Обрядовая жизнь «Церкви Объединения»

Мунисты владеют лишь небольшим числом собственно культовых зданий и часто арендуют для своих молитвенных собраний большие залы в домах культуры, кинотеатрах, клубах, школах. Как правило, перед тем или иным действом зал «очищается» с помощью «священной соли», устраивается алтарь, убранный цветами. Помещение должно быть украшено свитком с текстом обета на корейском языке и символом ЦО103.

Жизнь членов общины строго регламентирована. Утрен­няя молитва, завтрак, час изучения принципов, 10 часов миссионерства, ужин (возможно с «гостями»), вечерняя про­грамма (разработка контактов, изучение речей Муна). Помещения для молитв обставлены просто, отчасти в восточноазиатском стиле. Здесь молятся не только в положенное для этого время, но и, если можно, при всяком выходе из центра или возвращении. Молитвы сопровождаются поклонами в сторону «истинной родины» – Кореи.104

В молитвенном помещении, в его северной части, устанавливается престол, на котором помещается фотография Истинных Родителей, кроме того – свечи и сосуд со «священной солью». На престоле может стоять портрет покойного сына Муна Хын Джин Нима и других членов Истинной Семьи. На эти изображения ориентируются молящиеся в своих поклонах. В праздничные дни на престоле сооружается «жертвенник» с вазами, наполненными фруктами, орехами, сладостями. Добавим, что в России мунисты стали ставить на престол и иконы с изображением Иисуса Христа.

Посмотрим, как проходит молитвенное собрание в мунистской общине. Каждый входящий совершает поклон перед изображениями Истинных Родителей и Хын Джин Нима и сразу же садится на пол. Вначале поются три «священные песни». Очередной руководитель собрания открывает его «показательной молитвой», которая может продолжаться от 10 минут до получаса и в которой сообщается все, что происходит в группе. Молитва может содержать также чтение и разъяснение божественных принципов или прошения за Муна, хотя в целом она, собственно говоря, адресована ему самому.

Затем вся группа вступает в «объединенную молитву», все молятся одновременно и вслух. Эта громкая многоголосая общинная молитва с выкриками, стуком, иногда – с битьем головой об пол, плачем и т. д. может прерываться следующими друг за другом «показательными молитвами» различных ораторов. В конце руководитель молитвенного собрания произносит заключительную «показательную молитву», и собрание завершается пением одной из трех «священных песен». После поклона портретам Истинных Родителей и Хын Джин Нима молящиеся покидают помещение.

Иконы с изображением Иисуса Христа на мунистских престолах – это дань христианской традиции, некий переходный этап в формировании религиозного мировосприятия. Особенно наглядно стремление совершить этот переход проявляется на семинарах при работе с новичками. В то время как в начале семинара молитва заканчивается словами «молим во имя Иисуса Христа. Аминь», к концу недели она уже завершается мунистской формулой «во имя Истинных Родителей. Аминь». Центральные таинства христианства – крещение и Евхаристия, вокруг которых и объединяются христианские общины, не представлены ни в учении ЦО, ни в ее практике.

Церковь Объединения формально не отвергает ни одну религию, считая каждую из них неким приготовлением к при­ходу Истинных Родителей. Вместе с тем муниты пытаются исключить из любого вероучения все то, что не совмещается с их собственной идеологией. Характерной особенностью календаря ЦО является отсутствие в нем христианских праздников. Ни Пасха, ни Рождество, не говоря уже о других важнейших днях христианского богослужебного круга, в мунистском календаре не упоминаются. Правда, мунисты, снисходя к «слабостям» христианского большинства своих общин, идут на уступку и заявляют: «Мы празднуем Рождество в тот же день, что и большинство христиан, 25 декабря, хотя это и не точная дата рождения Иисуса»105.

ЦО отмечает ряд ежегодных праздников (Святых дней) в рамках собственного годичного цикла. Среди них самые главные: День Бога – 1 января, День детей – 1 октября, День всех вещей – 1 мая, День родителей – 1 марта, а также День рождения Истинных Родителей – 6 января и День победы Любви – 3 января.

В книге Т. Н. Кузнецовой «Мунизм» приводятся сведения о перечисленных выше и о других праздниках, которые отмечаются членами «Семьи»106. Среди Святых дней в ЦО отмечается, например, «день рождения» Истинных Родителей. Он празднуется как совместный день рождения Сан Мен Муна, который, как уже говорилось, родился 25 февраля 1920 года, и его супруги Хак Джа Хан, родившейся 10 февраля 1943 года (на основании сведений, приведенных в мунистских источниках, оба эти дня по лунному календарю приходятся на 6 января).

Там же читаем: «Кроме Святых дней в Церкви Объединения существуют праздники меньшей значимости, но все же достаточно важные для последователей Муна. К ним относятся День образования „Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства», отмечаемый 1 мая; День Основания, посвященный успешному проведению нескольких массовых мероприятий Церкви Объединения в Америке в 1974–1976 годах; День победы Небес, установленный в воспоминание об освобождении Муна из лагеря Хун Нам и о выходе его из тюрьмы в 1955 году в Южной Корее; День любви Бога, означающий, что благодаря неустанным искупительным действиям Муна им создана „территория Сердца», неподвластная сатане (праздник был установлен через два дня после отклонения апелляции Муна в Верховный суд США, рассматривавший дело о неуплате Муном положенных налогов).

Кроме того, в последние годы появились новые праздники – день Декларации Вечного Благословения Бога и день Основания нации Объединенного мира; оба относящиеся к Эре Завершенного Завета и, кажется, относящиеся к категории „Святых дней». В отношении второго торжественного дня интересен тот факт, что Мун довольно ясно выразил в одном названии цель своего Движения.

Многие из перечисленных празднеств выглядят в глазах христиан по меньшей мере экзотично, во всяком случае суть отмечаемых событий далека от собственно христианства и исключительна близка Муну и его детищу – ЦО. Однако самым шокирующим событием в обрядовой жизни ЦО является «церемония Благословения», или брачная церемония, ведущая к созданию подлинно мунистской семьи.

* * *

103

Подробнее см.: Кузнецова Т. Н. Мунизм: Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. 2-е изд. М., 1999. С. 134–137. См. также: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1996. С. 60–61.

104

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 492.

105

Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 63.

106

См.: Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 139–146.

Комментарии для сайта Cackle