Источник

Сознаем ли мы себя блудными сынами?

Вот и вновь мы в преддверии Великого поста, и св. Церковь, как наша заботливая мать, начинает постепенно, исподволь готовить нас к нему. Еще в прошлый воскресный день начали петь накануне за всенощным бдением умиляющее и глубоко трогающее наши души песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..» А за литургией читалась евангельская притча о мытаре и фарисее, в которой Сам Господь наш Иисус Христос высказал похвалу мытарю за его искреннее смирение и одновременно – осуждение гордому фарисею за его самомнение и самопревозношение. Этой притчей св. Церковь желала внушить нам: «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоких глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя!»  (Кондак недели Мытаря и фарисея), то есть: если мы действительно хотим по-настоящему каяться в своих грехах предстоящим Великим постом, то мы должны подражать в своей внутренней настроенности не гордящемуся своими заслугами фарисею, а смиренному мытарю, глубоко сознающему всю тяжесть своих грехов и искренно кающемуся в них, сокрушающемуся о них и сознающему свое глубокое недостоинство даже очей возвести на небо (Лк. 18, 13).

«Боже, милостив буди мне, грешнику!» – вот о чем он только молился, нисколько не помышляя о каких-либо своих заслугах и, тем более, не перечисляя их и не возвышая себя над другими людьми, как это делал в своей надменной молитве фарисей.

Поставив в пример нам смиренного мытаря, святая Церковь рисует затем в другой притче образ покаявшегося блудного сына, который, искренно сознав свою греховность пред любящим отцом, с глубоким сердечным сокрушением возвращается в дом отчий, желая тем самым, чтобы мы подражали в своем покаянном настроении этому блудному сыну.

В наше время, многие, даже из числа тех, которые еще не совсем порвали с Церковью, ходят на Богослужение, исповедуются и причащаются св. Христовых Таин, часто смотрят на исповедь, как на простую формальность, которую надо пройти, чтобы быть допущенными к св. Причащению.

Но так ли это?

Конечно, нет!

Таинство покаяния с совершаемой на нем исповедью, это вовсе не одна лишь формальность, а великое Таинство и притом самостоятельное Таинство, не зависимое от св. Причащения. Это – великое животворное Таинство, исцеляющее наши недугующие грехом души, силою благодати Божией очищающее нас от всякой греховной скверны и нечистоты, если только мы действительно осознаем себя грешниками и искренно каемся в содеянных нами грехах.

Горе тому, кто этого не понимает или не хочет понять! Такой человек, приходя на исповедь, только тяжко грешит пред Богом и своим прежним грехам прилагает новый грех.

Что же нужно для того, чтобы исповедь была действительно для нас спасительной – исцеляла бы наши больные грехом души?

Для этого мы должны идти на исповедь с таким настроением, с каким шел возвращавшийся в отчий дом к своему любящему отцу евангельский блудный сын.

Исповедуясь в своих грехах перед свидетелем Божиим – священником, мы должны живо сознавать себя блудными сынами, тяжко прегрешившими пред своим любящим Отцом – Богом.

Есть ли у всех у нас и всегда ли бывает такое именно сознание?

Если мы действительно искренно, от всей души, сознаем себя блудными сынами, то – слава Богу! Значит, мы на верном пути, ведущем ко спасению! Но, если нет – мы на опасном пути и мало тогда чем отличаемся от всех современных неверов и безбожников!

«Бог есть Бог кающихся», как учил великий проповедник покаяния преп. Ефрем Сирин. «Он пришел в мир грешников спасти: грешниками и будем приходить к Нему, но только грешниками, плачущими о грехах своих с решимостию не повторять их более» (Еп. Феофан – Слово в неделю Блудного Сына).

Итак, сознаем ли мы себя блудными сынами, решаемся ли возвратиться в отчий дом, который мы покинули, ища свободы для своей греховной жизни, к любящему нас Отцу-Богу, с искренним сердечным сокрушением и твердым намерением не повторять более своих прежних грехов?

Вот что от нас требуется и вот о чем напоминает нам св. Церковь перед наступлением Великого поста!

А у нас, православных русских людей, кроме своих личных грехов, свойственных всем людям, есть еще особые грехи – грехи пред нашим «отчим домом» на земле, пред нашей Родиной-Россией, которая была некогда «Святою Русью», а, по нашим грехам, сделалась вертепом разбойничьим, капищем сатаны.

Случилось это потому, что мы, по неразумию нашему, духовно покинули наш «отчий дом» – Святую Русь и, подобно блудному сыну евангельской притчи, ища «свободы», устремились «на страну далече». Оплевали, нагло попрали все наши вековые родные святыни, изменили истинной Христовой вере – вере Православной, надругались над св. Церковью и устремились душою на глубоко чуждый нам Запад, где, вследствие отступления от истинной веры, зародилось сначала вольнодумство, а затем – открытое безбожие и сатанизм с обожествлением низменной чувственности и идеализацией материи, как единственного движущего начала человеческой жизни.

«Западом и наказывал и накажет нас Господь», так пророчествовал еще в конце прошлого столетия святитель Феофан Вышенский: «а нам в толк не берется... Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Посли свет Твой и истину Твою!»  («Письма о Христианской жизни», 40. Стр. 70).

