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32). Говорят еще, что ап. Иоанн, в преклонных летах не в состоянии будучи назидать собрания верующих продолжительными речами, повторял только: «Дети, любите друг друга!» Когда же его спросили, почему он всегда говорит одно и то же, он ответил: «Потому что это – заповедь Господня, и кто соблюдает одну эту заповедь, тот соблюдает многое». Даже язычники хвалили первых христиан: «Они любят даже незнакомых!» «Смотрите, как они любят друг друга, – с изумлением восклицали они, – и как они готовы жизнь свою положить друг за друга»!

Поэтому, православные, если мы хотим быть истинными последователями нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, нам необходимо всячески стараться выполнять эту высочайшую и важнейшую заповедь Христову. Господь Иисус прямо сказал: «Потому узнают все, что Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Не простое знание о Христе, не исповедание только Его имени делает нас истинными Его учениками. Не вера, хотя бы она могла и горы передвигать, не добрые дела, как бы они ни были благородны и почтенны, делают нас истинными Его последователями. Нас делает таковыми только одна любовь; та любовь, конечно, которая любит ближнего Христа ради; та любовь, которая взыскивает и любит в ближнем Христа; та любовь, которая любит так же, как возлюбил нас Христос! Не легко, конечно, иметь в себе ту любовь, о которой святой апостол пишет: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13, 4–7). Приобретение и воспитание в нас такой идеальной любви затрудняется сильно нашей собственной наклонностью к греху и греховностью братий наших. Здесь, у креста Христова, лучше всего получить истинный урок этой любви к ближним. Благодаря любви к ближним даже люди, относящиеся к вере нашей с недоверием и насмешками, должны будут признать нас истинными учениками Христовыми. А Он Сам, наш Господь и небесный Учитель, в день посещения Своего признает нас Своими и скажет нам: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 34; 40). Аминь!


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle