«Административная технология» Хаббарда

В середине 50-х годов Хаббард написал две книги: «Проблемы работы» и «Как выжить, будучи администратором», ставшие идейной основой его подхода к теории управления. Впоследствии этот подход был подробно изложен в 11-томном руководстве, озаглавленном «Курс администратора организации».520

Чтобы достичь цели в «клировании» планеты, члены сайентологической организации призваны занимать ключевые позиции в обществе, бизнесе и политике. В 1979 году началось плановое проникновение сайентологов в область бизнеса.

Сайентологи проявляют большую активность в области освоения экономики. Существует дочерняя организация сайентологов – мировой институт «WISE» (World Institute of Scientology Enterprises – Всемирный институт сайентологических предприятий (предпринимательства)). Он объединяет предприятия, работающие по их методикам. Сайентологи утверждают, что технологию Дианетики используют ведущие компании мира, такие как «Ай-Би-Эм», «Дженерал Моторс», «Крайслер» в США и «Вольво» в Швеции. Задачей WISE является внедрение в область бизнеса стандартизированной хаббардовской технологии управления.

На этом поприще сайентологи добились определенных успехов. Обученные хаббардистами менеджеры и директора попытались ввести принципы административной технологии (AT) на своих предприятиях. Естественно, при этом основная задача сайентологов – подчинить себе руководство компаний, получать полную информацию о ее деятельности от преданных сайентологов из числа работников предприятия. Как результат – прямо на рабочих местах проводилась вербовка в секту, руководители передавали координаты обеспокоенных чем-то сотрудников в Центр сайентологии (для последующей успешной «обработки» неуверенного в себе человека), на предприятиях распространилась пропагандируемая сайентологической этикой практика доносов, масса людей была уволена за проявление нелояльности к учению Хаббарда.

Бизнесмены и политики вовлекаются в деятельность секты через сеть «хаббардовских колледжей», якобы призванных повысить квалификацию руководителей.521 Имеются также конкретные указания, как следует действовать: «Проводи аудитинг с руководящими служащими и показывай им, о чем идет речь, это запустит цикл: руководящие сотрудники будут заставлять молодых менеджеров и прочий персонал проходить аудитинг». Таким образом, может случиться, что человек столкнется с сайентологией в профессиональной жизни.522

«В русскоязычных рекламных материалах хаббардисты сообщают, что АТ применяется на 3 тысячах предприятиях (иногда в этих же текстах они заменяют число предприятий на 18 тысяч – своя рука владыка!), – пишет Александр Дворкин. – Среди них такие «киты» мировой индустрии, как «Форд», «Дженерал моторс», «Кока-кола», «Траст америкэн бэнк», «Шанель», «Боинг», «АГФА», «Вольво» и др. В англоязычных изданиях, рассчитанных на более информированного западного читателя, эти фирмы не упоминаются, зато сообщается о небольших или основанных на личном капитале, никому не известных компаниях. Большинство из них ничего не производит, а занимается маркетинговыми исследованиями, консультациями, дизайнерскими работами. Численность работников фирм, приведенная в публикациях, колеблется от 60 до 180 человек. Изобилие маркетинговых и консультационных фирм в приведенном списке, вероятно, объясняется тем, что эти организации занимаются пропагандой все той же системы Хаббарда и ничем другим»523.

В рекламных материалах утверждается, что технология управления Хаббарда основана на исследовании опыта организации работы на 30 тысячах предприятиях. Остается неясным, когда автор этой технологии успел изучить опыт работы такого фантастического количества предприятий, если сам он в фирмах никогда не работал и нет никаких свидетельств проведения столь масштабных исследований им самим или его последователями.524

В эпоху «застоя» для многих «номенклатурщиков» Рон Хаббард был известен как основоположник теории управления. В свое время «основы дианетики» преподавали в Высшей партийной школе и на многих курсах повышения квалификации, рассчитанных на элитную прослойку управленцев. В эпоху тотального идеологического контроля посвященность в хаббардовскую систему считалась признаком принадлежности к «высокой касте». После 1991 года «управленческие» труды Хаббарда стали доступны широким массам. На книжном рынке появились такие «выжимки» из работ Хаббарда как «Успех путем общения» (М., 1993, тираж 5 тыс.); «Проблемы работы» (СПб., 1994, 50 тыс.), «Компоненты понимания» (М., 1996, 10 тыс.); «Руководство по основам обучения» (М., 1996, 11 тыс.); «Как разрешить конфликты» (М., 1997).

В посткоммунистической России многие бывшие «красные директора» остались в своих креслах. Они вынуждены были «сменить масть» – «вышли из партии, но партия не вышла из них». Пройдя курс «марксистско-ленинского одитинга» в совпартшколах, они были безразличны, а порой и враждебны к «религиозным пережиткам». Их интересовало одно: как удержаться на плаву без «рулевого» – «руководящего и направляющего». И сайентологи решили использовать «административный ресурс».

Они предложили целому ряду руководителей российских предприятий пройти что-то вроде курсов менеджмента. На этой начальной стадии хаббардисты утверждали, что технология управления не имеет никакого отношения ни к сайентологии, ни к религии вообще.525 Руководители предприятий, к которым «подъезжали» хаббардисты, рассказывали, что в приватной беседе им обещали тотальный контроль над подчиненными, финансами и всей системой организации, неограниченные прибыли и единоличное распоряжение ими.526

«Технология управления по Хаббарду, – это варево из самых затасканных общих мест административного устройства предприятия, выдаваемых за гениальные открытии и откровения в последней инстанции, – пишет А. Дворкин. – Но самая характерная черта технологии – глобальный отпечаток авторитарной структуры самой хаббардистской организации. Можно сказать и иначе: технология управления Хаббарда реанимирует уже хорошо знакомую нам пирамидальную структуру с четким вертикальным подчинением и полным контролем меньшинства над большинством»527.

К концу 1990-х гг. более тысячи руководителей промышленных предприятий уже прошли самые различные сайентологические курсы. А это означает, что директора этих порой даже убыточных предприятий под тем или иным предлогом постоянно перечисляют средства, в том числе и государственные, на счета секты.528

Хаббардовскую методологию внедряет руководство нескольких крупных промышленных предприятий. Подготовку на их курсах проходят представители ряда региональных структур. По свидетельству самих сайентологов, «в России уже десятки различных организаций испытали эффективность системы Хаббарда, среди них крупнейшая страховая компания «Аско», «Рик Банк», Акционерное Общество «Мовен», ПО «Зевс» и другие. Структура этих фирм построена по технологии Хаббарда. Это самокорректирующийся организм с огромным потенциалом выживания. Технология настолько тщательно выверена, что организация, применяющая эту систему, может не сомневаться в успехе»529.

За несколько лет хаббардистская организация в России превратилась в разветвленную сеть, включающую страховые компании, колледжи, коммерческие фирмы и банки, а также множество клубов по изучению дианетики (самым крупным из них был московский клуб «Гайдаровец»).530

Особенностью хаббардовской АТ является известный принцип: «Утром деньги, – вечером – стулья». Технология административного управления продается как «ноу-хау», т. е. только в виде готовых учебных курсов и консультаций. Соответствующая литература предоставляется учащемуся лишь на время учебы и в основном только в аудитории. Копирование и размножение учебных материалов запрещается. Не допускаются также частичное использование административной технологии (АТ), адаптация ее к местным особенностям и ее самостоятельное внедрение лицами, не получившими официального права на это от «Хаббард-колледжа».531

В 1990-е годы по результатам многочисленных уголовных дел против сайентологических организаций следователи убедились, что в силу целого ряда обстоятельств юридически доказать вред, наносимый психике человека хаббардовскими методиками, очень сложно. Подобные разбирательства затягивали процесс и в конечном итоге приводили к минимальному результату. Гораздо более уязвимым местом для сайентологов стали доказанные факты незаконной предпринимательской, образовательной и медицинской деятельности. Большинство сайентологических организаций регистрируются и действуют в качестве некоммерческих, декларируемой целью которых является пропаганда философии и религиозного учения Рона Хаббарда. Но прокурорские проверки неоднократно обнаруживали, что основной их задачей является проведение платных курсов по разработанным Хаббардом технологиям административного управления, оздоровления или реабилитации наркозависимых.

«Я была на десятидневных курсах для бизнесменов, – рассказывает Александра Митяшина. – Проводит тренинг организация, которая не афиширует свою принадлежность к сайентологам. С 9 утра до 8 вечера мы находились в гостинице наедине с лекторами, где нам внушали нехитрые истины о важности бухгалтерского учета и львиную долю времени доказывали, что с помощью сайентологии мы станем миллионерами. Стоило это 3,5 тысячи долларов. Затем каждому из слушателей предложили заплатить по 50 тысяч долларов за специальные тесты. Руководители фирм должны принуждать сотрудников проходить эти тесты, потому что весь персонал фирмы необходимо приобщить к сайентологии. 38 человек при мне заплатили эту сумму».

Но как успешные, неглупые люди совершают подобные поступки? «Богатых людей они держат и не отпускают, удерживая их любой ценой, – поясняет Александра. – Они постоянно осуществляют контроль. Вам каждый день звонят, приставляют к каждому специального человека, который называется «этик-офицер». Вы просто живете под колпаком».532

О том, как внедрялась хаббардовская АТ в Москве, рассказывает Александр Дворкин.

Президент Московского вентиляторного завода (АО «МОВЕН») Александр Миронов, как и некоторые другие руководители, прошел первоначальный курс обучения за границей, заплатив за это 6000 долларов. Потом туда отправилась учиться практически вся верхушка его предприятия, выложив 100 миллионов рублей в ценах 1993 г. Затем Миронов провел на предприятии кампанию по всеобщему обучению хаббард-технологии (за покупку лицензии, дающую ему право обучать хаббард-технологии, было заплачено еще около 100 миллионов рублей). Те, кто отказывались «читать галиматью», ставились в невыносимые условия – им не индексировалась зарплата, не выплачивались премии. Логика была железной: если ты против технологии, которая несет добро АО «МОВЕН», ты против него. Более того, Миронов пытался ввести в силу закон о соблюдении секретности на предприятии, предусматривавший невозможность для уволившегося сотрудника работать по специальности в течение пяти-шести лет. Всем сотрудникам вменялись в обязанности «рапорты об уведомлении», иными словами, доносы на коллег. Сотрудник, не настучавший на своего ближнего, признавался в равной степени ответственным за «преступление».

С созданием сектора и комиссии по этике (для разбора доносов и вынесения вердиктов для провинившихся сотрудников), а также многих других навязываемых хаббард-технологией отделов на АО «МОВЕН» до критических размеров разрослась надстройка пирамиды. Число политруков и бюрократов на заводе практически сравнялось с числом рабочих, выпускавших конкретную продукцию – вентиляторы. Сам Миронов считал это замечательным показателем. Производственная часть сокращалась. Почти все квалифицированные рабочие покинули предприятие. Зато регулярно продолжали поступать крупные суммы в сайентологическую казну.

О положении на АО «МОВЕН» можно судить и по тому факту, что 25 января 1995 г. Александр Миронов был убит в собственном рабочем кабинете. Причины убийства не выяснены, однако некоторые партнеры Миронова по бизнесу связывают его с административными реформами на заводе и внедрением АТ Хаббарда. Во всяком случае сразу после убийства «по сокращению штатов» был уволен заместитель президента АО «МОВЕН», занимавшийся обучением персонала АТ, а использование хаббардовской технологии было свернуто. Затраты предприятия на внедрение технологии составили почти миллиард рублей. Некоторые эксперты АО «МОВЕН» считают, что косвенные потери предприятия (утечка квалифицированных кадров, потеря выгодных контрактов, инвестиций, сокращение производства и др.) составляют более 2 миллиардов рублей.533

Хаббард уделял внимание «теории управления» не только в рабочем коллективе, но и в семейном быту. После того как была поднята «идеологическая заслонка», российские книжные издательства опубликовали выдержки из ранее «закрытых» работ Хаббарда. Это такие «книги полезных советов», как «Супружество» (М., 1996); «Дети. Воспитание. Здоровье и гигиена» (М., 1997); «Помощь при болезнях и травмах» (М.,1996). Упомянутые сочинения Хаббарда обеспечивали своеобразный «промоушн»: на этом рекламном фоне лучше шла продажа «Дианетики» – той книги Рона Хаббарда, которая «сделала» его основоположником нового движения, претендующего на роль религиозно-философского.

В 1992 году Рону Хаббарду была присвоена степень доктора литературы Московского государственного университета – «За значительные достижения в литературе и философии и за выдающуюся гуманитарную деятельность». На эту степень Хаббард был представлен деканом факультета журналистики профессором Я. Н. Засурским. О тайных пружинах этой акции рассказал один из бывших руководителей Церкви сайентологии в России В. Иванов: «С коллегами из МВД в 1991 году мы добились того, чтобы на журфаке МГУ открылась библиотека Хаббарда. Декан Ясен Засурский стал доктором сайентологии. Я организовывал первые симпозиумы и форумы сайентологов, то есть всячески способствовал проникновению сайентологии в нашу страну, о чем сейчас очень сожалею»534.

(Эту эстафету подхватил Институт мировой литературы. Высокие чины даровали «пророку» звание почетного профессора русской литературы).535

В советские времена журналистика считалась переднм краем в идеологической борьбе с чуждыми идеологиями. На пост декана факультета журналистики ставились «кандидатурки», подработанные на Старой площади и на Лубянке. Ясен Засурский – декан факультета журналистики «на все времена»: он был деканом при Хрущеве, Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине. Обойти вниманием информацию о том, что сайентологи обзавелись связями в высших эшелонах росийской власти, он, конечно, не мог.

Я. Н. Засурский вошел в историю, пожаловав Хаббарду первый посмертный докторат, когда-либо выданный в МГУ «за значительные достижения в литературе и философии и за выдающуюся гуманитарную деятельность». Одновременно Засурский подписал и другой указ. Вот его текст (с сохранением особенностей орфографии и пунктуации подлинника):

«Поскольку Л. Рон Хаббард является одним из наиболее известных и читаемых авторов всех времен, а тираж его книг превышает 100 млн. экз. в 19 странах на 31 языке мира и,

Поскольку Л. Рон Хаббард является одним из наиболее известных в мире гуманистов и философов и написал бесценные работы, которые освобождают человека от уз рабства и помогают ему обрести счастье и лучшую жизнь и,

Поскольку эти работы в настоящее время издаются в Российской Федерации для всех ее граждан,

Поэтому я, Ясен Николаевич Засурский, декан факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой зарубежной печати и литературы, настоящим заверяю следующее:

1. Что 13 марта 1992 г. будет днем Л. Рон Хаббарда на факультете журналистики;

2. Что зал МГУ будет выделен и предназначен для работ Л. Рон Хаббарда, где студенты Российской Федерации смогут свободно изучать выдающиеся работы Л. Рон Хаббарда;

3. Что этот зал будет доступен для наблюдателей с целью обучения выдающимся трудам Л. Рон Хаббарда;

4. Что этот зал будет назван «Зал Л. Рона Хаббарда МГУ».

Собственно ручно (подпись) Я. Н. Засурский, декан факультета журналистики МГУ». 536

На факультете журналистики был открыт читальный зал, увешанный портретами Хаббарда и иллюстрациями к его книгам. У стен стояли стеллажи с «бесценными работами и выдающимися трудами известнейшего в мире гуманиста». «К сожалению, в читальном зале не представлена ни одна из многих тысяч публикаций с критическим анализом деятельности Хаббарда и его учения, – пишет А. Дворкин. – Думается, нет в этом читальном зале и высказываний отца-основателя сайентологии относительно журналистов. Дело в том, что он не жаловал людей этой профессии, презрительно отзываясь о них как о «торговцах хаосом». До сих пор членство в сайентологической организации для журналистов – также как для психиатров и гомосексуалистов – за редкими исключениями закрыто»537.

Это событие получило оценку в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (ноябрь 1994 г.) «Стоить упомянуть и «Церковь Сайентологии», проповедующую учение «Дианетики», говорилось в докладе. – Последователи сайентологии, открывшие читальный зал на факультете журналистики МГУ, организовали широкую рекламную программу своих семинаров, якобы помогающих человеку излечиться от всех болезней и раскрыть неограниченные внутренние возможности. На самом деле сайентология пользуется скрытыми методами гипноза и контролирования ума. У человека появляется чувство полной зависимости от секты, для которой он делается готовым на все. Сотни и тысячи людей отдавали сайентологам все свои сбережения, душевное и духовное здоровье многих оказалось непоправимо разрушено. Сайентология является чрезвычайно богатой международной корпорацией мафиозного типа, со своей «полицией», «разведкой», «судебной системой». Любому, пытающемуся противостоять ее распространению, объявляется беспощадная война, причем сайентологи не гнушаются никакими методами: от взлома до шантажа и убийства. Сайентологи рвутся к власти в нашей стране: особенное беспокойство вызывает их проникновение в структуру управления нескольких крупных российских промышленных предприятий и органов местного самоуправления»538.

В 1992 году в Москве было опубликовано первое сочинение ранее «запретного» Хаббарда. Это была книга «Страх» (М., 1992), изданная на русском языке тиражом 75 тыс. экз. 10 марта 1992 года на факультете журналистики МГУ состоялась презентация книги «американского писателя, философа, путешественника и ученого»539. В начальный период «идеологической ломки» говорить о Хаббарде как об основателе Сайентологической Церкви было преждевременно. Поэтому в статье, помещенной в «Известиях» от 10 марта 1992 года, он был «подан» как писатель-фантаст. В «заставке», предварявшей рекламную заметку о Хаббарде, читаем: «Об одной из книг этого американского писателя весьма известный у нас Айзек Азимов сказал: «Из всех сочинений Л. Рона Хаббарда – это мой любимый роман», а его не менее знаменитый соотечественник Стивен Кинг: «Это по-настоящему, по-настоящему хорошая книга»540.

Своеобразным «ледоколом», проложившим путь в Россию «Дианетике», была и другая книга Хаббарда «Дорога к счастью». О Сайентологии речи на первых порах не велось, и «Дорога» была представлена читателям в качестве «своеобразного свода морально-нравственных сентенций, облаченных в форму практических рекомендаций»541. К этому времени книги Хаббарда, переведенные на многие языки, разошлись общим тиражом свыше 100 млн. экземпляров, и коммерческие российские издательства также проявляли интерес к трудам основателя Сайентологии.

Еще в 1984 г. был создан Фонд «Дороги к счастью» и с тех пор по свидетельству представителей Фонда, более чем в 40 странах мира было распространено свыше 32 миллионов экземпляров этой книги. Ее «распространяют и используют во всем мире в школах, молодежных организациях, полицейских участках и тюрьмах, чтобы помочь обществу быть более терпеливым, доверчивым и понимающим»542.

Как сообщал тогда представитель «Аутор сервис» Фред Харрис, «мы решились на свой страх и риск перевести на русский, издать и бесплатно распространить в Москве «Дорогу к счастью». Россия в будущем – огромный рынок. И мы уверены, что на нем найдется место и разнообразным трудам Хаббарда, которыми по сей день зачитывается весь мир»543.

В 1993 году книга Хаббарда «Дорога к счастью. Советы и наставления» была напечатана в Москве датским сайентологическим издательством «Нью-Эра» тиражом 50 тыс.экз.; из них 20 тыс. предназначались для бесплатной раздачи всем желающим.

Для распространения этой книги был образован Российский фонд «Дорога к счастью», разместившийся в Москве на улице Качалова, д. 10. Книга должна была «войти в каждый дом». И в том же 1993 году была осуществлена беспрецедентная по масштабам акция: 62-страничная «Дорога к счастью» была отпечатана репринтом на 4-полосном «вкладыше» газеты «Аргументы и факты» (№ 10, 1993 г.), издававшейся в те годы огромным тиражом – от 10 до 15 млн. экземпляров. Текст книги предварялся сообщением о том, что «желающие могут получить большее количество экземпляров этой книги», обратившись в фонд «Дорога к счастью». Особо подчеркивалось, что «это, наверное, первый нерелигиозный моральный кодекс, полностью основанный на здравом смысле. Он был написан Л. Роном Хаббардом как индивидуальный труд, не являющийся частью какой-либо религиозной доктрины»544. Здесь же сообщались условия, на которых «Дорога» может распространяться в России, и еще раз отмечалось, что «любое переиздание или индивидуальное распространение этой книги не подразумевает связи или спонсорского покровительства со стороны какой-либо религиозной организации. Таким образом, государственным учреждениям и их работникам разрешено распространять эту книгу в качестве нерелигиозной деятельности. (Переиздание может быть согласовано с владельцем лицензии или его личным представителем)».545 Распространением книги в России занималось также издательство «Рудомино».546

В связи с выходом этой книги Александр Дворкин, руководитель Центра священномученика Иринея Лионского , отметил, что сайентологи фокусируют свою активность на учебных заведениях и влияют в первую очередь на молодежь. В частности, на факультете журналистики МГУ один из читальных залов некоторое время носил имя Рона Хаббарда. Вывеску по приказу ректора пришлось снять, но книги основателя сайентологии до сих пор стоят на почетном месте.547

Что же касается «Дороги к счастью», то издатели рекомендовали подарить ее лучшему другу: «Дайте ему или ей несколько дополнительных экземпляров этой книги, но не подписывайте их: пусть он или она напишет свое имя и передаст эти книги другим, тем, кто так или иначе связан с его или ее жизнью»548.

* * *

520

Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // Капкан безграничной свободы. С.58.

521

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 407–408.

522

Кеден Йоахим. Цит. соч., С. 50.

523

Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // Капкан безграничной свободы, С. 58–59.

524

Там же, С.59.

525

Там же, С.58.

526

Там же,С.60.

527

Там же, С. 60.

528

Там же, С.63.

529

Петровка, 38, № 16 (8456), 1995.

530

Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // Капкан безграничной свободы. С.64.

531

Дворкин А., указ. соч.,, С.58.

532

Ильин Владимир. Фемида против «богов» Хаббарда // НГ-Религии, № 10 (248), 17. 06. 2009, С. 6.

533

Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // Капкан безграничной свободы. С.61–62. См. также: Крашаков Алексей. Чем владеют секты // АиФ, № 32, 2004, С. 13.

534

НГ-Религии, № 15 (86), 8. 08. 2001, С. 1.

535

Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. М. 1999, С. 80.

536

Цит. по: Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // Капкан безграничной свободы. С.57–58.

537

Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // Капкан безграничной свободы. С.58.

538

Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (ноябрь 1994 г.) // Анти-саентология. Спб. 1999, Приложение 8, с. 255.

539

Андреев И. Рон Хаббард издан на русском // Известия, № 58, 10.3.1992.

540

Там же.

541

Там же.

542

Благовест-Инфо № 35, 21–27 мая 1996, С. 10.

543

Андреев И., указ. соч.

544

Аргументы и факты, № 10, 1993.

545

Там же.

546

Благовест-Инфо, № 35, 21–27 мая 1996, С. 10.

547

Там же.

548

Там же.

Комментарии для сайта Cackle