Том 4
ЯД МОДЕРНИЗМА.
«Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада: и из вас самих возстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте!...»
(Кн. Деян 20, 29–31).
Эти предупреждающие слова великого Апостола языков, прошедшего с проповедью Евангелия всю вселенную, сразу же исполнились и не перестают исполняться до настоящего времени. Сколько за эти две почти тысячи лет появилось всевозможных лжеучений, которые, как хищные волки, похищали овец Христова стада; сколько и внутри самой Церкви Христовой возставало таких, которые «говорили превратно», искажая Христово учение и «увлекая за собою учеников»! Нет числа им!
Первые века христианства в особенности ознаменовались проявлением целого ряда зловредных ересей, пытавшихся в корне извратить Христово учение, но они были изобличены и решительно осуждены Вселенскими Соборами, установившими на вечные времена, в полном согласии со Словом Божиим и Преданием Церкви, формулировку всех основных истин, или догматов христианской веры. Правым исповеданием этих истин признавалось то, «во что веровали все, во что веровали повсюду, во что веровали всегда».
Это правое, или православное учение христианской веры и благочестия установлено вполне и окончательно и не подлежит с тех пор никаким переменам или видоизменениям, до скончания века, что было на Соборах торжественно провозглашено и закреплено апостольской анафемой, изреченной еще св. Апостолом Павлом, который писал пошатнувшимся в вере Галатам: «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема... Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Галат. 1, 8–9).
А как часто в наше злокозненное и шаткое время можно встретить людей, которые, называя себя «христианами», позволяют себе возмущаться этой апостольской анафемой или кощунственно насмехаются над ней, не признавая за ней никакой силы и значения!
Между тем, в наше время, хотя почти не осталось тех ересей, которые когда-то так волновали Церковь и были осуждены Вселенскими Соборами, или они утратили свою остроту и не ищут более с прежней напористостью адептов, все же появляются разного рода новые разновидности их. Да и внутри самой Церкви возникают «веяния» или «движения», которые не всегда можно в полном смысле слова назвать ересями, поскольку они не выступают прямо против догматического учения Церкви, но которые, под предлогом якобы необходимых «реформ», подрывают самые основы христианского учения о вере и благочестии, стремясь сделать его «солью обуявшей» – бесплодным для христиан.
Это – так называемый «модернизм», или своевольное вольнодумство в тех или иных вопросах христианской веры и христианского благочестия, то есть жизни по вере.
Этот весьма лукавый модернизм, на который многие слишком легко смотрят, не видя в нем той губительной духовной опасности, какую он собой представляет, в наше лукавое время успешно распространяется благодаря «теплохладности» большинства современных христиан. Между тем, это – настоящий яд духовный, отравляющий и убивающий подлинную духовную жизнь и постепенно умерщвляющий христианские души.
В чем же сущность этого столь модного теперь модернизма?
В том, что он потакает всем человеческим страстям, отводя людей от сознания безусловной необходимости для спасения непрестанной и решительной борьбы со всеми страстьми и похотьми (см.Марк. 8, 34–37 и Галат. 5, 24).
Модернисты весьма лукавы. Они не отвергают прямо ясных и категорических положений учений христианства: они только не видят в Христовом учении и Предании св. Церкви, основанном на этом учении, ничего прочного, незыблемого, непоколебимого: по их мнению, все можно как-то «смягчить», видоизменить, приспособить к страстям человеческим, примирить с миром сим, во зле лежащим. Иными словами: модернизм – это религия неограниченного компромисса, для которой – все можно, все позволено. Это – не чистое вино Христовой Истины, а вино, разбавленное водой, как это делают нечестные, корыстные корчемники, по яркому образу, употребляемому в Священном Писании.
Это – «нео-христианство», как некоторые из них сами его называют, христианство «розовое», прекраснодушно-сантиментальное, слабое, разжиженное, лишенное силы и благодати Божией, соль обуявшая, по выражению Евангелия.
На модернизм особенно падки все те, кому чуждо подлинное христианство с его строгими нравственными требованиями, с его аскетическим духом и строем жизни, с его непримиримостью ко злу диавольскому, для кого отступивший от Христа мир – "свой».
Этим жутким, по существу, путем пошла часть нашего российского духовенства в предреволюционные годы, которая настойчиво требовала «реформ» в нашей Церкви, обзывая всех противников этих «реформ» «ретроградами», «мракобесами», «черносотенцами», которая, более чем в Бога, веровала в «прогресс человечества», в установление «Царства Божия на земле». Требуя всяческих «свобод» и желая разметать все ограничительные преграды для человеческих страстей и похотей, эти люди, явно потерявшие здравый разум, воспользовавшись всеобщей разрухой в годы революции, попытались создать какую-то новую «церковь», на место существовавшей прежде в России, назвав ее «живой церковью», как-будто наша исконная Российская Православная Церковь была мертвой. Однако, наш православный русский народ, сохранивший еще здоровое религиозно-нравственное сознание, решительно отверг эту лже-церковь, так же, как и возникшее затем «обновленчество», и эти лукавые начинания, несмотря на мощную поддержку богоборческой власти, обрадовавшейся возможности развалить Церковь, блистательно провалились.
Но яд модернизма уже был пущен и начал распространяться повсюду, отравляя души людей. Проник он и заграницу: и в среду русской эмиграции и среди других поместных православных церквей, везде принося свои пагубные плоды и убивая подлинную духовную жизнь, которая заменялась дешевыми суррогатами, гармонировавшими со страстно-греховной человеческой природой.
В России, захваченной и оскверненной лютыми богоборцами, яд модернизма так отравил души вкусивших его священнослужителей, что довел их до самых тяжких смертных грехов – блуда и человекоубийства. Достаточно вспомнить ставшего в свое время «притчею во языцех» живоцерковного лже-митрополита Александра Введенского, которого верующий русский народ остроумно прозвал «митрополитом Содомским и Гоморрским», и тех живоцерковных лже-ластырей, которые предавали большевикам на смерть истинных служителей Церкви Христовой, начиная со священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского и кончая многими другими подлинными исповедниками веры и ревнителями истинной Церкви.
Модернизм в вере, какими бы благовидными мотивами и высокими лозунгами он ни прикрывался, последовательно и неизбежно ведет к полной беспринципности. Догматы веры хотя им и не отвергаются, но свободно и произвольно толкуются, а каноны церковные отбрасываются, как «устаревшие», не отвечающие условиям и духу современной жизни, а потому и не обязательные. В то же время модернисты строго блюдут те из канонов, которые им выгодны, отвечают их интересам, – которые так или иначе могут послужить к оправданию чинимых ими беззаконий и защищать от справедливых разоблачений и обличений со стороны искренно-верующих людей. Пользуясь такими канонами, они щедро сыплют прещения направо и налево, проявляя полную беспощадность к тем, кто живет по христианской совести, и предельную снисходительность к тем, кто грубо нарушает каноны, признаваемые ими за «устаревшие» и не отвечающие «духу времени». Вспомним, как живоцерковники в России дошли до такой дерзости, что объявили лишенным сана и монашества даже самого Святейшего Патриарха Тихона, избранного в 1917 году Всероссийским Церковным Собором. Но те же модернисты заграницей, родственные живоцерковникам в России, объявили себя «тихоновцами», когда нашли это для себя выгодным в борьбе против нашей Русской Православной Церкви Заграницей!
Модернисты неистово ненавидят то, что они обыкновенно называют «консерватизмом», то есть твердое стояние в истинно-христианской вере и истинно-христианском благочестии, или жизни по вере. В порыве особенной злобы против этого «консерватизма» и желая унизить его, они наделяют его кличками «черносотенства», «мракобесия» и «ретроградства» – точно так же, как в свое время называли у нас в России оголтелые разрушители-революционеры твердое стояние и борьбу за вековые исторические устои русской государственности и святую непримиримость ко всем исконным врагам Христовой веры и Церкви и нашей Родины Православной России – Святой Руси.
Удивительно, как живуча эта подлинно-сатанинская злоба!
Эти злобные клички – «черносотенство», мракобесие», «ретроградство» – дожили до наших дней, несмотря на все те кровавые ужасы, которые постигли нашу несчастную Родину, а с нею и нашу св. Церковь, оросившуюся в результате упорной «прогрессивной работы» этих «свободолюбцев» обильной мученической кровью!
А казалось бы, у всех честных людей давно должны были бы открыться глаза на истинное положение вещей в мире, который, после гибели «черносотенной» России, и сам теперь очутился на краю такой же кровавой бездны, готовый не сегодня-завтра низвергнуться в нее!
Но вот беда: честных-то людей осталось слишком мало! Заправляют теперь судьбами мира настоящие закоренелые преступники, которые стремятся только пожить в свое удовольствие и так далеко зарвались в своей «прогрессивности», что в слепоте духовной даже не видят, как они, вместе с другими «ретроградами» и «черносотенцами», обреченными ими на смерть, и сами себе роют страшный ров погибели!
Поистине нет хуже зла в наше время, как модернизм, подтачивающий все устои истинной веры и Церкви, отравляющий медленно, но верно-действующим смертельным ядом духовные организмы людей.
А для тех, кто желает идти верным и незаблудным путем вечного спасения, необходимо совершенно отринуть даже всякую тень модернизма и решительно отвернуться от всех современных самозваных лжеучителей и лже-богословов, свысока и надменно критикующих исконное учение нашей св. Церкви и проповедующих какое-то «нео-христианство», и стать верными и послушными духовными сынами и дщерями подлинных столпов нашей православно-христианской веры и благочестия, к каковым в наше время, по всей справедливости, можно отнести подвижников и наставников ее прославленных Оптинских старцев, святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана, Вышенского Затворника, и св. праведного Иоанна, Кронштадтского чудотворца. Им и только им в наши лукавые дни мы можем полностью довериться!