Теодор Стилианопулос

Источник

Приложения

Приложение I. О Писании

Св. Иоанн Дамаскин (VIII век)348

Бог, провозглашенный Ветхим и Новым Заветом, есть Тот, Кто воспевается и прославляется в Троице, ибо сказал Господь: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Ибо Он соделал наше спасение, ради чего открыл нам Писание и все Свои тайны поведал. И еще: «Исследуйте Писания, они свидетельствуют обо мне» (Ин. 5:39). И Апостол то же говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1–2). Так, Духом Святым, вещали Закон и Пророки, евангелисты, апостолы, пастыри и учителя. Следовательно, «все Писание богодухновенно и полезно» (2Тим. 3:16), так что изучать Священное Писание прекрасно и более всего полезно для души. Ибо, «как дерево, посаженное при потоках вод» (Пс. 1:3), так и душа, орошаемая Священным Писанием, возрастает, и в должное время приносит плод веры православной, и украшается вечнозелеными листьями – то есть, разумею я, деяниями, угодными Богу. Итак, Священные Писания располагают нас к праведным деяниям и ничем не возмущаемому созерцанию. В них находим мы призывы ко всем добродетелям и увещания против всех пороков. Итак, если мы жадны до знания, то, благодаря усердию, труду и благодати Божьей, всем делам дарующей успех, будем и богаты знанием. «Ибо всякий просящий получает, и ищущему дано будет, и стучащему отворится» (Лк. 11:10). Так будем же стучать во врата прекраснейшего рая Писаний, благоуханного, сладкого и нежного рая, наполняющего уши наши различными песнями духовно вдохновленных птиц, трогающего сердце наше, утешающего нас в печали, умиряющего в гневе, наполняющего радостью нескончаемой, поднимающего ум наш на священной голубице, покрытой серебром и чистым золотом (ср. Пс. 67:14), которая возносит нас на своих блистающих крыльях к единородному Сыну и Наследнику Виноградаря виноградника духовного, а через Него – к Отцу светов. Будем стучать не изредка, от времени до времени, но упорно и настойчиво, и пусть не устрашится сердце наше, ибо однажды врата эти для нас откроются. Случится ли нам раз и другой прочесть и все же не понять прочитанного – не будем отчаиваться. Будем настойчивы, будем размышлять и искать ответ, ибо сказано: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32:7). Не все обладают знанием. Будем же пить из райского источника изобильные и чистейшие воды, текущие в жизнь вечную (ср. Ин. 4:14). Насладимся ими, будем пить их жадно, до насыщения, ибо содержащаяся в них благодать неистощима. Однако не запрещено нам получать благо и из иных источников. Будем разумными менялами, которые собирают истинное и чистое золото, а фальшивое золото отвергают. Будем принимать разумные изречения, но бросать псам смехотворных богов и вздорные басни, ибо из первых почерпнем мы намного большую силу, чем из последних...

Вот состав Нового Завета: четыре Евангелия, от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; Деяния святых апостолов, написанные Лукой Евангелистом; семь Посланий к Церквам – одно Иакова, два Петра, три Иоанна и одно Иуды; четырнадцать Посланий апостола Павла; Откровение Иоанна Евангелиста; и Правила святых апостолов, написанные Климентом.

Приложение II. О духовном познании

Св. Симеон Новый Богослов (1022)349

О том, что сокровище Духа, скрытое в букве Священного Писания, не всем доступно, даже из желающих, но только владеющим Тем, Кто «отверз ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45).

[Запертый сундук Священного Писания]

Отцы и братия!

Духовное знание подобно дому, выстроенному посреди знания мирского и языческого, посреди которого стоит надежно запертый сундук, полный неисчислимых богатств, кои суть знание богодухновенных Писаний. Те, кто входит в дом, не видят сокровищ, если только сундук для них не откроется. Но человеческая мудрость не знает способов открыть его, и потому богатства Духа, в нем хранимые, остаются неведомы для всех, кто привержен миру сему.

Человек может взять сундук и вынести его из дома на своих плечах, не зная, что за сокровище в нем хранится. Также можно и прочитать Священное Писание, и сложить его все в памяти своей, и носить с собой, как будто все эти книги не толще одного псалма, – а о скрытом в них даре Святого Духа все же не знать. Не через сундук являются сокровища – так же и не через Писание становится ясен смысл Писания. Как же это? Слушайте!

[Сокровище, лежащее внутри]

Перед тобой сундучок, надежно закрытый со всех сторон. По его весу и внешней красоте, или, быть может, потому что веришь тому, что слышал от людей, ты полагаешь, что в нем сокровище. Ты быстро берешь его в руки и с ним уходишь. Но скажи мне, что тебе за выгода, если ты станешь постоянно таскать с собой закрытый и запертый сундук, не открывая его? До самой смерти ты не увидишь сокровища: ни блистания драгоценных камней, ни мерцания жемчуга, ни сияния золота. Что за польза тебе от него, если даже малую часть его не сможешь ты употребить на покупку еды или одежды? Если, как мы сказали, ты носишь с собой запертый сундук – пусть он полон великих и бесценных сокровищ, но спасет ли он тебя от голода, жажды и наготы? Не будет тебе от него никакого проку!

Теперь, брат, преклони слух свой ко мне и примени все сказанное к вещам духовным. Сундук – это Евангелие Христово и иные божественные Писания. В них закрыта и запечатана вечная жизнь, а с ней – невыразимые и вечные, хоть и незримые для телесных очей блаженства. Как говорит слово Господне: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин. 5:39). Что же до человека, таскающего с собой запертый сундук – это тот, кто выучил все Писания наизусть и часто произносит их устами своими. Он носит их с собой в памяти души своей, как в сундуке, содержащем заповеди Божьи, как драгоценные камни жизни вечной. Ибо слова Христовы суть жизнь и свет, как сам Он говорит: «Не верующий в Сына не увидит жизни» (Ин. 3:36). Там же, вместе с заповедями, хранится и жемчуг добродетелей.

[Заповеди – врата знания]

Из заповедей произрастают добродетели, а из них – раскрытие тайн, сокрытых и спрятанных в букве. Из исполнения заповедей исходят добрые дела; добрыми делами исполняются заповеди. Итак, этим средством открывается для нас дверь знания – точнее, не исполнение заповедей открывает ее, а Тот, Кто сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его» (Ин. 14:21, 23). Когда же Бог «вселяется в нас и ходит в нас» (2Кор. 6:16) и явно открывает себя нам – тогда мы сознательно созерцаем сокровища сундука, тайны Божьи, скрытые в Божественном Писании. Не обманывайтесь: нет у нас другого пути открыть сундук знания и наслаждаться теми благами, что в нем содержатся, и причащаться им, и созерцать их. Но каковы те блага, о которых я говорю? Это совершенная любовь (к Богу и ближнему), презрение ко всему видимому, умерщвление плоти и «земных членов ваших» (Кол. 3:5), в том числе дурных желаний. Как мертвец ни о чем не мыслит и ничего не воспринимает – так же и нам ни одно дурное желание, ни одно страстное чувство не взойдет на ум. И не почувствуем тиранического угнетения злодея, но будем помнить лишь о заповедях Спасителя нашего Христа. [Будем думать о] бессмертии, о нетленности вечной славы, о Царстве Небесном, о [нашем] усыновлении через возрождение Святым Духом. Ибо, став сынами по усыновлению и благодати, мы называемся «наследниками Божьими, сонаследниками же Христу» (Рим. 8:17), а вместе с тем получаем «ум Христов» (1Кор. 2:16) и через него видим, как Бог и сам Христос пребывают в нас и движут нас явственным для нас образом.

Все это даруется тем, кто слушает заповеди Божьи и исполняет их; они в изобилии наслаждаются этими дарами, а также теми невыразимыми и несказанными благами, что стоят выше их, отперев сундук, о котором мы говорили, то есть открыв очи ума своего и созерцая то, что скрыто в Священном Писании. Но другие, не имеющие знания и опыта в том, о чем у нас шла речь, так и не знают ни вкуса их сладости, ни вечной жизни, из них проистекающей, ибо прилежат простому изучению Писаний. Увы, само это изучение послужит им в осуждение и осудит их при отходе [из здешней жизни] более, чем тех, кто Писаний вовсе не слышал. Иные из них блуждают в невежестве и извращают все божественные Писания, истолковывая их согласно своим страстным похотям. Они как будто бы воображают, что смогут спастись, не соблюдая заповедей Христовых – и тем полностью отрицают силу Священного Писания.

[Сокровище тайн открывается Духом Святым]

Естественно, что вещи запертые и запечатанные, никому из людей невидимые и неведомые, открываются одним лишь Святым Духом. Когда же они открываются, то становятся нам видимы и понятны. Как же те, кто утверждает, что никогда вовсе не знали присутствия Святого Духа, Его излучения и сияния, Его прихода и обитания в них, могут что-либо знать, понимать или думать о подобных вещах? Как приблизятся к этим тайнам те, кто никогда не испытывал на себе очищения, обновления, преображения, превращения, возрождения, приносимого Духом? Тем, кто еще не крещен в Духе Святом, откуда знать те перемены, что нисходят на крещенных в Нем? Те, кто не «родится свыше» (Ин. 3:3), как увидят славу тех, кто «родится свыше» (по слову Господню), рожденных от Бога и ставших чадами Божьими (Ин. 1:12–13)? Кто отказывается это испытать, кто по собственному небрежению упускает эту славу (ибо силы для этого им даны) – скажи, какое знание может дать им понять или хотя бы вообразить, что происходит с другими?

Бог есть Дух – невидимый, бессмертный, недоступный, непостижимый. Рожденных в Нем он делает подобными Себе, как Отец, порождающий их. Видом и осязанием они подобны всем прочим людям, но во всех иных отношениях ведомы одному Богу и знают только Его – или, точнее, хотят быть ведомы одному лишь Богу, неустанно стремятся созерцать Его и быть созерцаемы Им. Или, если выразиться иначе: как неграмотный не может читать книги, подобно грамотному, так и те, кто отказался исполнять заповеди Христовы, не получат откровения Святого Духа, как те, кто их прошел, и исполнил, и пролил за них свою кровь. Кто получил закрытую и запечатанную книгу – тот не может увидеть, что в ней написано, и понять ее предмет, пока книга остается запечатанной, пусть даже ведома ему вся мудрость мира сего. Так же, как мы сказали, можно хоть все божественные Писания выучить наизусть – и все же не знать и не понимать ту таинственную и божественную силу и славу, что в них сокрыта, если не исполнил всех заповедей Божьих и не принял Утешителя. [Утешитель] откроет слова, как книгу, и таинственно покажет содержащуюся в них славу. Вместе с вечной жизнью, истекающей из них, откроет он скрытые в них благословения Божьи, благословения сокрытые и совершенно невидимые для небрежных и равнодушных. Ничего иного и ожидать не следует, ибо эти люди все свои чувства приковали к тщете мира ceгo и страстно привязаны к наслаждениям жизни и к телесной красоте. Душевное их зрение замутнено, и они не могут видеть и созерцать духовные красоты несказанных благословений Божьих.

[О том, что духовную красоту нельзя увидеть плотскими очами]

Человек, чьи телесные очи слабы, ничего не видит в ярком солнечном свете: стоит ему взглянуть на яркий свет – он теряет и то зрение, которое имел. Так и тот, чьи духовные очи слабы, а чувства привержены страстям, не в силах созерцать телесную красоту бесстрастно, не нанося себе вреда. Если и обладал он прежде миром в своих помышлениях, если и был свободен от злых желаний – все это он теряет, взглянув на то, что разжигает в нем страсть. Следовательно, такой человек совершенно не способен увидеть даже собственное несовершенство. Если он считал себя больным – то оттого, что воображал, что некие иные здоровы, и, быть может, самого себя считал причиной своей болезни и мечтал от нее избавиться. Но заметив, что все люди подвержены страстям, и сочтя их всех равными себе, он приходит к выводу, что не может быть лучше других. Да и с чего бы? И вот этот негодный человек вместе с прочими поддается всем своим страстям, не желая более избавляться от этого зла. Если бы он хотел избавиться, то нашел бы в себе силы, ибо получил бы такую способность от Бога. Ибо многие из нас, крещенных во имя Его, получили от Него силу совлечь с себя первородное свое тление, как ветхую одежду, и стать сынами Божьими, облекшимися во Христа (Гал. 3:27).

[Заключительное увещание]

Не будем же, братия, подобны тем, кто одержим такими мыслями и представлениями – земным человекам, нивам иссохшим. Последуем за Христом, умершим за нас, и воскресшим, и вознесшим нас на небеса. Будем неустанно идти по Его следам, покаянием очищаясь от осквернения грехом и облачаясь в сияющие одежды нетленности, принадлежащие Духу во Христе Боге нашем, коему вся слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

* * *

348

«Православная вера», книга четвертая, глава 17, в пер. Frederic H.Chase, Тhe Fathers of the Church: Saint John of Damascus (Washington: Catholic University Press, 1958), 373–376, использовано c разрешения издателя.

349

Рассуждение о чтении Писания и извлечении из него духовных сокровищ путем θεωρία или духовного видения. Из: Simeon the New Theologian. The Discourses C.J.DeCantanzaro, 1980, права принадлежат Миссионерскому обществу им. св.aп. Павла штата Нью-Йорк. Использовано с разрешения Paulist Press.


Источник: Новый Завет: православная перспектива : писание, предание, герменевтика / Теодор Стилианопулос ; [пер. с англ.: Наталья Холмогорова] ; с предисл. Кристера Стендала. - Москва : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2008. - XIX, 296 с. - (Современная библеистика) (Bibliotheca Biblica). ISBN 5-89647-158-0

Комментарии для сайта Cackle