Источник

Проповедь о Христе – «Слово Крестное».

Так называет проповедь о Христе и о спасении в Нем великий Апостол языков св. Павел, прошедший с проповедью о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых все страны тогдашнего культурного мира – Переднюю Азию и Европу.

«Слово крестное«, говорит он в своем первом послании к Коринфянам, «погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть»  (1Кор. 1, 18) и заключает: «иудее знамения просят, и эллины премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята: иудеем убо соблазн, эллином же безумие, самим же званным иудеем же и эллином Христа, Божию Силу и Божию Премудрость»  (1Кор. 1, 22–24).

На кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших», как всегда неизменно учила и доселе учит истинная Церковь Христова (см. Колос. 2, 14). Дело спасения и искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти совершено ничем иным, как именно драгоценною Кровию Христовою, истинного Агнца Божия, пролитою за нас на кресте. Об этом ярко и сильно свидетельствует Священное Писание, утверждающее, что самая Церковь Христова «приобретена Им Кровию Своею»  (Деян. 20, 28) и что мы с тех пор «получаем оправдание... искуплением во Христе Иисусе, Котораго Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания Правды Его в прощении грехов, соделанных прежде»  (Рим. 3, 25).

Мы искуплены, как учит св. Апостол Петр, «не тленным серебром или золотом», «но драгоценною Кровию Христа, как непорочнаго и чистаго Агнца»  (1Петр. 1, 18–19).

Мы «оправданы Кровию Его», как учит св. Апостол Павел, ибо «будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его»  (Римл. 5, 9–10).

«Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов», как учит св. Апостол Павел в другом своем послании (Ефес. 1, 7).

Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов»  (Колос. 1, 14) и примирены с Богом «Кровию Креста Его»  (Кол. 1, 20).

Христос «омыл нас от грехов наших Кровию Своею», свидетельствует и возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов (Апок. 1,5).

Пришедшие от «великой скорби» и облеченные в белые одежды, как было показано ему же в апокалиптическом видении, «убелили одежды свои Кровию Агнца»  (Апок. 7, 13–14).

Уже из этих немногих мест Священного Писания (а есть и множество других, подобных!) мы с полной несомненностью убеждаемся в том, что великое Таинство нашего искупления совершено не где-либо в ином месте, как именно НА КРЕСТЕ ЧРЕЗ ПРОЛИТИЕ НА НЕМ КРОВИ ХРИСТОВОЙ.

Поэтому и понятно, что значит последнее слово, произнесенное распятым за нас на кресте Господом-Спасителем: «Совершишася!», после чего в Евангелии сказано о Нем: «И преклонь главу, предаде дух»  (Иоан. 19, 30).

«Совершишася», то есть совершилось то, ради чего Сын Божий пришел на землю и умер за нас Распятый на кресте – совершилось великое дело искупления человечества от греха, проклятия и смерти.

Как это и почему, об этом богословствуют, на основании того же Священного Писания, великие Отцы Церкви первых веков христианства, учение которых для нас настолько авторитетно, что нет никакой нужды ни в каких других толкованиях этой великой непостижимой для нас Божественной Тайны, и нам нужно только со смирением и благоговением принять это учение, которое на протяжении многих веков исповедывала вся Вселенская Церковь.

Следовательно, именно на кресте, а не в каком-либо другом месте, совершилось наше искупление, а потому крест явился орудием нашего спасения. Вот почему с первых времен христианства крест является символом веры во Христа и служит у христиан предметом особого почитания.

Вот почему во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением, веря в его чудодейственную силу, отгоняющую от нас врага нашего спасения – диавола и избавляющую нас от всяких бед и зол.

Великий Отец Церкви еще IV-го столетия св. Кирилл Иерусалимский так объясняет значение Креста Христова:

«Всякое деяние Христово – похвала Вселенской Церкви, но похвала похвал – крест. И Павел, зная сие, говорит: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте» Христовом (Гал. 6, 14).

Венец крестный просветил слепотствующих в неведении, разрешил всех одержимых грехом, и искупил человеков в целом мире.

И не дивись, что искуплен целый мир. Ибо умер за него не простой человек, но Единородный Божий Сын. Грех и одного человека Адама имел столько силы, что нанес смерть миру. Если же «единаго прегрешением смерть царствова» в мире (Рим. 5, 18), то не паче ли правдою Единаго воцарится жизнь? И если тогда за древо, с котораго вкусили, извергнуты из рая, то не удобнее ли ныне, чрез Иисусово древо, войти верующим в рай? Если первозданный из земли принес всемирную смерть, то не принесет ли вечную жизнь Создавший человека из земли, когда Сам Он есть жизнь? Если Финеес, возревновав и умертвив студодействующаго, прекратил Божий гнев, то Иисус, не другого предав смерти, но Себя принесши в искупительную цену, не утолит ли гнева на человеков?

Поэтому не стыдиться будем Креста Спасителева, но паче хвалиться им». (13 Огласит. слово св. Кирилла Иерусалимского – стр. 158–159).

Совершенно так же учили и все другие великие Отцы Церкви, так всегда веровала и учила вся Вселенская Церковь Христова.

Почему же только теперь, на двадцатом веке христианской эры, появились люди, называющие себя «христианами», которые стыдятся креста Христова – стыдятся настолько, что не ставят его изображений на своих храмах и внутри их, на гробах своих умерших, не носят на себе этого священного знамения, не хотят осенять себя крестным знамением, а некоторые позволяют себе даже глумиться над крестом, сравнивая его с «виселицей», и неистово издеваются над православными христианами за почитание ими креста Христова?

Что это за странное умопомрачение, идущее совершенно вразрез с учением Слова Божия и многовековой священной традицией Христианской Церкви?!

