Глава VIII
Почему Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава
34. Ибо кто дерзнет возражать Богу из-за того, что Он, когда зачала Ревекка близнецов в одно соитие от Исаака, отца нашего, и они не родились еще и не сделали ничего доброго или злого, чтобы намерение Божие проявилось в избрании, – а именно в избрании благодати, не по долгу даруемой, в избрании, в котором не нашел Бог кого-то подлежащим избранию, а сделал таковым, – сказал ей не от дел, но от Призывающего, что старший будет служить младшему?115 В это изречение блаженный апостол вставил также свидетельство жившего гораздо позже пророка: Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел116. Надо понимать, открыто было впоследствии через пророка то, что содержалось в Божественном предопределении по благодати еще до того, как они родились. Ибо что возлюбил Бог в Иакове, до того как тот родился и сделал нечто доброе, если не безвозмездный дар Своего милосердия? И что возненавидел Он в Исаве, до того как тот родился и сделал нечто злое, если не первородный грех (originale peccatum)? Ведь и в первом не возлюбил Он праведности, которой тот еще не сотворил; и во втором не ненавидел природу, которую Сам сотворил доброй.
Апостол Павел на этом примере научает безвозмездной благодати
35. И удивительно, когда сковываются они этими затруднениями, в какие сети внезапно попадают они из-за своего страха перед истиной. «Потому, – говорят они, – Он из нерожденных еще одного возлюбил, а другого возненавидел, что предвидел их будущие дела»117. Удивительно, почему же нет у апостола этой проницательной мысли? Неужто он не понимал этого, раз не ответил самому себе на как бы предложенный возражающим вопрос столь кратко, столь ясно, столь (как полагают они) истинно и исчерпывающе? Ведь когда изложил он удивительную вещь, [а именно] каким образом об еще не рожденных и не сделавших ничего доброго или злого по справедливости и может быть сказано, что одного из них Бог возлюбил, а другого возненавидел, то затем сам себе предложил вопрос, выражающий движение слушателя: Итак, что скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет118. Вот, здесь подходящее место, чтобы сказал он, как думают они: «Ибо Бог предузнал будущие дела, когда сказал, что старший будет служить младшему». Однако не так говорит апостол, но, желая, чтобы никто не дерзал хвалиться заслугами своих дел, он стремится все говоримое поставить на службу внушению Божией благодати и славы. Ведь когда сказал он: «Да не будет, чтобы [мы говорили], будто неправда у Бога», мы как бы говорим [ему в ответ]: «Как ты докажешь это, если утверждаешь, что не от дел, но от Призывающего было сказано: Старший будет служить младшему119?» А он отвечает: Ибо [Бог] говорит Моисею: «К кому буду милостив, его помилую, и над кем сжалюсь, ему явлю милосердие». Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога120. Где теперь заслуги, где предшествующие или будущие дела, которые якобы выполнены или должны быть выполнены силами свободного решения? Разве не ясно произнес апостол изречение, утверждающее безвозмездную благодать, то есть благодать истинную? Разве не обратил Бог мудрость еретиков в глупость?121
Бог, а не человек исполняет обещанное Богом
36. А о чем шла речь, чтобы понадобилось апостолу говорить это и приводить пример этих близнецов? В чем старался он убедить? Что желал внушить? Разве не то, с чем борется безумие [еретиков], чего не вмещают гордые, чего не желают понимать те, кто, не ведая Божией праведности и желая утвердить свою, не покоряются праведности Божией122 – ведь о самой благодати более всего рассуждает здесь апостол, и ради этого вспоминает о сынах обетования. Ибо то, что обещал Бог, только лишь Бог и делает; поскольку есть некий смысл и истина в том, чтобы человек обещал нечто, а Бог сделал это; но когда человек говорит, будто он сделал то, что обещал Бог, – это свойство гордого нечестия и извращенного ума.
3ачем апостол Павел добавляет: В одно соитие
37. Итак, преподавая наставление о сынах обетования, апостол прежде всего решил обозначить это на примере Исаака, сына Авраама. Ведь дело Божие более ясно проявилось в том, кто родился от неплодного и пораженною старостью чрева не по обычному порядку природы, чтобы в сынах Божиих, появление которых при этом предвозвещалось, но [рождение] было знаком Божественного, а не человеческого действия. Ибо [апостол] говорит: В Исааке наречется тебе семя; то есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно только это, – говорит [он далее], но [так было] и с Ревеккою, когда в одно соитие зачала она от Исаака, отца нашего123. С какой целью добавил он: в одно соитие124, если не для того, чтобы Иаков не вздумал хвалиться не только своими заслугами или заслугами своих предков, но также и тем, что, возможно, воля [общего для близнецов] одного отца изменилась к лучшему, и не сказал, что возлюбил его Создатель, поскольку отец его, когда его посеял, был лучших и более достойных похвалы нравов? В одно соитие, – говорит апостол; итак, одна заслуга отца была, когда он посеял их, одна заслуга матери, когда она зачала их; поскольку даже если мать их, нося их заключенными во чреве до рождения, и подвергалась воздействию различных желаний и чувств, однако она, разумеется, менялась не для одного только, но для обоих одинаково, ибо одинаково носила их во чреве.
Причина предваряющей благодати и осуждения
38. Итак, нужно обратить внимание на намерение апостола, на то, как он, стремясь преподать благодать, пожелал, чтобы тот, в отношении кого сказано: Иакова Я возлюбил125, хвалился только лишь Господом. Потому, если [из двух близнецов рожденных] от одного и того же отца, от одной и той же матери, в одно соитие, до того как сделали они что-либо доброе или злое, одного Бог возлюбил, а другого возненавидел, то должен понять Иаков, что только лишь благодатью мог быть он выделен из смеси первородного нечестия (priginalis inquitatis), в которой видит он брата своего, с которым они находились в совершенно одинаковых обстоятельствах, по справедливости заслужившим осуждение. Ибо когда не были они еще рождены и не сделали ничего доброго или злого, чтобы намерение Божие проявилось в избрании, не от дел, но от Призывающего сказано было ей, что старший будет служить младшему126.
Избрание благодати не зависит ни от каких заслуг
39. А то, что избрание благодати совершается без всяких предшествующих заслуг дел, в другом месте ясно показывает тот же апостол, говоря: Так и в нынешнее время, по избранию благодати сохранился остаток. Но если по благодати, то уже не от дел, иначе благодать уже не благодать127. Имея в виду эту самую благодать, он вполне последовательно прибавляет пророческое свидетельство и говорит: Как написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел, и тут же продолжает: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет. Но почему же: Да не будет? Неужели из-за будущих дел обоих, которые Он предузнал? Нет, да не будет и этого: Ибо Он говорит Моисею: «К кому буду милостив, его помилую; и над кем сжалюсь, ему явлю милосердие». Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога128. И чтобы на примере сосудов, готовых к погибели, причитающейся осужденной смеси129, другие сосуды из той же смеси, созданные для почести, поняли, сколь много даровало им Божественное милосердие, апостол продолжает: Ибо Писание говорит фараону: «Для того Я и поставил тебя, чтобы показать в тебе могущество Мое, и чтобы прославилось имя Мое по всей земле». Наконец, заключает апостол словами об обоих [родах людей]: Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает130: и делает это Тот, у Кого нет неправды. Милует Он по безвозмездному дару, а ожесточает по справедливейшей заслуге.
Всякий бывает ожесточен по своей вине, а помощь получает по благодати
40. Но может все еще сказать превозношение неверующего гордеца или извинение наказанного и подлежащего осуждению человека: За что же еще упрекает? Ибо кто противостанет воле Его? Пусть скажет так, и услышит, что приличествует [слышать] человеку: А ты кто, человек, что возражаешь Богу?131 и все следующее далее, о чем я уже говорил так много и часто, как только мог. Пусть услышит это и пусть не презирает этих слов. Если презрит это, то обнаружит, что он как раз и ожесточен, чтобы презреть; а если не презрит, то пусть верует, что дана ему помощь, чтобы не презреть. Но ожесточение происходит по долгу, а помощь по благодати.
* * *
J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 874–891. Места с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.
Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем толковании этого места из Послания к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еще не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабощении у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и прежде деяний знает (πρό τούτων οίδε) кто порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5 // РG Т. 60. Col. 555). – Прим ред.
Рим 9:11–12; Ср.: Быт 25:23.
Рим 9:15–16; Ср.:Исх 33:19.
Рим 9:10. В Синод.пер.: И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
Рим 9:11–12; ср.: Быт 25:23.