«Церковь Объединения» на Дальнем Востоке

Южная Корея

Переместив центр своей деятельности в США, Мун по-прежнему уделял большое внимание своему «тылу» – Корее, разделенной по 38-й параллели. В 1957 году немногочисленная группа Муна начала программу «свидетельствования» в 120 деревнях Южной Кореи, а уже 31 мая 1963 года организация по осуществлению этой программы была официально зарегистрирована Министерством образования в качестве «социальной организации»225. В те годы в Корее сложилась традиция, согласно которой члены ЦО жили у себя дома, а в церковные помещения, где постоянно находилось лишь несколько человек, приходили только на молитвенные собрания. В Японии, однако, уже в 1960-е годы зародилась и упрочилась перенесенная потом на американскую землю практика общежития226. Другая страна, расположенная в Юго-Восточной Азии, – Вьетнам – также была разделена на север и юг; северовьетнамские коммунисты в ходе многолетних и кровопролитных боев овладели Сайгоном – столицей Южного Вьетнама. 30 апреля 1975 года была одержана решающая победа и в войне с Соединенными Штатами. Потеряв 60 тысяч убитыми, что для американцев – огромное число, США ушли из Вьетнама, хлопнув дверью: «Чума на оба ваших дома!»

Параллели (не географические) напрашивались сами собой: сегодня – Южный Вьетнам, а завтра?.. И Мун решил действовать. Однажды весенним утром 1975 года 750 миссионеров ЦО из разных стран высадились в Пусане, порте на южной оконечности Южной Кореи, где 24 годами ранее Мун с горсткой учеников построил свою первую молельню – барак из листового железа и самана.

На причале местные мунисты забросали прибывший из Японии пароход лентами и серпантином, так что он утопал в них. За три месяца миссионеры выполнили громадный объем работы. «Крестовый поход» с триумфом завершился на острове Йойдо, что расположен напротив столицы страны – Сеула. 7 июня 1975 года здесь собрались 1,2 млн человек на митинг под лозунгом «Всемирный поход за освобождение Кореи». Мун бросил в гигантскую толпу девиз: «Коммунизм – враг Бога и человечества». Он потребовал, чтобы тысячи присутствовавших здесь мунистов дали клятву отдать, если понадобится, свои жизни ради защиты Южной Кореи и 38-й параллели. В числе прочих клятву сражаться за Южную Корею дали и присутствовавшие на этом митинге французские мунисты227. В том же 1975 году миссионеры мунисты были направлены еще в 120 стран мира228.

Стремясь укреплять корейско-американские связи, Мун регулярно созывает «Конференции для священнослужителей разных вероисповеданий» (ICC). Их деятельность «направлена на укрепление христианского единства и взаимопонимания среди христиан разных течений, рас и культур» – такова мунистская версия экуменизма. Лишь с 1985 по 1988 год более семи тысяч американских священнослужителей посетили семинары Конференции в Южной Корее и Японии. Участники этих семинаров знакомились с богословскими вопросами, связанными с учением ЦО229.

15 мая 1987 года Мун учредил «Федерацию граждан за объединение Отечества». Целью Федерации является воссоединение Кореи и создание свободного демократического государства. «В первую очередь, Федерация стремится сформулировать новую систему моральных ценностей, на основе которых можно было бы добиться примирения и объединения корейского народа. Для этой цели подходит только религиозное мировоззрение (естественно, мунистское! – а. А.). Федерация организовала разъяснительную работу на всей территории Корейской Республики, включая сельские районы страны. Вблизи 38-й параллели строятся Дом Молитвы за Воссоединение и Просветительский Центр Воссоединения»230. Объединительная деятельность ЦО приобрела большую известность. Тогдашний лидер северокорейского коммунистического режима Ким Ир Сен вынужден был пригласить Муна к участию в переговорах о воссоединении Севера и Юга. В начале декабря 1991 года Мун прибыл на свою родину, в Северную Корею, первый раз за последние 40 лет. Он выступил в Пхеньяне на тему о воссоединении и, по данным северокорейского информационного агентства, собирался обсудить этот вопрос с президентом Ким Ир Сеном231. «Северная Корея расстилает красный ковер, принимая Муна», – так сообщали японские газеты 2 декабря 1991. «Japan Times» высказала предположение, что обанкротившийся режим Северной Кореи пригласил Муна как крупного бизнесмена, чтобы обсудить проблему зарубежной помощи, в которой Пхеньян нуждается для укрепления своей агонизирующей экономики.