Как можно отвергать или хотя бы как-нибудь умалять значение Креста Христова для нас, когда крест Христов есть такое великое знамение – знамение нашего искупления и одновременно –знамение неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду?

В этом убеждают нас слова Самого Христа-Спасителя в Его замечательной беседе с пришедшим к Нему ночью законоучителем иудейским Никодимом:

«Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный»  (Иоан. 3, 14), откуда видно, что крест это знамение нашего спасения, и

«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный»  (Иоан. 3, 15), откуда видно, что крест – знамение любви Божией к нам.

Дивное, таинственное, непостижимое для ума человеческого сочетание Правды Божией и Любви Божией!

Это – наглядное выражение великой истины о Боге, которая была высказана еще в Ветхом Завете Псалмопевцем, о том, что в Боге «Милость и Истина сретостеся, Правда и Мир облобызастася» (Пс. 84, 11).

И как можно предпочитать свой собственный разум разуму таких Великих Отцов Церкви, как «Столп Православия» св. Афанасий Великий, как Вселенские Учители и Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, которые так богомудро богословствовали об этой великой Тайне Искупления, преклоняясь пред этим дивным сочетанием в Боге Милости и Истины, Правды и Мира, Его Божественного Правосудия и Его Божественной Любви? И как можно утверждать, что эти великие Отцы Церкви IV-го века, основоположники нашего православного богословия, находились под каким-то посторонним, чуждым Православию влиянием?

А еще более странно допускать мысль, что и Боговдохновенные писатели св. Апостолы Христовы тоже писали священные книги Нового Завета, находясь под чуждым истинному христианству влиянием? Ведь это уже значит отвергать самую Боговдохновенность книг Священного Писания, которые Вселенская Церковь искони принимала и принимает, как непогрешимое Слово Божие!

А между тем, в последние годы мы нередко слышим как раз о такой «критике» не только наших отечественных богословов, но и самих Святых Отцев и даже текстов Богооткровенного Священного Писания с неизбежным, вследствие того, умалением значения Креста Христова, как орудия нашего спасения!

Но совсем не так, как эти реформаторы-новаторы, учит о великом Таинстве Искупления наша св. Церковь, которая в день Вел. Пятка поет:

«Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе!»  (тропарь в конце утрени), а в день великого праздника Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня призывает всех нас поклониться Кресту Христову, воспевая его:

«Приидите вси язы́цы, благословенному древу поклонимся, имже бысть вечная правда!.."

«Крест воздвизаем, на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей. На том бо убив нас убившаго, умершвленныя оживил есть, и удобри, и на небесех жити сподоби яко милосерд».

«Насажденное в краниеве месте древо сущаго Живота, на немже содела спасение превечный Царь"…  (стихиры).

Прославляя крест Христов, как знамение и одновременно орудие нашего спасения, Церковь в своем священном восторге обращается к нему, как к одушевленному существу, и взывает:

«Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость».

«Радуйся Господень Кресте, имже разрешися от клятвы человечество..."

«Радуйся... воздвигнувый ны во тлю падшыя, кресте честный, имже разрушися клятва и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диавол всеконечне низвержеся..»  (стихиры на стиховне).

Можно было бы привести еще множество мест из Богослужения праздника Воздвижения Господня, но и вышеприведенных вполне достаточно, чтобы видеть, как смотрит наша св. Церковь на значение для нас Креста Господня.

Именно на кресте Господь Иисус Христос совершил великое Таинство Искупления нашего от греха, проклятия и смерти, крестом Своим отверз нам райские двери, крестом «спас нас от работы вражия», крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего».

Вот почему в тот самый миг, когда Господь произнес: «совершишася!» и «преклонь главу предаде дух», «завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго»  (Mф. 27, 51) – завеса в Иерусалимском ветхозаветном храме раздралась в знак того, что снова открылось для людей Царство Небесное, символизировавшееся «Святая Святых», куда только один первосвященник мог входить и то лишь однажды в год с жертвенною кровию животных, прообразовавшей Пречистую Кровь Христову, пролитием Которой на кресте отверзты были для нас врата рая, закрытые прежде грехопадением прародителей.

Какой прекрасный, выразительный и высокопоучительный для нас символ, убеждающий нас в том, что лишь чрез смерть Христову на кресте совершилось наше искупление!

Вот почему, заканчивая Богослужение в день праздника Воздвижения, св. Церковь взывает:

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...»  (стихира на поклонение кресту).

Вот почему и в икосе этой службы ясно подчеркивается спасительное значение для нас именно креста Христова:

(Апостол Павел): «мне глаголет, хвалитися да не будет токмо во едином кресте Господни, на немже страдав, уби страсти. Того убо и мы известно держим, крест Господень, хвалу вси: есть бо нам спасительное сие древо, оружие мира, непобедимая победа» (икос).

Вместе со всею истинною Церковью чествуя и прославляя крест Христов, как орудие нашего спасения и великий символ неизреченной любви Божией к нам, мы естественно не можем понять и принять, не можем оправдать учения тех, кто или совсем отвергает крест или хотя бы как-то умаляет его значение, унижая его под какими бы то ни было предлогами, в угоду «погибающим», которые считают почитание креста «юродством».

Нам понятно и приемлемо только подлинное и совершенно ясно и недвусмысленно выраженное Боговдохновенное учение Слова Божия, которое ставит Крест Христов «во главу угла» всего христианства, именуя даже самую проповедь о Христе «словом крестным»  (1Кор. 1, 18).

Так всегда наша св. Церковь веровала и исповедывала. Так и мы веруем и исповедуем – и в этой вере надеемся и чаем обрести спасение вечное, дарованное нам крестом Господним.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle