«Церковь Объединения» в США

В 1970 году руководство ЦО приняло решение о переезде Муна в США. 18 декабря 1971 года Сан Мен Мун вступил на землю своей новой родины. Его ожидает здесь уже хорошо организованная «Семья». Движение имеет и солидную финансовую базу: готовясь к миссии в США, Мун собрал громадный миссионерский фонд, состоявший в основном из пожертвований японских и корейских приверженцев ЦО. Деньги были помещены в «Chase Manhatten Bank» (Нью-Йорк) на имя Муна.

В своих первых миссионерских поездках Мун произносил проповеди по-корейски, пользуясь услугами переводчика, затем перешел на английский. В результате проповедей Муна и усилий его приверженцев число членов ЦО быстро достигло в США нескольких тысяч человек. Почти сразу же группа начала расти, благодаря энергичной проповеднической деятельности и масштабным пропагандистским проектам, в числе которых была и серия массовых собраний в главных городах Америки под названием «День надежды».

В январе 1973 года Мун вызвал к себе из Европы более сотни руководящих и ответственных работников движения. Соединенные Штаты была разбиты им на десять миссионерских зон, каждая со своим штабом во главе. Мун отдал половину зон в ведение иностранных лидеров. Немцы Пауль Вернер и Райнер Винсенц отправлены в Лос-Анджелес и Сиэтл, итало-американец Мартин Портер – в Атланту, японец Кен Судо – в Чикаго157.

Новая структура миссии была строго иерархизирована, имела почти военную дисциплину. Местных руководителей называли «региональными командующими Международного крестового похода за единый мир». Их «солдаты» прибывали из всех уголков земного шара. Более пятисот молодых мунистов неамериканского происхождения были призваны для усиления движения и прикреплялись по необходимости к подвижным бригадам, а также к группам по сбору денег, которые денно и нощно сновали по американским автодорогам.

Прибыв в США, мунистские миссионеры должны были отдать свои паспорта «Семье». В обмен они получали новый паспорт с названием и эмблемой ЦО, где было указано, что их жизнь целиком и полностью принадлежит Делу. Под заголовком «Адрес в США» можно было прочесть: «Нижеподписавшийся находится в данный момент в США в миссионерском турне. До 31 декабря 1974 года у него будет следующий маршрут: с 11 по 13 ноября – Чикаго, Иллинойс (следует адрес); с 14 по 19 ноября – Сиэтл, Вашингтон (следует адрес); с... по...» и т. д.158

Этот метод практикуется мунистами в США и сегодня. Так, в начале 1990-х годов такая судьба постигла, например, Константина Карпачева, студента Петербургского университета. Он откликнулся на приглашение бесплатно съездить в США на конференцию по правам человека, а в результате все лето ему пришлось провести в бесплатной работе на секту – сначала в ее «колхозе», а затем уже в качестве уличного проповедника. Учитывая, что паспорт и обратный авиабилет у него и его однокурсника были отобраны, вероятность побега духовными наставниками исключалась159.

Благодаря притоку активной рабочей силы Мун в 1973 и 1974 годах провел одно за другим три больших турне по 61 городу США. В штатах Калифорния, Юта и на Центральном Западе были установлены связи с различными религиозными течениями, в частности с мормонами, все вместе они вскоре организовали движение «Моральное большинство». Во время пребывания в столице Юты Солт-Лейк-Сити Мун встретился с помощником мэра города и несколькими мэрами округа, связанными с Церковью святых последних дней (мормонами)160.

В 1972 году под контроль Муна перешел Симфонический оркестр города Нью-Йорка, основанный в 1926 году. Официально это было представлено как переход оркестра «под попечительство Международного Культурного Фонда»161. Так было положено начало важнейшей муновской акции – его «церковь» в Новом Свете стала утверждаться как крупный собственник.

В США Мун официально именовался пастором и «преподобным», что на Западе поначалу вызывало недоумение и протесты. «Неизвестно, на каком основании Мун официально присвоил себе звание пастора (а неофициально величает себя „Мессией»), и по-английски его называют Reverend – термин, указывающий на принадлежность к духовенству, что уже само по себе не соответствует действительности, – отмечалось в газете „Русская мысль». – Тем большим абсурдом является перевод этого эпитета на русский язык словом „преподобный», которое имеет совершенно определенное значение: святой из монашествующих, святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство. Даже словари советского времени указывают, что преподобный – это „так называемый святой из монахов"»162.

Вскоре после приезда Муна в США им заинтересовалась группа конгрессменов правой ориентации. Он был приглашен выступить с речью на неофициальном приеме в Палате представителей Конгресса США.

Во время «Уотергейта» Мун организовал в прессе кампанию в поддержку осажденного со всех сторон президента, вложив в этот проект 72000 долларов. Его позиция, как гласила одна газетная заметка, состояла в том, что «в этот исторический момент Бог избрал Ричарда Никсона в качестве президента Соединенных Штатов». Когда Уотергейтский кризис разгорелся еще сильнее, он вывел 1500 своих последователей на демонстрацию на Лафайетт-Сквер, напротив Белого Дома... На следующий день Мун был приглашен на встречу с президентом.

1 февраля 1974 года Мун был принят президентом США Ричардом Никсоном. Эта дата записана золотыми буквами в историю ЦО. «Преподобный» беседует и молится вместе с Ричардом Никсоном. Фотографии увековечили эту историческую встречу, ЦО демонстрировала ее во всем мире. Оба лидера нуждались в этой встрече. Для Муна это была хорошая реклама, а Никсон рассчитывал на поддержку ЦО, чтобы избежать импичмента в связи с «Уотергейтским делом», а главное – он рассчитывал на союз с мунистами в решении глобальной задачи Запада – борьбы против коммунизма. «Я знаю, – писал Ричард Никсон Муну, – что мы можем рассчитывать на Вас и на Ваше воинство...»163

В политической деятельности «Церковь Объединения» задействовала и другие резервы, создав квазиавтономную группу под названием Freedom Leadership Foundation для развития отношений с общественностью и поддержки консервативных политических проектов.

Вот как повествуют мунисты о первых годах деятельности в США «отца-основателя»: «Повинуясь зову Господа, он полагал, что приехал в Америку как „врач» или „пожарник», который приходит в дом извне, чтобы исцелить больного или погасить пожар. Он пришел возродить истинный дух христианства, дух любви, всепрощения и единения. За четыре года Преподобный Мун выступил по крайней мере один раз в каждом из 50 штатов. Самые яркие его выступления состоялись в Нью-Йорке: в концертном зале „Карнеги Холл» (1973 г.), во Дворце спорта „Мэдисон Сквер Гарден» (1974 г.) и на стадионе „Янки» (1976 г.). Кульминацией этой кампании стало грандиознейшее религиозное собрание, состоявшееся в столице США у памятника Вашингтону (1976 г.). Это собрание посетили более 300 000 человек»164.

Проповедям Муна в американских городах предшествовала широкая реклама165. Так, завершая турне «День надежды», в нью-йоркском «Мэдисон Сквер Гарден» он 18 сентября 1974 года собрал 20 тысяч человек. Это событие вряд ли могло пройти незамеченным: стены домов и ограды Манхэттена были оклеены 80 тысячами плакатов с изображением Муна. Ни один нью-йоркский политик не мог припомнить, чтобы такое количество плакатов расклеивалось даже во время президентских выборов.

С особым размахом Мун использовал празднование 200-ле-тия США. На торжествах, устроенных Белым Домом летом 1976 года, от Нью-Йорка до Вашингтона часто мелькало имя Муна. «Отец» организовал собственные церемонии по поводу 200-ле-тия Америки. Митинг 1 июня 1976 года на «Янки Стадиум» и сбор 18 сентября того же года в Вашингтоне явились решающими датами для Муна, смогшего доказать, что он могущественный народный лидер. Вот что пишет по этому поводу Ж. Ф. Буайе: «Чтобы собрать десятки тысяч людей, которые вручат ему это звание, – около 40 тысяч на „Янки Стадиум» и 200 тысяч у памятника Вашингтону – в действие будет приведено все: программа манифестаций умело построена вокруг представлений двух международных трупп Семьи, „Корейского фольклорного балета» и „Нью хоуп сингерс»; жителям бедных пригородов, особенно черным, будет предоставлен бесплатный транспорт, там же осуществляются социальные программы для вербовки последователей и, наконец, при рассылке десятков тысяч приглашений Движение прибегнет, впервые в столь массовом масштабе, к современной почтовой технике»166.

Собрание у памятника Джорджу Вашингтону станет подлинным событием в американской столице, не привыкшей к столь массовым манифестациям. Шоферы такси долгие годы помнили пробки, связанные с этим шоу. На митинге перед публикой Мун произнес самую политическую речь из всех, что он произносил за пять лет своего пребывания в США. Главная мысль в его речи – миссия Америки состоит не только в спасении самой себя, но и в принятии на себя ответственности за спасение всего мира.

В 1975 году Мун основал Теологическую Семинарию Объединения (UTS) в городе Берритаун (штат Нью-Йорк). Она «представляет собой подлинно экуменическую семинарию с преподавателями, исповедующими различные религии, – сообщается в буклете об этом учебном заведении. – Студенты изучают не только теологию Объединения, но и такие дисциплины, как философия, психология, религии мира, а также историю, теологию и священные писания иудаизма, христианства и других религий мира. Кроме того, студенты посещают религиозные службы своих вероисповеданий в храмах, расположенных поблизости от студенческого городка»167. В книге Ж. Ф. Буайе читаем: «Церковь Объединения организует для своих будущих кадров курсы теологического обучения разной продолжительности – 2, 7, 21, 40 и 120 дней. 120-дневную стажировку проходят в крупном поместье Церкви, находящемся в полутора часах езды на север от Нью-Йорка. Попасть туда исключительно трудно»168.

Азиатское происхождение Муна подогревало к нему интерес со стороны белых американцев. Одна бывшая последовательница Муна рассказывала: «Когда однажды Мун посетил молитвенный дом Церкви Объединения в Калифорнии, то все, к чему бы ни прикоснулся, его приверженцы потом делили между собой. Эти вещи в их глазах стали священными реликвиями. Его поклонники пожелали сохранить эти вещи для своего потомства, как верующие хранили в средние века „стружки с креста Господня». Слуги Муна были настолько убеждены в его превосходстве, что у них сложилось следующее впечатление о нем: „Мун имел нечто величественное в своей осанке. Он распространял невидимую силу вокруг себя. Чувствовалось, что, если кто-то выстрелит в него, пуля свернет в сторону. Нельзя было без благоговения приблизиться к нему или прикоснуться к вещи, которой он касался. Он обладал какой-то мистической силой. Нам говорили, что, когда он бывает в зоопарке, все звери бегут в ту сторону, где он находится. Когда он подходит к аквариуму, все рыбы подплывают к нему. Он имеет власть над всем существующим». Я чувствовала, что каждый листочек дерева, каждая песчинка действительно оживают в его присутствии»169.

В те годы Мун проживал в поместье площадью 25 акров в Ирвингтоне (штат Нью-Йорк). На деятельность всей организации тратилось примерно 15 млн долларов. ЦО покупала обанкротившиеся предприятия в слаборазвитых районах страны (как, например, рыболовецкие предприятия Луизианы) и превращала их в выгодные, процветающие компании, используя для этого помощь своих приверженцев, в большинстве случаев добровольную. Но критики мунистов заявляли, что все эти средства собирают с ничего не подозревающих жертвователей членов ЦО, скрывая, что денежные средства пойдут на коммерческие проекты. А те, кто жил и работал вблизи предприятий мунистов, жаловались, что дешевый труд сектантов приводит к увеличению местной безработицы170.

В 80-е годы деятельность ЦО была предметом особого расследования Конгресса США, признавшего ее гибридом из жестко структурированной политической партии и международной бизнес-корпорации. Вот выдержка из доклада Конгресса по этому вопросу: «Многочисленные церкви, деловые предприятия, комитеты, фонды и другие связанные с Сан Мен Муном группы проявились как части единой всемирной организации под централизованным руководством и контролем Муна. <...> По различению функций и по своей основополагающей организационной структуре она сходна в настоящее время с международным концерном, вовлеченным в производство, международную торговлю, поставки вооружения, финансовые операции и другого рода деловую активность. Но она выходит даже за эти рамки и охватывает также сферу религиозной, образовательной, культурной, идеологической и политической деятельности. В подготовке и использовании простых членов она походит на полувоенную организацию, в то время как в других отношениях обладает признаками международной политической партии с жесткой дисциплиной. Между множеством организаций осуществляется постоянное тесное сотрудничество, прежде всего в такой форме, при которой персонал перемещается между организациями, финансовые средства смешиваются, та или другая нижестоящая организация может быть использована так, как будто они все тождественны; само собой разумеется, их всех объединяет роль Муна. По причине тесной связи между различными организациями подкомиссия пришла к выводу, что все они должны характеризоваться как единство, и в данном докладе рассматривает их в совокупности как „организацию Муна"»171.

В изданной в Великобритании книге Джин Ритчи «Секретный мир культов» читаем: «Политические амбиции Муна не знают границ. Он публично объявил: „Мы не можем отделять политику от религии. <...> Разделение между религией и политикой – это то, что сатана любит больше всего». Он также объявил о своем намерении править миром: „Если мы сможем контролировать по меньшей мере семь стран, тогда мы будем держать в руках весь мир: Соединенные Штаты, Англию, Францию, Германию, Советскую Россию и, может быть, Корею и Японию. На стороне Бога Корея, Америка, Англия, Франция, Германия и Италия – это те страны, на которые я рассчитываю, чтобы завоевать весь мир». Его планы включают уничтожение Организации Объединенных Наций, которую он называет „сценической площадкой для коммунистов». Также он говорил о [других] своих планах: чтобы члены его Церкви стали бы сенаторами и конгрессменами в США, чтобы через них он смог бы контролировать правительство»172.

В год 200-летия США Мун основал газету «News World». «Первая „настоящая» мунистская газета родилась 31 декабря 1976 года в старинном здании в нижней части Пятой авеню в Манхэттене, – пишет Ж. Ф. Буайе. – Позади гранитно-мраморного фасада когда-то размещался знаменитый ювелирный магазин „Тиффани». После отеля „Нью-Йоркер» это второе дорогостоящее здание, приобретенное Семьей в центре квартала с самой дорогой землей в мире»173. Из соображений экономии первый состав редакции газеты почти полностью состоял из мунистов. Они либо не получали зарплаты, либо возвращали часть ее ЦО.

В том же 1976 году был основан мунистский журнал «New York City Tribune». Рекламируя это издание, мунисты заявляют, что «с первых дней своего существования журнал... является первопроходцем, прокладывающим новые пути для других средств массовой информации. Он много писал о проблемах семьи и выступал в защиту традиционных моральных ценностей задолго до того, как эти темы вошли в моду. <...> Ежедневные и еженедельные бюллетени Пентагона регулярно помещают вырезки из статей, печатаемых только в „Нью-Йорк Сити Трибьюн"»174. Журнал уделял внимание вопросам национальной безопасности и политике стран советского блока. Ежедневные и еженедельные бюллетени Пентагона регулярно помещают вырезки из статей, печатаемых в «Нью-Йорк сити Трибьюн».

Позднее было создано агентство новостей «Free Press International», принадлежащее корпорации «News World Communications, Inc.». Агентство издает двухнедельный бюллетень «International Report» с кратким изложением важнейших международных событий. Президентом корпорации является ближайший соратник Муна – Пак Бо Хи. Агентство новостей, в свою очередь, управляется руководством газеты «New York City Tribune»175.

Как говорят американцы, «без паблисити нет просперити», и поэтому Мун продолжал наращивать печатные мощности. В 1980 году началось издание муновской газеты «Notias Del Mundo». Издание было задумано как газета будущего для быстро растущей испаноязычной части населения США. Редакционные статьи этой газеты носят консервативный характер, они освещают вопросы, представляющие первостепенный интерес для испаноговорящего населения США. Подобно большинству испаноязычных газет, «Notias Del Mundo» публикует свои редакционные статьи на английском и испанском языках176.

Несмотря на то, что в конце 1970-х годов в США уже было до 10 тысяч адептов Муна177, он, не останавливаясь на достигнутом, задумал еще более расширить свое влияние на mass-media. Внимание Муна привлекла столица США, где в те годы выходила лишь одна еженедельная газета. «Положение изменилось 17 мая 1982 года, когда с печатных станков сошел первый номер „Washington Times». Всего за пять лет „Washington Times» стала одной из наиболее цитируемых и быстро растущих газет США, – утверждалось в мунистском буклете 1988 года. – Среди читателей газеты много влиятельных лидеров страны, в том числе президент Рейган и члены его кабинета, большинство членов Конгресса и многие общественные деятели. Газета получила более 50 премий, присуждаемых за высокий уровень журналистики»178.

Интерес Рональда Рейгана к этой газете не случаен. 9 июля 1981 года президент принимал в Белом Доме соратника Муна Пак Бо Хи. Состоялся торжественный обед в честь политических деятелей и бизнесменов, оказавших активную поддержку республиканцам в ходе выборной кампании 1980 года. А в 1984 году Пак Бо Хи был удостоен учрежденного республиканской партией почетного титула «Орел» за весьма солидный взнос в выборный фонд Р. Рейгана.

Сторонником Муна был Патрик Бьюккенен, ответственный в кабинете Рейгана за связи с общественностью. Он и сам писал передовицы в «Washington Times». В 1985 году при участии Бьюккенена эта газета, «рожденная созидательным видением преподобного Сан Мен Муна» (такова официальная формулировка американских властей), была объявлена в Вашингтоне «органом американского правительства». В ноябре 1984 года только что переизбранный Рональд Рейган именно «Washington Times» дал первое интервью после возобновления президентского мандата. Он заявил, что читает эту газету каждое утро179.

В 1997 году в редакции газеты побывал посланец из России – специалист по восточным единоборствам. «Один из дней конференции „Боевые искусства за мир во всем мире» был посвящен экскурсии всех делегатов конференции в издательство „Вашингтон Тайме», которое принадлежит Муну, – рассказывал Михаил Крисин. – Нас привезли в главный офис, где перед нами выступал руководитель издательства. Он откровенно сообщил, что газета „Вашингтон Тайме» была создана в разгар „холодной войны», идейная основа газеты – ярко выраженный антикоммунизм. Он также подчеркнул, что силы, которые активно отстаивали антикоммунизм в американской политике, были учредителями и вдохновителями этой газеты»180.

В 1980-е годы Мун основал в столице США еще одну организацию – Вашингтонский институт ценностей в государственной политике (WIVPP). Согласно официальной версии, «Вашингтонский Институт объединяет ученых и политиков, пытающихся получить новую информацию и разобраться в различных аспектах государственной политики, оказывающих влияние на жизнь в США и во всем мире. <...> За первые пять лет существования Институт исследовал многие вопросы, в том числе... проблемы контроля над вооружениями, американо-советские отношения, развитие ядерной энергетики и политический смысл Теологии Латиноамериканского Освобождения»181.

Есть выражение: «Нет пророка в своем отечестве». В применении к Муну можно говорить и о «чужом отечестве». Несмотря на постоянное усиление влияния в США, ЦО, начиная с 1976 года, не раз подвергалась там преследованиям. «Церковь», начавшая свое бытие в картонной хижине на юге Кореи и через двадцать лет купившая для размещения своего управленческого персонала отель на 2 тысячи номеров в самом центре Нью-Йорка, вызывала недовольство в некоторых кругах американского истеблишмента, считавшего, что «невозможно служить Богу и Муну».

Вот что писала по этому поводу газета «Русская мысль»: «Церковь Объединения проповедует о создании рая на земле, причем имя Божие используется, по сути дела, кощунственно, но достаточно неопределенно для того, чтобы не было юридического повода, например в США, объявить организацию противозаконной. Этот вопрос неоднократно уже рассматривался, но ни разу не удалось поймать муновских проповедников за руку в сфере публичного злоупотребления Божиим именем или именем Христа: каждый раз они выходили сухими из воды, используя принципы религиозного плюрализма, которые в США соблюдаются. Надо полагать, что у них есть ловкие юридические советники, определяющие, где надо остановиться»182.

Однако муновские миссионеры, работавшие в молодежной среде, не раз «наступали на грабли», и против ЦО часто выступала американская общественность, протестуя против деятельности движения по вовлечению в секту молодых людей, нередко несовершеннолетних. Так, «в свое время по этому поводу в США вспыхнул большой скандал, так как родители или другие близкие некоторых юношей, ушедших к муновцам, утверждали, что „неофиты» были уведены насильно, что их подвергли гипнозу или другим способам промывания мозгов, что их шантажировали и что они оказались узниками или заложниками организации, из которой уже не могли или не в состоянии были выйти, – пишет газета «Русская мысль». – В то же время было как будто действительно доказано, что если у новообращенного „муновца» есть какое-то имущество, он полностью отдает его организации, сам оставаясь нищим. Но если это делается добровольно, то в этом нет преступления. Защита муновской организации, именующей себя „Церковью Объединения», строилась на том, что родственники протестуют из-за потери имущества. Доказать не удалось ничего ни той, ни другой стороне».183

Финансовое положение секты привлекло внимание общественности. Мобильные команды сборщиков денег путешествовали по всей стране и добывали деньги в общественных местах, продавая специфические товары, вроде цветов или чая с женьшенем. Сообщалось, что каждый из сотен членов секты, в среднем, зарабатывал от ста до пятисот долларов в день, обычно никому не открывая, на кого он работает. «Церковь» также приобрела солидную недвижимость, которую отдавала под большой залог и использовала в качестве долговременных вложений. Такие приобретения, как резиденция Муна на реке Гудзон (имение площадью более десяти гектаров, купленное за 556.000 долларов) и отель «Нью-Йоркер» в Манхэттене, купленный за 5,6 млн. долларов для расселения приверженцев «Церкви», люди считали чрезмерной тратой денег, заработанных тяжелым трудом».184

В конце концов, Подкомитет по Международным Организациям выступил с докладом, в котором говорилось: «Подкомитет обнаружил доказательства того, что международная организация преподобного Муна систематически нарушала законы Соединенных Штатов о налогообложении, иммиграции, банковской деятельности, – валюте и регистрации иностранных юридических лиц, а также законы штата и местные законы о мошенничестве в благотворительной деятельности».185 Это привело к тому, что в 1981 году Мун был обвинен в составлении подложных налоговых деклараций. За три года он укрыл от налогов доходы на сумму более 150.000 долларов. Мун также разместил 1,6 млн. долларов на счетах в нью-йоркском банке и не включил в декларацию свои доходы по этим вложениям.186

В 1982 году американские власти предъявили Муну обвинение в уклонении от уплаты налогов. ЦО стала объектом бесчисленных исков, на основании одного из них проводилось специальное расследование Конгресса США. Многие крупные американские юристы, исследовавшие материалы судебного процесса над Муном в связи с неуплатой налогов, считали, что ЦО нельзя отнести к числу религиозных объединений.

В июле 1984 года Сан Мен Мун был приговорен к полуторалетнему тюремному заключению и штрафу в 25 тысяч долларов. Мун представил налоговую декларацию о размере своих доходов, не упомянув в ней, что владеет в штате Нью-Йорк поместьем стоимостью 625 тысяч долларов187. Вот как прокомментировал решение суда Джек Корли, вице-президент ЦО в СНГ и Балтии: «В США преподобный Мун был заключен в тюрьму по обвинению в неуплате налогов. Но рассматривая этот случай более широко, можно увидеть, что преподобному Сан Мен Муну инкриминировалась неуплата 23 000 долларов правительственного налога, в то время как им было истрачено свыше 1.000.000.000 долларов на различные образовательные, благотворительные и религиозные программы. Все это делалось с целью пробудить в американцах чувство моральной ответственности. Возникает вопрос: зачем человеку, вкладывающему деньги без какой-либо личной корысти, обманывать власти на такую мизерную сумму? Вывод один: „дело» преподобного Муна – процесс не уголовный, а политический, инспирированный определенными кругами с целью получения на всем этом политических дивидендов. Кстати, на юридическом факультете Гарвардского университета „дело» преподобного Муна изучается как пример того, как служителям правосудия не следует обращаться с законом»188.

«Это политическая и финансовая группа, использующая религию в своих целях», – писал в 1987 году публицист Е. Г. Балагушкин189. Через десять лет он сменил коммунистический подход на мунистический, поставив вопрос так: «Можно ли считать религиозной Церковь Муна, если она, скорее, напоминает мощный и преуспевающий транснациональный промышленно-финансовый синдикат?», и сам же дал пространный ответ: «Издавна известны религиозные объединения, в которых хозяйственно-бытовая сторона играла настолько важную роль, что придавала этим объединениям своеобразный, специфический характер. Это религиозно-этнические общины меннонитов, старообрядцев-некрасовцев, секты с коммунальным хозяйством (в Америке – шейкеры, в дореволюционной России – молокане, толстовцы, а в настоящее время – последователи Христа-Виссариона). Здесь в единое целое синтезированы социальные и религиозные утопии, что и предполагает развитие хозяйственно-бытовых, финансово-экономических и политических структур. На мой взгляд, эта особенность вполне согласуется с решающим критерием религиозности – а именно наличием сакральных смыслов. Религия – это духовно-практическая деятельность в сакральном смысловом поле (в пространстве сакральных смыслов и значений). Такое понимание мне кажется наиболее продуктивным для построения единой теории религий»190.

Входя в тюрьму Денбери, Мун сказал: «Я преследовал только одну цель в этой стране: укрепить моральный дух Америки и ее способность выполнять волю Бога. Я буду по-прежнему молиться за эту страну и трудиться ради ее блага. Я благодарю Бога за то, что Он сделал меня Своим орудием в борьбе за религиозные свободы и духовное пробуждение Америки в этот критический час истории человечества»191.

Удивительно, но это событие только укрепило позиции «Церкви Объединения» на религиозной сцене Америки. Многие социологи, религиозные лидеры и борцы за «религиозные права» изображали Муна не столько преступником, сколько искренним религиозным лидером, терпящим несправедливые гонения от рук правительства США.

Более сорока религиозных деятелей и организаций, представлявших более 160 млн американцев, обратились в Верховный суд США с просьбой оправдать Муна192. Поддержку ему обеспечили и либеральные организации, и деятели, которым дорога была защита фундаментальных прав, гарантированных первой поправкой к Конституции, в частности, в отношении религиозной свободы. А потому чернокожий пастор Джозеф Лауери, один из последователей Мартина Лютера Кинга во главе движения за гражданские права, и бывший сенатор Маккарти от своего имени выступали в различных кампаниях в поддержку Муна193.

В первых рядах защитников Муна были и два парламентария-мормона: Джордж Хансен, член Палаты представителей от Айдахо, и Оррин Хэтч, сенатор от Юты. Хэтч пытался сделать все возможное, чтобы Мун избежал исправительного заведения. Когда Мун направил апелляцию в Верховный суд США, Оррин Хэтч то и дело выступал с публичными заявлениями, требуя от столь высокого суда пересмотра дела Муна и отмены решения о его наказании194.

За двенадцать месяцев пребывания основателя ЦО в темнице Дэнбери симпатии к нему его друзей из мормонской церкви не уменьшились. Воспользовавшись случаем, ЦО потратила в 1985 году от 5 до 10 млн долларов на формирование и сплочение вокруг себя верующих-фундаменталистов. Был создан новый отдел для ознакомления священнослужителей с доктриной ЦО. В 1984 и 1985 годах пасторы и мунисты несколько раз выходили на улицы с требованием помиловать Муна. Мун отсидел в тюрьме год и был выпущен досрочно за «образцовое поведение». По выходе его из тюрьмы его приветствовали как героя и мученика в крупном отеле Вашингтона195.

Вот что говорит по этому поводу религиовед Б. 3. Фаликов: «Когда у Муна возникли неприятности с Налоговым управлением США, ряд либеральных протестантских деноминаций, несмотря на серьезные религиозно-политические расхождения, его поддержал. Ларчик раскрывался просто: и антикультовое движение, и действия Налогового управления были восприняты как посягательство на принцип свободы религии, который для западных (и особенно американских) христиан неизмеримо важнее, чем межрелигиозные или межконфессиональные споры»196. Джон Мак-Клафри, бывший главный политический советник Рональда Рейгана, так обобщил этот взгляд на осуждение Муна: «Кто-то может считать, что правительство разумно поступило, приговорив Муна к заключению. Он непопулярен в религиозных кругах Америки. Он цветной, иностранец, плохо говорящий по-английски. Его богословие резко отличается от традиционного. Кроме того, он ярый антикоммунист и собирается стать вдохновителем Америки на крестовый поход против коммунистической заразы. Его обвиняют в недобросовестности при сборе денег и рекрутировании приверженцев. Правительство не могло выбрать лучшего кандидата для того, чтобы показать в действии свою новую доктрину правительственного надзора над Церковью.

Но процесс над Муном – не только его личное дело. Вынесенный приговор может стать поводом к серьезным размышлениям для тех, кто защищает свободу религии от произвола правительства. Не забывайте об обратной стороне дела: если Мун сядет в тюрьму – уже не в коммунистической Северной Корее, а в Соединенных Штатах Америки, великом оплоте религиозной свободы, он заберет с собой нечто жизненно важное для всех американских религий»197. А мунисты-миссионеры тем временем активно собирали жатву там, где не сеяли…

…Закончив школу в 1986 году, Инго Михель решил покинуть свою родную Германию и на три недели съездить в Соединенные Штаты, чтобы за это время присмотреться к нескольким университетам. Сперва он намеревался нанести визит одной семье в городе Оберн в Калифорнии, в которой он жил во время своей предыдущей поездки в США, потом заехать в Сан-Франциско и, наконец, отправиться на самолете во Флориду. Оттуда он предполагал вернуться домой.

Путешествие шло по намеченному плану, пока Инго не прибыл в Сан-Франциско, где к нему подошли два студента из Японии, Хитоми Канепа и ее напарник Йошихиса Нозава. Похоже, они сразу узнали в Инго иностранца и пригласили его в свой «клуб иностранных студентов». Уже мысленно считая себя иностранным студентом, Инго с благодарностью принял это приглашение. Он даже не подозревал, что пресловутый «клуб» был просто местным отделением Вузовской Ассоциации по Изучению Принципа (ВАИП), молодежной ветви «Церкви Объединения» Сан Мен Муна.

В клубе Инго предложили стать членом ВАИП, чтобы познакомиться с другими зарубежными студентами и делиться с ними увлекательными новыми идеями и философскими взглядами на «семинарах». Энергия и энтузиазм, с которыми его новые друзья говорили о семинарах, быстро убедили Инго, что предлагаемый семидневный курс обучения – шанс, который нельзя упустить, даже если для этого ему придется изменить свои планы. Он все еще не знал, что группа, в которую он попал, является частью религиозной организации Муна. Не сказали ещё и о том, что целью этих семинаров является вербовка новых членов ВАИП. Инго до сих пор помнит, какое впечатление произвела на него поездка в загородный лагерь ВАИП: «Меня ошеломила любовь, которую проявляли ко мне члены. Все служили друг другу, преподносили друг другу маленькие «бомбы любви» (знаки внимания в виде ободряющих записок и т.п.). Я поверил, что это идеальная всемирная семья подлинной любви».

В тот момент Инго был эмоционально и психологически опустошен, что еще более усилило приятное впечатление от ВАИП. Он был далеко от дома, неуверен в своем будущем и очень одинок. Более того, незадолго до поездки в Штаты Инго расстался со своей девушкой, и его сердце было «разбито и изранено, оно жаждало любви». В конце концов, Инго решил не возвращаться домой, стал членом ВАИП и начал служить нуждам «Церкви Объединения».

Неожиданно, жизнь Инго превратилась в машину пыток. Его призывали работать по 18–20 часов в день, чтобы «способствовать установлению тоталитарной теократии под руководством мессии Сан Мен Муна». Это его не удивило бы, знай он о наставлении, данном Муном в 1973 году: «Если у нас есть деньги, мы можем творить реальность. Вы не должны много спать, много отдыхать, много есть. Вы должны день и ночь работать для того, чтобы сделать эту великую задачу реальностью – успехом».198

Даже по истечении трехнедельной визы Инго остался в США как нелегальный иммигрант, чтобы работать в ВАИП. Его направили в «Мобильную команду фандрейзинга», которая путешествовала по всей стране и безо всякого разрешения продавала на улицах американских городов различные товары (например, голографические картинки). По словам Инго, для него не было ничего важнее этой работы – собирать деньги на дело Муна: «Я был не единственным нелегальным иммигрантом, чьими услугами пользовалась ВАИП... Большинство членов команды были иностранцами (в основном, это были туристы из Японии и Европы, завербованные, как и я, во время каникул). Все мы, 11 человек, спали в кузове микроавтобуса, ночью ехали, а днем собирали деньги. Мы слышали о серьезных авариях, в которые попадали другие команды, – несколько человек даже погибло из-за того, что «водителем овладел сатана». Это означало, что водитель попросту заснул за рулем. Я встретил нескольких человек, получивших травмы в результате таких аварий. А оказанная им медицинская помощь – как я сам убедился впоследствии, когда надорвал себе спину, изо дня в день таская на себе двенадцатикилограммовый рюкзак – была недостаточной, если они вообще ее получали.

По указке наших руководителей мы совершали и другие незаконные поступки: спали по 5–10 человек в одноместных номерах (чтобы не платить лишних денег), пробирались в государственные парки и ночевали там, принимали душ, пока он еще не открылся, чтобы не платить. Все это было оправдано, потому что, по учению преп. Муна, цель оправдывает средства – и мы жили и работали, чтобы помочь Америке и всему миру. Сам Мун однажды ответил своему последователю, спросившему его о «белой лжи»: «Если ты солжешь, чтобы сделать человека лучше, это не грех... Даже Бог очень часто лжет».199 Этим объясняется методика «небесного обмана», которой нас учили пользоваться на благо организации. Поэтому, когда я впоследствии вербовал новых членов, я также скрывал подлинную сущность группы – «ради блага новичка», который в противном случае не присоединился бы к нам. Цель оправдывает средства».

Семья Инго, оставшаяся в Германии, была опечалена. Родители предпринимали отчаянные попытки связаться с сыном и убедить его вернуться домой, но большинство усилий его отца натыкалось на сопротивление руководителей ВАИП, которые убеждали Инго, что через родителей сатана пытается разрушить его духовную жизнь. Инго внушали, что, уйдя из «Церкви Объединения», он мгновенно окажется в лапах дьявола. «Нас учили, что, стоит нам уйти из «церкви», сатана полностью овладеет нами, уничтожит наши семьи, поразит нас безумием или гибелью в какой-нибудь ужасной катастрофе. Мы снова и снова слышали рассказы о членах организации, которые не захотели «объединиться» со своими лидерами [полностью им подчиниться]. В одной истории говорилось о ребенке одного непослушного члена, который родился безухим. У другого непослушного члена нашли рак – наказание сатаны».

Проведя три года среди мунистов, Инго обнаружил в себе серьезные сомнения по поводу «церкви». Однако страх потерять спасение заставлял его работать день и ночь. Наконец, в 1989 году он был переведен из «Мобильной команды фандрейзинга» в Чикаго, где он должен был собирать деньги и проповедовать в Иллинойском Университете в Чикаго (UIС). К 1993 году Инго стал лучшим фандрейзером в регионе. Но, в то же время у него произошло несколько конфликтов с одним из его начальников, – Йошизуми. Напряженность в их отношениях достигла высшей точки, когда в пасхальные выходные Йошизуми несколько раз ударил Инго за то, что он не продал установленное количество цветов.

И все же Инго не мог заставить себя уйти. Несколько недель спустя он встретил в университете студента-христианина, который смог показать ему, что учение Муна во многом противоречит Библии. Инго знал, что Библия – Божие откровение человечеству, он понимал также, что новые откровения от Бога не могут противоречить откровениям, которые Он дал раньше. Следовательно, заключил Инго, Мун и его организация должны быть неправы.

Инго ушел из «Церкви Объединения» в 1993 году, в «День Матери», однако его трудности на этом не закончились. Так, после ссоры с Йошизуми у него возник пневмоторакс в одном из легких. Вернувшись в Германию, он был обвинен в уклонении от обязательного призыва в армию. К счастью, его легкое пришло в порядок само по себе, а германские власти заменили ему призыв денежным штрафом. Сегодня Инго живет в Германии со своей семьей. Он христианин.200

…Выйдя из темницы, Мун продолжил свою деятельность. Одним из его первых актов после освобождения было учреждение 15 ноября 1985 года «Ассамблеи религий мира» (AWR) с целью «укрепления духа сотрудничества и взаимопонимания между представителями разных религий»201. В том же 1985 году Мун создал организацию «Христиане мира за единство и социальные действия» (ICUSA). Деятельность этой организации началась в США, когда ей подарили 250 18-тонных грузовиков. Используя эти транспортные средства, организация наладила сотрудничество с христианскими священнослужителями и общинными организациями на всей территории США. Ныне она имеет отделения более чем в ста крупных городах США и ежегодно распределяет более 2700 тонн продовольственных продуктов202. В США секте Муна принадлежат оружейный завод по производству автоматов Thompson и завод Cahr Arms, изготавливающий пластиковые пистолеты – идеальное оружие для террористов: металлодетектор не реагирует на пластик.

ЦО явилась организатором ряда симпозиумов для ученых, философов и богословов. Сторонники Муна расценивали это как филантропический, экуменический жест, а противники указывали, что ЦО сначала скрывает свою роль в мероприятии, чтобы собрать как можно больше участников, а после его завершения публично заявляет о ней. Христиане, бывшие на религиозных конференциях или семинарах мунистов, полагают, что мунисты, скорее, преследуют цель изучить христианскую терминологию, чтобы использовать ее в своем нетрадиционном богословии, чем стараются начать открытый диалог. «Новая Эра» – основная организация мунистов, финансирующая подобные собрания. Цель ее была описана сотрудником «Washington Post» Мартой Барнетт, опубликовавшей высказывания главного консультанта «Новой Эры» религиозного писателя Ричарда Квебдо: «Квебдо сказал, что конференции, которые, как он определил, стоят Церкви Объединения „несколько миллионов долларов в год», имеют своей целью создать экуменическую почву для богословских дискуссий и бороться с тем, что он назвал „крайне отрицательным отношением» и „мерзостью однообразия» в отзывах прессы о Церкви (Объединения. – а. А.)»203.

Любопытна роль самого Р. Квебдо, к удивлению своих коллег провозглашавшего себя христианином. Он призывал христиан к диалогу с мунистами, которых он считает приверженцами нехристианского культа. Хотя ЦО и заявляет о своей открытости, ни один из подобных «диалогов» еще не привел к изменениям нехристианского, по сути, богословия ЦО. Сам же Мун не стал открыто конкурировать с известнейшим американским баптистским проповедником Билли Грэмом, он просто объявил его своим «Предтечей»... Но, к сожалению, некоторые христиане протестантских Церквей своим участием в таких конференциях невольно укрепляют мунистов в решимости достичь поставленных целей, которые никак нельзя назвать библейскими. В марте 1986 года Мун учредил «Комитет Американской Конституции» (АСС), который «представляет собой бесприбыльную внепартийную просветительскую организацию, деятельность которой посвящена изучению и защите духа Конституции США»204. По словам ее учредителей, каждая конференция Комитета «предоставляет возможность вновь обратиться к основополагающим принципам и идеалам, вдохновлявшим Америку, и дать отпор их противникам, особенно из лагеря марксизма-ленинизма»205.

Благодаря своей кампании по связям с общественностью, построенной на консервативных политических взглядах и «семейных ценностях», «Церковь Объединения» предприняла серьезные шаги по направлению к тому, чтобы влиться в среду традиционных американских религий. Однако ещё в 1988 году Национальная Ассоциация Евангелических христиан (NAE) предостерегала своих членов о «попытках «Церкви Объединения» проникнуть в их ряды путем присоединения к организациям, которые, по-видимому, преследуют консервативные цели».206 Тем не менее, евангелические христиане продолжали тесно общаться с ответвлениями организации Муна – отчасти из-за астрономических гонораров, которые Мун платил за выступления на конференциях; по некоторым сведениям, суммы гонораров иногда превышали 100.000 долларов.207

Христианин, профессор социологии Рональд Энрот комментирует это так: «В каком-то смысле, они купили себе признание. Одна из главных целей «Церкви Объединения» – получить признание за счет круга своего общения. Они постоянно рекламируют свои контакты с уважаемыми представителями признанных конфессий».208

Республиканская партия также была представлена на организованных «Церковью Объединения» мероприятиях. В числе выступавших республиканцев были экс-президент Джордж Буш старший, его жена Барбара Буш, кандидат в вице-президенты от республиканцев Джек Кемп и Мэрилин Куэйл (жена бывшего вице-президента Дэна Куэла).209

Джордж Буш старший и его жена последовательно оправдывают свои появления на собраниях Церкви Объединения: «По словам представителя Буша Джима Мак-Гра, «бывший президент и его жена знают о происхождении федерации [Федерация женщин за мир во всем мире] и о жалобах антикультовых групп родственников последователей Муна, но не намерены изменять свои планы...» Публичные протесты, возможно, приносят некоторые плоды. Мак-Гра пообещал, что гонорар Буша за недавнее мероприятие в Вашингтоне, спонсированное Муном, будет использован в благотворительных целях. По сообщениям, его гонорары достигают 80.000 долларов за одно выступление... Однако он [Буш] продолжает выступать на конференциях Муна и заработал на этом гораздо больше тех 80.000 долларов, что он обещал использовать на благотворительность. В прошлом выступления м-ра и м-с Буш на мероприятиях, финансируемых муновской Федерацией Женщин за мир во всем мире, были довольно прибыльными. Но ни представители Буша, ни группа Муна не раскрывают, сколько было заплачено за участие в них. По оценкам, однако, эта сумма достигает одного миллиона долларов за шесть выступлений».

В числе прочих ярких участников мероприятий, связанных с «Церковью Объединения», были комик Билл Косби, олимпийский чемпион по фигурному катанию Дан Дженсен, жена покойного Мартина Лютера Кинга Коретта Скотт Кинг, ведущая новостей ABC Барбара Уолтерс, киноактер Кристофер Ривз, певец Пэт Бун и бывший премьер-министр Великобритании сэр Эдвард Хит. Некоторые из этих знаменитостей, в частности, многие представители консервативных кругов, не имели ни малейшего понятия о том, кто финансирует мероприятие, в котором они участвуют. Например, Косби пытался отменить свое выступление после того, как узнал об участии Муна, однако его принудили выполнить контракт под угрозой суда.210

Мун пытался установить контакты со знаменитостями, чтобы нажиться на их общественном положении. Он часто фотографировался с высокопоставленными людьми лишь для того, чтобы эти фотографии появились в широко распространяемых изданиях «Церкви Объединения».211 В своей речи, произнесенной в 1974 году, Мун подчеркнул важность письменного одобрения от уважаемых людей: «Как вы знаете, они послали множество телеграмм и поздравительных посланий. Тем самым, они делятся с нами весом своего имени... Это вознесет наше движение на самую вершину... Когда вам нужно официальное признание в вашем городе, вы должны встречаться с мэром, и это просто, потому что основание уже заложено. Все, что вам нужно сделать – это показать другие документы, другие письма и рассказать о том, каким образом другие люди почтили Отца».212

Хотя «Церковь Объединения» добивается признания, у нее все еще есть критики, крайне обеспокоенные ростом связей Муна с крупным бизнесом, уважаемыми представителями консервативного и евангелического лагеря и политиками, которые обеспечивают «Церкви Объединения» незаслуженное влияние не только за рубежом, но и в США.213

Евангелические организации, противостоящие культам, особенно озабочены выступлениями знаменитостей на финансируемых «Церковью Объединения» мероприятиях, поскольку Мун и его жена обычно играют в них важную роль. Служение Watchman Fellowship отмечает, что супруги Мун, как правило, произносят ключевую речь, в которой излагают богословие «Церкви Объединения».214

Активность Муна не знает границ: в 1987 году он основал «Международную Ассоциацию деятелей искусств» (AAI), которая «имеет целью способствовать достижению высоких идеалов в искусстве. <...> Международная Конференция по Искусству предоставляет деятелям искусств и творческим организациям форум для обсуждения роли художника в установлении контактов и взаимопонимания между народами мира. Эстетическая и нравственная сила искусства преодолевает расовые, языковые, культурные и религиозные барьеры»215.

В конце 1997 года более тысячи членов «Церкви Объединения» Муна были обвенчаны на церемонии, состоявшейся на... вашингтонском стадионе. Тысячи зрителей услышали причудливую проповедь Муна на тему о том, как «Бог воспитывает человека через секс». Стоит сказать, что пары «новобрачных» были подобраны самим Муном. Эта массовая «свадьба» совпала по времени с «международной конференцией по единству наук» в Вашингтоне, которую возглавил тоже Мун.

«Свадьбу» посетили некоторые известные американские политики. Один из них – тогдашний губернатор штата Вирджиния Дж. С. Гилмор, республиканец, «консервативный революционер», бывший сотрудник аппарата бывшего президента США Джорджа Буша. Церемония произвела на него большое впечатление, и он провозгласил 29 ноября «Днем мира через семейное единство». А сам экс- президент Джордж Буш старший тогда же получил от Муна несколько миллионов долларов за согласие стать главным лоббистом деловой и религиозной империи Муна.216

Буш получал по 100 000 долларов за каждое выступление и использовал эти деньги для создания предвыборного фонда своего сына Джорджа Буша младшего, собиравшегося стать президентом США в 2000 году. Тогда же финансируемая Муном «Вашингтон таймс» провозгласила появление «династии Бушей» наподобие династии Кеннеди. Эта газета не только расхваливала кампанию «папаши Буша» в пользу его сына, губернатора Техаса, но также предсказывала победу другому сыну – Джебу – в его второй попытке стать губернатором Флориды.

За неделю до «свадебной церемонии» газета «Вашингтон пост» раскрыла некоторые финансовые операции Муна. Оказывается, в 1995 году Мун выделил 10,7 млн долларов «Федерации женщин за мир во всем мире» (WEWP), возглавляемой его же женой, а Федерация, в свою очередь, выплатила по одному миллиону Джорджу и Барбаре Буш за выступление с речами в пяти японских городах. В том же 1995 году, чтобы спасти от банкротства организацию телеевангелиста Джерри Фелвелла (Jerry Falwell), WEWP подарила 3,5 млн. долларов «Фонду христианского наследия». Фонд же в свою очередь выделил значительную часть этих денег руководимому Фелвеллом «Университету Свободы». В 1996 г. компания Муна «Ньюс уорлд коммьюникейшнз», владеющая газетой «Вашингтон таймс», одолжила этому же университету 400 тыс. долларов под 6% годовых.

Представитель Фелвелла Марк Де-Мон заявил, что Фелвелл принял деньги Муна на коммерческой, а не религиозной основе. Но сам же Де-Мон являлся руководителем отдела общественных связей в американском отделении «Церкви» Муна.217

Весной 1999 года 130 участников – членов различных организаций – собрались на конференцию в Вашингтоне, чтобы обсудить экологическую обстановку в странах Центральной Америки. Организатором и спонсором конференции выступили Бриджпортский университет (штат Коннектикут) и университет Сан Мун (Корея)218.

Спрашивается, причем здесь Бриджпортский университет? Об истории «мунизации» этого учебного заведения рассказывает публикация Линды Моррей Грин в бриджпортской газете «Христианство сегодня» (1993). Из рассказа о судебном процессе, возникшем вокруг сектантского контроля над американским университетом, выясняется, что за заем в 50 млн. долларов, полученный университетом Бриджпорта через мунитскую Академию профессоров за мир во всем мире, секта Муна получила на 60 % контроль в Совете попечителей университета. Статья американской журналист­ки о приобретении Муном контроля над университетом заканчивалась призывом: «Пришло время остановить его. Через несколько лет он будет слишком силен».219

Уже перебравшись на постоянное место жительства в Латинскую Америку, в Уругвай, Мун и его «Семья» не оставляют без внимания свою вторую родину: вот одно из сообщений, подтверждающих это. Начиная с 19 марта 1999 года супруга Муна госпожа Хак Джа Хан Мун провела турне по 25 городам Америки с речью «Дорога жизни для человечества». После окончания тура в американских городах она собиралась посетить 32 страны мира. Одной из целей этого турне являлась встреча с участниками «церемонии Благословения» 1997, 1998 и 1999 годов220.

Капитолийский холм, где заседают американские законодатели, это известное место, где иногда происходят странные вещи. Однако одним из самых странных мероприятий была, пожалуй, «коронация» Сан Мен Муна, имевшая место в марте 2004 года. А вскоре и республиканцы, и демократы в одинаковой степени пытались сгладить моральный ущерб после того, как открылось, что они были гостами Муна на церемонии, во время которой он объявил себя мессией.

Видеозапись мероприятия, на которой можно видеть, как политики склоняют головы перед 84-летним «мессией» появилась в Интернете. На этой записи запечатлен, в частности, конгрессмен Дэнни Дэвис, демократ от штата Иллинойс: он несет подушечку, на которой находится одна из двух богато украшенных корон, вскоре водруженных на головы Муна и его супруги Хак Джа Хан.

Вокруг этого мероприятия, которое замышлялось как «церемония мира» и состоялось в марте 2004 года, разгорелся скандал. И тогда Дэнни Дэвис заявил The New York Times, что его «немного удивили» комментарии, сделанные господином Муном после того, как его голову увенчал новый головной убор. И немудрено. Мун заявил буквально следующее: «С одной стороны, я человек, живущий в физическом теле, так же как каждый из вас. Но в контексте Божественного провидения я посланник Бога, отправленный на землю Его полной властью. Я направлен для свершения Его воли и спасения шести миллиардов людей этого мира».

Организатором этого мероприятия в здании «Дирксен» на Капитолийском холме явилось одно из подразделений «Церкви Объединения»: Межрелигиозная и международная федерация за мир во всем мире (Interreligious and Enternational Federation for World Peace). В июне 2004 года началось расследование: насколько правомерно проведения подобного мероприятия в этом здании. Административный комитет Сената отказался назвать имя сенатора, который выступил спонсором «коронации».221

Муновские амбиции не знают предела. Если русский поэт-символист Велимир Хлебников в шутку называл себя «председателем земного шавра», то Муну не до шуток. Ещё в 1973 году Мун заявил, что, когда речь идет о нашем веке, для управления миром нам нужна автоматическая теократия [правительство, в центре которого стоит Бог]. Итак, мы не можем отделить политическую сцену от религиозной. Править миром должны любящие Божьи люди [мунисты]– это логично».222

Мир уже видел подобных «харизматов», одержимых «бредом сверхценной идеи». Ленин, с его «пожаром мировой революции», Гитлер, с его «тысячелетним рейхом». А теперь вот и Мун: «Весь мир в моей руке, и я покорю и подчиню себе мир... Время придет, и я не буду его искать, когда мои слова станут почти законом. Если я попрошу о чем-нибудь, это будет сделано. Если я не захочу чего-либо, это не будет сделано».223

А теперь вспомним слова из Апокалипсиса: «И дал ему (зверю) дракон силу свою и престол свой и великую власть… И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю… И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно..» (Откр. 13, 2–5).

В августе 2005 года руководство «Церкви Объединения» провело в нью-йоркском Линкольн-центре мероприятие, на котором Мун объявил о создании новой организации – Вселенской федерации за мир, задуманной как альтернативное ООН образование или, пользуясь терминологией «Движения», «ООН типа Авеля».

В своей торжественной речи, произнесенной по этому поводу, Мун заявил, что «в преддверии своей 60-й годовщины как внутри ООН, так и за ее пределами широко бытует мнение, что этой организации, как и раньше, еще предстоит изыскать средства для претворения в жизнь своих целей. Число государств-членов ООН приближается к 200, но эти государства порой представляют лишь собственные интересы и даже настаивают на них. Выходит, что они, по сути, неспособны разрешить конфликты и воплотить всеобщий мир». «Я начал свою жизнь под эгидой Небес. Я явился человечеству как Истинный родитель и Божий помазанник, и я полон решимости исполнить данное мной обещание – создать Божье Царство, устранив все барьеры, до сих пор разделявшие землю», – заявил Мун.

Среди «провиденциальных проектов», направленных на реализацию этой цели, Мун назвал сооружение моста или тоннеля через Берингов пролив, который, соединившись с мировой системой автострад, позволил бы доехать на машине от Лондона до Нью-Йорка и тем самым объединить мир в единое сообщество.224

* * *

157

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М., 1990. С. 150.

158

См.: Там же. С. 151.

159

См.: Современные секты в России // Вестник Всецерковного Православного молодежного движения. СПб., 1994. С. 44.

160

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 151–152.

161

Новый взгляд на мир во всем мире преподобного Сан Мюн Муна. Б/м, 1988. С. 49.

162

Иловайская И. Что известно на Западе о секте Муна? // Рус. мысль. 1992. 4 сент. С. 8.

163

Цит. по: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 160.

164

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 60.

165

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 162.

166

Там же. С. 167.

167

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 8.

168

Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 38.

169

Цит. по: Порублев Н. Культы и мировые религии. М., 1994. С. 203.

170

См.: Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. С. 280.

171

Цит. по: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1995. С. 27.

172

Ritchie J. The Secret World of Cults. 1991. P. 38. Цит. по: Секты против Церкви: (Процесс Дворкина). М., 2000. С. 129–130.

173

Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 172.

174

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 38.

175

См.: Там же. С. 44.

176

Там же. С. 39.

177

См.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997. С. 201.

178

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 37.

179

См.: Привалов К. Черная стая // Комс, правда. 1989. 16 авг.

180

Цит. по: Светицкий К. Мунификация России // Лит. газ. 1997. 28 мая. С. 7.

181

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 16.

182

Иловайская И. Что известно на Западе о секте Муна? // Рус. мысль. 1992. 4 сент. С. 8.

183

Там же.

184

Галлантер Марк. Cults: Faith, Healing and Coercion (New York: Oxford University Press, 1989 ), 131–132.

185

Там же, С. 133.

186

Там же.

187

См.: Светицкий К. Мунификация России // Лит. газ. 1997. 28 мая. С. 7.

188

Корли Д. «Дело» преподобного Муна изучают в Гарварде // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11.

189

Правда. 1987. 28 окт.

190

«Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России: («Круглый стол») // Вопр. философии. 1996. № 12. С. 13.

191

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 62.

192

См.: Там же. С. 61.

193

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 265.

194

См.: Там же. С. 266.

195

Там же. С. 267–268.

196

«Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России... // Вопр. философии. 1996. № 12. С. 8–9.

197

Цит. по: Мартин У. Царство культов. С. 279.

198

Сан Мен Мун. Master Speaks. (30 января 1973 г.) Цит. по: Зонтаг Фредерик. Sun Myung Moon and the Unification Church. Nashville: Abington, 1977, p. 121.

199

Сан Мен Мун. Master Speaks, 1974 (Ферма Роулэйн). Цит. в публичном заявлении Инго Михеля; доступно через Интернет по адресу http://trancenet.org.

200

Эта история представляет собой сокращённый вариант публичного заявления Инго по поводу его жизни в “Церкви Объединения», которое можно найти в Интернете по адресу http://trancenet.org.

201

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 62.

202

Там же. С. 9.

203

Перепечатано из «Washington Post» в «Los-Angeles Times» 29 августа 1981 года. Цит. по: Уолтер М. Царство культов. С. 280.

204

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 34.

205

Там же.

206

«Церковь Объединения» добивается влияния и признания в среде политических («христианских») правых», Christian Research Journal, лето 1988, 5.

207

Мередит Фергюсон, «Удар рикошетом», Los Angeles Times, 10 сентября 1996 г.

208

Рональд Энрот. Цит. по Фергюсон.

209

Дон Латтин, «Преп. Мун пытается стать фундаменталистом», San Francisco Chronicle, 31 октября 1996 г., А1.

210

Боб Уолдреп, «Влияние Церкви Объединения в Америке», Watchman Expositor, № 5 за 1996 г., 9.

211

Роджер А. Дин, Moonies: A Psychological Analysis of the Unification Church (New York: Garland, 1992), 52–53.

212

Сан Мен Мун, Master Speaks, 24 марта 1974 г. Цит. по Дин, 54.

213

Калвин Симс, «Церковь Объединения» Муна завоевывает уважение в Латинской Америке, New York Times, 24 ноября 1996 г., America Online.

214

Уолдреп,8.

215

Новый взгляд на мир во всем мире... С. 50.

216

«EIR», ФРГ. Цит. по: Мун финансирует семью Буша… и не только // «Народная газета», 18 февраля 1998; «Личность», № 7–8, 1998.

217

Там же.

218

См.: Направление: Вестник Белорусского движения Объединения. 1999. № 3 (9). Апр. С. 7.

219

Цит. по: Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 120–121.

220

См. раздел «Брачный конвейер, или «Семья» против семьи».

221

Банкомб Эндрю. «Independent», 25 июня 2004 // Портал-Credo.Ru 25–06–2004.

222

Зонтаг, 122.

223

Сан Мен Мун, Master Speaks. Цит. По: Фредерик Зонтаг, Sun Myung Moon and the Unification Church (Nashville: Abington, 1977), 116–117.

224

Портал-Credo. Ru 15–09–2005.

Комментарии для сайта Cackle