О возникновении поста в христианстве
Древние евреи с особой тщательностью и строгостью относились к соблюдению постов и считали это своим религиозным долгом. Постились евреи от вечера до вечера, то есть двадцать четыре часа. В период совершения поста, древние евреи не только воздерживались от приема пищи, но и от увеселений и чувственных удовольствий. Во время поста, как правило, древние евреи не носили красивых одежд и украшений, а одевались в рубище или во вретище (покрывало из грубой ткани). Многие евреи отказывались во время поста носить сандалии и ходили босиком, и посыпали свою голову пеплом, а также ходили с не помазанными волосами, неумытым лицом и руками.
В Палестине, во время поста, не разрешалось проявлять веселья, а нужно было предаваться печали. Поэтому в постные дни из синагог слышались вопли печали и слова покаяния. «Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем» (Ис.22:12).
В далекие времена вавилонского пленения, евреями соблюдались четыре особых поста. «Пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством» (Зах.8:19). Каждый из этих постов длился в течение дня, то есть это были четыре особых однодневных поста. Первый пост отмечался в девятый день четвертого месяца и был посвящен скорбному событию, завоеванию и разрушению Иерусалима халдеями. «В четвертом месяце, в десятый день месяца, голод в городе усилился, и не было хлеба у народа земли» (Иер. 52:6). Второй пост отмечался в десятый день пятого месяца. Этот пост был посвящен скорбному событию, связанному с разрушением Иерусалима и сожжением Иерусалимского храма. «В пятый месяц, в десятый день месяца ... пришел Навузардан ... в Иерусалим и сожег дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме» (Иер.52:12–13). Третий, особый пост отмечался древними евреями в третий день седьмого месяца и был посвящен убиению Годолии. «И встал Исмаил, сын Нафании, и десять человек, которые были с ним, и поразили Годолию, сына Ахикама, сына Сафанова, мечом и умертвили» (Иер.41:2). Четвертый особый пост отмечался в десятый день десятого месяца в честь печального события – осады Иерусалима. «В десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, сам и всё войско его, к Иерусалиму, и обложили его, и устроили вокруг него насыпи. И находился город в осаде» (Иер.52:4–5). Наряду с этим у евреев законом был предписан, в виде обязательного соблюдения, ещё один пост, отмечающийся в великий день очищения.
Пророки и учителя еврейского народа часто говорили народу о том, что формальное исполнение поста без искреннего покаяния и обращения к Богу не приносит пользы. Однако в среде еврейского народа находились лицемеры, которые постились напоказ, за что их и осуждал Иисус Христос. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).
В начале основания христианской церкви Святые Апостолы по примеру Моисея и Иисуса Христа, которые постились сорок дней, установили первый пост, длившийся сорок дней. Этот пост называют главным или Великим постом. А за то, что он длится сорок дней, его называют четыредесятницей. Это древнейшее название главного поста христианства. Святой Иероним называл этот пост преданием Апостольским. Святой Иоанн Златоуст причиной учреждения поста считал ослабление ревности к церкви. Он писал о том, что в результате ослабления религиозных чувств люди, вместо того как это положено по обычаю причащаться каждое воскресенье недели, начали производить причастие только в особенно торжественные дни. В такие как Великий четверг и Пасха. Для того, чтобы к этим великим дням верующие люди могли бы прийти достойно подготовленными, Апостолы и учредили четыредесятницу.
Сами Апостолы перед своим отправлением на проповедь Святого Евангелия, также постились. В память об их подвижническом служении был учрежден Апостольский пост, названный Петровским. В дальнейшем в православной и католической церкви были учреждены и другие посты, определена их специфика и правила их соблюдения.
Поститься христианину необходимо
Дословный отрывок из книги Святого Ефрема Сирина
«Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство и подвинуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то, отпадаем от источника жизни – Бога, и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедание и сластолюбие пригвождает нас к земле и отсекает так сказать у души её крылья... А посмотрите какой высокий полет был у всех постников и воздержников. Они, как орлы, парили в небесах; они земнородные жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости... Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божьего природа человеческая одухотворена обожжена и мы поспешаем к горнему царству»