Ким Ир Сен, последний сталинистский «великий вождь» последнего сталинистского государства и к тому же «солнце нации» и «любимый и чтимый отец», послал спецсамолет в Пекин, чтобы доставить оттуда своего квазиколлегу Сан Мен Муна. Тот, будучи и сам, собственно говоря, «любимым и чтимым истинным отцом», ждал с женой и свитой разрешения на въезд в Северную Корею.

Председатель северокорейского «Комитета помощи землякам за рубежом» Юн Ки Бок чествовал Муна как «широко известного на родине и за рубежом человека, всегда радеющего о судьбах нации и о воссоединении Кореи»232. (Понятно, что «дорогой и горячо любимый вождь» в очередной раз блефовал. К этому времени его коллеги в Восточной Европе уже потерпели фиаско: в Румынии был расстрелян Чаушеску, в Болгарии Живков сидел под домашним арестом, а Хонеккер позорно бежал из объединенной Германии на советском военном самолете. Так что о воссоединении Кореи не могло быть и речи).

В начале 2003 года «Церковь Объединения» объявила о создании собственной политической партии, избирательной платформой которой станет «мир и объединение Корейского полуострова». Новая организация получила название «Партия Господа, мира, объединения и дома». Как сообщалось в заявлении, принятом ее создателями, члены движения будут добиваться создания единого корейского государства, «распространяя Слово Божье и вселяя в души людей помыслы о мире».233

Но Мун упорно продвигал объединительные проекты. Так, он «решил построить межконтинентальную систему скоростных шоссейных дорог, которая... свяжет между собой многие страны мира. По обе стороны от шоссе будет находиться километровая нейтральная зона, и гражданам любой страны будет гарантирован беспрепятственный проезд». На острове Кюсю даже было начато строительство тоннеля, который соединит Японию с Кореей. Обсуждались планы строительства участков шоссе, которые пройдут по территории Китайской Народной Республики234. В октябре 1988 года был выпущен первый номер газеты «Ежедневные всемирные новости» («Sae Gae llbo»). Это вторая по объему корейская газета, ее издание финансируется ЦО. Для размещения редакции газеты был приобретен участок земли вблизи реки Хан235.

ЦО финансирует сеульскую балетную труппу «Universal Ballet Company». Она была создана с намерением «совместить традиции западного классического балета с чистотой и простотой восточного танца и тем самым подтвердить универсальный характер танцевального искусства. Это нашло отражение и в названии коллектива – Труппа Универсального Балета. Сеульская труппа приняла участие в Фестивале Искусств Летних Олимпийских Игр, проводимых в столице Южной Кореи»236. ЦО принадлежит корейская медицинская фирма «Иль Хва», которая выпускает медикаменты и продукты. Ее предприятия «производят 40 видов фармацевтических продуктов, напиток, приготовленный с использованием родниковой воды, и 10 препаратов на основе женьшеня»237. ЦО принадлежит монополия на торговлю женьшенем на западном рынке.

В качестве религиозного вождя, «учителя» или «отца» Мун обладает абсолютным авторитетом. Самые значительные посты в различных мунитских организациях занимают родственники Муна – так называемый «Клуб свояков». Параллельно с церковными организациями в отдельных странах существуют и независимые от них филиалы «фронтовых» организаций и хозяйственных предприятий, подчиняющиеся международному руководству. На самом верху ими руководит опять-таки кто-то из старых корейских членов движения, либо из семьи Муна. Так индустрией «Тонг Иль» управляет Мун Сун Кьюн, пле­мянник самого Муна.238

«Тонг Иль» – фирма, производившая на начальном этапе развития секты пневматическое оружие, а сейчас являющаяся одним из ведущих поставщиков металлообрабатывающего оборудования в Корее. Фирма осуществляет поставки автомобильной промышленности и со­трудничает с производителями вооружений. Оборот «Тонг Иль» превы­шает 200 миллионов долларов.239

Фирма «Саеило Машинери» также контролируется ЦО. Она поставляет на рынок новое поколение машин, изготовленных по немецкой и японской технологиям с применением труда корейских рабочих240. Однако к концу 80-х годов, впервые за тридцать лет своей деятельности, ЦО почувствовала, что приток ее новых членов сократился почти втрое. И хотя в Южной Корее насчитывается 650 тысяч мунистов, правительство страны так и не позволило возвести ЦО в ранг официальной церкви. Необходимо было искать новые сферы для миссионерской деятельности и вложения капиталов в дорогостоящие проекты. И ЦО обратила свой взор на Советский Союз. В проект международного хайвэя (суперавтотрассы, опоясывающей весь мир) срочно включилась Москва и половина Советского Союза.

Вот что говорил об этом в 1989 году сам Мун: «В 1981 году, в Сеуле, на X Международной конференции, которая была посвящена проблеме единства наук и собрала выдающихся ученых из более чем ста стран, я изложил свой проект Международной автострады Мира. Когда этот огромный план будет завершен, станет возможным проехать на автомобиле вместе с семьей от Токио до Лондона.

По моему мнению, Международная автострада Мира поможет объединить людей в одну человеческую семью. А ведь современная технология едва ли не заставляет нас жить одной семьей, если мы хотим уцелеть. Работы по сооружению тоннеля между Корейским полуостровом и Японией уже существенно продвинулись вперед. Мы завершили стадию проектирования и приступили к прокладке самого тоннеля.

Пару лет назад я поделился этим замыслом с официальными лицами Китайской Народной Республики. Они выразили позитивный интерес к проекту, и в этой стране ведутся исследовательские работы. Конечно, со временем для осуществления плана потребуется привлечь и Советский Союз, занимающий ключевое географические положение одновременно в Европе и Азии. Надеюсь, что вскоре смогу установить контакт с представителями вашего правительства»241.

Компании, подконтрольные Церкви Объединения Муна, в конце 2000-х гг. стали активно приобретать большие земельные участки в приморской зоне в южной части Республики Корея. Как следует из сообщения представителей администрации города Ёсу, что в корейской провинции Южная Чолла, одна из компаний, подконтрольная Фонду Церкви Объединения Муна, приобрела значительные территории сразу на трех островах – Кымондо, Нандо и Комундо. Общая площадь выкупленных участков составила почти пять с половиной миллионов квадратных метров. Примечательно, что покупка территории была совершена практически сразу же после того, как стало известно, что город Ёсу получил право на проведение у себя в 2012 году всемирной выставки ЭКСПО, что гарантирует значительные правительственные и частные инвестиции в развитие инфраструктуры города и прилегающих территорий. Один из бывший хозяев участка отметил, что «не знал, что инициатором сделки выступает Церковь Объединения Муна», и пошел на продажу, так как была предложена цена «выше обычной». В то же время о стоимости сделки он отказался сообщить.

Учитывая поступавшие ранее сообщения, становится очевидно, что подконтрольные Церкви объединения Муна компании будут вкладывать большие деньги в создание развлекательной и транспортной инфраструктуры уезда города Ёсу. На 2008 г. ЦО принадлежало уже три процента (7,07 млн. кв. км) всей территории уезда. На приобретенных ранее Церковью Муна землях уже ведется строительство морского парка развлечений и большой площадки для гольфа. В 2006 году Мун лично приезжал в Ёсу и вместе с мэром этого города объехал ряд прилегающих островов. В ходе поездки он высказал пожелание сделать этот регион «развитым морским курортом». После этого и началась скупка земель фирмами, который входят в состав Фонда Церкви Объединения Муна, обладающего, серьезными капиталами. Проведенные Церковью Муна операции, как сообщают местные операторы недвижимостью, уже успели существенно взвинтить цены на землю в регионе. Учитывая перспективы проведения ЭКСПО, было высказано предположение, что стоимость будет продолжать расти и дальше.

Забыв про свои антикоммунистические убеждения, Мун решил внедриться и в коммунистический Китай, В 1980-х годах он начал содействовать созданию автомобильного городка в Южном Китае для расширения экспортных возможностей КНР. «Помочь в выпуске экспортного автомобиля для континентального Китая – вдохновляющая задача, и не в столь отдаленном будущем она будет решена, – утверждал Мун. – Модернизация Китая позволит обеспечить благосостояние более чем миллиарда человек. Это имеет ключевое значение для будущего мира во всем мире»242. Мун также предполагал начать в Китае сборку легковых машин, и в этом деле у ЦО уже имелся опыт: в Корее, например, без муновской фирмы «Тон Иль» выпуск автомобилей был бы невозможен.

Ищущие духовную истину люди присоединяются к «Церкви Объединения» по ряду причин. Многие мунисты-корейцы, например, возвышаются в собственных глазах через принадлежность к группе, проповедующей, что корейцы – народ избранный Богом в наши дни. Более того, богословие Муна не противоречит корейским традициям или духовным учениям (шаманизму, спиритизму и т.п.), но, скорее, объединяет их в национальную религиозную систему. Корейцы могут принять богословие «Церкви Объединения» и чувствовать себя «христианами», при этом не расставаясь со своими духовными корнями.

Кроме того, важно понимать, что на протяжении столетий корейцы пережили ужасные притеснения со стороны соседних государств. Идеология Муна представляет эти страдания в духовном свете, изображая их как Божий способ приготовить народ к тому, чтобы они стали Его избранными посланниками в последние дни. Мун пишет: «Корейскому народу также пришлось пострадать под игом народа сатаны в течение срока, дополнившего число сорок (важное пророческое число в учении Муна)... Это был сорокалетний период, в течение которого Корея переносила неслыханные лишения, являясь колонией Японии».243

В интервью, взятом у него в 1977 году, Мун пояснил: «Сегодня у Кореи много общего с сердцем Бога. На основании своего собственного опыта страданий и трагедий, корейцы могут с готовностью понять печаль и сердечные муки Бога. Они с готовностью отвечают на призыв Бога».244 Таким образом, подойдя к болезненному прошлому Кореи, Мун предлагает великое утешение тем, кто страдал сам, и тем, чьи близкие пострадали в прошлых поколениях.

Япония

В Японии члены ЦО начали с очень простого: они собирали макулатуру и металлолом. Позже появились проекты в таких областях, как компьютерная техника, кораблестроение, станкостроение, ювелирное дело, производство экологически чистых продуктов. В настоящее время в Японии более 300 предприятий такого рода (в основном это предприятия машиностроительной отрасли и сеть магазинов). В середине 80-х годов ежемесячные доходы японского филиала ЦО достигли 14 млн долларов. Но Муну этого недостаточно, ведь расходы на Дело в мировом масштабе гораздо выше. Отсюда – поиск «альтернативных вариантов».

27 мая 1994 года Окружной суд Фукуоки (Япония) постановил, что ЦО юридически ответственна за незаконные действия по вымогательству денежных пожертвований, предпринятые в отношении истцов, и обязал ее к возмещению ущерба гражданам. Как указала Национальная сеть юристов Японии, сумма пожертвований, которые Мун через ведущих японских функционеров ежемесячно предписывал собирать своим сторонникам, в 1986 и 1987 годах составляла не менее 10 млрд иен, а в 1990 году – несколько миллиардов иен ежемесячно. Чтобы иметь возможность выполнить предписание Муна, его последователи, имеющие работу, были вынуждены брать в различных финансовых учреждениях займы в миллион иен, причем многих заставляли делать это под залог своей недвижимости, а полученные средства передавать в ЦО. С февраля 1989 года по февраль 1994 года общая сумма финансовых потерь граждан превысила 60 млрд иен, а количество дел, которыми занимались юристы в связи с изъятием денег у граждан, составило 16 тысяч. Большая часть собираемых в Японии астрономических средств переводилась связанным с Муном и ЦО компаниям, располагавшимся в Южной Корее и США245.

Именно в Японии сейчас находится самая сильная часть движения Муна. А началось все в 1958 году, когда сюда отправился первый миссионер – Чой Сан Ик, который проповедовал среди корейских эмигрантов.

Ещё в 1968 году в Японии был основан муновский Международный культурный фонд (JCF). Цель ICF – создание «совершенно новой мировой культуры, которая должна «ориентироваться на Бога». ЦО постепенно усиливала свое влияние в Японии, и на выборах в 1993 году движению Муна удалось провести в парламент одного депутата. Тем самым мунизм стал первой из «молодежных религий», которая, входя в правящую коалицию, принимает участие в управлении одной из крупных индустриальных стран. Кроме того, три кандидата движения были представлены на муниципальных выборах в Токио246.

Деятельность мунистов в дальневосточных городах ведется знакомыми россиянам методами. Чаще всего это банальная мелкая торговля, организованная следующим образом. Продавцы обходят квартиры граждан или подходят к ним на улице в центре города, при этом скрывая свою принадлежность к ЦО, и предлагают заполнить вопросник для изучения мировоззрения молодежи. Одновременно они узнают о проблемах и несчастьях в семьях своих собеседников и выясняют их финансовое положение. Они вынуждают людей купить именную печать или четки (мраморный сосуд или концентрированную эссенцию, статую Будды или свои генеалогические древа), причем процесс принуждения занимает долгие часы, в течение которых продавцы заявляют, что «покупка необходима человеку, чтобы освободить его от страшной судьбы своих предков»: «Если вы не приобретете это прямо сейчас, ваши родители скоро умрут, ваши дети заболеют, ваш муж заведет любовницу. Вы не сможете сохранить счастливый брак. И все это потому, что ваши предки совершили убийство, занимались блудом и т. д.» Понятно, что торговля осуществляется по завышенным ценам и чрезвычайно агрессивными методами – используется техника запугивания, порой заставляющая людей отдать в виде пожертвований все свои сбережения.

Оценка деятельности ЦО в Японии была дана в марте 1994 года Национальной сетью юристов. Ими было сделано заявление о том, что торговля предметами культа, проводимая ЦО, – это недобросовестная торговля, цель которой – получение прибыли путем обмана и шантажа граждан247. В этом заявлении особо подчеркивается, что «среди японских последователей ЦО (приблизительно 20 000 человек) более половины покинули свою работу, оставили свои семьи и живут в общении с другими членами. Их заставляют заниматься сбором средств с утра до ночи, используя мошеннические надувательские средства миссионерства и торговли предметами культа. Их учат верить и умирать и жить для Муна. Завлекая людей в ЦО обманным способом, запугивая людей и вынуждая их платить деньги, они таким образом спасают их и себя в духовном мире. Проблема с миссионерской деятельностью ЦО в том, что они первоначально завлекают людей, скрывая свою принадлежность к ЦО и вообще к религии, а затем прибегают к контролированию сознания своих жертв, используя тщательно разработанные приемы запугивания. Поэтому многие последователи ЦО растратили свою молодость, живя в течение долгих лет на минимальную ежемесячную субсидию, страдая от постоянных угроз, основанных на учении Муна и от перегрузки работой. Хотя они и были совершителями преступной „духовной торговли», они сами сделались жертвами этой веры»248.

В целях защиты своих сограждан Национальная сеть юристов выдвинула Муну и руководящим лицам ЦО в Корее требования о продаже в интересах жертв, проживающих в Японии, части собственности, приобретенной ЦО благодаря обиранию японцев; а также вернуть им деньги; прекратить сбор денег и не понуждать японских последователей Муна заниматься мошеннической миссионерской работой; запретить своим сторонникам проповедовать, завлекая людей для миссионерской деятельности в такие места, как видеоцентры, и скрывая свою принадлежность к «Церкви Объединения»249. Но это не поколебало позиции Муна в Японии. Летом 1995 года он отправил свою супругу Хак Джа Хан в поездку в Страну Восходящего Солнца. Ее сопровождала Барбара Буш – супруга бывшего президента США Джорджа Буша (старшего)250, что демонстрировало всему миру влиятельную поддержку, оказываемую мунистам президентскими структурами мировой державы США.

* * *

225

См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 36.

226

Кузнецова Т. Н. Мунизм: Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. 2-е изд. М., 1999. С. 193.

227

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 11–12, 65.

228

См.: Новый взгляд на мир во всем мире... С. 61.

229

См.: Там же. С. 23.

230

Там же. С. 29.

231

См.: Проповедник Мун посетил родину // Известия. 1991. 2 дек.

232

Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 105.

233

НГ-Религии, № 5 (113), 19. 03. 2003, С. 2.

234

См.: Новый взгляд на мир во всем мире... С. 30.

235

См.: Там же. С. 41.

236

Там же. С. 48.

237

Там же. С. 52.

238

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 494.

239

Там же, С. 494.

240

См.: Новый взгляд на мир во всем мире... С. 55.

241

Цит. по: Иорданский В. Нужна духовная революция // За рубежом. 1989. № 47. С. 16.

242

Цит. по: Там же.

243

Сан Мен Мун. Exposition of the Divine Principle (New York: The Holy Spirit Association for the Unification of World Christianity, 1996, 400.

244

Сан Мен Мун. Master Speaks. Цит. по: Зонтаг Фредерик. Sun Myung Moon and the Unification Church. Nashville: Abington, 1977, p. 130.

245

См.: Кривельская Н. В. Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты. М., 1998. С. 96.

246

См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 36, 99.

247

См.: Секты против Церкви. С. 280.

248

См.: Там же. С. 281–282.

249

Подробнее см.: Там же. С. 516–519.

250

См.: Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 284.

Комментарии для сайта Cackle