ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ
Другой случай исцеления проказы описан евангелистом Лукою. Здесь Христос очистил от болезни десять прокаженных мужей. Это было на пути следования Иисуса Христа в Иерусалим, когда Он, сопровождаемый учениками и толпой народа, «входил в одно селение». Перед самым входом, как говорит евангелист, «встретили Его десять прокаженных мужей, – которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисусе Наставниче, помилуй нас».
Увидев этих несчастных людей и не призывая их приблизиться к Себе, Господь на расстоянии сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». И этих простых слов было достаточно, чтобы прокаженные молча повернулись и пошли по дороге к священникам. Слово Христа было «со властью» и прокаженные были уверены, что в Его повелении кроется их спасение. Но как и когда? И вот к величайшему их удивлению и радости, не пройдя быть может и нескольких сот шагов, они увидели свои руки и ноги совершенно очистившимися от проказы. С ощущением сил и здоровья всего тела, они, вероятно, ускорили свой путь к священникам, будучи теперь уже совершенно уверены в своем исцелении.
Но только один из них остановился и, видя, что исцелен, повернул обратно, ища и догоняя Иисуса. И найдя Его, он, «громким голосом прославляя Бога, пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин...»
И здесь Христос отметил святость чувства благодарности Богу за полученное благодеяние, возвратившегося с пути одного из прокаженных, и осудил тех, кто в своем сердце этого благородного чувства не нашел. Обратившись к народу Господь сказал: «Не десять ли очистилось: Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» – А самому Самарянину, который, не обращая никакого внимания на вековую рознь и ненависть самарян к галилеянам и иудеям, окружавшим «Наставника», продолжал славить и благодарить Бога, Христос сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».
В этом чуде исцеления десяти, как и в чуде исцеления одного прокаженного, прежде всего проявилось милосердие Божие к страдающему человечеству, а также власть Богочеловека над проказою, как печатью греховности; кроме того, в высшем чувстве благодарности Богу, упразднились национальные грани, порожденные греховностью людей и, наконец, утвердилась спасительность веры во Христа как Бога. Из десяти прокаженных, только один услышал от Христа слово о спасении, а остальные, получив избавление от тяжкого телесного недуга (исключительно из жалости к ним Христа), еще не стали здоровыми духовно. И еще не известно, воспользовались ли эти девять своим здоровьем для спасения души, или нет; ибо далеко не всегда «в здоровом теле живет здоровый дух»...
В церковной практике Евангелие о «десяти прокаженных» обычно читается на молебнах благодарения Богу за бывшие нам от Него благодеяния.