протоиерей Лев Липеровский

Источник

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО В КАПЕРНАУМЕ

(Лк. 4:31–37; Мк. 1:21–28)

Одним из первых чудес, совершенным Христом в Галилее, после проповеди в синагоге Назаретской, было чудо изгнания беса в Капернауме.

Придя в Капернаум, город Галилейский, Христос учил там народ по субботам в местных синагогах. Слушатели дивились учению Плотника из Назарета, «ибо Слово Его было со властью». Во время одной из таких проповедей Христа, в синагогу явился «человек, имевший нечистого духа бесовского», который закричал громким голосом: «оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел, погубить нас, знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий».

Но Христос запретил духу бесовскому, сказав: «замолчи и выйди из него». И немедленно дух повиновался властному слову Христа, Повергнув одержимого человека посреди синагоги, «бес вышел из него, нимало не повредив ему». «И напал на всех ужас, – свидетельствует ап. Лука, – и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? (Лк. 4:36).

Для современников Христа нисколько не было удивительно, что бесы вселялись в человеков и овладевали ими, но народ поражался тому, что явился Человек, со властью повелевавший этой нечистой силой, и изгонявший ее из людей. Это было актом милосердия Божия к павшему человеческому роду. «И разнесся слух» о чуде Христовом «по всем окрестным местам», – говорит евангелист.

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯЧКИ ТЕЩИ СИМОНА ПЕТРА

(Мф. 8:14–17; Мк. 1:29–34; Лк. 4:38–41)

Выйдя из синагоги Капернаумской, вскоре после изгнания из человека духа нечистого, Христос вместе с группою учеников своих, с Иаковом и Иоанном, пришел в дом Симона и Андрея. Это было здесь же в Капернауме. Быть может, Христос хотел отдохнуть в семье Своих учеников и подкрепиться пищей, а быть может Петр и Андрей зная, что хозяйка дома тяжело больна, надеялись на помощь Учителя, но молчали. Когда же Христос вошел в дом Петров, то «увидел тещу его, лежащую в сильной горячке» и «просили Его о ней». Тогда, «подойдя к ней», Он «коснулся руки ее» и «запретил горячке». И «она тотчас встала и служила им».

В этом повествовании трех евангелистов надо, прежде всего, отметить чрезвычайно драгоценную подробность в жизни первоверховного апостола. Петр был женат, имел дом в Капернауме, жил семейной жизнью. Об этом упоминают все синоптики, не называя, однако, ни имени жены Симона, ни состава его семьи. Вероятно, в эти дни Петр, как и его брат Андрей, после чудесного улова рыбы и призвания к апостольству, уже оторвались от обычной семейной жизни, ибо «оставили все и последовали за Ним», Христом. Однако, некоторую дружескую связь со своим «домом» сохранили. По преданию, жена Симона Петра сопутствовала ему в проповеди, и даже была свидетельницей крестной смерти апостола в Риме.

Затем следует обратить внимание на то, как было совершено исцеление тещи Симона. Именно, – ев. Лука, как врач, свидетельствует, что горячка была «сильная», т.е. очевидно с высокой температурой, и что Христос «запретил горячке». Современные врачи знают, что всякая болезнь сопровождаемая лихорадкой, вызывается жизнедеятельностью патогенных микроорганизмов. Кому же «запретил» Господь? – Коснувшись Своей рукой больного тела женщины, Он, Кому подчинены были все стихии и силы природы, властно прекратил разрушительную деятельность вредоносных микробов. Болезнь, со всеми ее симптомами, сразу прекратилась, больная «тотчас встала» с постели и «стала служить» гостям, т.е. занялась обычным домашним хозяйством.

Исцелением тещи Петровой, не ограничилось чудотворение Христово в этот день в Капернауме. «При наступлении же вечера, – как говорит Евангелист Марк, – когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых... И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями, изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (Мк.1:34–35).

То же самое, в кратких словах, подтверждает и евангелист Матфей, говоря: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». К этому, Евангелист добавляет ссылку на пророка Исайю: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4). Но что означает это пророчество? Конечно, не то, что Сам Христос стал больным и немощным, вместив в Себя все бесчисленные недуги человечества. Но это значит, что Он Свою абсолютную святость, силу и безгрешность противопоставил бессилию диавола, поразившего мир грехом и смертью. «Ранами Его мы исцелели». В гефсиманском борении и на кресте Господь, в действительности, страдал и мучился телесно и духовно грехами всего человечества.

После этого трудного дня Христос ночевал, по-видимому, в доме Симона Петра, «а утром встав весьма рано, вышел, и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним, – говорит Евангелист Марк, – пошли за Ним. И, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближайшие селения и города, чтобы Мне и там проповедывать; ибо для того Я пришел».


Источник: Чудеса и притчи Христовы / Лев Липеровский – Paris : Ed.de l Exarchat patriarcal russe en Europe occidentale, 1962. - 177 с. (Recueil d~etudes orthodoxes)

Комментарии для сайта Cackle