«Церковь Объединения» в Латинской Америке

Латинская Америка традиционно считается католическим континентом, но в целом ряде ее стран Римско-Католическая Церковь лишена поддержки государства. Этим пользуются новые религиозные движения, которые обладают солидной финансовой базой и имеют лобби в Конгрессе США. Так, ЦО укрепляет свои позиции, действуя через мунистскую «Ассоциацию за единство Латинской Америки» (AULA). Вот ее «визитная карточка»: «Ассоциация... способствует более тесной кооперации и интеграции латиноамериканских стран. AULA организует многочисленные конференции и встречи, на которых видные международные лидеры обсуждают актуальные вопросы политики, экономики, культуры, общественной жизни и просвещения. Среди членов Ассоциации много бывших президентов латиноамериканских стран, которые хорошо понимают полезность совместных усилий, направленных на освоение богатых природных и людских ресурсов этого региона.

Кроме глав государств, участниками программ AULA являются послы, премьер-министры, члены правительств, парламентарии и ученые»251. В 1980 году Сан Мен Мун создал международную антикоммунистическую организацию «Конфедерация ассоциаций за единство обществ обеих Америк» (CAUSA International), президентом которой стал его давний сподвижник Пак Бо Хи. А в следующем, 1981 году Пак провел серию семинаров, на которых были созданы региональные филиалы CAUSA и намечен общий план их действий. На первом семинаре уругвайской CAUSA присутствовали верховный главнокомандующий этой страны, министр промышленности и энергетики, министр внутренних дел.

Уругвай

Первые мунистские общины возникли в Уругвае еще в годы правления военной хунты (1975–1985). В те годы Мун приобрел в Уругвае роскошный отель и банк, а также основал газету «Ultimas Noticias». Для ее выпуска было создано издательство «Impresora Polo» на базе купленной Муном типографии. В 1985 году это издательство выпускало 70% выходивших в Уругвае газет и журналов, 15% книг. По сообщениям церковной прессы, в мае 1996 года Мун обосновался на постоянное жительство в столице Уругвая252. Поселившись в Монтевидео, Мун заявил о своем намерении превратить Уругвай в свою основную миссионерскую базу.

В начале ноября 1996 года в Уругвае прошел женский форум, собравший 600 представительниц Южной Америки, приглашенных для «личной встречи» с основателем ЦО. Вскоре после окончания этой встречи около 50 латиноамериканок опубликовали в уругвайской прессе коллективное письмо, в котором они свидетельствовали, что подвергались постоянному давлению и даже обыскам со стороны организаторов мероприятия, были лишены возможности общаться с другими участницами форума и свободно высказывать свое мнение.

Авторы письма – католички по вероисповеданию – сообщили, что в приглашениях, которые они получили, было указано, что это мероприятие проводится некоей муновской «Федерацией мира во всем мире» и что принять участие в нем можно вне зависимости от политических, религиозных или идеологических убеждений. На самом же деле, как писали введенные в заблуждение женщины, организаторы встречи ставили перед собой совсем иную цель – завербовать новых «учениц» в свою организацию253. Это вызвало озабоченность и в кругах католического духовенства. В ноябре того же 1996 года Уругвайская конференция епископов обратилась к католикам этой латиноамериканской страны с решительным призывом не иметь ничего общего с так называемой ЦО «преподобного» Муна, в последнее время избравшего для постоянного места жительства Южную Америку. «Учение г-на Муна абсолютно несовместимо с христианской верой, – говорилось в обращении епископов. – „Церковь Объединения» не может считаться христианской Церковью и участвовать в этом качестве в экуменическом движении».

Уругвайские епископы выступили со своим заявлением после того, как стало известно, что в ближайшее время в их страну намерены приехать 4200 «миссионерок», в основном японок, для прохождения десятидневного «инструктажа у самого „преподобного"». По завершении этих курсов, для проведения которых Мун арендовал стадион в Монтевидео, «миссионерок» предполагалось направить в США и Канаду, а также страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Уругвайские епископы подчеркнули, что созданные Муном организации – наподобие «Федерации мира во всем мире» – пагубно влияют на общечеловеческие ценности, поскольку во главу угла их деятельности поставлены «личные идеи г-на Муна». Кроме того, говорится в заявлении, основатель ЦО стремится к достижению своих целей, используя сосредоточенные в его руках экономические рычаги254.

Аргентина

Как сообщал в 1996 году журнал «Actualite religieuse», очередной целью Муна, основавшего филиалы своей «церкви» во многих странах мира, стала Аргентина. Незадолго до этого Мун побывал в этой латиноамериканской стране, представив аргентинцам свой проект создания «идеальных общин», в которых «поселятся, добывая себе пропитание охотой и рыбной ловлей, граждане 160 самых бедных стран мира».

В области рыбной ловли у Муна уже имелись определенные достижения. Одна из его организаций носит название «Океаническая Церковь». Она, по словам ее основателя, «предоставляет участникам своих программ возможность изучать морскую жизнь и жить в открытом море с целью развития мореходства, рыболовства и искусства мореплавания. Эти программы имеют целью обучение современной молодежи. Принимая участие в осуществлении таких программ, молодые люди начинают понимать, какую пользу человечеству может принести их осмысленный труд. <...> Океаническая Церковь занимается проблемами установления равновесия между нуждами человечества и критериями охраны окружающей среды, стремясь накормить голодных людей во всем мире за счет использования даров моря. В будущем урожаям «морских полей» принадлежит фундаментальная роль в деле снабжения человечества продуктами питания... – говорится в рекламном проспекте. – В программе принимают участие молодые люди из многих стран мира. Обучаясь морскому ремеслу, они проводят вместе много часов, посвященных мирной медитации...»255 Особенно привлекательно в этой рекламе звучат слова «накормить голодных», и в рамках этой программы Мун внедряет свои религиозные идеи.

Для реализации своего замысла Мун планировал выделить около 500 млн долларов на приобретение огромных территорий в аргентинских провинциях Коррьентес, Формоса и Энт-ре-Риос256. Однако приезд в мае 1996 года «преподобного» Муна в провинцию Коррьентес вызвал беспокойство Католической церкви Аргентины. В распространенном 12 мая 1996 года заявлении епископ Доминго Сальвадор Кастанга выступил с призывом ко всем верующим «не слушать проповеди, которые могут ввести в заблуждение», и сторониться так называемых новых христианских ценностей, распространяемых главой могущественной экономической группировки. В заявлении епископа было подчеркнуто, что наибольшую опасность эта секта представляет для молодежи. «Она является не христианским движением, а организацией, которая проповедует элементы из различных источников, отрицает божественное происхождение Христа, заменяя его на самого Муна – нового пророка»257. (В заявлении говорилось, что Мун называет себя также «новым посланником» и «господином второго пришествия»).

Для укрепления своего влияния в Аргентине Мун «подключил» экс-президента Джорджа Буша старшего. В ноябре 1996 года Буш отправился в Буэнос-Айрес, чтобы выступить с речью на торжественном открытии новой испано-язычной газеты Муна, Tiempos del Mundo. В этой речи он превозносил консервативную газету Washington Times, ежедневную газету, издаваемую Муном, за «защиту свободы и демократии».258

Бразилия

Пребывание мунистов в соседней Бразилии было проблематичным еще в начале 80-х годов. В 1981 году толпы возмущенных людей разгромили представительства ЦО в бразильских городах Виктория, Бразилиа, Ресифи. Когда Мун собрался самолично на месте разобраться, в чем причина погромов, бразильское правительство отказало ему во въездной визе259.

С середины 1990-х годов Мун строит силами своих рабов на территории Бразилии, на границе с Парагваем и Боливией, колонию под названием «Новая надежда». Колония, расположенная на более чем 43 тысячах гектаров, состоит из 33 общин, разбросанных в радиусе около 200 км, каждая из которых должна разводить один вид деревьев, один сорт рыбы, один вид птиц или животных, а также различные фрукты и овощи. Это «новая природная среда» должна, по всей видимости, олицетворять некий мунистский «Эдемский сад». Мун вложил в этот проект более 40 млн долларов, но пока терпит одни убытки. Эксперты утверждают, что и эта очередная утопия Муна неизбежно окончится провалом.

Венесуэла

В Латинской Америке Мун ощущает себя как азартный игрок, у которого удача чередуется с проигрышем. Первые миссионеры-муниты появились в Венесуэле в конце 1970-х гг. В марте 1997 года муниты получили лицензию и сразу начали кампанию прозелитизма в этой латиноамериканской стране. Не менее 100 японских миссионеров незаконно въехали в Венесуэлy, не имея необходимых рабочих виз. В конце августа того же года правительство Венесуэлы заявило об отзыве лицензии у группы последователей Сан Мен Муна.

Директор отдела культов Министерства юстиции Нестор Луис Альварес заявил, что деятельность группы не соответствует законам, запрещающим нарушение общественного порядка и предписывающим уважение к местным обычаям. Присутствие последователей Муна в Венесуэле является «недвусмысленным предупреждением, что опасность существует внутри страны́», – добавил Альварес.

Власти Венесуэлы начали расследование деятельности секты после того, как к ним начали поступать жалобы от матерей, дети которых были завербованы группой. 16 сентября 1997 года полиция произвела обыск в штаб-квартире последователей Сан Мен Муна, однако члены «Церкви Объединения» поклялись несмотря ни на что продолжать прозелитическую деятельность в Венесуэле.

Власти доставили двух лидеров группы в управление полиции, где их допросили по поводу выдвинутых ранее обвинений в незаконном давлении на молодых людей с тем, чтобы они разрывали со своими семьями и женились на иностранках, назначенных им Муном. Судья начал расследование всех обвинений, с тем, чтобы принять решение, следует ли начинать судебное преследование членов секты. Однако лидер секты Густаво Джулиано в интервью, опубликованном 15 сентября 1997 г. в ведущей газете Каракаса «Эль Насьональ», заявил, что власти прибегают к репрессиям, и добавил что, тем не менее, его единоверцы не намерены прекращать работу в этой латиноамериканской стране. «Действия правительства вскоре будут прекращены, так как они направлены против свободы вероисповеданий», – заявил он репортерам, когда полицейские вели его из расположенной в центре Каракаса штаб-квартиры его организации в управление полиции. По его словам, в Венесуэле, где большинство населения являются римо-католиками, «Церковь Объединения» насчитывает всего около 30 активных членов. (Муниты утверждают, что по всему миру у них имеется от двух до трех миллионов членов).

Джулиано заявил, что его группа планирует через несколько дней начать проведение серии открытых бесед, чтобы объяснить венесуэльцам свои главные принципы и методы работы. Некоторые члены группы оказывают помощь пациентам в больницах, в то время как другие занимаются вербовкой новых членов на улицах.

Ведущий римско-католический епископ страны Хосе Эрнан Санчес Поррас – генеральный секретарь епископской конференции Венесуэлы – заявил, что он восхищен действиями правительства и признателен ему. Организация Муна является «псевдо-религией, разрушающей мир во многих венесуэльских домах», – заявил он.260

Парагвай

В 1981 году Пак Бо Хи заручился поддержкой тогдашнего парагвайского диктатора Стресснера, после беседы с которым заявил: «Сам Бог избрал его, чтобы управлять этой страной». Тем не менее, в конце 1990-х годов решением правительства Парагвая за грубые финансовые нарушения был закрыт мунистский банк в этой стране261. Однако мунисты усиливают свое влияние в ряде латиноамериканских стран. К укреплению своих позиций Мун подключает различные фонды. (Так, в Гондурасе муновский «Международный Фонд дружбы и взаимопомощи» осуществляет проект по строительству ста жилых домов и медицинского центра. Возможно, работа будет поддержана другими благотворительными организациями)262.

Боливия

В Боливии мунистская CAUSA также получила активную поддержку правящих кругов. Мун в частных беседах «предсказывал» военный путч 17 июля 1980 года за месяц до того, как тот произошел, осуществленный боливийским генералом Гарсиа. Позже стало известно, что ЦО вложила в подготовку государственного переворота 4 млн долларов. А сразу же после переворота члены секты из Уругвая доставили генералу Гарсиа американским военным самолетом еще 50 тысяч долларов. Член международного руководства CAUSA Томас Уорд лично участвовал в осуществлении переворота.

«Довольно показательно, – отмечает Н. В. Кривельская, – что, когда боливийская военная хунта Гарсиа Месы перестала внушать доверие Вашингтону, так как вместо своей главной задачи – установления жестокого репрессивного режима – боливийские генералы принялись превращать море кокаина в море долларов, он принял решение об отказе в поддержке боливийской хунты. Тогда, в начале 1981 года, последовали непосредственные санкции, и тут же, как по мановению волшебной палочки, из Боливии улетучились все мунисты. Исчезли так же организованно и скрытно, как когда-то появились»263.

Чили

...Свое турне по Латинской Америке в 1981 году Пак Бо Хи продолжил в Чили. «Мы хотим противопоставить коммунизму идеологию „Церкви Объединения», которая может победить его в философском плане и устранить проблемы, которые способствовали рождению и развитию коммунизма», – заявил он на семинаре в Сантьяго. Здесь Пак Бо Хи обсудил с Пиночетом планы создания чилийского отделения CAUSA.

Католическое духовенство Латинской Америки обратило особое внимание на опасность «мунизации» Чили. «Невозможно одновременно состоять в секте Муна и оставаться чадом Католической Церкви», – говорилось в обращении представителя Совета латиноамериканских епископов к чилийским католикам в марте 1997 года264.

Глава отдела по вопросам экуменизма и межрелигиозному диалогу Совета колумбийский священник Франсиско Сампедро обратился к чилийским католикам после того, как представитель ЦО в Чили Серхио Гонсалес выступил со следующим заявлением. Он объявил, что Мун планирует начать кампанию инвестиций в экономику этой страны после того, как в марте 1997 года там будет открыта новая штаб-квартира его секты. Отец Франсиско рассказал, что вместе с рядом других представителей Римско-Католической Церкви он побывал на собрании, организованном Муном в столице Уругвая Монтевидео. «Внимательно выслушав речи Муна и его последователей, мы пришли к выводу, что чада Католической Церкви не могут оставаться таковыми, вступая в эту секту. Мы поняли также, что никакой экуменический диалог с мунистами невозможен», – заявил отец Франсиско.

Латиноамериканский священник подчеркнул, что при всем уважении к иным религиям и верованиям католики должны четко представлять себе, какие из них совместимы, а какие несовместимы с католическим вероучением. Отец Франсиско Сампедро, эксперт по сектам и новым религиозным движениям, предупредил чилийских католиков, что пропагандисты учения Муна сознательно вводят их в заблуждение, когда говорят, что можно стать членом ЦО, оставаясь христианином, – учение секты Муна в ряде своих важнейших доктрин в корне расходится с учением Римско-Католической Церкви. «Католики никогда не смогут смириться с тем фактом, что Мун четырежды женат, с тем, что он провозгласил свою нынешнюю супругу новой Евой, а себя – новым Мессией, пришедшим завершить дело, которое не смог закончить Христос», – сказал видный католический деятель265.

Гватемала

В 1985 году в Париже была проведена конференция Международного Совета Безопасности – одной из организаций Муна. Целью этого совещания было «разработать стратегию борьбы против экспансии коммунизма». В нем приняли участие более ста занимавших высокие посты генералов и офицеров из Южной Кореи, Японии, Гондураса, Чили и ряда других стран.

Но попытки мунистов внедриться в страны Центральной Америки встретили противодействие местных властей. В 1997 году были проведены расследования в отношении деятельности миссионеров ЦО в таких странах, как Сальвадор, Гондурас, Гватемала, Никарагуа и Панама266.

Осенью 1997 года последователь Сан Мен Муна в Гватемале обвинил Римско-Католическую Церковь этой латиноамериканской страны в действиях, направленных на изгнание «Церкви объединения» из Гватемалы. Римско-Католическая Церковь отвергла обвинения мунитов в том, что она якобы пытается оказать давление на правительство страны.

Представитель гватемальской архиепископии Карлос Алдана заявил, что Католическая Церковь «предупреждает народ о том, что мунизм – это опасная секта», но не оказывает давления на правительство для принятия силовых мер. «Мы уважаем конституцию республики, которая гарантирует свободу религии, но мы энергично критикуем секту, потому что мы озабочены тем, что она использует методы манипуляции людьми», – сообщил Алдана агентству Рейтер.267

В свою очередь Нилтон Херрейра, юрист «Церкви Объединения» и ее член, заявил агентству Рейтер, что «гватемальский (католический) архиепископ Просперо Пенадос дель Баррио призвал все евангельские Церкви объединиться с ним, чтобы изгнать секту Муна из Гватемалы». Херрейра признал, что 120 японок, сотрудниц «Церкви Объединения», действительно прибыли в страну с туристскими визами, но также отрицал, что они занимаются прозелитизмом. «Они сейчас знакомятся со страной и просто рассказывают людям о своих внутренних переживаниях. Но не с целью обратить кого-либо. Это – не религиозный прозелитизм», – заявил он. По его словам, японки «работали в группах» в парках и на рынках. Они подходили к незнакомцам, чтобы поговорить с ними о разводе, о браке и о семье. «Они знакомились с Гватемалой и обдумывали, хотят ли сделаться миссионерами в Латинской Америке», – добавил Херрейра.

Херрейра также заявил, что его группа стремится к сотрудничеству с другими деноминациями в сфере здравоохранения и образования. По его словам, «тысячи гватемальцев участвуют в жизни «Церкви Объединения», обосновавшейся в стране с 1980 года. По словам Херрейры, негативное отношение к «Церкви Объединения» наблюдается по всей Латинской Америке. «В Сальвадоре, Никарагуа и Гондурасе мы сталкиваемся с трудностями. В каждой из этих стран Католическая Церковь оказывает давление на правительство, чтобы оно изгнало японских сотрудников Церкви Муна», – утверждал Херрейра.

Однако директор департамента иммиграции страны Эдгар Монтес заявил агентству, что, поскольку его ведомство получает анонимные жалобы в связи с деятельностью секты, оно начало проводить расследование относительно легальности пребывания в Гватемале японских сотрудников «Церкви Объединения». Монтес добавил, что иностранцы, прибывшие в страну по туристской визе, не имеют права заниматься миссионерской деятельностью в Гватемале.268

Русские муниты в Латинской Америке

К своей латиноамериканской программе Мун подключил и Россию. Вот что сообщалось в российской церковной печати в 1997 году: «В южноамериканские страны уже сейчас отправляются мунисты из различных регионов России. Зачастую российские рядовые мунисты, в том числе петербургская молодежь, предварительно отправляются в другие государства (Великобритания, США и др.) – на переподготовку с целью последующей отправки в развивающиеся страны. Комитет спасения от тоталитарных сект получил сведения, что как минимум десять человек – петербургских юношей и девушек – отправлены в США. Команды для отправки в Южную Америку готовятся многонациональные. Как правило, в каждой из них всего один русский мунист. Таким образом, российские мунисты окончательно отрываются от родной культуры, лишаясь всякой возможности общения с соотечественниками»269. Так Мун одним выстрелом убивает двух зайцев – «облагораживая» далекую Латинскую Америку руками «спецпереселенцев», он ставит эксперимент по выведению нового человека, и исключительно интересно спустя несколько лет проанализировать его результаты.

Латинская Америка – «Земля обетованная»

В 2000 году в Интернете появился документ «Молитва Истинных Родителей», подписанный престарелым Сан Мен Муном. Ввиду сенсационности содер­жания этого текста приводим его с небольшими сокращениями (в перево­де с английского, прописные и строчные буквы даются по оригиналу).

«Мы воистину благодарны Богу за то, что Он позволил нам работать, особенно в Парагвае, Бразилии, Уругвае и Аргентине в течение послед­них четырех лет, для Промысла Божия, в котором Бог попытался разре­шить все проблемы, сотворенные Сатаной в этой части мира...

Я понимаю и знаю, что Ты призвал меня занять место усовершившегося Адама и оплатить все долги мира после Первой, Второй и Третьей ми­ровых войн, которые были условно символизированы в прошлом году, когда 13,14 и 15 мая я отсекал человечество от родословной Сатаны, вы­звавшего глубокую грусть Бога.

Я понимаю, что моя миссия заключалась в раскрытии человеческой истории во всей ее полноте; я должен был открыть и раскрыть все тайны небесные и земные и, делая это, явить Твои великие печаль и страдание, вызванные грехопадением; а также открыть всему человечеству, как не­вероятно сложно Тебе приходилось в течение всей библейской истории.

Отец! Ты дал мне миссию Твоего Сына и избрал Мать из этой земли. Ты основал семейный фундамент. Ты руководил (и развил) международ­ные церемонии благословения супружеских пар во Имя Истинных Роди­телей, представляющие идеал Второго Пришествия, чтобы освободить духовный мир, средний уровень духовного мира и даже ад и рай. Осно­вываясь на победном духовном фундаменте, заложенном Иисусом, Ты хочешь обратить половину земного человечества на Свою сторону, благо­словив их через благословение 3 600 000 супружеских пар, и благосло­вение 4 миллиардов супружеских пар. <...> Ты дал Сатане возможность искупить сделанные им ошибки. Он не любил человечество как детей Божиих, но, скорее, воровал их у Бога и настраивал их против Него. Время, когда Бог смог приказать Сатане исправить то, что тот натворил, и очистить падшее родословие, пришло, когда Бог 21 марта предъявил ему ультиматум. Сатана извинился перед Богом и заявил, что теперь он будет поддерживать его усилия по сотво­рению идеального сада любви. Он исповедовал все свои грехи перед Ис­тинными Родителями в надежде, что те простят их.

Он исповедался и извинился за всю ту неправду, которую принес че­ловечеству. Пожалуйста, Небесный Отец, пожалей его, просящего про­щение у Тебя и у Истинных Родителей! Поскольку мы, Истинные Родители, объединяем небо и землю, мы приносим мир между Богом и Сатаной и утверждаем единство между Бо­гом, Сатаной и человечеством. Мы слили это единство в одно единое ро­дословие Бога. <...>

Так как Ты объединяешь всю вселенную в царстве Твоей любви, осво­бождающей всё, человечество, Истинных Родителей и Бога, пожалуйста, дай такую благодать даже Сатане и прости его.

Отец! Я искренне надеюсь и молюсь, что Сатана будет любить Бога больше, чем Истинные Родители, чем человечество, больше, чем кто-ли­бо в мире. Также, что они (по всей видимости, он – сатана. – авт.) по­каются во всех своих злых деяниях, предпринятых против родословия Бо­га. Я надеюсь, что они помогут построить объединенный мир мира на зем­ле и в небесах, облегчая божественную боль, вызванную неспособнос­тью любить человечество так, как Он желал этого, и в конечном итоге, окончательно освободят Его. Мы молимся о том, чтобы вечная слава и процветание наполнили небо и землю, сконцентрированную на мире любви перед Богом, человечеством и Ис­тинными Родителями. Аминь. Аминь. Аминь».270

Как говорится, комментарии излишни. Вскоре после публикации это­го документа Мун объявил своим последователям, что им нужно возлю­бить сатану больше, чем Бога – Бога-то, дескать, полюбить ничего не стоит, а ты попробуй возлюбить своего главного врага...271

* * *

251

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 33.

252

См.: Благовест-инфо (Лима). 1997. 6 марта.

253

См.: Там же.

254

См.: Благовест-инфо (Монтевидео). 1996. 20 нояб.

255

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 10.

256

См.: Благовест-инфо (Москва). 1996. 18 нояб.

257

Цит. по: Кривельская Н. В. Религиозная среда обитания. С. 83.

258

Хит Уильям. Ассошиейтед Пресс, 23 ноября 1996 г., America Online.

259

Кривельская Н. В. Религиозная среда обитания. С. 83.

260

Ассошиэйтед пресс. Каракас, Венесуэла. 16 сентября 1997 г.

261

Кривельская Н. В. Религиозная среда обитания. С. 237.

262

См.: Направление: Вестник Белорусского движения Объединения. 1999. № 3 (9). Апр. С. 7.

263

Кривельская Н. В. Религиозная среда обитания. С. 102.

264

См.: Благовест-инфо (Лима). 1997. 6 марта.

265

Там же.

266

Кривельская Н. В. Религиозная среда обитания. С. 81–83.

267

Агентство Рейтер. Гватемала-Сити. 28 августа 1997 г.

268

Ассошиэйтед Пресс. Каракас, Венесуэла. 15 сентября 1997 г.

269

Иваницкий А. Анализ масштабов распространения и деятельности новых религиозных организаций в Санкт-Петербурге // Миссионерское обозр. 1997. Нояб. С. 18.

270

Полный текст можно найти по адресу: http://family.tongil.or.kr/ctnews/eng2/news02/INDEX0101.htm.

271

Приложение к докладу пастора Томаса Гандоу. Мун исповедует сатану // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 124–125.

Комментарии для сайта Cackle