Азбука веры Православная библиотека блаженный Аврелий Августин Слово, говоренное в Карфагене, в трапезе Святого Киприана

Слово, говоренное в Карфагене, в трапезе Святого Киприана1

Источник

Предлагаемое Слово находится в числе недавно найденныхь десяти поучений Блаженного Августина. Книга, в которой содержатся сии поучения, напечатана в Риме в 1819 году, и посвящена Папе Пию VII. Рукописи сих поучений отысканы Монахом Октавием Фрайа в Библиотеке, принадлежащей Монастырю Кассино.

Обратите внимание на предложенное чтение из Апостольского Послания. Братия, говорит Апостол, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости. Но смотри и за собою, чтобы тебе не впасть в искушение. Носите бремена один другого, и таким образом исполняйте закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Каждый пусть испытывает свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Ибо всякий понесет свое бремя. Наставляемый в слове всем добрым пусть делится с наставником. Не прельщайтесь. Бога не обманешь. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, в плоти пожнет тление; а сеющий в дух, в духе пожнет жизнь вечную. Да не унываем делая добро: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, пока есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 1–10).

Доселе повторял я чтение из Послания Павлова; доселе я был только чтецом для вас. Но, братия мои, если вы поняли чтение, то какая нужда в толковании? – Вот, мы выслушали, выразумели слова Апостола; будем исполнять их, жить соответственно оным. И для чего мне обременять вашу память? – Удержите в ней то, что прочитано, и размышляйте о сем. Разве не тревожит ли кого-либо из вас сомнение, как должно понимать слова Апостола: друг друга тяготы носите, и несколько далее следующия: кийждо свое бремя понесет? Ибо, если только вы обратили на сие внимание, то мысленно уже вопрошаете: как мы можем носить бремена один другого, когда всякий понесет свое бремя? – Признаюсь, вопрос стоит разрешения. Толцыте, и отверзется вам (Матф. 7, 7): толцыте вниманием, толцыте тщанием, толцыте и молитвою за нас, чтоб мы могли сказать вам нечто достойное вашего слуха. Таковым толцанием вы поможете нам, – и вопрос сей скоро разрешится. О, если бы, как скоро оный может разрешиться, столь же успешно каждый мог исполнить на самом деле то, что постигнет умом своим!

Мы друг друга тяготы носим, по отношению к бремени нашей немощи; в разсуждении же благочестия всяк свое бремя понесет. Чтож это значит? Все мы люди, и потому самому, что люди, мы немощны, и можем ли быть без греха? В сем отношении мы друг друга тяготы носим. Ибо, если ты получишь оскорбление от согрешившего против тебя брата твоего, а он от тебя; то вы нерадите друг о друге и действительно тяжко согрешаете. Если же чего он не может, то снесешь ты, и чего ты не можешь, то снесет он: то вы друг друга тяготы носите; и поскольку вы друг друга тяготы носите, то исполняете священнейший закон любви. Ибо сей закон есть закон Христов; закон Христов есть закон любви. Христос потому пришел в мир, что возлюбил нас; и не потому возлюбил, чтобы в нас было что-нибудь достойное Его любви, но соделал нас достойными любви тем, что возлюбил нас.

Выслушали вы, что значит: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Что же значит: кийждо свое бремя понесет? – Всякий отдаст отчет за свой грех; за чужой грех никто не будет отдавать отчета. Всяк имеет свою вину; за свою вину и будет отвечать Богу. Хотя Пастыри ответствуют за стада Христовы, но и они ответствуют за свой грех, если нерадят о стадах Христовых. Итак, братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии, – кто бы вы ни были, только духовные, – исправляйте такового духом кротости. Укоряешь ли ты кого, внутренно люби его; увещеваешь ли, ласкаешь ли, обличаешь ли, угрожаешь ли, люби и делай, что хочешь. Отец не питает ненависти к сыну, впрочем и отец, если нужно, наказывает сына, причиняет скорбь ему, чтобы сберечь его благосостояние. Вот что значит – действовать в духе кротости. Ибо если впадет человек в некое прегрешение, и ты скажешь: «это до меня не касается»; то я спрошу тебя: почему это до тебя не касается? – Ты мне отвечать будешь: потому, что кийждо свое бремя понесет; на это я скажу тебе: поистине ты охотно выслушал и понял, что значат слова: друг друга тяготы носите. – Итак, если впадет человек в некое прегрешение; то ты, духовный, исправляй такового в духе кротости. За грех свой он конечно сам отвечать будет, потому что кийждо свое бремя понесет: но если ты без внимания оставишь греховную рану его, то должен будешь тяжко отвечать за грех своего нерадения. И потому, если вы не будете друг друга тяготы носить; то тяжкий дадите ответ за свою вину, по словам: кийждо свое бремя понесет. Старайтесь носить бремена один другого, – и Бог пощадит вас, когда всякий понесет свое бремя. Ибо, если впадет кто в некое согрешение, и ты понесешь сие бремя, так что в духе кротости исправишь согрешившего: то, дочитавшись до того места, где сказано: кийждо свое бремя понесет, ты с чистою совестию скажешь Богу: остави нам долги наша. Помните же, братия, что означают слова: аще впадет человек в некое прегрешение; не оставьте также без внимания и сего слова: человек. Ибо Апостол мог сказать: если впадет кто-либо, или всяк, кто впадет; но он, вместо сих слов, употребил слово: человек. А весьма трудно, чтобы человек не впал в какое-либо согрешение; ибо что есть человек?

Но духовные, которых Апостол увещевал, чтоб они с кротостию исправляли человека в согрешение впадшего, может быть, говорили в сердцах своих: будем носить бремена тех, которые впадают в согрешения, потому что мы сами в себе не имеем ничего такого, что бы они могли носить. Посему в следующих словах (внимай им, ибо и ты не должен быть безпечен): смотри, наблюдай за собою, да не и ты искушен будеши, Апостол предостерегает духовных, чтоб они не гордились, и не надмевались. Правда истинно духовные не будут превозноситься; а если превозносятся, то, боюсь, не потому ли, что соделались плотскими: однакож и духовный должен смотреть за собою, чтобы не впасть в искушение. Ибо ужели потому, что он духовный, не есть уже и человек? Ужели потому, что духовный, он не имеет уже и тела тленного, которое отягощает душу (Прем. 9, 15)? Ужели потому, что духовный, он кончил уже жизнь сию, которая вся не иное что есть, как искушение человеку на земли (Иов. 7, 1)? – Итак хорошо ему сказано, действительно хорошо: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. – И как скоро Апостол предложил им, то есть, духовным, такое увещание, он тотчас присовокупил сию общую мысль: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Чтож значит: друг друга? Плотский человек должен носить бремя другого плотского; а духовный должен нести бремя другого духовного: друг друга тяготы носите. Не будьте не внимательны ко грехам друг друга: у кого из вас есть дерзновение, обличайте (1Кор. 7, 4); у кого нет дерзновения обличать, увещавайте; и если еще нужно, молитесь, просите, чтоб кто-нибудь не согрешил. Но не уничижил ли я вас тем, что сказал: просите? Так послушайте Апостола: споспешествующе же, говорит он, и молим, не вотще благодать Божию прияти вам (2Кор. 6, 1). Врач если найдет силы в больном, то обращается с ним строго; если же сил в нем не найдет, и опасается, чтобы от строгого обращения больной не умер: то уговаривает, упрашивает его, дабы он слушал его советы, исполнял его предписания, и не отчаявался в своей жизни. Итак ясно, что Апостол сии слова: друг друга тяготы носите, – следующия за словами: блюдый себе, да не и ты искушен будеши, – произнес потому, что хотел преподать в них наставление духовному, чтоб он не мечтал о себе много, – чтобы не думал, будто он не имеет бремени, которое другой должен был бы понести.

Слушай Апостола далее: вот он опять направлает слово свое против тщеславия, гордости и надменности: кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Лучше сего нельзя сказать: обольщает сам себя. Не за все должно обвинять диавола; человек иногда сам для себя есть диавол. Ибо для чего должно опасаться диавола? Конечно для того, чтоб он не обольстил тебя. Итак не сам ли ты для себя становишься диаволом, когда сам себя обольщаешь? – Что потом? – Каждый пусть испытывает свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Если ты делаешь какое-либо доброе дело, и делаешь его потому, что тебе приятно за сие слышать похвалу от другого, а если бы другой не стал хвалить тебя, ты оставил бы и совершение доброго дела, не слыша за сие хвалы: то в сем случае ты имеешь похвалу в другом, а не в себе самом. Когда другой хвалит тебя, ты делаешь; а если случится, что даже доброе твое дело не понравится человеку, хотя бы то глупому, ты не делаешь его. Не видишь ли, как многие хвалят таких людей, которые расточают свое имущество на комедиантов, и которые ничего не дают бедному? Ужели совершаемое сими людьми дело должно почитать добрым потому, что их хвалят? – Проснись же! Хвалимь есть грешный в похотех души своея (Псал. 9, 24). – Все вы на сие соглашаетесь, потому что знаете Святое Писание, из которого мы приводим свидетельство. Пусть же услышат это и те, которые не знают оного. В Святом Писании возвещено: яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Если же хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть; то ищи теперь себе хвалителей. Тебя терзают злые похоти? Предавайся ежедневно нечестию для удовлетворения своих похотей, и ищи себе хвалителей. Поверь мне, ты найдешь одних льстецов и обманщиков. Как обманщиков и льстецов? – Я объясню свои слова. Льстецы суть те, которые знают, что ты худо делаешь, и однакож тебя хвалят; а те, которые хвалят тебя за худое дело потому, что почитают оное добрым, не суть льстецы, поскольку от сердца хвалят, но суть обманщики, поскольку непрестанным одобрением худых твоих действий обманывают тебя, и не дают тебе собраться с мыслями. Ибо ты предаешься пустым мечтам, почитаешь дело свое добрым, расточаешь свое имение, разоряешь свой дом, детей своих оставляешь нагими. Похвалы делают тебя безумным; ты бегаешь, рукоплещешь, получаешь знаки благосклонности, прилагаешь их к устам, дом свой разстроиваешь до основания, и собираешь ветер. – Почему, спрашиваешь ты, те суть мои обманщики, которые хвалят меня от сердца? – Потому они твои обманщики, что прежде, по заблуждению, были обманщиками и самих себя. А кто сам себя обманывает, тот может ли не ввести и тебя в обман? Итак хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Берегись такой хвалы, – убегай такового благословения; и между тем делай добро. Но ты скажешь: я не понравлюсь такому-то, если буду делать оное: ты и не старайся нравиться ему, а благоугождай Богу. Ибо, если тому не понравишься, а благоугодишь Богу; то будешь иметь похвалу в себе самом, а не в другом. Но злые люди поносят добрых, и миролюбцы злословят презирающих мир, безчестят их, ищут, чем бы укорить их; как скоро услышат о них что-либо худое, тотчас верят; если же услышат что-нибудь доброе, то верить не хотят: и от сего сердце твое смущается так, что ты оставляешь доброе свое дело, потому что не находишь никого, кто бы хвалил тебя, или льстил тебе, или тебя обманывал. Ужели же не довольно для тебя свидетельства твоей совести?

От чего ты смущаешься в святилище сердца твоего, пред очами Божиими? – Пожалуй, скажи, от чего ты смущаешься? – От того, что много худого говорят о мне. Так ли ты отвечаешь? Верно, не пришел бы ты в смущение на корабле сердца твоего, если бы на нем Христос не спал. Ты слышал слова чтенного Евангелия: и се трус велик бысть в мори, якоже кораблю покрыватися волнами (Матф. 8, 24); от чего? От того, что Христос спаше. В то время спит Христос в сердце твоем, когда ты забываешь веру свою? Вера Христова в сердце твоем есть тоже, что Христос на корабле оном. Ты слышишь порицания, безпокоишься, смущаешься: это знак, что спит Христос. Возбуди Христа, возбуди свою веру. Ты знаешь, что надобно делать во время своего смущения: возбуди веру свою, тогда Христос возстанет от сна, и скажет тебе: «тебя смущает безчестие? Но не Я ли первый понес его за тебя?» – Вот что говорит тебе Христос; так говорит тебе вера твоя. Внимай ея вещанию. Ужели ты забыл (как бы так она говорит тебе), что Христос пострадал за нас (1Петр. 2, 21)? И прежде, нежели постарадал, терпел поругания? Он изгонял бесов, а Ему говорили: беса имаши (Иоан. 8, 48). О Нем-то сказано у Пророка: поношения поносящих ти нападоша на мя (Псал. 68, 10). – Итак возбуди Христа, – и Он скажет тебе в сердце твоем: егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Матф. 5, 11–12).

Веруй тому, что сказано, и в твоем сердце будет великое спокойствие. – Кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Каждый пусть испытываете свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Хвалит ли тебя другой, порицает ли; ты имеешь похвалу в себе самом, потому что похвала твоя есть Бог, обитающий в твоей совести. Тогда ты уподобишься мудрым девам, которые принесли с собою елей в сосудах (Матф. 25, 4), чтоб иметь похвалу не в другом, а в самих себе. Ибо те, которые не принесли с собою елея, потерпели скудость сами от себя; светильники их начали угасать, и они сказали: дадите нам от елея вашего (ст. 8). Что значит: дадите нам от елея вашего, как не то, что хвалите наши действия, поскольку для нас не довольно свидетельства нашей совести?

Что казалось темным в чтении из Апостольского Послания, то я объяснил, как Господь вразумил меня. Прочее ясно, и требует не объяснения, а исполнения. Но дабы исполнить то, что мы слышали, обратимся с молитвою к Тому, без чьей помощи не можем сделать ничего доброго; ибо Сам Он сказал ученикам Своим: яко без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5).

* * *

1

Трапезою Киприана называлас одна Карфагенская церковь, устроенная на том самом месте, где Святый Киприан пострадал и принял мученический венец. См. August. oper. tom. V, p. 871. Antuerpiae, 1700.


Источник: Блаженного Августина Слово, говоренное в Карфагене, в трапезе Святого Киприана. // Христианское Чтение. 1834. Ч. 1. С. 141–156.

Комментарии для сайта Cackle