Высказывания отцов церкви о суде
«Люди, медлительные судьи своих дел, но скорые истязатели дел чужих» (Святой Григорий Богослов).
«Обвинять друг друга мы всегда готовы, а исправлять то, в чем сами виновны и подлежим обвинению, на это мы всегда медленны» (Святой Иоанн Златоуст).
«О как склонны мы осуждать действия ближнего прежде чем исследуем их. Это конечно от того что мы сами в свои дела всегда более или менее привносим нечистые побуждения и цели» (Филарет М. Московский).
«Если бы у нас не было недостатков, то у нас не было бы такого удовольствия замечать их у других» (Святой Нил Синайский).
«Будем внимательны к себе и не станем осмеивать других, потому что и в нас самих много такого, за что смеёмся над другими» (Святой Нил Синайский).
«Суди прежде себя, если хочешь судить другого» (Кирилл Епископ Мелитопольский).
«Будем беспристрастны к самим себе, чтобы справедливее поступать с другими» (Антоний Архиепископ Воронежский).
«Чем строже и беспристрастнее кто судит о собственных своих делах, тем снисходительнее и вместе вернее бывает суд его о делах братских» (Филарет Архиепископ Черниговский).
«Люди глубоко опытные в нравственной жизни во все времена замечали один и тот же закон взаимодействия: кто строг к себе, тот снисходителен к ближним, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним» (Антоний Архиепископ Воронежский).
«Ничто так не обнаруживает нашей душевной нечистоты и вместе ничто так не свидетельствует о нашем неведении своего душевного состояния как осуждение нами ближних своих» (Филарет Архиепископ Черниговский).
«Человек, осуждающий других походит на зеркало, которое в себе всех отображает а себя не видит» (Святой Дмитрий Ростовский).
«Кто на свои собственные грехи не обращает внимания, тот любит разведывать о чужих грехах» (Схимонах Серафим Саровский).
«Кто чувствует тяжесть своих грехов, тот не смотрит на грехи ближнего» (Авва Моисей).
Отчего мы осуждаем ближних своих? От того что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими» (Схимонах Серафим Саровский).
«Осуждай себя и перестанешь осуждать других» (Авва Иоанн).
«Постоянно устремляй взоры твои на грехи твои и не будешь осуждать других» (Святой Дмитрий Ростовский).
«При виде согрешающего брата отнюдь не осуждай его а говори себе: я сам не безгрешен, какое же имею право судить другого? (Кирилл Епископ Мелитопольский).
«Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить дабы ты сам не был достоин осуждения» (Святой Иоанн Златоуст).
«Удержимся от суда над другими, осудим наши погрешности и грехи. Осуждая порочных людей мы сами себя осуждаем потому что и мы не свободны от грехов» (Святой Марк Подвижник).
«Не смотри на чужие грехи а смотри на свои злые дела ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ» (Святой Дмитрий Ростовский).
«Осуждающий ближнего как не имеющий в себе должного чувства смирения и бдительности над собою всего скорее сам может впасть в те грехи, за которые других осуждает» (Святой Исаак Сирин).
«Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение» (Святой Ефрем Сирин).
«Нет ничего тяжелее, нет ничего хуже осуждения» (Авва Дорофей).
«Язык осуждающих тяжелее ада. Ад возьмет только злых, а он (осуждающий) пожирает и злых и добрых» (Авва Харитон).
«Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай ибо часто и они обманываются» (Святой Иоанн Лествичник, Лествица, слово 10,17).
«Ты часто не зная злословишь и жестоко осуждаешь человека, который ближе тебя ко спасению» (Авва Дорофей).
«Суда Божьего ещё не было. Так не суди прежде времени ни одного человека. Грешник может исправиться, худой сделаться добрым. Не отчаивайся ни в чьем спасении доколе человек имеет ещё время принести покаяние» (Протоиерей И.Соколов).
«Не осуждай ближнего: тебе грех его известен а покаяние не известно» (Авва Дорофей).
«Не будем осуждать никого прежде времени: те, которые нам кажутся самыми далекими от Царства Божия и которых мы быть может презираем, за это могут сделаться святыми и стать некогда нашим осуждением» (Святой Иоанн Лествичник).
«Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство а ненависть к человеку. Любовь к ближнему свидетельствуется неосуждением ближнего» (Авва Исаия).
«Не осуждай грешника сколько бы ни были велики грехи его, потому что если он почувствует тяжесть своих преступлений и обратится к Богу, то может возлюбить Бога более, нежели тот кто не имеет тяжких грехов» (Святой Иоанн Лествичник).
«Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое желающего исправить» (Святой Нил Синайский).
«Иное дело осуждать ближнего с неприязненным расположением и иное вразумлять его с любовью. Делай последнее избегай первого» (Протоиерей И.Соколов).
«Не спеши обличать своего ближнего, но ищи приличного для того времени. Друг обличающий тайно – мудрый враг, а врачующий перед глазами многих есть ругатель» (Святой Исаак Сирин).