И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 4. Богодухновенность Священного Писания

Мы продолжаем тему богодухновенности Священного Писания. Только в силу богодухновенности эти книги и являются словом Божиим. За орбитой Церкви, вне Церкви, это древний литературный памятник. И многие изучают его с удовольствием и знают прекрасно, но не читают его как слово Божие и не воспринимают как божественное откровение. Есть ещё большая тема, которую можно рассматривать и нам, но в разумных пределах. Я имею в виду божественный и человеческий элементы в Библии.

Под человеческим элементом как раз и разумеются литературные жанры. Нельзя отрицать, что этих жанров, этих приёмов, этих стилей в Писании нет, но когда начинают о них говорить – просто тонут в этом словоблудии на тему литературную и от слова Божия не остаётся ничего. Поэтому надо здесь определиться, насколько литературные жанры самостоятельны, являются ли они человеческим элементом.

Есть такая опасность, которая исходит от текстуальной критики: ограничить богодухновенность только мессианскими пророчествами, а всё остальное оставить человеку.

Вот Моисей ведёт народ из Египта в обетованную землю. Он ведёт путевой журнал: вышли из Елима, прошли столько-то (см. Числ. 33:10), и остановились в пустыне Фаран (см. Числ. 13:1), там что-то произошло. Спрашивают: что здесь богодухновенного? А вот когда он произносит пророчество: Пророка из среды тебя, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, то Его слушайте (см. Втор. 18:15) – он говорит под вдохновением. А в остальном он выступает как обычный писатель-очевидец. Это очень опасная мысль.

Или другая мысль: откровение от Бога, а оформление мысли от человека. Здесь также получается, что роль человека очень большая в написании. Мы не должны уточнять, где здесь грань, но считать, что всё Писание богодухновенно и дано нам в назидание, чтобы, изучая его, мы могли спастись. Вот цель нашего изучения: спастись для вечной жизни. И другого слова, другого пути нет: Исследуйте Писания, ибо вы чрез них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне (см. Ин. 5:39).

Если под таким срезом мы не будем его изучать, то в литературной сфере и утонем, так и останемся не с Библией, а с литературным произведением. Поэтому лучше говорить, что всё идёт от Бога – и мысль, и словесное оформление её, хотя что-то несомненно остаётся и на долю человека.

Существует вербальная теория богодухновенности, утверждающая, что всё от слова до слова внушается человеку, и он в момент такого наития Духа Святаго является в состоянии экстаза и не сознаёт, что пишет: я – трость в руке книжника (см. Пс. 44:2). Трость, которой вы движете, не сознаёт, что вы сознаёте. Так и пророк, в состоянии пророческого экстаза становится таким орудием в руках Божиих и даже не сознаёт, что пишет. Это неверно. Господь не перечёркивает человеческую личность, её способностей, её интеллекта, дарования, и всё это освящается Духом Святым.

Я вам говорю: на эту тему удобее бы молчание, поскольку мы – никто в личном опыте – не испытывали состояния богодухновенности. Как человек, что он ощущает, они < (пророки) > передали только то, что они могли передать. А ведь большая часть осталась за строкой, потому что она невыразима, как невыразимы и непостижимы все действия Божии.

Мы остановились с вами в прошлый раз на примере Моисея и говорили, что он отказывался, когда его призывал Господь, ссылаясь на свою гугнивость и медленоязычность (см. Исх. 4:10). Он не вития, не красноречивый оратор, не трибун. Но вот у нас всё построено на этом красноречии, на этой, короче, болтовне, а Господь, воздвигая величайшего из пророков, берёт человека, не обладающего ораторским дарованием, дабы нам показать, что дело не в слове, а в силе Божией: Не знаете ни Писания, ни силы Божией (см. Мф. 22:29) – было сказано саддукеям.

А нам, как верующим людям, надо ощущать в своей жизни водительство Божие, силу Божию, а не гордиться своим образованием. Можно, например, читать Писания в оригинале. Евреи читали в оригинале, а Христа не узнали. Уж кто-кто и читал в оригинале, как не они, а Христа-то просмотрели. Вот так и мы можем – со всеми своими дополнениями к личности, я имею в виду образование, развитие, так мимо и пройти, так и не понять, а что же говорит Писание, так и остаться равнодушным к свидетельству Божию и после сожалеть об этом.

Мы потом говорили, что находим в лице Моисея в Ветхом Завете высшее приближение человека к Богу. Когда Господь говорит, что если Я открываюсь пророку, Я говорю с ним во сне и в видении, но не так с рабом Моим Моисеем: устами к устам говорю Я с ним, и образ Господа он видит (см. Числ. 12:6–8). Какой он образ Господа видит, когда в 33-й главе Исхода просит явить ему Божий лик и слышит в ответ, что не может человек, увидеть Меня и остаться в живых (см. Исх. 33:20). Поэтому всё это надо понимать ограничительно. Он видит какие-то подобия божества, но не саму природу. И то, что это так, указывает на то, что нам нужна мера, мы не можем открытым взглядом смотреть на Солнце – мы сразу ослепнем. В лучшем случае мы смотрим на тот ореол, на то сияние, которое вокруг него, и то глаза болят, если долго смотреть. Поэтому мера необходима и без этой меры мы не можем спастись.

Поэтому, откройте ещё раз Послание к Римлянам, 12-ю главу, чтобы вы запомнили, как нам себя вести и держать при любых обстоятельствах. Откройте: Римлянам, 12-я глава. Быстрее, потому что тема очень большая и иначе мы до морковкина заговенья всё будем говорить о богодухновенности Писания.

Рим. 12:3 «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».

По мере веры... думайте о себе скромно. И вот это надо взять в качестве эпиграфа и к кровати приклеить эти слова. Как проснулась или проснулся, так вот пускай взор и падает на эти слова: По данной мне благодати <...>

Теперь, с Моисеем довольно. Моисей говорит, что есть и лжепророки, которые также претендуют на истину, и сколько людей они уловили сейчас, сколько держат в своих сетях, и как эти люди болеют, и мучатся, и не могут выйти на прямой путь, потому что их нужно отчитывать: не беседовать с ними, а отчитывать церковным чином, как порченых. Вот это, что нужно сказать.

Теперь открываем дальше книгу пророка Исаии, находите 6-ю главу. Здесь пророк говорит нам о своём призвании. Вот до вчерашнего дня это был царедворец, и вдруг с ним произошло нечто, что сделало его иным человеком. Он описал своё призвание.

Ис. 6:1–10

В год смерти царя Озии, – потом мы узнаем, кто это был царь Озия.

Чтобы понимать книги пророческие, надо их вписать в исторический контекст: когда они жили, при каких царях они служили. В первой главе, в первых стихах, говорится: видение Исаии, сына Амосова, который служил при таких-то и таких-то царях. Значит, Пророческая книга тянет за собой целый каталог исторических книг. Исторические книги – это 4 книги Царств, книги Паралипоменон – все исторические книги, потому что это было не вне истории, не где-то совершалось, а в определённой географической точке и времени. Поэтому неплохо знать то время, в какое жили пророки: они не в вакуум говорили.

Когда они говорили эти речи, они учитывали тот уровень народа, всех слоёв населения, политическое положение, и вот это всё нам надо учитывать. «В год смерти Царя Озии видел я Господа [вот это ему вменяли, когда казнили: как это он мог сказать: видел он Господа? Да Господь невидим <...> видел я Господа], сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! [вот эти слова из видения Исайи Церковь включила в Евхаристический канон Божественной Литургии]

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. [Курениями от ладана, от кадил. Дым кадильный символизирует молитвы. Когда кадит священник или дьякон приступает к каждению, он просит молитвы на кадило: “Благослови, владыко, кадило”. И вот архиерей говорит: “Кадило Тебе приносимъ, Христе Боже нашъ, въ воню благоуханія духовнаго, еже воспріемъ въ пренебесный Твой жертвенникъ, возниспосли намъ благодать Пресвятаго Твоего Духа”, – мы приносим Тебе благоуханные молитвы, как кадильный дым, а Ты возниспосли нам вместо этого благодать Святаго Духа. Если не будете вписаны в литургическую жизнь Церкви, в богослужение Её, не будете знать литургических текстов – я имею в виду тропари, кондаки, ирмосы, экзапостиларии, Троичны и антифоны всякие, – то вы на 70 % не будете знать Священное Писание и Богослужение. Почему? Да потому, что всё наше Богослужение, вся церковная гимнография построены на Священном Писании. Это базис, краеугольный камень, на котором всё стоит и которого нельзя ниоткуда вынуть: ни из Писаний, ни из Церкви, ни из правил. Дальше] И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. [Цебаот, буквально, это Бог воинств. Его Исаия и увидел в такой славе, сидящим на Престоле как Царь царствующих. И что человек ощущает, когда он сталкивается неожиданно с этим духовным міром, который ему открывается? Он приходит в трепет, в ужас. И первое, что он видит, это свою нечистоту. Мы своей нечистоты не замечаем, поскольку сжились с ней. Она вошла в наши кости, в наше сознание, в нашу плоть, растворилась в нас, и поэтому мы её не ощущаем. Но вот в свете Лица Божия всё это видно. Горе мне! погиб я, ибо я человек с нечистыми устами, то есть с нечистыми мыслями, и живу среди народа такого же – погиб я. Считалось, что явление из запредельного міра связано со скорой смертью человека – такое было понимание] Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника [два жертвенника было: жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы, и алтарь кадильный, на который в кадильнице возлагались ароматические вещества. Очевидно, с жертвенника всесожжения он взял клещами уголь], и коснулся уст моих [опалив их], и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен [Человеку нужно очиститься, и это делает благодать Духа, и символизируется она в данном случае раскалённым углём. Вообще, все Богоявления Ветхого, да и Нового Завета, как правило, сопровождались огненными явлениями. «И беззаконие твое удалено от тебя»]. И услышал я [после всего этого] голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? [Удивительное выражение. Это одно из редких выражений в Ветхом Завете, которое таинственно указывает не на политеизм, а на Троичность Лиц в Божестве. «Кого Мне послать?» – Единство божества у всех трёх Лиц. «Кто пойдёт для Нас?» – таинственное указание на Лица. Мы не смешиваем Лица. Природа у Них одна. Эта природа божественна, равносущна, и Лица разные. И кто пойдет для Нас] И я сказал [спонтанно, помимо его воли]: вот я, пошли меня [это не самозванец-пророк, а пророк призванный]. И сказал Он: пойди и скажи этому народу [а вот дальше идёт текст, который приводил и Сам Спаситель, на него в книге Деяний ссылается Апостол Павел. По существу этот текст заключает в себе Новый Завет. И это как бы программа всего будущего существования Церкви. Что же в этом стихе?]: слухом услышитеи не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего [вот причина и немоты, и слепоты, и полного неведения – огрубело сердце народа сего], и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:1–10).

Это полное ожесточение, непонимание, что организм смертельно болен и на краю гибели.

Апостол Павел, находясь в узах и Риме и ожидая суда Нерона, беседует с местными иудеями, которые впервые его здесь увидели, и говорит им о Христе. Одни убеждались его словами, другие, покачивая головами, сомневались. И вот так, на этом сомнении всё и осталось. Вот он и привёл им этот текст: И не хотите обратиться, чтобы Я исцелил их (см. Деян. 28:24–27).

Следующий после Исаии пророк Иеремия также объяснил своё призвание. Он жил в самый, можно сказать, Апокалипсис: разрушение Храма, Иерусалима, и Вавилонский плен. Он всё это и описывает, и предрекает, что их ждёт. По существу, вся книга его есть свидетельство этой катастрофы. Но народ не верил: и князья, и цари. Надеялись на союз с Египтом, составляли какие-то политические союзы против Вавилонского царя. И он им говорил, что если бы даже вы стреляли в Навуходоносора и в его войско с крепостной стены, то ваши стрелы полетят назад, а не в него, и ранят, и будут поражать вас самих. Вам лучше сдаться, выйти с повинной – сохраните себя (см. Иер. 21:1–10). Ну, будете платить какую-то дань, но зато сохраните себя. Пророка сочли предателем, не верили, а когда всё произошло, как он сказал, то уже было поздно рассуждать. И вот как он, священник, был призван к пророческому служению.

Иер. 1:4–10, 17; 20:7–9

«И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать».

Вот, призвание. Оказывается, исходя из этих слов, для Бога несуществующее – как существующее. Это для нас нет человека до его рождения, а вот у Бога он есть. Вот, прежде нежели Я образовал тебя во чреве, прежде нежели ты вышел из утробы, ты уже был у Меня пророком назначен. Вот – всеведение Божие. Здесь нет никакого предопределения, при котором нет места для свободной воли. Потому что многие говорят: если всё это предопределено, всё заранее обусловлено, то о какой же свободе воли может быть речь? Но ведь пророк-то мог и отказаться, и были попытки отказаться! Поэтому, вот ещё что нужно отметить: тех людей, которых Господь избирает для служения в Церкви, Он в первую очередь и наказывает, если они исполняют порученное им плохо. Вообще: проклят всяк, делающий дело Господне с небрежением (см. Иер. 48:10). Вот, не собирайте на свою голову угли огненные. Если пришли учиться, значит, надо учиться. Если нужно учить священные тексты, значит, нужно их учить старательно. И не собирайте на свою голову угли огненные.

Вот эти угли огненные, 17-й стих <1-я глава>:

«А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их».

И Иеремия нёс это пророческое служение и был 25 лет объектом одних только насмешек, хулы, преследований. В конце концов его бросили в яму, в тюрьму. В такую яму, где бы он и умер, если бы не один царедворец, который тайно его вытащил из этой ямы. И вот у пророка зародилась мысль: 25 лет говорю, и никто не слушает. Не буду говорить больше во Имя Божие. И вот что получилось из этого:

Откройте 20-ю главу Иеремии, и в 7-м стихе мы читаем: «Ты влек меня, Господи,и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я,кричу о насилии [которое предстоит], вопию о разорении [города и страны], потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: “не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его”; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог».

Отметьте эти стихи: 7–9: Я не мог – Господь его заставил. Всё равно, будут они тебя слушать, или не будут (ср. Иез. 2:5). А вот посмотрите: обстановка. Вот мы всё ссылаемся на нравы, на обстановку – да всё это было испокон века. Посмотрите 23-ю главу Иеремии. У него обличение пророков. Вот как он своих современников обличает. 9-й стих. О пророках:                                                                                                                     

«Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; якак пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его, потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их – зло, и сила ихнеправда, ибо и пророк и священник – лицемеры; даже в доме Моем я нашел нечестие их, говорит Господь. За то путь их будет для них как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь. И в пророках Самарии Я видел безумие [в Северном царстве], они пророчествовали именем Ваала и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. Но и в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мноюкак Содом, и жители егокак Гоморра. Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних, Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: “Господь сказал: мир будет у вас” [то есть никакого плена не будет]. И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: “не придет на вас беда” [льстят Царям, льстят князьям, льстят народу]. Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его?».

Вот так это и есть. Поэтому всегда мы видим: и в Церкви, и в обществе есть и люди, стремящиеся к благочестию, и люди, которые спекулируют на религиозных чувствах, и обратили религию в прибыток, и спекулируют на религиозных чувствах – это было всегда. Поэтому не нужно смешивать Бога с человеком, осуждать, впадать в какую-то крайность и уныние и <надо> стремиться быть непричастным ни к чему этому. Люди, достойные сожаления, но их и наказывает всех Господь. Вот что можно сказать об этом пророке Иеремии.

Теперь откройте следующего – Иезекииля. Пророк Иезекииль – современник Иеремии, но он жил уже в плену Вавилонском. И вот они оба, не зная друг друга, говорят об одних и тех же событиях, но каждый своими словами. Один живёт в Вавилоне, другой в Иерусалиме, и пророческий дух в них один и тот же. Вот, в 1-й главе пророка Иезекииля описывается видение божественной колесницы. На берегу реки он удостоился видения: в воздухе неслась объятая огненным пламенем колесница. Он подробно описывает вид этой колесницы, Кто восседает на ней, и вот, от видения этого он упал в обморок. Обмер. Это первая глава. А вот вторую главу (я вам пересказал содержание 1 главы) – нужно читать.

«Такое было видение подобия славы Господней [не Господа, а подобия славы]. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. Иногда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: “так говорит Господь Бог!” Будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать или не будут, ибо они упрямы [Вот такое ожесточение в народе. И вот с этим народом <пророку приходилось говорить>. Всем хочется беседовать с красивыми, ароматными, послушными, понятливыми, а вот попробуйте с такими-то людьми. Вот давайте пойдём в тюрьмы, в эти все колонии – там ведь также люди живут, в ужасных условиях, с ужасными судьбами, – вот как с ними быть? Вот Церковь должна бы очень и там Своё <служение творить>! Вот <понемногу> начинается это служение. А в Армии, а во Флоте! Ведь нарушить такое, что было до революции – Военно-морское духовенство было, обер-священник был, походные церкви были, целые династии священников были, которые служили в Армии: ведь туда не каждого пошлёшь, это особое должно быть дарование, особое призвание. Так, и вот, “будут они тебя слушать или не будут”]. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: “плач, и стон, и горе” [Да, вот это их ожидало]. И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед».

Вот отметьте: Иезекииль, 2-я глава полностью – 3-я глава с 1-го по 3-й стихи.

Итак, дома вы должны бы всё это выписать себе в тетради, чтобы у вас образовывалась постепенно антология Священных текстов – самых сильных и выразительных, которые бы вы потом повторяли дома в качестве молитвы, перечитывали их, потому что невозможно сразу всё вместить и осознать. Так что надо себя воспитывать на таких вот текстах. И я вам читаю их с тем, чтобы на основании этих свидетельств вы составили своё собственное определение, что же такое богодухновенность и чем она отличается от поэтического озарения или какой-то экзальтации. Потому что восторженный человек может принять свои собственные эмоции за проявления духа, и очень в этом плане ошибаться, и впасть в высокоумие. Поверяйте себя этими стихами, и, посмотрите, как они боялись, эти пророки, своего призвания и отказывались, чтобы не погрешить устами своими, не оказаться в первую очередь быть наказанными Богом.

Мы говорили с вами о пророке Иезекииле. О пророке Данииле и говорить не приходится. Это исключительный какой-то человек, которому Господь дал такие дарования за его чистоту и верность Богу, что книга его – это океан Таин Божиих и Апокалипсис. Книга пророка Даниила принадлежит к разряду книг не просто пророческих, но и апокалиптических.

Теперь давайте посмотрим 3-ю книгу Ездры. Третья книга Ездры создана на рубеже Заветов. Их три. Первая книга – каноническая, Вторая и Третья – нет. Так вот, нам нужно найти Третью. Вы знаете, что Ездра – это эпоха уже после плена Вавилонского. Он привёл вторую партию переселенцев, которым Персидский Царь Кир разрешил вернуться на Родину. Эта вторая группа переселенцев пришла под водительством этого учёного священника Ездры. При нём произошла одна из последних кодификаций – пересмотров Священных книг Ветхого Завета. Определялся канон Библейских Ветхозаветных книг. Это V-й век до Р.Х. Согласно этому повествованию, дело представляется таким образом, что в результате пожарищ, в результате депортации и страшного разбоя погибли все свитки в огне, не осталось ни одного экземпляра Библии, и Господь повелел этому Ездре восстановить весь объём этих книг. Он избирает его и будет ему диктовать, а он должен записывать. Это, конечно, неверно, но нас интересует сам процесс, который здесь показан. Вот он избирает себе скорописцев и с ними после поста и молитвы идёт в поле. 37-й стих 14-й главы:

«И взял я пять мужей, как Он заповедал мне, и пошли мы в поле и остались там. И вот, на другой день голос воззвал ко мне: Ездра! открой уста твои и выпей то, чем Я напою тебя. Я открыл уста мои, и вот, полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню. И взял я и пил; и когда я пил, сердце мое дышало разумом и в груди моей возрастала мудрость, ибо дух мой подкреплялся памятью; уста мои были открыты и больше не закрывались. Всевышний даровал разум пяти мужам, и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали. Ночью они ели хлеб; а я говорил днем и не молчал ночью. Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал». Вот отметьте: 14-я глава, с 37го по 48-й стихи.

Все эти свидетельства говорят о том, что человек, встречаясь с Богом и определяясь Им на такое служение, переживает вот такие состояния. Апостол Павел также скажет, что знаю человека во Христе, который вознесен был на третье небо, только в теле это было или вне тела, я не знаю, Бог знает. И слышал неизреченные слова, которые невозможно передать на человеческом языке. Вот таким человеком могу похвалиться. И вот за то, что Господь даёт мне такие откровения, мне дался ангел сатаны, да мне пакости деет, чтобы я смирялся. Трижды просил я Господа избавить меня от него, но услышал в ответ: “не проси о сем, довольно с тебя благодати Моей и поэтому я терплю и когда я немощен, тогда я силен” (см. 2Кор. 12:2–10). Вот отношение и к здоровью физическому, и к <духовному> состоянию: когда я немощен, тогда я силен.

И если бы мы всё это с вами понимали, если бы над этим размышляли, мы совершенно бы изменили и своё к себе отношение, и к окружающим, и стиль своей жизни, и все свои взгляды, и всё бы лишнее отпало, как ненужная шелуха. Потому что вот таким человеком могу похвалиться, а собой – нет, только разве немощами. Но это всё Ветхий Завет, а, может быть, в Новом-то Завете всё выглядит по-другому? Ничего подобного. Христос всегда и днесь Тойжде, и во веки (см. Евр. 13:8). Так же и Дух Святый: если Он говорил в Ветхом Завете, Он же Самый говорит и в Новом.

Поэтому давайте откроем 10-ю главу Евангелия от Матфея. В 10-й главе, в начале, речь идёт об избрании 12-ти Апостолов и <даётся> наставление им, а вот с 16-го стиха – на нашу тему. Итак, читаю вам:

«Вот, Я [это Господь говорит] посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

А кто может взять на себя <труд> и написать реферат: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»? Орнитологи вам скажут, что голубь – не такая уж смиренная кроткая птица. Вот когда волк с волком сражаются в смертельной схватке, то тот, кто чувствует, что сейчас ему конец, подставляет шею, и другой останавливается как вкопанный: он не хочет перегрызать ему шею. Стоит ему только повернуть голову, вот здесь опять схватка насмерть. Кто так кто их учил? Вот смотрите – волки. А вот «Я посылаю вас, как овец среди волков».

Представьте овцу в волчьей стае. Что она может им противопоставить? Такую же агрессию волчью? Нет. У неё в природе её нет. Да и одна она. Значит, Господь нас ставит в такие обстоятельства, в такое окружение, чтобы мы не отвечали на него агрессией, а побеждали эту агрессию молитвой и взывали к Тому, Кто единый может нас спасти в этих обстоятельствах. А вот голубь будет другого тюкать, когда тот уже и умер, а он будет всё продолжать его тюкать, тюкать клювом своим. Да и вообще, не такая уж чистоплотная птица, похотливая и грязная птица. Посмотрите, как они засидели все храмы, все памятники. Почему берется голубь? Да не голубь берётся, а «яко голубь», похож на голубя, а может это, был и не голубь, и Дух яко голубь (ср. Лк. 3:22). Теперь огненные языки, яко огненны (см. Деян 2:3). Вот представлялись такими, похожими, а что это в действительности было, мы не знаем.

Так. Вот теперь, в чём заключается мудрость змеи? Ведь змея ассоциируется у нас с диаволом. Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог (см. Быт. 3:1). Он использовал змею в качестве орудия искушения. И вообще, отношение к змее вот такое. В чём заключается её мудрость? Если бы вы раскрыли это и написали бы мне реферат, было бы очень хорошо. Кто по желанию? Но я чувствую, это глас вопиющего в пустыне (см. Мф. 3:3): «Пиши сам». Вот напишите. Только продумать нужно это всё, посмотреть толкования, почитать, этот образ змеи проследить, параллельные тексты посмотреть, чтоб получилось что-то. А вот дальше Господь говорит – 17-й стих:

«Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».

Отметьте это. Это значит, с 16-го стиха по 20-й. Не думайте и не заготавливайте заранее речи – дано будет вам, что сказать, ибо не вы, но Дух будет говорить в вас. И вот, нужно взять в качестве эпиграфа и заключительного <рассуждения> к этой теме стихи из Соборного Послания Апостола Петра.

Открывайте 2-е Соборное Послание Петрово. И нам с вами надо будет найти 1-ю главу. В 1-й главе есть удивительные слова. Перед этим он говорит, что он вспоминает голос Небесного Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, <который они слышали>, когда были с двумя другими Апостолами на горе Фавор. И он говорит (18-й стих): И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним (Христом) на святой горе. А вот дальше на тему:

2Петр. 1:19–21 (21 стих – наизусть)

«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших [а утренняя-то звезда – это и есть Сам Господь. В Апокалипсисе Он так и назвал Себя: Я есмь звезда утренняя (см. Откр. 22:16). Так вот, когда вы будете изучать Священное Писание и обращаться к нему как к светильнику, сияющему в тёмном месте, постепенно этот свет будет усиливаться в вас и он высветит в сердце вашем утреннюю звезду – Господа, Автора этих слов, этого Писания. И Он исполнит светом всего человека. Это было бы прекрасно. И дальше он пишет:], зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

Отметьте: 2Петра 1:19–21, и 21-й стих наизусть: Ибо никогда пророчество не произносилось по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. И эти стихи – наизусть: не на пересказ, а наизусть. Вот, собственно говоря, тема о богодухновенности.

Теперь, собрав все эти немногочисленные места воедино и внимательно их прочитав, вы попробуйте сформулировать, как вы понимаете богодухновенность. Что это такое? И не бойтесь, если что-то не получится – поправим все вместе. Потому что важности этого вопроса не переоценить. Всё на этом у нас и стоит. Поскольку наука не знает непогрешимых текстов, для нас Писание – это непогрешимый авторитет. Для науки таких текстов не существует. Вот эта тема о богодухновенности. Я вам могу сказать несколько таких слов, которые можно использовать <при написании вашего сочинения >.

Богодухновенность – это таинственное воздействие Духа Божия на автора. И что же Этот Дух Божий делает с волей, с умом, с сердцем и почему надо доверять этому свидетельству, уже не как свидетельству человека, а как <свидетельству> богодухновенного автора? И буквально то, что говорит он, – говорит Сам Господь. Поэтому мы под руками (ср. Прем. 9:16) имеем почти что лицезрение Бога. Вот Господь отразил Себя в Своём слове. Апостол говорит: невидимое Его, присносущная сила Его и божество отражаются в творении (см. Рим. 1:20).

Но в наибольшей степени Господь отразил Себя в Своём слове, и поэтому каждое слово – это не только литературная какая-то форма, но в этом слове заключена такая колоссальная энергия, которую нужно высвободить, с тем чтобы она стала действовать. И тогда только слово Божие может оказывать влияние. Вот тогда-то только оно своей энергией и будет оказывать влияние. Вот нужно найти ключик к этому шифру, и так иногда и сравнивают это с закрытой драгоценной шкатулкой, а ключик от неё брошен в море. Вот найдите этот ключик, чтобы открыть эту шкатулку и посмотреть, что там.

Но повторяю, что на теле Церкви паразитируют всевозможные лжепророки, которые пишут книги, претендуют на истину, и надо во всём разобраться, чтобы не попутать себя и не заболеть духовно, и от этих болезней практически и исцеления-то нет. Чтобы принимать только чистое словесное молоко и возрастать от него от силы в силу (см. 1Пет. 2:2). Чтобы к нам с вами не относились слова, какие есть в послании к Евреям, в 5-й главе.

Открывайте послание к Евреям, находите 5-ю главу. И в этой 5-й главе, в 11-м стихе, Апостол нам говорит. Что же он нам говорит?

Евр. 5:11–14:

«О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».

Опытом приучены к различению добра и зла. А это и есть высшая мудрость – различать, что добро, а что зло.

Вот, я желаю вам такого возрастания, чтобы мы стали совершенными, и чувства наши были навыком приучены к различению добра и зла.

Я благодарю вас за внимание.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle