Азбука веры Православная библиотека архиепископ Августин (Виноградский) Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский и Коломенский. Письма

Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский и Коломенский. Письма

Источник

Содержание

Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский и Коломенский Письма Августина, архиепископа Московского I. К Амвросию, митрополиту Новгородскому и Санкт-петербургскому II. К архиепископу Курскому Феоктисту III. К обер прокурору Св. Синода, князю Л. Н. Голицыну  

 

Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский и Коломенский

(К воспоминаниям об отечественной войне 1812 года.)

В текущем году исполнилось 75 лет со времени кончины высокопреосвященного Августина архиепископа Московского и Коломенского. Предложим вниманию читателей вкратце очерк жизни сего святителя церкви Московской, понесшего тяготу чрезвычайных забот и скорбей в тяжелую годину нашествия неприятелей в 1812 году.

Преосвящ. Августин, в миру Алексий родился в Москве 6 марта 1766 года. Родитель его Василий Виноградский сначала был причетником при церкви, известной под именованием Большого Вознесения, а потом священником Дмитриевской, теперь уже не существующей, церкви на Ильинке и был искусным иконописцем, трудившимся в поновлении икон Успенского собора. В ранней поре Алексий Виноградский остался бедным сиротою: во время чумы, свирепствовавшей в 1771 году, он лишился матери, а потом вскоре восьмилетним отроком лишился и отца. После первоначального приюта у одного из родственников, Алексий поступил в число казенно-коштных воспитанников Перервинской семинарии, а потом Славяно-Греко-Латинской академии. Господь благословил учебные труды талантливого и прилежного Алексия; он скоро стал в числе лучших учеников. С 1787 года, еще будучи студентом академии, Виноградский был учителем латинского языка в Перервинской семинарии. По окончании курса он был сначала учителем риторики и потом, с 1792 года, префектом в Троицкой семинарии и учителеми философии. В должности префекта Алексий Васильевич, по предложению московского митрополита Платона, согласно собственному влеченю, принял пострижение в монашество 16 января 1794 года с именем Августина, на 28 году от рождения. С этих пор истинно-отеческая любовь митрополита к Августину еще больше усилилась, а вместе с тем увеличилось и благотворное влияние владыки на жизнь и действия молодого, многообещавшего ученого1 инока. В 1797 году Августин, как уже ректор и учитель богословия Троицкой семинарии, имел счастье встретить приветственной речью Государя Императора Павла Петровича, посетившего семинарию после своей коронации. Труды по семинарии и приветственная речь обратили тогда на Августина внимание Государя: Его Величеством Всемилостивейше были пожалованы Августину богатые золотые часы и 2000 руб. в пользу учеников. Равным образом при таковом же посещении семинарии и Государем Императором Александром Павловичем Августин, уже в сане архимандрита, приветствовал Государя благодарственною речью, и в награду за усердие и труды по образованию духовного юношества Всемилостивейше сопричислен был к ордену Св. Анны 2 степени. Будучи ректором Москов. Славяно-Греко-Латинской академии, цензором духов. книг и настоятелем Заиконоспасского монастыря, Августин в 1803 году был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедания слова Божия, и там в следующем 1804 году рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московского. С горячим усердием, в полнейшем чувстве подчинения и смирения новорукоположенный викарий принял на себя труды по епархиальному управлению в облегчение и даже взамен обремененного летами и недугами митрополита Платона, именем которого он и действовал до 1811 года. В сем году преосвящ. Августин стал уже самостоятельным распорядителем Московской епархии, так как митрополит Платон до того уже изнемог, что испросил себе увольнения от занятий делами епархии, что до времени его выздоровления и было поручено преосв. Августину.

Но вот наступил 1812 год, памятный не для одной России, но и для всей Европы по своим ужасам. Чего не пришлось переиспытать, перечувствовать и вообще перенесть владыке Августину в этот и в последующие годы! Сколько мудрой распорядительности, предусмотрительности, мужества, терпения и, главное, молитвенного подвига и богопреданности2 нужно было в это время иметь ему, как архипастырю церкви Московской! – 11 июля прибыл в Москву Государь Император Александр Павлович. Торжественный выход Государя в собор, бывший на другой день, был необычен на сей раз по тем слезам, которые проливал Государь вместе с преосвященным Августином при встрече у южных дверей Успенского собора. «Се на запад, говорил между прочим Владыка Государю с крестом в руках, се на запад возшумели бури и Ты, яко исполин, исходишь на путь бессмертных подвигов и славы. От края небесе исход Твой и сретение Твое до края небесе. Там среди мощных и храбрых ополчений Своих, Ты мещешь перуны на дерзкого врага; здесь воспламеняешь души наши любовью к Тебе и отечеству. Там двигаешь громы на поражение злобы; здесь возбуждаешь и движешь сердца наши на защищение возлюбленной Тебе России. Там казнишь, здесь покоишь; – там мертвишь, здесь оживляешь... Царю! Господь с Тобою! Он гласом Твоим повелит буре, и станет в тишине и умолкнут волны, воды потопныя. – С нами Бог! разумейте язы́цы и покоряйтеся, яко с нами Бог». – «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» пели певчие по приказанию Владыки, при вступлении Его Величества в собор. В знак своей благодарности и особенного внимания к полезным действия Августина на благо пасомых Государь, при отъезде из Москвы, возложил на него орден Св. Александра Невского.

Вскоре по отъезде Государя, по его повелению, Августин составил молитву об изгнании врагов из отечества, которую и читали в церквах с коленопреклонением «Владыко Господи! услыши нас молящихся Тебе: укрепи силою Твоею Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Александра Павловича, помяни правду Его и кротость, воздаждь Ему по благости Его, ею же хранит ны Твой возлюбленный Израиль. Благослови Его советы, начинания и дела! утверди всемощною Твоею десницею царство Его, и подаждь Ему победу на враги якоже Моисею на Амалика, Гедеону на Мадиама и Давиду на Голиафа. Сохрани воинство Его: положи лук медян мыщцы во имя Твое ополчившихся, и препояши их силою на брань. Приими оружие и щит и возстани в помощь нашу... Боже отец наших! помяни щедроты Твои и милости, яже от века суть; не отвержи нас от лица Твоего, ниже возгнушайся недостоинством нашим; но помилуй нас по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих прости грехи и беззакония наши. Сердце чисто созижди в нас и дух прав обнови во утробах наших; всех нас укрепи верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовью, вооружи единодушием на правое защищение одержания, еже дал еси нам и отцем нашим...»

К этой молитве преосвященный Августин присоединил и свои сильные слова, и речи к своей пастве и ко всем Россиянам.

«Дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа; Господь бо поборет по вас, возопил Моисей к Израилю, когда кровожаждущий Египтянин гнал вслед его и простирал убийственные руки на поражение народа Божия».

«Братия мои! Се и противу нас подъял неправедное оружие сильный, коварный и злобный враг. – От мраков запада двинулась сила Египетская; возшумели колесницы и тристаты; тьмы иноплеменных победивших и побежденных, разоривших и разоренных, торжествующих п плачущих разсеялись по пределам любезного отечества нашего. Надменный Фараон прешед страны, наводненные кровью избиенных от него, прешед царства, им разоренные, прешед грады, им опустошенные, является с ополчениями своими в пределах благословенного одержания Царя нашего. – Он умышляет в ярости своей разорить святой Иерусалим, расхитить достояние людей Божиих, огнем и мечем опустошить Россио, сколь пространством, столь славой великуй. Но еда во веки прогневается Господь? еда забудет ущедрити Бог? Братия мои, дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа; Господь бо поборет по вас.

«Близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс.144:8). К вам убо, во-первых, обращаюсь Иереи Бога Вышнего! Предстоя престолу Его, ныне наипаче умножите молитвы свои, ныне изливайте всю душу свою пред Господом; в вечер и заутра, в полунощи и в полудни вопийте к Нему, да оставит нам беззакония наши и грехов наших не помянет к тому; да милостив будет нам; множеством славы Своей да сотрет сопротивных наших и огнь гнева Его да пояст их, яко стеблие».

«Но и Боговидец утомлялся в молении, и Моисей опускал руки свои. – Что же будет с нами грешными, еже ли вы, православные чада Церкви, яко Аарон и Ор не поддержите в молении рук наших собственным благочестием вашим и добродетелями? Дайте нам во укрепление камень вашей веры, воспламените моления наши огнем вашей к отечеству любви; излейте на жертвы наши елей человеколюбия и милосердия вашего к ближним; курение фимиамов наших растворите благоуханием собственной чистоты вашей и непорочности. Таким образом руце наши будут укреплены ко Господу, дóндеже пагубою погубить память Амаликову от поднебесныя (Исх.17:15)».

«Близ Господь всем призывающим Его, но призывающимся во истине. Гласы моления нашего оскорбят слух Господа Саваофа, ежели Он не услышит в них того приятного и небесного согласия, какое чувствования наши, желания и дела должны иметь с законом Его. Жертвы наши будут, яко жертвы Каина, ежели не возгорятся огнем пламенной ревности к спасенио отечества. Кадило наше будет мерзость пред Господом, ежели намерения и дела наши будут наполнены зловонием самолюбия, своекорыстия, тщеславия и гордости. – Близ Господь всем призывающим Его во истинине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144:18–19)».

«Россияне! Господь с вами (2Пар. 15:2), аще будете с Ним».

«Вельможи! Вы предстоите престолу Помазанника Господня, вы приседите кормилу правления. – Отечество, оскорбленное дерзостью врага, на вас, на вас обращает очи свои; от вас наипаче ожидает и помощи, и спасения, и отмщения клятвопреступному нарушителю спокойствия его. Оно вопиет к вам: знаменитые сыны, исшедшие из недр моих, вспомните достославных предков своих; воскресите в себе благочестие их, правду, доблесть, ревность и мужество; вслед за ними ступайте на поприще славы, на котором получили они венец бессмертия; лесть, зависть и коварство да посрамятся пред величием души вашей! Пророцы Царевы! Еже аще речет вам Бог Сие возглаголите Царю (2Пар. 18:13), Ему же предстоите. Соедините и мысли, и сердца ваши для спасения и славы соплеменных своих. Явите ныне, что не чины и отличия, но собственныя дарования ваши и добродетели возвышают вас пред народом».

«Благородное дворянское сословие! Ты всегда было подпорою престола и ограждением отечества. Открой ныне пред лицом вселенной новые, бессмертные опыты верности твоей к Царю и любви к отечеству. Надменный враг угрожает нам множеством силы своей; из праведнаго достояния твоего умножь ополчения наши; и устрояя их одушеви той храбростью, какою исполнено собственное сердце твое. Под знаменами Господа сил, под знаменами Помазанника Господня мужественно веди их на поражение кровожаждущиия злобы. На поле сколь жестокой, столь славной брани пожинай венцы хвалы и чести; и памятником побед твоих да будет свобода и спокойствие Европы».

«Купечество! Под кроткой державой Благопромыслительного Монарха, под благодетельным покровительством правительства, среди тишины и спокойствия, при уважениии сограждан своих, ты стяжало великие сокровища. Отдай часть оных для спасения отечества, которое даровало тебе все, что ни имеешь. – Но лихвы ли кийждо от брата своего истяжет, юже вы истязуете? не добро дело, еже вы творите: тако не во страсе Бога нашею ходяще, убежите ли от поношения языков (Неем.5:7, 9). Кто вземлет лихву от неимущих, тот пьет кровь братии своей и приобщается врагом нашим. Купечество, отверстым сердцем, отверстою рукою клади на алтарь отечества богатство свое. Приношение твое да исполнится туков; да благоухает любовью к ближним и ревностью к общему благу. – Жадный богач! Расторгни оковы сребролюбия, да проклятие отечества не преследует тебя из рода в род. – Ты клялся жертвовать Царю и отечеству не только стяжанием своим, но и самим собою: и Господь внял на клятвы, тобой произнесенные. Почто убо вземлеши днесь от клятвы своей? почто помыслил еси на сребро и злато свое? почто скрыл их в кущи твоей (Нав. 7). Бог отмщений разгневается на тя яростью великою и погубит тя от лица земли. – Но да не будет сего. – Доблественный Минин еще жив в потомках сословия своего; оно дышит его великим духом; оно горит его любовью к отечеству».

«Храбрый Российский народ! Воззри на святые гробы опочивающих здесь угодников Божиих. Нетленные телеса их, сии залоги любви и чудодействия Божия вверены благочестию твоему. Возстани убо, возстани на охранение святыни, благоговейно тобою чтимые; возстани на защищение олтарей Бога твоего. Поборай по Господе, и Господь поборет по тебе. – Вооружись на спасение достояния своего, жен и детей своих. Приими щит веры и упования на Бога спасающаго; облецыся в броню правды и мужества. Не предаждь законов отеческих; верностью к Царю посрами лесть врага, мужеством сокруши силы его».

«Россияне! аще будете с Господом, и Господь будет с вами; дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа. Господь бо поборет по вас. Аминь».

14 августа на Земляном валу собралось ополчение, составившееся в помощь войскам. Здесь, по совершении молебна с водосвятем, Владыка, окропляя св. водою проходивших мимо его ополченцев, воодушевлял их молитвенными словами: «Господь сил с вами! Господь поборет по вас», и вместо воинскаго знамени дал им хоругвии из Спасской церкви.

Уже только стоверстное с небольшим расстояние отделяло неприятелей от Москвы, они уже вступили в пределы Московской губернии, и здесь на обширном поле Бородинском наше войско, с мудрой военной тактикой престарелого Кутузова отступавшее к Москве, дало сражение войску Наполеона. В то время, когда кровопролитный бой был в самом разгаре, в Москве преосв. Августин с двумя архиереями совершал крестный ход вокруг Белого города, Кремля и Китай – города при многочисленном стечении народа. Это было 26 августа – день празднования сретения Владимирской иконы Богоматери. Вместе с сей иконой в крестном ходу были и другие чудотворные иконы Богоматери: Иверская и Смоленская. Последние две иконы 31 августа, по распоряжение преосв. Августина, были приносимы в Лефортовский дворец для духовнаго утешения положенных там больных раненых воинов.

Полчища Наполеона были уже близ Москвы. Преосвященный желал увезти из Москвы все драгоценное и важное, и отправил в другие города, что только мог.

Но у гражданскаго начальства было опасение возбудить в народе ропот вывозом некоторых святынь. Решение фельдмаршала Кутузова сдать Москву Наполеону без боя еще не было известно, – оно состоялось только вечером 1 сентября на военном совете в подмосковной деревне Фили, накануне вступления врагов в Москву.

Преосв. Августин намеревался совершить крестный ход к Трем –горам… но ночью получил известие о решении сдать неприятелям Москву и повеление о выезде по пути к городу Владимиру с тремя иконами Богоматери3. Изнуренный беспрерывными трудами, волнениями и заботами Владыка с жгучею скорбью удалился из первопрестольной столицы. Вечером 2 сентября она была занята войском Наполеона. Зарево от пылавшей Москвы, по словам современников, виденное из отдаленных местностей, еще более надрывало сердце Архипастыря... 5 сентября он прибыл во Владимир, а 16-го – в Муром...

11 октября неприятель вышел из Москвы. По получении известия об этом, преосвященный возвратился к месту своего служения с чувством живейшей радости о спасении столицы и вместе с тяжелой грустью о ее разрушении, ограблении, и, особенно, оскорблении и поруганнии храмов Божиих с их святыней. Москвичей, являвшихся к владыке с поклоном, он встречал с радостным пасхальным приветствием «Христос Воскресе!».

Сколько мудрого труда предстояло владыке Августину в деле воссоздания в его пастве всего, что не могло обойтись без его ведома, распоряжения и участия! Восстановление поруганной святыни, приведение в благолепный вид храмов Божиих, заботы об удовлетворении нужд оставшихся без мест причтов церковных, утешение печальных и содействие к их благоустройству, быстрое решение недоуменных вопросов – все это теперь предстало пред владыкой, как неотложный и величайший подвиг служения Церкви и отечеству. И благодать Божия помогла ему. – Осматривая Кремль в ночь 8-го ноября, после молебствия в Сретенском монастыре, владыка приблизился к Успенскому собору, который был заперт и запечатан. Сопровождавшие владыку боялись войти в собор из опасения взрыва подобнаго тем, какие сделал Наполеон пред выходом из Москвы. Но не устрашился архипастырь; вооруженный силою веры в Провидение Божие, он приказал отворить двери собора; спутникам сказал: «Помолитесь» и трижды поклонился на церковном пороге. Затем, осенив вход крестным знамением, первый вошел в собор и воскликнул: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его!» В соборе везде были следы кощунства, святотатства, необузданности и злобы...

Варварски-кощунственное отношение к нашей святыне со стороны французской армии было естественным выражением того низкого уровня ее тогдашнего релпгиозно-нравственного состояния, о котором свидетельствует литература того времени. Так в № 10 имеющегося у нас журнала «Сын Отечества» за 1812 год мы читаем па стр. 188 следующее: «священник католической церкви, в Москве находящейся, в письме своем к одному из знакомых своих между прочим пишет, что разврат нынешних французов и других католического исповедания воинов Наполеоновой армии превосходит всякое вероятие. По вступлении их в Москву, однажды только, при самом начале достопамятного их там пребывания, три офицера забрели в церковь, где он отправлял богослужение. Вместо благоговения к храму Всевышнего, развалившись на скамейке в неблагопристойном виде с лорнетом в руках, посвистывая зевали они во все стороны, и, не видя женщин, ушли, оказав всевозможные знаки ругательства и пренебрежения ко всему священному. После сего во все время их пребывания ни один солдат, ни офицер, ни генерал не заглянул в церковь. По изгнании их из Москвы, когда самый сей священник, соболезнуя о сих заблуждшихся овцах, по внушенио совести своей решился посетить больницу, в которой оставалось множество больных и раненых, лежавших почти при последнем издыхании, был он к неожиданному удивлению встречен насмешками и ругательством, которые наконец превратились в угрозы, и он с опасностью собственной жизни принужден был удалиться и оставить сих несчастных в закоснелом их безверии. – Вот плоды французскаго воспитания!» На 182 странице того же журнала читаем: «Один из соотечественников наших, разговаривая с пленным французским генералом, изъявил свое удивление, как могли французы, коих недавно еще признавали просвещеннейшим народом в свете, дойти до такого неимоверного распутства и ожесточения, что не имеют ни малейшаго уважения даже и к неприкосновенной святыне храмов Божиих. Генерал ответствовал: «Вы напрасно удивляетесь: всякаго магометанина, в величайшем бешенстве на все встречающееся устремленного, наверно могли бы вы удержать от таковых неистовых поступков, сказав ему: Остановись! Здесь храм Божий, здесь то же, что у вас мечеть. От Наполеоновых солдат того не ожидайте, потому что они не имеют понятия ни о святыне, ни о храме Божием: в них нет ни веры, ни совести. Они так воспитаны!..»

Поэтому-то и в Успенском соборе везде видны были следы кощунства, святотатства, неверия, необузданности и злобы.

На месте паникадила висели весы, на которых неприятели вешали награбленное золото и серебро. Стружки, уголья, навоз лежали вместе с грудами снега, нанесенного в разбитые окна. Украшения с иконостаса сняты. Иконы вместе с поломанной утварью и облачениями разбросаны были по полу. Наглость коснулась более века не открываемой раки мощей святителя Петра, – она врагами была открыта. Серебро украшавшее раку святителя Филиппа было похищено. При таком возмутительном зрелище владыка воскликнул словами псалма: «Боже, приидоша языщы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой» (Пс.78:1). Но еще несколько шагов – и скорбь владыки и бывших с ним быстро сменилась чувством благоговейной радости и трепетного восторга при приближении к св. мощам святителя Ионы: здесь все осталось неприкосновенным: св. мощи, серебряная рака, образ Спасителя в серебр. окладе, лампада и серебр. подсвечник! По словам старожилов-москвичей, невидимая сила не допускала хищников к мощам святителя Ионы, хотя они несколько раз покушались на то; однажды даже они ясно увидали, как святитель поднял угрожающую руку. Наполеон хотел было сам подойти к раке, но, сделавши несколько шагов, быстро повернул назад и вышел из собора с приказанием запереть и запечатать его.

По Успенскому собору с безошибочностью можно судить и о других храмах и святынях Москвы... Сколько трудов и усилий требовалось со стороны преосвященного Августина, чтобы возстановить все в должный порядок.

Похоронив своего отца и благодетеля, незабвенного митрополита Платона, скончавшегося 11 ноября, Августин получил от Государя повеление управлять Московской епархией впредь до назначения нового архипастыря. – В отношении благотворения нуждающимся Владыка действовал и как ходатай о пособии, и как раздаятель присылаемых благотворительных сумм, и как благотворитель из собственных средств. – Сколько восторга, сколько радости было у москвичей при тех священных торжествах, которые устроил Владыка по мере возстановления святынь Божиих! Как благодетельны были эти светлые минуты после той печали, которая тяжелым камнем лежала на угнетенных, раззоренных и оскорбленных жителях древнего св. первопрестольного града! – 1 декабря, по освящении Покровскаго, Василия Блаженнаго, собора Владыка с крестным ходом прибыл на Лобное место: «Вседействующая благодать Божия кроплением воды сея освящает древний благочестивый град сей, богоненавистным в нем пребыванием врага нечестиваго (врага Бога и человеков) оскверненный. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». По совершении молебна, крестный ход разделился на три отделения: одно направилось к Никольским воротам, другое пошло по Набережной около стены Китай-города, а с третьим отделением Владыка шествовал сам за Ильинские ворота. Все три отделения сошлись у Варварских ворот и затем возвратились в Покровский собор. Торжественное освящение Белого города последовало 12 декабря – в день рождения Государя. На необходимые исправления в Кремле потребовалось около трех месяцев. Во все это время в него не допускали любопытных. Открытие Кремля начато 1 февраля 1813 года освящением Архангельского собора. Мощи святого Царевича Дмитрия, сохранные усердием священника Вознесенскаго монастыря, в этот день были обнесены вокруг собора, а на другой день – вокруг всего Кремля. Крестный ход внутри Кремля был совершен по освящении Чудова монастыря. Освящение Успенскаго собора, поновление которого производилось при личном ежедневном наблюдении владыки, было отложено до 30 августа – дня тезоименитства Государя Императора. Ранее же сего числа, – именно в субботу Лазареву был пока освящен в сем соборе придел свв. ап. Петра и Павла, а 2 июня, с благословения Святейшего Синода, была торжественно открыта рака мощей святителя Петра, дабы «сетующее обыватели Москвы, взирая на нетленность мощей сего угодника Божия, могли утешиться в скорбех своих и, прикасаясь к ним с лобзанием святым, – оживотворяться надеждою, что кратковременная печаль их вознаградится продолжительным и ненарушимым благоденствием». При сем торжестве преосвященным была произнесена речь, в которой он обращается к св. Петру с таким молитвенным воззванием: «Святителю Петре! Безбожный враг коснулся гроба твоего, но не мог коснуться святых останков твоих. Дыша хищением, он дерзнул открыть их; и – силою Божиею ослепленный, пораженный, во страхе и трепете он предался постыдному бегству. – Кто подобен Тебе, Господи? Кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, Творяй чудеса!» (Исх.15:11).

«Блаженный Небожителю! Мысленные взоры наши всегда устремлены к тебе в горняя; всегда наслаждаются созерцанием славы Евангельских великих добродетелей твоих, но благоволи4 да и телесные очи наши выну видят святые мощи твои; благоволи, да наслаждаемся выну лобзанием нетленных останков твоих, бывших некогда вместилищем и жилищем Духа Святого!»

«Друже Божий! От неизсякаемого источника радостей, которыми ты наслаждаешься, предстательством твоим, в печальные и оскорбленные сердца наши да прольются сладостные струи небесного утешения. – Ты во дни странствия своего на земли содействовал распространению града сего: ныне на небеси, предстоя престолу Царя царствующих, умоли Его, да град сей, опустошенный нечестием и злобою, паки восставит Он и возведет в прежнюю красоту и славу; врагов наших да покорит под ноги Христа Своего, великого благочестием, мужеством и благостию Александра!»

«Святче Божий! Ты был первым основателем сего первопрестольного храма, ты собственными руками изобразил икону Святейшей Девы Марии честного Успения Ее. Молим убо, ниспосли от небес твое святительское благословение на нас, и на труды наши, подъемлемые к возобновлению храма сего!»

Храмовой праздник Сретенского монастыря в честь Владимирской иконы Богоматери 26 августа отличен был в сем 1813 году особым трогательным торжеством. Здесь Владыка совершил годичное поминовение воинов, положивших жизнь свою в Бородинском сражении. Вместе с архипастырем плакали все предстоявшие во храме, слушая его проиоведь. Вот что между прочим говорил он в этом слове: «Поля Бородинские! Откуда бесчисленные холмы сии, которые доселе не покрывали вас? Не могилы ли избиенных врагов, стремившихся разрушить Российское царство, и под развалинами оного погребсти блаженство наше? – Чем наполнены пространные недра ваши? Не костями ли нечестивых злодеев, хотевших истребить веру отец наших? Тьмы тем падоша иноплеменных, и сокрушишася оружия бранная (2Цар.1:27).

«Но ах! В сем толь славном для воинства нашего сражения сколь великие потери претерпели мы сами? Сколько погибло опытных и мощных воинов? Сколько благородного дворянства еще в цвете юности, подобно нежной розе, увяло от громов сей кровопролитной брани? Сколько пало, или уязвлено искусных и мужественных вождей? – Храбрый Багратион! и твои геройские подвиги кончились на полях Бородинских!»

«Православные воины, положившие живот свой за веру, за Царя, за Отечество! Киими похвальными венцы увязем вас? Какие почести воздадим бессмертным подвигам вашим? Какую жертву благодарения и признательности принесем вам?...

...«Много потеряло отечество на брани сей; но можно ли оценить то, что приобрело? Сей жестокой битвой спасена целость государства, сохранено величие и слава народа, возвращена безопасность и тишина, и гордый Фараон познал, что Россияне суть язык избранный, людие Божии, и Россия есть страна, покровительствуемая небом».

«Сколь убо ни велики потери наши, – утешимся, прекратим стенания, отрем слезы! – Но ах! нежная супруга! Где отец милых детей твоих? Он не

возвращался еще с полей Бородинсих. Он там, – и дети твои – сироты. –Прижми, прижми их к сердцу своему, ороси слезами. – Он там, – да почиет с миром почтенный прах его! Ты разлучилась с ним на веки; но любовь его к тебе и детям пришла с ним в вечность. Небесный Отец будет отцем сирот твоих и утешителем тебе самой. – Отец отечества, Помазанник Господень призрит на вас оком Своей всеобъемлющей благости, и милостями Своими усладит горести ваши. – Сердобольные родители! И ваш сын пал среди кровавой брани: оплачьте его; но вместе и утешьтесь той верою, в которой вы сами наставляли и утверждали его и словом, и примером. Он убит еще в цвете юности; но он довольно жил для отечества, довольно для чести своей и вашей. О не достиг высших и знаменитых почестей; но венец страдальчески уготован ему в небесах. Он не наследует достояния вашего; но получит наследие Иисуса Христа. Святая Церковь не престанет молить Господа как о нем, так и о всех сподвижниках его: да воздаст им за временные труды и язвы живот вечный и блага вечные, да прольет им источники блаженства небесного и увенчает славой у Себя Самого».

«3емля отечественная! Храни в недрах своих любезные останки поборников и спасителей отечества; не отяготи собою праха их; вместо росы и дождя окропят тебя благодарные слезы сынов Российских. Зеленей и цвети до того великого и просвещенного дня, когда возсияет заря вечности, когда солнце правды оживотворит вся сущая во гробех». – Поминовение на самом поле Бородинском было, по распоряжению владыки, совершено в тот день архимандритом Симеоном.

Чрез 4 дня – в день тезоименитства Государя Императора преосвящ. Августин совершил освящение Успенского собора, причем вокруг собора были обнесены мощи Святителя Петра, а внутри Собора к неописанному восторгу предстоявших пропеты были пасхальные песни, по распоряжению владыки. В обширном слове, произнесенном в сей день, владыка говорил о, том, что «все великие и чудесные события в царствах земных бывают по воле Вседержителя, который обращает оныя к устроению царства Христова», и указав на чудеса Промысла Божия в истории Богоизбраннаго народа Израильскаго, владыка перешел к воспоминанию знамений Божиих в судьбах России вообще и в частности в минувшую войну с Наполеоном, и заканчивает свое слово так: «Благословенные Россияне! Всех чудес, какие при ужасных несчастях, постигших любезное отечество наше, угодно было Всемогущему явить над нами, ни исчислить, ни постигнуть невозможно. Знают и видят их просвещенные. – Но как оные чудесные явления, так самые бедствия, свыше на нас ниспосланные, и скорое спасение России, суть громкие глаголы Вышнего, коими призывает нас к Себе, и обращает от путей стропотных и гибельных на путь вечного спасения. Потецем убо по стезям заповедей Господних; совлечемся ветхого человека и облечемся в нового; пойдем от тьмы к свету, от тления к нетлению, от земных к небесным!».

«Боже всеблагий! после столь великих и разительных чудес яви над нами величайшее чудо. Посли благодать твою; воцари в сердца наших Иисуса Христа; укрепи нас в вере и благочестии; соедини взаимной друг ко другу любовью, да никакая сила вражия возможет противу нас».

«Господи сил! Даждь крепость Царю нашему; покори под ноги Его врага всей земле к славе имени Твоего и к утешению человечества; да гласом радования и исповедания воскликнут цари и народы: кто подобен Тебе, Господи? кто подобен Тебе? прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса!»

Чтобы увековечить память о дивных судьбах Божиих в 1812 году, Преосвященный учредил ежегодный большой крестный ход вокруг Кремля 11 октября, или в ближайший воскресный день, если 11 число приходится на будний день. Умилительное торжество веры – это священное шествие духовенства всей Москвы, вместе с несметным числом богомольцев сопровождающего древнюю святыню. Этим шествием выражается и благодарение Богу благодателю нашему, и молитва к Нему да даст нам память славного посещения Своего бывшего в 12 году и да сохранит Церковь Святую, царствующие грады и все отечество наше и впредь от всякого злого обстояния, мир и безмятежие тем даруя.

Как величайшего праздника, Москва ожидала того дня, когда среди ее явится Государь Император Александр Павлович, как Победитель и Миротворец – Благодетель всей Европы, и разделит с нею радость о благопоспешении Божием в Его великих царственных подвигах. День этот настал 15 августа 1816 года, спустя почти четыре года после того, как неприятель изгнан был из Москвы и из пределов нашего отечества. В Москве уже многое было восстановлено, и Августин за свои труды Всемилостивейше пожалован был архиепископом Дмитровским членом Святейшего Синода архимандритом Свято-Троицкой Сергеевой-Лавры и управляющим Московской епархией. В этот проезд Государь изволил принести в дар Успенскому собору золотые сосуды, устроенные в Париже. Встречая Государя, владыка приветствовал Его следующей речью: «Августейший Император! Государь Всемилостивейший! Се возстала уже из пепла и развалин столица сия, опустошенная нечестием, злобой и гордыней; храмы Господни облеклись в лепоту достойную святыни; домы обитающих восприяли прежнюю красоту и величие. Цветет промышленность и торговля; довольство и обилие текут рекою; и ежели остаются еще следы опустошения, то совершенно загладить их не допустило только время, непокорное усилиям человеческим. Забыты все болезни и страдания: мы утешены, мы паки счастливы!»

«Но к полному утешению нашему не доставало еще одного, чего наипаче желало сердце наше. Москва после бедствий и страданий своих еще не имела того сладчайшего утешения, чтобы узреть Благодетеля своего, Отца отечества, спасителя Европы; чтобы в восторгах благодарности пасть к стопам Его, чтобы облобызать победительную десницу Его».

«Государь! Чувствуем и не можем не чувствовать, что Ты и во отсутствии присутствовал нам. Ты всегда был с нами Твоей к нам любовью, Твоими непременными щедротами, Твоим отеческим о нас попечением. – Когда на поле ужасных браней поражал Ты врага всей земли, не о собственной думал безопасности, но о том, чтобы возвратить свободу и безопасность чуждым странам, тем более оградить от всякой опасности возлюбленную Тебе Россию. Когда тучи смертей гремели над главой Твоей, Ты не о сохранении собственной жизни помышлял, но о том, чтобы ожитворить столицу сию, чтобы утвердить блаженство подданных. Когда слава побед Твоих наполняла вселенную; не своей славы искал Ты, но славы Божией, славы Твоего народа. – Посему Бог, Коему восписывал Ты все победы, Сам предшествовал, Сам споборал Тебе; и Тобою в крепости прославил десницу Свою.»

«Всемилостивейший Государь! и чуждые народы восхищались, взирая на Тебя, яко на ангела Божия; в самый Галл возвеселился, узрев Тебя среди столицы своей! Удивленный кротостью и благостью Твоей, он на то время забыл, что побежден. – Что же? что же чувствуют теперь счастливые обитатели сей первопрестольной столицы? что чувствуют сынове Сиони, сретая Царя своего, Царя спасителя, утешителя, благодетеля? – Никакой язык не может изяснить тех радостных, тех благодарных к Тебе чувствований, какими исполнено сердце наше».

«Москва! Вознеси поседевшее чело свое. Восстани; восстани, Сионе, облецыся в крепость твою, Сионе, и ты облецыся во славу твою, Иерусалиме, граде святый; к тому не приложит пройти сквозь тя нечистый, яко с нами Бог!»

«Исходя убо во сретение с сим знамением победы (св. крестом), Тебе, Победителю нечестия и неправды вопием: осанна в Вышних; благословен грядый во имя Господне». – Из Успенскаго собора Государь, в сопровождении владыки и духовенства, проследовал в соборы: Архангельский и Благовещенский при колокольном звоне, пушечной пальбе и радостных кликах народа.

Этот приезд Императора в Москву сопровождался многими торжественными празднествами, по случаю совершавшихся одно за другим достопамятных событий, к числу которых относятся празднества по случаю побед наших и союзных с нами войск, умиротворения Европы, закладки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах5 и др.; во всех этих торжествах вдохновенное слово обильной струей изливалось из уст владыки, научало, восторгало, и умиляло его пасомых. Особенно восторженно и назидательно его слово по случаю заключения мира с Францией и восстановления спокойствия в Европе.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк.2:14). Силы небесные сей торжественной песней восхвалили Бога при рождениии Бога-Слова, Спасителя мира; сим радостным гласом возвестили грядущее примирение твари с Творцем, и возведение человека в то блаженство и славу с высоты коих низринуло его преступление».

«Пред сим неисповедимым событием превечнаго совета Божия всякое земное событие, сколь бы оно чудесно, велико и блистательно ни было, есть то же, что искра пред солнцем, что капля пред морем. Однако все явления в царствах человеческих, а паче великия и чрезвычайныя, суть действия перста Божия, и премудрости Вседержителя направляются к утверждению, назиданию и распространению на земли Царства Христова».

«Обитатели Москвы, граждане града святого, от коего началось спасение не только любезного Отечества нашего, но и всей Европы! Ныне, когда Венценосный ангел России, по низложении сильного и злобного врага, торжественно исповедует величие Божьего к нам милосердия, и от глубины души прославляет неизреченные щедроты, яже удиви над нами, ныне, когда по прекращении кровопролитных браний, возвещает Он столь вожделенный мир; ныне, когда по освобождении Европы от ига жесточайшей тирании, обещает народам своим спокойствие и блаженство толико блаженным державою Его; ныне, при сем торжестве торжеств в восторгах радования и исповедания, можем ли не возгласить сию Ангельскую песнь: слава в вышних Богу, и на земли мир.»

«Слава в вышних Богу, и на земли мир. Из всех даров, какими Творческая благость украсила человека, первый и величайший дар есть разум. Но сей самый разум есть опаснейший для человека враг, когда оставлен самому себе. Вместо того, чтобы руководствовать нас к Творцу, он часто удаляет от Него. Вместо того, чтобы открывать те истины, которые составляют существенное человека блаженство, он часто наводит на них мрак недоумения и закрывает их тучами заблуждений. Он спит, когда ярятся страсти, и при бурном волнении их не озаряет нас светом своим. Истину сию оправдывают дееписания всех веков; но мы плачевное событие оныя видели собственными глазами, познали самым опытом. Галлы, народ, обладающий великими способностями, блестящий дарованиями ума, восшедший на верх просвещения, возгордились наконец; – упоенный, так сказать, своими достоинствами, этот народ слепо предался буйным мудрованиям лжеименного разума. Он торжественно отверг тот божественный закон, который един есть светильник человеку, который един содержит в себе истину и живот. Он разрушил алтари Творца вселенной, и на месте их воздвиг жертвенники заблуждению и пороку; поругался святыне, подъял убийственные руки на помазанника Господня, попрал все законы нравственности, уполномочил разврат и увенчал преступление. Что ж потом? – Народ, столь любезный в общежитии, народ, который для других народов был примером и наставникам людскости и вежливости, сей народ сделался лютее разяренного тигра. Он дышет грабительством и убийством, очи его пылают яростью и бешенством, уста изрыгают неправду и клеветы, руки исполнены крови. Прекрасные стогны Лутеции покрыты трупами обитателей ее, растерзанными рукой ближних своих; цветущая земля Галлов наводнена собственной их кровью, пролиянною междоусобием. – Вот плоды разума, оставленного самому себе, разума, удалившегося от света Божия! вот плоды душевной, земной, ложной философии! – Господи, наказуй нас за грехи наши, как угодно оскорбленному правосудию Твоему; – не попусти только нам уклониться от закона Твоего; не отврати только лица Твоего от нас. – Ах! Отвращу Тебе лице, возмятутся всяческая и исчезнут (Пс.103:29)».

«Наконец, из среды народа оного, богатого талантами ума, сильнаго могуществом, но надменного, предавшегося буйству и разврату, возник человек ужасный для человечества, – человек, в котором Вседержителю угодно было явить страшное орудие праведнаго гнева Своего, наказующаго нечестие и беззакония. Гордый яко денница, исполненный ненасытимого властолюбия, ослепленный счастливыми успехами во всех предприятиях, он возомнил быть подобен Вышнему; или паче дерзнул восхитить себе власть Его над подлунным миром. Он рек во уме своем: Его небо, а моя земля; моя только рука будет господствовать над нею; я один буду давать законы всем странам и народам. – Восшумела буря браней, загремели молниеносные оружия, застеркали мечи; потряслись грады, поколебались царства, цари низвержены с праотеческих престолов, племена и языки восстенали под игом насилия, возрыдали под тяжестью нищеты и всех ужасных бедствий; реки крови человеческой наводнили лицо земли. – Несчастные народы! Вот плоды той философии, которую с надмением Галлы вам проповедывали, и которой столько восхищались вы. Следуя их учению и обычаям, вы сделались пленниками их прежде, нежели они подъяли против вас оружие. Мера долготерпения Божия исполнилась. Они испили чашу гнева Божия; должно и вам вкусить от той же горькой чаши. Праведен еси Господи, и прави суди Твои (Пс.118:137). – Но еда во веки забудеши люди Твоя? еда оставиши их в продолжение дней (Плч.5:20)?»

«Россия, царство веры и благочестия, страна, в ней же положи Вышний селение Свое на земле! – О сколь блаженны сыны твои! – Россия! – Бог, тронутый воплями страждущаго человечества, тебя избрал орудием милосердия Своего; тобою явил чудеса Всемогущества, правды и благости, тобою прекратил громы браней, остановил токи крови, возвратил царям престолы, а народам свободу, спокойствие и довольство; тобою всюду водворил мир и тишину.»

«Но ах! Благословенная Россия! И твои священные пределы осквернены кровавыми стопами врага всей земли, – и твоя неуязвляемая грудь уязвлена: злодейская стрела проникла в самое сердце твое. – Москва, Сионе святый! Где величие твое? Как потемне злато, како изменися сребро доброе (Плч.4:1) Великолепные и гордые домы счастливых обитателей твоих разрушены; глубокий пепел покрывает стогны твои; алтари раскопаны, святыня поругана. – Но кто Бог, разве Господа: или кто Бог, разве Бога нашего (Пс.17:32)? – Посрамление сей великой святыни, может быть, одно могло вооружить раздраженное Божество, и подъять мстительный меч его на поражение нечестия и гордыни. Праведники, коих святые останки почивают пред очами нашими, предстоя в небесех Престолу Господа Саваофа, пали к подножю Его, и гласом велиим возопили: доколе Владыко Святый и истинный не судиши, и не мстиши крови избиенных на земли (Откр.6:10), Се люди беззакония приидоша и в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим, яко овощное хранилище (Пс.78:1–2). Вопли праведников сих подобно громам, потрясающим основания, раздались в превыспренних, и преклонили Божие милосердие в помощь нашу и ко спасенио всей Европы».

«Братья мои! Велики были искушения, которые правосудию Божию угодно было ниспослать на нас; но множество грехов наших несравненно превосходит оныя. Может быть, зараза тех же беззаконий, тех же заблуждений, того же нечестия, в какие погрузились обуявшие Галлы, коснулась некоторых и из нас. Бог, яко Отец милосердый, громом гнева Своего восхотел не поразить нас, а паче уврачевать; не погубить, но паче возбудить от пагубнаго усыпления. – Мы: очувствовались, и из глубины души возопили: Горе нам, яко согрешихом. О сем смутися сердце наше, о сем померкнуша очи наша. Обрати ны, Господи, к Тебе, и обратимся, и вознови дни наши якоже прежде (Плч.5:16–17, 21). – Услышан глас моления нашего; – и с той минуты обновилась вера в сердцах наших, воспламенилась любовь к Богу, к ближнему, к отечеству; и сыны России, возложив твердое упование на Господа сил, на самих себя явили миру: яко не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся Его, и в уповающих на милость Его (Пс.146:10–11) – Слава в вышних Богу, и на земли мир.»

«Кто исполины сии, грядущие от запада? – Мышцы их крепки, яко медь, ноги быстры, яко нозе елени; взоры их исполнены неустрашимости и мужества, но вместе человеколюбия и кротости. Глава увенчана лаврами; на величественном челе сияет знамение Святаго креста; на адамантовой груди блистает достойное христианскаго благочестия начертание: не нам, не нам, а имени Твоему (Пс.113:9)?6 Шествие их сопровождают благословения всех народов; всюду признательность прославляет знаменитые их подвиги. – Кто исполины сии? – Се спасители Европы, се герои, вознесшие Россию на верх славы, се соотчичи, братия наши! – Какое уготовим сретение им? Чем украсим путь их? какие им сплетем венцы? Какие: воспоем хвалы? – Покрытый сединами старец! Родительская любовь да обновит старость твою, яко юность орлю; спеши, лети встретить возлюбленного твоего сына. Ты принес его в жертву отечеству; ты заклал его произволением; но Бог, поборник правых, отвратил от него убийственное оружие, и сохранил его тебе жива во пламени браней. Спеши, облобызай его, благослови, успокой в отеческих недрах от всех трудов и подвигов; излей на язвы его слезы отеческой любви. Они одни уврачуют их. – Нежная мать! восстани, иди во сретение рожденному тобою».

«С растерзанным сердцем взирая на поруганную нечестивым врагом святыню нашу, женское помышление мужескою душею воздвизающи, ты рекла ему: не аз дух и живот дал тебе, но Творец создавый род чевеческий (2Макк.7:21–22, 23). Иди убо и отмсти безбожно за поругание Бога отец наших. – Счастливая мать! Возлюбленный сын твой свято исполнил заповедь твою и усугубь, ежели можно, любовь свою к нему, заключи его в объятия, прижми к сердцу твоему, от глубины души призови на него благословение небесное, и хвалися, что из чресл твоих изшел защитник Церкви и Отечества. – Верная и добрая супруга! Изыди в сретение супругу своему. Отри прах и пыль с геройского чела его, облобызай победоносный его меч, и храни его яко драгоценный памятник для чад своих, да, взирая на него, мужеством, любовию к Государю и Отечеству, будут подобны родителю своему. – Чада, сретайте родителей; падите к ногам их, поправшим нечестие и тиранию; облобызайте десницу их, охранившую наследие ваше, прославившую отечество и освободившую от порабощения многие царства и народы».

«Что же скажем мы, пастыри святой Церкви, что скажете вы, лик иереев Божиих, во сретение победоносным воинам нашим? с богодухновенным Азареиею возглаголем к ним: Господь с вами, яко бысте с Ним (2Пар.15:2). Ополчаясь на врага, вы не рекли: сотворим себе имя (Быт.11:4); но внемля гласу Богобоязненнаго, кроткого и праведного Царя своего, воскликнули с Ним: ополчимся во имя Господне. Изыдем на брань, да прекратим брани; обнажим меч, да мечи всех народов сокроются во влагалищах своих; потрясем вселенную громами, да утвердим в ней тишину и благоденствие. Вы бысте с Господом; сего ради Господь бысть с вами. Он прославился в великих и благотворных подвигах ваших. Он явил вами чудеса всемогущества и милосердия Своего. И вы, свято проходя служение свое пред Богом мира и любви, возвратили его земли забвенней (Пс.87:13), а чрез то возвратили ей и мир. Слава в вышних Богу, и на земли мир!»

«Но ах! стоны, рыдания и вопли поражают слух мой. В рядах торжествующего воинства ищут родители чад, чада родителей, супруги супругов; ищут, но не находят. Где же они? – Там, – там; – они пали на поле чести, отвечают с сердечными вздохами храбрые сподвижники их. – А я недостойный благовестник небесной истины, я скажу вам, сетующее родители, чада и супруги: они там, – в небеси. Там торжествуют, они в лике блаженных духов; там за веру и верность восприемлют победные венцы от Царя царствующих; там умоляют Его, да излиет в горестные сердца ваши небесное утешение. – Но вы скорбите, что не можете слезами своими оросить прахи их. – Цари и народы ими спасенные, с благоговением почтут их гробы; и как туземец, так и пришлец, приближаясь к могиле их, с признательностью скажет: здесь лежит россиянин, положившей живот свой ради спокойствия и счастья Европы».

Утешьтесь убо сетующие и разделите с нами настоящее вечнославное торжество; разделите с нами общую радость, восхищающую не только Россиян, но и все народы Европы.

«Но сколь ни восхитительна, сколь ни велика радость наша, при всем том она недостаточна. – Не достает нам Тебя, Августейший Виновник наших торжеств и радостей; не достает Тебя, Отец отечества, благодетель света, спаситель Европы. Мы слышим глаголы Твои, исповедающие величие Божьей к нам благости; слышим глаголы, возвещающие нам сколь вожделенный, столь славный мир. Но когда узрим мирные, радостотворные взоры Твои? – Мы слышим хвалы, какие воздаешь верности, любви отечественной и превосходным доблестям счастливых подданных Твоих. Но не Тебе ли единому принадлежит вся хвала и слава? Не Твой ли один великий, твердый дух способен был совершить то великое дело, которое удивило вселенную и заставило спасенные десницею Твоею царства прославлять имя Твое паче всех царей земных? Ах! когда, когда повергнемся к мощным стопам Твоим, уравнившим стропотные земли, и обратившим в пути гладки? – Когда, когда облобызаем победительную, миротворную и благодетельную десницу Твою? – Отец отечества! Сыны России за все подвиги, какие ни совершили в продолжении жестокой и кровопролитной брани, за все пожертвования, какие ни принесли отечеству, не могут требовать признательности Твоей. Их обязывала к тому собственная польза; обязывала честь и клятва в верности к Тебе и Отечеству, произнесенная пред лицом неба. – Они Тебе единому восписуют благодарственную. Победитель непобедимых! Хотя и не можем, но мы хотим победить Тебя в нашей к Тебе признательности и любви.»

«Небесное светило! когда в несчастную для нас годину ты обратило течение свое от севера к югу, тучи ужасных бедствий покрыло любезное отечество наше, загремели громы браней, пламенные молнии пожгли селения и грады. Небесное светило! ты и ныне уклоняешься от нас. – Но прекрасное светило России, разогнавшее тучи браней, одарившее Евроиу светом своей благости, возвратившее народам тишину и благоденствие, скоро, скоро возвратитеся к нам. Оно за кратковременные печали наградит нас тьмами ненарушимых радостей; так как за минутное оскорблеше, какое дерзнула нанести нам безумная гордыня, озарило нас вечной славой.»

«Великий славой, но болыший благостью Александр! Приди, воссядь на престоле отец Твоих, его же Вышний сотвори яко солнце, и яко луну совершенну (Пс.88:37, 38). Наляцы и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит Тя дивно десница Божия (Пс.44:5). Россияне под сенью благодетельной державы Твоей почиют от трудов своих, насладятся тишиной, обилием и блаженством, и ублажая дни свои, не перестанут возглашать сию Ангельскую песнь: слава в вышних Богу и на земли мир, во человецех благоволение?

«Господи, исполни желания сердца Царева; исполни моления наши! Аминь».

* * *

Как сильно это слово и для настоящего времени! Не тем ли более оно должно было действовать на современников. Удивляться ли, что они слушали его с замиранием сердца и слезами благодарения»?!

Как о выдающихся действиях Архиеп. Августина после неприятельскаго погрома следует упомянуть и о приведении в благоустройство духовно-учебных заведенний Москов. Епархии, начиная с Академии, и о трудах по сооружению в Воскресенском монастыре придела во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского. Сооружение этого придела было исполнено Владыкой по поручению Государя Императора, бывш. тогда Великим князем, Николая Павловича в благодарность за благополучное рождение Августейшего Сына Его, впоследствии Государя Императора Александра Николаевича: «Вас, Преосвященный Владыко, сказано в рескрипте по сему поручению, прошу быть мне помощником и руководцем в исполнении сего обета священного моему сердцу. Пускай пред алтарем, воздвигнутым благодарностию отца, приносятся молитвы и о матери и сыне, да продлит всемогущий их жизнь для собственного их счастья, на службу Государю, на честь и пользу Отечеству».

Высокопреосвящ. Августин, еще в 1816 г. получивший Высочайше пожалованные бриллиантовые знаки ордена св. Александра Невского, в 1818 году Высочайше наименован Архиепископом Московским и Коломенским... Высокое положение первостоятеля Церкви Московской вполне заслуженное и вполне достойно им принятое после великого его предместника Митрополита Платона, которому служил он с сыновьей любовью и послушанием, было оправдано всей его благоплодной, неутомимой деятельностью. – Но недолго Господь судил ему носить имя самостоятельного Московского Архипастыря. Быстро приближался час отшествия его из сего Мира; не далеко было уже то время, когда паства Московская должна была на веки разлучиться с своим Владыкой, от которого она навыкла видеть и слышать все, что служит к ее благоустроению, утешенио, ободрению и назиданию. Не смотря на пособия знаменитых врачей, чахотка продолжала свое разрушающее действие. За несколько недель до смерти Владыка простился со всеми в своей домовой церкви; потом исповедывался и причастился св. Таин. Молитвой старался пробуждать себя от дремоты, в которую он впал за 3 дня до смерти. Затем пред самой кончиной он опять исповедывался и причастился св. Таин, иринял св. Таинство Елеосвящения, утешал плакавших у его постели, простился со всеми окружавшими его, благословил их и тихо скончался, не успевши окончить начатое им чтение отходной. Кончина его последовала 3 марта 1919 года на 53 году его жизни. В Боге почивший Владыка погребен на месте, которое он однажды, за 3 года пред сим, сам указал, – это в западной части Успенского Собора в Троицко-Сергиевой Лавре. «Скончал течение свое неусыпный пастырь, столь много и столь бодрственно подвизавшийся во днях, наипаче скорби России и посещения первопрестольнаго града огнем и мечем супостатов; скончал течение свое, едва узрев плоды трудов своих и не вкусивши здесь сладкого после них покоя!» так между прочим говорил в своем надгробном слове тогдашний Ректор Московской Академии Архимандрит Филарет, впоследствии Митроподит Киевсвкий.

Да воздаст же небесный Пастыреначальник Господь Иисус Христос своему верному слуге вместо временного покоя покой вечный и да сотворит ему вечную память.

Письма Августина, архиепископа Московского7

I. К Амвросию, митрополиту Новгородскому и Санкт-петербургскому

Высокопреосвященнейший владыко!

Милостивейший архипастырь, отец и благодетель мой!

Почтеннейшее отношение в. в-ва от 28-го истекшего января и при нем реестр облачениям и материям, отправленным из Александроневской Лавры в Москву для раздачи по церквам, разоренным от неприятеля, а вслед за тем и сами облачения, и материя доставленные Лаврским диаконом Григорием Смирновым, я имел честь получить.

В полной мере чувствуя сострадательное участие, какое в. в-во изволите принимать в настоящих несчастных обстоятельствах Московской церкви от лица оныя я спешу принести в. в–ву чувствительнейшую благодарность. О благотворительном общении вашем, совершенном ко славе имени Божия и в велелепию святыни, не премину возвестить всей пастве мне вверенной, и вместе с ней вознесу молитвы мои ко Господу, да ниспошлет на вас новые дары любви своей и благости за любовь вашу к Нему и к ближним, и да прославит благочестие ваше, которым прославляете имя Божие.

Поручая себя отеческим милостям в. в-ва, в глубочайшем высокопочитанием и совершенной преданностью имею честь быть и пр.

Февраля 6 дня,

1818 года.

II. К архиепископу Курскому Феоктисту

Высокопреосвященнейший владыко!

Милостивейший архипастырь!

Позвольте мне от лица Московской церкви принести в. в-ву чувствительнейшую благодарность за пожертвование от паствы вашей церковными утварями для снабдения разоренных нечестивым врагом церквей в Московской епархии. Приношение ваше открывает превосходство благочестия и сострадания вашего пред другими пастырями. Жертва ваша исполнена первородных и туков. В полной мере сие чувствуя, мы потщимся, чтобы жертва и благодарность, какою обязаны мы в. в-ву, была жертва благовонная, приятная и Богу и вам.

Московская церковь молит Господа, да обновит Он маститую старость вашу яко юность орлю, и еще, еще да продолжит лета ваши к назиданию и славе святой своей Церкви8.

Простите меня, высокопреосвященнейший владыко, что я умедлил благодарностью моей, хотя никогда благодарить не поздно, только бы благодарение было сердечное. Громада хлопот лежит на раменах моих; однако с помощью Божией я убавляю их. 30 числа минувшаго августа Бог сподобил меня освятить и Успенский собор, который паки сияет сребром и златом.

Прошу в. в–во милостиво принять мои речи, говоренные на разные случаи. Речь, какую говорил я при открытии мощей святителя Петра, была напечатана, но экземпляры все разошлись. Постараюсь напечатать еще, и доставить в. в-ву, так, как и некоторые проповеди мои, которые печатаются.

Поручая себя святым молитвам вашим, с глубочайшим высокопочитанием и совершенной преданностью в ней честь быть и пр.

Сентября 2 д. 1813.

III. К обер прокурору Св. Синода, князю Л. Н. Голицыну

Сиятельнейший князь!

Милостивый благодетель мой!

По случаю погребения княжны Шаховской9, здесь (в Мосве) разнеслись об оном разные слухи. Во время отпевания по сторонаы гроба стояли на коленях четыре дамы-родствевницы покойной, а имянно: княгиня Варвара Федоровна Вяземская, Ольга Дмитревна Аникеева, генеральша Екатерина Алексеевна (фамилия?) и вдова Марья Дмитревна Боборыкина. Покойная убрана была розами; прощаясь с ней, некоторые брали розы (натуральные) из гроба. Вот все, что действительно было. Но к сему приложили 1-е) будто бы родственницы покойной молились не Богу, а ей. 2-е) Будто бы кидали розы в гроб. 3-е) Будто бы прощаясь с покойной, из роз, которыми она была убрана, сделали себе венки, их надели и, когда тело понесли из церкви, будто бы они пели французские песни, что все неправда. Духовник покойной (Вознесенекий, на Большой Никитской, протоиерей Иосиф Михайюв) свидетельствует, что покойная княжна была очень благочестива и привязана к нашей православной Церкви. Но здесь за то только, что убрали ее розами и молились при гробе ее на коленях, и ее, и молившихся называют католичками. Отпевали четыре только священника (два протоиерея и два священника).

Может быть, слухи сии дойдут и до в. с-ва. Почему я долгом моим почел подробнее о всех обстоятельствах погребения княжны Шаховской донести в. с-ву.

Здесь скончалась княгиня Анна Александровна Голицына, родственница в. с-ва. Краткое, или паче кратчайшее слово при погребеннии ее мною произнесенное, при сем имею честь представить в. с-ву.

С глубоким почтением и совершенной преданностью имею честь и пр.

2 мая 1816,

вторник.

* * *

1

Преосвящ. Августин был однин из весьма образованных людей своего времени. Семинарский и академический курс учения он, по возможности, дополнял слушением в университете лекций по русской словесности. Латинским языком владел до того свободно, что нередко облекал свои мыслн, по своей особенной склонности к поэзии, в стихотворную форму по латыни, иногда даже без приготовления к тому. Начитанность его была обширная. Но особеино он прилежал к изучению творепй св. Отцов Церкви, из которых он многое знал на память и, когда нужно было, свободно приводил в своих разговорах о духовных предметах.

2

В одном из своих собеседований преосвященный говорил своим пасомым, что, «о спасении отечества и споборении на врага день и нощь он не престанет возсылать ко Господу недостойные молнтвы свои», и, конечно, о чем говорил, то с горячим усердием и верою исполнял.

3

Митрополит Платон в Вифании уже оканчивал остаток дней своих – он скончался 11 ноября.

4

При сих словах преосвященный открывает раку.

5

Постройка храма на Воробьевых горах прекращена, как известно, по непригодности грунта для колоссальнаго здания.

6

Это изречение Псалмопевца, как известно, было на обратной, стороне медалей и крестов в память отечествен. войны 12 года. Лет 30 тому назад – в лета юности и детства нам еще приходилось неоднократно бывать вместе с почтенными старцами, имевшими на себе эти священные знаки. С каким бы наслаждением теперь послушал их живую повесть о событиях 12 года, по библейскому: вопроси старцы твоя и рекут ти!

7

Сообщены Архимандритом Григорием.

8

Княжна Александра Алексеевна, дочь князя Алексея Леонтьевича Шаховскаго, умерла 20 апр. 1816 г., в приходе Николаевской, что въ Гнездниках церкви. Погребена въ Новоснасском монастыре 23 числа.

9

Княжна Александра Алексеевна, дочь князя Алексея Леонтьевича Шаховскаго, умерла 20 апр. 1816 г., в приходе Николаевской, что въ Гнездниках церкви. Погребена въ Новоснасском монастыре 23 числа.


Источник: Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский и Коломенский : По поводу 75-летия со дня его кончины ; Письма Августина, архиепископа Московского. – Москва : Унив. тип., 1895. – 31, 4 с. (Отдельный оттиск из Душеполезного чтения 1894 г. № 12 и 1895. №№ 1 и 2).

Комментарии для сайта Cackle