Притча о невидимо растущем семени
Продолжая объяснять значение Царства Божия на земле, то есть Церкви, общества верующих в Него и творящих Его волю, Христос произносит притчу о невидимо растущем семени. Эту притчу сохранил для нас евангелист Марк:
«Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём; и, как семя всходит и растёт, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4: 26–29).
По мнению митрополита Антония Храповицкого, под «человеком, бросившим семя в землю», нужно понимать не Бога, как в предыдущих двух притчах, а всякого человека, насаждающего доброе семя (т.е. учение Христово и подвиги благочестия) в своем сердце и в общественной жизни. Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский считает, что приточный человек есть Сам Бог, Который нашего ради спасения стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, от которого пришел нас избавить. По-видимому, оба толкования вполне приемлемы и одинаково назидательны.
Посеявший семя, то есть проповедник Евангелия, бросающий семена веры в души людей, не может уследить за тем, как эти семена вырастают в целые колосья, которые со временем будут собраны в Царство Небесное. Иначе говоря, ответственный за посеянное семя не в состоянии следить за дальнейшим возрастанием благодатной жизни в себе и в других, как хозяин не в состоянии каждую минуту следить за постепенным произрастанием засеянной нивы. Всякое беспокойство со стороны земледельца во время пребывания семени в земле излишне. Этим Господь хотел уверить апостолов и прочих проповедников Благой Вести быть спокойными и не волноваться о том, что станется с проповеданным им учением Христа. По слову св. Иоанна Златоуста: «Успех проповеди зависел не от апостолов, но от предшествующей им благодати. Хотя их дело было ходить и проповедовать, но убеждение производил Сам Бог, действующий в апостолах. Так и ап. Лука сказал, что Господь отверз сердце их»(Деян.16: 14).
Как растение, выйдя из семени, проходит разные стадии роста и развития, так и человек, принявший учение Христово и крестившийся, при содействии благодати Божией постепенно внутренне преображается и растёт. В начале своего духовного пути человек полон добрых порывов, которые кажутся плодотворными, но которые на деле оказываются незрелыми, как молодые побеги растений. Господь не порабощает воли человека Своей всемогущей силой, но предоставляет ему время обогатиться этой благодатной силой, чтобы окрепнуть в добродетели. «Семя растёт как будто без ведома Его (Бога), – поясняет блаженный Феофилакт, – потому что мы свободны, и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не по неволе приносим плод, но добровольно, то есть приносим плод от самих себя. Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигши в меру возраста Христова, мы произращаем «зелень», показываем начаток добра; потом – «колос», когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям, ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большого развития; затем образуется в колосе «полное зерно» – это тогда, когда кто приносит плод совершенства». Другими словами, только духовно зрелый человек способен приносить Богу совершенный плод добрых дел. Когда же Бог видит человека духовно определившимся, тогда берёт его из этой жизни к Себе, что в притче именуется «жатвой».
Учение Христово при невидимой для человеческих очей помощи Божией со временем даёт плод и приносит пользу. То есть благодать Божия действует на душу постепенно. «Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, – пишет преп. Макарий Египетский, – начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение». Господь, невидимо утверждая добродетель в сердце верующего в Него человека, подобно солнцу и дождю, поднимающим растущий в поле хлеб, неожиданно для тружеников обнаруживает благодатные плоды их трудов и даёт обильную жатву Божию. Для современников Христа внутренний процесс произрастания семени в целое растение был необъясним и неуловим. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силой благодати Божией. В этом главная мысль притчи.
Иисус Христос в Своей проповеди и притчах точно разграничивает Царство Небесное от Царства Божия. Под Царством Небесным Он подразумевает то Царство Бога, которое предназначено для праведников в конце времен; оно начинается после окончательного суда над родом человеческим. Царством Божиим Он называет основанную Им на земле Церковь, состоящую из верующих в Него и творящих волю пославшего Его Небесного Отца. Царство Божие – Церковь, разделена на две части. Это Царство состоит из Церкви воинствующей, ведущей свою миссию в мире и во времени и которая борется со злом за вечное спасение своих чад, и Церкви торжествующей, пребывающей на небесах и состоящей из праведников. Царство Божие (Церковь воинствующая) подготовляет вступающих в него людей к Царству Небесному (к Церкви торжествующей); началось оно с пришествия Христа, бросившего в сердца людей слово Божие, подобно тому, как и земледелец бросает семя в землю. Это Царство окончится тогда, когда наступит время жатвы, когда вполне созреет плод, выросший из посеянного слова Божия. Созреет же этот плод тогда, когда всё человечество, населяющее землю, объединится в одно общество верующих, в единое стадо Единого Пастыря; когда всё человечество станет одним полем, на котором посеяны добрые семена. Тогда и начнется для праведников блаженная жизнь в Царстве Небесном, в Церкви торжествующей. Видимое участие Иисуса Христа в этом Царстве выражается в основании Им этого Царства и послании жнецов, т.е. Небесных Сил, ангелов, когда созреет плод.
Невидимое руководство Христа этим Царством теперь несомненно для всех верующих в Него, но 2000 лет назад стоявшая перед Иисусом на берегу толпа слушателей не имела такой веры в Него, да и не понимала, что такое Царство Божие. Этой толпе надо было привести из обыденной ее жизни наглядный пример для пояснения, как начинается и как окончится Царство Божие здесь на земле. Лучшим примером послужил тот же посев, о котором уже говорилось в притчах о сеятеле, пшенице и плевелах. Человек, бросивший семя в подготовленную им для того землю, сделал этим всё, что от него требовалось, хотя при желании он и наблюдает за ростом посеянного, и ограждает его от неблагоприятных сторонних влияний, но, вследствие живительной энергии, сокрытой в семени, земля сама собою производит зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Так и слово Божие, посеянное Иисусом Христом и упавшее на благоприятную почву, вследствие благодатной силы, заключающейся в нем, возрождает человека, и если ни терния, ни плевелы не заглушают его, то оно само вырастает и даёт плод. По слову преп. Макария Египетского: «...Ожидающему принять от Бога семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца, чтобы павшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды».
Удержать в себе благодать Божию зависит от нас, от наших усилий. По этому поводу св. Иоанн Златоуст пишет: «Когда благодать бывает с нами? Когда мы не оскорбляем этого благодеяния, не пренебрегаем этим даром. Кто же, оскорбляя благодать, может сохранить ее и не лишиться ее? Бог даровал тебе отпущение грехов, как же пребудет с тобою благое настроение или действие Духа, если ты не удержишь его добрыми делами? Причина всех благ в том, чтобы всегда пребывала с нами благодать Духа. Она ведёт нас ко всему доброму, а когда удаляется от нас, мы остаёмся покинутыми и погибаем. Не будем удалять ее! От нас зависит, останется она при нас или нет. Остаётся она, когда мы заботимся о небесном; удаляется, когда погружаемся в житейское».
Благодать – это не магия. Без наших усилий Бог не станет нам даровать Свою благодать. Чтобы лучше это понять, Отцы Церкви говорили: «Бог создал человека без его (человека) участия, а спасти его без его участия не может». Другими словами, Бог, создав человека, дал ему свободу выбора между добром и злом. Господь не стесняет свободы человека, хотя и хочет, чтобы каждый человек выбрал спасение.