Источник

Крест Господень – наше знамя и наше оружие.

«Господи, оружие на диавола крест Твой даль еси нам...» (стихира).

Посреди св. Четыредесятницы возвышается спасительное древо Честного и Животворящего Креста Господня. Крест с особой торжественностью выносится на середину храма, ему воздается, при пении соответствующих умилительных песнопений, благолепное поклонение, и он остается там на всю седмицу, отчего вся седмица называется «крестопоклонной».

Глубочайший смысл сокрыт в этом, как и во всем, что установлено нашей Св. Церковью!

Мы – воины Христовы: боремся с врагом Божиим и врагом нашего спасения – диаволом. Великий пост – нарочитое поприще этой святой «невидимой брани». И вот, как раз в середине поста крест выносится, как наше воинское знамя, чтобы подбодрить нас и воодушевить на дальнейшую борьбу с врагом, вплоть до полной победы над ним.

Но крест Господень – не только наше знамя, а и наше оружие, о чем так выразительно поет св. Церковь в своих песнопениях. И не просто «оружие», а "оружие непобедимое» и «непобедимая победа».

Неудивительно поэтому, что враг старается лишить нас этого оружия, как и в обыкновенной брани выбивают оружие из рук воина, дабы его обезоружить и сделать беззащитным.

Эта борьба против креста Христова началась давно, но никогда еще она не достигала такой силы, как в наше время.

Как только ни поносили, ни унижали крест Господень, в своем подлинном безумии, даже те, которые считали себя «христианами» – сектанты разных толков. Величайшую святыню христианства, которой хвалился, по его собственным словам, великий Апостол языков св. Павел (Гал. 6, 14), они кощунственно стали называть «виселицей», запрещая своим последователям употребление креста и почитание его и насмехаясь над православными за ношение его. И в то время как в первые века христианства, вскоре же после прекращения гонений, все христиане с благоговением носили на себе крест и изображали его не только на своих храмах, но и на своих жилищах и всюду, где только можно (лишь бы он не был попираем ногами), твердо веря в его всеосвящающую и всепобеждающую силу, – теперь знамения креста Господня, за малыми исключениями, почти нигде уже не увидишь, даже на зданиях, которые претендуют на именование себя «христианскими храмами». А нередко он изображается, вместе с Распятым на нем, в совершенно недопустимом, просто кощунственном виде, как бы с нарочитой целью поругания его.

Но сверх этого, полного почти изгнания креста Господня из современной жизни, в самое последнее время начался и открытый вражеский поход на Распятого на кресте Господа, с явно-тенденциозной целью – унизить и дискредитировать в глазах современных людей самое Его Распятие, столь для нас спасительное, коим совершилось великое Таинство Искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти.

В разных органах печати, на разных языках то и дело пишутся теперь статьи и издаются брошюры и целые книги с злостною целью – представить историю Распятия Христова совсем в ином виде, нежели мы это знаем из Евангелия. В Евангелии, мол, в позднейшие времена появились вставки и искания, извратившие будто бы первоначальный смысл повествования. Эти «фабриканты» нового, современного («экуменического», как некоторые из них сами его называют) «евангелия» договорились даже до того – страшно сказать и повторять это! – что Христос-Спаситель был казнен через распятие на кресте по почину самого римского прокуратора Понтия Пилата, как обыкновенный государственный преступник, за то, что он пытался поднять вооруженное возстание против римской власти, причем это сопровождается иногда таким нелепым вымыслом, будто разбойник Варавва был Его единомышленником и сообщником. А дозволенное недавно какому-то газетному редактору «тщательное обследование» известной Туринской плащаницы якобы «установило» к тому же, что Христос на кресте не умирал, так как был завернут в плащаницу еще живым.

Когда все это говорят и пишут исконные и сознательные враги христианства, это нисколько не удивительно, хоть и распоясались они в последнее время до полного неприличия и уже не знают пределов своей наглой лжи, – но нас не может не поражать до самой глубины души, что в переживаемое нами время находятся люди, называющие себя «христианами» и даже носящие звание христианских священнослужителей, причем порою с весьма высоким положением, которые охотно идут навстречу всей этой ужасной, подлинно-сатанинской, лживой пропаганде. В сущности ведь, в какой-то мере на этот путь стал недавно и столь нашумевший Второй Ватиканский Собор, после которого, как бы в виде возмездия за это, начался настоящий внутренний развал казавшегося прежде столь монолитным здания римского католицизма.

Одновременно с этим, все более и более ширится пропаганда против самого христианства, как якобы не оправдавшего надежд, возлагавшихся на него человечеством: оно, мол, «обмануло» людей, обещав им «мир на земле», а мира этого не дало. «А вот мы», – говорят эти враги креста Христова: «поставили себе задачей – установить этот мир и создать общее благоденствие и надеемся достигнуть этого в ближайшем будущем: нам не хватает пока только «вождя», но он скоро придет."

Не ясно ли, о каком «вожде» идет здесь речь?

Ведь это несомненно будет тот, о котором предрек Сам Христос-Спаситель неверовавшим в Него иудеям: «Аз приидох во Имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете»  (Иоан. 5, 43).

Это, конечно, будет тот, который, по предречениям Свв. Отцев, будет стараться «заменить» людям Христа – быть им «вместо» (­анти) Христа и затем будет «против» Христа – яростным противником его  («анти» ведь и имеет этот двоякий смысл: «вместо» и «против»).

Отсюда каждому вдумчивому благоразумному человеку должно быть ясно, из какого первоисточника идет вся эта отвратительная современная пропаганда против креста Господня и Распятого на нем нашего Господа и Спасителя!

Ясным должно быть и то, какие задания ставит себе эта пропаганда!

Но вот, что действительно страшно: это то, что не мало теперь христианских и даже православных священнослужителей, которые, ради денег, снискания себе популярности и карьеры, в большей или меньшей степени, так или иначе, открыто или прикрыто, «идут в ногу» с этой антихристианской – антихристовой пропагандой, или... упорно молчат о ней, не желая предостерегать свою паству от нее, и даже другим запрещают говорить об этом, конечно, делая это в угоду «кому-то». Закрывая глаза на все к небу вопиющие факты, они как-будто охотно мирятся со всеми этими уродливыми явлениями антихристианской современности, предлагая иногда деятелям ее даже свое сотрудничество, а проповеди свои говорят на чисто-отвлеченные темы, нисколько не касаясь конкретных ужасов, какие сейчас в мире происходят. Они словно ничего не видят и не слышат.

Какой страшный ответ понесут они за это молчание, которым подлинно «предается Бог», по выражению великого святителя Григория Богослова!

Ведь Господь поставил пастырей быть «стражами дома Израилева», то есть вверенной им паствы, по слову Писания, и «взыщет кровь» всех заблудившихся и сбившихся с правого пути «от руки их» (Иезек. 3, 17).

Как же тогда можно молчать о том, о чем сейчас, кажется, самые камни готовы возопиять!

И уж совсем жутко, когда служители Церкви полностью солидаризируются с лютыми врагами Христа-Спасителя, вступая с ними в те или иные соглашения, делая им те или иные уступки и даже лицемерно объясняясь им в любви и восхваляя их, как своих друзей, благодетелей и покровителей.

На этот жуткий путь – путь лицемерной лжи, которой не должно быть места в истинной Церкви Христовой, в свое время, у нас, в нашей порабощенной безбожниками России стало «сергианство», последовательным продолжением коего является нынешняя «московская патриархия». Какое страшное предательство креста Христова в пресловутой «Декларации» Нижегородского Митрополита Сергия от 1927 года и в неоднократных заявлениях его и патриарха Алексия, что богоборческая коммунистическая власть есть «власть от Бога» и что ей нужно «выразить благодарность за заботы о нуждах православного населения»!

По такому же приблизительно пути, быть может, только иногда в более смягченных формах, пошло и иерархическое руководство других поместных православных церквей, оказавшихся на территории коммунистических стран.

Не решаемся строго судить их, ибо не всякий способен на подвиг исповедничества и мученическую смерть, но более чем странно, живя на свободе, оправдывать и даже одобрять такой путь, делая себя, таким образом, участником в их преступной лжи.

