Белоруссия
В начале 1990-х гг. сайентологи появились и в Белоруссии; на улице Жудро был основан Минский центр дианетики. Основное внимание «миссионеры от сайентологии» обращали на студенческий контингент, а через студентов искали «выход» на преподавателей. Один из них, написавший впоследствии книгу «Тоталитарные секты: технология обмана» (Минск, 2004) вспоминает.
Лето и начало сентября 1994 года выдались хлопотными. Только что начались занятия во вновь открытом Институте парламентаризма и предпринимательства, где я преподавал первокурсникам философию. На первой же лекции я обратил внимание на невысокого паренька, сидевшего в первом ряду. Он слушал внимательно, но при этом как-то странно, можно сказать, загадочно, улыбался. После второй или третьей лекции Сережа Ломановский – так звали студента – подошел ко мне после лекции. Мы разговорились, и тут я впервые услышал слово «дианетика».
Сергей принялся с жаром и энтузиазмом убеждать меня в том, какая замечательная наука дианетика и какой великий ученый Рон Хаббард, основатель этой науки, разработавший чудесную технологию для избавления человека от очень многих проблем. Юный сайентолог забросал меня различными рекламными листовками с восторженными отзывами о дианетике. Я сразу обратил внимание на то, что он предлагает только хвалебные отзывы, но ни одного критического. В ответ Сережа пробормотал что-то невнятное и предложил мне обязательно прочесть замечательную книгу Р. Хаббарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Сережа был прилипчиво настойчив, чтобы не сказать навязчив, в своей вдохновенной пропаганде дианетики, и я, не столько поддавшись на его уговоры, сколько из любопытства, согласился прочесть этот, по его выражению, бестселлер. Так началось мое знакомство с дианетикой.
Честно говоря, «бестселлер» не произвел на меня впечатления. Сразу бросилось в глаза множество «вывихнутых» наукообразных словечек, от которых буквально рябило в глазах. Все эти «клиры», «одитинги», «кейсы», «траки», «инграммы», «аналайзеры», «супервайзеры», «оверты», «риколы» воспринимались как словесные «выверты» и «приколы» американского писателя-фантаста, давшего волю своему воображению. Этот хаббардовский «самодел» и новояз мог произвести впечатление разве что на людей ничего не сведущих в психологии и к тому же таких наивных, как Сережа Ломановский. То, что это «туфта», припудренная наукообразными словечками, мне стало ясно, когда я прочитал едва ли половину «гениального опуса». Чего стоит только одно хаббардовское понимание человека как «совокупности колоний клеток»? Не правда ли, очень «возвышенно».
Но Сергей не унимался, несмотря на мой критический отзыв на книгу Хаббарда. Он стал уговаривать меня заполнить так называемый Оксфордский тест – вопросник, содержащий 200 вопросов по самым разным сторонам жизни человека. Чтобы не сильно огорчать парня, я согласился. После заполнения теста, он стал приставать, чтобы я сходил для бесплатной расшифровки теста в Минский центр дианетики.
Так я познакомился с руководителями Центра дианетики – молодыми, энергичными ребятами, которые, расшифровав мой тест, сказали, что из меня вышел бы «прекрасный одитор», но для этого надо подучиться в Центре, пройти определенные курсы. Полтора часа продолжалась дискуссия, в ходе которой я им объяснил спокойно, но твердо, что их технология для меня неприемлема в силу своей, мягко говоря, упрощенности. Их попытка заиметь в моем лице еще одного сайентолога окончилась безрезультатно. Ребята не скрывали своего разочарования: им, видимо, было жаль потраченного времени и упущенной выгоды.
Это уж потом, заинтересовавшись этой организацией, я стал изучать соответствующую лимтературу и узнал, что так называемый бесплатный Оксфордский тест не имеет научной достоверности и служит, с одной стороны, средством завлечения на платные курсы сайентологов, а с другой – является фактически подробным досье на человека, данные о котором заносятся в соответствующий банк данных. Так что я, наверное, числюсь у сайентологов под каким-то определенным номером. Но тогда я ничего этого не знал, хотя и понимал, что тут что-то неладно. Во второй половине 1990-х гг. появилось достаточно критической литературы, раскрывающей опасный характер этой организации, но тогда ее просто не было.
В течение 94–95 гг. я пытался убедить Сережу, что он сделал ошибку, вступив в эту организацию. Но парень был уже «загружен» сайентологами, что называется, «под завязку», и мои аргументы от него отскакивали. Я думаю, что, возможно, сейчас мне и удалось бы его отговорить, но тогда все было бесполезно. Вскоре Сережа бросил учебу и целиком погрузился в свою дианетику. Больше я о нем ничего не слышал и не встречался с ним…678
В конце 1990-х гг. в вагонах минского метро среди пестрой рекламы появились любопытные плакаты. Яркий фантастический сюжет, многообещающий избитый призыв: «Познай себя». Для этого приглашали в Республиканский центр дианетики (РЦД). Этот центр был зарегистрирован в Минюсте как общественная организация. «Обществоведы» неоднократно меняли адреса: ул. Жудро, ул. Якубовского, ул. Танковая, ул. Грибоедова... Но неизменно на оживленных перекрестках города предлагали прохожим «программки», на лицевой стороне которых крупным шрифтом было начертано:
– Вам надоели Ваши неудачи, боли, стрессы и переживания?
Вы хотите иметь в жизни успех, а с ним и счастье, радость, улыбку?
Откройте новую страницу в своей жизни – приходите в Белорусский Центр Дианетики!
Применение на практике Дианетической технологии, разработанной Лафайетом Роном Хаббардом, открывает в человеке способности выше средних, устанавливает полную меру возможностей и объема человеческой памяти, повышает интеллект, понижает склонность к заболеваниям, стрессам и приносит душевное спокойствие. Это главная задача Дианетики – сделать человека «клиром» (с английского – «чистый», «ясный»). Он рационален, безошибочно принимает решения, а вся его деятельность – это яркая жизнь и творчество в любом деле с удовольствием.
Теперь Вы имеете возможность обучиться этим технологиям в Белорусском Центре Дианетики. Наш центр – это уникальное учебное заведение, где преподают технологии душевного здоровья и жизненного успеха, разработанные Л. Рон Хаббардом. Белорусский Центр Дианетики создан для того, чтобы помочь Вам быть более способными в решении своих проблем: личных, коммерческих, производственных – любых.
Один из минских журналистов, прикинувшись «кейсом», посетил этот центр и свои впечатления об увиденном и услышанном изложил в очерке, озаглавленном «Подчистят душу и карманы».
– ...Небольшое двухэтажное здание на улице Грибоедова. Поднялся на второй этаж. Нашел нужную дверь и оказался в комнате, оборудованной под класс. Стены сплошь увешаны стендами с трудами Рона Хаббарда – основателя дианетики. Навстречу мне вышел молодой человек. Звали его Александр. Он буквально светился от радости лицезреть меня. Для начала он прочел небольшую лекцию о дианетике.
В основу ее положена теория Зигмунда Фрейда о бессознательном. Человеческий мозг так устроен, что информация может записываться в самые дальние его уголки. И осознанно не восприниматься. Дианетики считают, что во время зачатия каждый человек получает запас энергии. С годами она растрачивается на отрицательные эмоции (инграммы): травмы, неудачи, потеря близких людей... Инграммы откладываются в «бессознательном» и в свою очередь становятся источниками всех физических и духовных хворей. Дианетика же помогает очистить сознание от этого «мусора».
А какие есть результаты – аж дух захватывает. У одного мужчины случилась после аварии амнезия, и несколько лет он жил в полном неведении насчет своего прошлого. А дианетика помогла ему вытащить из «бессознательного» историю жизни. Иногда даже наркоманов удается вылечить. Правда, чудеса эти творятся где-то не у нас...
Наконец Александр перешел к практической части, т. е. попытался убедить, что мне тоже не помешает у них позаниматься:
– Может, вы испытываете проблемы в общении? Или, допустим, в детстве вас покусала собака? А теперь при виде этого животного начинает болеть пострадавшая когда-то рука?
Нет, к его разочарованию, ни с общением, ни с собаками у меня проблем не возникает. И голова беспричинно не болит, и странные голоса я во сне не слышу. Поэтому Александр стал медленно терять ко мне интерес. Но все-таки испытал другое агитсредство: предложил пройти тест на уровень интеллекта. Он представляет собой с полсотни несложных задач на внимательность и сообразительность. Пока я корпел над измерением своих умственных возможностей, краем глаза наблюдал за происходящим вокруг.
Народ валил тогда в центр не то чтобы валом, но с завидным постоянством. Видимо, реклама неплохо сработала. Причем вот что интересно: у всех интеллект оказался намного выше среднего. Как сообщил Александр, таких умных в мире немного наберется. И столько гениев так удачно собрались в одном месте – фантастика.
Но это еще не предел. Если записаться на курсы в РЦД и прикупить книг Хаббарда, можно еще больше приблизиться к совершенству. Цены вполне доступны. Расставаясь со мной, Александр сказал:
– Будут деньги – заходите. Милости просим.
Мне удалось найти человека, который прежде работал в РЦД. Но он слишком хорошо разобрался в этом учении, чтобы оставаться в центре. Андрей поведал некоторые секреты организации, о которых в ней первым встречным, естественно, не распространяются.
– Сначала вас агитируют всеми возможными способами записаться на курсы, – рассказывает Андреи. – Для этого нередко используют «анализ личности», который дианетики почему-то называют Оксфордским тестом. Как ни отвечай на вопросы – результат один и тот же: у вас душевное неспокойствие и проблемы в сфере общения. Курсов в центре множество, и на первый взгляд совершенно безобидных. Стоят они от пяти до ста – ста пятидесяти долларов. На них учат преодолевать свои комплексы, избавляясь от «инграмм» путем «одитинга». Одитор заставляет прокручивать неприятные моменты в жизни много раз, пока вы не станете к ним совершенно равнодушны.
Есть и другие упражнения, некоторые из них Андрей и продемонстрировал. Например, «преподаватель» садится напротив и спрашивает: «Где тебя сейчас нет?» Отвечаешь: «Дома». «А еще где?» – следует новый вопрос, и это продолжается бесконечно долго. Или двое начинают по очереди обзывать друг друга самыми последними словами. Главное и глазом не моргнуть на весь этот поток грязи.
– Вообще дианетики отличаются равнодушием, – комментирует Андрей. – Их нисколько не взволнует вид нищего, больного, голодного – ведь это лишние болезненные впечатления. Милосердие им не свойственно: каждый отвечает сам за себя, считают они. Их работа – это чистое зарабатывание денег. Там ничего не делают бесплатно...
Андрей познакомил меня со своей женой Людмилой. Она уже больше года занимается в центре и буквально без ума от дианетики. Все свои достижения приписывает только учению Рона Хаббарда. А неудачи случаются лишь оттого, что она еще слишком мало занимается этой «наукой». Хотя и вложила уже в свое «обучение» около двухсот долларов. Цены – единственное, что ей не нравится в РЦД.
– Стоят курсы десять–пятнадцать долларов. Но и это сейчас для студенческой стипендии нереально.
К тому же Хаббард полагал, что человеческий разум живет как минимум двести миллионов лет, «путешествуя» по разным материальным оболочкам. А значит бороться со своими «инграммами» в прошлых жизнях можно весьма долго. Ну а после полного очищения сознания расскажут, как силой разума и воли перемещаться на другие планеты, создавать галактики, подчинять себе других людей... Но стоят эти «знания» больших денег. И придется ехать за границу. Вообще же, чтобы пройти весь «сайентологический мост» – полный курс обучения, необходимо выложить около 350 тысяч долларов. Поэтому Людмила сейчас постоянно занята поиском денег на свое увлечение. Правда, в центре продуман вариант и для небогатых.
– Можно заключить с РДЦ контракт, – говорит Людмила, – и отработать свое обучение. Но если уйдешь из центра раньше оговоренного срока, – предъявят кругленький счет «неустойки».
В остальном же наш разговор был как две капли воды похож на беседу с Александром в РЦД. Правда, тут я позволил себе затеять спор. Очень было интересно узнать, как с этической точки зрения Хаббарда нужно делить эмоции на положительные и отрицательные. Ведь, к примеру, садисту (патология, но тем не менее) чужая боль доставляет удовольствие. Как тут быть? От моей наглости – сомневаться в учении Хаббарда – девушка пришла в негодование. Ее буквально начало трясти, и «праведное» возмущение грозило вылиться в обычную истерику. Поэтому срочно пришлось сворачивать диспут.
Неужели идеи дианетиков могут так влиять на людей? Вполне возможно. Одиторы обещают стереть из закоулков мозга «лишнюю» информацию. Значит с большой долей вероятности можно предположить, что с таким же успехом им вполне по силам и записать «нужную» установку.
– В центре споров не любят, – констатирует Андрей, – и своих «слушателей» стараются оградить от «инакомыслящих». «Отступившим» от Хаббарда постоянно звонят по телефону, шлют приглашения – давят на психику.
...В Верховном Суде Беларуси лежит иск Министерства юстиции к РЦД. Обвинение: вовлечение граждан в религиозную деятельность и использование без лицензии психотерапевтических методов. Правда, слушание дела пока приостановлено: специалисты проводят дополнительные экспертизы.679
УКРАИНА
По украинскому законодательству представители иностранных религиозных организаций «могут заниматься проповедованием религиозных вероучений, исполнением религиозных обрядов или иной канонической жеятельностью лишь в тех религиозных организациях, по приглашению которых они прибыли, и по официальному согласованию с государственным органом, осуществившим регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации».
В конце 1990-х гг. в Верховной Раде Украины нахидится на расмотрении проект закона о психологической защите населения, который, как считают некоторые исследователи, еще более усложнит деятельность на Украине миссионеров новых религиозных движений.680
Согласно данным Комитета по делам религии, на Украине центры Церкви сайентологии официально зарегистрированы лишь в Харькове, Херсоне и Кременчуге. Фактически же их насчитывается свыше пятидесяти, преимущественно в восточных и южных регионах. Их руководители избегают огласки своей деятельности, поскольку под религиозной оболочкой скрывается банальное зарабатывание «шальных» денег.
В СНГ существует и независимая от Церкви сайентологии «Свободная зона сайентологии» (другое название «Организация Рона»), деятельность которой координируется центрами в Германии и Швейцарии. «Зона» образовалась из групп сайентологов, которые вышли из Церкви Хаббарда, но отстаивают его идеи относительно развития способности человека путем проведения платных курсов для желающих.
Организации сайентологов в Украине продолжают стремительно разрастаться за счет пирамидальной схемы, подобной МММ. Новые члены вовлекаются лозунгами: «Вы откроете свой «РонсОрг"»; «Вы принимаете участие в построении новой цивилизации»; «Нам никто не помешает делать то, что мы хотим!» и пр. Многих людей привлекают возможностью получения высоких доходов в области, которая по каким-то причинам не регулируется государством. Вовлечение новых членов происходит довольно легко. Человеку свойственно бояться того, чего он не знает, и в то же время ему предлагают избавиться от всего, из-за чего и «происходят все его жизненные неудачи». Это с одной стороны, а с другой – ему предлагают высокий заработок, если он будет развивать «Ронс-Орги». Таким образом, еще более мощно срабатывает механизм «я могу много зарабатывать, а кто-то является помехой». В виде помех человеку называются государство, спецслужбы, а также различные религиозные конфессии.
Если человек входит в подобное противостояние, выйти из него уже очень тяжело, так как израсходованы деньги на обучение и сама психика уже мощно сориентирована. Сайентологические курсы «повышения интеллектуальных способностей», плата за участие в которых с отдельного лица достигает нескольких тысяч долларов, проводятся во многих городах Украины. К тому же сайентологи пытаются применить технологии администрирования Рона Хаббарда на промышленных предприятиях Украины, в том числе на тех, которые специализируются на выпуске военной продукции.681
* * *
Осипов А. И. Тоталитарные секты: технология обмана. Минск, 2004, С. 82–85.
Антонов Владимир. Ситуация // Вечерний Минск, № 122, 29. 06. 1999.
Кривельская Н. Секта: угроза и поиск защиты. М. 1999, С.22.
Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 412–413.