Рассказы о посте
Строгие посты не сокращают человеческую жизнь
(Пересказ отрывка из книги «Четьи-Минеи»)
Святые подвижники употребляли пищу самую скудную. Питались овощами, плодами деревьев, травами, пили воду, часто не свежую. Не все древние пустынники ели хлеб, редко вкушали рыбу, ни один из них не ел мяса. Во время четыредесятницы они усиленно придерживались поста. Многие из них почти ничего не ели, или употребляли только необходимое количество пищи, чтобы поддержать свои силы. Но несмотря на строгие посты, многие подвижники и древние пустынники смогли дожить до глубокой старости. Об этом красноречиво говорят примеры. Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский 113 лет, Сергий Радонежский 78 лет, Кирилл Белозерский 90 лет, Макарий Желтоводский 95 лет. Приведенные примеры говорят о том, что строгие посты не сокращают человеческой жизни. А посему несоблюдения поста с оправданием на то, чтобы уберечь здоровье, является всего лишь отговоркой людей, любящих чувственные наслаждения и не хотящих от них отказаться, склонных к чревоугодию и забывающих думать о пользе телесной и душевной.
Пост должен быть соединяем с другими добродетелями
(Пересказ отрывка из «Скитского патерика»)
В древности один человек возымел желание увидеть царя. Он попросил одного из своих друзей проводить его к царю. Друг согласился исполнить просьбу, но предупредил, что будет сопровождать этого человека только половину пути к царю. Тогда этот человек обратился ещё к одному своему другу, который согласился проводить его с половины пути до самого царского дворца. Затем этот человек нашел друга, который согласился провести его от дворца царя к самому царю. Поясняя эту притчу можно сказать о том, что первый друг символизирует собой пост, который доводит людей до половины спасительного пути. Второй друг есть целомудрие и чистота души, доводящая нас, людей, до небес. А третий друг есть послушание, которое приводит нас к самому Господу Богу. Из этой притчи видно, что пост обязательно должен быть соединен с другими добродетельными делами, позволяющими нам, людям, прийти к Богу.
Пост по принуждению не составляет заслуги перед Богом
(Пересказ отрывка из книги «Четьи минеи»)
Однажды после месячной отлучки возвратился в Тавеннисиотский монастырь преподобный Пахомий Великий, который узнал, что повар этого монастыря во время поста не готовил варево, ссылаясь на то, что братия монастыря вкушали сухоядение. «Чтобы не бездельничать все это время я плел рогожи для монастыря», – сказал повар. «Сколько же ты сплел рогож?» – спросил его преподобный Пахомий. «Пятьсот штук» – с гордостью ответил повар. Преподобный отдал приказ сжечь эти рогожи на глазах у повара и при этом сказал ему: «Это делается как наказание тебе за то, что ты нарушил устав. Если тебе надлежало готовить варево, ты должен был это делать. Возможно кто-то из братии и поел варева, но ты заставил всю братию насильственно постничать. А пост, совершаемый по принуждению, не есть заслуга перед Господом Богом.
Пример соблюдения тайного поста
(Пересказ отрывка из книги «Четьи минеи»)
Святой Макарий Египетский строго относился к соблюдению постов и постился всю свою жизнь. Однако когда он бывал в гостях, он никогда не отказывался от вкушения предложенной ему пищи. Даже позволял себе выпить немного виноградного вина. Но возвратившись к себе домой, Святой Макарий Египетский за каждую чашу выпитого им вина в течение суток не пил воды, изнуряя себя за отведанное угощение долговременным постом.