Впрочем, едва ли, однако, многим лучше в странах так называемого «свободного мира», где нет пока такого открытого кровавого гонения на крест Христов и его верных последователей. И здесь наблюдается какая-то «несвобода» – какая-то связанность многих представителей церковной иерархии, какая-то подчиненность, какая-то зависимость их от врагов креста Христова. Мощным орудием этих врагов стало столь модное теперь «экуменическое движение», которое в самое последнее время достаточно ярко выявило свое антихристианское лицо, прикрывая его лукаво обольстительным для многих лозунгом «христианской любви» и всеобщего «единения».

Особняком стоит пока наша Русская Зарубежная Церковь, но, конечно, более чем наивно думать, что она может быть оставлена «вне поля зрения» врагов креста Христова. Тут, с нашей стороны, требуется самая строжайшая бдительность и принятие самых решительных мер к пресечению всяких малейших попыток как-то подчинить нас себе. Всякое легкомыслие и чрезмерная наивная доверчивость тут непростительны! Не может быть у нас никакого общения ни с явными ни с тайными врагами креста Христова ни на религиозной почве, ни на бытовой. Не безопасно сотрудничество с ними и на почве «благотворительности», ибо деньги всегда сохраняют свою способность «покупать» и делать совесть человека «эластичной».

Надо всегда помнить: служение Церкви богоборческой власти или антихристианскому экуменизму – все равно! – это отказ ее от Христова оружия – креста Господня, это – духовная капитуляция, сдача в плен врагу Божию и врагу человеческого спасения – диаволу. Одна внешняя видимость Церкви, хотя бы и очень пышная и наружно-привлекательная, это еще – не Церковь истинная, какой единственно Церковь должна быть.

Об этом так предрекал, говоря о последних временах, наш великий российский светильник святитель Феофан, Вышенский Затворник: «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри жеотступление истинное»  (Толков. на посл. Сол. 2-ое гл. 2).

Остановить это «Отступление» немощною рукою своею, по словам другого нашего духоносного наставника святителя Игнатия (Брянчанинова), мы безсильны, ибо оно – «попущено Богом», но«устраниться, охраниться от него» мы должны. А для этого надо «ознакомиться с духом его, изучить его, чтоб по возможности избегнуть влияния его»  («Отечник» стр. 549).

Вот почему молчать в наше время о совершающемся на наших глазах Отступлении – преступно и перед самими собою и перед нашими ближними.

У нас свой – прямой и честный путь, от которого не должно быть никаких, ни малейших отклонений.

Никаких компромиссов с совестью, тем более ради временных благ этой жизни!

В нынешнее страшное время повсюдного уже гонения на наше великое и спасительное знамение – Крест Христов, не только не позволим себе как-то стыдиться его, в угоду «кому-то», но наоборот: вооружимся им, готовя себя на исповеднический подвиг, если понадобится, даже до смерти, взывая мысленно вместе со св. Апостолом Павлом: «Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру»  (Гал. 6, 14).

И, взяв каждый «крест свой», как призывает нас Христос-Спаситель, пойдем за Ним этим нашимпрямым и честным путем, ныне совсем особым, отдельным путем, отличным от других, ставших отступниками креста Христова.

А как идти этим путем, св. Церковь ясно указывает нам в 4-ую и в 5-ую недели Великого поста. Тут указаны нам два пути, сливающиеся в один: в 4-ую неделю памятью преподобного Иоанна Лествичника указывается в его славной «Лествице» незаблудный путь Богоугождения, а в 5-ую неделю памятью преподобной Марии Египетской указывается путь покаяния, который после отклонения от пути Богоугождения, вновь приводит нас на путь спасения.

Итак, несмотря на все подлинно-страшное, совершающееся сейчас в мире, не взирая ни на каких отступников, даже в нашей собственной среде, будем только твердо помнить, что Крест Христов – этонаше знамя и, одновременно, наше непобедимое оружие и, что, в конечном итоге, Кресту Христову принадлежит окончательная и полная победа над всеми силами современного мирового зла, что Крест Господень – наша слава и утверждение, и упование на него нас никогда не посрамит.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle