Источник

Глава 1

Вступление. Вопрос о том, откуда происходит начало нашей веры в Бога

1. Поскольку было мне возвещено о тебе нечто недоброе, стал я молиться Господу; и пока не будет возвещено чего-либо доброго, я буду продолжать молиться, чтобы принял ты мое послание без презрения и прочел его себе во спасение. Если Он услышит эту молитву мою о тебе, то дарует и то, чтобы я принес благодарение о тебе. Если я вымолю [у Господа] это, то, без сомнения, ты не станешь противиться этому началу моего письма. Ведь я молюсь для тебя о том, чтобы ты держался правой веры. Итак, если не претит тебе, чтобы мы молились о тех, кто дорог нам; если ты признаешь, что таковая молитва является христианской; если и сам ты или вспоминаешь то, как ты также молился о тех, кто дорог тебе, или соглашаешься с тем, что ты должен был молиться о них, – то как же ты говоришь то, что, как услышал я, ты произносил: «То, чтобы мы правильно веровали в Бога и соглашались с Евангелием – это не дар Божий, но это имеется у нас от нас самих, то есть от нашей собственной воли, которую Он не производит для нас в нашем сердце». И когда слышишь ты: «Что же означает тогда сказанное апостолом: Бог производит в вас и желание и совершение?» – ты отвечаешь на это: «При помощи Своего закона, при помощи Своего Писания, которое мы читаем или слышим, Бог делает так, что мы желаем, но соглашаться или не соглашаться с этим настолько находится в нашей власти, что, если мы этого желаем, это совершается, если же не желаем, то делаем действие Божие не имеющим в нас никакой силы. Ведь Он действует настолько, – говоришь ты, – насколько в Его власти находится то, чтобы мы желали, когда нам становятся известными Его речения, но если мы не желаем согласиться с ними, мы сами делаем так, что Его действие не приносит нам никакой пользы». Если ты говоришь это, то несомненно противоречишь нашим молитвам.

Вера требует молитвы

2. Скажи тогда вполне открыто, что нам нет необходимости молиться о тех, кому мы проповедуем Евангелие, чтобы они уверовали, но надлежит лишь проповедовать им. Направь против молитв Церкви свои рассуждения, и когда услышишь, как священник Божий у алтаря побуждает народ Божий молиться за неверующих, чтобы Бог обратил их к вере, и за оглашенных, чтобы Он вдохнул в них желание возрождения, и за верных, чтобы они по Его дару пребыли в том, в чем начали быть, – поглумись над благочестивыми голосами и скажи, что ты не делаешь того, к чему призывают, то сеть не молишь Бога за неверующих, чтобы Он сделал их верующими, потому что это вовсе не благодеяние Божественного милосердия, но долг человеческой воли. И, будучи человеком, наставленным в Карфагенской церкви, осуди также книгу блаженнейшего Киприана О молитве Господней. Ведь когда этот учитель объяснял эту молитву, он показал, что надлежит просить у Бога Отца то, что, как ты говоришь, бывает у человека от человека, то есть от себя самого.

По дару Божию у человека появляется желание веровать

3. Если же мало тебе того, что я сказал о молитвах Церкви и о мученике Киприане. то послушай большее и осуди апостола, который сказал: Мы молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла1. Ведь ты не скажешь, что никакого зла не делает тот, кто не верует во Христа, или кто оставляет веру Христову; и потому тот, кто говорит: чтобы вы не делали никакого зла, – в числе прочего не желает, чтобы и это произошло; и недостаточно ему таковое повелеть, но признает он, что молится Богу о том, чтобы не случилось этого, зная, что человеческая воля исправляется и направляется Им, чтобы не творить такового. Ибо от Господа направляются стопы человека, и он захочет пути Его2. Не сказал [пророк]: «и он научится пути Его», или: «он будет держаться», или: «он будет ходить», или нечто подобное, о чем ты мог бы сказать, что это хотя и дается от Бога, но уже желающему человеку. И тогда оказалось бы, что благодеянию Божию, которым Он направляет стопы человека, чтобы тот научился Его пути, держался ею и шел по нему, человек сам предшествует действием своей воли и удостаивается дара Божия благодаря своей предшествующей воле. Но для того сказал [пророк]: От Господа направляются стопы человека, и он захочет пути Его, чтобы мы уразумели, что сама добрая воля, благодаря которой мы начинаем желать веровать (ведь что такое путь Божий, если не правая вера?), есть дар Того, Кто прежде направляет стопы наши, чтобы мы захотели. Ведь не говорит Писание: «От Господа направляются стопы человека, поскольку он захотел пути Его»; но говорит: Направляются, и он захочет. Итак, не потому направляются, что он захотел, но поскольку направляются, он захочет.

* * *

*

CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978–989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403–425

2

Пс 36(по LХХ). В Синод, пер.: Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 217. К Виталию Карфагенскому. 273-295 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle