Умом Муну Россию не понять...

Рост числа мунистов в России не так велик, как хотелось бы главе «Семьи». Мунисты осознали, что, несмотря на все их громадные инвестиции в Россию, реального возврата пока нет, и стали сокращать свои капиталовложения. Но это осознание пришло слишком поздно. Это обстоятельство прокомментировал религиовед И. Я. Кантеров: «На 1991–1992 гг. приходятся все наиболее крупные и дорогостоящие мероприятия Церкви Объединения. Были проведены многочисленные семинары, расходы на которые составили более 40 млн. долларов. Более 3500 человек, в том числе и многие депутаты, на деньги Муна совершили поездку в Америку. Дальше начались сложности. Выяснилось, что зарубежные религиозные объединения часто не могут действовать в России на западный манер из-за полной неразберихи в нашей жизни, в том числе экономической. Многие лидеры религиозного движения прибыли сюда, чтобы здесь заниматься тем, чем они привыкли заниматься, – бизнесом. Но вскоре они вынуждены были уехать, потому что, когда они начали подходить к экономике, у них на каждой руке повисли рэкетиры. За 10 лет пребывания в Америке Мун успел обзавестись пятой по тиражу газетой „Вашингтон Тайме», купил громадную гостиницу в Нью-Йорке, построил семинарию и т. д. У нас ничего подобного они не могут сделать, и им приходится постепенно сворачивать свои программы»466. Умом Муну Россию не понять...

Значит, снова фандрейзинг. Вот что говорит по этому поводу сам Сан Мен Мун: «Обычно руководство извне вызывает у вас протест. Однако в небесном мире вы будете думать, что через этого человека вы будете связаны со всей Вселенной. Нравлюсь ли я вам с этой точки зрения? (Да!) Почему? Потому что вы знаете, что я тот посредник, который поможет вам совершить прорыв к лучшему. Что я за человек? Некоторые описывают меня в невыгодном свете. Они говорят, что Гитлер и Сталин платили своим людям за работу, а я, преподобный Мун, еще хуже, потому что не даю вам денег, а наоборот, посылаю собирать средства»467.

В 1993/94 году ВАИП предприняла выпуск периодического издания «Камин». Этот журнал печатался в редакции военной газеты «На страже Родины» (!). Известно, что отдел по связям с общественностью ВАИП разрабатывал в свое время проект, связанный с военной тематикой468. Мунисты пытались установить контакты с армией. Было проведено несколько встреч на достаточно высоком уровне, и мунисты начали было работать над новым учебником «Внутренний мир солдата», который предназначался для применения в качестве инструмента базового нравственного и религиозного образования по всей армии469.

Размывание почвы

Стремясь укрепить свои позиции в стране с тысячелетней православной традицией, мунисты не настаивают на том, чтобы адепты ЦО резко порывали со своей конфессией. Вот что говорит по этому поводу мунист Джек Корли: «Существуют различные уровни членства в Церкви (Объединения. – а. А.), что позволяет людям оставаться верующими своих традиционных конфессий и участвовать в деятельности Церкви Объединения. Вступая в члены Церкви Объединения, человек берет на себя обязательства вести моральный образ жизни, устанавливать глубокие взаимоотношения с Богом, создавать морально здоровую семью и вносить свой вклад в благополучие общества и страны. Кроме того, члены Церкви, как правило, разделяют то видение мира, которое выражено преподобным Муном в „Божественном принципе» и в многочисленных проповедях»470.

Тем не менее христианские богословы утверждают, что учение Муна – доктрина антихристианская, представляющая собой попытку на основании нескольких вероучений создать новое, приспособив восточные религии к западному сознанию. Такая оценка мунизма дается на страницах газеты «Протестант»: «По сути, „учение» Муна – заявка на новую мировую религию со стремлением к мировому господству. Организация Муна намерена утвердиться за счет разрушения других Церквей и уничтожения традиционных культурных ценностей»471. Оспаривая эту оценку, Джек Корли заявляет: «Это и подобные ему утверждения абсолютно беспочвенны. Для нас весьма удивительно, что такие измышления печатает газета „Протестант». Как быстро ее уважаемые авторы забыли историю своих Церквей, подвергавшихся на протяжении многих лет жестоким преследованиям.

Церковь Объединения вовсе не стремится утвердиться за счет других религий, церквей или культур. Даже наше название говорит о том, что мы стремимся к совместной работе на ниве Божией в единстве и гармонии со всеми религиями»472. Но практика показывает, что основной компонент «Принципа» – духовный тоталитаризм: то, что Христос провозгласил на небесах, Мун практически осуществляет на земле. Отсюда – невиданный, беспрецедентный по масштабам культ живого наместника Бога. Ради Муна люди отрекаются от родителей и от родных. Ему жертвуют состояния. Служению Муну посвящают жизнь.

Многие богословы считают, что учение ЦО не является целостным, что оно вобрало в себя отдельные положения разных религий. Однако Джек Корли с этим не согласен. По его словам, «учение преподобного Муна является целостным, логически завершенным и основывается на положениях многих других религий. Я подчеркну; основывается, а не просто механически в себя включает, ибо все религии вдохновлены единым Богом, являются лишь частичным выражением Абсолютной Истины. И этот факт, как нам представляется, делает единение религий возможным»473.

Но это – теория, а на практических занятиях многое преподается несколько по-иному. «Мунисты – ребята, может, и добрые, но уж больно лукавые, – пишет петербургский журналист. – Российских газетчиков они пригласили на конференцию по обновлению России. Украинских – на конференцию по обновлению Украины. Калмыки, соответственно, были призваны обновлять Калмыкию. На самом же деле всю неделю речь шла вокруг да около того, что учение преподобного Муна всесильно, потому что оно верно. На одной из лекций было заявлено: Мун и есть тот самый Мессия, прихода которого человечество ждет со дня на день. Не менее лукавые украинские репортеры попросили докладчика, австрийца Ритера, расписаться под этим тезисом в их блокноте. Лектор наотрез отказался под предлогом: а откуда я знаю, как вы используете мою подпись. В другой раз, когда речь снова зашла о прибытии Мессии, мунисты уже не настаивали на прежней кандидатуре, но заявили, что наиболее вероятное место его возникновения – Страна утренней свежести»474.

Мунисты заявляют, что имеют прочные связи с Министерством образования и Министерством обороны Российской Федерации, с государственными структурами на уровне республик: поддержку в Калмыкии и Татарстане на уровне президентов этих республик. Но им приходится действовать осторожно в стране, где православие является первенствующей конфессией. В очередной раз подчеркнув, что «посланничество преподобного Муна направлено на благополучие всех стран и народов, независимо от того, какая религия ими исповедуется», Джек Корли делает реверанс в сторону «местных традиций». «В то же время мы знаем, что Россия имеет огромное собственное духовное наследие, русские люди обладают удивительным чувством подлинной культуры. Это не требует доказательств: русская литература, искусство, философская мысль – подлинные сокровища человеческой цивилизации, призванные служить на благо всего мира. Мы верим, что России и россиянам надлежит сыграть огромную роль в мировой истории...», – отмечает вице-президент ЦО в странах СНГ и Балтии, после чего следует «обратное сальто»: «...и это еще более вдохновляет нас на продолжение работы в вашей стране»475.

Мунификация России вызывает настороженность в различных политических кругах и партиях. Интересно проследить, как отреагировал на активную деятельность мунистов в России лидер ЛДПР – В. В. Жириновский. Можно без преувеличения сказать, что он включился в борьбу с Муном, заявив, что: «...в России умышленно создаются очаги этнической напряженности, расхлебывать которые придется нашим потомкам. Так сказать, готовятся мины на будущее. И вновь здесь замешана секта Муна»476. В 1999 году вышла его брошюра под названием «Нашествие черного Муна» (в соавторстве с Н. В. Кривельской). Брошюра интересна тем, что в ней выражены опасения, будто в России идет «спланированная кампания по насильственному растворению русского народа среди негроидной и монголоидной рас. <...> Российских юношей и девушек отправляют в другие страны, а в Россию присылаются блудные дети иностранных родителей. Например, штат службы безопасности секты Муна в Санкт-Петербурге полностью укомплектован исключительно выходцами из среднеазиатских городов (Бишкек, Ташкент477.

Светская российская печать тоже отреагировала на экспансию секты Муна в Россию, предложив несколько вариантов «защиты». Во-первых, можно разделить все религии на традиционные и нетрадиционные и последние запретить. Во-вторых, в печати высказывалась мысль о том, что в России необходим орган, который бы накапливал информацию о планировании государственных мер в такой тонкой сфере, как религия. Необходимо определить такое направление государственной деятельности, как информационно-психологическая безопасность страны. С религиозными идеями бороться нельзя, а за психологическое здоровье – можно478.

Не осталась в стороне и православная печать. Неоднократно появлялись статьи, авторы которых критиковали мунизм «как высшую стадию» посткоммунизма. Не удивительно, что мунисты стремятся нейтрализовать негативные заявления, исходящие в их адрес из православных кругов. Как заявил Джек Корли, «Церковь Объединения всегда была готова и остается открытой к диалогу с Русской Православной Церковью, с другими Церквами и религиозными направлениями. <...> Церковь Объединения со своей стороны стремится установить контакт с высшими иерархами Православия. В прошлом подобные встречи имели место. Вместе с тем мы установили добрые личные отношения с рядом православных священников и мирян»479.

Пренeбрегая тем историческим фактом, что они нахлынули в страну, где более 1000 лет традиционным источником духовности и подлин­ным фундаментом всей культуры неизменно выступает Правосла­вие, муниты пытаются сломать то, что лежит в основе национально-культурной самоидентификации русского народа. В секте Муна неприкрыто проповедуется примат корей­ского начала – от объявления родного языка вождя секты «свя­щенным» (с возведением в ранг идеала изучения его всеми сек­тантами, ибо большинство речей «отца», то есть Муна, изданы лишь по-корейски) до повсеместно вводимых в обиход сектант­ского быта корейских обычаев (сидения за беседой или едой на полу с поджатыми под себя ногами, корейского земного поклона перед фотоизображением Муна и его жены, ритуальных белых облачений в стиле корейских национальных халатов и т. п.).480

«Всепроникающее» учение Муна несет угрозу не только христианству, но и другим традиционным религиям. Об этом заявил представитель российского главы буддистов Д. Цыденов в феврале 1997 года на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. «Новые религии, как танки, раздробляют нашу исконную духовность, – отмечалось в его речи. – Для будущего наших детей очень важно, чтобы в России Волга осталась Волгой, чтобы дети буддистов молились так же, как их отцы и матери, а не попадали в секту Муна. Надо беречь себя от этого», – подчеркнул представитель главы буддистов России481. Он отметил, что россияне – христиане, мусульмане, буддисты – столетиями живут вместе и эта традиция передается от поколения к поколению. А новые секты, по мнению Д. Цыденова, под прикрытием демократии пытаются своими учениями разрушить традицию.

О том, как происходит размывание основ буддизма в муновских общинах, рассказывает Томас Гандоу: «Один из самых ярких признаков – это тот факт, что в группе присутствуют представители разных конфессий. Некоторые из них пришли в общину Муна, откликнувшись на духовный призыв. Например, одна католичка прислушалась к лекции о божественных принципах потому, что так посоветовала ей Мария, мать Иисуса. Нескольких человек привел в группу дух Конфуция, а другие присоединились к движению по настоянию Гаутамы Будды. Здесь же представлены свыше 25 христианских деноминаций и сект, но есть и такие члены, для которых фоном является философия Конфуция, учение Будды или другие религии. Тем самым эта группа состоит не только из приверженцев христианских церквей, но и из адептов многих нехристианских учений»482.

Если внимательно рассмотреть интерпретацию буддизма, данную в мунистском пособии «Мой мир и я», то можно заметить, что это учение излагается с позиций того, что сами последователи ЦО желали в нем увидеть, а вовсе не с позиций исторического буддизма. Например, согласно учению мунистов, Будда говорил: «С усердием трудитесь над спасением своим»483. Таких формулировок в буддистских текстах нет, ибо в буддизме речь идет совсем не о спасении, а о нирване.

Также в пособии говорится о том, что так называемый путь Будды, его первоначальная проповедь, ведет от эгоизма к альтруизму484. Это ошибка, ибо первоначальный буддизм предлагал именно эгоцентрический идеал архата (совершенства). И только впоследствии в реформированном буддизме, в Махаяне, проповедовались принципы, напоминающие альтруистические и построенные как раз на критике первоначального духовного эгоизма. Можно привести еще много подобных искажений текстов и учений буддизма на страницах пособия, но уже и сказанного достаточно для того, чтобы сделать вывод о неадекватном отражении основ данной религии в муновском учебнике485.

В России мунисты пытаются реализовать свои идеи о некоей «сверхцеркви», причем в этой сфере у них обнаруживаются единомышленники среди сайентологов. Так, в апреле 1994 года в здании президиума Российской Академии наук состоялся третий круглый стол «Христианская миссионерская деятельность и национальные традиции России». Инициатором межрелигиозной встречи выступил «Международный религиозный фонд», основанный «Ассоциацией Святого Духа за объединение мирового христианства» (мунистами). В этом собеседовании приняли участие представители «Московской Сайентологической Церкви», священнослужители Русской Православной Церкви, первоиерарх одной из ветвей Катакомбной церкви епископ Феодор, священник Истинно-Православной Церкви, пасторы Церкви христиан – адвентистов седьмого дня, Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства (мунисты), а также иудейские раввины и монахи буддийского ордена «Лотосовой сутры»486.

Как отмечали участники встречи, миссионерская деятельность, осуществляемая вне рамок этических норм, без учета национальных традиций, осложняет межконфессиональные отношения, используется противниками свободы религии и демократии. Участники круглого стола призвали миссионеров и священнослужителей религий, не имеющих исторических корней в России, к признанию и уважению исторического первенства Русской Православной Церкви, а также ислама и буддизма для определенных регионов страны.

Последовательно укрепляя на глазах ничего не подозреваю­щих россиян свои бастионы во властных и силовых структурах и СМИ, обеспечивая себе необходимую поддержку со стороны сто­личных ученых и юристов, секта Муна пыталась негласно взять на себя и роль координатора деятельности в России всех тоталитар­ных сект. Об этом свидетельствует показательный документ – письмо лидера московской ветви тоталитарной секты последователей Л. Рона Хаббарда, так называемой «Церкви сайентологии», Владимира Куропятника, направленное им 27 февраля 1996 г. лично Муну. Письмо целиком посвящено теме сотрудничества мунитов и сай­ентологов. Приведем один характерный абзац этого послания: «Мы непреклонны, мы чрезвычайно непреклонны, и мы добьемся по­ставленных целей несмотря ни на что. Ваши цели – точно также и наши цели».487

Аппетит мунитов, подогреваемый претензиями на лидерскую позицию среди всех нетрадиционных религий в современной России, наглядно проявился в Отчете о перспективах межрелигиозной работы в России в 1995 г., составленном в ноябре 1994 г. Здесь, в частности, речь шла о создании новых пяти проектов: Ассоциа­ции межрелигиозной гармонии, Международной конференции по религиозной свободе в России, Ассоциации новых религиозных движений, Межрелигиозного образовательного фонда, Межденоминационного теологического факультета. В пункте 3 этого доку­мента для внутреннего пользования составитель отчета не скры­вал подлинной цели подобных начинаний: «защищать наши инте­ресы в отношениях с государством и выполнять посреднические функции в направлении основываемых церквей». Таким образом, мунитским лидерам мечталось объединить усилия всех тоталитар­ных сект в России в деле отстаивания ими своекорыстных интере­сов по расширению прозелитической деятельности на канониче­ской территории Русской Православной Церкви. Не секрет (хотя это и всячески утаивалось от российской общественности), что вся деятельность «церкви» Муна фактически была направлена на противостояние Православию как социальному институту и как историческому выразителю духа нации, культурообразующему стержню всего последнего тысячелетия русской национально-культурной традиции.488

Следует отметить, что никто из христианских участников подобных мероприятий никоим образом не разделяет убеждения Муна. Их присутствие на финансируемых «Церковью Объединения» мероприятиях отражало их желание поддержать социально-политические идеи, часто пропагандируемые на различных съездах и конференциях Муна. Тем не менее, участие христиан в таких мероприятиях вызвало многочисленные споры. Некоторые верующие не видят причин, почему они не могут оказать поддержку социально-политическому движению, в котором участвуют неверующие и члены культов. Другие, однако, считают, что участие в подобных мероприятиях не только стирает границу между верующими и неверующими, но и способствует легализации явно небиблейских религиозных групп, которые пользуются влиянием христиан в своих целях.

…В прошлом предпринимались попытки подведения различных вероисповеданий и идеологий к общему знаменателю. В связи с этим еще в 1975 году, на V Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Найроби (Кения), говорилось об опасности «сознательных или несознательных попыток создать новую религию, состоящую из элементов, взятых из различных религий».

Скрытая форма миссионерской деятельности мунистов в странах СНГ – это проведение «конференций». Вот содержание программы одного из таких «симпозиумов». Его вел Лев Семенов, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории культуры Тверского государственного университета. Итак:

Вступительная молитва.

Музыкальная программа.

Приветственное обращение: Антонов Анатолий Иванович, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой социологии семьи МГУ, президент Родительского общественного движения, действительный член Международной академии информатизации при ООН.

Видеопрограмма.

Обращение основателей: «Истинные Родители и Истинная Семья» (г-жа Хак Джа Хан Мун), «В поисках первоисточника Вселенной» (преп. Сан Мен Мун).

Подведение итогов конференции.

Остается добавить одно: имя «ходатая и молитвенника». Вступительную молитву читал архимандрит Викентий (Миськов), настоятель Свято-Феодосиевского мужского монастыря. Имя представителя Украинской Автокефальной Церкви («денисенковцы») в программе конференции свидетельствует, что от раскола до ереси один шаг489.

«Из Савла в Павла»

Преподаватель Тверского гос. университета Лев Семёнов, был в начале 1990-х вторым лицом в Российском отделении Церкви Объединения, можно сказать его пиар-лицом. Он вел многие публичные мероприятия «Церкви», в том числе устраивал визит жены преподобного Муна в 1993 году. Прошли годы, и Лев Семенов с покаянием вернулся в Православную Церковь, написав открытое письмо. Ныне он служит диаконом в Тверской епархии…490

Обращение к мунитам Льва Семенова – бывшего мунита и заместителя председателя Совета «Церкви объединения в России»

В свое время, когда, после длительной проверки, я был допущен мунитским руководством к широкой публичной деятельности от лица «церкви» Муна, передо мной не стояло проблемы, как обратиться непосредственно к любому из вас, чтобы быть услышанным. Вы посещали мои проповеди на воскресных службах и семинарах в Москве, в Прибалтике и Крыму, слушали мои выступления на различных мероприятиях в Санкт-Петербурге, Минске, Казани, Элисте, Нальчике, а кто-то, возможно, и в Софии, Будапеште, Сеуле и других экзотических местах, смотрели подготовленные профессионалами Центрального телевидения по спецзаказу мунитов видеофильмы с моим участием (сколь усердно демонстрировали их вам по городам и весям СНГ и стран Балтии, могу судить, вспоминая, как неожиданно окликали меня, встретив в Москве, многие из вас – незнакомые лично ранее, но узнавшие по этим видео), слушали мои выступления по радио или смотрели их по ЦТ, в том числе в «Третьем глазе» или не менее популярной передаче В. Познера «Мы», видели мои обращения к читателям первых двух номеров мунитского журнала «Родник надежды» и т.д., и т.п.

Сегодня же все изменилось. Точнее – не сегодня, а 14 октября 1996 г., когда я, придя внутренне к решению о разрыве с мунизмом, официально известил об этом руководство «Движения объединения» в письменном заявлении доктору Суку. С тех пор у меня ни разу не было повода сожалеть об этом. Наоборот, в ту минуту, когда я навсегда закрыл за собой дверь офиса на Чистых прудах, я ощутил чувства необычайного облегчения, подлинной свободы и независимости, основательно подзабытые мною за предшествующие шесть с лишним лет. Тут же я проинформировал международную религиозную общественность о своем выходе из «Церкви объединения» и всех других проектов «Движения объединения» (не скрою, что реакция представителей разных конфессий на мой шаг была самой ободряющей и исполненной понимания).

В первые дни после ухода мне было показалось, что я сделал все необходимое и могу теперь спокойно забыть об этих годах моей активной мунитской деятельности. Однако вскоре я обнаружил, что прошлое не перечеркивается одним, пусть даже самым решительным поступком. С каждым днем меня все более начинала тревожить мысль о своей вине перед теми, кто, прислушавшись, быть может, именно к моим словам, сам потом оказался в секте.

Мое беспокойство возрастало по мере того, как факт за фактом я убеждался в том, что число людей, так или иначе узнавших о сделанном мной религиозном выборе, приведшем к разрыву с учением Муна, неизмеримо меньше тех, кто знал меня до этого в качестве «главного лектора и идеолога мунизма в России» (титул, которым некогда я был «награжден» в одной из публикаций на страницах газеты «Известия»). Тогда я предпринял еще одну попытку достучаться до более широких кругов, поместив в 1997 г. в областных газетах «Православная Тверь» и «Караван» свое заявление для средств массовой информации, направленное затем в «Метафрасис» – известный информационный бюллетень по вопросам религиозной жизни. Как же усилилась моя озабоченность, когда в ходе своих новых встреч в Москве с представителями религиозных кругов и светскими религиоведами уже в 1998 г. я вновь столкнулся с тем, что многие лишь в беседе со мной впервые узнавали о том, что я давно порвал с «церковью» Муна и дал в печати определение мунизма, как псевдохристианской религии, не имеющей по своей вероучительной доктрине и обрядовой практике решительно ничего общего с христианством, а потому и не обладающей правом рядиться в христианские одежды.

Окончательно меня поразили беседы с теми лицами, которые, как я отлично знал по прежним временам, самым непосредственным и регулярным образом общались с мунитским руководством России. В беседе с одним московским профессором мне случайно стала известна та версия, которую лидеры мунитов, оказывается, изобрели для объяснения внезапного исчезновения с горизонта «Церкви объединения в России» «второго лица в церкви», каковым формально я считался по существующей табели о рангах (то, что в действительности статус заместителя председателя Совета «Церкви объединения в России», как, впрочем, и председателя, да и самого Совета был чисто опереточным, вернее – марионеточным, тоже тема для особого разговора).

Версия мунитских вожаков была такова: Лев Семенов в связи с большой загруженностью университетской научно-педагогической работой попросил перевести его из офиса «Церкви объединения» в Москве в Тверь, где он якобы продолжает трудиться на благо мунизма (??!)...

Видимо, на моем лице отразилось такое недоумение и негодование, что мой собеседник, сообразив, что невольно поставил своих высокопоставленных информаторов из мунитских кругов в затруднительное положение, нечаянно выдав их «тайну», смутился и переменил тему разговора. Когда же я обратился к председателю Совета «Церкви объединения» Константину Крылову и напрямую выразил ему свое возмущение такой наглой ложью, он, будучи по натуре человеком совестливым, но вынужденный «дудеть в дуду» своих мунитских патронов, краснея, пояснил, что, в самом деле, истинной информации о моем разрыве с мунизмом рядовые члены «церкви» не получили, и попытался тут же «утешить» меня тем, что «самые близкие люди» (ко мне? к нему? к подлинному руководству «церкви»?) «все знают»...

Я безмерно благодарен щедрому человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, ибо в ходе совершенного недавно надо мною Таинства Крещения, я (как и каждый крещаемый) умер для прежней греховной жизни и обрел милостию Спасителя новое рождение. Однако я по-прежнему считаю своим святым долгом обратиться к тем, кого я по своему великому упущению, быть может, подтолкнул в объятия сектантов. Если можете, простите меня Христа ради!

Мой путь от этого возникшего (казалось бы, на вершине удачи) сомнения до окончательного разрыва с мунизмом оказался долог. Меня ждало впереди еще немало впечатлений и наблюдений, приводивших к раздумьям, которые становились все более тяжкими.

Лев Семёнов, православный христианин. С горячей молитвой Господу нашему Иисусу Христу о вашем прозрении и спасении ваших душ. Святки 1998/99 года.491

Наш очерк истории мунизма в России завершен. Исследования современных отечественных и зарубежных религиоведов, а также периодическая печать дают немало интересного материала – как фактического, так и эвристического. Подводить итоги рано – Мун жив, живо и его дело, в том числе в России и ее бывших «братских» республиках – в Белоруссии и на Украине.

* * *

466

«Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России... // Вопр. философии. 1996. № 12. С. 6–7.

467

Цит. по: Вестник Движения Объединения в СНГ и странах Балтии. 1993. Нояб. – Дек. Цит. по: Секты против Церкви. С. 124.

468

См.: Иваницкий А. Анализ масштабов распространения и деятельности новых религиозных организаций в Санкт-Петербурге // Миссион. обозр. 1997. Нояб. С. 17.

469

См.: Прозрение: Православный информационно-просветительский журнал. 1998. № 1. С. 37.

470

Корли Д. «Дело» преподобного Муна изучают в Гарварде // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11.

471

Цит. по: Там же.

472

Там же.

473

Там же.

474

Петров А. Дети сатаны в гостях у лукавых праведников // Смена. 1993. № 251.

475

Корли Д. «Дело» преподобного Муна изучают в Гарварде // Литературная газета. 1994. 2 февр. С. 11.

476

Жириновский В., Кривельская Н. Нашествие черного Муна. М., 1999. С. 6.

477

Там же. С. 48–50.

478

См.: Светицкий К. Мунификация России // Лит. газ. 1997. 28 мая. С. 7.

479

Корли Д. «Дело» преподобного Муна изучают в Гарварде // Литературная газета. 1994. 2 февр. С. 11.

480

Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 118–119.

481

Благовест-инфо (Москва). 1997. 28 февр.

482

Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 114.

483

Мой мир и я. М., 1993. С. 59.

484

См.: Там же. С. 57.

485

Подробнее см.: Мороз А., Секта Муна. С. 41.

486

См.: А. Г. За одним столом: Христианские миссионеры и национальные традиции России // Литературная газета. 1994. 20 апр.

487

Письмо Муну от сайентологического начальства // Прозрение. М., 2000, № 1, С. 77.

488

Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 116–117.

489

См.: Муромцев К. Прельщающий многих // НГ-Религия. 2000. 9 февр. С. 5.

490

Емельянов Валерий. Портал-Credo.Ru 26. 10. 2005.

491

Полностью это письмо опубликовано в газете «Православная Тверь», 1999, № 1–2. С. 8–9.

Комментарии для сайта Cackle