И вот, после всего того кошмарного кровавого ужаса, который стрясся над нашей несчастной Родиной-Россией, которая сделалась жертвой потерявших облик человеческий, осатаневших людей, – казалось бы, все русские люди должны были бы духовно прозреть и образумиться. И не искать виновников происшедшей жуткой катастрофы вокруг себя, по сторонам, а осознать что главные виновники – это мы сами, поскольку мы все время «плясали под чужую дудку» – с непонятным подобострастием прислушивались к клеветническим речам и лживым наветам врагов нашей святой веры и Церкви, поддакивали им и следовали их злым внушениям, ведя зачастую самую предательскую работу по подрыву всех вековых устоев нашей Родины и толкая ее в пропасть. А эти лютые враги наши и нашей Родины Святой Руси, бывшей для всего мира оплотом истинной православно-христианской веры, только потирали от удовольствия свои руки и насмехались над нашей пагубной наивностью, духовной слепотой и неразумием, доходившим порою до подлинного безумия!

Вот и докатились до такой кровавой пропасти!

Но что же мы видим теперь?

Увы! очень мало оказывается духовно прозревших и образумившихся в нашей среде, несмотря даже на многие ужасы лично нами пережитые.

Едва ли не большинство в нашей эмиграции так и остаются духовно-слепыми, ничего не желающими правильно видеть и понимать. Особенно удивительным кажется, что и здесь «на свободе» многие так и продолжают «плясать под чужую дудку», упорно и упрямо держась все тех же преступных взглядов и настроений, которые привели нашу Родину к такой страшной катастрофе, жертвы которой исчисляются десятками миллионов, не говоря уже о духовном убийстве многих православных русских душ, исковерканных безбожием и материализмом, осквернении и уничтожении наших великих вековых святынь и безчисленных сокровищ русского духа, унаследованных от отцов и дедов наших.

Как больно видеть все это!

Но что это именно так, свидетельствует ярко и недвусмысленно существующая заграницей так наз. «свободная русская пресса», в которой мы постоянно находим такие «перлы» высказываний о нашей св. вере, о св. Церкви и о прошлом нашей Родины, которые вызывают просто недоумение: неужели это пишут действительно русские люди, называющие себя к тому же «антикоммунистами»? И как может быть не противно, не отвратительно все это читать подлинным, настоящим русским людям, любящим свою Родину и искренно скорбящим о ее гибели?

Что-то тут есть непонятное, труднообъяснимое!

А все эти увеселительные собрания, балы, с «бочкой счастия», с «танцами до утра» и тому подобные развлечения, не взирая на посты и кануны воскресных и праздничных дней, – ведь все это для нас, так трагически потерявших нашу Родину, есть не что иное, как подлинные «пиры во время чумы»!

Да и большинство наших общественных и патриотических собраний – как часто бывают они совсем далеки по духу и настроениям от того, чем бы они должны были быть для нас, находящихся в изгнании под Божией епитимией, в глубоком трауре по погибшей любимой Родине – на мрачных «реках Вавилонских»!

И, вместо того, чтобы объединиться в светлом духовном порыве вокруг нашей св. Церкви, которая одна только может нам помочь и даровать спасение, мы и тут разъединились, вводя всякие новшества и модернизм в нашу святую веру и допуская взыграния греховных страстей властолюбия, честолюбия, тщеславия, гордыни и превозношения, там, где должен царить дух смирения и христианской любви, с всецелым преданием себя руководству Слова Божия, учению Святых Отцев Церкви, каноническим правилам и всем вековым установлениям, преданиям и традициям церковным!

И тут многие «пляшут под чужую дудку» врагов, стремящихся разбить и уничтожить нашу св. Церковь, путем внесения в нее смут, нестроений и разделений!

Не отсюда ли и наши печальные церковные расколы, появление разных «юрисдикций», не здесь ли причина и корень внутренних смут в нашей Церкви?

Но тут только одно надо знать и помнить.

Нельзя «смиряться» перед очевидным антихристовым злом и стремиться, наперекор голосу совести и учению Слова Божия, к единению с ним, как это иногда убеждают нас делать. Это – отнюдь не христианское смирение, какого от нас ждет Господь, а лукавое лже-смирение. В данном случае ясный путь указывает нам Слово Божие: «Изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистоте их не прикасайтеся, глаголет Господь»  (Исаии 52, 11 и 2 Коринф. 6, 17). И Псалмопевец еще говорил, предостерегая от такого «единения»: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»  (Пс. 1, 1).

Прекрасно разсуждает об этом столь авторитетный для нас великий Отец Церкви св. Григорий Богослов: «Да не подумают, будто всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Не хорошо быть и слишком вялым и чрез меру горячим, так, чтобы или, по мягкости нрава, со всеми соглашаться, или, из упорства, со всеми разногласить. Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей, и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины».

Но производить разделение, руководясь греховными страстями своими, – это величайший грех, как есть Иудин грех предательства нашей святой веры и Церкви тех, кто «объединяется» с нечестивыми злобными врагами исконных святынь наших.

Так вот, пред наступлением Великого поста, как следует задумаемся, углубившись в наши души и вопрошая свою совесть: сознаём ли мы себя блудными сынами? От этого и только от этого зависит и возможность для нас принести Богу искреннее, чистосердечное, нелицемерное покаяние, чего да сподобит Он, Милосердный, всех нас, в чем одном только залог и нашего личного спасения и спасения нашей несчастной Родины-России.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle